С какого возраста берут в детский сад
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С какого возраста берут в детский сад». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Елена Павлова, руководитель логопедической службы ГБОУ Романовская школа — По своему опыту могу сказать, что ребенка можно отдавать в детский сад в любое время года. Вообще, продолжительность и масштаб адаптации у любого дошкольника зависят от множества факторов.
В каком месяце лучше отдавать ребенка в садик?
Это, безусловно, и особенности ребенка, и отношения в семье, и окружение, и квалификация педагогов. Есть дошкольные учреждения, которые посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, имея соответствующее заключение. Они сразу попадают под пристальное наблюдение педагогов, специалистов, которые делают период адаптации более коротким и успешным.
Малыши, у которых индивидуальные особенности проявляются во время посещения детского сада, выявляются педагогами в процессе работы и также находятся под наблюдением. Как видим, время года в данном вопросе никакой роли не играет. Если заранее известно, что ребенок попадет в новую группу к осени, он может в рамках адаптации посещать сад в июне, тем более солнечная погода всегда благоприятно влияет на любого ребенка.
- Однако не стоит забывать, что дошкольные учреждения являются образовательными с определенными годовыми программами.
- И если ребенок начинает посещать сад со всеми одновременно в сентябре, он в таком же объеме, как и другие дети, получает информацию.
- Но так как каждый ребенок уникален и индивидуален, я бы не стала категорично утверждать, что посещение детского сада с середины учебного года будет не столь продуктивным.
Отмечу еще одну интересную закономерность и наблюдение наших воспитателей. Если оба родителя работают, они заинтересованы в успешном посещении детского сада, то они сами смогут психологически настроить на легкую адаптацию к садику своего ребенка, и малыш на самом деле довольно легко перенесет этот процесс.
- Сентябрь — как правило, «пиковый» месяц в детском саду.
- Большинство детишек возвращаются в города именно в это время.
- Многие малыши идут первый раз в садик именно осенью.
- И привыкание у всех происходит по-разному: у кого-то быстрее, у кого-то медленнее; у кого-то со слезами, у кого-то — без.
- Адаптация целой группы в «один день» — это довольно тяжело для всех: для детей, родителей и воспитателей.
Малыши подвержены «эмоциональному заражению». Когда, например, начинает плакать один ребенок, остальные тут же подхватывают. К сожалению, далеко не во всех садах есть отлаженные технологии адаптации, которые позволяют максимально быстро и безболезненно ввести детей в жизнь детского учреждения.
Чем отличаются ясли от детского сада?
Детский сад компенсирующего вида — Компенсирующие сады созданы для детей с различными патологиями: задержкой психического развития, интеллектуальной недостаточностью, нарушениями слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. Воспитанников здесь обучают по особой программе, призванной скорректировать особенности их развития, а также лечат.
- Поэтому в компенсирующих детских садах работают не только педагоги, но и медицинские работники, и специалисты узкой квалификации – логопеды, дефектологи, психологи.
- Для детей создаются особые условия пребывания: питание, лечение, физиопроцедуры, лечебная гимнастика, массажный кабинет и т.д.
- Группы в таких садах небольшие – 5-12 человек, а график посещения сада варьируется от 3 часов (группы кратковременного пребывания) в день, до круглосуточного пятидневного пребывания.
К этому же виду детских садов относятся сады присмотра, ухода и оздоровления, чья деятельность направлена на общее улучшение здоровья часто болеющих детей и детей со сниженным иммунитетом. Они оснащены всем необходимым для проведения процедур и профилактики заболеваний.
- Основанием для зачисления в детсад присмотра является направление педиатра, а как только произойдет улучшения здоровья воспитанника, ребенка переводят в обычный детский сад.
- В детских садах компенсирующего типа не только лечат, но и воспитывают и обучают в соответствии со специальной программой.
- При этих садах существуют консультационные пункты, где родители могут получить совет, рекомендацию, как поступать в том или ином случае.
Чтобы попасть в садик компенсирующего вида, необходимо направление педиатра и справки от специалистов по профилю садика.
Возрастные особенности детей
Большинство дошкольных учреждений имеют право принять воспитанника с 1 года. Но чаще всего новички приходят во вторую младшую группу, с 3-4 лет, и этому есть логичное объяснение.
Крохи не стремятся к общению, им достаточно познания окружающего мира и надежных объятий родителей. У них пока нет желания расширять этот безопасный круг, малыши не испытывают потребности делиться и вообще воспринимают сверстников, как забавные игрушки.
К 3 годам приходит осознание себя как личности, появляются осознанные желания, понятие компромисса, постепенно возникает любопытство по отношению к одногодкам, попытки наладить диалог. Развивается речь, есть неплохой словарный запас, видна тяга к сюжетным играм.
Чем старше малыш, тем шире его интересы и сдерживать эти естественные порывы нельзя. Необходимо предоставить ему поле деятельности, развивающую среду и обычно это происходит к 3-4 годам. Этот промежуток считается самым удачным для адаптации к новым условиям.
Чтобы как можно быстрее определить ребенка в сад, родителям нужно прояснить несколько нюансов. Касаются они и минимального возраста поступления, и реальной ситуации в регионе и городе. Уточнять информацию стоит с рождения малыша.
Узнайте:
- какой порядок постановки на очередь и зачисления действует в вашем регионе и городе, с какого возраста это нужно делать и какие документы предоставить;
- есть ли очереди, большие ли они, как долго придется ждать (в некоторых местах ситуация критична, и не всех принимают даже с трех лет);
- существуют ли в местных садиках ясельные группы, есть ли в них очереди;
- есть ли у вас право на первоочередной прием (такое право может быть у матерей-одиночек, многодетных семей, семей с ребенком-инвалидом и т.д.).
Законодательство о детских садах 2018 года: обзор изменений
В 2019 году произошли изменения в базовых законодательных актах регулирующих оформление детей в детские сады. Эта статья поможет вам быть в курсе новшеств по приему ребенка в детский сад, по существующим ограничениям для поступления в дошкольные учреждения и много другой полезной детсадовской информации.
Правила и особенности оформления детей дошкольного возраста в детские сады установлены Законом о детских садах 2019 года, регулирующим основные нормы образования.
Нормативный документ и другие законы регламентируют условия набора и возрастные ограничения детей, которые могут воспользоваться правом получения образования в дошкольных учреждениях, для конкретных групп населения.
Рассмотрим основные правила и основания для оформления малолетних детей в детские садики, и что делать лицам, которым не дали место в саду.
Особенности работы группы краткосрочного пребывания
Времена, когда малыша можно отдать было в сад после празднования его первого дня рождения, канули в Лету. Сегодня из-за переполненности ДОУ далеко не во всех садах имеются ясли или, как они сегодня именуются, группы краткосрочного пребывания (ГКП). Что касается учреждений, где они все-таки присутствуют, то там действуют свои правила.
Согласно п. 1 ст.67 ФЗ № 273, отдать ребенка в ясли можно по достижении двух месяцев. Однако в реальности, такая практика встречается крайне редко. Чаще всего в ясельные группы принимают малышей от полутора до трех лет, при условии, что они уже умеют за собой ухаживать (ходят на горшок, могут самостоятельно есть). Опять же законодательство никак не регулирует этот момент, оставляя его на откуп администрации детских садов.
Основное отличие ГКП от обычных групп – время работы. Как правило, ясли работают с 9 утра до полудня, то есть время нахождения ребенка в ДОУ составляет 3 часа. Некоторые группы кратковременного пребывания функционируют ежедневно, другие 2-3 раза в неделю. Все зависит от администрации учреждения и укомплектованности штата.
Количество детей в яслях не превышает 20 человек, поэтому места всегда в дефиците. ГКП имеет свои плюсы и минусы.
Как перевести ребёнка из одного детского сада в другой
Родители или другие представители ребенка (опекуны и другие имеющие законные права) имеют право на перевод ребенка в другое учреждение дошкольного образования. Такая потребность может быть вызвана ликвидацией детсада или отзывом у него лицензии по различным причинам. Правила перевода могут отличаться в разных регионах, поэтому стоит предварительно уточнить правила в структурном подразделении, отвечающем за образование, органа местного самоуправления.
В общем случае для перевода необходимо обратиться в орган местного управления образованием.
Если вы переезжаете в новую местность, то необходимо будет подать заявку на постановку в очередь в общем порядке с указанием нового места проживания. Если же перевод необходим по не зависящим от вас причинам (детский сад закрылся), то вам обязаны предложить доступные варианты для перевода ребенка в другое учреждение.
Виды яслей и условия зачисления
Всего различается два вида яслей: частные и государственные. Вторые пользуются наибольшей популярностью, поскольку стоимость в данных учреждениях значительно ниже, чем в частных.
Перед непосредственным оформлением малыша необходимо определить цель данного процесса. В случаях, когда родители хотят отдать своего ребенка в ясли для того, чтобы он развивался и общался с другими детьми, а самим в это время вернуться к работе, то можно выбрать государственные ясли. Единственный минус данного вида учреждения — большие очереди. Нередки ситуации, когда до семьи доходит очередь, однако ясли их ребенку уже не нужны.
В частных яслях главное преимущество — это наличие свободных мест и, соответственно, возможность принять детей в любое удобное для родителей время. Однако ежемесячная стоимость может быть слишком велика для той или иной семьи, в Москве она достигает 30 тыс. рублей. Как правило, в такие ясли берут детей с одного года. Формируются небольшие по численности группы, чтобы воспитатели могли уделять каждому ребенку достаточно времени.
К каждому ребенку подбирается индивидуальный подход, в чем, несомненно, прослеживается еще одно достоинство.
Со скольки лет отдашь ребенка в садик – на столько и будет развит его мозг?
В 1-1,5 года для ребенка символом безопасности является мама и папа
Малыш интуитивно чувствует, что он не сможет о себе позаботиться, поэтому ему важно видеть и чувствовать рядом именно «своих» взрослых. Когда мама приводит ребенка в таком малом возрасте в садик, малыш испытывает сильнейший стресс. Ему страшно, поскольку его маленький, но очень важный безопасный мир в лице мамы внезапно исчезает
Ему страшно, поскольку его маленький, но очень важный безопасный мир в лице мамы внезапно исчезает.
Это мы, будучи родителями и взрослыми рациональными людьми, прекрасно знаем, что вечером встретимся со своим ребенком, а вот малыш этого не понимает. Ребенок в этом возрасте живет в режиме «здесь и сейчас». И если мамы сейчас нет, значит и не будет. Иногда дети выражают этот страх криками и протестами, а иногда просто «уходят в себя».
Многие родители с гордостью говорят мне о том, что их малыш почти не плакал и вел себя спокойно. Это наша родительская иллюзия, это нам взрослым так хочется успокоить свою тревогу. На самом деле ребенок плакал, только внутри себя
Переживание страха у ребенка в этом случае усиливается еще и тем, что внимание взрослого в лице воспитательницы рассредоточено на всех детей группы. Малыш видит, что на его потребности взрослый откликается далеко не сразу. В моменты сильной тревоги многим детям помогают объятия, но и здесь воспитатель не может «разорваться» и дать этого рода поддержку по первому требованию
В моменты сильной тревоги многим детям помогают объятия, но и здесь воспитатель не может «разорваться» и дать этого рода поддержку по первому требованию.
А теперь представьте, какие знания может усвоить и какие умения развить ребенок, когда он находится в таком стрессе?! У деток, в отличие от взрослых, когда идет переживание сильных эмоции, части головного мозга, которые отвечают за развитие познавательных процессов, напрочь отключаются. Конечно, это происходит именно тогда, когда ребенка отдают в садик слишком рано.
Вам знакома такая картина, когда ребенок сильно плачет из-за упавшей на дорогу печеньки, а Вы пытаетесь донести логические доводы, что «я куплю тебе новую», «не стоит из-за этого расстраиваться» и «сам ты виноват»? Но малыш вас не слышит. Он словно поглощен своим горем по поводу печеньки. Так же и в садике, когда Ваш ребенок находится в постоянной тревоге, его мозг перестает развиваться так, как если бы он развивался дома с мамой.
Поэтому, когда я вижу очередную рекламу новомодного детского садика, где деток приглашают аж с 1 года, меня просто распирает от возмущения. Такая реклама словно подначивает мам отдать им на воспитание свое чадо. А еще мне забавно видеть, что прилагается к этому садику обучение иностранным языкам, занятия с логопедом, всякого рода умные «развивалки».
О каком обучении может идти речь, если ребенку страшно?
Согласно законодательству о дошкольном образовании детей – 2015, родителям имеют право отказать в предоставлении места в садик, если оно фактически отсутствует. В этом случае можно подать заявление на постановку на очередь в другой муниципальной организации. Если родители не согласны с отказом, им рекомендовано обратится с претензией в отдел образования города, прокуратуру или написать письмо Президенту РФ. Документ будет рассмотрен в установленные сроки, и по нему будет принято решение, о котором официально в письменном виде родители получат ответ.
Совет
Именно по причине переполненности дошкольных учреждений специалисты рекомендуют записываться в детский сад в как минимум за год до планируемого посещения, а лучше – с рождения малыша.
Существуют коммерческие садики, куда берут детей в любом возрасте, с какого пожелают родители. Цена такой услуги приблизительно 25 тысяч и выше, в зависимости от региона.
Для того чтобы не возникали трудности, родителям необходимо знать законодательство об образовании – в каком возрасте можно идти в садик, правила постановки на очередь, перечень необходимых бумаг. Знание юридических вопросов упростит процесс оформления в дошкольное учреждение и оградит от ненужных стрессов и переживаний.
Возраст для детского сада
Увы, с некоторых пор зачисление детей сопряжено с некоторыми проблемами. Повышение рождаемости, последовавшее за спадом в 90-е годы, привело к нехватке мест. Более того: далеко не каждое дошкольное учреждение готово взять ребенка до трех лет, и родителям приходится увеличивать декретный отпуск. Детское учреждение по закону о дошкольном образовании от 2023 года должно взять на воспитание каждого ребенка от трех до семи лет. Это право родителей и обязанность детского садика.
- какой порядок постановки на очередь и зачисления действует в вашем регионе и городе, с какого возраста это нужно делать и какие документы предоставить;
- есть ли очереди, большие ли они, как долго придется ждать (в некоторых местах ситуация критична, и не всех принимают даже с трех лет);
- существуют ли в местных садиках ясельные группы, есть ли в них очереди;
- есть ли у вас право на первоочередной прием (такое право может быть у матерей-одиночек, многодетных семей, семей с ребенком-инвалидом и т.д.).
Во сколько лет можно отдать ребенка в садик по закону?
Традиционно взрослые обладают определенным воззрением по данному поводу задолго до рождения на свет малыша. Но реальность постоянно оказывают большое влияние на намерения всех людей. Поэтому зачастую родители думают про то, чтобы отдать малыша в ясли.
Во сколько лет можно отдать ребенка в садик по закону? Сообразно Закону учреждения ясельного вида бывают рассчитаны на детей от 2 месяцев и до 3-х лет. 68-я статья закона, устанавливает право дошкольного учреждения и его учредителя отказать детям в приеме, когда в нем нет вольных мест. Естественно, ясли для детей младенческого возраста отыскать довольно сложно, хотя они, к превеликой радости, мало нужны. Прогрессивные мама и папа постараются побыть с малышом до 2,5 – 3 лет, и большая часть экспертов признаёт, собственно это подходящим возрастом для начинания посещений дошкольного учреждения.
Есть родители родители, отдающие уже в 1,5 года детей в ясли. Первопричины бывают различными: потребность выйти на прежнее место работы и материально содержать семью на нужном уровне, трудности со здоровьем мамы, быстрое появление 2 малыша. Хотя, кроме беспристрастных моментов, большую роль играют и личные, в основном психоэмоциональные особенности малыша и его отношений с родными. Так, к примеру, при слишком безмятежных родителях ребенок может оказаться слишком энергичным и общительным, и ему станет просто скучно дома.
Каковы бы ни были предпосылки раннего выхода в сад, необходимо к слишком многому приготовиться, почти все принять к сведению
Особо стоит обратить внимание на то, что, чтоб ребеночек владел крепким здоровьем, иммунитетом. Почти что все дети, вне зависимости от возраста, нелегко воспринимают переход к новым условиям и видам деятельности
Адаптация сможет продолжаться несколько месяцев и сопровождаться капризами, слезами причем даже враждебностью. Помимо всего этого, посторонняя микрофлора новых помещений и узкий контакт с иными детьми считаются суровым тестированием для иммунитета – и скорее всего вам понадобиться еще какое-то время побыть с малышом, нередко болеющим вирусными «простудными» болезнями.
Кроме того не факт, что найдется благоприятный сад поблизости вашего дома. Великая часть детских садов рассчитана на детей от 2,5 или же 3 лет, а ясельки понадобиться поискать. На помощь приходит местное управление образования (районо) – там обязаны выдать направление в надлежащее учреждение.
Напротив всем трудностям, присутствие в детском коллективе практически во всех случаях идет не во вред ребенку в том числе и в самом чувствительном возрасте.
Трудности для малышей разного возраста
Ранние годы до одного года характеризуются менее интенсивным внешним стрессом для ребенка, находящегося вдали от матери. В этом возрасте дети могут спокойно взаимодействовать с незнакомыми людьми, меньше привязаны к дому, и адаптация к яслям проходит менее болезненно. Однако такие маленькие дети могут стать очень беспокойными, несмотря на внешнее спокойствие; второй фактор заключается в том, что детей не следует оставлять надолго без присмотра матери или бабушки, так как они еще не научились заботиться о себе.
1. В возрасте от 5 до 2,5 лет у детей проявляется чувство собственности и способность формулировать свое несогласие с изменениями. Родители, их качели, стол, стул и любимые игрушки имеют особое значение.
Когда они уходят, ребенок испытывает эмоциональное напряжение. Это сильное желание вернуться на родину. Это выражается в плохом настроении, плаче, агрессивном поведении и даже в резком повышении температуры, когда он идет в детский сад.
Ребенок отказывается покидать свою мать и боится навсегда остаться с незнакомыми людьми. Такие ситуации требуют от родителей большого терпения. Ребенка нужно спокойно убедить, что он его любит, увлечен новыми играми и интересным дизайном и не оставит его в покое.
В возрасте трех лет малыши обычно уже в состоянии самостоятельно умываться и одеваться, а также ходить в туалет. Дети этого возраста уже готовы играть с другими детьми. Если ваш ребенок умеет говорить, детский сад ускорит его социализацию и повысит уровень общения.
Психологи считают, что 3-4 года — лучшее время для того, чтобы дети регулярно посещали детский сад или дошкольное учреждение.
Наблюдая за своими детьми, родители могут понять их физическую и психологическую готовность к посещению детского сада. Ребенок должен уметь пользоваться ложкой и проситься в туалет. Он должен иметь возможность некоторое время служить им без матери и общаться с другими людьми.
Некоторые активные малыши быстро скучают и нуждаются в новых занятиях, поэтому от детского сада не отказываются.
Многие мамы вынуждены рано выходить на работу и поэтому активно начинают искать детский сад для своих детей. Например, в Москве есть детские сады для детей до трех лет. Спросите у заведующей детским садом, с какого возраста они принимают детей.
Однако большинство муниципальных учреждений требуют, чтобы детям исполнился один год, чтобы присоединиться к группе. В этом возрасте дети могут ползать, ходить и некоторое время играть самостоятельно. Многие дети приучены к туалету.
Это облегчает работу педагогов.
Существуют некоторые исключения, когда ребенок зачисляется в группу до достижения им возраста 12 месяцев. В частных учреждениях таких случаев больше, чем в государственных, которые принимают детей только по «прописке» в определенных районах города.
Адаптация ребёнка должна быть постепенной
Лучше приурочить начало походов в ясли к теплому времени года, чтобы снизить риск заболеваний простудой. Не нужно сразу же оставлять кроху на весь день. Первое время ребёнок должен находиться в яслях 1-2 часа, это поможет ему привыкнуть к новому обществу без особого стресса. Через неделю, если все хорошо, ребёнок может оставаться в яслях до обеда. Еще через 1-2 недели можно забирать малыша сразу после тихого часа. Если ребёнок не капризничает утром во время сборов в ясли, не плачет по маме в течение дня, увлеченно играет с другими детьми, не рвется постоянно домой, то адаптацию можно считать успешно пройденной.
Ключевую роль в привыкании малыша к яслям играет воспитатель. Важно постоянно поддерживать с ним контакт. Нужно каждый день выяснять: как ребёнок себя ведет, ест, просится ли на горшок, взаимодействует с другими детьми. Отслеживая регулярно эти моменты, родители поймут, насколько малыш адаптировался в новой обстановке и готов ли он ходить в ясли на полный день.
Очень важно наблюдать за изменениями в поведении ребёнка. Если он плохо адаптируется и страдает в яслях, это проявится капризами, плохим сном, общей нервозностью. Родители не должны раздражаться и ругать малыша. Напротив, от них требуется помочь ребёнку привыкнуть к новой ситуации, обсуждать проблемы, разрешать брать в ясли любимую игрушку. Адаптационный период обычно длится около 2 месяцев, после чего ребёнок начинает положительно воспринимать ясли, заводит друзей и с удовольствием идет утром «на работу», как мама и папа.