Как сделать перерасчет платы за коммунальные услуги?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как сделать перерасчет платы за коммунальные услуги?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для того чтобы получить перерасчет, вам нужно собрать необходимые документы, подтверждающие такое право и приложить к ним заявление. Как именно составлять подобное заявление, строгих рекомендаций нет. Можете написать его в свободной форме, воспользовавшись общими правилами.
Обязательны общие собрания
Если общедомовой прибор учета уже установлен, но плата за ОДН начисляется по нормативам, собрание собственников тоже потребуется, подчеркивает Ирина Булгакова. «Надо провести общее собрание, где нужно определить, какой способ из начислений перерасчета за ОДН выбрать. Например, можно весь год расходы на ОДН считать по среднему показателю, а в конце года корректировать. Делать корректировку можно чаще: через определенные периоды, можно и каждый месяц по факту считать», — пояснила она.
Если собственники не определились с периодичностью, перерасчет по умолчанию будет ежегодным. Как отмечает Никита Чулочников, это может привести к крупным расходам. «В таком случае сумма может накопиться большая, которую придется единомоментно оплачивать», — говорит эксперт, добавляя, что самый комфортный вариант для жильцов — ежемесячный перерасчет. «Чтобы сумма не была большой, ее лучше регулярно корректировать», — заключает он.
Собранием собственников также можно вообще отказаться от оплаты по нормативам и перейти на оплату по фактическому потреблению, напоминают в Минстрое. — В этом случае перерасчеты не потребуются. Такой вариант расчетов максимально выгоден в домах, где все собственники дисциплинированно оплачивают коммуналку и нет серьезных проблем с состоянием самого дома.
Что такое пересчет квитанции за электричество и чем он регулируется?
Перерасчет за свет представляет собой процедуру, в результате которой сумма начислений приводится в соответствие с фактическим расходом. Сами расхождения устраняются путем внесения обновленных данных в информационную базу энергосбыта о пользовании услугой.
Наниматель или собственник жилья получают откорректированный счет, который необходимо оплатить. Вся процедура регулируется нормами Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Внимание! В обновленной квитанции указывается основание для изменения суммы. Перерасчет всегда отражается в отдельной графе.
Обязанность перерасчета размера платы за электрическую энергию
Электроснабжающая организация обязана производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за электроэнергию и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. В случае если проведение такой проверки непосредственно при обращении потребителя невозможно, проверка может производиться в месячный срок со дня обращения потребителя.
При установлении расхождения между объемом электрической энергии и показаниями проверяемого прибора учета, который был использован при расчете размера платы за электроэнергию за предшествующий проверке расчетный период, электроснабжающая организация обязана произвести перерасчет размера платы и уведомить потребителя о размере излишне начисленной платы. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Если вам нужен квалифицированный и опытный юрист по спорам с энергоснабжающими организациями, обращайтесь в центр Кирпиков и партнеры.
За какой период можно сделать перерасчет за коммунальные услуги
В законе, которым регламентируется перерасчет за коммунальные услуги по 354 Постановлению, первоначально был принят в 2011 году, но периодически в него вносят актуальные изменения и коррективы по платежам. Редакцией 2015 года регламентирован порядок формирования счетов ЖКУ за период, с установлением нормативов потребления.
Увеличение предусмотрено в правовом порядке, если выявлено:
- Нарушение норм поверки счетчиков;
- Произведение врезки в трубопровод, при диаметре трубы выше установленных норм;
- Отсутствие пломбы на счетчике.
При отсутствии счетчиков, допустимо осуществления пересчета коммунальных услуг за период, в сторону уменьшения.
Некоторые ЖКУ, не подлежащие пересчету:
- Отопление (перерасчет возможен только если полностью отключено или температура не соответствует заявленной);
- Газоснабжение (для отопления);
- Общие домовые нужды;
- Водоотведение.
Пересчет за отопление, согласно постановлению, производится через судебные инстанции, для рассмотрения дела понадобится приложить достаточно документов, подтверждающих факт заявления.
В случае неправильного расчета ЖКХ поможет вот этот материал.
Основания для перерасчета по отоплению
- В положениях документа указано, что температура ниже нормы в +18 градусов в комнатах МКД недопустима в течение всего сезона. К угловым помещениям устанавливается предел в 20°С.
- В зависимости от региона проживания условия окружающей среды могут быть меньше отметки -31°С. В этом случае показатели повышают на плюс два градуса.
- Если обесточивание отопления произошло по причине возникновения ЧС, то период отсутствия тепла в квартире не может превышать суммарно 24 часа за 30 дней. Наряду с этим, закон устанавливает, что единоразовое отключение не может быть больше 16 ч.
- Существует норма по температурному режиму, которая указывает, что общее повышение допускается на четыре градуса, а понижение ночью не больше 3°С.
Перерасчет платы за отопление можно требовать, если гражданин обратил внимание, что ресурс не соответствует установленным стандартам. Для этого составляет жалоба в УК, обслуживающая МКД
Кроме заявления, потребуется сформировать акт, в котором фиксируется нарушение и указываются следующие характеристики:
- время;
- дата;
- показатели температуры.
Собственник может добиваться проведения корректировки платежа по услуге только при наличии установленных отклонений от нормы за период оказания обслуживания. То есть владельцу недвижимости необходимо каждый месяц составлять такой документ.
В 2013 г. на законодательном уровне процесс фиксации отсутствия отопления или несоответствия требованиям упростили. Так, если гражданин направляет в организацию заявление, то представители компании обязаны в течение 120 минут посетить адрес для составления акта.
При отсутствии обратной связи владелец вправе сформировать собственный документ. Чтобы действия жильца были обоснованы, он должен привлечь двух свидетелей и должностное лицо – соседи и управдом. Период, зафиксированный на бумаге, является датой отсчета нарушения, в связи с которым можно требовать перерасчет.
Перерасчет за коммунальные услуги
Часто жильцы домов и собственники квартир оплачивают коммунальные счета, не заглядывая в них и не интересуясь, за что они собственно платят деньги. Но в последние годы люди все чаще стали интересоваться тарифами на коммунальные услуги и собственными правами. В частности, многим стало известно, что возможен перерасчет коммунальных услуг по 354 постановлению.
Правительством было принято новое постановление №354 от 06.05.2011 г., в соответствии с которым можно получить перерасчет за коммунальные услуги при определенных условиях.
В данном постановлении четко указано, в каких случаях возможен перерасчет, порядок произведения перерасчета, утвержден список необходимых документов, прописаны четкие формулировки, что входит в некачественно предоставленные коммунальные услуги и так далее.
Судебные разбирательства
Согласно судебной практике, такие дела являются достаточно распространенными. Если создавшаяся ситуация мирно не решается, а претензии о перерасчете за коммунальные услуги ЖКХ были проигнорированы, остается вопрос, можно ли сделать перерасчеты в принудительном порядке.
Исковая давность составляет 3 года, за этот период потребитель имеет право обращения за отстаиванием своей позиции. Сроки исковой давности – временные промежутки, в течение которых осуществляется судебный процесс по восстановлению нарушенных прав.
Подается иск в общем порядке. Какие данные обозначаются в требовании:
- Название судебного органа.
- Сведения о заявителе и ответчике с указанием личной и контактной информации.
- Требования с прикреплением ссылки на законодательные акты.
- Стоимость иска.
- Подтверждение того, что осуществлялось досудебное рассмотрение вопроса.
Как упоминалось выше, до внесения изменений в действующее законодательство жильцы многоквартирных домов получали квитанции за оплату коммунальных . С прошлого года этой графы больше нет в платежных документах.
Обслуживание общедомового имущества и плата за ОДН в составе жилищных услуг включаются в расчеты за электричество, газ, водоотведение, канализацию и прочие использованные ресурсы. К примеру, в новой платежке в графе «Электричество» теперь содержатся данные не только об объеме энергии, потребленной отдельной квартирой, но и о расходах на освещение в лифте и подъезде.
Подобный порядок оплаты и включение услуг ОДН в квитанции ЖКХ за квартиру должен исключить возможность для УК вносить в платежные документы несанкционированные и ничем не мотивированные суммы. Жильцы теперь должны будут оплачивать установленный нормативом ресурс.
Новый порядок оплаты не применяется для МКД с непосредственным управлением, а также в домах, в которых не выбран способ управления.
В этом случае для арендаторов и собственников помещений порядок начисления общедомовых услуг остается неизменным, а оплата по-прежнему будет перечисляться поставщикам ресурсов.
Основания перерасчета платы за электроэнергию
В некоторых случаях лицо, предоставляющее потребителю коммунальные услуги (исполнитель), делает перерасчет платы за электроэнергию в сторону увеличения или уменьшения ее размера (п. п. 1, 2 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354
(далее-
Правила № 354
)).
К таким случаям, в частности, относятся:
1. Расхождение между показаниями прибора учета и объемом коммунального ресурса, который использовался при расчете размера платы.
Если исполнитель в ходе проверки состояния приборов учета электроэнергии или достоверности передаваемых потребителем сведений о показаниях таких приборов учета установит, что прибор учета исправен и надлежащим образом опломбирован, но имеются расхождения между его показаниями и объемом коммунального ресурса, который использовался при расчете платы за электроэнергию за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан пересчитать размер платы за коммунальную , «е (2)», «ж» п. 31, пп. «г» п. 32 Правил № 354
).
2. Несанкционированное вмешательство в работу прибора учета.
Прибор учета электроэнергии должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления таких фактов прибор оснащается, в частности, пломбами и устройствами, позволяющими фиксировать факт несанкционированного вмешательства в его работу.
При обнаружении несанкционированного вмешательства исполнитель составляет соответствующий акт. Если при этом прибор учета установлен в помещениях, доступ в которые невозможен без присутствия потребителя, делается перерасчет платы за коммунальную услугу (п. 81 (11) Правил № 354
).
3. Временное отсутствие потребителя в жилом помещении.
Плата за электроэнергию может быть пересчитана, если потребитель временно (более пяти полных календарных дней подряд) отсутствует в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки. Исключение составляет коммунальная услуга по электроснабжению на цели отопления, а также на общедомовые нужды (п. п. 86, 88 Правил № 354
).
4. Предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В указанном случае размер платы за электроэнергию за соответствующий расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (п. 98 Правил № 354
).
Дела о перерасчёте, решения по которым принимались в пользу исполнителя коммунальной услуги, имеют несколько одинаковых моментов:
- Истцами в этих судах выступали потребители, которые на протяжении длительного периода не только не передавали показания приборов учёта, но и не оплачивали выставленные счета.
- Судьи придерживались позиции, что потребитель должен быть заинтересован в предоставлении показаний счётчиков исполнителю коммунальных услуг, чтобы начисление платы производилось за фактически потребленные ресурсы, а не расчётными методами.
- Факт отсутствия со стороны ИКУ проверок приборов учёта не влиял на решение суда.
Можно сказать, что сформировалась положительная для УО судебная практика, согласно которой после изменения тарифов ИКУ может не производить перерасчёт платы потребителям, которые в течение длительного времени не передают показания и не оплачивают ЖКУ.
Суд отказал потребителю в перерасчёте задолженности
Похожее дело в июне 2020 года рассмотрел районный суд Ульяновска. Собственник квартиры в МКД подал иск против управляющей компании с требованием о перерасчёте задолженности за ЖКУ. Долг формировался три года и к моменту подачи иска превысил 300 тысяч рублей. Потребитель с суммой не согласился: он произвел собственные расчёты по «среднему» тарифу за весь период задолженности. Истец указал, что УК была обязана провести проверку счётчиков, но в спорном периоде ни разу этого не сделала.
Как установил суд, показания ИПУ истца по учёту ГВС, ХВС, электроэнергии не передавались в УК с 2013 года. Расчёт платы за КУ производился согласно п. п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354. Выставленные управляющей компанией счета оплачивались потребителем нерегулярно и не в полном объёме, что привело к образованию задолженности и начислению пени на сумму долга.
Суд пояснил истцу, что УК обязана рассчитывать плату за КУ по показаниям ИПУ только в том случае, когда потребитель их передаёт. То, что в спорный период исполнитель коммунальных услуг не проводил проверки приборов учёта, не является основанием для перерасчёта или не оплаты выставленных счетов.
Законодательные основы сроков исковой давности по квартплате
Законодательная база по вопросам ЖКХ постоянно совершенствуется путем внесения в неё изменений и поправок. Новыми нормативно-правовыми актами в этой сфере является ПП РФ №603 от 2016 года и ФЗ №360 от 2020 года .
- Региональные власти получили право самостоятельного выбора способа внесения оплаты за отопление. Так, она может уплачиваться в продолжение всего календарного года или только отопительного срока. Изменять свое решение ОМСУ могут не чаще одного раза в течение года, а огласить его они обязаны до 1 октября каждого года.
- Если в доме можно установить общедомовой счетчик по отоплению, но он не установлен, то при расчете оплаты будет приниматься во внимание повышающий коэффициент. Его размер с 2020 года составляет 1,5.
- Повышающий коэффициент будет применяться при поломке общедомового счетчика, если с момента его неисправности прошло более 2-х месяцев, но замена не была произведена.
Иные законодательные акты в сфере ЖКХ поднимают размер пени – до 1/130 ставки рефинансирования при длительной просрочке (как рассчитать пени за просрочку платежа можно узнать тут). Дополнительно вводится система штрафов для жильцов и управляющих компаний при неоплате ЖКУ. Закон о коммунальных платежах 2020 года предусматривает разделение тарифов при начислении пени для физических и юридических лиц, а также для компаний, специализирующихся на предоставлении ЖКУ.
Пп 354 расчет электричества по нормативу
Таким образом в случае, если исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, то средства от продажи коммунальных ресурсов с учетом применения повышающих коэффициентов формируют доходы ресурсоснабжающих организаций, используемые последними в целях осуществления расходов по регулируемой деятельности. Полученные доходы от применения повышающих коэффициентов не учитываются при корректировке тарифов, утверждаемых на очередной год. Такой доход ресурсоснабжающей организации не может быть предусмотрен на долгосрочный период регулирования.
Таким образом, в целях исключения расходов управляющих организаций по оплате стоимости тепловой энергии с применением повышающего коэффициента рекомендуется доводить до собственников помещений в многоквартирном доме информацию об их обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в рамках вышеуказанных мероприятии.
Новые правила предоставления коммунальных услуг 354
2. Перерасчет производится при возникновении ряда обстоятельств: 2.1. «Имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу». Важно отметить, что норма прямо указывает на расхождение фактических показаний прибора не с нормативным объемом потребления, не со среднемесячным объемом, не с некими сведениями, полученным исполнителем из иных источников (спрогнозированными, рассчитанными, взятыми по аналогии, со слов соседей и т.п.) и не с показаниями предыдущих расчетных периодов, а именно с «объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю»; 2.2. Указанное расхождение выявлено «в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния»; 2.3. «Прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены».
Спорные ситуации возникают чаще всего из-за неправильного расчёта оплаты коммунальных услуг, либо из-за нежелания работников коммунальной сферы выполнять свои прямые обязанности по устранению имеющихся неполадок в подведомственном хозяйстве.
Расчет ОДН: как начисляют электроэнергию на общедомовые нужды
В адрес нашего портала поступают очень много вопросов от жителей многоквартирных домов, связанных с порядком расчета, начисления и оплаты электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома (так называемая электроэнергия ОДН). Расчет электроэнергии ОДН начал производиться с момента вступления в силу «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. Сразу стоит отметить, что взамен указанных Правил с 01.09.2012 года вступили в силу «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354. Эти постановления Вы можете скачать в разделе «Нормативные документы».
Это интересно: Я Ветеран Труда И Работающий Пенсионер Удерживается Ли Из Моей З Платы Подоходный Налог
После проведения расчета доли электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, приходящееся на жилое или нежилое помещение она прибавляется к потреблению электроэнергии в таком помещении, определенному по индивидуальному прибору учета или по нормативу и предъявляется к оплате собственнику помещения.