Особенности бухгалтерского учета субсидий
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности бухгалтерского учета субсидий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
За счет расходов учреждения начисляется НДС и с передачи имущества на безвозмездной основе. В бухучете применяют счет 401.20. В 15–17 разрядах счета указывают КВР 852, в 24–26-х – код КОСГУ 291. У счета-корреспондента 303.04 код КВР также фиксируют в 15-17 разрядах. Например, при безвозмездной раздаче сувенирной продукции налог начислят проводкой Д/т 852.2.401.20.291 К/т 852.2.303.04.731, его перечисление также зафиксируют увязкой 852 КВР 291 КОСГУ.
Порядок уплаты налога на имущество организаций
— устанавливается положениями 30 главы Налогового кодекса РФ и законами субъектов Российской Федерации. Налоговые ставки утверждаются региональными законами и не могут превышать 2,2 %. Уплата налога осуществляется за истекший год с внесением ежеквартальных авансовых платежей (если законом субъекта РФ не предусмотрено иное).
Налоговые расчеты по авансовым платежам сдаются не позднее 30 календарных дней после окончания квартала, налоговые декларации представляются до 30 марта года, следующего за истекшим.
В данной рубрике собраны материалы, посвященные нормативному регулированию, методике расчета, учета и составления отчетности по налогу на имущество организаций, в том числе в решениях 1С.
Объект налогообложения
Согласно ч. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
Напомним, что единый порядок ведения бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений установлен Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 157н).
Согласно п. 38 Инструкции N 157н к учету в качестве основных средств принимаются материальные объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг).
В соответствии с п. 36 Инструкции N 157н принятие к учету объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, в состав основных средств осуществляется на основании первичных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права (с момента государственной регистрации прав на указанный объект).
С учетом изложенного в случае отсутствия государственной регистрации права оперативного управления на объекты недвижимого имущества такие объекты не учитываются в составе основных средств. Следовательно, и платить налог на имущество организаций по указанным объектам не нужно.
В силу п. 4 ст. 374 НК РФ не признаются объектами налогообложения:
- земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
- имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ;
- объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов РФ федерального значения в установленном законодательством РФ порядке;
- ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;
- ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
- космические объекты;
- суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
- объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 .
Рубрика «Вопрос – ответ»
Вопрос №1. АО «Серафим» имеет представительство «Морской берег», расположенное в г. Сочи. «Морской берег» не имеет отдельного баланса, имущество «Морского берега» учитывается на балансе головного офиса АО «Серафим». Кто обязан оплачивать имущественный налог на собственность, находящуюся в распоряжении «Морского берега»?
Так как «Морской берег» не имеет отдельного баланса, то имущественный налог в данном случае оплачивает АО «Серафим».
Вопрос №2. Согласно инвестиционному договору, АО «Знамя» компенсирует ООО «Глобус» сумму имущественного налога. Имеет ли право «Знамя» учесть сумму компенсации в составе расходов при расчете налога на прибыль?
Так как «Знамя» в данном случае не выступает налогоплательщиком, а лишь компенсирует сумму налоговых расходов «Глобуса», то учесть данную сумму при расчете налога на прибыль «Знамя» не может.
Вопрос №3. Согласно договору лизинга, ООО «Метеор» выкупил у АО «Комета» сельхозоборудование и учел его у себя в балансе 12.08.16. Кто в данном случае выступает плательщиком имущественного налога?
Так как «Метеор» получил оборудование в собственность и отразил его на балансе, то эта организация («Метеор») получает обязательства по уплате имущественного налога.
Принципы исчисления и порядок организации расчетов с бюджетом по по налогу на добавочную стоимость
Налогоплательщики:
организации;
индивидуальные предприниматели;
лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе — налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Налоговый период: квартал – для налогоплательщиков, выручка которых за каждый из 3х месяцев квартала не превышает 2 млн рублей; месяц – для остальных.
Налоговая ставка: 0%,10%,18%.
Объектом налогообложения является:
Реализация товаров, работ, услуг на территории РФ;
Ввоз товаров на территорию России;
Выполнение строительно-монтажных работ для собственных нужд;
Передача на территории РФ товаров для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчеслении налога на прибыль организации.
Для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализованной продукции исчисленная:
— Исходя из свободных рыночных цен и товаров
— Исходя из оптовых цен и тарифов.
В том случае, если указанная стоимость продукции с учетом НДС, то для выделения суммы налога применяется ставка 16,67 % или 9,09%.
Характерными чертами налога являются:
Начисляется по добавленной стоимости, создаваемую на каждом этапе производства, определяется как разница м/у стоимостью реализованной продукции и стоимостью материальных затрат отнесенных на издержки производства, т.е. включенных в себестоимость продукции.
Налог бюджетный и федеральный регулируется законодательством РФ.
Налог как правило не включается в себестоимость(материальные затраты; амортизация основных фондов; прочие затраты; зарплата; ЕСН) выпускаемой продукции и поэтому не влияет на финансовые результаты деятельности предприятия, поскольку налог уплаченный поставщикам за сырье и материалы возмещается бюджетом, а налог начисленный на стоимость реализованной продукции и перечисленный в бюджет включается в цену реализации и т.о. возмещается покупателем.
Налог на НДС относится к группе косвенных налогов, т.к. не влияет на финансовые результаты от деятельности предприятия.
Порядок исчисления НДС.
Налог на добавочную стоимость исчисляется на активном сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Согласно плану счетов бухгалтерского учета сч. 19 может иметь следующие субсчета:
19/1 Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств;
19/2 Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам;
19/3 Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам.
НДС по приобретенным материальным ценностям, работам и услугам используемым для производственной деятельности на издержки производства и обращения не относятся, а учитываются на активном балансовом счете 19 «НДС по приобретенным ценностям».
По дебету счета отражается сумма налога по приобретенным в отчетном периоде материалам, основным фондам и услугам на отдельных субсчетах:
Отражены суммы НДС по приобретенным основным средствам, используемым для производства продукции (работ, услуг), облагаемой НДС.
Д 19/1 – К 60
Отражены суммы НДС по приобретенным нематериальным активам, используемым для производства продукции (работ, услуг), облагаемой НДС.
Д 19/2 – К 60
Отражены суммы НДС по приобретенным материально-производственным запасам, используемым для производства продукции (работ, услуг), облагаемой НДС.
Д 19/3 – К 60
По кредиту сумма НДС, списанная в отчетном периоде на расчеты с бюджетом, счета учета издержек производства и обращения или чистую прибыль предприятия в зависимости от целей на которые были использованы материальные ценности.
Остаток по дебету показывает сумму НДС по полученным но еще неоплаченным материальным ценностям и услугам.
Для выделения суммы НДС из цены приобретения и учета её на 19 счете необходимо чтобы приобретенные материальные ценности и услуги были получены и оприходованы, т.е. поставлены на учет в бухгалтерии. Для того, чтобы сумма НДС уплаченная при приобретении материальных ценностей была в расчетных документах была отдельно выделена сумма налога.
Если продукция не облагается НДС, следует приписка «без НДС».
Не списываются на расчеты с бюджетом сумма налога, уплаченного поставщиком.
По продукции, использованной на непроизводственные цели материальные ценности.
По материальным ценностям и услугам, использованным на производство, на изготовление продукции, необлагаемой НДС в этом случае сумма налога списывается на дебет счетов учета издержек производства и обращения т.е. включается в себестоимость выпускаемой продукции:
Сумма НДС, подлежащая перечислению в бюджет определяется, как разница между суммами налога полученным от покупателей за реализованную продукцию и суммами налога, фактически уплаченными поставщиками за приобретенные и оприходованные материальные ценности и услуги, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Для синтеза этой информации служит пассивный балансовый счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» и на котором открывается субсчет «Расчеты по НДС».
По кредиту отражаются суммы налога, исчисленные с выручки от реализации сумм полученных авансов и предоплат, а также полученных штрафов за нарушение хозяйственных договоров.
Д 23, 29, 62,76(…) – К 68/НДС
По дебету отражается суммы налога списанные в отчетном периоде с кредита сч. 19 , а также суммы, перечисленные в бюджет.
Д 68/НДС – К 51
Остаток по кредиту показывает величину задолженности предприятия перед бюджетом на начало или конец отчетного периода. В случае возникновения отрицательной разницы, которая записывается по кредитовой стороне, может быть засчитана в счет предстоящих платежей по налогу или возмещается из бюджета по письменному заявлению плательщика. Если возникла переплата по данному налогу, можно обратиться в налоговый орган для возврата данной суммы, но только в срок 10 дней.
Отрицательные разницы получаются в том случае, когда суммы налога перечисляются в бюджет, а также списанные с кредита сч. 19. К возмещению из бюджета превышают суммы налога рассчитанные с выручки от реализации.
Особенности определения налоговой базы по кадастровой оценке имущества
База, исчисленная из кадастровой оценки – это стоимость по кадастру на начало текущего года. На протяжении года ее величина остается неизменной, стоит лишь принять во внимание наличие льгот, введенных законодательствами регионов.
Размер авансового платежа равен четверти от стоимости по кадастру, умноженной на ставку налога. Соответственно размер налога за год – это база, помноженная на налоговую ставку. По окончании года сумму платежа уточняют, вычитая из полученного результата уже перечисленные авансы. Рассмотрим, как исчислить налог на имущество организаций. Расчет, пример которого мы приводим, упрощен для удобства и принимает ставку налога по НК РФ (2%).
Допустим, что стоимость имущества фирмы по кадастру на 1 января составляет 1300 тыс. руб. Ежеквартальный авансовый платеж составит 1 300 000 х ¼ х 2/100 = 6500 руб.
Если в регионе не предусмотрены отчетные периоды, то налог исчисляется по окончании года: 1 300 000 х 2/100 = 26 000 руб.
Несовершенства законодательства иногда приводят к исключению объекта из кадастра. В этом случае налог по объекту пересчитывается по среднегодовой стоимости с начала года.
По общему правилу организации на упрощенке налог на имущество не платят. Исключение составляют организации, имеющие на балансе объекты недвижимости, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость. С этих объектов налог на имущество нужно платить на общих основаниях (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).
Если организация рассчитывает единый налог с доходов, то уплаченный налог на имущество налоговую базу не уменьшит (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Если организация платит налог с разницы между доходами и расходами, сумму налога на имущество включайте в состав расходов в том периоде, когда она была перечислена в бюджет (подп. 22 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Расчет налога с имущества организаций (налогооблагаемой базы) налогоплательщиком производится самостоятельно.
В налогооблагаемую базу для исчисления налога включается все недвижимое имущество и объекты движимого имущества, принятые к учету в составе ОС до 2013 года.
Движимое имущество будет учитываться в базе для расчета налога до момента полной амортизации или выбытия. Объекты движимого имущества принятые к учету с 1 января 2013 г. в базе для начисления налога на имущество предприятий не учитываются.
Расчет суммы налога на имущество производится, отталкиваясь от средней стоимости имущества (ОС) за отчетный период.
Если в 2013 году на балансе предприятия объектов недвижимости нет, а числится лишь движимое имущество, принятое к учету с начала 2013 года, то такое имущество в расчет и отчет не включается, сам отчет не сдается, так как обязанности по уплате имущественного налога не возникает.
За разъяснениями по вопросам расчета и учета налогообложения имущества обращайтесь в специализированные организации. Квалифицированные сотрудники ответят на возникшие вопросы, помогут с выбором метода учета.
Как рассчитаться с бюджетом
В подсчете налога на имущество за год надо вычесть из итоговой суммы все авансовые перечисления, ранее уплаченные в бюджет, чтобы не возникло переплаты. В бухгалтерском учете также надо отразить налог за вычетом авансов.
Примечание от автора! Для торговых, деловых, офисных центров предусмотрен иной порядок. Они рассчитываются по кадастровой стоимости объектов, и ставка по таким помещениям не превышает 2%.
Подсчитанный авансовый платеж надо уплатить в соответствующие органы:
Неправильное начисление и уплата имущественного налога считается грубым нарушением правил ведения доходов и расходов. За это предусмотрено наказание по ст. 120 НК РФ. При обнаружении ошибок предприятие непременно оштрафуют. Если же нарушения происходят неоднократно в одном и том же отчетном периоде, то размер штрафа увеличивается.
Занижение базы для подсчета — это особенно наказуемое действие, так как размер штрафа в таком случае составит 20% от суммы неуплаченного налога, но не меньше 40 000 рублей по п.
Штрафы отражать следует так:
- Дт 99 «Прибыли и убытки» Кт 68.08 «Налог на имущество» — на сумму выставленного штрафа.
- Дт 68.08 Кт 51 «Расчетные счета» — уплачен в бюджет ранее начисленный штраф.
Аналогичный порядок предусмотрен для отображения пеней при наличии претензий со стороны налогового органа.
Четкое следование установленному законом порядку начисления, уплаты и правильные записи операций позволят избежать неприятных ситуаций, а также финансовых потерь.
Начисление налога на имущество предприятий
Обязанность по уплате налога на имущество лежит не только на организациях, работающих на ОСНО, но также и на «упрощенцах» и «вмененщиках», если последние владеют недвижимостью, в основу расчета имущественного налога по которой заложена кадастровая стоимость (п. 2 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ).
Отражение операций по начислению имущественного налога у каждого из налогоплательщиков зависит от положений принятой им учетной политики. Существует 2 варианта записи проводок в бухучете:
- Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации», которое имущественные налоги не квалифицирует как расходы по обычным видам деятельности и при их начислении рекомендует использовать счет 91 «Прочие расходы».
- В соответствии с высказанной в письме от 05.10.2005 № 07-05-12/10 позицией Минфина РФ, который относит налог на имущество к общим расходам. Тем самым, по его мнению, отражение по начислению налога стоит в одном ряду с общепринятыми расходами.
Какой метод избрать, каждый налогоплательщик решает самостоятельно. Закрепление одного из возможных вариантов в учетной политике позволит избежать споров с проверяющими.
О правилах составления учетной политики читайте в статье «Как составить учетную политику организации (2020)?».
Алгоритм расчета налога на имущество
Для расчета имущественного налога можно воспользоваться несложным порядком действий:
- нахождение объектов для налогообложения,
- проверка наличия льгот на имущество,
- определение налоговой базы,
- определение ставки для расчета налога.
- расчет величины налога, которая будет удержана в пользу бюджета.
Какие именно объекты попадают в раздел налогообложения:
Все ОС любой российской компании и отраженные в бухгалтерском учете, как основные фонды. В это число входят объекты, переданные на временное использование, управление на доверии, в распоряжение и для совместной деятельности.
Главное правило для определения налоговой базы:
- среднестатистическая стоимость всех средств за год;
- среднестатистическая стоимость ОС за календарный год (налоговый период).
Выбор КОСГУ: арендная плата за пользование имуществом
А.А. Семенюк, государственный советник Российской Федерации 3-го класса
Источник: Финансовый справочник бюджетной организации
Согласно п. 2 ст. 614 ГК РФ стороны договора аренды свободны в выборе формы оплаты. Арендная плата может быть установлена в твердой сумме либо предусматривать две части – постоянную и переменную, которая определяется расчетным путем. Покажем, как выбранный вариант повлияет на применение кодов КОСГУ.
В соответствии с п. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Очевидно, без обеспечения арендуемых зданий (помещений) электроэнергией, водой, теплоэнергией, другими видами ресурсов арендатор не может реализовать свое право пользования имуществом.
Порядок расчетов между арендатором и арендодателем за коммунальные, эксплуатационные, административно-хозяйственные услуги может быть различным.
Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету
Прежде чем разобрать планы счетов, применимые к госучреждениям, отметим, что главным нормативным актом по бухучету является закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, который обязаны применять не только коммерческие организации, но и некоммерческие, в том числе и государственные. Этот закон содержит базовые требования к бухучету и правила его ведения в РФ. Перечислим основные из них:
Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.
На базе принципов бухучета для госорганизаций разработаны единый план счетов и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Они действуют как для всех госучреждений, так и для госорганов. Кроме того, в соответствии с п. 21 единого плана счетов для каждого вида госучреждения есть свой частный план счетов, утвержденный:
Отметим еще один нюанс в терминологии. Часто словосочетание «бюджетный учет» употребляют применительно ко всем видам госучреждений. Однако исходя из формулировок, используемых в перечисленных выше НПА, АУ и БУ ведут бухгалтерский учет, а вот государственные органы, внебюджетные фонды и прочие учреждения, указанные в п. 1 инструкции (приказ № 162н), ведут бюджетный учет.
Также важно уделить внимание другим основным законодательным актам, которые необходимы для ведения учета в госучреждении. Приказ Минфина России от 29.11.2019 № 207н содержит перечни КБК на 2020 год, а приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н утвержден порядок применения КОСГУ с 01.01.2019. Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н и инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, содержат формы отчетности и правила их заполнения. Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетников. Помимо того, имеется ряд правовых актов для определенных отраслей и прочих специфических НПА.
Как отразить налог на имущество в бухгалтерском и налоговом учете
Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете начисление и уплату налога на имущество учитывайте на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для этого к счету 68 откройте субсчет «Расчеты по налогу на имущество». Дополнительно ознакомьтесь, что облагается налогом на имущество организаций.
Ситуация: в состав каких расходов в бухгалтерском учете включить начисленную сумму налога на имущество?
Порядок бухгалтерского учета начисленных сумм налога на имущество законодательно не установлен. На практике используются два варианта:
- включение налога в состав прочих расходов (такой порядок раньше был предусмотрен пунктом 11 Инструкции Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. № 33);
- включение налога в состав общехозяйственных расходов (такой порядок рекомендован в письме Минфина России от 19 марта 2008 г. № 03-05-05-01/16).