Об исполнительном производстве в Казахстане
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Об исполнительном производстве в Казахстане». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если за дело берутся приставы, то первым делом они уведомляют должника об этом прискорбном для него факте и дают ему 5 дней, чтобы он добровольно исполнил решение. Игнорирование требования приводит к тому, что теперь, помимо суммы основного долга, ему придется уплатить исполнительский сбор (своеобразная госпошлина за «услуги» приставов), согласно пункту 1 статьи 112 ФЗИП.
Возбуждение исполнительного производства
Обращение в службу приставов с листом или приказом и написание там заявления — точка, в которой берет начало исполнительное производство. Конечно, если заявлению о его возбуждении дадут ход. Обратиться в ФССП можно только в трехлетний срок с момента вступления решения в законную силу. Восстановить этот срок могут только те, кто за это время перенес тяжелую болезнь, находился в беспомощном состоянии или имел другую уважительную причину. Статья 21 ФЗИП содержит исключения в виде сокращения сроков подачи в следующих случаях:
- требование об уплате периодических платежей — в период срока уплаты и три года спустя;
- решение комиссии по трудовым спорам — в трехмесячный период;
- в некоторых ситуациях сроки устанавливаются другими законами.
Согласно статье 30 ФЗИП, вам нужно подать заявление в отделение ФССП по месту жительства должника или его нахождения (если должник — организация). Но даже если вы подадите его в ближайшее к вам отделение, приставы сами перенаправят документ, куда нужно, и уведомят вас об этом. Помимо указанных выше документов, захватите свой паспорт и его копию.
Окончание исполнительного производства
Статья 47 ФЗИП содержит исчерпывающий перечень оснований для окончания исполнительного производства. К ним относятся:
- исполнение должником всех требований так, как предусмотрено в исполнительном листе;
- возвращение после возбуждения приставами процесса исполнительного листа или приказа взыскателю: если он попросил, если не получается найти должника, если взыскатель сам мешает вести дело, с должника нечего взыскивать и по другим причинам, перечисленным в статье 46 ФЗИП;
- возвращение исполнительного документа по требованию суда;
- ликвидация организации, являющейся должником — лист или приказ направляется ликвидационной комиссии, ликвидатору;
- получение должником статуса банкрота — исполнительный документ передается арбитражному управляющему;
- направление копии листа или приказа в организацию, чтобы удерживать периодические платежи;
- истечение срока давности постановления — касается административного производства.
Таким образом, исполнительное производство, в идеале, должно избавлять взыскателя от головной боли, связанной с неисполнением должником решения суда. Однако не всегда система работает эффективно — можно столкнуться и с бездействием приставов, и с хитрыми схемами должника по укрытию себя и своего имущества от ФССП.
Однако подача приставам заявления о возбуждении производства все равно остается единственным способом получить от должника хоть что-то.
Как будут взыскивать долги судебные приставы в 2019 году
В Госдуме РФ на рассмотрении находятся 9 законопроектов, совершенствующих работу службы судебных приставов, в частности, поправки к закону «Об исполнительном производстве», согласно которым вводится упрощенный порядок взыскания административных штрафов, которые не превышают трёх тысяч рублей. Будут сокращены сроки их добровольного погашения, упрощена процедура извещения должника – легитимным станет направление постановления через портал госуслуг и с помощью смс. После окончания срока добровольного погашения, который уменьшается с нынешних пяти до двух дней, приставы без возбуждения исполнительного производства будут направлять в банк требование о списании со счета должника суммы штрафа плюс исполнительного сбора в размере 1000 рублей.
Это, по замыслу авторов законопроекта, должно избавить приставов от большого количества рутинной работы и позволить им уделять больше внимания исполнению судебных решений, например, по взысканию алиментов.
Статья 27. Стороны в исполнительном производстве
1. Сторонами, участвующими в исполнительном производстве, являются взыскатель и должник.
2. Взыскателем является физическое или юридическое лицо, в пользу или в интересах которого выдан исполнительный документ.
3. Должником является физическое или юридическое лицо, обязанное выполнить требования, предусмотренные исполнительным документом.
4. В исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей или должников. Каждый из них по отношению к другой стороне участвует в исполнительном производстве самостоятельно или может поручить участие в исполнительных действиях одному из участников, за исключением случаев, когда по исполнительному документу на должника возложены обязанности, которые он может совершить только сам (личные обязанности).
Статья 36. Обращение взыскания на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
1. При отсутствии у должника денежных сумм, достаточных для погашения задолженности (при наличии соответствующей информации банка, осуществляющего обслуживание расчетного (текущего) счета должника), взыскание может быть обращено на любое другое принадлежащее ему имущество, а также на имущество учредителей (участников) юридического лица, если законом не установлены ограничения в отношении этого имущества и предусмотрена имущественная ответственность учредителей (участников) юридического лица.
2. Если в ходе исполнение будет установлено, что имущества должника — юридического лица или индивидуального предпринимателя — окажется недостаточно для погашения задолженности, а гражданское законодательство допускает признание должника несостоятельным (банкротом), судебный исполнитель обязан поставить об этом в известность взыскателя.
3. Обращение взыскания на имущество должника, признанного в установленном порядке несостоятельным (банкротом), осуществляется в соответствии с законодательством.
4. В случае реорганизации юридического лица на момент исполнения исполнительного документа судебный исполнитель устанавливает правопреемство должника и направляет докладную в суд, вынесший решение, с предложением о вынесении определения о замене должника на его правопреемника. В случае отсутствия правопреемства при реорганизации юридического лица исполнительный документ возвращается взыскателю.
Смерть гражданина является основанием для перехода прав и обязанностей умершего лица в порядке универсального правопреемства. При наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
В состав наследственного имущества умершего входит не только имущество, образующее актив наследодателя, но и обязательства, в том числе по исполнительному производству.
При определении правопреемника стороны исполнительного производства в случае смерти должника необходимо учитывать следующие моменты.
1. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается законодательством (ст. 1112 ГК РФ).
2. Для приобретения наследства наследник должен его принять. Если наследство не принято лицами, которые в силу закона или завещания имеют право призываться к наследованию, имущество, в том числе обязательства по исполнительному производству, к наследнику не переходит.
Наследство может быть принято двумя способами (ст. 1153 ГК РФ):
- путем подачи по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство;
- путем совершения действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства. Действия, которые в судебной и нотариальной практике признаются в качестве фактического принятия наследства, предусмотрены п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 «О судебной практике по делам о наследовании», пунктами 36, 37 Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав (утв. Правлением Федеральной налоговой палаты 28.02.2006). Такими действиями, в частности, могут быть: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания); обработка наследником земельного участка; подача в суд заявления о защите своих наследственных прав; обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя; осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей; возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 ГК РФ; иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом.
Таким образом, для правильного определения круга правопреемников выбывшей стороны исполнительного производства недостаточно ограничиться лишь получением сведений у нотариуса о наличии (отсутствии) наследственного дела к имуществу выбывшей стороны.
Необходимо также установить наличие (отсутствие) обстоятельств, свидетельствующих о фактическом принятии наследства (запросить подразделения по вопросам миграции в системе МВД России о лицах, зарегистрированных в жилом помещении должника на момент его смерти, управляющие компании — об оплате коммунальных услуг, налоговые органы — об уплате налогов на жилое помещение и (или) иное имущество, входящее в состав наследства, и т.д.) .
———————————
Тот факт, что наследственное дело не заводилось и наследники в установленный законом срок и в законном порядке о своих наследственных правах не заявили, не может достоверно свидетельствовать о том, что наследство не принято и отсутствует лицо, которое может являться правопреемником по исполнительному производству (Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 12.01.2017 по делу N 33-485/2017).
3. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства, т.е. со дня смерти наследодателя (а не с момента выдачи свидетельства о праве на наследство), независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Таким образом, и обязательства по исполнительному производству (либо право требования на получение взыскания по исполнительному производству) принадлежат правопреемнику стороны исполнительного производства с момента открытия наследства.
4. Наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно. При этом каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества (п. 1 ст. 1175 ГК РФ). Ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства, а также Российская Федерация, города федерального значения Москва, Санкт-Петербург или муниципальные образования, в собственность которых переходит выморочное имущество в порядке наследования по закону (п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 «О судебной практике по делам о наследовании»).
Положения указанной нормы необходимо учитывать не только для установления собственно круга правопреемников, но и для того, чтобы определить объем перешедшего к каждому из них долга. Стоимость перешедшего к наследникам имущества, пределами которой ограничена их ответственность по долгам наследодателя, определяется его рыночной стоимостью на время открытия наследства вне зависимости от ее последующего изменения (Определение Верховного Суда РФ от 28.06.2016 N 18-КГ16-58).
Ограничение объема наследуемых долгов стоимостью перешедшего к наследодателю имущества означает, что, в случае если стоимость наследуемых активов превышает объем задолженности, задолженность по исполнительному производству переходит в порядке правопреемства только в пределах стоимости активов.
Так, если в состав наследства входит имущество в виде долга по исполнительному производству в размере 1 млн руб. и автомашины стоимостью 300 тыс. руб., то наследник, принявший наследство, будет правопреемником должника по исполнительному производству только в пределах 300 тыс. руб. В оставшейся части (700 тыс. руб.) обязательство прекращается .
———————————
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 29.05.2012 N 9 указал, что при отсутствии или недостаточности наследственного имущества требования кредиторов по обязательствам наследодателя не подлежат удовлетворению за счет имущества наследников и обязательства по долгам наследодателя прекращаются невозможностью исполнения полностью или в недостающей части наследственного имущества (п. 1 ст. 416 ГК РФ).
Согласно п. 14 Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав (утв. решением Правления Федеральной налоговой палаты от 27 — 28 февраля 2007 г., протокол N 02/07) на наследуемое имущество, в том числе имущественные права, должны быть представлены документы, подтверждающие стоимость наследственного имущества. Таким образом, сведения о стоимости перешедшего в порядке наследования имущества могут быть запрошены судебным приставом-исполнителем у нотариуса, ведущего наследственное дело.
Для правильного определения правопреемника должника по исполнительному производству, исходя из положений законодательства об ответственности наследников по долгам наследодателя, как указал Верховный Суд РФ в Определении от 09.06.2015 N 89-КГ15-3, необходимо установить:
- круг наследников;
- состав наследственного имущества и его стоимость;
- размер долгов наследодателя.
Судебный пристав-исполнитель, установив факт смерти должника по исполнительному производству, при определении его правопреемника:
- проверяет, не относится ли задолженность по исполнительному производству к числу тех видов, которые не подлежат наследованию, а следовательно, переходу в порядке правопреемства;
- запрашивает у нотариуса (нотариусов) сведения о наличии открытого наследственного дела к имуществу умершего должника; о перечне лиц, принявших наследство; о составе и стоимости имущества, входящего в состав наследства (в том числе запрашивает копии выданных свидетельств о праве на наследство); о размере долей наследников в составе наследственного имущества;
- в случае, если наследственное дело не заводилось, запрашивает подразделения по вопросам миграции в системе МВД России о лицах, совместно зарегистрированных в жилом помещении должника на момент его смерти, управляющие компании — об оплате коммунальных услуг, налоговые органы — об уплате налогов на жилое помещение и (или) иное имущество, входящее в состав наследства, и т.д. — для определения лиц, фактически принявших наследство;
- на основании полученных документов определяет состав и стоимость наследственного имущества и, исходя из указанных данных, объем долга по исполнительному производству, перешедшего к каждому из принявших наследство наследников;
- направляет в суд заявление о замене стороны исполнительного производства (в случае, если исполнительный документ выдан несудебным органом, производит замену стороны исполнительного производства на основании документов, подтверждающих правопреемство).
Нередки случаи, когда взыскатель по исполнительному производству является наследником умершего должника. Тогда при принятии взыскателем наследства происходит совпадение должника и кредитора (взыскателя) в одном лице; обязательство по исполнительному производству прекращается на основании ст. 413 ГК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона об исполнительном производстве.
Если в ходе исполнительного производства установлено, что после смерти должника наследственное имущество никто из наследников по завещанию и (или) по закону не принял, такое имущество считается выморочным. Выморочное имущество переходит в порядке правопреемства в собственность определенного публично-правового образования, в зависимости от состава имущества.
Так, согласно ст. 1151 ГК РФ, если в состав выморочного имущества, помимо долга по исполнительному производству, входят жилое помещение, земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества, доля в праве общей долевой собственности на указанные объекты недвижимого имущества, то такое наследство переходит в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа. Если указанные объекты расположены в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, они переходят в собственность данного субъекта Российской Федерации.
Процессуальное оформление правопреемства
После установления юридического факта, с которым законодательство связывает переход прав и обязательств, для замены стороны исполнительного производства необходим акт уполномоченного государственного органа о замене стороны.
По исполнительным производствам, возбужденным на основании исполнительных документов, выданных органами судебной власти, правопреемство допускается исключительно на основании определения суда о замене стороны. Судебный пристав-исполнитель без соответствующего судебного акта не вправе самостоятельно заменять сторону исполнительного производства . При этом:
———————————
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.09.2016 N Ф06-11495/2016 по делу N А57-27031/2015.
- замена стороны должна быть произведена в рамках конкретного исполнительного производства. Недопустимо заменять сторону исполнительного производства на основании судебных актов, которыми производилась замена того же должника, но в рамках иных исполнительных производств (гражданских дел) ;
———————————
Постановление ФАС Поволжского округа от 02.07.2013 по делу N А12-26850/2012. - до момента замены стороны судебным актом о правопреемстве не допускается применение мер принудительного исполнения в отношении правопреемника даже в том случае, если правопреемство было универсальным (например, в случае преобразования юридического лица) и факт перехода обязательств не вызывает никаких сомнений (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.09.2016 N Ф06-11495/2016 по делу N А57-27031/2015).
На основании определения суда судебный пристав-исполнитель выносит постановление о замене стороны исполнительного производства, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.
По исполнительным документам, выданным несудебным органом, замену стороны судебный пристав-исполнитель производит самостоятельно (без обращения в суд или иной орган) на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих выбытие стороны исполнительного производства .
———————————
Представляется, что формулировка п. 2 ч. 2 ст. 52 Закона об исполнительном производстве о замене стороны на основании «документов, подтверждающих выбытие стороны» не вполне корректна, поскольку во многих случаях документ о выбытии стороны не является документом, подтверждающим переход прав и обязательств. Например, в случае реорганизации организации в форме разделения выписка из ЕГРЮЛ вполне подтверждает выбытие первоначального юридического лица, но совершенно не указывает того, кому и в каком объеме переходят права и обязанности по исполнительному документу (таким документом будет передаточный акт). Поэтому в практической деятельности следует все-таки руководствоваться не документом, подтверждающим выбытие стороны, а документом, подтверждающим переход соответствующих прав и обязательств.
Анализ положений законодательства об исполнительном производстве о процессуальном оформлении правопреемства показывает наличие в самом Законе об исполнительном производстве существенного противоречия по этому вопросу. В частности, положения ст. 97 Закона предусматривают, что в случае реорганизации должника-организации взыскание по исполнительным документам обращается на денежные средства и иное имущество той организации, на которую судебным актом возложена ответственность по обязательствам должника-организации (т.е. во всех случаях необходим судебный акт), в то время как положения ст. 52 Закона предусматривают замену стороны на основании судебного акта только в том случае, если исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного документа, выданного судом (для исполнительных документов, выданных несудебным органом, определение суда о замене стороны не требуется).
Заявление о правопреемстве в исполнительном производстве
Подготовка и подача заявления о правопреемстве является первоначальным и обязательным условием замены какой-либо стороны по исполнительному производству. Автоматически наличие любого из законных оснований для выбытия и замены стороны в ходе производства в службе приставов не происходит. По этой причине подача данного заявления является необходимым для оформления правопреемства.
Каких-либо требований к подобного рода обращениям законом не установлены. Правила оформления документа схожи и не зависят от того, каким судом было вынесено решение (общей юрисдикции или арбитражным), по которому имеется исполнительное производство.
Принятие решения о правопреемстве относится к исключительной компетенции судов. В этой связи, прежде чем требовать произвести замену от пристава-исполнителя, первоначально следует получить с отметкой о вступлении в силу соответствующее судебное постановление.
Правомочным судом по решению вопроса о правопреемстве выступает тот орган, который выносил основное решение по делу. В самом заявлении следует указать конкретные основания для производства правопреемства и приложить необходимые доказательства, например, договор уступки прав. Положительным в данном случае является отсутствие обязанности оплачивать госпошлину при подаче заявления в суд.
Замена должника в исполнительном производстве РФ
В числе причин, по которым возникает необходимость замены ответчика в исполнительном производстве, смерть, проведение реорганизационных мероприятий, подразумевающих переход обязанностей и прав, оформление договора цессии. Практика судебных разбирательств показывает, что для кредитора гораздо выгоднее согласиться на процедуру смены должника, чем инициировать новое дело и ожидать другой исполнительный документ. При этом законодатель разрешает производить замену обеих сторон процесса, то есть как должника, так и истца. Обратиться в суд с такой инициативой может представитель ликвидируемой организации и компании, которой принадлежат долги.
Запуск процедуры по смене участников процесса исполнительного производства начинается с подачи соответствующего заявления. Изучение заявки и приложенных к ней материалов ставит своей целью принять решение об удовлетворении либо отказе к принятию в производство. Рассмотрением таких инициатив занимаются суды и федеральные службы судебных приставов. Выбор конкретной инстанции зависит от каждого конкретного случая. В суды обращаются если для возбуждения дел основанием служит уже выданный исполнительный документ. К приставам обращаются в случаях, когда у заявителя на руках не судебный документ.
Порядок выполнения действий
Обращение в суд в подобных ситуациях объясняется запретом на изменение записей исполнительного листа или решения судьи. Здесь заинтересованная сторона обращается с заявлением в суд первой инстанции, который выносил вердикт по этому делу. Решение вступает в силу с момента оглашения. Однако в этой ситуации допускается подача апелляции на протяжении 30 дней.
После получения на руки соответствующего определения, преемник посещает сотрудника исполнительной службы, ведущего контроль над взысканием средств. Теперь работник ФССП вправе вынести нужное постановление и направить копии изменений иным участникам процедуры.
Сроки извещения сторон в этом случае составляют сутки с момента подписания бумаг.
Замена сторон исключается, если суду не представлены доказательства заявленного факта
Уточним обстоятельства, когда суд отказывает в рассматриваемой просьбе.
Первой причиной такого решения становится отсутствие доказательной базы преемственности претендента.
Подобные постановления выносятся на основании убедительных свидетельств правоты заявителя.
Причем здесь юристы говорят еще об одном моменте – смена названия фирмы или фамилии гражданина не считается поводом для удовлетворения такого ходатайства.
Это решение объясняется сохранением состава сторон процесса. В подобных случаях уместно известить пристава об изменениях, направив тому выписку из реестра или копию свидетельства.
Вторая причина, по которой вероятен отказ – окончание периода предъявления исполнительного листа соответствующей службе. Этот период составляет 3 года со дня получения решения суда участником.
Тут судьи аргументируют решение репликой, что сторона спора не заменяется, если истекло время стадии процесса.
Однако тут не исключается шанс на восстановление указанного периода, если заинтересованное лицо представит уважительную причину просрочки. В этой ситуации уместна подача заявления о восстановлении сроков, о котором говорится в этом материале.
Убедительным же доказательством считается потеря бумаг приставом, получение листа после 24 месяцев с момента оглашения вердикта либо минимальный период просрочки.
Чем может помочь наш ресурс
В первую очередь это юридические консультации на тему того, при каких условиях допускается замена стороны исполнительного производства и взыскателя в частности.
Кроме того, на нашем портале есть заявление о замене взыскателя в исполнительном производстве, образец которого можно взять за основу или скачать в любом удобном формате.
Если же по форме бланка возникнут вопросы или необходимость в дополнительных пояснениях, то чтобы развеять все сомнения достаточно прийти к нам в офис или заказать бесплатный обратный телефонный звонок.
Следует помнить, что смена взыскателя в исполнительном производстве это чисто технический процесс. Однако и в рамках него возникают сложности и непредвиденные ситуации, которые можно решить совместными усилиями с юристом.
Заявление о замене стороны в исполнительном производстве
Сроки замены стороны в исполнительном производстве
Предельных сроков на решение вопроса о замены стороны по исполнительному документу законодательством не определен.
Вместе с тем, следует не забывать, что имеются ограничения по предъявлению исполнительного листа. Предусмотренный общий срок для таких действий не будет прерываться или аннулироваться в момент правопреемства. Поэтому по истечении срока подачи исполнительного документа приставу правопреемство производится не будет.
Таким образом, представляется возможным все-таки отметить, что максимальный срок правопреемства равен сроку предъявления исполнительного листа в службу приставов.
Остались вопросы? Пишите в комментариях к материалу и мы разберем их индивидуально, профессионально и в срок.
Правопреемство в исполнительном производстве
На основании судебных решений с должника были взысканы денежные средства. Судебный пристав-исполнитель возбудил три производства, объединив их в сводное, о чем направил взыскателю постановления. Далее дело находилось более года в «работе» приставов. Взыскатель приехал на ознакомление с материалами исполнительного производства и вместе с приставом открыл дело. В материалах обнаружились сведения из ФНС о том, что должник реорганизовался в форме присоединения к другому обществу, зарегистрированному в г. Иваново (должник был зарегистрирован в г. Москва). Увидев выписку из ЕГРЮЛ, пристав молниеносно вынес постановления об окончании исполнительных производств, подкрепив актами о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю. При этом основаниями для окончания исполнительных производств послужили следующие обстоятельства: «невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях».
Взыскатель подает в суд заявление к приставу о признании незаконными актов и постановлений об окончании исполнительного производства, имея на то два веских основания: 1) пристав имущество и счета должника не искал, о чем свидетельствует отсутствие в материалах исполнительного производства соответствующих запросов в банки, Росреестр и др., а вместе с тем окончил производство именно со ссылкой на п.п.3 п. 1 ст. 46 Закона об исполнительном производстве; 2) по мнению взыскателя, пристав обязан был сам заменить правопреемника в действующем исполнительном производстве, имея в деле сведения из ФНС о реорганизации.
Вот тут то и развернулись баталии. Статья 52 Закона об исполнительном производстве говорит, что «в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства… судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником».
Дело в том, что норму ст. 52 Закона приставы читают только до слов «на основании судебного акта». Упирая на это, делают вывод, что взыскатель обязан сам и только сам идти в суд и подавать заявление о замене должника. В рассматриваемом же деле взыскатель позволил себе усомниться в том, что работа приставов заканчивается вынесением постановления об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью нахождения имущества должника и подал-таки в суд.
Сроки замены стороны в исполнительном производстве
Предельных сроков на решение вопроса о замены стороны по исполнительному документу законодательством не определен.
Вместе с тем, следует не забывать, что имеются ограничения по предъявлению исполнительного листа. Предусмотренный общий срок для таких действий не будет прерываться или аннулироваться в момент правопреемства. Поэтому по истечении срока подачи исполнительного документа приставу правопреемство производится не будет.
Таким образом, представляется возможным все-таки отметить, что максимальный срок правопреемства равен сроку предъявления исполнительного листа в службу приставов.
Остались вопросы? Пишите в комментариях к материалу и мы разберем их индивидуально, профессионально и в срок.