Можно ли ездить на зимней резине летом и какой штраф?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли ездить на зимней резине летом и какой штраф?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Не будем лукавить – задача всех подобных нововведений вовсе не «угнетение несчастных водителей», а повышение безопасности на дорогах. Русский человек, не немец из анекдота, который будет стоять перед красным сигналом светофора глубокой ночью на пустынной дороге.
А вот и хорошие новости! Несмотря на прямой запрет управления транспортным средством с зимней резиной в летнее время, наказания за это на 2023 год нет: ни штрафа, ни запрета эксплуатации, никаких иных санкций со стороны КоАП.
Если сотрудник ГИБДД пытается Вас «развести», требуйте указать конкретную статью КоАП. Она в любом случае указывается в постановлении и протоколе – эту обязанность регламентирует Административный кодекс. И в КоАП есть статья – 12.5, часть 1, предусматривающая штраф 500 рублей за езду при условиях, при которых такая езда запрещена.
Вот только эта статья имеет прямую отсылку к ПДД, а в последних нет никакого запрета. Выше мы уже упомянули, что таковой запрет содержится в Техрегламенте.
Как докатывать фрикционки летом
Ещё раз подчеркнём, что ни в коем случае не призываем эксплуатировать зимние фрикционные покрышки летом. Докатывать их можно лишь при строгом соблюдении ПДД и должных навыках в управлении автомобилем. Оставаться на «зиме» рекомендуется лишь непродолжительное время, за которое можно подкопить средства на новые покрышки. И вот почему:
-
зимние шины имеют относительно плохое сцепление с асфальтом;
-
такие покрышки увеличивают тормозной путь и ухудшают управляемость в летний период;
-
протектор зимних шин не может выводить из пятна контакта большое количество воды – эффект аквапланирования наступает раньше;
-
фрикционные шины летом быстро изнашиваются.
Что будет за несоблюдение требований?
Согласно пункт 1 статьи 12.5 КоАП РФ, нельзя использовать транспортное средство, если имеются неисправности или присутствуют условия, при которых запрещено эксплуатировать машину. Под этот пункт попадает и использование резины, не соответствующей сезону.
Если гражданин своевременно не произвел замену покрышек, в его отношении может быть применено предупреждение. Если человек не исправил сложившуюся ситуацию, при повторной остановке на него может быть наложен штраф в размере 500 руб. Аналогичное правило действует и в случае, если водитель ездит на лысых покрышках. Однако наказание применяется не за использование летней резины во время зимнего периода, а за несоответствие глубины протектора установленным требованиям.
В положениях 12 главы КоАП РФ ссылки на нормы, закрепленные в техническом Регламенте таможенного союза, отсутствуют. Это значит, что оштрафовать водителя за езду на покрышках, не соответствующих сезону, нельзя. Однако подобное может рассматриваться, как неисправность. В этой ситуации и вступает в силу статья 12.5 КоАП РФ.
Сегодня разработка закона о зимней резине продолжается. Так, комитет Госдумы предложил повысить величину штрафа за использование покрышек, не соответствующих сезону, до 2.000 руб. Однако на сегодняшний день законопроект еще не принят.
Отличия зимней резины от летней
«Неправильные» шины, которые не соответствуют сезону, часто приводят к ДТП. Мало того, в теплое время года вполне возможен штраф гибдд за зимнюю резину. Поэтому покрышки на колесах вашего авто должны быть правильными. Почему именно, рассмотрим дальше.
Чем отличаются летние скаты от «обуви» для зим?
- Прежде всего, материалом их изготовления. Когда на улице стоит жара, асфальт дорог чрезмерно нагревается. Поэтому резина на колесах должна иметь тугоплавкое покрытие, не расплавляемое при движении. Зимой наоборот: в мороз и гололед покрышка не должна перемерзать, чтобы не треснуть на замерзшей трассе.
- На зимних скатах предусмотрены шипы, липучки, прочие приспособления, что обеспечивают прочное сцепление с дорогой. Зато, когда погодные условия не соответствуют их назначению, все эти элементы не способствуют езде, а лишь мешают.
Причиной многих дорожных аварий нередко являются шины, неподходящие для данного времени года. Почему надо выбирать правильное изделие?
Летние покрышки отличаются от зимних целым рядом характеристик, к примеру:
- разный состав резиновых масс, из которых изготовлены шины. Летом из-за обилия прямых солнечных лучей асфальтовое покрытие сильно нагревается. Автомобиль нуждается в шине, которая не расплавится на дороге. В то же время при морозе и гололеде резина не должна замерзнуть, иначе лопнет на холодном асфальте;
- зимние шины обладают липучками, шипами и прочими «штучками», которые увеличивают надежность сцепки с дорогой. Но в неподходящих погодных условиях они скорее мешают ездить, чем помогают;
- разный рисунок протектора. В теплое время года с глубоким рельефом на изделии нелегко справиться на дороге, особенно в дождливую погоду, а в холодный период – он, наоборот, необходим для безопасного движения.
Также важно проанализировать основные понятия, которые касаются рассматриваемой темы.
Протектор. Это один из элементов шины, так называемый скат, который предохраняет внутреннюю полость от возможных повреждений, а также гарантирует качественное сцепление колёс с дорожным полотном.
Покрышка. Это и есть шина, которая представляет собой толстый резиновый чехол. Этот чехол как бы наносится на камеру и покрывает её, напрямую контактируя с самим дорожным покрытием.
Штраф. Финансовая санкция, которая назначается представителем контролирующей службы для материального взыскания за допущенное нарушение.
Предупреждение. В рассматриваемом контексте обозначается предупреждение за нарушение правил дорожного движения. Это указание представителя ГИБДД, основанное на допущенных водителем действиях противоправного характера. Предупреждение необходимо для того, чтобы предупредить водителя и предотвратить таким способом возникновение опасных ситуаций.
КоАП. Это кодекс, в котором собраны административные правонарушения и обозначена ответственность за допущение таковых.
Далее рассмотрим более подробно, за что именно водитель может понести ответственность, почему и в каком виде.
Когда ставить зимнюю резину по закону
Зимнюю резину по закону необходимо поставить в декабре и использовать её до февраля. Напомним, что важными критериями являются маркировка и рисунок на резине, если речь идёт об управлении машиной из категории В (MS, M&S либо М+S). Также мы уже приводили условие, которое основано на наличии дополнительной маркировки.
Так, MS, M&S, М+S — виды обозначений, которые должны быть указаны на всесезонных шинах, чтобы их можно было использовать зимой. Для шины характерно только одно из указанных выше обозначений. Если соответствующей маркировки нет, сотрудник контролирующей службы может выписать квитанцию на штраф. Опять же и его реально оспорить в последующем в течение 70 дней, которые даются на оплату квитанции.
Был бы нормальный доход, то понятное дело не экономил бы на резине, а так, когда денег кот наплакал, то обуваешь что есть.
Александр, 19 лет
Если изначально нормальная резина, а не ширпотреб, то и не заметишь особой разницы. Предпочитаю купить пусть дороже, но проверенную не одним годом качественную резину. Понятно, что на шипах не поедешь летом. А в целом, лучше всесезонные, чтобы нормально ездить в любую погоду.
Сергей, 52 лет
Всегда меняю колеса на лето и зиму. Мне не лень ради своей безопасности постоять на шиномонтаже. Да и не сказать, что это так уже и дорого, ведь они могут пару сезонов отслужить.
Предусмотрен ли штраф за езду летом на зимней резине в будущем?
Безусловно, чувствуется недоработка законодательства относительно этой нормы. Ведь положения, предписывающие езду на определенных покрышках в тот или иной сезон, имеются. А вот ответственность за их нарушение отсутствует. Это объясняется разными погодными условиями на территории разных субъектов России. Более того, погода в последнее время поражает аномалиями. Поэтому пока не удалось установить требования о сезонности шин, которые бы подходили под все условия.
Но работа над этим ведется уже давно. Причем речь идет не только о том, какой размер штрафа за езду летом на зимней резине установить. Помимо этого, наказание может иметь иной характер. Например, имеется предложение относительно того, чтобы в случае дорожно-транспортного происшествия эксплуатация зимней резины в летнее время становилась поводом для отказа в страховой выплате. Есть и другая инициатива: значительно увеличить сумму штрафов при правонарушениях, случавшихся по причине несоблюдения норм Технического регламента Таможенного союза относительно сезонности шин.
Таким образом, водителей ожидает не только штраф за езду на зимней резине летом в будущем. Законодатель разрабатывает и ожесточение существующих мер, связанных нарушениями предписаний по эксплуатации шин на ТС.
Закон о зимней резине в Нижегородской области
Когда переобуваться в зимнюю резину по закону? Движение на летних покрышках запрещено с 1 января 2015 года по техрегламенту ТС, приложении № 8.
Некоторые эксперты утверждают, что отсутствием точной ссылки на наказание в КоАП за движение зимой на летних шинах, сотрудники ГИБДД могут злоупотреблять, подводить другие нарушения под категорию перечня неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобиля.
В Нижегородской области надо одевать зимнюю резину по закону 1 декабря, но советуют делать это 1 ноября или 15-20 октября, если зима ранняя. В 20 числах октября в этом регионе температура воздуха опускается ниже минус 1 холода, что для летней резины уже недопустимо.
ГИБДД настоятельно советует Нижегородцам залить незамерзающие жидкости по сезону, проверить функционирование стеклоочистителей, работу фар, стеклоомывателей и сцепления шин еще 20 октября.
Во избежание ДТП ведомство рекомендует придерживаться пониженной скорости, притормаживать перед пешеходными переходами, соблюдать дистанцию, не делать резкие перестроения и повороты, торможения.
За что ещё может быть выписан штраф, даже если резина соответствует сезону
Шанс получить штраф есть — если автомобильная резина будет сильно изношена. Причём не важно, летняя она или зимняя. Действующий регламент запрещает передвигаться на покрышках, глубина протектора которых менее 1,6 миллиметров.
Также на одну ось нельзя устанавливать разные модели резины или автомобильную «обувь», отличающуюся по размеру. А если говорить о зимних вариантах, то покрышки, покрытые «зубчиками», должны быть установлены по кругу. Штраф за нарушение этого предписания можно найти в части первой ст. 12.5 КоАП РФ. Составляет он 500 рублей.
«Ассоциация производителей шин», несмотря на бурные дискуссии, спешит успокоить водителей. Так, они говорят, что пока соответствующие изменения не попадут в «Правила дорожного движения», обсуждаемые поправки будут распространяться исключительно на допустимую остаточную глубину протектора, поэтому штрафовать будут только водителей, передвигающихся на «лысой» резине.
В чем опасность езды на зимних шинах в плюсовую температуру?
Если пренебрегать рекомендациями автомобиль, то можно будет обнаружить массу неприятных ходовых характеристик:
- Быстрое изнашивание протектора. Это происходит от мягкости состава, поскольку он рассчитан на эксплуатацию только при отрицательных значениях. В теплое время шина разогревается, появляется более выраженный качающийся эффект, и протектор сильно изменяется. Поэтому от любого постороннего предмета на дороге колесо может деформироваться, а то и просто взорваться. Говорить о последствиях, наверное, не нужно.
- Колесо с расплавленной шиной трудно поддается управлению, даже небольшой переход за плюс может сыграть плохую роль – автомобиль начинает движение зигзагами, разогнаться и вовремя затормозить становится очень трудно. И всего за несколько поездок можно полностью лишиться покрышки – она превратиться в тряпочку.
- Колесо, неправильно обутое, делает более продолжительным путь торможения, это происходит от недостаточного сцепления с полотном магистрали. Подобное транспортное средство представляет опасность для всех без исключения участников движения. А если обратиться к статистическим данным, то именно эта причина показа в сводках о дорожных происшествиях с наездами на пешеходов.
- Кроме явных опасностей, которую представляет резина в летнюю пору, к тому же значительно увеличивается расход топлива. А происходит это потому, что машине и ее двигателю необходимо больше мощности для достижения нужно сцепления с дорогой, и та же статистика утверждает, что топлива уходит на 5-10 % больше.
А если небольшой камешек застрянет в расплавленном месиве, то стоит проехать всего несколько километров, чтобы напрочь убить и подвеску и ходовую.
Размеры штрафных санкций
В соответствии с приложением 8 Технического регламента штраф за езду на летней резине зимой составляет 500 рублей. Данная мера относится к любому несоответствию технической оснащенности машины и действует с 01.01.2015 Аналогично этому разрешается налагать штраф за применение шипованной резины летом, поскольку это тоже несоответствие нормам, но данный факт гораздо реже встречается в повседневной жизни, так как водители сохраняют ошипованные автошины на холодное время.
Аналогичная мера применяется также в отношении езды на зимней и летней резине с такой неисправностью, как изношенность. Глубина протектора автошины не должна быть тоньше 0,4 см. Даже 4-миллиметровый уровень может посчитаться недостаточным для передвижения. В простонародье такой штраф именуется – «за лысую резину». Стертые колеса в несколько раз повышают аварийность на магистралях и обычных дорогах общего пользования.
Одна небольшая оговорка способна смягчить ситуацию. Дело в том, что инспектор ДПС вправе ограничить наказание предупреждением исходя из собственных измышлений. Предупреждение подразумевает 10-дневной срок, в который необходимо провести смену резиновых шин. Далее, по прохождении установленного срока, инспектор должен проверить выполнение предписания. Только тогда, когда проверка докажет непроведение изменений, водителя штрафуют.