Нарушения КоАП и размеры штрафов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нарушения КоАП и размеры штрафов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Административный штраф – прописанная государством мера административной кары за осуществление административного нарушения права в форме финансового взыскания, которая применяется с задачей предупреждения совершения свежих нарушений права как нарушителем, так и другими особами.
Комментарии к ст. 3.5 КОАП РФ
1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи административный штраф является денежным взысканием и выражается в рублях. В другом эквиваленте он применяться не может. В письме Минфина России от 2 апреля 2003 г. N 15-05-29/333 разъяснено, что сумма штрафа, налагаемого за административное правонарушение, должна исчисляться в рублях по официальному курсу Банка России. Административный штраф предусмотрен в санкциях статей Особенной части Кодекса, а также в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, что обусловило его широкое применение. Он может устанавливаться и применяться только в качестве основного вида административного наказания. Чаще всего он предусматривается альтернативно с предупреждением, реже — с другими видами административного наказания.
2. Комментируемая статья определяет минимальный и максимальный размеры административного штрафа, которые могут устанавливаться за совершение административных правонарушений: в отношении граждан он не может превышать пяти тысяч рублей, в отношении должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей, в отношении юридических лиц — одного миллиона рублей. Однако Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 411-ФЗ в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность применения к юридическому лицу административного штрафа за административные правонарушения по ст. ст. 14.40 — 14.42 Кодекса в повышенном размере — до 5 млн. руб. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей. Размеры штрафа в большинстве статей Особенной части КоАП РФ указываются в твердой сумме в рублях, как правило, с указанием минимального и максимального ее предела (за отдельные нарушения в области дорожного движения законодатель установил абсолютно определенные санкции в виде административного штрафа).
При исчислении административного штрафа следует иметь в виду норму ч. 9 ст. 2.10 КоАП РФ, согласно которой за совершение административного правонарушения единоличным исполнительным органом юридического лица, имеющим статус юридического лица, наказание назначается ему в пределах санкции, предусмотренной для юридических лиц. Законодатель отказался от перечня административных правонарушений, совершение которых было основанием для установления и применения административных штрафов в повышенном размере. В технико-юридическом плане такая норма не была стабильной, и указанный перечень постоянно дополнялся. Действующая редакция ст. 3.5 КоАП РФ устанавливает общие пределы рассматриваемого вида административного наказания, в рамках которых в санкциях Особенной части КоАП РФ конкретизируются размеры административного штрафа за определенные виды административных правонарушений.
Кроме исчисления размера административного штрафа в твердом рублевом эквиваленте законодатель установил и другие критерии установления размера данного вида административного наказания. В соответствии с комментируемой статьей административный штраф может выражаться в величине, кратной:
— стоимости предмета административного правонарушения, но его размер не может превышать трехкратного размера стоимости соответствующего предмета на момент окончания или пресечения административного правонарушения за исключением случая, предусмотренного ст. 7.27 КоАП РФ (мелкое хищение), когда сумма административного штрафа не может превышать пятикратного размера стоимости похищенного имущества (см. Федеральный закон от 16 мая 2008 г. N 74-ФЗ);
— сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа. Максимум для рассматриваемого вида административного штрафа не может превышать трехкратного размера стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости. Данный вариант исчисления размера административного штрафа связан с определенными видами административных правонарушений: нарушение валютного законодательства (ч. ч. 1, 5 ст. 15.25), незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (ст. 16.1), незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ) и др.;
— сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но размер штрафа не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение, либо за предшествующую дате выявления правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работ, услуг) в предшествующем календарном году. Этот вариант исчисления размера административного штрафа связан с определенными видами административных правонарушений: злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31), заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий (ст. 14.32), недобросовестная конкуренция (ст. 14.33) и др. Под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения гл. 14 КоАП РФ согласно примечанию к ст. 14.31 (см. комментарий к этой статье) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со ст. ст. 248 и 249 Налогового кодекса РФ;
— сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года. В этом случае размер административного штрафа не может превышать двукратную величину излишне полученной выручки за весь период регулирования, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года. Данный вариант исчисления размера административного штрафа связан с определенными видами административных правонарушений, например, нарушение порядка ценообразования;
— начальной (максимальной) цене государственного или муниципального контракта при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также гражданско-правового договора бюджетного учреждения при размещении указанного заказа для нужд этого учреждения;
— сумме излишнего дохода либо сумме убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования информации и (или) манипулирования рынком.
Таким образом, при конструировании санкций за отдельные виды правонарушений законодатель комбинирует различные способы исчисления административного штрафа.
3. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. Штрафы подлежат зачислению в бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (см. ст. 46 Бюджетного кодекса РФ).
Соответственно со ст. 3.5 КоАП России АШ может выражаться в размере, кратном:
- Минимальной величине уплаты труда, установленной ФЗ на время конца либо пересечения либо пресечения административного нарушения права.
- Цене предмета административного нарушения права либо пресечения АП.
- Величине невыплаченных налогов, сборов, которые подлежат оплате на время конца либо пресечения АП либо размере незаконного валютного действия.
Противоречивая практика
Судебная практика показывает, что арбитражные органы по-разному восприняли универсальность позиции снижения штрафа меньше низшего предела. Одни суды посчитали ее универсальной и распространяли на другие составы АП, уменьшая величину штрафов с учетом характера и условий нарушений права.
В других судах считали, что она имеет ограниченную область работы, поэтому, по словам уполномоченных лиц, КС РФ ограничил вероятность предназначения наказания в форме АШ ниже нижнего предела лишь в отношении санкций, прописанных ч. 5 ст. 19.8 КоАП России.
При этом суды ссылались на то, что ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, которой определены правила определения кары административного характера в границах, определенных законом, который предусматривает ответственность за определённое административное нарушение права, не признана возражающей Конституции России.
В ряде ситуаций суды добавочно отмечали, что нарушителем права в материалах дела не представлены свидетельства его тяжелого материального и имущественного положения.
Подтверждение универсальности правовой позиции
Смотря на противоречия в практике использования позиции права, которая выражена в Постановлении номер 1-П, Конституционный Суд России, не дождавшись решения закона по этому вопросу и скопив достаточное число обращений по этому поводу по другим составам административных правонарушений, принял Постановление номер 4-П.
В нем суд признал выраженную в Постановлении номер 1-П позицию права о вероятности использования наказания ниже низшего предела универсальной, то есть той, которая подлежит использованию по любым видам дел об административных нарушениях права, но ограничил ее использование только судами в исключительных ситуациях.
Эти ситуации бывают, когда решается проблема назначения АШ от 100 тысяч рублей, как предупреждение меры наказания.
Каковы минимальные и максимальные суммы штрафов?
При наложении денежных санкций с гражданина взыскивается определённая сумма, которая начисляется в доход государства. Она устанавливается в соответствии со следующими показателями:
- Минимальным размером оплаты труда (районные коэффициенты не учитываются), который устанавливается законом на момент окончания правонарушения или на момент его пресечения.
- Стоимостью предмета на момент окончания противоправных действий или на момент их пресечения.
- Суммой неуплаченных налоговых платежей или сборов, которые должны быть уплачены на момент окончания незаконных действий или на момент их пресечения, или же суммой валютной операции, совершённой в нарушение закона.
Срок оплаты административного штрафа
Каждый из видов административного наказания имеет свой порядок исполнения. Не стал исключением и административный Штраф.
Статья 32.2. КоАП РФ устанавливает общий срок для уплаты назначенного штрафа. Это 60 календарных дней с даты вступления в силу постановления об административном правонарушении. Причем если административный штраф устанавливает Закон субъекта России, то срок исполнения — только КоАП РФ.
Согласно порядку привлечения к административной ответственности постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу после истечения сроков обжалования. Если жалобу нарушитель не подал, то это 10 дней. Со дня, следующего за датой вручения уполномоченным органом постановления по делу. Не протокола об административном правонарушении, а уже результатов его рассмотрения.
Итак, если человек не подал жалобу, административный штраф по общему правилу он оплачивает до истечения 70 календарных дней со дня, следующего за датой вступления постановления по делу в силу. Потому что такое общее правило исчисления сроков — статья 4.8 КоАП РФ. А если человек проходит стадии обжалования постановления, то сроки увеличиваются.
К какому виду наказания относится административный штраф?
Действующее законодательство предусматривает, что штрафы в большинстве случаев назначаются при совершении административных правонарушений. Таким образом государство порицает граждан за несоблюдение ПДД, требований экологического законодательства, норм и правил, определяющих повседневную жизнь граждан. Например, нельзя шуметь по ночам, делать ремонт в «часы тишины» и т. д.
Наказание в виде штрафа назначается в качестве:
- Некоего назидательного момента, чтобы нарушитель впоследствии удерживался от подобных действий.
- Компенсации ущерба или его части, причиненного действиями физического или юридического лица.
Особенности назначения наказания в виде штрафа
В соответствии со ст. 3.5 КоАП РФ размер штрафа для граждан по большей части правонарушений устанавливается в пределах от 100 до 5 тысяч рублей. Для юридических лиц — до 1 млн. рублей. Но, например, по п. 1-5 ст. 15.39 КоАП РФ организацию могут наказать на 60 млн. рублей.
Но суд, рассмотрев обстоятельства дела, может вынести решение о взыскании с нарушителя суммы, кратной:
- Цене предмета правонарушения. Ее устанавливают на момент, когда противоправное деяние пресечено или завершилось.
- Сумме налогов, сборов, пошлин за ввоз товаров на таможенную территорию России. Объем денежных средств, подлежащих уплате, определяется на дату пресечения либо окончания правонарушения.
- Сумме, проходящей по сделкам с валютными средствами, если при этом нарушены требования закона.
- Денежной сумме, которую нарушитель обязан был зачислить на расчетный счет в уполномоченном банке, но не сделал это. Если зачисление было проведено с опозданием, при определении суммы штрафа судья будет исходить из размера учетной ставки Центробанка.
- Сумме денежных средств, которые нарушитель обязан был в определенный срок вернуть в Россию, но не сделал это.
- Сумме денежных средств, которые юрлицо передало иным организациям или гражданам без должных на то оснований. Этот пункт распространяется на сделки с имуществом, акциями, векселями, оказание различных услуг имущественного характера.
- Сумме ранее назначенного штрафа за административные правонарушения, но не оплаченного в установленный законом срок.
- Сумме выручки от торговых операций, за выполнение работ, если процедура проходила с нарушениями. Например, персонал магазина не использовал ККТ. Продавца могут оштрафовать на сумму выручки, полученной за весь период нарушения (но не более 1 года), если он существенно и без должных оснований завышал цены, регулируемые на уровне государства.
- Начальной стоимости контракта на закупку товаров и/или услуг для нужд госорганов власти, бюджетных структур.
- Сумме дохода, если для его получения физическое или юридическое лицо воспользовалось некоторой информацией, полученной от инсайдеров. Оштрафовать могут и в том случае, если использование данных позволило избежать убытка. Основанием для наказания могут стать и доказанные случаи манипулирования рынком.
- Сумме денежных средств, подлежащих обязательному декларированию. К этому же пункту относятся иные финансовые инструменты.
- Сумме субсидии, гранта, перечисленных физическому или юридическому лицу из бюджета России, при условии, что деньги направлены на решение не тех задач, что значились в первоначальной заявке.
Укороченные сроки давности
Сокращенные сроки давности применяются в следующих сферах:
- Спорт.
- Референдумы, выборы, митинги, шествия, демонстрации.
- Государственное регулирование цен и тарифов.
- Лотереи и азартные игры.
- Долевое строительство многоквартирных домов.
- Кооперативы сельскохозяйственного типа.
- Деятельность ООО и АО.
- Банкротство.
- Финансирование терроризма.
- Исполнительное производство.
- Пожарная и промышленная безопасность.
- Производство алкоголя и спирта (этилового).
- Сфера закупок.
- Трудовое и миграционное законодательство.
- Антимонопольное законодательство – непредоставление необходимых сведений или сообщение ложной информации.
Какие санкции предусматриваются при совершении повторных нарушений?
Правонарушение, совершённое во второй раз в течение года, считается повторным. При этом ранее совершённый проступок должен быть не каким-либо другим, а административным. При повторном совершении аналогичного проступка это служит отягчающим обстоятельством при определении меры наказания в случае привлечения лица к ответственности ранее и не истечении после этого проступка срока, предусмотренного ст. 4.6 КоАП РФ.
За правонарушение, совершённое повторно, предусматривается более суровое наказание в виде большей суммы, которая в два раза увеличена по сравнению со взысканием, наложенным в первый раз.
Если, например, один и тот же человек был задержан за рулём в пьяном виде повторно во время движения автомобиля, то он должен будет заплатить уже в доход государства 50 тысяч вместо 30 тысяч за первое нарушение. Кроме этого, его могут лишить прав на управление машиной уже не на 4–6 месяцев, а на 3 года. Но и это еще не все: при повторном нарушении ПДД и управлении автомобилем в нетрезвом состоянии водителя могут привлечь ещё и к уголовной ответственности сроком до 2 лет, или к принудительным работам до 480 часов, или же наложить на него штраф в размере от 200 до 300 тыс. рублей.
Таким образом, закон устанавливает минимальный и максимальный предел административных денежных взысканий для физических, юридических и должностных лиц. Органы, рассматривающие административные проступки, не могут выходить за максимальные пределы, но по своему усмотрению в исключительных случаях могут уменьшать размеры штрафов на 50% от низшего предела.
Каковы минимальные и максимальные суммы штрафов?
При наложении денежных санкций с гражданина взыскивается определённая сумма, которая начисляется в доход государства. Она устанавливается в соответствии со следующими показателями:
- Минимальным размером оплаты труда (районные коэффициенты не учитываются), который устанавливается законом на момент окончания правонарушения или на момент его пресечения.
- Стоимостью предмета на момент окончания противоправных действий или на момент их пресечения.
- Суммой неуплаченных налоговых платежей или сборов, которые должны быть уплачены на момент окончания незаконных действий или на момент их пресечения, или же суммой валютной операции, совершённой в нарушение закона.
Что влияет на выбор размера административного наказания?
Рассмотрим статью 4.1 кодекса об административных правонарушениях:
2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Рассмотрим указанные в данной статье пункты:
1. Характер административного правонарушения. В данном случае речь идет о том, какое нарушение допустил водитель и насколько оно опасно. Например, рассмотрим пример с выездом на встречную полосу движения. Водитель может объехать пробку по встречной полосе и это весьма опасно. С другой стороны, водитель может по невнимательности выехать на несколько сантиметров колесом за пределы сплошной линии разметки при повороте. Во втором случае наказание должно быть мягче, чем в первом.
Если нарушение не несло опасности, то на практике водителю могут позволить самому выбрать тип наказания. Например, за управление автомобилем без номеров иногда предлагают выбрать между штрафом в 5 000 рублей и лишением прав на 1 месяц.
2. Личность виновного. На размер наказания может в том числе повлиять и поведение участника дорожного движения. Если водитель ведет себя по-хамски, пытается угрожать должностным лицам, то на минимальное наказание рассчитывать не приходится. С другой стороны, если водитель вежлив и сознает собственную вину, наказание будет меньше.
3. Имущественное положение. Если нарушитель имеет финансовые трудности, то ему могут пойти навстречу и выбрать меньшую из санкций.
Срок оплаты административного штрафа
На погашение административного взыскания нормативными актами РФ отводится 60 суток. При этом, после объявления вердикта, предоставляется 10 суток на его обжалование. Таким образом, у нарушителя имеется в общей сложности 70 суток для погашения финансового штрафа. Если время погашения долга будет просрочено, то судебные приставы на протяжении первого месяца будут бездействовать. Однако, затем они предпримут против недоимщика следующие действия:
- Вначале должнику будет присуждено еще один штраф, обычно, в таком же размере.
- Материалы на недоимщика будут повторно направлены в судебную структуру.
- Таким образом, неоплаченная вовремя задолженность может увеличиться в 2 раза уже в первый просроченный месяц.
- Повторное игнорирование погашения финансового наказания может повлечь арест нарушителя на 15 суток.
Отмена штрафа по ст. 20.25 КоАП РФ
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.25 КоАП РФ в большинстве случаев рассматривают мировые суды. Поэтому возможности избежать наказание есть две – доказать невиновность в суде первой инстанции и получить прекращение дела на этой стадии, либо если в первой инстанции добиться успеха не получилось – обжаловать постановление суда в апелляционной инстанции.
Часто встречающимся основанием для прекращения/отмены постановления по ст. 20. 25 КоАП РФ являются неправильно подсчитанные сроки уплаты штрафа по правонарушению. Уполномоченный орган исчисляет 60-дневный срок с даты вынесения постановления, без учета того, что штраф на почте привлекаемое лицо могло получить не сразу, а например на 5-ые сутки после поступления документов в отделение почты.
Однако куда чаще встречается другая ситуация. Лицо, привлеченное к административной ответственности, успело в положенный 10-дневный срок обжаловать постановление о привлечении его к административной ответственности в суд. Жалоба принята судом к производству, однако из высокой загруженности судов рассматриваться жалоба может и 2, и 3, и даже больше месяцев. При этом обжалуемое постановление не вступило в законную силу, а значит течение срока на оплату штрафа не началось, но различные органы государственной власти, уполномоченные привлекать по ст. 20.25 КоАП РФ, таких мелочей зачастую предпочитают не замечать – составляют протокол по неоплате штрафа и направляют его для рассмотрения в мировой суд.
В этих случаях дела по ст. 20.25 КоАП РФ безусловно подлежат прекращению. Единственное, что требуется от привлекаемого лица – это доказать, что первоначальное постановление о его привлечении к ответственности действительно было обжаловано в 10-дневный срок и дело еще находится в стадии рассмотрения, решение не принято. Делается это обычно путем получения в суде, в котором рассматривается дело – справки.
Виды административных наказаний
В настоящее время КоАП РФ установлены девять видов административных наказаний. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
- предупреждение;
- административный штраф;
- возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
- административный арест;
- административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства;
- дисквалификация;
- административное приостановление деятельности.
Порядок назначения административного штрафа
Штраф за административное правонарушение назначается в порядке КоАП РФ.
Установлено, что штраф назначается в установленных пределах. Это значит, что суд или должностное лицо не могут назначить штраф больше или меньше установленной соответствующей статьей санкции. Кроме того, размер штрафа назначается с обязательным учетом характера нарушения, личности виновного и его материального положения. Учитываются смягчающие и отягчающие обстоятельства.
Наличие каких-либо исключительных обстоятельств позволяет суду назначить размер штрафа ниже установленного законом, но не менее половины минимального штрафа.
Все вышеуказанное с некоторыми уточнениями относится как к гражданам, так и к организациям.
Штраф назначается путем вынесения постановления. В ряде случаев достаточно протокола.