Налог на воду из скважины на участке: платить или не платить?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на воду из скважины на участке: платить или не платить?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).
По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.
-
При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
-
При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.
-
При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.
-
При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.
Ставки водного налога согласно НК РФ установлены в рублях за единицу налоговой базы.
Ставки зависят от вида водопользования и устанавливаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям:
-
при заборе воды мира;
-
при использовании акватории;
-
при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
-
при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях;
-
при заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. В случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как 1/4 утвержденного годового лимита.
Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается:
-
с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно — в размере 81 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
-
с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно — в размере 93 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
-
с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно — в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
-
с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно — в размере 122 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
-
с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно — в размере 141 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
-
с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно — в размере 162 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
-
с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно — в размере 186 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
-
с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно — в размере 214 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
-
с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно — в размере 246 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
-
с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно — в размере 283 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
-
с 1 января по 31 декабря 2025 года включительно — в размере 326 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.
Начиная с 2026 года ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения определяется ежегодно путем умножения ставки водного налога для этого вида водопользования, действовавшей в предыдущем году, на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.
Пример расчета водного налога по забору воды
Предположим, что организация имеет лицензию на забор воды для нужд производства из скважины, расположенной в бассейне реки Печора и оборудованной средствами измерения объемов воды. Квартальный лимит водопользования составляет 320 000 куб. м. Организация за 1-й квартал 2021 года осуществила забор 360 000 куб. м воды. Рассчитаем сумму водного налога за 1-й квартал 2021 года.
В течение квартала организация допустила забор сверхлимитного объема воды. Его величина составляет:
360 000 — 320 000 = 40 000 куб. м.
Из-за наличия сверхлимитного объема налог будет складываться из двух составляющих:
1. По объему в пределах лимита налог составит:
320 000 куб. м × 300 руб. / 1 000 куб. м × 2,66 = 255 360 руб.,
320 000 куб. м — объем воды в рамках лимита водопользования;
300 руб. — ставка, установленная подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ для 1 000 куб. м объема забранной воды;
2,66 — коэффициент, применяемый к ставке для 2021 года согласно п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ.
2. По объему сверх лимита налог составит:
40 000 куб. м × 300 руб. / 1 000 куб. м × 2,66 × 5 = 159 600 руб.,
40 000 куб. м — объем воды сверх лимитированного значения;
300 руб. — ставка, установленная подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ для 1 000 куб. м объема забранной воды;
2,66 — коэффициент, применяемый к ставке для 2021 года согласно п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ;
5 — коэффициент, применяемый к ставке для сверхлимитного объема в соответствии с п. 2 ст. 333.12 НК РФ.
Таким образом, за 1-й квартал 2021 года организации в срок до 20.04.2021 придется уплатить в бюджет сумму водного налога, равную:
255 360 + 159 600 = 414 960 руб.
Какая глава Налогового кодекса регулирует взимание водного налога
Порядок определения размера водного налога прописан в гл. 25.2 НК РФ. Водный налог должны платить пользователи следующих водных объектов: морей (и их отдельных частей, например, проливов, бухт, лиманов), рек, озер, болот, родников, гейзеров, ледников.
Водный налог был внедрен в экономическую практику страны в 2005 году. Поступления от него направляются в федеральный бюджет.
Чтобы использовать водные ресурсы государства, сначала нужно получить специальное разрешение:
- До 2007 года такие разрешения выдавались на основании постановления Правительства РФ от 03.04.1997 № 383.
- С 2007 года лицензии выдаются согласно положениям Водного кодекса РФ. Разрешительные документы, предоставленные до появления Водного кодекса, действительны до тех пор, пока не закончится срок их действия.
В 2015 году в статьи НК РФ, регулирующие водный налог, были внесены поправки — появились повышающие коэффициенты. Согласно внесенным поправкам к 2025 году налог вырастет в 4,5 раза, а по добыче минеральной воды дополнительный коэффициент увеличит его в 10 раз.
С каким коэффициентом рассчитывается водный налог в 2017 году, узнайте из сообщения «Водный налог 2017: что нового?».
Ответственность за налоговые нарушения
Ответственность за неуплату водного налога предусмотрена статьями 119 «Непредставление налоговой декларации» и 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» НК РФ.
За непредставление декларации в установленный срок грозит штраф в размере 5% от неуплаченной суммы налога за каждый полный и/или неполный месяц просрочки. При этом сумма штрафа не может быть менее 1 000 рублей и более 30%.
В случае грубого нарушения правил учета доходов и расходов объекта налогообложения в течение одного налогового периода будет взыскан штраф 2 000 рублей (при условии, что отсутствуют другие налоговые правонарушения). Если же неправильно учтены налоги более чем за один налоговый период, размер штрафа составит 30 000 рублей. В случае когда нарушения повлекли занижение налоговой базы, грозит штраф 20% от суммы неуплаченного налога (не менее 40 000 рублей).
Грубыми нарушениями считаются:
- отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, счетов-фактур, налогового учета;
- систематическое (более 1 раза в течение календарного года) неправильное или несвоевременное отражение денежных средств, операций, финансовых вложений, материальных ценностей, нематериальных активов на счетах бухучета, в отчетности хозяйственных операций и/или в регистрах налогового учета.
Использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях
При использовании водного объекта для сплава древесины в плотах и кошелях налоговую базу рассчитайте по формуле:
Налоговая база | = | Объем древесины, сплавляемой в плотах и кошелях (тыс. куб. м) | × | Расстояние сплава (км) : 100 |
Такой порядок содержит пункт 5 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.
Пример расчета водного налога по забору воды
Предположим, что организация имеет лицензию на забор воды для нужд производства из скважины, расположенной в бассейне реки Печора и оборудованной средствами измерения объемов воды. Квартальный лимит водопользования составляет 320 000 куб. м. Организация за 1-й квартал 2020 года осуществила забор 360 000 куб. м воды. Рассчитаем сумму водного налога за 1-й квартал 2020 года.
В течение квартала организация допустила забор сверхлимитного объема воды. Его величина составляет:
360 000 — 320 000 = 40 000 куб. м.
Из-за наличия сверхлимитного объема налог будет складываться из двух составляющих:
1. По объему в пределах лимита налог составит:
320 000 куб. м × 300 руб. / 1 000 куб. м × 2,31 = 221 760 руб.,
где:
320 000 куб. м — объем воды в рамках лимита водопользования;
300 руб. — ставка, установленная подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ для 1 000 куб. м объема забранной воды;
2,31 — коэффициент, применяемый к ставке для 2020 года согласно п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ.
2. По объему сверх лимита налог составит:
40 000 куб. м × 300 руб. / 1 000 куб. м × 2,31 × 5 = 138 600 руб.,
где:
40 000 куб. м — объем воды сверх лимитированного значения;
300 руб. — ставка, установленная подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ для 1 000 куб. м объема забранной воды;
2,31 — коэффициент, применяемый к ставке для 2020 года согласно п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ;
5 — коэффициент, применяемый к ставке для сверхлимитного объема в соответствии с п. 2 ст. 333.12 НК РФ.
Таким образом, за 1-й квартал 2020 года организации в срок до 20.04.2020 придется уплатить в бюджет сумму водного налога, равную:
221 760 + 138 600 = 360 360 руб.
Коэффициенты, применяемые к ставкам
С 2015 года ко всем базовым ставкам (кроме относящихся к водоснабжению населения) применяется обязательный для всех плательщиков налога повышающий коэффициент, величина которого на каждый год из периода 2015–2025 установлена в определенном значении. Для 2020 года он равен 2,31.
Для ставок по водоснабжению населения коэффициенты не используются, но на период 2015–2025 годов предусмотрено планомерное ежегодное увеличение их конкретных рублевых значений. Для 2020 года действует ставка 162 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды(п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Эта ставка применяется во всех субъектах РФ.
С 2026 года для всех видов забора воды (включая водоснабжение населения) будет действовать единый подход в отношении ежегодной корректировки величины ставки. Применяемый к ней коэффициент станет расчетным, зависящим от изменения уровня потребительских цен.
Помимо вышеописанного коэффициента, может возникать необходимость в использовании еще нескольких коэффициентов, применяемых к ставке, когда:
- превышен лимит отбора воды из объекта — он равен 5 и относится к ставке, действующей в части объема превышения;
- отсутствуют средства для измерения объемов забираемой воды — он равен 1,1;
- добытая вода перепродается — он равен 10.
Применение трех последних коэффициентов не отменяет обязательного ежегодного коэффициента. То есть, определяя конечное значение ставки, все коэффициенты, в применении которых есть необходимость, придется перемножить.
Как рассчитывается налог
На водный налог ставка не может быть единой для всех обстоятельств, поскольку условия взимания налога совершенно разные. Размеры ставок прописаны в статье 333.12 Налогового кодекса РФ.
При заборе воды она измеряется в рублях за 1 тыс. куб. м и имеет двухслойную структуру: сначала она установлена для экономических районов, а внутри таких районов – в соответствии с бассейнами озер и рек. Морская вода имеет тоже разную стоимость – все зависит от расположения моря.
При использовании акватории ставка налога измеряется в тыс. рублей за 1 квадратный километр и тоже зависит от экономического района.
При заборе воды для электроэнергетики ставка измеряется в рублях за 1 тыс. кВтч, для лесосплава – в рублях за 1 тыс. куб. м сплавленной древесины на 100 км. В обоих случаях ставки разнятся в зависимости от морей, озер и бассейнов рек.
Важно, что на водный налог ставка устанавливается на год. Это означает, что при определении суммы платежа за квартал надо будет исчислять его как процент от суммы годового налога.
Базы по используемым водам плательщики подсчитывают индивидуально:
- при подъеме вод – водоресурсы, извлеченные за отчетный интервал;
- при ресурсопользовании за базу по сбору принимают ее площадь.
Если вывода воды для нужд гидроэлектростанций не было, базу определяют, как выработанную электрическую энергию за интервал отчета.
Лесосплавные фирмы базу подсчитывают так:
ЧД*С/100
Где:
- ЧД – число деревьев, сплавленных за интервал отчета в тысячах кубометров;
- С – протяженность пространства вод в километрах.
От разновидности применения массивов вод зависит подсчет сбора. При заборе воды, налоговая база по водному налогу определяется так:
- Подсчитывают число поднятой воды за интервал отчета, опираясь на сведения приборов. Если приборы отсутствуют, то объем выявляют, опираясь на мощность и рабочее время техники. В остальных условиях применяют нормы потребления согласно стандартам.
- При питании электрической энергией соседних местностей расчет делают на основе количества выпущенной электрической энергии за отчетный промежуток.
При лесосплавлении, базу считают так:
W*Р/ 1 000
Где:
- W — количество дерева (в тыс. кубометров);
- Р — длина сплавного тракта (в километрах).
Как рассчитать и как оплачивать водный налог в 2021 году? Декларация по водному налогу
Величина водного налога рассчитывается пользователем самостоятельно. Арифметика достаточно проста и в 2021 году выглядит следующим образом:
Количество использованной воды*налоговая ставка*коэффициент 2,66
Например, жители СНТ Нефтяник (Московская область) за квартал израсходовали 5000 м3 воды из скважины общего пользования, в таком случае расчет налога за воду будет выглядеть следующим образом:
5 (поскольку ставка устанавливается за 1000 м3)*264руб.*2,66
Итого: 3511,2 руб.
Не забывайте, если вы превысили лимит водопользования, придется оплачивать повышенный тариф (пятикратный размер ставки).
Налоговая декларация по водному налогу подается по месту нахождения объекта. Форма данной декларации утверждена приказом Министерства Финансов РФ от 09.11.2015 г. № ММВ-7-3/497@.
Владельцы каких скважин должны платить налог
В своем письме Минфин обращает внимание на то, что плательщиками водного налога являются лица, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию. Согласно пункту 1.3 Инструкции Роскомнедр от 14.04.1994 не требуется оформление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд землевладельцев в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения, и если отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших родников).
Это положение относится и к использованию недр для водоснабжения индивидуальных приусадебных участков, небольших фермерских хозяйств, садовых участков и других мелких объектов.
Кроме того, статьей 19 Закона о недрах определено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право использовать для собственных нужд подземные воды, объем извлечения которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, без получения соответствующих разрешений (лицензий).
Под использованием для собственных нужд подземных вод в целях данной статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Скважина на своем участке: почему не стоит давать воду соседям и что грозит за глубину более 5 метров
Таки образом, делает вывод Минфин, при заборе воды из одиночных скважин и (или) колодцев с применением бытовых насосов, обустроенных собственниками и пользователями земельных участков, при использовании первого от поверхности водоносного горизонта, если такой водоносный горизонт не используется и не может быть использован для централизованного питьевого водоснабжения, водный налог не уплачивается.
Не уплачивается он и при заборе воды для пожаротушения. Согласно статье 53 Водного кодекса РФ забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве.
Письмо Минфина № 03-06-07-02/69203 от 07.08.2020.
Статья 333.12. Налоговые ставки
1. Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в следующих размерах:
1) при заборе воды из:
поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:
Экономический район | Бассейн реки, озера | Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м воды, забранной | |
из поверхностных водных объектов | из подземных водных объектов | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Северный | Волга | 300 | 384 |
Нева | 264 | 348 | |
Печора | 246 | 300 | |
Северная Двина | 258 | 312 | |
Прочие реки и озера | 306 | 378 | |
Северо-Западный | Волга | 294 | 390 |
Западная Двина | 288 | 366 | |
Нева | 258 | 342 | |
Прочие реки и озера | 282 | 372 | |
Центральный | Волга | 288 | 360 |
Днепр | 276 | 342 | |
Дон | 294 | 384 | |
Западная Двина | 306 | 354 | |
Нева | 252 | 306 | |
Прочие реки и озера | 264 | 336 | |
Волго-Вятский | Волга | 282 | 336 |
Северная Двина | 252 | 312 | |
Прочие реки и озера | 270 | 330 | |
Центрально-Черноземный | Днепр | 258 | 318 |
Дон | 336 | 402 | |
Волга | 282 | 354 | |
Прочие реки и озера | 258 | 318 | |
Поволжский | Волга | 294 | 348 |
Дон | 360 | 420 | |
Прочие реки и озера | 264 | 342 | |
Северо-Кавказский | Дон | 390 | 486 |
Кубань | 480 | 570 | |
Самур | 480 | 576 | |
Сулак | 456 | 540 | |
Терек | 468 | 558 | |
Прочие реки и озера | 540 | 654 | |
Уральский | Волга | 294 | 444 |
Обь | 282 | 456 | |
Урал | 354 | 534 | |
Прочие реки и озера | 306 | 390 | |
Западно-Сибирский | Обь | 270 | 330 |
Прочие реки и озера | 276 | 342 | |
Восточно-Сибирский | Амур | 276 | 330 |
Енисей | 246 | 306 | |
Лена | 252 | 306 | |
Обь | 264 | 348 | |
Озеро Байкал и его бассейн | 576 | 678 | |
Прочие реки и озера | 282 | 342 | |
Дальневосточный | Амур | 264 | 336 |
Лена | 288 | 342 | |
Прочие реки и озера | 252 | 306 | |
Калининградская область | Неман | 276 | 324 |
Прочие реки и озера | 288 | 336 |
Как рассчитывается налог?
Налогоплательщик рассчитывает сумму налога самостоятельно. Рассчитывается она так:
ВН = Налоговая база х Ставка налога (с учетом коэффициентов)
имеет лицензию на забор воды для нужд производства из скважины в бассейне реки Печора. Производство оборудовано средствами измерения объемов воды. Квартальный лимит водопользования — 320 000 м3. За 1-й квартал 2021 года «Водица» использовала 360 000 м3 воды. Как рассчитать ВН за 1-й квартал 2019 года?
Считаем. В течение квартала «Водица» превысила лимит забора воды. Его величина составляет:
360 000 – 320 000 = 40 000 м3
Теперь налог будет складываться из двух составляющих: плата за основной лимит и плата за сверхлимит.
Считаем плату за использованный лимит. Мы знаем его объем. Узнаем ставку для 1000 м3 забранной воды и годовой коэффициент.
320 000 м3 × 300 рублей ÷ 1 000 м3 × 2,01 = 192 960 рублей
Считаем сверхлимит по той же схеме. В конце умножаем сумму на 5.
Налогооблагаемая база
Особенностью водного налога является то, что для него не установлено единой ставки и базы. Законодательством определен перечень условий, от которых зависит размер этих показателей.
В водном налоге налоговой базой при этом является:
- Одна единица объема (то есть 1000 куб. м) – установлена для забора воды из объектов. Этот показатель определяется на основании данных измерительных приборов или (при их отсутствии) исходя из установленных норм ресурсопотребления.
- Одна единица произведенной электроэнергии (1000 кВт) – для обеспечения при помощи водных объектов работы гидроэлектростанций.
- Одна единица используемой площади (то есть 1 кв. км) – установлена для взятия воды из акватории водных объектов. Эта площадь определяется по данным договора или лицензии, предоставленной на пользование этими объектами. В данных документах обязательно должна указываться площадь разрешенного использования.
- Одна единица объема леса (1000 куб. м леса за 100 км сплава) – при использовании воды для лесосплава в кошелях и плотах.
В большинстве случаев для плательщиков устанавливаются законодательные лимиты для использования объектов – квартальные или годовые.
Порядок определения налоговой базы
Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого водного объекта, причем не имеет значения, относятся эти объекты к одному и тому же бассейну или экономическому району или нет.
При заборе воды налоговую базу нужно определять исходя из объема воды, забранной из водного объекта. Объем воды определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в Журнале первичного учета использования воды (форма ПОД-11 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) средствами измерений», форма ПОД-12 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) другими методами», форма ПОД-13 «Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод» ). В случае отсутствия таких приборов — исходя из времени работы и производительности технических средств. А если объем невозможно определить и таким образом — применяются нормы водопотребления (п. 2 ст. 333.10 НК РФ).
——————————-
Формы утверждены Минводхозом СССР по согласованию с ЦСУ СССР, Госкомгидрометом и Мингео СССР от 30.11.1982 N 6/6-04-453.
Если же в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, например при заборе воды из одной реки, но на территории разных экономических субъектов, то налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке. Это предусмотрено п. 1 ст. 333.10 НК РФ.