Единый налоговый платеж в программе 1С
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Единый налоговый платеж в программе 1С». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Производственная компания ООО «Осень» имеет на балансе имущество, со стоимости которого необходимо платить налог. Законодательством региона отчетные периоды не отменены, поэтому предприятие ежеквартально начисляет налог на имущество. Проводки бухгалтер записывает в соответствии с положениями учетной политики, начисляя платежи в составе расходов по основной деятельности.
Аналитический учет расчетов с бюджетом по налогу на прибыль
Теперь рассмотрим подробнее виды платежей, которые могут использоваться для аналитического учета расчетов с бюджетом. Вид платежа выбирается из предопределенного программой списка и для налога на прибыль может принимать значение:
- Налог (взносы): начислено / уплачено;
- Налог (взносы): доначислено / уплачено (самостоятельно);
- Налог (взносы): доначислено / уплачено (по акту проверки);
- Штраф: начислено / уплачено;
- Пени: доначислено / уплачено (самостоятельно);
- Пени: начислено / уплачено (по акту проверки).
Как зачесть ЕНП в счет уплаты налогов и страхвзносов
Участники эксперимента по ЕНП в 1С могут автоматически распределять и засчитывать ЕНП в счет уплаты налогов и санкций.
Пользователь производит распределение и зачет через регламентную операцию «Зачет аванса по единому налоговому счету» при закрытии месяца. При этом соблюдается такая последовательность погашения долгов с наступившими сроками уплаты (п. 6 ст. 45.2 НК):
- задолженность, которую погашают, начиная с более ранней даты обнаружения;
- налоги и авансы по ним, сборы, страхвзносы (с даты появления обязанности их уплачивать на основании налоговых деклараций, расчетов, уведомлений);
- пени;
- проценты;
- штрафы.
При осуществлении регламентной операции корреспонденция не создается, но вносятся записи в регистры, в т.ч. в регистры подсистем УСН, ОСНО (для ИП), НДФЛ, страхвзносов. Таким методом программа указывает факт оплаты налога или страхвзноса для фиксации в налоговом учете, а также реквизиты документов на оплату для указанных подсистем.
Кроме того, вносятся записи в регистры накопления:
- «Расчеты по единому налоговому счету» с указанием вида движения «Расход»;
- «Расчеты по налогам на едином налоговом счете» с указанием вида движения «Расход»;
- «Расчеты по санкциям на едином налоговом счете» с указанием вида движения «Расход».
Таблица проводок по начислению налога на имущество
Счет Дт | Счет Кт | Сумма проводки, руб. | Описание проводки |
Начисление налога на недвижимое имущество | |||
91-2 | 68/ налог на имущ. | 21 600,00 | Начисление налога на имущество с одновременным списанием их на прочие расходы |
20 (23,25,26) | 68/ налог на имущ. | 20 411,00 | Начисление налога на имущества, что включено в затраты по обычному виду деятельности предприятия |
44 | 68/ налог на имущ. | 55 458,00 | Начисление налога на имущества, что включено в затраты по продажам |
68/ налог на имущ. | 51 | 21 600,00 | Перечисление налога на имущество |
68/ налог на имущ. | 91-2 | 7 590,00 | Сторнирование надмерно уплаченного налога на имущество |
99 | 68/прибыль | 849,00 | Увеличение сумма налога прибыль, что связано с повышением прибыльности на сумму занижения налога на имущество |
Бухгалтерский учет движимого имущества, приобретенного до 01.01.2013 года | |||
08-1 | 60 (67) | 570 000,00 | Приобретено оборудование по разливу молока |
08-1 | 07 | 58 000,00 | Монтаж купленного оборудования |
01-2 | 08-1 | 628 000,00 | Оборудование введено в эксплуатацию. Именно с этого момента идет начисление налога на имущество |
Бухгалтерский учет при УСН
Бухгалтерский учет в организациях, применяющих УСН, обязателен. Чаще всего они относятся к субъектам малого предпринимательства (СМП), и вправе осуществлять учет в упрощенной форме. Кроме того, они ведут книги учета доходов и расходов, которые для этой системы налогообложения являются налоговыми регистрами. О нюансах бухучета при УСН читайте в статье «Порядок ведения бухгалтерского учета при УСН (2020)»
Под учетным бухгалтерским регистром, который является атрибутом как полного обычного, так и полного упрощенного бухгалтерского учета, понимается документ, в котором все операции систематизированы по счетам и записаны в хронологическом порядке. Например, по счету 51 регистр нужен для того, чтобы было видно, на какие цели пошли денежные средства.
Вычеты по налогу на имущество физических лиц
Налоговый вычет — это площадь, за которую не нужно платить. Налоговые вычеты действуют при начислении налога на имущество по кадастровой стоимости. Чем больше площадь объекта налогообложения, тем больше его стоимость. Вычет же уменьшает площадь недвижимости, налоговая база уменьшается, а общая сумма налога на имущество становится значительно меньше.
Право на налоговый вычет имеет любой собственник жилья по каждому принадлежащему ему объекту. Его учет происходит автоматически — почитайте об этом.
Налоговый вычет различается для разных объектов недвижимости:
Дом — 50 м², квартира — 20 м², комната — 10 м², загородный дом площадью 100 м² — с налогоплательщика возьмут вдвое меньше, а за дом площадью 50 м² и меньше налог на имущество вообще не начислят.
Пример: площадь обычной квартиры — 50 м², но платить необходимо будет только за 30 м².
Расчет по кадастровой стоимости до 2020 года
Полную сумму налога на имущество по кадастровой стоимости большинство собственников на данные момент не платят, так как это новая налоговая нагрузка, которая находится в стадии внедрения. Для более плавного перехода ввели понижающие коэффициенты.
Прошлый 2020 год — срок, в который должен был завершиться данный переходный период для регионов, которые начали считать налог на имущество по новой системе в 2015 году. С этого времени собирались брать налоги в полном размере, но условия изменились в процессе. Теперь в большинстве случаев сумму будут рассчитывать с учетом понижающих коэффициентов как в 2020 году, так и после него.
Размер налога на имущество растет постепенно. В первые три года после перехода на кадастр используют такую формулу:
Н = (Н1 − Н2) × К + Н2,
где Н — окончательная сумма налога на имущество за текущий год,
Н1 — полный размер налога на имущество по кадастру,
Н2 — налоговые обязательства по инвентаризационной стоимости за последний период, когда производились расчета,
К — понижающий коэффициент (в первый год после перехода на кадастр он равен 0,2, во второй год — 0,4, в третий — 0,6.)
С четвертого года налоговая сравнивает полную сумму налога по кадастровой стоимости с суммой за прошлый уплаченный год. Если полная сумма выросла более чем на 10%, налоговая увеличивает сумму данного налога в текущем периоде также на 10%. Если сумма 10% не достигла, налог взимается в полном объеме.
Полная формула с учетом всех параметров:
Н = ((Б х С — Н2) х К + Н2) х КПВ х Д — Л, где Л — налоговая льгота.
Важно! Когда сумма по кадастровой стоимости составляет меньше налога на имущество по инвентаризационной, понижающие коэффициенты в данном случае не действуют.
Пример расчета
В 2015 году налог на имущество брали по инвентаризации, и гражданин заплатили 264 Р. Полная сумма по кадастру составляет 540 Р. Допустим, что кадастровая стоимость меняться не будет.
Рост по кадастровой стоимости за первые три года после перехода
Год Расчет Итоговая сумма
2016 (540 − 264) × 0,2 + 264 319 Р
2017 (540 − 264) × 0,4 + 264 374 Р
2018 (540 − 264) × 0,6 + 264 430 Р
С 2019 года сравниваем полный налог на недвижимость с суммой за 2018 год. 540 Р превышает 430 Р более чем на 10%, поэтому налог на недвижимое имущество за 2019 год составит 430 + (430 × 10%) = 473 Р.
Производим данное сравнение и в 2020 году. 540 Р превышает 473 Р более чем на 10%, поэтому налог на недвижимость за 2020 год составит 473 + (473 × 10%) = 520 Р.
Так же сравниванием и в 2021. 540 Р превышает 520 Р менее чем на 10%, поэтому платим полную сумму — 540 Р. В 2022 году и далее тоже платим эту сумму.
Льготы для физических лиц
Важно знать, что налог на имущество платят не все граждане. Некоторым категориям могут предоставляться льготы в размере от 50%-100%.
Льготы предоставляются только на имущество, которое не используется для предпринимательской деятельности (квартира, дом, гараж). Данную льготу можно получить только на один объект каждого вида, не более.
Основания для предоставления налоговых льгот
Налоговые льготы предоставляются определенным категориям граждан (инвалиды первой и второй группы, участники ВОВ, пенсионера и т.д.). С полный списком льготных категорий можно ознакомиться в 407 статье налогового кодекса. Для них льготы по налогу на имущество равны 100%.
Это федеральные льготы, но помимо них есть еще и местные, которые бывают равны как полной сумме налога, так и его определенной части.
Есть ли льготы на имущественный налог?
Исчерпывающий перечень льготников дан в ст. 407 НК РФ:
- награжденные орденами Славы трех степеней, званием «Герой России», Советского Союза;
- ветераны Отечественной и Гражданской войн;
- получившие степень инвалидности в детстве, несовершеннолетние инвалиды, взрослые с инвалидностью I и II гр.;
- участники военных операций СССР, республике Афганистан, других странах;
- вольнонаемные участники ВОВ;
- работники радиационных объектов, подвергшиеся действию радиации;
- офицеры и прапорщики, находящиеся на пенсии;
- потерявшие кормильца – военнослужащего;
- пенсионеры по возрасту;
- владельцы творческих мастерских;
- собственники загородных домиков, площадью меньше, чем 50 кв.м.
Начисление налога на имущество предприятий
Обязанность по уплате налога на имущество лежит не только на организациях, работающих на ОСНО, но также и на «упрощенцах» и «вмененщиках», если последние владеют недвижимостью, в основу расчета имущественного налога по которой заложена кадастровая стоимость (п. 2 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ).
Отражение операций по начислению имущественного налога у каждого из налогоплательщиков зависит от положений принятой им учетной политики. Существует 2 варианта записи проводок в бухучете:
- Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации», которое имущественные налоги не квалифицирует как расходы по обычным видам деятельности и при их начислении рекомендует использовать счет 91 «Прочие расходы».
- В соответствии с высказанной в письме от 05.10.2005 № 07-05-12/10 позицией Минфина РФ, который относит налог на имущество к общим расходам. Тем самым, по его мнению, отражение по начислению налога стоит в одном ряду с общепринятыми расходами.
Какой метод избрать, каждый налогоплательщик решает самостоятельно. Закрепление одного из возможных вариантов в учетной политике позволит избежать споров с проверяющими.
О правилах составления учетной политики читайте в статье «Как составить учетную политику организации (2020)?».
Операции по налогу на имущество отражаются проводками:
Операция | Дебет счета | Кредит счета |
---|---|---|
Начислен налог на имущество организаций (авансовый платеж по налогу) | 26 «Общехозяйственные расходы» (или 44 «Расходы на продажу» для торговых организаций) | 68 «Расчеты по налогам и сборам» |
Уплачен налог на имущество организаций (авансовый платеж по налогу) | 68 «Расчеты по налогам и сборам» | 51 «Расчетные счета» |
Это, можно сказать, стандартные проводки по налогу на имущество организаций, когда налог отражается в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина от 06.05.1999 N 33н). С таким подходом, кстати, в свое время соглашался и Минфин (п. 3 Письмо Минфина от 19.03.2008 N 03-05-05-01/16).
Однако существует и другая точка зрения, которая заключается в том, что сумма налога должна быть отнесена к прочим расходам, а значит отражена по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-2 «Прочие расходы») в корреспонденции с кредитом счета 68 (п. 11 ПБУ 10/99). Некоторые эксперты ратуют за такой порядок отражения в бухучете по той причине, что законодательно нигде не установлен источник средств, за счет которых должен быть уплачен налог на имущество. Если вам ближе этот вариант, не лишним будет закрепить его в учетной политике.
Пени и штрафы, начисленные по налогу на имущество, отражаются проводкой: Дт 99 «Прибыли и убытки» – Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Особенности начисления налога на имущество
Налогообложение имущества осуществляется исходя из его конкретно взятой стоимости.
Выделят четыре группы налогооблагаемого имущества, при этом у каждой свои правила расчета налога:
- Базой налогообложения является остаточная стоимость имущественного объекта, поскольку основные средства подвергаются амортизации;
- Недвижимое имущество, облагаемое по его кадастровой стоимости;
- Движимое имущество, которое поставлено на учет до 01 января 2013 года (мебель, автомобиль, оборудование). Облагается по тем же ставкам, что и недвижимое имущество;
- Движимое имущество, которое было введено в эксплуатацию после 01.01.2013 года.
Начисление налога на имущество предприятий
Обязанность по уплате налога на имущество лежит не только на организациях, работающих на ОСНО, но также и на «упрощенцах» и «вмененщиках», если последние владеют недвижимостью, в основу расчета имущественного налога по которой заложена кадастровая стоимость (п. 2 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ).
Отражение операций по начислению имущественного налога у каждого из налогоплательщиков зависит от положений принятой им учетной политики. Существует 2 варианта записи проводок в бухучете:
- Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации», которое имущественные налоги не квалифицирует как расходы по обычным видам деятельности и при их начислении рекомендует использовать счет 91 «Прочие расходы».
- В соответствии с высказанной в письме от 05.10.2005 № 07-05-12/10 позицией Минфина РФ, который относит налог на имущество к общим расходам. Тем самым, по его мнению, отражение по начислению налога стоит в одном ряду с общепринятыми расходами.
Какой метод избрать, каждый налогоплательщик решает самостоятельно. Закрепление одного из возможных вариантов в учетной политике позволит избежать споров с проверяющими.
Законодательные основы
Плательщиками налога на имущество признаются все юридические лица, в собственности которых находятся налогооблагаемые объекты. Чиновники предусмотрели послабления. Так, к примеру, компании, перешедшие на специальные режимы налогообложения, освобождены от уплаты имущественного сбора (ИС).
Однако и в данном правиле есть исключения. Предприятия и организации, применяющие специальные режимы, обязаны уплачивать ИС, если в их собственности есть особые виды имущества. Перечень данных категорий объектов основных средств утверждается органами законодательной власти субъектов РФ.
Так как ИС — это региональный налог, то власти субъекта вправе утвердить и отчетные периоды по фискальному платежу. Это значит, что налогоплательщики, помимо обязательного итогового платежа (уплачивается один раз в год по итогам налогового периода — года), могут перечислять авансовые расчеты в бюджет.
Узнать, какая периодичность платежей установлена в вашем регионе в 2020 году, можно на официальном сайте ФНС.
При начислении налога на имущество проводки должны быть отражены в бухгалтерском и налоговом учетах. Причем составление бухгалтерских записей имеет свои особенности. О них расскажем далее.
Законодательные основы
Плательщиками налога на имущество признаются все юридические лица, в собственности которых находятся налогооблагаемые объекты. Чиновники предусмотрели послабления. Так, к примеру, компании, перешедшие на специальные режимы налогообложения, освобождены от уплаты имущественного сбора (ИС).
Однако и в данном правиле есть исключения. Предприятия и организации, применяющие специальные режимы, обязаны уплачивать ИС, если в их собственности есть особые виды имущества. Перечень данных категорий объектов основных средств утверждается органами законодательной власти субъектов РФ.
Так как ИС — это региональный налог, то власти субъекта вправе утвердить и отчетные периоды по фискальному платежу. Это значит, что налогоплательщики, помимо обязательного итогового платежа (уплачивается один раз в год по итогам налогового периода — года), могут перечислять авансовые расчеты в бюджет.
Узнать, какая периодичность платежей установлена в вашем регионе в 2019 году, можно на официальном сайте ФНС.
При начислении налога на имущество проводки должны быть отражены в бухгалтерском и налоговом учетах. Причем составление бухгалтерских записей имеет свои особенности. О них расскажем далее.
В обычном порядке налог на имущество организаций (проводки) отражается следующим образом:
Начислен налог на имущество организации за отчетный или налоговый период
26 «Общехозяйственные расходы»
68 «Расчеты по налогам и сборам» по соответствующему субсчету
44 «Расходы на продажу» — используйте данный счет для начисления сумм имущественного налога для торговой организации
68 по субсчету ИС
51 «Расчетный счет»
Данный метод отражения операций предусмотрен п. 5 ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина от 06.05.1999 № 33н. Он заключается в том, что данное фискальное обязательство следует отражать в составе расходов по основным видам деятельности. Аналогичное мнение в п. 3 Письма Минфина от 19.03.2008 № 03-05-05-01/16 выражали и представители Министерства финансов России.
Однако существует и другое мнение, что данные издержки следует относить к прочим расходам и отражать на соответствующем 91 счете БУ (субсчет 91.2 «Прочие расходы»). Такая позиция обусловлена тем, что в действующем законодательстве не определен источник, за счет которого организация должна уплатить ИС. А следовательно, и относить такие затраты к основным издержкам некорректно. В таком случае составляется проводка:
Дебет 91.2 Кредит 68 — начислены налоговые обязательства.
Дебет 68 Кредит 51 — произведена уплата ИС в государственный бюджет.
Имущественные налоги: нововведения 2021 года
С 1 января 2021 года в силу вступили поправки к НК РФ, в соответствии с которыми в декларацию по налогу на имущество нужно включать сведения о движимом имуществе. Специально для этого ФНС добавила в форму декларации новый раздел 4 «Сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтённых на балансе организации в качестве объектов основных средств». Его надо заполнить уже в декларации за 2020 год, если у компании на балансе есть такие основные средства.
Среднегодовую стоимость имущества нужно указать по каждому региону. Здесь же отражается стоимость такого имущества, числящегося за обособленным подразделением, которое имеет отдельный баланс.
На данный момент четвертый раздел носит справочный характер, так как движимое имущество по-прежнему не является объектом налогообложения. Но есть вероятность, что в будущем их снова начнут облагать налогом, правда, Минфин обещает снизить ставки.
- Вводится заявительный порядок предоставления льгот по транспортному и земельному налогам для организаций (Подробнее…)
- Реализуется возможность провести сверку с налоговым органом с учетом всех объектов, находящихся на учёте (Подробнее…)
- Одна налоговая декларация по налогу на имущество организаций — по всем объектам в одну Инспекцию (Подробнее…)
- Отменяются декларации по транспортному и земельному налогам для организаций (Подробнее…)
- Устанавливаются единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов для организаций — не позднее 1 марта (Подробнее…)
- Вводится обязанность представлять сообщение о наличии у организации транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложени (Подробнее…)
В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.
1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.
Статья 398 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2020 г. представлять не потребуется. С 1 января 2021 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1.
С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога. В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).
2. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
- Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
- Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
- Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.
- В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).
Из важного – отменены налоговые декларации по транспортному налогу и изменены сроки его уплаты. Также предусмотрены особенности прекращения уплаты налога в связи с уничтожением транспортного средства.
1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.
- Статья 363.1 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Налог они будут уплачивать на основании собственных расчетов.
- Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога. Срок рассмотрения таких пояснений составляет 1 месяц (с правом его продления еще на 1 месяц). По его истечении налогоплательщику направляется уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (в течение 10 дней после составления такого сообщения) либо требование об уплате налога, если по результатам рассмотрения пояснений выявлена недоимка (п. 4–6 ст. 363 НК РФ).
2. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.
Законодательные органы субъектов РФ больше не станут определять сроки уплаты транспортного налога (абз. 2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).
3. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.