Вопрос 10 Выдача лиц, совершивших преступление

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вопрос 10 Выдача лиц, совершивших преступление». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Выдача (экстрадиция) — это осуществляемая на основании международных договоров либо по усмотрению государства процедура выдачи лица — негражданина данного государства другому государству для проведения в отношении данного лица следствия, суда или исполнения приговора. В юридическом смысле к понятию «выдача» употребимо так называемое ограничительное толкование: акт выдачи касается исключительно лиц, совершивших преступления, т.е. преступников.

Что такое экстрадиция

Это — форма международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью, заключающаяся в аресте и передаче одним государством другому лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления , либо лиц, уже осуждённых судом другого государства.

В значение данного понятия входит процесс выдачи лиц между страними, которые совершили преступление или подозреваются в его совершении, также обвиняемых и осужденных за совершенное деяние из одной страны в другую для того, чтобы преступник был привлечен к уголовной ответственности или понес наказание в соответствии с обвинительным приговором.

Выдача лиц совершивших преступление на территории других стран не относится непосредственно к уголовному праву. Однако, в связи с актуальностью этого вопроса в современном мире, экстрадиция в уголовном праве лиц, совершивших преступления, урегулирована нормами 13 статьи УК РФ, УПК РФ (гл. 54).

Конституцией РФ установлено, что выдача лиц, совершивших преступление, и осужденных, проводится в порядке, определенном федеральным законом или международным договором.

В каких странах нет экстрадиции

Закон об экстрадиции является, по сути, формой сотрудничества и взаимодействия разных государств, при содействии которых между собой возможна поимка преступников, скрывшихся от правосудия в другой стране. Преступившие черту закона на родине ищут места на земном шаре, откуда их не вернут назад в страну, где их ожидает наказание за содеянное преступление, то есть, как избежать экстрадиции.

Российская Федерация состоит в международных договорах, по условиям которых должен производиться процесс экстрадиции с 65 странами. Но, наличие договора не подразумевает основания обязательной выдачи преступника – это остается правом каждого государства.

Отсутствие же договора не говорит о том, что преступников с этих стран нельзя отправить на родину. При умной работе дипломатов, страна в которой нашел укрытие, преступник может его выдать и вернуть на родину.

Стран без экстрадиции в Россию, то есть отказывающихся выдавать преступников РФ достаточно, так, например, экстрадиция из США в Россию невозможна.

Страны, где нет экстрадиции и с кем не заключен договор об экстрадиции можно отнести также:

  • США;
  • Великобританию;
  • Венесуэлу;
  • Израиль;
  • Польшу;
  • Китай;
  • Японию;
  • Швецию;
  • Украину;
  • Беларусь;
  • Грузию.

Нет экстрадиции в Гималайском государстве Бутан, поскольку нет и дипломатических отношений со многими странами. Нет договоров с Косово, как непризнанного государства и еще рядом стран.

Решая судьбу лица, относительно которого поставлен вопрос о передаче, государство в лице компетентных органов:

  • стремится к первоочередному соблюдению собственных законов, обеспечивающих спокойствие внутри страны, а не порядок в другом государстве;
  • придерживается позиции, что подданных можно привлекать к уголовной ответственности только согласно кодексу их страны проживания;
  • не считает правомерным наказывать за содеянное вне своих территориальных границ;
  • ориентируется на свою обязанность защищать собственных граждан;
  • противится выдаче своих граждан, так как это станет действием, ослабляющим политическую независимость страны.

Что понимать под выдачей (экстрадицией)?

Под выдачей (экстрадицией) понимается выдача лица, совершившего преступление государством, на территории которого оно находится, другому государству, где было совершено преступление или гражданином которого оно является, для привлечения последнего к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

Институт выдачи одним государством лиц, совершивших преступление, другому иностранному государству (экстрадиция) давно известен международному праву. В этом случае государство, на территории которого находится преступник, по просьбе иностранного государства, ограничивая свою уголовную юрисдикцию в отношении этого лица, выдает его другому заинтересованному государству. Просьба о выдаче лица такому государству может основываться на том, что лицо является его подданным или совершило преступление на его территории, либо хотя и за ее пределами, но против интересов этого государства.

В каких случаях возможна экстрадиция

Экстрадиция выполняется при наличии соответствующих международных договоров, заключенных между запрашивающей и запрашиваемой сторонами, либо при решении государства, от которого требуют выдачи, удовлетворить данный запрос, если это не противоречит его законодательству.

Сразу стоит отметить, что у Российской Федерации во всех подписанных международных соглашениях об экстрадиции есть пункт о том, что своих граждан Россия не выдает, так как данный принцип отражен в Конституции страны.

Для выдачи преступника в иностранное государство должен прийти соответствующий запрос и доказательства вины указанного лица. Если вся процедура и сроки соблюдены, а уполномоченные органы запрашиваемой стороны решат, что запрос обоснован, в данном случае экстрадиция возможна.

Правила и основания для выдачи у каждой страны свои, поэтому каждый случай рассматривается в индивидуальном порядке.

Когда в экстрадиции может быть отказано

Для экстрадиции преступника мало послать иностранному государству запрос с требованием о его выдаче, просьбу необходимо конструктивно обосновать и соблюсти все правила, иначе запрашиваемая держава ее не удовлетворит.

Чаще всего в экстрадиции отказывают по следующим причинам:

  • регламент подачи соответствующего запроса был нарушен;
  • предоставленные в запросе доказательства вины были признаны недостаточными;
  • лицо, в отношении которого требуют применить экстрадицию, не является гражданином/подданным запрашивающего государства;
  • лицо, выдачу которого требуют, подпадает под условия, запрещающие это.

Адвокат по защите иностранного гражданина в уголовном деле

Процесс привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан возможен после предварительных разбирательств по определенным правилам, установленным на законодательном уровне.

Помощь нашего адвоката по уголовным делам Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» в Екатеринбурге понадобится как нельзя кстати. Чтобы добиться положительного для себя решения, необходимо защищать свои права полно и всеми незапрещенными средствами.

Важно, что такой специалист сможет представлять интересы клиента в государственных инстанциях. Чтобы воспользоваться выгодными услугами, необходимо обратиться в нашу юридическую консультацию, где работают опытные профессионалы. Обязательно объясните суть проблемы, получите первичную консультацию, узнайте, на какой результат можете рассчитывать. Юристы вникнут в суть дела и предоставят полную информацию относительно дальнейших действий.

Правовое положение иностранцев в России

Преступления, совершенные иностранцами и против иностранцев – уголовное объединение разнородных акций по субъекту или непосредственному объекту преступного посягательства, позволяющее выявить некоторые особенности, характеризующие методику их раскрытия и расследования. При работе по делам этого рода следует учитывать правовой статус иностранца, возможный языковой барьер, некоторые психологические факторы: необычность обстановки для иностранца, недостаточное знакомство с образом жизни, правилами поведения, обычаями/традициями и законами нашей страны, порядком судопроизводства. Следует иметь в виду еще одно немаловажное в психологическом плане обстоятельство: многие граждане стран СНГ, находясь в России, еще не чувствуют себя в полном смысле иностранцами, внутренне они еще «свои», что порой отражается на их поведении и поступках. Этот феномен «своего» может проявиться и в действиях сотрудников правоохранительных органов: в игнорировании необходимых правил общения с иностранцами в процессе дознания или предварительного следствия, консульских учреждений этих стран и т. п.

Читайте также:  Ходатайство об отложении судебного заседания в связи с плохим самочувствием

Под иностранцем в соответствии с принципами международного права понимают всякое лицо, находящееся на территории данного государства, но состоящее в гражданстве или подданстве другого государства (при республиканской форме правления иностранец считается гражданином, а при монархической – подданным). Иностранец должен иметь в подтверждение своего гражданства (подданства) национальный паспорт или заменяющий его документ. Человек, который не является российским гражданином, проживает на территории России, но не имеет доказательств принадлежности к иностранному государству, признается лицом без гражданства (апатридом).

Комментарий к статье 13 Уголовного Кодекса РФ

В соответствии со ст. 61 Конституции РФ гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

Это положение закреплено и в ст. 13 УК РФ. В этой связи выдача лиц, совершивших преступление, может быть осуществлена только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации и находящихся на ее территории.

Выдача лиц, совершивших преступление, представляет собой передачу лица, совершившего преступление, другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или для исполнения вынесенного в отношении такого лица приговора суда.

Выдача лиц, совершивших преступление, осуществляется в порядке международного сотрудничества о правовой помощи на основе соответствующих международных договоров. Отсутствие такого договора не исключает выдачу лица иностранному государству, а решается на основе дипломатических договоренностей.

В международной практике сложилась общая тенденция, в соответствии с которой выдаче не подлежат лица, которым страна пребывания предоставляет право убежища. Такое право в основном предоставляется лицам, преследуемым в своем государстве по политическим или религиозным мотивам. Поэтому лица, совершившие так называемые общеуголовные преступления, правом убежища не пользуются и подлежат выдаче иностранному государству.

Здесь следует отметить, что в международном и национальном законодательстве государств отсутствует четкое определение преступления (например, политического), совершение которого исключает выдачу. Поэтому проблема выдачи решается в ряде случаев достаточно сложно и нередко не на основе права, а исходя из политических и иных конъюнктурных позиций. Подобного рода решения известны российской правоприменительной практике, когда нашей стране отказывали в выдаче лиц, совершивших преступления.

Ответственность для иностранцев

Сразу же рассмотрим главный вопрос, а именно «Как отвечают иностранные граждане за уголовно наказуемые преступления, совершенные на территории РФ?». На этот вопрос дают четкий ответ сами основы УК РФ, а именно статьи 11, 12 и 13 УК РФ. Статья 11 рассматривает совершение на территории РФ уголовно наказуемого преступления, статья 12 рассматривает преступления, совершенные за пределами РФ, а статья 13 рассматривает выдачу преступников. И в 11й статье УК РФ четко говорится о том, что иностранный гражданин, совершивший уголовно наказуемое преступление на территории РФ, несет ответственность за совершенное им преступление согласно Российским законам, и меры применяются к нему те же, что и к гражданину РФ.

Так же преступления, совершенные иностранными гражданами, будут считаться совершенными на территории РФ если:

  • Были совершены в водах, прилегающих к берегам России;
  • Были совершены в российском воздушном пространстве;
  • Были совершены на судах, приписанных к российским.

Комментарий к статье 13 УК РФ

1. Комментируемая статья посвящена вопросу возможности выдачи лиц, совершивших преступление за пределами территории РФ.

В международном праве такая выдача лиц называется экстрадицией (от лат. extraditio, образованное от ex — из, вне и tradition — передача).

Экстрадиция — это передача для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного, государством, на территории которого находится преступник, другому государству, где было совершено преступление, или государству, гражданином которого является преступник.

Комментируемая статья предусматривает две категории лиц, которые могут (не могут) быть выданы иностранному государству:
— граждане РФ, совершившие преступление на территории иностранного государства;
— иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ и находящиеся на территории РФ.

В ч.1 комментируемой статьи фактически зафиксировано положение ч.1 ст. 61 Конституции РФ, согласно которой «гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, в соответствии с ч.1 ст. 12 УК РФ подлежат уголовной ответственности по российскому законодательству.

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает возможность выдачи иностранному государству лишь иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов), совершивших преступление вне пределов РФ и находящихся на территории РФ для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания. Такая выдача может быть осуществлена лишь на основании соответствующего международного договора РФ. Подобные договоры имеются у РФ с различными иностранными государствами (Албанией, Венгрией, Ираком, Киргизией, Латвией и многими другими). Также следует отметить Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.93, которую подписали государства — участники СНГ и согласно которой обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

В международных договорах, как правило, устанавливается, что выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые являются наказуемыми по законам РФ и запрашивающего о выдаче лица государства и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание. Также в договорах могут устанавливаться и другие ограничения, как например отказ в выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов РФ. Не допускается выдача другим государствам иностранных граждан и лиц без гражданства, преследуемых за политические убеждения, которым РФ предоставляет политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

О применении комментируемой статьи см. также определение ВС РФ от 13.03.2012 N 18-О12-5 и определение ВС РФ от 02.08.2011 N 53-011-45.

Выдача лиц, совершивших преступление

Отказ в выдаче лица, совершившего преступление за пределами России, не освобождает ее от обязанности обеспечить уголовное преследование в соответствии с национальным законодательством с учетом принципов гражданства и универсального. Выдача лица для исполнения наказания имеет те же международно-правовые основания, что и для обеспечения уголовного преследования. При этом юридическим основанием служит обвинительный приговор, вынесенный судом иностранного (запрашиваемого) государства в отношении лица, яачяющегося гражданином запрашивающего государства. Выдача для исполнения приговора возможна только при условии, что в обоих государствах совершенное лицом деяние признается преступлением, а виновное лицо осуждено за него к наказанию в виде лишения свободы.

Читайте также:  Повышение пенсии инвалидам 1, 2 и 3 группы и индексация ЕДВ в 2023 году

Реальный принцип действия УК РФ (принцип защиты действия уголовного закона в пространстве)

Реальный принцип состоит в распространении юрисдикции уголовного закона Российской Федерации на случаи, когда причиняется вред ее интересам вне зависимости от того, что преступление было совершено за пределами России.

Реальный принцип (принцип защиты действия уголовного закона в пространстве) закреплен в ч. 3 ст. 12 УК РФ. Для его применения необходимо, чтобы преступление совершило иностранное лицо либо лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

Иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицом без гражданства, не проживающим постоянно в России, признается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства, которое не обладает видом на жительство в РФ.

Данные лица подлежат уголовной ответственности по УК РФ в том случае, если:

  • привлекаются к ответственности на территории РФ;
  • преступление совершено на территории иностранного государства, приговор по которому в иностранном государстве не вынесен;
  • преступление было направлено против гражданина РФ, проживающего постоянно в РФ лица без гражданства либо против интересов РФ. Данные формулировки закона не имеют четкого предметного понимания в науке уголовного права и не представлены в систематическом виде в судебной практике.

Классификация выдачи преступников — это распределение всех ее разновидностей, предусмотренных международно-правовыми и национально-правовыми нормами, по категориям на основании одного существенного для них признака (единого основания) в целях установления их соотношения (сходства и различия), а также познания закономерностей их связи.

Многогранность института выдачи предопределяет многочисленность критериев ее классификации. В принципе, в качестве основы типологизации экстрадиции можно выбрать любой признак, вплоть довидов преступлении, в связи с уголовным преследованием за которые она осуществляется. [38, с 254]

Одним из главных оснований для классификации видов выдачи служит их функциональное назначение, поскольку же выдача осуществляется в целях уголовного преследования или приведения в исполнение приговора, постольку можно обозначить следующие ее виды: выдачу обвиняемого и выдачу осужденного.[34, c. 155]

Принимая во внимание формы институализации экстрадиционных обязательств, можно выделить договорную и бездоговорнуювыдачу.

По методу правового воздействия экстрадицию можно подразделить на обязательную(императивную) и добровольную(диспозитивную).

С достижением целей экстрадиции связано деление выдачи на первичную и повторную.Надобность в последней возникает тогда, когда выданное лицо возвращается на территорию запрашиваемого государства, уклонившись от уголовного преследования или отбытия наказания в запрашивающем государстве.

Различают условную выдачу, когда последствия принятого решения выступают еще как возможные, и реальную выдачу.

В зависимости от срока, на которое выдается лицо, выдача преступников может быть подразделена на срочную и бессрочную.

Что касается срочной выдачи, предполагающей возврат лица в выдавшее его государство не позже установленного в договоре срока, то она получила в договорной практике наименование временная выдача или выдача на время.

Бессрочная же выдача, не предполагающая возврат лица в выдавшее его государство, не имеет специального названия по той, видимо, причине, что обыкновенная выдача всегда таковой и является. Но в противоположность временной выдаче ее условно можно называть окончательной.

Договорная и бездоговорная выдача.

В зависимости от тех юридических форм, в которых воплощаются экстрадиционные нормы, экстрадиция может быть подразделена на договорную и бездоговорную,т. е. осуществляемую при отсутствии договора на началах взаимности.

В конституции России закреплено, что выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе не только международного договора, но и федерального закона (п. 2 ст. 63).

В качестве последнего пока выступает УПК РФ, согласно которому запрос о выдаче лица для целей уголовного преследования или исполнения приговора может быть направлен иностранному государству не только на основании международных договоров РФ, но и на основе принципа взаимности (ч. 1 ст. 460). Точно так же выдача для тех же целей иностранному государству иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории России, считается возможной и в отсутствие соответствующего экстрадиционного договора — на началах взаимности (ч. 1 ст. 462).

При запросе о выдаче лица, находящегося на территории иностранного государства, взаимность подтверждается письменным обязательством Генерального прокурора РФ выдавать в будущем иностранному государству лиц в соответствии с российским законодательством(ч. 1 ст. 460 УПК), а при исполнении запроса об экстрадиции лица, находящегося на территории России, взаимность предполагает получение аналогичных заверений от иностранного государства (ч ст. 462 УПК).

  • Обязательная и добровольная выдача.
  • По методу правового воздействия выдача преступников подразделяется на обязательную и добровольную.
  • Добровольной в литературе называется такая выдача, инициатива которой «исходит от самого затребованного к выдаче лица и от его гражданства не зависит».

Выдача, представляя собой многоплановое взаимодействие, включает в себя как отношения между запрашивающим и запрашиваемым государствами, так и отношения каждого из них с выдаваемым лицом. Обязательность выдачи предполагает соблюдение своих обязательств как запрашиваемым государством, так и запрашиваемым лицом.

Относительно субъектов представляется целесообразным использование терминов «обязательная» и «факультативная» выдачи. Каждая из них характеризуется двумя признаками.

Первый признак обязательной выдачи заключается в наличие экстрадиционного договора или соглашения о взаимной выдаче (понимание того, что обязательность выдачи может иметь место даже в отсутствие договора), а второй — в фактическом отсутствии каких бы то ни было оснований для отказа в экстрадиции.

Первый признак факультативной выдачи состоит в отсутствие каких-либо обязательств экстрадиционного характера, а второй в наличии факультативных оснований для отказа в экстрадиции, которые запрашиваемое государство вправе принять во внимание, но может и не принять. Соответственно и на лице, совершившем преступление при наличии известных условий, лежит обязанность быть выданным. Другое дело, что реализация этой обязанности может быть осуществлена в двух режимах: добровольном и принудительном.

Запрашиваемое государство должно принять решение по направленному ходатайству в соответствии со своим законодательством и незамедлительно сообщить об этом запрашивающему государству.

В процессе принятия решения о временном аресте разыскиваемого лица и рассматривается его согласие на добровольную выдачу.

Недвусмысленное (отчетливое) выражение такового освобождает государство от необходимости исполнения всех дальнейших формальностей по выдаче, а осужденного лишает права на обжалование решения об экстрадиции.

Первичная и повторная выдача.

Выдача любого преступника, единожды состоявшись, по определению является первичной в тех случаях, когда выданное лицо самовольно возвратится в пределы страны, в которой оно ранее скрывалось, возникает вопрос о повторной выдаче. Процедура повторной экстрадиции по вполне понятным соображениям упрощена, поскольку по новому запросу лицо может быть выдано без предоставления материалов, уже полученных при первоначальной выдаче.

Читайте также:  Связаться с Линией Консультаций

В большинстве двусторонних договоров, участницей которых является Россия, это положение фигурирует обычно в следующем виде: если выданное лицо уклонится от уголовного преследования или отбытия наказания и вернется на территорию запрашиваемой стороны, оно может быть по просьбе запрашивающей стороны выдано снова. В этом случае не требуется прилагать к просьбе документы, необходимые для первоначального обращения.

г) Реальная и условная выдача.

Проходя через все стадии механизма экстрадиционного регулирования, любая имеющая под собой основания экстрадиционная просьба в конечном счете должна воплотиться в реальную выдачу предполагающую фактическую передачу лица под юрисдикцию запрашивающей стороны.

Возможны ситуации, когда при наличии оснований для удовлетворения экстрадиционной просьбы одновременно имеются препятствия для фактической передачи подлежащего выдаче лица.

Такого рода проблема возникает перед запрашиваемым государством в случаях, когда в отношении лица, выдача которого запрашивается, оно должно осуществить уголовное расследование в связи с совершением этим лицом преступления, не связанного с выдачей или исполнить заданное преступление наказание.

Возникающая при этом дилемма между обязательствами по международному праву и обязательствами по поддержанию внутреннего правопорядка разрешается обычно в пользу национальных интересов. Однако и необходимость оказания правовой помощи другому государству в данном случае не игнорируется.

Этой цели и служит так называемая условная выдача, представляющая собой принятие решения по запросу о выдаче под условием его реального исполнения по окончании на территории запрашиваемой стороны производства по делу о другом преступлении, совершенном лицом, выдача которого требуется, либо по отбытии им наказания.[34, c. 176]

Например, в Российско-латвийском Договоре о правовой помощи это положение выглядит следующим образом: если лицо, в отношении которого направлена просьба о выдаче, привлечено к уголовной ответственности или отбывает наказание за другое преступление на территории запрашиваемой стороны, выдача может быть отсрочена до окончания уголовного преследования, отбытия наказания или освобождения по любому законному основанию. В п. 1 ст. 19 Европейской конвенции о выдаче говорится, что запрашиваемая сторона может, приняв решение касательно запроса о выдаче, отложить передачу запрашиваемого лица, с тем чтобы в отношении его эта сторона могла возбудить уголовное расследование или, если это лицо уже осуждено, с тем чтобы оно могло отбыть свое наказание на территории этой стороны за преступление иное, чем то, в связи с которым запрашивается выдача. По этой причине такого рода экстрадиция получила также название «отложенная выдача».

д) Окончательная и временная выдача.

По общему правилу предполагается, что лицо окончательно и безвозвратно выдается запрашивающему государству, где его ждет предварительное расследование, судебное разбирательство и отбытие назначенного наказания за соответствующее преступление.

Однако возможны ситуации, когда просьба о выдаче касается лица, отбывающего на данный момент наказание в запрашиваемом государстве за другое преступление.

Причем неотбытый срок этого наказания таков, что если дожидаться его исполнения, то срок давности привлечения к уголовной ответственности за преступление, совершенное в другом государстве, может истечь, в силу чего выдача станет невозможной, а само ожидание — не имевшим смысла. С тем чтобы обеспечить неотвратимость ответственности в подобных ситуациях, и используется так называемая временная выдача.

Основные состовляющие правила временной выдачи сводятся к следующему:

  • просьба о временной выдаче должна быть мотивированной;
  • основаниями для обращения с такой просьбой могут быть либо предстоящее истечение сроков давности для привлечения данного лица к уголовной ответственности по законодательству любой из сторон договора, предсказуемо ведущее к невозможности его уголовного преследования, либо наличие серьезных трудностей в расследовании преступления в отсутствие этого лица;
  • в случае удовлетворения заявленного ходатайства лицо выдается на установленный договором срок, максимальная продолжительность которого обычно составляет три месяца, исчисляемые со дня временной выдачи;
  • целью данного вида экстрадиции является обеспечение условий для производства освидетельствований, очных ставок, допросов в качестве обвиняемого, предъявления обвинения, рассмотрена уголовного дела по существу судом первой инстанции и других процессуальных действий, осуществляемых на территории обратившейся с просьбой о выдаче страны с применением ее уголовно-процессуального законодательства и участием выданного лица и необходимых для предотвращения ущерба производству по делу;
  • немедленно после окончания процессуальных действий, для которых было временно выдано лицо, а в случае их незавершения не позже указанного в договоре срока (если он не продлен), оно должно быть возвращено без приведения приговора в исполнение, если таковой был вынесен;
  • исполнение приговора или завершение необходимых следственных действий одной из договаривающихся сторон предполагается после того, как в отношении временно выданного и возвращенного на территорию другой договаривающейся стороны лица будет окончено производство по уголовному делу, либо отбыто назначенное по нему наказание, либо состоится освобождение от дальнейшего его отбывания по акту помилования и другим законным основаниям.

Временная выдача имеет место в случаях, когда скорое истечение срока давности уголовного преследования или угроза причинения серьезного ущерба расследованию настоятельно требуют выдать лицо на некий необходимый для нейтрализации этих негативных последствий срок, по истечении которого выданное лицо должно быть возвращено обратно.

Выдача лиц совершивших преступление

2. В соответствии с международным договором РФ (многосторонним или двусторонним) выдача возможна в отношении находящихся в России иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации (ч. 2 комментируемой статьи). Так, например, государства — участники СНГ приняли 22 января 1993 г.

в Минске Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам , где, в частности, обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

Двусторонние договоры об оказании правовой помощи, включающие вопросы выдачи преступников, имеются у Российской Федерации с Азербайджаном, Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Грузией, Индией, Ираком, Ираном, Йеменом, Канадой, Кипром, Китаем, КНДР, Кубой, Киргизией, Латвией, Литвой, Молдавией, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом, Эстонией, Югославией и рядом других государств. Федеральным законом от 25.10.99 N 190-ФЗ ратифицирована Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г.

  • Все лица, которые совершили преступление на территории России, подлежат привлечению к уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ. Территория России устанавливается законодательством о государственной границе, континентальном шельфе и исключительной экономической зоне, а также международными договорами РФ.
  • Вопрос о привлечении к уголовной ответственности лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом, решается в соответствии с международными соглашениями РФ.
  • Граждане России и постоянно проживающие в ней лица без гражданства за совершение преступления в иностранном государстве привлекаются к уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ только в том случае, если они не были ранее привлечены к уголовной ответственности и осуждены за совершение преступления за границей.
  • Граждане России выдаче другому государству в связи с совершением ими преступления за границей не подлежат.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *