Пять простых шагов, чтобы организовать охрану труда с нуля
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пять простых шагов, чтобы организовать охрану труда с нуля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обычно инспекторы заранее ознакамливают компанию с перечнем вопросов и документации, которые будут проверять. Поэтому необходимые копии приказов, распоряжений, инструкций нужно приготовить заранее. Позаботьтесь о том, чтобы ответственные за помещения, которые интересуют инспектора, были на местах.
Что делать в ходе проверки
По закону инспектор может прийти на предприятие в любое время суток. Но ради проверки предприятие не должно менять свой график работы. Например, если ваше кафе открывается в полдень, вы не обязаны являться на вызов инспектора в 7 утра. Если же ваше предприятие работает круглосуточно, инспектор может прийти на проверку конкретного технологического процесса даже ночью. Как и кого вызывать на работу в этом случае, решает руководство организации. Например, если нет возможности моментально организовать выход на работу сопровождающего лица (не успеваете сделать приказ), сообщите об этом инспектору.
- В ходе проверки показывайте только те документы, которые просит инспектор. Не спешите соглашаться с критикой, аргументируйте, почему вы делаете так или эдак. Инспектор тоже человек, который может ошибиться, что-то перепутать или о чем-то не знать. Даже если инспектор с вами не соглашается в ходе беседы, спорный вопрос он может не включить в список нарушений. Он понимает, что его действия могут быть обжалованы в суде, а это ему не нужно.
- Рассказывайте о документах, которые показываете. Например, показывая журнал инструктажей, обратите внимание, что вы не пропускаете строчек, не исправляете ошибки корректором и т.д. Все равно вам нужно будет о чем-то говорить, так почему бы не рассказать о том, что вы делаете правильно?
- Помните, что изымать оригиналы любых документов инспектор не вправе. Предоставляйте ему заверенные копии. Это же правило действует относительно ответов на предписания.
- Не приводите инспектора в полностью остановленный цех или мастерскую, в которой нет людей, если проверка происходит в разгар рабочего дня. Инспектор, который действительно хочет посмотреть рабочий процесс, придет еще.
- Если цеха, мастерские, другие места, которые хочет осмотреть инспектор, расположены далеко друг от друга, лучше организовать подвозку. Проходя по территории предприятия, инспектор заметит гораздо больше, чем если он будет ехать на автомобиле и при этом беседовать.
- Не отстраняйтесь, будьте готовы к диалогу. В конце концов, проверка ГИТ по вопросам ОТ – отличная возможность для службы ОТ достучаться до руководства и «выбить» средства для решения вопросов безопасности, которые в штатном режиме не выделяются.
Проверка закончилась: что делать?
По окончании проверки нужно получить акт проверки, предписание, если был штраф – соответствующее постановление. Если компания согласна со всеми пунктами, устранить нарушения в установленные сроки. Если это по объективным причинам не получается, напишите письмо с просьбой продлить срок устранения нарушений на необходимое время. Например, если в конце декабря выяснилось, что вашему сотруднику нужно обучиться по электробезопасности в специализированном центре, а набор в новые группы стартует только в середине января, напишите об этом в письме, приложив копию договора на обучение. Обычно инспекторы не делают из продления сроков проблемы, если видят, что организация действительно работает над устранением нарушений, а препятствия объективные. Обратите внимание: после оплаты выписанного инспектором по результатам проверки штрафа устранять нарушения все равно нужно.
Если компания не согласна с выданными инспектором предписаниями, подписывая акт проверки, укажите фразу «с возражениями». Затем напишите, в чем состоит смысл возражений. Дальнейшие действия зависят от самих возражений, позиции вашей юридической службы и ГИТ.
Если работодатель откажется подписывать акт проверки, это ничего не изменит. Инспектор в присутствии третьих лиц зафиксирует факт отказа от подписи и все равно вручит акт с предписанием. Игнорировать предписания инспектора ГИТ не стоит. Если по прошествии определенного в документе срока нарушения не будут устранены, инспектор должен обратиться в суд. После постановления суда к необходимости устранить нарушения добавится штраф.
Итак, если вы серьезно занимаетесь охраной труда в своей компании, то проверка ГИТ не принесет вам серьезного дискомфорта. Наоборот, инспектор выявит ваши недоработки и заставит сделать то, что постоянно откладывалось на потом. Если позволяет ситуация, с инспектором можно посоветоваться по сложным вопросам. Ну а если в вашей организации до проверки не уделяли охране труда должного внимания, госинспектор доходчиво объяснит, как важно все-таки этим заниматься.
Основная обязанность работодателя в сфере менеджмента охраны труда в организации — это создание эффективной системы управления охраны труда (СУОТ). Если система эффективна, она приносит свои плоды: отсутствуют несчастные случаи, нет штрафов (или они минимальные) по результатам проверок ГИТ, высокий уровень знаний и вовлеченности персонала и т.д.
Тем не менее, создание действительно эффективной системы вызывает трудности. К сожалению, у сотрудников, отвечающих за охрану труда в организации, зачастую нет наставников, которые бы научили их, как правильно создавать СУОТ, нет преемственности, потому что часто специалист по ОТ в компании всего один. Усложняет ситуацию и то, что законодательство и требования по ОТ меняются очень быстро.
Для создания эффективной системы, о которой говорится в Трудовом кодексе РФ, недостаточно скачать из интернета готовый шаблон типового документа, утвердить его от имени организации и назвать системой управления охраной труда — необходимо превратить его в действующий эффективный механизм, который будет работать «в унисон» с другими процессами в организации и помогать в создании единого подхода к процессам обеспечения безопасности персонала.
При попытке создать эффективную СУОТ разные специалисты часто сталкиваются с одними и теми же проблемами. Выделим некоторые из них:
- недостаточные знания руководителя предприятия и сотрудников об особенностях функционирования системы и всех требованиях законодательства;
- система не функционирует («существует на бумаге») — все процессы происходят хаотично, описанная в документах система не интегрирована в процессы организации;
- при достижении определенного уровня соответствия предъявляемым требованиям процессы замедляются или приостанавливаются;
- специалисту бывает сложно предоставить руководству данные о масштабах несоответствия в числовых значениях — из этого возникает сложность понимания ресурсов (в том числе и временных), необходимых для решения несоответствий, что чревато неправильным определением сроков устранения и не сопоставимыми с возможностями сотрудника задачами;
- наличие штрафов и предписаний во время надзорных мероприятий.
Создание мануала СУОТ как решение проблем
Как же комплексно решить описанные ранее проблемы и создать действующую систему? Один из способов — создание мануала системы управления охраны труда.
В общем смысле мануал — с англ. «manual» — это руководство пользователя, справочник, инструкция по использованию чего-либо.
Мануал системы управления охраны труда — это удобное руководство по достижению требований охраны труда, предъявляемых законодательством. Такой документ полезен как самому специалисту по охране труда, так и руководству, и сотрудникам, обеспечивая понятную навигацию по СУОТ.
Процесс работы с мануалом от создания до применения условно можно разделить на 4 этапа. Опишем подробно каждый из них.
Шаг 3. СОУТ, СИЗ, медосмотры
Если производственные факторы на рабочих местах еще не оценили, начните процедуру по проведению специальной оценки условий труда. Ее проводят эксперты независимой аккредитованной организации, с которой работодатель заключает договор. Непосредственно в компании за организацию СОУТ отвечает комиссия, которую утверждают приказом по предприятию. Эксперты лаборатории делают исследования на рабочих местах предприятия и готовят отчет с рекомендациями для работодателя. Отчет отображает, какие вредные и опасные факторы присутствуют на рабочих местах организации (Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее — Закон № 426-ФЗ).
Если СОУТ провели до вашего прихода в организацию, ознакомьтесь с результатами и используйте их в работе. Проверьте, нет ли необходимости провести внеплановую спецоценку из-за введения новых рабочих мест или по другим причинам из статьи 17 Закона № 426-ФЗ.
Предварительные и периодические медосмотры проводите на основании перечней вредных и опасных производственных факторов и видов работ (Перечни, утв. приказом Минздрава от 12.04.2011 № 302н; далее — Приказ № 302н). Вредные и опасные факторы на рабочем месте устанавливают по результатам спецоценки.
Если результатов СОУТ пока нет, можно определить производственные факторы с помощью эксплуатационной, технологической и другой документации на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, которые применяют в организации при производственной деятельности.
Также проверьте, как на предприятии организовали работу со средствами индивидуальной защиты. Порядок выдачи, учета и хранения СИЗ определен Трудовым кодексом и Межотраслевыми правилами (утв. приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н).
Если в компании есть работы с вредными или опасными условиями труда, работы, которые выполняют в особых температурных условиях или которые связаны с загрязнением, обязательно контролируйте работу со средствами индивидуальной защиты в организации. Для этого в положении о СУОТ между должностными лицами организации распределите обязанности по закупке, хранению, выдаче и уходу за СИЗ.
Проведите в первое полугодие своей работы медосмотр, обучение по охране труда и спецоценку, во втором полугодии организуйте производственный контроль за санитарно-гигиеническими условиями. Также периодически проверяйте, чтобы работников обеспечивали СИЗ в полном объеме.
Подготовка к аудиту по охране труда
Во время аудита специалисты непосредственно будут взаимодействовать с работниками предприятия. Именно поэтому необходимо провести подготовительные работы, которые включают в себя не только работу с документами, но и разъяснительные беседы с руководителями подразделений и рядовыми работниками.
Очень важно в период проведения аудиторской проверки не приукрашивать действительность, а показать реальную обстановку. В противном случае конечная цель не будет достигнута.
Главными целями аудиторской проверки являются:
- Проверка и оценка качества работы службы охраны труда (или специалиста по охране труда, если организация менее 100 человек);
- Комплексная оценка разработанных и проводимых на предприятии мероприятий, направленных на снижение рисков получения производственных травм, развития профессиональных заболеваний и общее улучшение условий труда. В том числе обеспеченность работников необходимыми СИЗ, и соответствуют ли выдаваемые СИЗ нормам;
- Проверка пакета документов по охране труда. Проверка , правильности составления и ведения журналов учета различных инструктажей и отчётов. Помимо этого, аудиторы могут проводить независимое тестирование работников по охране труда, чтобы определить уровень реальных знаний и оценить правильность выполнения порядка действий, предписанного инструкциями;
- Оценка соответствия квалификации работников к допускаемым работам, обеспеченность персонала необходимыми инструкциями, а также проверка документов на оборудование.
Какую проверку нужно проводить — внешнюю или внутреннюю?
Часто возникает вопрос — в каких случаях необходимо провести внешнюю аудиторскую проверку состояния охраны труда, а когда можно обойтись внутренней?
Внутренний аудит позволяет проверить, как работает система управления охраной труда на предприятии. Его можно проводить регулярно, определив порядок и периодичность локальным нормативным актом. Также возможно проводить и внеплановую аудиторскую проверку как во всей организации, так и в отдельном ее подразделении. Такие действия помогают выявить систематические нарушения охраны труда и получить внутреннюю статистику предприятия.
Внешний аудит является более масштабным мероприятием, поэтому причины для его проведения тоже более серьезные, а наиболее частыми из них являются:
- Плановые проверки Государственной инспекции труда (ГИТ);
- Недавно произошедшая авария или был зафиксирован тяжелый, групповой или смертельный несчастный случай на производстве;
- Организация участвует в тендерах, где есть требование наличия и соответствия локальной документации по охране труда.
Помимо этого, заказчиками аудиторской проверки являются работодатели, которые хотят оценить реальное состояние дел по охране труда на своем предприятии, или в случае проведения реорганизации. В тех случаях, когда:
- Служба охраны труда отсутствует;
- Штатный специалист по охране труда в одиночку не справляется с большим объемом работ;
- Или же данная штатная единица не выделена вообще,
Плановые проверки проводятся в соответствии с утверждённым сводным графиком на год, который размещается на сайте Генпрокуратуры. В этом графике указывается вид проверки (документарная или выездная), область проверки (или несколько) и принимающие в ней участия надзорные органы.
Плановые проверки могут проводиться не раньше 3 лет с даты государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или уведомления соответствующего органа исполнительной власти о начале отдельного вида деятельности. Плановые проверки не могут проводиться чаще, чем 1 раз в 3 года, за исключением некоторых сфер деятельности (например: здравоохранение, образование, теплоснабжение, электроэнергетика и т.д.).
Проверяющие органы обязаны уведомить о начале проверки минимум за 3 рабочих дня.
Правовая основа СУОТ
В соответствии со статьей 217 Трудового Кодекса РФ, система управления охраной труда — это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда. Положение о системе управления охраной труда должно быть разработано на основе требований охраны труда, утвержденного Приказом Минтруда России №776н от 29.10.2021 «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда» и статьи 217 Трудового Кодекса РФ.
Какие бывают проверки
Проверки могут быть, как узконаправленными, так и комплексными, при которых проверяется соблюдение требований законодательства в нескольких областях. К таким проверкам привлекаются несколько государственных органов, уполномоченных на осуществление надзора и контроля, например: МЧС, Налоговая инспекция и т.д.
Проверки организации по соблюдению законодательства о труде также могут проходить с привлечением таких госорганов, как Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и Генпрокуратура РФ.
Проверки могут быть выездные и документарные. При документарных проверках руководитель или уполномоченное им лицо предоставляет запрашиваемый пакет документов непосредственно в надзорный орган, при выездных проверяющие посещают саму организацию.
Что проверяет инженер по охране труда?
Такая должность необходима на любом предприятии, вне зависимости от его размеров и формы собственности. Безопасность работников – это очень серьезный вопрос, работодатель несет административную и уголовную ответственность за безопасность сотрудников на своем предприятии. Если в компании более 50 человек персонала, то одного инженера мало, необходимо создавать службу по охране труда – таково требование трудового законодательства.
Инженер по охране труда обязан иметь соответствующее образование, разбираться в установленных правовых нормах, в сфере охраны труда и иметь опыт работы на предприятиях.
В перечень обязанностей инженера по охране труда включено: оценка рабочих мест – то есть этот специалист отвечает за безопасность сотрудников на своих рабочих местах, исправность оборудования. Такая процедура должна проводиться не реже, чем 1 раз в пять лет. Инженер по охране труда должен не только предотвращать опасные ситуации, находить неисправности, но предлагать пути решения проблем. Также нужно оперативно реагировать на жалобы сотрудников предприятия, регистрировать все проблемы в специальном журнале. В ежедневном режиме инженер проверяет безопасность цехов, исправность оборудования на местах, он постоянно сотрудничает с техническими работниками, инженерами и руководителями цехов, вспомогательным персоналом и начальством.
►Вся ответственность за безопасность на предприятии лежит на плечах инженера по охране труда.
Каким должен быть контроль охраны труда в организациях?
- Эффективным. Проверка состояния охраны труда должна проводиться не для галочки, а для выявления и устранения существующих недочетов.
- Объективным. Контроль охраны труда должен проводиться квалифицированными специалистами. Должны быть проверены все факты и явления в компании, чтобы в результате была дана объективная оценка существующей системы охраны труда.
- Систематичным. Для поддержания должного состояния системы охраны труда в организации требуется регулярная проверка соблюдения всех правил.
- Своевременным. Проверка состояния охраны труда на предприятии должна проводиться тогда, когда есть время и возможность исправить все недостатки. Важно понимать, что от качества организации контроля на производстве зависит здоровье, безопасность и жизнь работников.
Плановая проверка по охране труда
По плану проверки проводятся каждые три года. Исследуется правильность ведения кадровой документации; внутренние нормативные акты – это если проверка комплексная. Если тематическая – то объектом исследований является только охрана труда.
Работодателю присылается запрос, где перечисляются все те документы, которые подлежат проверке. Работодатель обязан их предоставить. Непосредственно проверка документов проводится в контрольном ведомстве, такая форма проверки называется «документарная проверка по охране труда». На крупных предприятиях проверка может занимать до 20 суток, если организация маленькая, весь комплекс мероприятий проведут за 50 часов. Микро- компании вправе проверять лишь 15 часов в год. Если в установленные сроки проверить документы невозможно, то мероприятие становится выездным. Выездная проверка проводится на территории предприятия.
Организация контроля за состоянием охраны труда
В зависимости от специфики производства, структуры предприятия, контроль может производиться:
I. Первая ступень – руководителями I уровня управления – непосредственные руководители работ на производственных объектах и руководители производственных объектов (мастера, механики, энергетики, технологи и др.) на участке цеха, строительной площадки, в смене или бригаде.
II. Вторая ступень – руководителями II уровня управления – руководители подразделений (начальники подразделений и их заместители) в цехе, на строительной площадке, на производстве или участке предприятия.
III. Третья ступень – руководителями III уровня управления – руководители и главные специалисты организации (работодателя) на предприятии в целом.
Каждая ступень контроля должна осуществляться на определенном уровне управления по установленной программе в установленные сроки.
- Руководители I уровня управления осуществляют контроль ежедневно в начале рабочего дня (смены), а при необходимости (работа с повышенной опасностью и др.) – и в течение рабочего дня (смены).
- Руководители II уровня управления осуществляют контроль не реже одного раза в неделю, как правило, с той частотой, с которой они непосредственно присутствуют на производственных объектах.
- Руководители III уровня управления осуществляют контроль не реже одного раза в месяц.
Руководство организацией контроля осуществляет руководитель предприятия. Результаты проведения контроля должны фиксироваться в специализированных журналах.
I. Первая ступень контроля за состоянием охраны труда в организации
На первой ступени контроля рекомендуется проверять:
- выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
- состояние и правильность организации рабочих мест (расположение и наличие необходимого инструмента, приспособлений, защитных устройств, заготовок и др.);
- состояние проходов, переходов, проездов;
- безопасность технологического оборудования, грузоподъемных и транспортных средств;
- соблюдение правил электробезопасности при работе с электроинструментом и на электроустановках;
- соблюдение правил складирования заготовок и готовой продукции;
- исправность приточной и (или) вытяжной вентиляции, местных отсосов, пыле- и газоулавливающих устройств;
- соблюдение правил безопасности при работе с вредными и пожаровзрывоопасными веществами и материалами;
- наличие и соблюдение работающими инструкций по охране труда;
- наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты;
- наличие первичных средств пожаротушения;
- наличие у работающих соответствующих удостоверений на право проведения отдельных видов работ (работ на грузоподъемных средствах, работ с пиротехническим инструментом и др.).
По выявленным при проверке нарушениям намечаются мероприятия по их устранению, определяются сроки и ответственные за исполнение. Если недостатки, выявленные проверкой, не могут быть устранены незамедлительно, то руководитель подразделения должен по окончании осмотра доложить об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.
В случае выявления грубого нарушения правил и норм охраны труда, могущего причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа приостанавливается до устранения этого нарушения.
Результаты проверки записываются в журнал первой ступени контроля, который должен находиться у руководителя подразделения.
Непосредственные руководители объектов (начальники цехов, участков и т. д.) не реже одного раза в неделю проверяют состояние условий охраны труда на рабочих местах, а также работу руководителей работ (бригадиров, мастеров и т.п.) по проведению первого уровня оперативного контроля и принимают оперативные меры по устранению выявленных нарушений и недостатков.
II. Вторая ступень контроля за состоянием охраны труда в организации
На второй ступени контроля рекомендуется проверять:
- организацию и результаты работы первой ступени контроля;
- выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей ступеней контроля;
- выполнение приказов и распоряжений руководителя предприятия и начальника цеха, решений комитета профсоюза по вопросам охраны труда;
- выполнение мероприятий по предписаниям органов надзора;
- выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев;
- исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств, технологических процессов требованиям по охране труда;
- соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов оборудования, вентиляционных и аспирационных систем и установок;
- состояние переходов и галерей;
- состояние уголков и стендов по охране труда, наличие сигнальных цветов и знаков безопасности;
- наличие и состояние противопожарных средств, путей эвакуации;
- соблюдение правил безопасности при работе с вредными и взрывопожароопасными веществами и материалами;
- своевременность и качество проведения инструктажа работающих по охране труда;
- наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты;
- обеспеченность работающих лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими профилактическими средствами;
- состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;
- соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.
Результаты проверки записываются в журнал второй ступени, который должен храниться у начальника цеха. При этом комиссия назначает мероприятия, а начальник цеха назначает исполнителей и сроки исполнения.
Акт проверки состояния охраны труда образец заполнения word
Трудовой кодекс детально прописывает меры по регулированию трудовых отношений между работником и руководителем предприятия. Одной из таких мер является обеспечение условий по охране труда в любой организации.
Соблюдение методов охраны труда контролируется путём назначения особой комиссии. Её создание инициируется самим работодателем, работниками или лицами, уполномоченными защищать права рабочих.
Что такое акт проверки состояния охраны труда В этом акте отражается результат проверки соблюдения условий охраны труда. Он составляется по результатам проверки, проведённой комиссией.
Руководитель данной комиссии разрабатывает и утверждает план проведения проверок на предприятии. Обычная практика – одна проверка в квартал, но не реже двух раз в год. Проверка проводится полным составом комиссии или неполным.
Состав контрольных мероприятий
Конкретный состав мероприятий определяется спецификой вида деятельности. Рассмотрим для наглядности трехступенчатый контроль в полиграфической отрасли.
1-я. Мастер с уполномоченным по ОТ контролируют:
- рабочие места и подходы к ним;
- вентиляцию, освещение;
- оборудование, инструменты, приспособления, их состояние;
- сигнализацию, блокираторы, тормозные устройства;
- электрическую безопасность;
- наличие спецодежды, спецобуви, средств защиты у каждого работника;
- проверяют записи в журнале техконтроля оборудования, сверяют их с действительным состоянием, делают запись о проверке и ее результатах в журнал 3-ступенчатого контроля;
- устраняют недостатки, если они обнаружены.
2-я. Начальник цеха с уполномоченным по ОТ проверяют:
- помещение, рабочие места в нем и условия труда;
- как устранялись недостатки, обнаруженные на первом этапе проверки;
- аналогично: освещенность, вентилирование помещения, оборудование, средства защиты;
- выборочно: знания работниками нормативов и правил ОТ;
- делают запись в журнал 3-ступенчатого контроля;
- вырабатывают пути устранения недочетов, если они выявлены.
3-я. Главный инженер и возглавляемая им комиссия по ОТ отслеживают:
- состояние помещений и рабочих мест;
- состояние оборудования, задействованного в производстве;
- работу и состояние средств защиты, безопасности, в том числе и индивидуальных;
- процесс и результат устранения недостатков, выявленных на предыдущих ступенях контроля;
- выполнение решений, приказов руководства и профсоюзного комитета по ОТ.
Итоги работы комиссии вписываются в журнал 3-ступенчатого контроля и обсуждаются на совещании ее членов. Намечаются пути повышения безопасности в сфере ОТ. Комиссия составляет и подписывает соответствующий документ, в котором отражается вся проделанная ею работа.
Членами комиссии, кроме самого главного инженера, могут быть другие главные специалисты: энергетик, технолог, механик, представитель профкома, возглавляющий его комиссию по ОТ; инженер по ОТ. В комиссию включаются также представители пожарной и медицинской службы предприятия (по тексту Приказа №237).