План приватизации на 2020–2022 годы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «План приватизации на 2020–2022 годы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Приватизация — это система экономических отношений, созданная изменением формы собственности на средства производства: от «государственной» к «частной» собственности. Она подразумевает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубоких изменений. В диалектике приватизации и разгосударствления говорится, что приватизация — это разгосударствление собственности.

Общие черты экономической реформы «Приватизация»

Объективными причинами развития процесса приватизации являются как макроэкономические, так и микроэкономические. Необходимость постоянной нерыночной координации производственной деятельности государственных предприятий в условиях административно-командной экономики обусловила их высокие плановые и координационные издержки. При этом рыночный механизм выполняет такую координацию с гораздо меньшими затратами. Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом всей страны от «административно-командной» системы к «социальной рыночной экономике», но и положительным стремлением предприятий к снижению издержек.

Приватизация имела две функции. С одной стороны, он должен стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой — инструментом долгосрочного государственного регулирования. Ближайшие цели приватизации: Формирование слоя малых и средних собственников, сокращение доли собственности в государственной и муниципальной собственности и перераспределение экономической базы власти.

Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства, увеличение доходов государственного бюджета не являются реальными целями приватизации. Она может способствовать развитию этих процессов только в долгосрочной перспективе.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, прибыльность предприятия, привлекательность для инвестиций. Вышеуказанные критерии определяли следующие основные методы приватизации: акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческим или инвестиционным конкурсам (на аукционах); выкуп арендованного имущества; банкротство.

Особенностями начального этапа приватизации в России (1991-1994 гг.) являются: приоритет политических целей процесса, внедрение системы приватизационного контроля; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая рентабельность приватизации.

Алексей Макурин, «АиФ»: Юрий Юрьевич, почему наше правительство никак не бросит приватизировать? Какой в этом смысл, когда денег в бюджете достаточно?

Юрий Болдырев: Официальное объяснение: частник лучше управляет соб­ственностью, чем государство.

– А на самом деле?

– Всё зависит от сферы бизнеса. Например, государство не должно доминировать в креативных компаниях, которые постоянно рискуют, внедряя новые технологии. В ИТ-индустрии и подобных сферах побеждает один проект из десяти и очень многое зависит от личности владельца. Но правительство ведёт сейчас речь о приватизации крупнейших предприятий, в управлении которыми важно совсем другое – масштабность стратегического мышления и недопущение коррупционных схем. На мой взгляд, частные компании такого уровня функционируют абсолютно так же, как государственные. Нет никаких оснований считать, что частный соб­ственник для них чем-то лучше. И если госкомпания управляется хорошо – какой смысл продавать курочку, несущую золотые яйца?

– По итогам 2019 г. федеральный бюджет должен получить в качестве дивидендов 439 млрд руб. Это много?

Существует ряд обязательных условий, при соблюдении которых процесс становится возможным:

  • у нанимателей государственного (муниципального) жилья имеется договор социального найма или ордер;
  • перевод права собственности возможен только тех квадратных метров, которые указаны в договоре найма, даже если человек уже продолжительное время беспрепятственно эксплуатирует соседние помещения, приватизировать он их не сможет;
  • у участников должна быть постоянная регистрация в переоформляемой квартире;
  • граждане имеют шанс воспользоваться правом на бесплатное присвоение квадратных метров только один раз в жизни, за исключением лиц, уже успевших пройти процесс в несовершеннолетнем возрасте (после 18 лет они могут еще раз принять участие в приватизации).
  • жилец имеет право отказаться от участия в приватизации, после чего он получает возможность проживания в данной квартире пожизненно;
  • инициировать процедуру можно только с добровольного согласия сразу всех прописанных в квартире жильцов.

Положительное и отрицательное в приватизации квартиры

  1. Гражданином приватизирована была квартира на свое имя. Он вступил в брак, а потом развелся. Проблемы с разделом такого имущества нереальны. Семейный кодекс РФ устанавливает единственного собственника жилого помещения того, кем была переведена квартира в разряд собственности до заключения брачных отношений. Иначе: по разводу квартиру нельзя отсудить.
  2. Полноправный собственник своего жилья тот, кто завершил процесс приватизации. Выиграли те, кто успел это сделать до 2010 года: перевод в разряд собственного жилья был бесплатным. Можно распоряжаться квартирой по своему усмотрению: речь идет о продаже, обмене с доплатой, завещании, дарении, аренда.
  3. Полноправный собственник жилого помещения имеет право на получение ссуды либо кредита в банковских организациях, если квартира выступит залогом.
  4. Должников по коммунальным платежам государство по жилищному кодексу РФ имеет право на выселение. Речь идет о неприватизированном жилье. Собственнику – неплательщику за пользование услугами газа, электроэнергии максимум что сделают, это отключат до погашения долга.

Минус: Приватизированную квартиру, которая выступает как залог полученных ссудных займов, в случае неплатежеспособности собственника жилья, кредитор вправе конфисковать.

Подводя итоги, выделим то, что россиянам необходимо знать о процедуре приватизации:

  1. Квартиру, которая сейчас используется по договору социального найма, можно приватизировать в 2021 году.
  2. Процедура приватизации квартиры представляет собой процесс переоформления недвижимости из собственности муниципалитета в частную собственность.
  3. Российское законодательство предоставляет возможность всем гражданам единожды пройти процедуру приватизации безвозмездно.
  4. Эта процедура распространяется на квартиры, которые были оформлены по договорам социального найма до 2005 года. Нельзя приватизировать квартиру, которая не пригодна для постоянного проживания.
  5. Для регистрации права собственности на квартиру необходимо вначале собрать комплект подтверждающих документов, передать их на проверку текущему собственнику-муниципалитету и подписать договор приватизации квартиры.
  6. Предварительно следует получить согласие на приватизацию от всех зарегистрированных лиц либо официальный отказ от них. При отказе кого-либо пройти процедуру приватизации придется попытаться убедить их в том, что эта процедура принесет им выгоды, или обратиться в суд.
  7. Процедура окончательного оформления квартиры в собственность проводится в Росреестре. Основанием для этого является договор приватизации, подписанный с муниципальным образованием.

Приватизация 2.0: В следующем году Россию лишат стратегических активов

Ранее глава Счётной палаты России Алексей Кудрин отмечал, что приватизация российской госсобственности даёт не только доходы, которые можно потратить на инфраструктуру, образование, здравоохранение, но и на привлечение независимых директоров и частных инвесторов к управлению этими компаниями и углубление финансового рынка. Эти предлоги вполне могут быть использованы и для того, чтобы пустить с молотка Сбер, уверен экономист Михаил Делягин.

Сбербанк – это просто актив, которым нужно управлять, а управлять им никто не может и не умеет. Это дикая головная боль, поэтому нужно приватизировать. И это подготовка к приватизации.

По самым оптимистичным подсчётам, в 1990-е годы приватизацией было разрушено 75 тысяч промышленных предприятий страны и 50 тысяч коллективных хозяйств. В середине 1980-х Советский Союз производил, по максимальной оценке, до 20% мировой промышленной продукции, а сейчас у его правопреемницы России эта доля менее 2%. И вряд ли эта цифра вырастет, если Россия останется вообще без государственных предприятий.

Я не против приватизации как таковой.

Ранее глава Счётной палаты России Алексей Кудрин отмечал, что приватизация российской госсобственности даёт не только доходы, которые можно потратить на инфраструктуру, образование, здравоохранение, но и на привлечение независимых директоров и частных инвесторов к управлению этими компаниями и углубление финансового рынка. Эти предлоги вполне могут быть использованы и для того, чтобы пустить с молотка Сбер, уверен экономист Михаил Делягин.

Сбербанк – это просто актив, которым нужно управлять, а управлять им никто не может и не умеет. Это дикая головная боль, поэтому нужно приватизировать. И это подготовка к приватизации.

По самым оптимистичным подсчётам, в 1990-е годы приватизацией было разрушено 75 тысяч промышленных предприятий страны и 50 тысяч коллективных хозяйств. В середине 1980-х Советский Союз производил, по максимальной оценке, до 20% мировой промышленной продукции, а сейчас у его правопреемницы России эта доля менее 2%. И вряд ли эта цифра вырастет, если Россия останется вообще без государственных предприятий.

Я не против приватизации как таковой.

Приватизация госсобственности в условиях, когда у бюджета нет потребности в дополнительных финансовых ресурсах, должна не выполнять фискальную функцию, а стать структурной мерой для повышения темпов экономического роста, считает Силуанов. Для этого программа приватизации должна стать более амбициозной, заявил чиновник в октябре. Один из принципов, который может быть заложен в «расширенную» программу приватизации, позднее прокомментировал заместитель Силуанова Алексей Моисеев: по его словам, в большинстве компаний с госучастием РФ вполне достаточно сохранять 50% + 1 акция, а все «лишнее» можно продавать, не опасаясь утраты корпоративного контроля. Под этот принцип подходит, например, ВТБ, в котором у государства сейчас 61%. Вопрос о снижении доли РФ в госбанке до контроля можно рассматривать: в санкционной повестке возникла «пауза», есть надежда на положительные подвижки, говорил на прошлой неделе глава ВТБ Андрей Костин.

В последние годы «большая приватизация» в России практически остановилась, а поступления в бюджет от продажи госимущества стали символическими. Сейчас чиновники обсуждают программу приватизации на очередную трехлетку, но крупных активов в нее пока заложено мало. Реальной выглядит только переносящаяся из года в год сделка по приватизации части «Совкомфлота», а также дальнейшая продажа госдоли в «Объединенной зерновой компании» (на нее претендует государственный же ВТБ. По итогам дискуссий между ведомствами в программе, скорее всего, не останется «Транснефти», «Россетей», «РусГидро», «АЛРОСА», ГТЛК, «Зарубежнефти», нет консенсуса по РЖД и «Аэрофлоту», говорила в недавнем интервью «Интерфаксу» замминистра экономического развития Оксана Тарасенко, курирующая приватизацию.

— На прошлой неделе президент Владимир Путин подписал национальную стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, которую курирует Минэкономразвития. Каковы основные цели и задачи этой стратегии?

— Приватизация в классическом смысле не является единственным вариантом перехода прав в частную собственность. Одним из последних механизмов является создание инновационных научно-технологических центров и технологических долин. Можете рассказать, в чем его преимущества и каких результатов ждете от него?

В ходе формирования приватизационной политики, выработки путей приватизации государственной собственности определились три основных метода (способа) приватизации государственной и муниципальной собственности в России.

1. Собственность, определяя характер существующей экономической системы, оказывает влияние на все стороны жизни общества. Для экономиста собственность – это экономические отношения между людьми по поводу присвоения экономических благ, т.е. возможности использовать в производстве и потреблении экономические блага исключительно данным субъектом экономических отношений. Собственность на факторы производства реализуется (приносит доход) в процессе хозяйственной деятельности, хотя она может осуществляться и не собственником непосредственно.

Масштаб госсектора беспокоит не только экономистов, но и участников рынка. Госхолдинги в России контролируют целые отрасли и фактически превратились в министерства, отметил президент Профессиональной ассоциации регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев Петр Лансков. «Олигархи стали государственными, но от этого они не стали лучше», — добавил он.

От вопроса собственности зависит состояние всей экономики, резюмировал Евсей Гурвич. Страна, в которой недостаточно развита конкуренция, начинает отставать в технологическом плане: происходит усиление консервативных монополий и рост всевозможных рент, поддержал его академик РАН Револьд Энтов. «Есть опасность отстать навсегда», — подчеркнул он. Увеличение госсобственности в экономике способствует росту неэффективности, согласился председатель наблюдательного совета Московской биржи Олег Вьюгин.

В литературе содержатся достаточно многочисленные суждения по поводу данного понятия, в особенности в сопоставлении с другими понятиями, затрагивающими или сопровождающими процесс приватизации, такими как разгосударствление, коммерциализация, денационализация и т.п. Савас, появление в юридической литературе термина «приватизация» в 1983 г.

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Глава Счетной палаты России Алексей Кудрин раскритиковал план приватизации государственного имущества на 2021-22 годы. По мнению высокопоставленного чиновника, одного из лидеров президентской гонки-2024, «РусГидро», «Совкомфлот», «Транснефть», «Ростелеком», «Россети» и Объединенная зерновая компания – это слишком мало. Да и весь план приватизации до 2025 года, подразумевающий выход государства из примерно половины предприятий, недостаточен для настоящего экономического прорыва.

В начале девяностых годов после того, как СССР был разрушен, начался процесс приватизации на территории стран «бывшего социалистического лагеря». Приватизация в Восточной и Центральной Европе привела к массовой безработице, снижению доходов, усилению коррупции. В России приватизация проводилась по заранее подготовленному плану. Она осуществлялась в период с 1992 по 1995 годы. Западные специалисты считают, что российское разгосударствление носило варварский характер, и проводилось в интересах небольшой группы людей.

Согласно выработанной в СССР программе приватизация должна была пройти следующие этапы:

  1. Продажа малых предприятий на торгах, либо напрямую частным лицам.
  2. Преобразование крупных предприятий в акционерные общества и последующая продажа их акций.

Основная задача разгосударствления — переход к рыночной модели хозяйствования была решена. Приватизация в России выразилась в следующих итогах:

  1. Переход от социализма к капитализму через формирование частного сектора и частного имущества.
  2. Появление сверхбогатых людей, в руках которых сосредоточены основные богатства страны.
  3. Снижение доверия к власти до минимального уровня.
  4. Общественное мнение показало, что более половины россиян до сих пор считают приватизацию нечестной.
  • страница1

Февраль

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Говоря о конкретных примерах, в Алтайском крае на слуху история тепличного комплекса «Индустриальный». Госпредприятие находится на грани банкротства. Как вы оцениваете новую стратегию краевого правительства – попытку передать комбинат в аренду, а затем приватизировать?

Юрий Матвейко:

В кулуарах власти обсуждают возможную приватизацию ещё одного краевого предприятия — завода детской молочки «Модест». Если предприятие останется в госсобственности, нет ли опасения, что с ним может случиться тоже, что и с «Индустриальным»?

Владислав Вакаев:

«Опасения по приватизации «Модеста» связаны, в первую очередь, с социальной значимостью предприятия, так как детскую молочку в стране выпускают лишь несколько предприятий. Но с другой стороны это не профильный для государства актив. Поэтому, если новый собственник даст гарантии, что данная продукция будет выпускаться, то все вопросы снимутся. Ну а на счёт перспектив, я знаю, что предприятие ограничено в площадях, что не даёт ему возможности для расширения и, соответственно, дальнейшего развития».

Дмитрий Ширнин, исполняющий обязанности генерального директора ОАО «Модест»:

«Приведу такой пример — любому организму для поддержания жизни постоянно нужно питание. Так и предприятие для дальнейшего успешного развития тоже всё время требует какие-то финансовые инвестиции. В частности, унитарному предприятию сложно вести переговоры с торговыми сетями. У нас никак не получается вывести в сети весь свой ассортимент. Для этого требуются немалые бюджеты для участия в различных маркетинговых мероприятиях, промо-акциях, которые проводят сети».

«Модест» — это лакомый ломоть для потенциального инвестора или нет?

Юрий Матвейко:

Приватизация возможна при наличии одобрения от всех прописанных в квартире жильцов.В том случае, если не все согласны, потребуется подготовить письменный отказ от сделки. Документ подлежит заверению в нотариальной конторе.

Перед запуском процесса стоит определиться с распределением жилплощади между владельцами.

Варианты:

  1. Совместная собственность. Обладатели жилья равны в правах. Любые сделки проводятся по обоюдному согласию.
  2. Долевое владение. Квартира распределяется между собственниками на условиях выдела долей. Размер последних определяется участниками сделки. Каждый владелец вправе лично распоряжаться своей частью.

Также допускается оформление квартиры на одного человека. Однако потребуется согласие остальных заинтересованных лиц.Последние смогут проживать в жилище, но право распоряжения будет ими утрачено.


Что касается того, какие нужны документы для проведения процедуры, то в первую очередь подготавливается согласие на приватизацию от будущих собственников. Составляется в письменном виде. Подлежит нотариальному заверению.

Читайте также:  ПТЭЭП от 12 августа 2022 г. № 811

Также в общий пакет документов входят:

  • паспорта либо свидетельства о рождении всех будущих собственников;
  • свидетельство о заключении брака или его расторжении;
  • справка формы № 9 о прописанных в квартире лицах;
  • технический паспорт на объект;
  • договор соцнайма либо ордер;
  • справка формы № 2 о неучастии в приватизации;
  • согласия либо отказы от участия в сделке, заверенные нотариально;
  • справка об отсутствии долга по коммунальным платежам;
  • выписка из ЕГРН;
  • доверенность на проведение приватизации, если от лица будущих собственниковдействует представитель.

Проверка документов, предоставленных заявителем, проводится в течение 2 месяцев. Далее, между собственниками и муниципалитетом заключается договор.

В соглашении указывается информация по следующим пунктам:

  • кто передает недвижимость;
  • кому переходит право собственности на квартиру;
  • тип объекта и его адрес;
  • характеристики жилого помещения.

В договоре также обозначается размер долей, если ранее он был определен по согласию собственников. Заверяется документ главой администрации населенного пункта и подписями всех владельцев.

Приватизация для детей-сирот в случае смерти их родителей проводится в обязательном порядке. Процедурой занимается опекун либо руководитель детского дома, куда был передан ребенок.

Нюансы:

  • приватизация должна быть проведена в течение 3 месяцев после смерти родителей;
  • расходы оплачивает муниципалитет;
  • дети старше 14 лет вправе лично проставлять свою подпись на документах.

Доверенность на проведение приватизации на имя опекуна либо директора детского дома не подготавливается.

Если приватизация инициируется одним из супругов в браке, то согласие второй половины обязательно. Либо это может быть отказ от сделки, но тогда в случае развода человек останется ни с чем. Это связано с тем, что безвозмездно полученная недвижимость не считается совместно нажитым имуществом. А значит разделу не подлежит.

При проведении приватизации в браке рекомендовано оформление квартиры в долевую собственность. В этом случае при разводе каждый из супругов получит долю, выделенную ему ранее.

В том случае, если есть другая квартира в собственности, право на приватизацию не аннулируется. Гражданин может оформить переход прав на жилье, используемое им по договору соцнайма. Но лишь при условии, что ранее право на приватизацию реализовано не было.

Приватизация с долгами по коммунальным платежам в целом не запрещена. Но задолженность может стать препятствием при получении некоторых справок. Вдобавок чрезмерный долг – это повод выселить нанимателя из муниципальной квартиры.

Если же единственное основание для отказа– наличие неоплаченных счетов, то решение стоит обжаловать через суд.

  • Современные проблемы приватизации федерального имущества 2013 / Бокарева Лилия Георгиевна
  • Особенности и результаты приватизации государственных предприятий России (на примере Астраханской области) 2009 / Акмаева Раиса Исаевна, Зубанов Степан Алексеевич
  • Приватизация: неновые принципы 2016 / Смирнова Ирина Викторовна
  • Понятие и способы приватизации государственного и муниципально го имущества 2014 / Новикова Светлана Викторовна
  • Большая приватизация: цели, задачи, особенности реализации в Российской экономике 2018 / Ахатова Альбина Маснавиевна, Лушникова Татьяна Юрьевна
  • Итоги приватизации государственной собственности в Красноярском крае 2011 / Кропачев С.В.
  • Формирование института собственности в условиях приватизации 2013 / Хазагаева Ирина Цыбикжаповна
  • Основные проблемы законодательной базы Российской приватизации в 1991-1998 гг. (в сравнении с Челябинской областью) 2014 / Князев Владимир Васильевич
  • Новации в российском приватизационном законодательстве: косметические меры или ускорение разгосударствления? 2016 / Георгий Мальгинов, Александр Радыгин
  • Организация управления государственной собственностью (на примере процессов приватизации в Пермском крае) 2015 / Рожков Евгений Викторович

В отличие от автора этого «тезиса», мы цитируем первоисточник, пишут авторы телеграм-канала. Наверняка пытливый читатель может самостоятельно проверить на истинность приводимые утверждения (кто и что озвучивал), мы же сосредоточимся на ключевой идее тезиса: если власть поменяется, страну распродадут.

Очевидно, страну в буквальном смысле слова продать нельзя (конечно, рассуждая здраво). Можно продать то, что находится в государственной собственности — не может же «новая власть» распоряжаться частными компаниями, как своими собственными (а по данным, озвученным несколько месяцев назад министром экономики, частный сектор уже производит 60% валовой добавленной стоимости и нанимает примерно половину от общего числа занятых в экономике). Следовательно, под «распродажей страны», понимается приватизация государственных предприятий. Тезис становится понятнее: распродадут только госпредприятия, «народное достояние».

Тема приватизации иногда подымается государственными СМИ, хотя общество она, похоже, волнует мало. В то время как одно из государственных медиа заявляет, что «часто в белорусском обществе можно услышать призывы к тотальной и немедленной приватизации государственных предприятий», опросы населения показывают, что половина общества не имеет мнения по этому вопросу. Оставшаяся половина разделилась примерно пополам, то есть примерно четверть респондентов поддержала бы приватизацию, а четверть — была бы против. А вот в чем общество по-настоящему уверено, так это в том, что частный сектор эффективнее государственного: такого мнения придерживается половина опрошенных, в то время как государственный сектор считают более эффективным всего 13% респондентов.

Приватизация является инструментом регулирования степени влияния частного сектора на экономику страны. С помощью такого инструмента должен быть установлен баланс интересов государства и частных лиц, повышена эффективность использования государственных ресурсов.

С помощью приватизации решаются следующие важнейшие для страны вопросы:

Условия приватизации любого вида имущества для всех субъектов являются одинаковыми. Процедура при этом строго регламентирована и ограничена конкретными сроками.

Состоит программа приватизации из следующих последовательных этапов:

  • разрабатывается план приватизации;
  • создаётся решение об условиях и целях приватизации;
  • исполнение принятого решения.

Правительством РФ на каждый финансовый период разрабатывается план по отчуждению федеральной собственности. При составлении плана участвуют все: от органов исполнительной власти страны и местных властей до предприятий и граждан.

Те, кто заинтересован в получении того или иного имущества по приватизации, должны направить соответствующее уведомление в Правительство страны. Кроме перечня передаваемого в будущем году имущества план должен содержать его характеристику и планируемый период приватизации.

В качестве объекта передачи могут выступать и стратегические предприятия с их акциями, но для этого по Указу Президента они должны быть исключены из числа стратегических объектов.

Законодательное регулирование указанной процедуры основывается на Законе РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Непосредственно сделка приватизации оформляется в соответствии с нормативами Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года под № 218-ФЗ

Ключевые особенности программы:

К участию в процедуре допускаются только российские граждане РФ и только однократно
Исключение из вышеназванной нормы делается в отношении несовершеннолетних лиц В случае приобретения ими права собственности до совершеннолетия, они не утрачивают право участия в программе
Дети в обязательном порядке привлекаются к заключению сделки отказ от принадлежащей им доли в недвижимости не допускается
Процедура приватизация полностью добровольна и свободна возможен отказ от участия в программе с сохранением права постоянного проживания в приватизированной квартире
Отдельные категории госсобственности не могут быть переданы в частную собственность граждан

Первый этап большой приватизации

Через год Россия будет отмечать 30-ю годовщину одного из самых неоднозначных событий в истории страны – старта массовой приватизации через ваучеры. Изначально цель этого процесса была вполне понятной и логичной: все страны, которые свернули с социалистического пути на капиталистический, проходили через приватизацию. Это базовый принцип рыночной экономики – государство не может быть эффективным собственником.

Поэтому, уже в 1992 году в России стартует чековая приватизация, причем по совершенно новому на тот момент формату: каждый житель страны становится не просто совладельцем народного достояния (как это было при СССР), а получает вполне реальную долю во вполне реальном предприятии.

Чтобы «провернуть» такую масштабную операцию, правительство оценило все имеющиеся на тот момент предприятия в 4 триллиона советских (на тот момент) рублей, а 35% от этой суммы, или 1,4 триллиона, было решено раздать людям. По цифрам все совпало удачно – в стране проживало как раз около 140 миллионов человек, поэтому на каждого россиянина вышло ровно по 10 000 рублей. Потом, правда, оказалось, что стоимость в 4 триллиона взяли из данных переоценки балансовой стоимости активов советских предприятий за 1984 год, но за прошедшие 8 лет эти активы изрядно потеряли в цене.

Чего стоит ваучер сейчас?

Чубайс обещал по две «Волги» за каждый ваучер. И некоторые россияне действительно получили примерно такую сумму – если грамотно вложили свои чеки. Грамотно – в предприятия, которые не разорились в сложные 90-е и существуют до сих пор. Акции «Роснефти», которые можно было купить на ваучер, сейчас стоят примерно 700 тысяч рублей, акции «Газпрома» – примерно миллион рублей. Но стоит понимать, что многие владельцы уже продали эти бумаги раньше (что в случае с «Роснефтью» – не так уж и плохо).

С тех пор выжили и некоторые другие предприятия, но за купленные в 90-е годы акции сейчас можно выручить совсем небольшую сумму денег. Многие предприятия успели разориться – а акционеры получают выплаты самыми последними в очереди (и очередь до них попросту не доходит – имущество предприятия заканчивается).

А может выгоднее было не использовать ваучер тогда, чтобы продать его сейчас? Обменять приватизационный чек на акции можно было до 30 июня 1994 года, то есть, в 2021-м поучаствовать в приватизации уже никак не получится. Но его можно продать.

Цена самой бумаги зависит от того, успели «погасить» чек тогда или нет. «Негашеные» ваучеры стоят чуть дороже, а на гашеных пробиты отверстия, стоят какие-то отметки, или отрезана часть.

Власть начинает приватизацию остатков госсобственности

В начале девяностых годов после того, как СССР был разрушен, начался процесс приватизации на территории стран «бывшего социалистического лагеря». Приватизация в Восточной и Центральной Европе привела к массовой безработице, снижению доходов, усилению коррупции. В России приватизация проводилась по заранее подготовленному плану. Она осуществлялась в период с 1992 по 1995 годы. Западные специалисты считают, что российское разгосударствление носило варварский характер, и проводилось в интересах небольшой группы людей.

Согласно выработанной в СССР программе приватизация должна была пройти следующие этапы:

  1. Продажа малых предприятий на торгах, либо напрямую частным лицам.
  2. Преобразование крупных предприятий в акционерные общества и последующая продажа их акций.

Основная задача разгосударствления — переход к рыночной модели хозяйствования была решена. Приватизация в России выразилась в следующих итогах:

  1. Переход от социализма к капитализму через формирование частного сектора и частного имущества.
  2. Появление сверхбогатых людей, в руках которых сосредоточены основные богатства страны.
  3. Снижение доверия к власти до минимального уровня.
  4. Общественное мнение показало, что более половины россиян до сих пор считают приватизацию нечестной.
  • страница1

Февраль

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Говоря о конкретных примерах, в Алтайском крае на слуху история тепличного комплекса «Индустриальный». Госпредприятие находится на грани банкротства. Как вы оцениваете новую стратегию краевого правительства – попытку передать комбинат в аренду, а затем приватизировать?

Власти раскрыли подробности итогового плана приватизации

Суть приватизации

Приватизация является одной из важнейших трансформаций при переходе к рынку, с учетом особого отрицания экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства от «Государственной» к «частной» и методологической основы приватизации, определение собственности на продукцию от государства непосредственно к частному сектору (включая физических лиц, паи и акции) формулируется как передача собственности частному сектору экономики. Связь между понятием приватизации и разгосударствлением заключается в том, что приватизация есть отрицание собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возвращение государственной собственности истинному владельцу.

Но единого определения приватизации до сих пор не существует. В западных странах можно найти множество определений, таких как:

  • Передача государственной собственности в пользу физических лиц (частный сектор) или переход государственной собственности в частную собственность;
  • Полная продажа государственных предприятий физическим лицам;
  • Продажа части активов;
  • Передача функций государственной собственности в частный сектор национальной экономики позволяет осуществлять распределение и взаимодействие ресурсов через рынок.

Несмотря на разнообразие определений, существуют две основные модели приватизации:

  1. Оплачено;
  2. Свободный, каждый из них основан на определенном аргументе и аргументе.

Бесплатная приватизация. При государственной монополии все граждане были совладельцами собственности, поэтому должны были существовать стимулы к производительному труду, экономии затрат и более эффективному использованию ограниченных ресурсов, по мнению реального собственника от формального собственника, путем предоставления ему части государственной собственности. По сути, реализация связана с предоставлением всем гражданам приватизационного чекового ваучера.

Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Этот процесс предполагает, что компания была зарегистрирована ранее, и ее акции продаются на фондовом рынке. Его приверженцы отмечают, что только в этом случае появляются эффективные собственники. Кроме того, это приводит к увеличению доходной части бюджета. Одна из серьезных проблем с приватизацией-Это сроки ее проведения. Некоторые ведущие экономисты считают, что государственная экономика вряд ли будет приватизирована через 2-3 года.

Три необходимые причины для его осуществления:

  • Накопление личных вещей, необходимых для медленного накопления сбережений;
  • Рынок работает хорошо,и требуется время, чтобы определить рыночную стоимость предприятия;
  • Монополизированная социалистическая промышленность должна быть перестроена до того, как производственные предприятия будут выставлены на продажу.

Сторонники быстрой приватизации считают, что таким образом можно в короткие сроки создать новый класс частных собственников-главный фундамент социальной реформы. В конкретном плане предлагается «развалить» жилищный фонд, приватизировать малые и средние (особенно коммерческие) предприятия.

Однако модель полная,их сочетание ожидается. С одной стороны, приватизация должна стать элементом экономической реформы, стержнем радикальных преобразований, а с другой-долгосрочным инструментом государственного регулирования.

Основными целями приватизации в условиях переходной экономики являются:

Через приватизацию государственной собственности решаются многие задачи: повышение рентабельности предприятий, сокращение государственных расходов, увеличение доходов бюджета, ликвидация или переход от внутренней и внешней систем управления к рыночной системе. Приватизация в постсоциалистических странах рассматривается как средство радикального изменения отношений собственности и создания социальной основы нового социального порядка-в широком смысле целью корпоративной приватизации является повышение эффективности отдельных предприятий и экономики в целом, решение финансовых проблем государства и ослабление монопольного положения государственного сектора. Ниже мы рассмотрим основные функции приватизации, начиная с укрепления социально-экономической системы, основанной на частной собственности.

Функция укрепления социального порядка. Государственный сектор, как только он будет создан, станет неотъемлемой частью национальной экономики. Она может увеличиваться во время войн, кризисов, потребности в инфраструктуре и экспериментальных производственных мощностях. Ее доля также может быть сокращена в экономике без приватизации за счет более быстрого развития частного сектора. Размер государственного сектора и его роль в национальной экономике носят количественный характер, но это также и социально-экономический показатель, стабильность социальной системы, наряду с другими факторами, расширение государственного хозяйственного комплекса государственного сектора, сужение сферы деятельности частных предприятий, создает угрозу существующей системе. Приватизация государственного сектора, который вырос, представляет интерес для укрепления социально-экономического порядка до тех пор, пока этот сектор не является необходимым элементом для сохранения этого порядка. Поэтому, если вопрос о приватизации отдельных объектов государственного сектора может существовать без частного капитала, соответствующего государственным объектам или взятого приватизационного времени, то для национальной экономики это годы успешного экономического развития, отсутствие военно-политических потрясений, глубокий кризис, постоянное обновление социально-экономического капитала в общеэкономических масштабах, конечно же, они применимы и в той же социально-экономической системе. это может быть так

Социально-политическая функция.

Это особенность приватизации в условиях стабильной рыночной экономики, особенно среди социальных групп, имеющих непосредственную заинтересованность в приватизации, расширении социально-политической базы, в расширении социальных основ государственной системы и государственной политики, в форме выборов, референдумов, средств массовой информации, общественных движений, а также в форме важной поддержки избирательных кампаний соответствующих политических партий. приватизация государственной собственности дает правительству уникальную возможность выступить в качестве собственного благодетеля, поскольку необъяснима связь этой системы с личными экономическими интересами граждан, а также стабилизировать социально-экономическую ситуацию в стране на длительное время.

Глобальная экономическая функция.

Это включает в себя:

Привлечение капитала в страну. Многие развитые страны мира характеризуются избытком капитала, который носит относительный характер и определяется доходностью инвестиций внутреннего и иностранного капитала. Эффективная или перспективная приватизация объектов должна была бы временно расширить сферу действия частного капитала страны и повысить стоимость реструктуризации приватизируемых предприятий и их модернизации, а часть дополнительного частного капитала, который был бы вывезен за рубеж, поступила бы в доход государства в виде платежей за частично приватизированные объекты, остающиеся в собственности государства.

Повышение экономической эффективности функционирования объектов, переходящих из государственной собственности в частную собственность. Наиболее распространенной причиной, побуждающей правительства различных стран приватизировать свои предприятия, является низкая эффективность последних. Многие другие причины обычно вытекают из него или дополняют его. Поэтому из-за неэффективности государственных предприятий в той или иной стране часто увеличиваются бюджетные расходы, а вопрос монополизации на рынке обостряется за счет государственного патронажа государственных предприятий.、

Читайте также:  Транспортный налог для инвалидов: льготы 2023 года

Улучшение экономической структуры страны. Если доходы от приватизации не используются для покрытия дефицита бюджета или погашения долгов, а расходуются на финансирование долгосрочных инвестиционных программ, то в развитых экономиках всегда существует узкое место и возникают глобальные и частные проблемы, для решения которых у частного капитала нет достаточной мотивации.

Основными целями первого (контрольного) этапа приватизации являются:

  • Массовое отрицание российской экономики, перераспределение и консолидация частного богатства в российском обществе с минимальными социальными конфликтами;
  • Формирование слоя частных собственников, способствующего созданию социально ориентированной рыночной экономики;
  • Обеспечить условия для повышения эффективности деятельности российских компаний;
  • Создание законодательных и организационных условий и механизмов, необходимых для передачи имущественных прав от одного лица к другому;
  • Содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;
  • Создание конкурентной среды и создание условий для демонизации национальной экономики;
  • Расширение инвестиционной базы российских компаний и привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику.

Начало чековой модели приватизации осуществлялось при следующих условиях:

  • Выбранный вариант экономических реформ, учитывая размеры российской экономики, неизбежно приведет к немедленному прекращению приватизационного процесса, что привело к существенным организационным и другим проблемам.;
  • В России не было квалифицированных кадров с надлежащим уровнем подготовки для быстрого и эффективного решения проблемы приватизации государственной собственности;
  • В стране практически полностью отсутствуют финансовые ресурсы, необходимые для выполнения намеченных задач по приватизации государственного имущества, а также отсутствует платежеспособный спрос населения.;
  • В России насчитывается более 240 тысяч государственных и муниципальных предприятий, требующих разработки модели стандартной процедуры приватизации, причем приватизация может быть проведена в короткие сроки.;
  • Иностранные инвесторы не проявили желаемого уровня заинтересованности в приватизации России.

Эти условия определили следующие особенности приватизационной модели России:

  • Массовость приватизации обеспечивалась применением строгих стандартных процедур, которыми легко управляли государственные служащие среднего звена;
  • Ускорение приватизации было произведено путем включения в ежегодную государственную программу приватизации, имевшую силу закона, конкретной целевой задачи по приватизации;
  • Отсутствие необходимых финансовых ресурсов частично компенсируется распределением государственной собственности бесплатно (буквально бесплатно или по приватизационным чекам), а остальное предоставляется с минимальной стоимостью.

Процесс приватизации в России качественно отличается от приватизации, проводимой в западных странах.

Правительство Крыма одобрило проект прогнозного плана приватизации имущества, находящегося в госсобственности республики на 2022 год

Заместитель министра также рассказала, что в прогнозный план приватизации на 2022 год планируется включить 1 долю в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, которая была не реализована в 2022 году и 7 пакетов акций в уставных капиталах акционерных обществ, которые ранее не включались в акты планирования приватизации.

По словам первого заместителя министра имущественных и земельных отношений Республики Крым Ларисы Кулинич, в 2022 году к приватизации предлагается имущество 6 государственных унитарных предприятий Республики Крым, а именно «Крымгеология», «Симферопольский винодельческий завод», «Конструкторско-технологическое бюро «Судокомпозит», «28 управление начальника работ», «Евпаторийский авиационный ремонтный завод» и «Крым-Вино».

Приватизация госсобственности: новые корректировки

По мнению разработчиков, увеличение сроков действия конкретизированных программ позволит обеспечить плановый и прозрачный порядок приватизации указанного имущества, а также обеспечит среднесрочное планирование доходов от приватизации федерального бюджета. Отметим, что в стремлении более жестко увязать приватизацию с бюджетом прослеживается озабоченность государства необходимостью выполнения широко разрекламированных социальных обязательств.

Предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на свободный доступ неограниченного круга лиц к информации о проведении приватизации. В частности, вменяется обязательность публикаций обо всех этапах приватизационного процесса на всех уровнях собственности в печатных и электронных СМИ. Установлены также требования к объему и составу подлежащих опубликованию сведений о продаже имущества. Предписано оказывать содействие претендентам на приобретение имущества в оформлении документов путем возложения на продавца обязанности размещать в местах подачи заявок и в Интернете общедоступную информацию о торгах, образцы типовых документов, а также правила проведения торгов.

Все этапы приватизации на крупных и средних предприятиях умещались в два шага. Первым проводилось акционирование завода или фабрики и преобразование в новые открытые акционерные общества. В корне менялась организационная и правовая форма предприятия. После этого происходил выпуск акций, распределявшихся между его сотрудниками согласно их ваучерам. Это были члены трудового коллектива и руководство. Также часть акций могла попасть в руки внешних юридических и физических лиц. Пропорции этого распределения определялись самим коллективом трудящихся. В некоторых случаях определенный пакет акций оставался в муниципальной или государственной собственности. Если это происходило, то в такие общества назначались представители Российской Федерации или ее субъектов.

Всего за период приватизации за приватизационные чеки было продано около 16 тысяч предприятий. К середине 1994 года в результате ваучерных сделок в частной собственности оказалось 70% промышленности страны. Также была передана большая часть объектов малой приватизации. В эту категорию входило 85 тысяч магазинов, кафе, ресторанов и т. д. Малая приватизация в большинстве регионов России завершилась к концу 1994 года. К тому же сроку на базе крупных и средних предприятий было создано около 20 тысяч акционерных обществ.

Государство предоставляло трудовым коллективам несколько вариантов льгот. Большая их часть (75%) предпочла выбрать контрольный пакет акций. Считалось, что эта форма собственности поможет избежать установления внешнего постороннего контроля над предприятиями. Тем не менее преимущества данного варианта очень быстро свелись на нет, из-за того, что акции скупались администрацией. Около трети всех ваучеров было перепродано за бесценок с помощью чековых инвестиционных фондов (ЧИФ). Они заключили сделки с 22 миллионами граждан (около 15% населения России). Внесенные в ЧИФы ваучеры практически не дали никаких дивидендов из-за того, что эти краткосрочные организации быстро прекращали свое существование. Поэтому, как правило, работники становились акционерами лишь на короткий период. Кроме того, владение одной-единственной бумагой нигде и никогда не делало человека реальным совладельцем предприятия.

Защита выбранного курса

У политики Гайдара и Чубайса есть и свои защитники. Рассуждая о невозможности постепенных реформ, они часто апеллируют к той сложной обстановке, в которой оказалась экономика, когда началась ваучерная приватизация. Годы планов, пятилеток, перекосов в бюджете, раздутого ВПК в советскую эпоху привели к тому, что меры необходимо было принимать срочно. Без моментальной перестройки экономики страна могла столкнуться с опасностью голода, социальной напряженности и в худшем случае — гражданской войны. Именно поэтому реформаторы, обладавшие реальной властью в конце 1991 – 1992 гг., решили использовать ваучеры, хотя и Гайдар, и Чубайс поначалу были сторонниками плана постепенной приватизации с использованием привычных денег.

Еще в 1987 г. был принят Закон СССР о государственном предприятии. Это был эпохальный документ. Он зафиксировал фактическую независимость трудовых коллективов заводов (а фактически директоров) от государства. Позже это явление получило название «спонтанной приватизации». Под этим эвфемизмом скрывался переход собственности в руки тех, в чьих руках она была на момент принятия закона. Когда было положено начало ваучерной приватизации, власть новой России уже не имела влияния на жизнь многих предприятий, которые формально еще были государственными, но на самом деле уже стали вотчиной «красных директоров».

Еще одним важным законом, принятым еще в советское время в 1988 году, был Закон о кооперативной деятельности. Этот документ подсказал, как можно удобно и легально растащить государственную собственность. На предприятиях создавались кооперативы, которые стали заниматься самыми эффективными видами деятельности своего завода, фабрики и т. д. Их главы для своей наживы использовали разницу между своими рыночными и общими государственными ценами. Разница оседала в кармане директора – фактического хозяина кооператива. Таким образом, проведение ваучерной приватизации лишь закрепило те порядки, которые уже существовали в последние советские годы экономического хаоса и разрухи.

Проблемы приватизации госсобственности в россии на 2021 год

Будет наивно полагать, что к столь лакомым кускам подпустят кого-то, кроме крайне узкого круга всем известных лиц. Далее, сторонники либерального подхода возразят, что ничего страшного, ведь государство же сохранит от 25% до 50%. Но в наших реалиях это даже еще хуже, поясняет журналист Сергей Ежов:

Пока президент Путин мужественно противостоит Западу, назначенное им правительство, поголовно состоящее из либералов, готовится к «амбициозной» распродаже остатков государственной собственности, которые, не даст соврать Олег Дерипаска, в итоге перейдут под контроль западных воротил бизнеса. Как такое в принципе возможно в стране, которая вступила в «Холодную войну-2»?

В ходе формирования приватизационной политики, выработки путей приватизации государственной собственности определились три основных метода (способа) приватизации государственной и муниципальной собственности в России.

1. Собственность, определяя характер существующей экономической системы, оказывает влияние на все стороны жизни общества. Для экономиста собственность – это экономические отношения между людьми по поводу присвоения экономических благ, т.е. возможности использовать в производстве и потреблении экономические блага исключительно данным субъектом экономических отношений. Собственность на факторы производства реализуется (приносит доход) в процессе хозяйственной деятельности, хотя она может осуществляться и не собственником непосредственно.

Власть начинает приватизацию остатков госсобственности

Казалось бы, какие могут быть недостатки у приватизации — ведь одни только плюсы. Тем не менее, приватизация является процессом, поэтому не каждый гражданин нашей страны может или хочет этим заниматься. Рассмотрим это более подробно ниже.

Плюсы приватизированного жилья в многоквартирной жилплощади:

  • Не стоит опасаться, что правительство сумеет отобрать жилплощадь, или принудить произвести равнозначный обмен
  • Вы можете управлять своей квартирой по своему усмотрению – например, сдать в аренду, прописывать в жилплощади хоть какое количество людей
  • Право производить сделки купли-продажи квартиры новому собственнику.
  • Производить участие в передаче жилплощади стране в добровольном порядке.

У приватизации также существуют свои недостатки:

  • Затраты по возобновлению вследствие ухудшения собственности дома в пределах квартиры, владелец берёт на себя в полном объёме
  • Процессы по замене сетей инженерного типа выполняются при помощи экономических сил собственника после согласования с управлением дома.
  • Недвижимость конфискуется в случае, если у владельца есть крупные обязанности перед службами ЖКХ, или согласно банковским кредитам.
  • Тогда как личное жилище является собственностью, оно также может восприниматься в качестве быстро реализуемого (равносильного) варианта с целью возмещения задолженности. Жилплощадь реализуют на конкурсной основе при торгах, после чего за вырученные деньги происходит оплата долгов. Избыток средств возвращают прежнему владельцу.

О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.

Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.

Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель. Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.

Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.

Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.

Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.

Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:

  • передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
  • отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
  • при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.

Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии. В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации. Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы. Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.

Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.

Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.

Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.

Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:

  • игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
  • правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
  • способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
  • приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.

Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.

Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.

Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.

Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:

  • при преобразовании унитарных производств представлены условия, при которых объект преобразовывается в ОАО;
  • продажа материальных ресурсов происходит на конкурсной основе;
  • государственное имущество передается в частные руки по итогам публичного предложения;
  • госимущество вносится в учредительный капитал АО в качестве взноса;
  • формирование акций предприятия, которые распределяются между несколькими участниками.
Читайте также:  Налоговые каникулы для ИП: как правильно применить льготу в 2020 году

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

В 2021 году с молотка планируется пустить более 300 предприятий, которые сейчас находятся в государственной собственности. Многие из них прибыльные, другие в минусе, однако имеют стратегическое значение для страны, в том числе и в части национальной безопасности. В связи с этим представители сразу нескольких фракций направили премьеру Михаилу Мишустину записку с просьбой оценить итоги приватизации 1990-х годов, чтобы не допустить разграбления страны уже в настоящее время. Планы у Минфина грандиозные – в 2021–2023 годах распродавать имущество в среднем на 3,5 миллиарда рублей в год. Это обстоятельство вызывает жёсткую реакцию лидера КПРФ в Государственной Думе Геннадия Зюганова:

Силуанов внёс предложение под диктовку МВФ распродать последнюю собственность, которая обеспечивает стабильность. Продолжение той преступной приватизации – это уничтожение последней экономической базы, которая может обеспечить возрождение страны и элементарную стабильность.

6. Приватизацию объектов недвижимого и движимого имущества, находящегося в государственной собственности области, предполагается осуществить путем продажи на аукционе в I — IV кварталах 2021 года и в плановом периоде 2021 и 2021 годов.

2. Основной задачей приватизации областного государственного имущества является осуществление в 2021 — 2021 годах приватизации областного государственного имущества, которое не используется для обеспечения реализации полномочий области.

Основной документ, в котором содержатся все важные сведения об объектах личной гражданской, муниципальной, а также государственной собственности – это Реестр. Как только приобретается какое – либо имущество, оно в обязательном порядке должно быть зарегистрировано. Российским Правительством осуществляется управление данными объектами после регистрации собственности.

  • национализация объектов, присвоение им национальной ценности;
  • реквизиция;
  • изъятие имущества у должников, в тех случаях, когда оно допустимо законом. Изъятие в данном случае проводится на возмездной основе;
  • налоги;
  • конфискация имущества.

Как ни странно, одним из самых сложных этапов по закону должен быть первый. Именно на этом этапе муниципальные или государственные органы власти, в чьей собственности находится имущество, должны подробно оценить, что именно они могут передать в частную собственность. Это не так-то просто. Достаточно сказать, что на государственном уровне окончательное решение о приватизации государственной собственности принимает Правительство РФ. Именно оно утверждает ежегодный перечень предприятий, акций и другого имущества, которое в текущем году должно быть передано в частную собственность. На муниципальном уровне все определяется, разумеется, решением органа местного самоуправления в соответствии с нормами, которые действуют в данном округе.

Во-первых, наиболее знакомое гражданам оформление в собственность квартир осуществляется обычно как раз на уровне муниципалитета. Жилье, принадлежащее государственным организациям, конечно, существует, однако его не так много. Кроме того, ряд категорий государственных квартир или комнат вообще не подлежат приватизации. К примеру, квартиры в городках при воинских частях: офицеры там могут жить, в случае инвалидности или выхода на пенсию жилье за ними сохраняется, за членами семьи военного, погибшего при исполнении, квартира остается — но оформить в собственность ее, как правило, нельзя.

  • Акционирование, то есть превращение государственного предприятия или муниципального в акционерное общество.
  • Модификация предприятия в ООО без акционирования.
  • Еще один вариант – продажа акций через открытые торги.
  • Возможна реализация акций госпредприятия в конкурсном порядке.
  • Возможно, продажа акций для переведения их в собственность юрлиц и индивидов. Но только после того, как компания управлялась доверенным лицом.
  • Приватизация государственных и муниципальных предприятий может производится с помощью торгов на бирже.
  • Если произведен существенный вклад в новосоздаваемое акционерные общества.

У большинства людей слово приватизация невольно ассоциируется с жилплощадью, но, ежели дело касается государственного и муниципального имущества – это понятие значительно шире. Согласно закону, правовое регулирование этого вопроса гораздо шире, в частную собственность могут передаваться жилые и промышленные помещения, заводы, дома культуры, и другое имущество, иметь в соответствии с законом разрешено (к примеру, оформить право собственности на воинскую часть или военную технику нельзя).

Для приватизации муниципального или государственного жилья нужно подготовить свой пакет бумаг. В него входит, прежде всего, заявление, а также отказ или согласие жильцов на данную процедуру. Если кто-либо из зарегистрированных лиц не может лично присутствовать на приватизации, можно оформить бронь на его долю в недвижимости.

  • продавать или закладывать имущество;
  • оформлять любые доли собственности;
  • регистрировать любое количество лиц по конкретному адресу;
  • завещать жилье наследникам;
  • полноправно распоряжаться своей квартирой (например, ремонтировать, менять планировку после получения согласия БТИ).

Они позволяют установить границы с погрешностью до нескольких миллиметров, что выгодно собственнику земли. Законодательная база Законодатель ввел в действие Федеральный закон: Номер Описание Акт издан 13 июля 2021 года од номером 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который позволяет обрести право собственности на отдельные объекты недвижимого имущества В нем отмечено, что государственной регистрации права на объект недвижимого имущества осуществляется одновременно с постановкой на кадастровый учет. Ниже перечислены основные законодательные акты, регулирующие вопросы относительно приватизации земельных участков.

Важно: отказ от внесения платы за использование муниципальной собственности и коммунальных услуг в течение полугода без уважительной причины приводит к отмене действия договора социального найма (выселению). Эта норма приведена в 90-м параграфе ЖК.

Приватизацией называют оформление имущества в собственность на бесплатной основе. Это право граждан установлено нормами Жилищного Кодекса РФ. Определение подразумевает, что передача объекта осуществляется бесплатно, приватизировать можно землю, квартиры, другие виды жилья, имущество нежилого фонда.

Но обязательно процесс должен выполняться с учетом юридических норм, оформляться документально. В собственность частных лиц переходят только государственные или муниципальные квартиры, дома.

В последствии граждане могут распоряжаться приватизированным имуществом по своему усмотрению. Разрешается продажа, обмен, сдача в аренду, передача в наследство с передачей и прав собственника.

ВНИМАНИЕ! Стать участником приватизации можно только раз.

Об этом ограничении стоит помнить при выборе объекта для приватизации. В целом правила для приватизации земельного надела такие же, как и для получения квартиры. В собственность граждане могут получить один раз надел бесплатно, приватизировав его по всем правилам. Потом они получают полные права на землю с возможностью распоряжаться ею по своему усмотрению.

Несмотря на то, что начало передачи имущества в собственность было объявлено несколько десятилетий назад, еще большое количество объектов жилого фонда не приватизированы. Большое количество недвижимости передано в частные руки из муниципального фонда, это теперь усложняет процесс выдачи бесплатной жилплощади различным категориям льготников.

Им нужно будет длительное время ждать появления новых муниципальных квартир. Но ситуация сложилась именно так. Особенно остро встает вопрос нехватки муниципального жилья, когда нужно в срочном порядке переселить семьи из аварийных домов или из тех, что пострадали в следствие стихийного бедствия, пожара.

Государство дало длительный срок на приватизацию, потом на правительственном уровне она несколько раз продлевалась. При этом некоторые законодатели были против продления таких сроков, так как приватизацией было уменьшено количество квартир в муниципальном и государственном фонде.

Когда в 1992 году было объявлено о начале приватизации жилья, занимаемого гражданами, предполагалось, что процесс будет бессрочным. Но потом все же было решено ограничить срок для оформления имущества в собственность.

Сроки менялись несколько раз, за это время было оформлено множество приватизированных квартир.

Если было решено продлить передачу недвижимости в собственность, значит для этого были определенные основания.

По нормам законодательства жилье может быть приватизировано теми, кто проживает на жилплощади по договору социального найма и имеет прописку на ней. Но также в процессе могут участвовать и некоторые родственники жильцов.

Сколько человек зарегистрировано в доме или в квартире, столько и может принимать участие в процессе приватизации, в том числе и дети. Но, нужно помнить об ограничении на количество приватизаций.

ВНИМАНИЕ! Воспользоваться правом и приватизировать квартиру можно только один раз в жизни.

Вопросами процесса приватизации занимаются органы государственной и муниципальной власти. С соответствующим заявлением нужно обращаться к ним. Какие полномочия были предоставлены чиновникам, ответственными за передачу объектов имущества в частную собственность?

  • Отвечают на вопросы, связанным с переоформлением жилья в собственность.
  • Также такие ответственные лица информируют о необходимых для процесса документах.
  • Направляют запросы в структуры ЖКХ.
  • Должны регистрировать соответствующие документы в внутреннем реестре.
  • Чиновники принимают заявления, папку с подготовленными документами, сверяют их с теми данными, которые выдает БТИ.
  • Важная функция — оформление договора о передаче муниципального имущества в собственность гражданского лица.
  • Должна проводиться проверка документов, правильность их заполнения.
  • На последнем этапе такие работники передают документы на приватизированное жилье в Росреестр.
  1. Гражданин, который приватизировал квартиру, ранее снимаемую по договору социального найма, теперь получает все права на нее.
  2. С приватизированным жилым объектом владелец может проводить разные операции и сделки — сдавать в аренду, получая доход, продавать, обменивать.
  3. Приватизированная квартира переходит наследникам вместе с правами собственности.
  4. На такой жилплощади можно регистрировать любые лица по своему усмотрению.
  5. Из такой квартиры можно выехать в новую, если дом будет признан аварийным.
  • Если жилой объект приватизирован, за него владельцу нужно платить налог на имущество лица.
  • Также увеличивается квартплата за приватизированную квартиру.

Но это не такие существенные недостатки, из-за которых стоило бы отказаться от возможности получить жилье в собственность. Ведь в любой момент собственную недвижимость можно продать, чтобы переехать в другой город и приобрести жилье там, или просто получить солидный доход.

Исполнительные органы власти установили список документов, необходимых для оформления муниципального жилья в собственность:

  1. Прежде всего, следует документально оформить согласие на приватизацию тех, кто проживает на жилплощади. При несогласии кого-то отказ оформляется у нотариуса.
  2. Если в квартире живут несовершеннолетние, в органах опеки следует получить разрешение на их участие. Ребенок от 14 лет подписывает свое согласие сам. Разрешение от органов опеки имеет большое значение, без него может быть отказано в приватизации.
  3. Потребуется удостоверение личности каждого участника процесса.
  4. Прикладывается договор социального найма или ордер, составленный по образцу. Необходимы оригиналы.
  5. Подается выписка лицевого счета из ЖКХ.
  6. Справка из Росреестра, в которой должно быть сказано, что данные граждане впервые участвуют в процессе приватизации жилья.
  7. Справка из ЕГПР подтвердит, что квартира приватизируется впервые.
  8. Нужен техпаспорт на жилье из БТИ.
  9. Также лица подают заявление на передачу имущества в собственность. Оно составляется по образцу, на специальном бланке, получить который можно в органах власти, связанных с приватизацией.

В списке возможны некоторые изменения, внесенные новыми законами.

Для понимания процесса приватизации следует ознакомиться с несколькими терминами.

Жилое помещение – квартира, дом, комната, иной изолированный объект, специально предназначенный для жизни людей по своим характеристикам.

Конкурс – способ приватизации, когда от покупателей требуется выполнение нескольких условий. Например, сохранение численности работников, инвестирование определённого объёма средств и т.д.

Аукцион – публичные торги. Приватизирует имущество тот гражданин (или организация), который предложил наибольшую цену.

Государственное имущество условно разделяется на:

  • приватизируемое по решению государства;
  • подлежащее передаче гражданам по заявительному принципу;
  • не подлежащее приватизации.
  • Также важную роль играет закон № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. Этим актом был введён в действие ЖК РФ. Последняя редакция документа позволяет проводить приватизацию бессрочно. Предыдущая версия, разрешавшая обращаться за получением права собственности на жильё до 1.03.2017 года, утратила силу.

Приватизация жилья осуществляется в случае соблюдения нескольких условий:

  • заявитель имеет гражданство РФ;
  • имеет постоянную регистрацию в жилом помещении;
  • ранее не участвовал в приватизации;
  • представлены все необходимые документы.

Повторное участие в приватизации допускается в случае, если первый раз гражданин получил жилое помещение или его часть, будучи несовершеннолетним.

Переданы в частную собственность могут быть любые помещения, относящиеся к муниципальному или государственному фонду, за исключением:

  • комнат в общежитиях;
  • служебных помещений;
  • домов и квартир, расположенных в закрытых военных городках.

Комнаты в общежитии могут передаваться, если они предоставлены гражданам на основании договора соцнайма.

Закон о приватизации жилья предполагает следующий алгоритм действий.

  • На первом этапе происходит планирование приватизации. Жильцы помещения должны решить, нужно ли им право собственности на это помещение. Также следует получить от каждого нотариально заверенное согласие, собрать пакет необходимых документов.
  • Далее заинтересованное лицо подаёт документы в местный департамент по имуществу. Наступает этап рассмотрения. Специалисты в течение 2 месяцев анализируют, соблюдены ли требования законодательства. При положительном ответе гражданин направляется в местный орган власти для подписания соглашения о безвозмездной передаче квартиры в собственность.
  • После чего следует обратиться в Росреестр для регистрации права собственности. В течение 5 рабочих дней вносятся изменения в реестр. Гражданину выдаётся экземпляр договора с отметкой о регистрации и выписку из ЕГРН.

Приватизация гособственности осуществляет в бессрочном порядке.

Каждый год срок завершения процесса переносился на следующий.

Планировалось, что приватизация будет продлена до 2020 года и для отдельных категорий граждан до 2021 года. Однако в 2020 году правительство решило, что будет справедливо и логично данный процесс сделать бессрочным.

Есть несколько важных аспектов процесса приватизации, на которые следует обратить особое внимание при подаче документов.

Если в квартире зарегистрированы несовершеннолетние, то заявителю обязательно нужно получить согласие органа опеки и попечительства.

Как отказаться от приватизации в пользу родителей? Читайте далее.

Как правило, в ходе приватизации имущественное положение детей улучшается, ведь они становятся собственниками недвижимости. Поэтому проблемы с получением разрешения от госорганов не возникает.

  • Жители столицы имеют небольшое преимущество в области приватизации жилищного фонда. В этом городе функционирует система «Мои документы», через которую можно обратиться за разгосударствлением жилого помещения.
  • Также перечень документов, необходимых для представления, меньше, чем в иных регионах. Не требуется представлять выписку из ЕГРН, технический паспорт, сведения о количестве зарегистрированных лиц. Вся необходимая информация запрашивается специалистами в электронном виде.

Процедура приватизации зависит от объекта, отчуждаемого государством.

Для жилых помещений и земельных участков, переданным физическим лицам, предусмотрен упрощённый порядок.

Для остальных случаев применяется закон № 178-ФЗ.

Глобальной разницы между государственным и муниципальным имуществом нет – одно принадлежит стране в целом, а второй – конкретному населенному пункту.

Пример: Квартира, расположенная в черте города (если это не закрытый городок) относится к муниципальному имуществу, а, например, общежитие для военнослужащих – Министерству Обороны – то есть, государству.

С точки зрения приватизации, намного проще получить в собственность муниципальную недвижимость, чем государственную. Хотя бы потому, что значительная часть государственных объектов выведена из оборота и используется для конкретных целей.

Выделяют несколько основных способов приватизации муниципального и государственного имущества:

  • Классическая бесплатная приватизация жилья.
  • Превращение муниципального объекта в акционерное общество или ООО.
  • Покупка акций компании/завода/предприятия на аукционе.
  • Прямая продажа объекта на торгах.

Ранее существовали еще такие варианты как ЧИФ (Чековый инвестиционный фонд), ваучеры и так далее. На данный момент они уже не актуальны и не используются.

Список требуемых бумаг также отличается от ситуации к ситуации. Если взять усредненно, то выглядеть он будет примерно так:

  • Документы, удостоверяющие личность заявителя. Это может быть как паспорт гражданина РФ, так и свидетельство о регистрации юридического лица.
  • Согласия всех жильцов приватизируемой недвижимости либо отказ от участия в процедуре (актуально в первую очередь для объектов жилого фонда).
  • Договор социального найма, аренды или бессрочного пользования. Первый актуален именно для жилья, второй и третий встречаются при приватизации земли. Для платной приватизации такая бумага не нужна.
  • Техпаспорт, кадастровый план или иные аналогичные документы.

Перечень документов для приватизации может отличаться не только в зависимости от объекта и/или субъекта процедуры, но и от региона нахождения недвижимости.

Бесплатная приватизация жилого фонда объявлена бессрочной. Землю бесплатно получить в собственность можно до 2020 года. Любые другие объекты приватизируются платно и потому конкретных сроков, ограничивающих процедуру, также не существует.

Если активно заниматься данным вопросом, то квартиру, например, можно приватизировать примерно за 2-4 месяца. Землю – быстрее, но только при условии, что межевание уже проведено и кадастровый паспорт есть на руках. С нежилой недвижимостью все сложнее, так как каждый случай рассматривается фактически в индивидуальном порядке, но и тут можно постараться справиться в срок до полугода.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *