Сочинение на тему: Причины преступления Раскольникова
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сочинение на тему: Причины преступления Раскольникова». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» стал учебником в мире психологии преступления. На примере Раскольникова мы можем проследить развитие «болезни преступника», апофеозом которой становится раскаяние и наказание. Но что побудило Родиона пойти на столь ужасающий поступок? Давайте попытаемся разобраться в этом вопросе.
Причины и мотивы преступления Раскольникова в романе Достоевского Преступление и наказание с цитатами
Быть может, причиной стали голод и нищета? Обратимся к тексту. Раскольников в части 5 в диалоге с Соней сам обращает её внимание на то, что не голод, не нищета стали причиной убийства. Более того, он был бы даже рад, если бы он пошёл на преступление чтобы прокормить себя.
К тому же, Раскольников, несмотря на своё бедственное положение, мог бы легко восстановиться. На это нам указывает сцена с Разумихиным, когда тот предлагает работу по переводу главному герою. Родион прекрасно разбирался в немецком языке, поэтому мог бы отозваться на предложение друга, но всё же он предпочёл отказаться.
Также стоит вспомнить сцену из 2 части, когда Раскольников хотел избавиться от награбленного имущества старухи совсем, утопив его в реке. Это говорит нам о том, что главный герой пошёл на убийство не ради пропитания или улучшений собственного имущественного положения.
Что же тогда стало причиной преступления? Ответ прост – теория. Раскольников попал под её влияние, об этом свидетельствует его статья в журнале, которую он также обсуждал с Порфирием Петровичем. Пытаясь доказать, что он не «тварь дрожащая» и имеет право убить ради «великих дел», Раскольников начинает искать свою жертву, которой стала Алёна Ивановна. Казалось бы, что всё очень просто – надо просто убить и дело в шляпе. Но, к сожалению для главного героя, это не так. Убив старуху, он «убивает и себя». Это значит, что он не подтвердил свой статус, свою теорию.
Таким образом, Родион Раскольников решился на преступление не из-за нищеты или голода. Причиной стала теория, сломавшая жизнь не только Раскольникову, но и многим другим людям, среди которых его собственная мать, которая не смогла перенести такого шока. Невольно вспоминается Базаров из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», который подвёл свою жизнь под жёсткие рамки теории нигилизма и тоже потерпел крах.
Сочинение Причины преступления Раскольникова
В центре сюжета произведения Достоевского «Преступление и наказание» характер студента Раскольникова, который проживает в бедствии. Он идет на убийство процентщицы, а также ее сестры Лизаветы. Что стало причиной такого поступка и какие мотивы убийства? Даже в конце романа мы не можем дать окончательного ответа на этот вопрос.
Мотивы совершения преступления главным персонажем раскрываются не сразу. Они описываются на протяжении всего романа: в авторском рассказе, в беседах Раскольникова с Разумыхиным и Заметовым, а также со следователем Порфирием Петровичем, и, конечно, в речи героя после самого убийства.
К причинам, что толкнули Раскольникова на совершение преступления, конечно, относятся невыносимая бедность, отсутствие возможности заплатить за обучение, жизнь в каморке, что напоминает гроб, на протяжении полугода, унижение достоинства героя. Он имел другой выход, мог зарабатывать, давая уроки, однако его душа была «поражена» не только личными страданиями, но и горем окружающего мира.
Но есть также совершенно другая, главная причина совершения этого преступления. Родион в своих размышлениях придумывает теорию, ужасною по своей сути, хотя, с первого взгляда убедительную. Он пишет статью, и в ней высказывает мнение, что все люди делятся на два типа: на «материал» и на «необычных» людей, которые могут изменить историю. Последних существует очень мало, и у них есть право управлять людьми и переступить закон. Таких, как Наполеон, Ликург, Магомет никакие трудности не могут остановить на пути к задуманному. Родион убежден в правильности своих убеждений, считает ее решением всех проблем. Парень решил выяснить, к какому типу людей он принадлежит.
Совершив правонарушение, главный герой и дальше верит в правильность своих убеждений, но совесть сильно его терзала. Душевные страдания героя стают невыносимыми. Он пытается убрать мысли о матери и сестре, ведь иначе необходимо выбирать к какому типу отнести и их. Трагедия персонажа усиливается, ведь теория, на которую он так надеялся, наоборот усугубляет ситуацию.
Страх преследует героя с каждым шагом, испытания совести и мысли о том, что он — не Наполеон, а «тварь дрожащая» не дают ему покоя. Родион и его теория переживает невыносимый крах.
Можно сделать вывод, что какими бы ни были причины совершенного, они ни в коем случае не оправдывают преступление Раскольникова.
Сочинение Причины преступления Раскольникова
В центре сюжета произведения Достоевского «Преступление и наказание» характер студента Раскольникова, который проживает в бедствии. Он идет на убийство процентщицы, а также ее сестры Лизаветы. Что стало причиной такого поступка и какие мотивы убийства? Даже в конце романа мы не можем дать окончательного ответа на этот вопрос.
Мотивы совершения преступления главным персонажем раскрываются не сразу. Они описываются на протяжении всего романа: в авторском рассказе, в беседах Раскольникова с Разумыхиным и Заметовым, а также со следователем Порфирием Петровичем, и, конечно, в речи героя после самого убийства.
К причинам, что толкнули Раскольникова на совершение преступления, конечно, относятся невыносимая бедность, отсутствие возможности заплатить за обучение, жизнь в каморке, что напоминает гроб, на протяжении полугода, унижение достоинства героя. Он имел другой выход, мог зарабатывать, давая уроки, однако его душа была «поражена» не только личными страданиями, но и горем окружающего мира.
Но есть также совершенно другая, главная причина совершения этого преступления. Родион в своих размышлениях придумывает теорию, ужасною по своей сути, хотя, с первого взгляда убедительную. Он пишет статью, и в ней высказывает мнение, что все люди делятся на два типа: на «материал» и на «необычных» людей, которые могут изменить историю. Последних существует очень мало, и у них есть право управлять людьми и переступить закон. Таких, как Наполеон, Ликург, Магомет никакие трудности не могут остановить на пути к задуманному. Родион убежден в правильности своих убеждений, считает ее решением всех проблем. Парень решил выяснить, к какому типу людей он принадлежит.
Совершив правонарушение, главный герой и дальше верит в правильность своих убеждений, но совесть сильно его терзала. Душевные страдания героя стают невыносимыми. Он пытается убрать мысли о матери и сестре, ведь иначе необходимо выбирать к какому типу отнести и их. Трагедия персонажа усиливается, ведь теория, на которую он так надеялся, наоборот усугубляет ситуацию.
Страх преследует героя с каждым шагом, испытания совести и мысли о том, что он — не Наполеон, а «тварь дрожащая» не дают ему покоя. Родион и его теория переживает невыносимый крах.
Можно сделать вывод, что какими бы ни были причины совершенного, они ни в коем случае не оправдывают преступление Раскольникова.
Каковы причины преступления Раскольникова
«Преступление и наказание» — одно из самых сложных произведений мировой литературы. Федор Михайлович Достоевский запечатлел страшную русскую действительность середины прошлого столетия, с ее нищетой, бесправием, угнетением и растлением личности, задыхающейся от сознания своего бессилия и бунтующей. Писатель поведал читателю о современной ему России, о герое, «вместившем в грудь свою все боли и раны времени».
Роман появился в 1866 году, во многом переломное для страны время: передовая интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, была глубоко потрясена и во многом разочарована, еще более обострились социальные противоречия, наглядней стала проявляться несправедливость общественного устройства.
Автор выбрал своих героев из обедневших, разорившихся дворян, обитателей темных петербургских углов. С огромной силой он изобразил трагизм человеческих отношений, создал потрясающие картины бедствий, страданий, воспроизвел трагедию мыслящего человека, явившегося жертвой современного ему общества.
Родион Романович Раскольников занимает центральное место в романе. Человек недюжинных способностей, талантливый, гордый, он буквально «задавлен бедностью». Его каморка похожа на «шкаф», «гроб», «сундук», а одежда — на лохмотья, «в которых иной посовестился бы выходить на улицу». Раскольников прилежно учился в университете, усердно занимался, но из-за отсутствия средств не имеет возможности закончить свое образование. Вокруг себя он видит страшный мир петербургских трущоб, где царят крайняя бедность, вонь, грязь, где на каждом шагу распивочные зазывают бедняков залить свое горе, где нищета толкает человека на путь растления, порока, преступления.
Раскольников — отзывчивый, добрый по натуре человек, остро чувствующий чужую боль и готовый всегда принять участие в судьбе другого. Рискуя жизнью, он спасает из пламени детей, отдает последние деньги более нуждающимся, всеми силами старается помочь семье Мармеладовых. Молодой человек понимает несправедливость социального устройства, грязь тех общественных отношений, которые определяются властью денег, обрекая тысячи людей на страдание и гибель. Жалость в душе главного героя постоянно рождает горячее желание помочь, всем униженным и оскорбленным. Его занимает простая арифметика: «За одну жизнь тысячи спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен!» Раскольникова беспокоят неразрешимые вопросы: «Почему одни, умные, добрые, благородные, должны влачить жалкое существование, в то время как другие, ничтожные, подлые, глупые, живут в роскоши и довольстве? Почему страдают безвинные дети?» Под влиянием этих мыслей перед молодым человеком встает высокая, гуманная идея — желание помочь обитателям петербургских углов, его заботит не собственная нужда, а общечеловеческое страдание. Во имя избавления от нужды сотен голодных, нищих он готов пойти на преступление: убить злобную старушонку, заедающую людей процентщицу Алену Ивановну, жизнь которой, по его мнению, «не более как жизнь вши».
Однако его мучает и другой вопрос, «ужасный, дикий и фантастический». Под низким потолком нищенской конуры в уме молодого человека рождается чудовищная теория. Упорно думая о причинах социальной несправедливости, Раскольников приходит к мысли, что все люди делятся на два разряда: низших, служащих лишь материалом для воспроизведения себе подобных, и высших, то есть собственно людей, которые во имя достижения цели могут позволить себе все, даже «кровь по совести». «Глубокий ум и широкое сознание» героя требуют ответа на вопрос о том, к какому разряду принадлежит он, Родион Раскольников. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» — постоянно спрашивает он себя.
Таким образам, первоначальная идея, высокая, гуманная, направленная на служение людям, подменяется эгоистическим желанием отнести себя к разряду высших людей. «Наполеоном захотел сделаться, оттого и убил», — скажет главный герой впоследствии. Его протест, возмущение социальной несправедливостью сочетаются с теорией сильной личности. Преступление должно было доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается». Да и сама жизнь толкает его совершить убийство. В грязном трактире он слышит разговор студента и офицера, в котором обнаруживает те же мысли, что занимают и его сознание, своими глазами видит медленную гибель от нищеты семьи Мармеладовых; судьба собственной сестры, вынужденной выйти замуж за подлого и низкого господина Лужина, вызывает в его душе мучительную боль.
Тщательно подготовившись, Раскольников убивает старуху, но, убив ее, он вынужден убить безвинную Лизавету, случайно оказавшуюся рядом. Воссозданная автором картина выражает мысль о том, что одно преступление влечет за собой другое, проявление бесчеловечности в частном случае перерастает в античеловечность глобальную.
С великим мастерством Достоевский раскрывает душевный мир своего героя. Он показывает муки совести, леденящий душу страх, который преследует его, осознание им своей нравственной гибели, бессмысленности совершенного злодеяния. Все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова, будто пропасть разверзлась между ним и людьми. Писатель-психолог до мелочей прослеживает все оттенки, все стадии страшной внутренней драмы героя, передавая все его мысли, движения души.
Раскольников убил принцип, но не живший в нем нравственный закон. «Убить-то убил, а переступить-то не сумел, на этой стороне остался», — признается себе Раскольников. Переступить закон жизни — значит выключить себя из ее течения, уподобиться тем свидригайловым и лужиным, которые, задушив в себе нравственный закон, стали хозяевами жизни. А ведь еще до преступления Раскольникову приснился сон, где он, будучи маленьким мальчиком, становится свидетелем убийства: пьяный Миколка в порыве тупой злобы насмерть забивает бедную клячонку, которая не может сдвинуть переполненную телегу и гибнет от кнута хозяина. Его сон — это протест против насилия, убийства, бессмысленной жестокости.
Убийство старухи стало для Раскольникова испытанием права на власть, которое закончилось катастрофой, признанием ошибочности своей теории, раскаянием в совершенном нравственном преступлении. «Если б я зарезал из того, что голоден был… я бы теперь счастлив был!» — признается Раскольников Сонечке Мармеладовой. Соня продала себя, растоптала свою нравственную чистоту, но сумела переступить и вынести свое преступление. Продавая свое тело, она сумела сохранить внутренний мир, мир душевной красоты. Раскольников открыл в ней этот мир и, открыв его, поклонился в ее образе «всему человеческому страданию». Соня помогла понять Раскольникову мысль о необходимости жить настоящей, а не выдуманной жизнью, утверждать себя не через человеконенавистнические идеи, а через любовь, доброту, служение людям.
Всякое преступление — это прежде всего гибель души, распад личности, отчуждение от живого мира, и только «страдание — великая вещь», по выражению Порфирия Петровича, очищает человека. Чтобы герой искупил преступление, Достоевский отправляет его на каторгу, но гораздо страшнее для Раскольникова муки совести, душевные страдания, душевный раскол, которые овладели главным героем после убийства.
Трагедия Раскольникова в том, что он совершил преступление, убил свой принцип, но не смог переступить через живший в нем нравственный закон. Идея, ложная в своей основе (убийство человека), развенчивается изнутри — через страдания самого Раскольниковa, героя, заблудившегося, но искавшего выход, осознавшего, что, убив человека, нельзя разрешить социальных противоречий.
Силой своего гения Достоевский сумел проникнуть в глубинные пласты психологии человека, вовлечь читателя в поток мыслей и чувств своего героя, как бы заставляя жить вместе с ним интенсивной духовной жизнью, решать «проклятые вопросы» бытия. Своим романом великий писатель сумел сказать о «самых трудных, самых непосильных задачах», которые волнуют нас и по сей день.
Причина преступления Раскольникова / Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, совершает одно из самых страшных, с точки зрения Библии и человеческой морали, преступлений – убийство.
Он – бедный студент, разночинец, принимает решение убить старую женщину – процентщицу Алену Ивановну.
В ходе убийства он обрекает на смерть и ее безобидную сестру Лизавету, которая к тому же была беременна.
Писатель представляет на суд читателя не просто убийцу, а персонажа трагедийного, наделенного массой положительных черт: внешней привлекательностью, невероятно красивыми глазами, стройной фигурой, а также благородными поступками, бескорыстными и искренними. Для Родиона чужая боль видится намного ужаснее, чем своя собственная.
Он, не задумываясь, бросается в огонь, спасая детей, отдает последнее отцу умершего приятеля. Будучи сам в стеснительном материальном положении, он решительно предлагает воспользоваться его деньгами родственникам погибшего Мармеладова, которого почти не знает. Герой презирает равнодушных к человеческим страданиям людей.
Он, казалось бы, не может совершить ничего плохого. Искренне восторгаются его альтруизмом верный друг Разумихин и жертва общественного положения Соня Мармеладова. И даже информация о том, что Раскольников — убийца, не способна изменить их мнение о нем.
Даже следователь Порфирий Петрович, изначально подозревающий героя в жестоком преступлении, не может скрыть своего уважения к этой личности.
Почему же человек с таким благородным сердцем и душей решается на убийство? Что ним движет? Какова причина преступления Раскольникова?
Писатель показывает нам, что герой приходит к убийству после сформировавшейся в его голове под влиянием картин социальной несправедливости и духовного тупика теории.
Герой страдает от собственной нищеты, от нищеты окружающих, от униженности людей, находящихся в этом положении, из которого нет выхода.
Эта антигуманная теория «крови по совести» зародилась в Раскольникове от условий его существования, а позже была проверена ним на процентщице.
Эта идея формировалась долго. Из романа мы узнаем, что некоторые положения теории были изложены студентом несколько ранее в одном из журналов. К активным действиям герой переходит после того, как жизнь сталкивает его сразу с несколькими примерами человеческой трагедии, произошедших за три дня.
Одной из них является случайное знакомство Раскольникова с горьким пьяницей Мармеладовым, с его исповедью о нищете и деградации.
История о Соне, вынужденной поддерживать семью отца, продавая себя на улице, становится кульминационным моментом, поразившим Родиона до глубины души. Он тяжело переживает и не может смириться с таким положением вещей.
В нем все бунтует против сложившихся обстоятельств. Человек рожден, чтобы переступать обстоятельства, бороться с ними, считает он.
Письмо матери о решении сестры Дуни выйти замуж на нелюбимого, чтобы помочь брату и матери, становится еще одним ударом судьбы. Как и Соня, Дуня намерена стать жертвой.
Последней каплей терпения можно назвать знакомство с Соней. После него Раскольников готов пойти на убийство процентщицы, которую, по его мнению, является воплощением жестокости окружающего мира.
Убийство Раскольников воспринимает как проверку своей теории. Как он пройдет испытание кровью? Тварь ли он дрожащая или право имеет? Человек он или вошь? Именно в этом причина преступления Раскольникова.
После совершенного герой страдает, анализируя свои чувства и ощущения. Согласно размышлениям, он так и не смог переступить через кровь и остаться невозмутимым, он не прошел испытание, которое сам же и придумал. Выходит, что он не может назвать себя «необыкновенным» человеком.
Писатель с невероятной психологической глубиной показывает трагедию человека, описывает его душевные муки всесторонне, во всей силе его безмерных страданий.
Именно это дает основания сделать вывод, что наказанием для Раскольникова является не каторга, а муки совести.
Это вызывает сочувствие к герою, старающегося найти выход из мира, полного зла и страданий, бедности и безвыходности для таких простых людей, каким является он сам.
Причины преступления Раскольникова
- Действительно, у Раскольникова были свои личные причины совершить преступление.
- Конечно, ни одна из причин не может являться оправданием убийству, которое он совершил.
- Раскольников подслушал разговор в трактир е, в котором шла речь об убийстве старухи-процентщицы Раскольников получил письмо матери. где говорилось о будущей свадьбе Дуни с Лужиным и ее унижении в семье Свидригайловых Раскольников случайно услышал, что Лизавета, сестра старухи, будет отсутствовать дома в определенное время Комната-шкаф Раскольникова очень угнетала его и наталкивала на мрачные мысли Раскольников разочаровался в жизни и не видел возможности честно заработать на жизнь, чтобы выбраться из нищеты
Раскольников пошел на убийство не из-за нищеты и безнадежного положения. Да, Раскольников хотел решить все свои проблемы разом — разбогатеть и помочь матери с сестрой выбраться из бедности.
Но главной причиной была теория Раскольникова. Он хотел проверить свою теорию и доказать себе, что он — «Наполеон», что он может убить старуху ради счастливого будущего.
- люди гениальные люди обычные, то есть «материал»
- Раскольников надеялся доказать себе, что он не «тварь дрожащая», а «Наполеон», который может переступить через убийство ради светлого будущего.
- Но теория Раскольникова потерпела крах, так как была обречена на провал с самого начала.
Раскольников не хотел, чтобы его сестра Дуня выходила замуж за Лужина, чтобы мать (Пульхерия Александровна ) портила глаза за копеечной работой и т. д.
Но он не мог помочь своей семье сейчас и сразу, зарабатывая понемногу честным путем.
Поэтому задумал решить эти проблемы с помощью убийства. Однако бедность не была первопричиной убийства.
- Почему Раскольников решил убить именно старуху-процентщицу?
- Убийство старухи казалось Раскольникову небольшой платой за «светлое будущее» его семьи и, например, Лизаветы (сестры старухи).
- Раскольников считал старуху-процентщицу «вошью», недостойной жить. Свои планы на убийство Раскольников оправдывал тем, что старуха-процентщица:
- была злой и жадной одинокой старухой наживалась на чужой беде, давая клиентам малые деньги под высокие проценты использовала свою слабоумную сестру Лизавету как рабыню и била ее написала завещание, по которому ее сестре Лизавете не оставалось ничего — все предназначалось какому-то монастырю
- Раскольников отчасти оправдывал свои планы на убийство этими «благородными» намерениями. Конечно, пришел он к такому выводу из-за большой нужды и некоторого помутнения сознания
В результате, Раскольников не только не «освободил» Лизавету от издевательств сестры, но и убил ее как случайного свидетеля. Кроме того, он и себя не сделал богатым и счастливым.
Идя на преступление, Раскольников представлял себе свою жизнь после убийства совсем не так, как вышло.
Физическая и психологическая слабость, отчаяние из-за бедности и пессимизм помешали ему трезво оценить ситуацию и избежать трагедии.
Сочинение на тему: » Причины преступления и сущность наказания Родиона Раскольникова» (10 класс)
Главный герой романа Родион Раскольников — необычный преступник. Свое преступление — убийство ростовщицы Алены Ивановны — он совершает под влиянием созданной им философии. Философия эта была выстрадана Раскольниковым, и своим преступлением он хотел подтвердить ее правильность в своих глазах и в глазах остальных людей. Поэтому психологический анализ состояния преступника до и после совершения преступления в романе тесно связан с анализом теории Раскольникова, представляющейся Достоевскому «знаменьем времени».
Родион Раскольников — студент, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учебу. Его мать изо всех сил старается помочь ему, но она сама живет очень бедно. Сестра Раскольникова, Дуня, устраиваетеся гувернанткой в семью богатых помещиков, которые всячески унижают ее. Раскольников глубоко страдает от голода и нищеты. Он сознает, что не только он сам, но и тысячи других людей Гобречены на нищету, бесправие и раннюю смерть. Это понимание порождает в нем постоянную и напряженную работу мысли, направленную на поиски выхода из сложившегося несправедливого положения вещей.
Однако главной причиной его преступления стали не горе и нищета. «Если б только я зарезал из того, что голоден был… то я бы теперь… счастлив был»,— говорит он после исполнения своего страшного замысла. Главной же причиной послужила созданная им теория. Размышляя о причинах существующего неравенства и несправедливости, Раскольников приходит к выводу, что существует резкое различие между двумя категориями людей. В то время как огромное количество людей молчаливо и покорно подчиняются всему, что преподносит им жизнь, немногие — «необыкновенные» люди — являются подлинными двигателями истории человечества. При этом они дерзко нарушают общепризнанные нормы морали и не останавливаются перед преступлением для того, чтобы навязать человечеству свою волю. Современники проклинают этих людей, но потомки признают их героями. Раскольников не только обдумал эту идею, но даже изложил ее в газетной статье за год до совершения убийства. Возникают вопросы, которые Раскольников формулирует так: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?»
Он стремится противопоставить себя «обыкновенным», рядовым людям. Раскольников не хочет, подобно большинству людей, молчаливо повиноваться и терпеть. Но отсюда, по его мнению, возможен лишь один вывод — он должен доказать себе и окружающим, что он не «тварь дрожащая», а прирожденный «властелин судьбы», имеющий право преступать нравственные законы. Этот вывод и приводит Раскольникова к его преступлению, которое он рассматривает как испытание, необходимое для того, чтобы определить, принадлежит ли он к породе «необыкновенных» людей или ему остается повиноваться и терпеть, как остальным, слабым натурам.
Своим преступлением Раскольников бросает вызов миру социального неравенства и подавления человеческой личности. Однако он не осознает, что его «идея» только укрепляет бесчеловечность существующего порядка вещей. Его протест противоречит сам себе, поскольку он предполагает право одних людей диктовать другим свою волю. Последние же вынуждены быть пассивными объектами их действий. Это противоречие и составляет трагическую ошибку, лежащую в основе философии Раскольникова. В ходе развития событий он на личном опыте убеждается, что его бунт против существующей бесчеловечности сам носит бесчеловечный характер, ведет к нравственной гибели личности. Раскольникову удается совершить задуманное убийство. Но этот поступок приводит к иному результату, чем тот, которого он ожидал. Он убеждается в том, что мораль «необыкновенных» людей, которая так привлекала его до совершения преступления, оказалась ему не по плечу. Истинную красоту и нравственность Раскольников теперь видит не в тех людях, которые ставят себя выше обыкновенных, рядовых людей, а в тех, кто, подобно Соне Мармеладовой, среди голода и унижений сохраняют в своей душе веру в жизнь и глубокое отвращение к злу и насилию.
Таким образом, Достоевский приводит своего героя к пониманию очень важных истин, заключающихся в том, что гордыня грешна, что законы жизни не подчиняются законам арифметики и что людей не судить надо, а любить, принимая их такими, какими их создал Бог.
«Преступление и наказание» — одно из самых сложных и совершенных произведений
Ф.М.Достоевского.
Автор попытался решить в нем множество проблем: от социальных и нравственных до философских. Как отмечал Фёдор Михайлович,
его новый роман
– это
«психологический отчет одного преступления»,
которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху-процентщицу. Однако в романе речь идет не об обычном уголовном преступлении. Раскольников — не просто убийца. Это «идеологическое» преступление, где преступник – мыслитель и философ. Мир Достоевского противоречив, «за» и «против» находятся в постоянной борьбе — и в душах героев, и в отношении к ним автора. Двойственно относится к Раскольникову и сам автор. С одной стороны, он сочувствует способности героя глобально ставить вопросы бытия, исследовать самого себя и наделяет Раскольникова впечатлениями, которые были родственны его собственной душе.
Преступление Раскольникова
Раскольников — студент, которому пришлось бросить учебу по причине недостатка средств. Сестра героя, Дуня, пытается помочь Родиону, устраивается на должность гувернантки к зажиточным помещикам и терпит от них постоянные унижения.
Главный повод для преступления кроется в тяжком материальном положении героя и его семьи. Признав, что старуха-процентщица ужасный человек и без нее мир станет лучше, он берет топор и приходит к ростовщице домой. Незадолго до этого происшествия Родион услышал беседу о том, что старуха ужасно обращается со своей сестрой, а завещание написала на церковный приход. Герой убеждается в правильности своего решения убить ростовщицу. Но ее сестра Лизавета неожиданно возвращается домой и почти уничтожает его задумку. Не понимающий, как лучше поступить, Раскольников убивает обеих.
Злодеяние как вызов обществу
Говоря о том, почему Раскольников совершил преступление, следует отметить его постоянное стремление противопоставить себя «обычным» людям, которых, по его мнению, большинство в обществе. Своими действиями Родион бросает вызов условиям, в которых происходит подавление человеческой личности и четко ощущается социальное неравенство. Но вместе с этим после совершения злодеяния герой понимает, что его философия способствует только укреплению бесчеловечности. Его протест противоречив – выступая против неравенства и подчинения, Раскольников в своей идее предполагает, опять же, право одних людей диктовать свою волю другим. И здесь снова получается, что большинство становится «пассивным объектом». Именно это противоречие составляет ту трагическую ошибку, которая лежит в основе поведения героя. По ходу развития событий персонаж убеждается на своем собственном опыте, что бунт его, направленный против бесчеловечности, носит сам бесчеловечный характер, приводя к нравственной смерти личности.
Мотивы Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)
Мотивы Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского объясняются созданной им чудовищной теорией, оправдывающей совершение преступлений во имя человечества.
Замысел романа «Преступление и наказание» у Ф. М. Достоевского появился еще, когда он отбывал наказание на каторге. Этот жизненный опыт лег в основу написания произведения. Первоначально он предполагал его как роман-исповедь. Впоследствии, когда будучи за границей писатель приступил к работе, сюжет изменился. Повествователем стал автор, а не герой, как предполагалось ранее. Прототипом главного героя Родиона Раскольникова стал реальный человек. Раскольник Герасим Чистов совершил убийство двух женщин по религиозным убеждениям. Достоевский заменил религиозные убеждения созданной самим героем теорией.
Раскольников живет в Петербурге в небольшой каморке, больше похожей на шкаф. У него нет средств к существованию, учеба в университете по этой причине оставлена. За квартиру он задолжал много денег, еды хозяйка ему не отпускает. Только Настасья, добрая душа, приносит ему немного еды. Он донашивает остатки одежды, потеряв человеческий облик. Такая жизнь привела его в раздражительное и напряженное состояние. Он ушел в себя и боялся встреч со знакомыми. Им овладела апатия, пропал интерес к жизни, не хотелось ничем заниматься, и лишь одна мысль вызывала в нем волнение. Раскольников задумал совершить убийство. Его жертвой должна была стать старуха-процентщица Алена Ивановна, берущая вещи под залог. Это была одинокая, вредная, злая старушонка. Она жила вдвоем с сестрой Лизаветой, которую нещадно эксплуатировала и не считала за человека. Алена Ивановна была богата и все накопления после смерти собиралась оставить монастырю. По мысли Раскольникова, деньги старухи могли бы принести много пользы хорошим, но бедным людям.
И все же молодой человек совершает преступление не из корыстных побуждений. Отправной точкой послужила созданная им теория, по которой он делил людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Бывший студент юридического факультета, Раскольников пишет статью, в которой он рассматривает психологическое состояние преступника. В конце статьи он замечает, что некоторые люди имеют право на совершение разных бесчинств в интересах человечества. Это является одним из мотивов, направивших героя на преступный путь.
Теория Раскольникова, разделившая общество на людей обыкновенных и необыкновенных, по сути своей является античеловечной, так как оправдывает убийства. Обыкновенные люди составляют большинство населения земли, они нужны для воспроизводства, а также в качестве исполнителей воли необыкновенных. Они должны соблюдать законы, быть послушными. Необыкновенные – это выдающиеся люди, способные делать открытия, совершать преобразования, способствовать развитию человечества. Если для одного из великих дел потребуются человеческие жертвы, то это вполне допустимо. Толпа обычно казнит таких людей, но после смерти признает их заслуги.
Мысль о праве на пролитие крови была ключевой в статье Раскольникова. На нее обратил внимание и следователь, занимающийся убийством старухи, Порфирий Петрович. Именно эта фраза натолкнула его на мысль, что преступление совершил Раскольников. Не имея никаких доказательств, он предлагает «философу» прийти с повинной.
Раскольников, оказавшись за чертой бедности, отдаляется от людей. Он все более укрепляется в мысли проверить теорию на деле. Для оправдания убийства находится и благая причина: ценой жизни старухи совершить множество добрых дел. Так поступали многие великие люди, продвигая человечество по дороге прогресса.
Эту простую арифметику Раскольникова разделяют и другие герои романа. Накануне преступления он случайно подслушал разговор в трактире. Студент и офицер разговаривали об Алене Ивановне и ее сестре Лизавете. Студент высказал мысль, что убив вредную, бесполезную старушонку, можно на ее деньги поддержать молодые силы. Пожертвовав одной жизнью, спасти тысячи. Это убийство будет оправдано благородной целью. Появляется двойственность мотивов в романе. Мотив мессии, спасающего сотни жизней, более благородный, но не он является основным.
Взгляды Свидригайлова, страстно влюбленного в Дуню, оказывается, не так сильно отличаются от теории Раскольникова. Их сходство заметил Свидригайлов, как более старший и опытный. Действительно, на первый взгляд герои сильно отличаются друг от друга. Аркадий Иванович распущенный, стремящийся к удовольствиям человек, Родион благородный, порядочный. При более подробном рассмотрении можно обнаружить у них много общего. Они оба могут, не задумываясь, пожертвовать деньги на доброе дело. Раскольников, проникшись сочувствием, поддерживает семью Мармеладовых. Свидригайлов бескорыстно помогает Дуне, предлагает помощь Раскольникову. Оба совершают убийства, разница заключается только в мотивах, которые ими двигают. Свидригайлов помешан на чувственных удовольствиях, Раскольников ищет подтверждения своей теории. Он хочет убедиться, что принадлежит к высшему разряду, к необыкновенным людям.
Герой признается в своем преступлении Соне Мармеладовой, которая переступила черту ради спасения других людей. Он видит в ней душевно близкого человека, способного понять его муки и взгляды. Раскольников не приукрашивает, а честно говорит, что убил только для себя, а не ради каких-то высоких целей. Ему нужно было только убедиться в своей избранности. Свидригайлов же убийство старухи не расценивает как преступление. Это позволяет ему увидеть в Раскольникове себе подобного. «Мы одного поля ягоды», – говорит он. Их преступления влекут за собой наказания: один пускает себе пулю, другой идет на каторгу.
Если говорить о муках, которые испытывает Раскольников после совершения преступления, то это больше страдания уязвленного самолюбия. Он хотел убедиться в своей необыкновенности, но понял обратное: он обычный человек, совершивший убийство бесцельно, никого не осчастливив, никому не доставив блага. Роль мессии, которую он хотел на себя взять, не удалась. Никто не плачет по старухе, ничего не изменилось после ее смерти в городе, но ее богатство просто переместилось из сундука под камень в закоулке. Понимая это, Раскольников не видит иного выхода, как сознаться в преступлении.
Совсем отказаться от теории в одночасье он не может. Мысль о своей обычности угнетает. Спасение приходит в лице Сони Мармеладовой, которая идет с ним на каторгу и стоически переносит все лишения, поддерживая любимого человека. Любовь к Соне и вера в Бога сделали свое дело: Раскольников, как библейский Лазарь, воскресает к новой жизни.
Индивидуалистический бунт Родиона Раскольникова и Ивана Карамазова
..
Достоевский, стоявший на эшафоте в ожидании выстрела, испытавший унижения и лишения тюремной жизни, страдавший эпилепсией, создал очень сложный литературный мир. Двойственность душ героев его произведений доведена до крайности. В них одновременно сосуществуют «святость и греховность», «самоотрицание и само возвеличивание». Для Достоевского интересен только тот персонаж, в котором живут и противоборствуют добро и зло. В его мире цельность личности -смертельный недуг, непростительный грех. Чем противоречивей его герой, чем больше в нем ложного, тем важнее его роль, ток как романы Достоевского являются во многом судебными процессами. Родион Раскольников, с одной стороны, чуткий, способный на самопожертвование человек, с другой — бунтарь, совершающий аморальный поступок. Преступление героя не есть результат его свободного выбора. Раскольников — жертва авторского произвола. Он обречен на убийство, потому что для суда необходим подсудимый, Раскольников попал в капкан. Автор провоцирует героя всеми возможными способами: тут и встреча с Мармеладовым, и письмо матери, и падшая девица, и бедность. Мотив преступления- деньги. Паутина мелочных расчетов плетется автором вокруг Раскольникова только до убийства. А после же преступления денег хватает на все, даже на поминки Мармеладова. Деньги существуют в романе как условность. Преступление же обеспечено сложность души Раскольникова. Когда герой перечисляет законодателей и установителей человечества он упоминает Ликурга, Солона, Магомета и Наполеона. И тут бросается в глаза отсутствие одного имени: нет Христа. Этим многозначительным умолчанием Достоевский ставит крайне провокационный вопрос: «А не был ли и Христос преступником?» » Уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушал древний свято чтимый обществом». Герой не включает в свой список сверх людей Христа, но это не означает, что автор не помнит о нем, что он не видит в божьем сыне, создателя нового закона, новой нравственности, прообраз своего героя. Кумиры, идолы Раскольникова -великие гении, вершители судеб человечества. Чтобы стать одним из них, герою надо принять на себя все грехи людские и тем изжить их. Его преступление в парадоксально этике Достоевского смыкается с величайшей жертвой. Здесь начинается первейшая для Достоевского тема Христа- преступника, которая мучила автора всю его жизнь. Старуха- процентщица действительно пала жертвой не убийцы, а принципа. Раскольников совершил преступление потому, что он человек, Не проверял ли Достоевский героя на прочность из-за того, что увидел себя в осужденном убийце? Не хотел ли убедиться в том, смог бы он, автор, совершить преступление? Раскольников оказывается в тупике, но Достоевский находит выход из положения, а помогает ему в этом статейка, сложившая до этого уликой дотошному Порфирию Петровичу. И вот это газетная заметка превратилась в залог громадного литературного таланта героя, которым бредит его мать. Это утверждает и Свидригайлов: » Большой шельмой может быть, когда вздор повылетит», и чиновник Порох, оригинально замечающий, что многие писатели в начале совершают экстравагантные поступки. По ходу романа Раскольников общается с Порфирием Петровичем, представляющим идеи земной справедливости, возмездия, но не правды. Этот дьявол искуситель появляется и в «Братьях Карамазовых» в образе черта Ивана В отличие от Раскольникова, которого, строго говоря, нельзя назвать писателем, Иван Карамазов имеет литературное дарование: автор не случайно рассказывает об успехе его журналистской деятельности. Иван сложная, противоречивая фигура. Он отрицает религию и видит в прошлом человечества лишь жестокость несправедливость и угнетение. Иван Карамазов восстает против примирения с неизбежностью людских страданий, которая составляет сущность христианской, да и всякой другой религиозной морали. Он исходит из утверждения, что никакой ценой нельзя оправдать их. Отсюда и его слова о слезе невинного ребенка, которая не может быть окуплена будущей гармонией. Но в результате такого подхода к вопросам социального порядка он приходит к нигилистическому отрицанию всякой нравственности и идеалов. Если невозможно установить всеобщую гармонию, если неизбежны слезы мира и логический вывод. Что «все дозволено». Иван все время мечется между полюсами добра и зла со свойственным Карамазовым «безудержем». Бунт героя против религии выражается в «Легенде о великом инквизиторе». Иван считает, что только чудо, тайна и авторитет могут дать счастье «малым сим» по его мнению, человек не способен устроить сам себе свободу и благополучие на земле. Христианский идеал не под силу людям, без насилия нельзя править миром. В конце концов, эти колебания и муки завершаются тяжелым психическим заболеванием. Раскольников, в романе, сознательно неприятен всем. В его поведении акцент поставлен на моментах, возмущающих нравственное чувство. Со злостью сопротивляясь человечному в себе, он пытается его задушить, терзая себя и близких. Мы неприемлем героя в этой абсолютной, опустошающей вражде к миру. Автор же больше симпатизирует ему, нетерпеливому мыслителю и философу, не докапывающемуся до корня лежащих перед ним противоречий, чем Ивану с его досконально продуманной теорией. У меня Иван Карамазов вызывает сочувствие. Он мне доже более симпатичен, чем Алексей, от которого «веет холодком елейности». Достоевский придерживается другой точки зрения, считая, что Иван становится идеологическим виновником убийства отца, решая, что Раскольников, » лупивший старушек по голове, чем попало», менее опасен, чем нигилист со своей философией, сталкивающей с » пути истинного» людей вроде Смердякова.
Второстепенные причины преступления
Раскольников – персонаж, в котором уживаются две личности. С одной стороны он – добрый и великодушный человек, способный заступиться за слабых, с другой – высокомерный и гордый, считающих одних людей выше других. Убитую старуху он определенно считает «вошью», которая недостойна жить на этом свете. Именно по этому он хладнокровно продумал убийство и не считал его преступлением.
Незадолго до страшного события Раскольников подслушал в трактире разговор двух мужчин о том, что ростовщица плохо обходится со своей сестрой, при этом завещание составила не на нее, а на церковный приход. Это кажется герою ужасным, и он еще больше уверяется в решении расправится с меркантильной ростовщицей.
Тяжелое материальное положение также послужило причиной для убийства. Без денег остался не только он сам, но и семья Мармеладовых, с которыми он познакомился накануне,а также мать и сестра. Сестра Дуня вынуждена соглашаться на предложение руки и сердца нелюбимого человека, который судя по всему после замужества будет плохо к ней относится.
Окружающая обстановка также удручающе влияет на психику Раскольникова. Его маленькая, тесная и темная каморка, в которой он проводит слишком много времени в думах, наводит его на мрачные мысли.
Накануне преступления Раскольников получает письмо от матери, в котором говорится о предстоящей свадьбе его сестры Дуни с подлецом Лужиным, а также о страданиях Дуни в качестве гувернантки в доме Свидригайловых из-за того, что взяла в задаток деньги чтобы выслать их брату. Раскольников чувствует свою вину за то, что вынуждены терпеть его мать и сестра. Раскольников злится на себя за то, что не может дать матери и сестре достойную жизнь:
Незадолго до преступления Раскольников видит на улице пьяную обманутую девушку на бульваре. Это печальное зрелище заставляет его задуматься о судьбе своей бедной сестры Дуни. Раскольников переживает, что из-за нищеты с Дуней может случиться что-то подобное.
При этом, зная о бедственном положении его родных, Раскольников не работает и принимает деньги которые присылает ему мать, беря их в под процент у местного купца.
Сочинение Причины преступления Раскольникова
В данной статье мы разберемся в причинах и мотивах, основываясь на которые, главный герой романа «Преступление и наказание» Раскольников решился на совершение преступления. Оправдывать главного героя мы не будем, как и других преступников.
В начале романа, можно предположить, что Раскольников идет на преступления ради получения материальных благ старухи. Финансовое положение Раскольникова очень скудно, и он хочет стать богаче. Но, все равно, это не главная причина убийства. Он внушил себе в голову гипотезу, что люди делятся на два класса. Есть простолюдины и необычные люди, которым дано большее чем остальным. Себя он относит к гениальным людям, которым присуще стать великим. Решившись на убийство, он хочет проверить свою теорию. Таким образом, пытается доказать себе и окружающим, что относится к элитному обществу, которое обычные люди понять не в состоянии. Главном кумиром для Раскольникова является Наполеон, который ни перед кем не преклонялся и жаждал захватить весь мир.
Все эти противоречия набирали силу в душе главного героя. Давайте выясним, что подтолкнуло главного герою к такому шагу. Старуха, которой он платит за комнату, вызывало отвращение и неуважение. Раскольников сделал вывод, что она не достойна жить на этой земле и в его руках ее судьба. Старуху он считает жадной, алчной женщиной, которая отличалась жестокостью и преследовала постоянно свои цели. Такие выводы он делает из того, что старуха дает деньги людям в кредит под большой процент, в качестве залога оставляя, при этом, свою сестру. Старуха составила завещание, в котором после ее смерти все средства переходят в собственность монастыря. При таком исходе родная сестра остается ни с чем.
Перед как решится на убийство, Раскольников становится свидетелем разговора двоих мужчин в трактирном доме. Из разговора он узнает, что старуха, всячески, пытается обмануть людей любым способом ради получения собственной выгоды. Постоянно подвергает издевательствам свою родную сестру. Он делает вывод, что ненависть к старухе испытывают все окружающие. Незадолго до злодеяния Раскольников знакомится с Мармеладовым. Тот рассказывает ему, про историю Сони.
Соня зарабатывает на жизнь низменным ремеслом. Этот рассказ производит на главного героя огромное впечатление и вызывает жалость к Соне. Раскольникову приходит письмо от матери. Из этого письма, он узнает, что его родная сестра выходит замуж за Лужина, которого он считает негодяем и подлецом. Раскольников знает о том, что он издевается над его сестрой и постоянно ее унижает. Он считает себя виноватым в том, что события так развиваются. Раскольников осуждает свою сестру за то, что она выходит замуж ради денежных средств.
Нищета и бедственное положение семьи
Сам Родион находится в крайне бедственном состоянии – у него нет работы, денег, зато есть огромный долг за жильё. Сестра Дуня вынуждена выйти замуж за подлеца Лужина, которого она не любит. Это “сделка” призвана улучшить положение семьи, спасти мать и брата от нищеты. Раскольников искренне любит сестру и страдает от невозможности спасти её от ужасного решения. Кроме того, накануне преступления Родион узнаёт о семье Мармеладовых, о Соне и её унизительном положении.
Пытаясь спасти всех, борясь за правду и справедливость, молодой человек убеждает себя в неизбежности и великой необходимости избавления мира от ужасной старухи. Обстоятельства складываются так, что Раскольников случайно подслушивает разговор, в котором незнакомые обсуждают старуху-процентщицу, её жадность, говорят о том, как она издевается над собственной сестрой. Этот разговор становится знаком свыше, который приводит к окончательному решению. В тот же вечер Родион узнаёт, что на следующий день, около семи вечера, старуха будет дома одна. Паззлы складываются в общую картинку – дороги назад уже нет.