Порядок лишения водительского удостоверения за пьянку в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок лишения водительского удостоверения за пьянку в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В актуальном законодательстве есть четкие нормы, сколько можно алкоголя за рулем, а когда лучше сидеть на пассажирском сидении. Если показатель не превышает допустимый уровень нормы, человека не накажут. Измерения проходят на литр выдыхаемого воздуха. Норма составляет 0,16 миллиграмма спирта. Это 0,3 промилле.
Уровень алкоголя в крови
Допустимая норма алкоголя обозначается в промилле. Так называют одну тысячную долю алкоголя – 0,1%. Для примера, кровь содержит промиллеспиртного, к соотношению к литру крови человека в ней находится 0,1% алкоголя. По сути, на литр крови зафиксирован 1 грамм алкоголя.
Именно на основании рассматриваемых показателей определяется степень опьянения. Чтобы уточнить, насколько алкоголь за рулем превышает допустимый уровень, врачи используют таблицу:
Мера | Промиллеалкоголя |
Легкой мерой | 1-2 |
Средней мерой | 2-3 |
Тяжелой мерой | 3-4 |
«Алкогольная кома» | 4 и выше |
Наказание за вождение в нетрезвом виде
Если в действиях нетрезвого водителя не будет состава преступления, то ему «светит» административное наказание за пьянку за рулем, в том числе такая распространённая мера, как штраф за пьяное вождение и лишение прав за езду в нетрезвом виде (ст. 12.8 КоАП):
- в типовом варианте ответственность предусмотрена ч. 1, наказание за езду в нетрезвом виде – штраф плюс лишение прав;
- если владелец авто передал управление пьяному водителю, он будет наказан аналогичным образом: штраф и лишение прав за езду в нетрезвом состоянии (ч. 2);
- тому, кто сел пьяным за руль, не имея прав или будучи лишённым их, грозит арест либо, если арест не может быть применён, штраф (ч. 3).
Передача управления пьяному водителю
Кроме самого водителя, находящегося в состоянии опьянения, к ответственности также может быть привлечен и человек, который передал управление пьяному:
2. Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, —
влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
На водителя в данном случае будут наложены следующие наказания (одновременно):
- лишение прав на срок от 18 до 24 месяцев;
- штраф 30 000 рублей.
Таким образом, человек, который передал управление пьяному, получает точно такое же наказание, как и сам водитель в состоянии опьянения.
Таблица наказаний за пьянство за рулем
Рассмотрим все перечисленные выше наказания в виде таблицы:
Статья | Нарушение | Лишение прав, мес | Дополнительное наказание |
12.8 ч.1 12.26 ч.1 |
Управление в состоянии опьянения или отказ от медицинского освидетельствования | от 18 до 24 | 30 000 рублей |
12.8 ч.3 12.26 ч.2 |
Управление в состоянии опьянения или отказ от медицинского освидетельствования водителем, не имеющим прав | Арест 10 — 15 суток или 30 000 рублей |
|
2641 ч.1 УК | Второе управление в состоянии опьянения | до 36 | Штраф 200 000 — 300 000 рублей или штраф в размере дохода осужденного за 1 — 2 года или обязательные работы на срок до 480 часов или принудительные работы на срок до 2-х лет или лишение свободы до 2-х лет |
2641 ч.2 УК | Третье управление в состоянии опьянения | до 72 | Штраф 300 000 — 500 000 рублей. Штраф в размере дохода осужденного за 2 — 3 года. Исправительные работы на срок до 2-х лет. Ограничение свободы до 3-х лет. Принудительные работы на срок до 3-х лет. Лишение свободы до 3-х лет. |
12.8 ч.2 | Передача управления пьяному водителю | от 18 до 24 | 30 000 рублей |
Когда нарушение считается повторным
При задержании шофера сотрудник ДПС первым делом идентифицирует личность. Затем, связавшись с дежурной частью определяет по базе данных числится ли за индивидом езда в нетрезвом виде ранее и понесенное за деяние наказание. Согласно статье 4.6 КоАП РФ если водитель ранее привлекался к наказанию за совершенное противоправное деяние, то после оплаты штрафной санкции и с даты окончания периода лишения права на управление ТС, он еще на протяжении года находится под действием статьи.
Если в этот период автолюбитель второй раз оказывается пьяным за рулем, то применяемые меры воздействия на него ужесточаются и такое нарушение относится к вторичным.
Общий алгоритм лишения прерогативы управления повторно выглядит следующим образом:
- Уполномоченное лицо в принудительном порядке отстраняет шофера от вождения средством передвижения.
- В присутствии нарушителя инспектор заполняет протокол об административном правонарушении.
- Направляет человека на мед. освидетельствование в специальное учреждение.
- Если по факту проведения экспертизы устанавливается нетрезвость водителя, то на протяжении 3-х дней с момента фиксации протокола, материалы дела направляются в мировой суд.
- Суд извещает индивида о месте и времени заседания повесткой. По рассмотрению дела выносится решение. Если оно не является положительным для автовладельца, то последний обязуется в трехдневный срок сдать ВУ в местное отделение ГИБДД.
Какие законы регламентируют езду без прав
Законодательная база, регламентирующая привлечение граждан к ответственности:
- Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) — в нем прописаны виды наказания и санкции для граждан, нарушающих ПДД.
- Уголовный кодекс (УК РФ) — регламентирует привлечение к ответственности лиц, совершивших преступление. Какие именно нарушения в сфере управления ТС законодатель отнес к преступным деяниям, рассмотрим далее.
- Закон «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ — в ст. 67.1 содержатся основания приостановления действия водительского удостоверения (далее — ВУ).
- Закон № 196-ФЗ — статьи 19, 23, 28, где перечислены основания прекращения права на управление ТС.
- Приказ МВД № 664 — Глава III, раздел 5. Это ведомственный акт, в котором описаны процессуальные действия представителей Автоинспекции, направленные на фиксацию нарушения.
- ПП ВС РФ № 18 — разъясняет судам применение норм Главы 12 КоАП РФ.
- Правила дорожного движения — в п. 2.7 содержится перечень ситуаций, когда водителю категорически запрещается садиться за руль.
Как действовать лишенному прав водителю, если попался ДПС за рулем
Помните, управляя транспортным средством, после лишения, вы рискуете повторно оказаться в суде. Чтобы уменьшить риск быть наказанным или как минимум смягчить наказание, при поимке сотрудниками ГИБДД действуйте следующим образом:
- Проверьте полномочия лица, остановившего вас — потребуйте удостоверение. Также инспектор должен быть в форме и иметь нагрудный знак. После того, как он показал служебное удостоверение, должна быть названа причина остановки и разъяснены ваши права. В противном случае, требования представителя власти необязательны к выполнению.
- Включите диктофон — вам не запрещено фиксировать общение с инспектором, а чтобы доказательство можно было законно использовать, предупредите представителя власти о съемке. А что, если сотрудник потребует прекратить фиксацию? Прямого запрета на ведение записи не устанавливает ни один нормативный акт, поэтому корректно напомните инспектору, что он превышает полномочия, выражая незаконные требования.
- Объясните, что действовали в условиях крайней необходимости (расскажу об этом далее) — если инспектор узнал, что у вас нет ВУ.
- Не оправдывайтесь, если вам нечего сказать в свое оправдание — вы не обязаны доказывать свою невиновность.
- Если инспектор ГИБДД узнал, что ВУ липовое, не скрывайте информацию о том, где вы его взяли, иначе от уголовной ответственности отвертеться будет сложно.
- Позвоните родственнику, чтобы ТС не задержали — если на примете у вас есть друг, который вписан в полис, попросите, чтобы он приехал на место события и заменил вас за рулем. Если он успеет прибыть до начала движения эвакуатора с вашим ТС, авто не задержат.
- Проверяйте все процессуальные документы на правильность и на полноту заполнения — пустые строки не оставляйте. Если для составления протоколов нужны видеофиксация/присутствие понятых, вы сможете позднее оспорить эти протоколы, подав жалобу начальнику ГИБДД, и даже получить за это компенсацию (например, если незаконно задержали ТС и отправили на штрафплощадку).
- Требуйте сертификаты на применяемые спецсредства, если вы подозреваетесь в нетрезвом вождении — если документации на приборы нет, вы «дышать» не обязаны.
- Требуйте медосвидетельствование, если выпили немного и есть шанс, что алкоголь за час-полтора выветрится — помните, чтобы подтвердилось наличие алкоголя в организме, требуется 2 проверки выдыхаемого воздуха и только если они обе дадут положительный анализ, вас могут привлечь к ответственности за пьянку.
- Позвоните автоюристу, если инспектор выдвигает вам несколько обвинений или вы растерялись и не знаете, что делать.
Если в отношении вас был все же составлен протокол, тщательно подготовьтесь к суду, в большинстве случаев получается отделаться штрафом или одним-двумя днями ареста.
Достаточно ли действующего наказания?
По официальной статистике, в год возбуждается более 130 миллионов административных дел в отношении водителей, из них около 1 миллиона рассматривается в судах. Из того миллиона 30% – дела, в которых водителей обвиняют в управлении транспортным средством в состоянии опьянения. Другими словами, каждый год инспекторы ГИБДД выявляют 300 тысяч случаев, когда транспортом управляет нетрезвый водитель.
Конечно, это много – хоть у всех на слуху резонансное дело против актера Михаила Ефремова, сотни тысяч водителей не попадают в ДТП, но все равно лишаются права управлять автомобилями на срок до 2 лет.
Но есть и другая статистика. Каждый год на дорогах в России по вине пьяных водителей погибает больше тысячи человек, напоминает Елена Верёвочкина из РГС Банка. По словам эксперта, пьяные водители нарушают общественный и моральный закон не в момент ДТП, а еще когда садятся за руль:
Согласно информации МВД, каждое десятое ДТП происходит с участием нетрезвого водителя. С одной стороны, на первый взгляд, это не так много. С другой стороны, абсолютные цифры «говорят» о тысячах жертв и пострадавших: только с начала 2020 года по вине водителей в состоянии алкогольного опьянения в стране произошло более 6,5 тысяч аварий, в результате которых погибли более 1000 человек, а различного рода ранения получили свыше 9 тысяч человек. При этом число ДТП, совершенных по вине водителей, отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования, увеличилось на 23%. Нетрезвый водитель подвергает опасности не только свою жизнь, но прежде всего жизнь других участников движения, включая пешеходов.
Пьяные аварии Новосибирской области
Как сообщили в пресс-службе ГИБДД, в Новосибирской области в 2021 году в ДТП с участием пьяных водителей погибли 58 человек. Суммарно таких происшествий на дороге было зафиксировано 178 за период с января по ноябрь.
2022 год тоже ознаменовался несколькими историями пьяной езды, получившими огласку.
Например, в конце февраля нетрезвый 36-летний водитель Toyota Nadia сбил пешехода, переходившего дорогу в неположенном месте около дома на Петухова. Мужчину госпитализировали в больницу с травмой головы, живота и грудной клетки, а также сотрясением мозга.
В конце января в Ленинском районе 24-летняя девушка за рулём Mitsubishi Lancer в состоянии алкогольного опьянения сбила двух школьниц на тротуаре возле дома. Девочек 9 и 13 лет госпитализировали в медицинское учреждение с травмами различной степени тяжести.
В январе же завершилась ещё одна громкая история о пьяном ДТП: 19-летнего жителя Барабинского района, который насмерть сбил пешехода, приговорили к 7 годам лишения свободы. Сообщалось, что водительского удостоверения и навыков вождения у молодого человека не было: тем не менее, он разогнался до 100 километров в час и наехал на двух пешеходов, один из которых скончался на месте, второй пострадавший получил тяжкие телесные повреждения.
Также в январе пьяный водитель на Subaru Forester врезался в припаркованные во дворе на Кропоткина автомобили — повреждены оказались сразу семь машин.
А в канун Нового года водитель в нетрезвом состоянии стал виновником аварии массового ДТП с участием сразу шести автомобилей. Мужчина уходил от инспекторов ДПС и в результате врезался в машины, стоявшие на светофоре на пересечении улицы Сибиряков-Гвардейцев и Северного проезда.
Что делать, если грозит официальная потеря документов
Водители имеют полное право обжалования любого составленного постановления. С помощью профессиональных защитников вернуть права можно даже в самых сложных ситуациях. Любой нюанс, упущенный инспектором может быть использован как основание для отмены санкции.
Для возврата водительского удостоверения сторона водителя может воспользоваться опытом судебной практики.
Самыми распространенными основаниями для отмены постановления по делу езды в нетрезвом виде выступают следующие:
- обвиняемый был вынужден использовать транспортное средство после принятия незначительной дозы алкогольного напитка;
- водитель выпил спиртное накануне вечером и утром приступил к вождению будучи уверенным в том, что находится в трезвом состоянии;
- при анализе крови автомобилисты были выявлены опиаты, каннабиоиды: возможно доказать применение незапрещенных лекарственных средств.
Что грозит за езду без прав
Любой водитель чётко знает и понимает, что если он собрался поехать на машине или другом транспорте за рулём, то обязательно взять некоторые документы. В их число обязательно войдут права, ОСАГО, ПТС. Иначе любой сотрудник ДПС будет иметь множественные претензии и вопросы.
Данная ситуация может быть усугублена тем, что водитель сидит за рулём в нетрезвом состоянии. Наказание, которое назначит проверяющий, будет строже. Сумма административного штрафа станет на порядок больше, после чего нарушитель будет лишён права управления сроком на 1,5 – 3 года. Эту меру пресечения определит уже суд.
Если сотрудником ГИБДД зафиксировано в протоколе нетрезвое состояние водителя, то при восстановлении документов ему придётся так же пройти медкомиссию и сдать теоретический экзамен. Сесть снова за руль автомобиля будет разрешено только по истечении срока наказания и после совершения процедуры возврата прав. Данные действия регламентируются п. 2.1.1 ПДД.
Следующие документы обязан предоставить любой водитель по запросу инспектора дорожно-патрульной службы, находящегося при исполнении:
- Паспорт или любой другой документ подтверждающий личность. Кстати, права таковым документом не являются.
- Водительские права соответствующей категории или их дубликат.
- ПТС/СТС (документ, который подтвердит регистрационные данные).
- Полис обязательного страхования ОСАГО.
Уточнен срок привлечения к ответственности за нарушение ПДД
Этот же законопроект уточняет время начала отсчета срока привлечения к ответственности за ДТП. Дело в том, что в настоящий момент в его определении есть неточности, которые приводят к разным судебным решениям в отношении водителей, совершивших схожие нарушения.
Поводом для разбирательства стало решение Конституционного суда по делу автомобилистки Ольги Мельниковой. В декабре 2020 года она создала помеху для движения автобуса. Водитель успел затормозить, и столкновения не произошло. Однако несколько пассажиров в салоне автобуса упали, а один сломал руку. Это стало поводом для оформления ДТП с пострадавшим. Мельникова инцидент не заметила и проехала дальше, что было квалифицировано как оставление места ДТП. Суд назначил дату разбирательства и лишил автомобилистку прав на год. Только получилось так, что к административной ответственности ее привлекли спустя три месяца и один день. Мельникова такое решение оспорила, отметив, что судебный акт вынесли уже по истечении срока давности.
«Согласно оспоренной норме, день, с которого должен исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности, является днем совершения/обнаружения административного правонарушения. В то же время в силу ст. 4.8 «Исчисление сроков» КоАП течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, если другими статьями КоАП не установлен иной порядок исчисления сроков», — сказано в решении Конституционного суда.
В итоге КС потребовал, чтобы законодатели незамедлительно устранить эту неопределенность. Для этого в законопроекте четко прописали: «Срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. А если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.
Заработает новый порядок общения инспекторов ГИБДД с автомобилистами
Новый порядок общения инспекторов ГИБДД с автомобилистами, предусматривающий важные нюансы, которые раньше никак не регламентировались, находится в стадии согласования с федеральными органами исполнительной власти и регистрации в Минюсте. Обновленный «Порядок осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ о БДД» в МВД разработали после анализа спорных вопросов, которые возникали при общении инспекторов с автомобилистами.
Как рассказали в МВД, порядок, в частности, точно регламентирует действия инспекторов ГИБДД, которые им приходится выполнять во время службы. У инспекторов будет точная инструкция, как действовать в разных ситуациях. В том числе:
• при надзоре за дорожным движением;
• остановке транспортного средства;
• остановке пешехода;
• идентификации транспортного средства;
• проверке документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния ТС;
• проверке cоблюдения норм времени управления ТС и отдыха, режима труда и отдыха водителя ТС;
• выезде на место ДТП.
Документ разработали в 2022 году, но, скорее всего, согласование растянется до 2023 года.
Платных парковок станет больше
Профильные рекомендации для муниципалитетов по организации парковок разработали в Минтрансе в конце 2022 года. В новом сезоне местные власти различных регионов уже планируют воспользоваться предложенными в документе методами.
Как говорится в документе, для автомобилистов, которым нужно парковать свои машины на долгое время, начиная от одного дня, рекомендуется строить внеуличные автостоянки и гаражи, одновременно сокращая количество парковочных мест на внутриквартальных территориях и улично-дорожной сети.
В Минтрансе также указали: если спрос на парковку на определенных улицах превышает 85% от фактического количества стояночных мест, там стоит организовать платную стоянку, за исключением территорий, где есть социально-значимые объекты. Это могут быть, например, медицинские учреждения или школы.