Непропуск пешехода на пешеходном переходе, сумма штрафа с 2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Непропуск пешехода на пешеходном переходе, сумма штрафа с 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В ноябре 2020 года тексты ПДД и КоАП просто привели в соответствие. Ранее Правила предписывали пропустить пешеходов, а в соответствии с Кодексом инспектор мог оштрафовать за то, что водитель не уступил дорогу, т.е. не предоставил возможность пересечь дорожную часть, хотя гражданин обладает таким преимуществом. Во-вторых, в ПДД не было описано, что значит «пропустить пешехода».

Движение пешеходов на проезжей части

Рассмотрим следующее изменение, которое также внесено в пункт 4.1:

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, средство индивидуальной мобильности, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

В отличие от обычных пешеходов, которые должны идти по проезжей части навстречу автомобилям (по левой стороне дороги), пешеходы, ведущие СИМ, должны идти вместе с попутными транспортными средствами (по правой стороне дороги).

Виды пешеходных переходов?

Подобные дорожки для людей бывают разными в зависимости от способа пересечения проезжей части. Правила разделяют переходы на следующие типы:

  • Регулируемые. Расположен на территории проезжей части, а движение по нему регулируется при помощи светофора.
  • Нерегулируемый. Зебра на дороге имеется, но движение по ней не регулируется при помощи светофора. В данном случае пешеход имеет приоритет.
  • Надземный или подземный. Это инженерное сооружение, внутри которого перемещаются пешеходы, пересекая проезжую часть на удалении от автомобилей. Подобные сооружения позволяют людям наиболее безопасно перейти дорогу и не попасть под колеса автомобиля.

Не пропустил пешехода: штраф и нюансы

С 10 ноября в 12 Главу КоАП официально внесены определенные изменения. Ключевые изменения касаются роста штрафных санкций за отказ пропустить пешеходов.

В первую очередь следует остановиться на статье 12.18, которая регулирует наказание за не предоставление необходимого преимущества. Причем относится это не только к пешеходам, но и, например, к велосипедистам.

В данной статье отмечается, что в случае, если пешеход имеет преимущество, а его не пропустили, водителя транспортного средства ждет штраф в диапазоне от 1500 до 2500 рублей. Эти суммы будут актуальны и в 2018 году.

Какую именно сумму следует вынести в качестве наказания, решает инспектор. Он должен брать во внимание существующие факторы смягчающего типа. Например, если водитель первый раз в жизни наказывается за данное правонарушение, штраф составит сумму в 1500 рублей — будет минимально допустимым.

Когда нужно уступить дорогу пешеходу?

В новых правилах изменили трактовку движения автомобилей по нерегулируемым переходам. Раньше правила требовали пропустить пешехода. Сейчас формулировка гласит «уступить дорогу». В чём разница? Раньше пропускать нужно было пешехода, если он уже ступил на дорогу. Сейчас же даже если пешеход только подходит к переходу, нужно остановиться и пропустить его. Иначе считается, что действия водителя могут заставить пешехода изменить скорость или траекторию движения. А это правилами определяется как помеха для движения пешехода.

Таким образом, новшества в ПДД направлены на защиту пешехода и расширение его прав.

Проехать переход можно только, когда пешеход находится далеко от края дороги или стоит на тротуаре возле перехода, но разговаривает по телефону и явно не собирается переходить улицу.

Читайте также:  Минимальный размер алиментов на двух детей

Ответственность за не предоставление преимущества пешеходу

Статья 12.18 КоАП не предусматривает какого-либо разграничения по объективной стороне правонарушения. В любом из случаев, за нарушение правил предоставления преимущества к водителю будут применены меры административной ответственности. Санкция предусматривает штраф от 1500 до 2500 рублей.

Ответственность может наступить только, когда у водителя была прямая обязанность предоставить преимущество. Про конкретные случаи было рассказано раннее в статье. Поэтому, штраф за нарушение на переходе 2023 будет полностью законным.

ВНИМАНИЕ !!! В случае, если человек пересекает проезжую часть вне установленного для этого места, водитель не обязан предоставлять ему преимущество. Поэтому штраф за отказ от пропуска пешехода вне перехода 2023 или в ином неподходящем месте не может быть законным основанием.

Стоит отметить, что для применения санкций административного права необходимо доказать, что его действия принесли неудобства непосредственно для пешехода. Для этого следует требовать его привлечения в качестве свидетеля и просить с него дачу показаний. В большинстве случаев это невозможно и на этом основании можно отменять наложенные штрафы.

Однако в любой из вышеперечисленных ситуаций водитель может понести ответственность за совершение наезда на человека. В этом случае ответственность будет варьироваться от степени причинённого вреда. За вред легкой и средней тяжести водителю грозит крупный штраф и лишение права управлять транспортным средством до 2 лет.

ВНИМАНИЕ !!! Если столкновение привело к тяжким последствиям или смерти человека – наступает уголовная ответственность. Уголовное законодательство допускает лишение свободы до 5 лет, а для лица, находящегося в состоянии опьянения до 9 лет.

Обязательным признаком преступления является наличие вины, однако доказать обратное – свою невиновность практически невозможно.

Что значит «уступить дорогу» пешеходу в ПДД?

Наиболее сложный вопрос в рассматриваемой теме – формулировка понятия «уступить дорогу», а именно, в какой момент будет считаться, что пешеход уже на зебре, а водитель не остановился.

Разумеется, мнения участников движения и инспекторов ГИБДД по этому поводу различаются. Поэтому законодатели пытаются дать расширенные толкования термина, к сожалению, не всегда удачно.

Прежде всего, пункт 14.1 ПДД РФ обязывает водителя уступить дорогу пешеходам, переходящим зебру или вступившим на дорогу. Это уже сужает пределы возможных трактовок, но все же понятие «вступивших на проезжую часть», особенно на многополосных двусторонних шоссе, не дает точного понимания.

В общих положениях Правила дорожного движения дают формулировка понятие «уступить дорогу». Согласно ей, это:

Требование к водителю (в общем случае – ко всем участникам движения) не начинать или не продолжать движение, если такие действия могут привести к изменению направления или скорости движения других участников (в нашем случае – пешеходов), имеющих в данный момент преимущество.

Разновидности переходов

ПДД рассматривает нерегулируемый пешеходный переход, равно как и регулируемый. Переход понимается законодателем как место на дороге, оснащённое специальной разметкой. В такой местности устанавливается звуковой сигнал и знаки, чтобы пешеходы имели возможность передвигаться по трассе в безопасных условиях. Зачастую на таких участках устанавливаются светофорные аппараты. Правые нормы указывают на то, что отсутствие на дорожном полотне рассматриваемых знаков говорит о невозможности пересекать проезжую часть в этом месте.

Перекрёсток также может являться местом расположения переходов. Такой пункт содержится в законодательных положениях. Расположен он может быть и на иных участках трассы. Как и в Европе закреплено, что ширина переходов должна быть равна такой разметке, как зебра. Если же указанный тип разметки отсутствует на дорожном полотне, автомобилист понимает, что перед ним переход благодаря установленным знакам. На таких табличках изображаются чёрными красками человек, который переходит по зебре. Знак имеет форму прямоугольника, он синего цвета. В нём выделен треугольник белой цветовой гаммы.

На практике выделяют несколько разновидностей переходов. Они устанавливаются с целью пропустить пешехода с одной стороны дороги на другую.

К ним отнесены:

  • нерегулируемые такие пешеходные переходы;
  • регулируемые.

Каждая разновидность требует отдельного рассмотрения.

Штрафы для водителей за пешехода

Штрафы за нарушение правил проезда пешеходных переходов повышаются постоянно. Применение увеличенных финансовых санкций к водителям позволило существенно снизить количество жертв на дорогах.

В 2021 году штраф за непропуск пешехода составляет от 1,5 до 2,5 тыс. рублей. Эти суммы указаны в 12.18 КоАП РФ.

Год Размер штрафа
2014 1,5 тыс. р.
2021 1,5–2,5 тыс. р.
Читайте также:  Может ли одинокая женщина усыновить ребенка в России в 2022 году

При наличии существенного диапазона в сумме штрафа инспектор ГИБДД может выбрать конкретный размер наказания за непропуск пешехода. Отягощающим обстоятельством являются наличие подобных нарушений в прошлом. Если водитель не раскаивается в содеянном, это обстоятельство тоже послужит причиной назначения максимального штрафа. В противном случае, когда нарушение правил не могло привести к серьезной аварии и автолюбитель признал свою вину, назначается наказание в размере 1,5 тыс. рублей.

Если переход пересекает трамвайные пути

До недавнего времени данная ситуация была весьма спорной. В связи с этим в Правилах дорожного движения обновился термин «пешеходный переход». Как было упомянуто выше, это понятие подразумевает участок дороги (в том числе и трамвайных путей), который оснащен знаками, разметкой, звуковой сигнализацией и предназначен для безопасного пересечения проезжей части прохожими. Ранее участок с рельсами, пересекающийся с зеброй, не давал преимущества пешеходам.

Согласно нововведению, водители трамваев обязаны пропускать прохожих. Однако последние должны осознавать, что данное транспортное средство имеет огромную массу и его нелегко остановить в экстренном случае. Согласно ПДД, и пешеходы, и водители являются участниками дорожного движения, при этом каждый из них должен удостовериться в безопасности планируемых действий.

Приведем несколько примеров судебной практики по вопросу непропуска пешеходов:

  • Красноярский краевой суд встал на сторону водителя и удовлетворил его жалобу. Она была подана на постановление сотрудника ГИБДД, что помехи пешеходу не было, а сотрудник отказался оформить протокол, несмотря на несогласие с п. 14.1. Кроме этого, инспектор не опросил свидетеля. Чтобы доказать свою невиновность, водитель показал запись видеорегистратора. Суд принял во внимание, что водитель уступил дорогу, хотя оба участника пересекали дорогу по «зебре» в одно время.
  • Новосибирский областной суд не стал отменять постановление о наказании водителя, и не учел аналогичные доказательства водителя.

Существуют определенные штрафы пешеходам за нарушение ПДД.

Вот самые распространенные ситуации и размер штрафа за них:

  1. Простое нарушение пешеходом ПДД, например, переход дороги в неположенном месте, автоматически влечет за собой специальное предупреждение или наложение денежного штрафа в размере 500 рублей.
  2. Нарушение правил дорожного движения, которое повлекло помехи для движения или стало причиной легкой или средней тяжести вреда здоровью, размер штрафа может составлять тысячу рублей.

При возникновении желания перейти дорогу в неправильном месте и иным образом нарушить правила, стоит помнить не только о возможных назначенных штрафах, но об опасности для здоровья и жизни.

Пешеходный переход изначально является местом риска, даже при соблюдении правил есть вероятность оказаться под колесами авто, что уж говорить о переходе дороги без соблюдения установленных правил.

Чётко определены правила проезда пешеходного перехода

Написать комментарий

      С развитием автотранспорта происходила эволюция дорог, и получилось так, что их большая часть была отдана средствам передвижения. Почти сразу возникли проблемы: нужны были места, где любители пеших прогулок могли бы пересекать улицы без риска для жизни и здоровья. Первыми «ласточками» были наземные переходы. Одно время для их обозначения не нашли ничего лучше установки металлических кружков прямо под ногами, после появилась дорожная разметка типа «зебра».

      В 2010 году в Правила дорожного движения внесли изменения, разрешающие использовать достижения современных технологий, а также дополнительные знаки и разметку. Знаки стали оборудовать световой анимацией, желто-зеленым кантом с отражающими свойствами, а над проезжей частью стал вывешиваться дублирующий знак. Также рисунок «зебры» помимо белых дополнен желтыми полосами. С тех пор возле пешеходных переходов возможна установка стробоскопов желтого цвета, а на проезжей части правила допускают «лежачих полицейских» или шумовые полосы.

      Пешеходные переходы бывают:

      • Подземными.
      • Надземными.

      Надземными называют те участки, на которых изображены «зебры». Они необходимы для безопасного движения людей с одной стороны дороги на другую. В некоторых случаях они могут быть обозначены иными знаками.

      Читайте также:  Сдача документов в архив организации

      Распространенным вариантом в городах является пешеходный переход без регулирования. В этом случае не предусмотрены светофоры, потому что водители должны пропустить тех, кто пересекает траекторию движения ТС. Как правило, они устанавливаются там, где имеется небольшой поток машин.

      Когда перед пешеходным переходом есть светофор, проблем с тем, как и когда переходить дорогу, не возникает.

      Уступать следует всем пешеходам, имеющим преимущество. Зафиксированное нарушение этого правила приводит к получению штрафа, который заставляет думать о своих маневрах в будущем. Если действия водителя нельзя доказать, то наказания может не последовать.

      Самым очевидным обстоятельством, когда следует пропускать человека, является зеленый сигнал светофора для пешеходов. Если им загорится красный, то автомобилист обязан дождаться, когда переходящие дорогу люди закончат маневр, и только потом двигаться. Штраф за непропускание в таком случае станет не единственным. За проезд на запрещающий сигнал светофора его дополнят наказанием, подразумевающем лишение водительских прав на длительный срок при неоднократном нарушении.

      Последние изменения в ПДД

      Согласно новым законам п. 14.1 ПДД регламентировано, что шофер автотранспорта, близящегося к нерегулируемому пешеходному переходу, должен понизить скорость, чтобы не препятствовать переходу через зебру пешеходов, переходящих проезжую часть дороги или же вступивших на неё. В прошлых же законах Российской Федерации правило соответствующего пункта трактовалось таким образом, что водитель обязан был заблаговременно остановиться и уступить проезжую часть пешеходам, переходящим проезжую часть шоссе, по нерегулируемому пешеходному переходу.

      Кроме этого, в согласовании с новыми инструкциями п. 14.1 ПДД, шофер автотранспортного средства, находящийся вблизи с неконтролируемым пешеходным переходом, обязан убавить скорость или затормозить, чтобы пропустить пешеходов не только лишь переходящих по пешеходному переходу, но и только вступивших на него с целью исполнения перехода.

      Видеорегистратор и свидетель

      Если вы не помешали пешеходу, то нарушения нет. Доказать, что пешеходу вы не помешали, довольно сложно. Помочь может запись с видеорегистратор или опрос пешехода, которому вы помешали или не помешали, но в большинстве случаев инспектор не станет привлекать пешехода и запись смотреть не станет, разве только убедится в том, что у вас нет «железных» доказательств — на записи ничего не видно.

      Если доказательств нет, то оспорить в суде всё довольно сложно, так как есть такой термин «НОНД СП», который расшифровывается как «нет оснований не доверять сотруднику полиции». И ведь на самом деле по закону сотрудник полиции объективен и ему нет никакого интереса привлекать к ответственности невиновного водителя, если, конечно, вы не сможете доказать обратное.

      Штраф за пешехода — доказать невиновность

      Если вам грозит штраф за то, что вы не пропустили пешехода, доказать свою невиновность вполне возможно. Например, необходимо самого пешехода привлечь в качестве свидетеля и утверждать, что он выскочил на дорогу, не оценив ситуацию. Такой способ подойдет, если нарушение не было зафиксировано камерами.

      Если же инспектор не может позвать пешехода, потому что тот далеко ушел, значит нарушения нет, поскольку нет пострадавшей стороны. Вы можете смело доказывать, что никому не создавали помех в движении.

      Это же относится и к тем случаям, когда люди резко появляются на проезжей части, выходя из трамвая. Согласно ПДД они обязаны оценивать дорожную ситуацию, прежде чем ступить на дорогу. Водители же не обязаны каждый раз тормозить, когда трамвай или маршрутка подъезжают к остановке.

      Тем не менее, соблюдение этих простых правил и постоянная бдительность помогут вам в будущем избежать не только штрафов, но и ДТП.

      Видео: Что нужно знать, когда на пути переходит дорогу пешеход?

      Зебра предназначена для безопасного пересечения дороги пешеходами. Однако, она не является спокойной зоной. Согласно новому закону, водитель может получить штраф за пешехода на переходе, в случае не пропуска. Однако, если сам пешеход нарушает правила, ему тоже можно наказать санкциями.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *