Вступление в члены Партнёрства
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вступление в члены Партнёрства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На протяжении трех месяцев с принятия решения о формировании партнерства, нужно подать бумаги на регистрацию в Минюст. С сентября 2014 года данная структура ставит на учет НП в форме ассоциации или союза. Проверенные бумаги регистрирующий орган передает налоговой. Здесь они также просматриваются. Если все оформлено правильно, то делается запись в ЕГРЮЛ.
Документы, необходимые для регистрации
Для регистрации НП нужно подготовить комплект бумаг. Документы для создания НП представлены в таблице:
Документ | Количество экземпляров |
Заявление формы РН 0001 с подписью заявителя или учредителя, заверенной у нотариуса | 1 |
Устав | 3 |
Протокол создания, в котором утвержден Устав, состав учредителей и исполнительный орган | 2 |
Данные об учредителях | 2 |
Квитанция на уплату госпошлины в сумме 4 000 р. | 1 |
Бумага, подтверждающая право использовать адрес местонахождения | 1 |
Выписка из реестра зарубежных юрлиц | 1 |
Рубрика «Вопросы и ответы»
Вопрос №1. Как формируется наименование НП?
Название должно указывать на ОПФ «ассоциация (союз)» или отсылку на применявшуюся до 01.09.2014 форму «НП».
Вопрос №2. Нужно ли перерегистрировать НП при смене адреса?
Сведения о местонахождении фигурируют в Уставе и выписке из ЕГРЮЛ. Для фиксации изменений в регистрирующую структуру пишется заявление формы Р 14001 и преподносится решение. Это следует сделать в трехдневный срок с даты принятия решения об изменении адреса.
Вопрос №3. В каком разделе Устава можно указать сведения о занятии предпринимательством?
Отражать данную информацию следует в пункте «Общие положения» либо «Правовое положение партнерства».
Вопрос №4. Имеют ли участники НП какую-либо выгоду от его деятельности?
Да. Они вправе пользоваться оказываемыми НП услугами и иметь заработок при оформлении трудовых отношений с партнерством.
Вопрос №5. Как государство поддерживает НП?
Оно закупает у организации товары, получает услуги для удовлетворения своих потребностей, предоставляет льготы.
Таким образом, зарегистрировать НП сегодня можно только в виде ассоциации и союза. Процедура требует тщательно подготовить нужные документы. После получения свидетельства можно приступать к работе.
Уважаемые специалисты-оценщики!
«01» июля 2017г. вступила в силу новая редакция Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Статьей 24. установлены обязательные условия членства, а именно:
- наличие высшего образования и (или) профессиональной переподготовки в области оценочной деятельности;
- отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
- наличие квалификационного аттестата.
Виды деятельности некоммерческого партнерства. Уставная деятельность некоммерческого партнерства
Некоммерческое партнерство может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям некоммерческого партнерства, которые предусмотрены его уставом (п. 1 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
В интересах достижения целей, предусмотренных уставом, некоммерческое партнерство может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы (п. 4 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческим партнерством только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом (абз. 3 п. 1 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
Недостатки, достойные внимания
Прежде всего, сразу, как только были определены уставные цели, деятельность организации должна им строго соответствовать. Что касается прибыли, которая в итоге получается, то ее распределение между участниками не представляется возможным.
К негативным моментам можно отнести и необходимость решать вопросы, имеющие отношение к ведению учета. Подобные нюансы, как правило, требуют определенных умственных и временных затрат. Нельзя забывать и о необходимости подробной разработки всей требуемой документации.
Если попытаться взглянуть на деятельность некоммерческого партнерства объективно, то нетрудно прийти к нескольким очевидным выводам.
Прежде всего подобные недостатки значительно усложняют процесс реализации большинства коммерческих схем. При этом если грамотно организовать работу партнерства, его можно использовать в сфере оказания услуг. Таким образом, подобные структуры подходят далеко не всем предпринимателям, но для некоторых представителей отечественного бизнеса они могут быть актуальны.
Как формируется такое ДНТ?
Чтобы создать подобную организацию, нужно действовать последовательно. В частности, необходимо:
- Определить, где именно будет расположено ДНП. При этом желательно убедиться, что его интересы не конфликтуют с интересами других подобных организаций.
- Выбрать для партнёрства название. Помните, что оно должно быть уникальным.
- Разобраться с целью создания ДНП и зафиксировать её в письменном виде. Лучше всего на этом этапе привлечь специалистов.
- Собрать паспортные данные с будущих членов партнёрства.
- Решить вопрос с Уставом. Чтобы в дальнейшем с ним не возникало проблем, стоит проконсультироваться с юристами. Не забудьте сделать копию Устава.
- Оплатить государственную пошлину за регистрацию.
- Собрать и подать на оформление все необходимые документы.
Учтите, что для регистрации партнёрства нужно минимум 3 человека. Не забывайте, что коммуникационные системы, газоны, места для выгула собак, приборы уличного освещения, дорожки, беседки и прочее становятся имуществом, которое находится в общей собственности.
А что происходит с земельными участками? Режим общей собственности распространяется и на них. Однако в дальнейшем при выполнении конкретных требований эти объекты можно будет выделить. В качестве платы за пользование землёй будут браться членские взносы.
Встречая людей, не первый год работающих и руководящих некоммерческими организациями, приходится нередко сталкиваться с путаницей в использовании терминов «некоммерческие организации» и «общественные объединения» — как правило, их считают либо синонимами, либо двумя разными видами. И то, и другое неверно.
В структуре некоммерческих организаций (НКО) общественные объединения— это особая когорта. Чтобы понять их место среди НКО и избежать в дальнейшем путаницы в определениях, разберём следующий пример.
Пример. Все мы живём в России, в которую входят 89 субъектов Федерации, и руководствуемся Законами Российской Федерации. Москва – один из субъектов, часть Российской Федерации. В Москве действует законодательная база субъекта Федерации. Она частично отличается, в рамках допустимых Конституцией, от законодательства других регионов.
Так и в нашем случае — термин «общественные объединения» входит в понятие «некоммерческие организации» (НКО),но есть особенности регулирования их деятельности, о чем мы не раз будем упоминать в этом разделе.
К примеру, только для российских общественных объединений законом установлена территориальная сфера деятельности.Согласно статье 14 Федерального Закона «Об общественных объединениях» они могут быть общероссийскими, межрегиональными, региональными и местными.
Под общероссийскими (п.2) общественными объединениями понимаются объединения, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории более половины субъектов Российской Федерации и имеют там свои структурные подразделения: организации, отделения или филиалы и представительства.
Под межрегиональными (п.3) общественными объединениями понимаются объединения, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеют там свои структурные подразделения: организации, отделения или филиалы и представительства.
Под региональными (п.4) общественными объединениями понимаются объединения, деятельность которых в соответствии с их уставными целями осуществляется в пределах территориального субъекта Российской Федерации.
Под местными (п.5) общественными объединениями понимаются объединения, деятельность которых в соответствии с их уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления
Схема 1. Виды общественных объединений и их место в системе некоммерческих организаций
Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» определяет следующие формы НКО:
- общественные и религиозные организации (объединения),
-
фонды,
-
некоммерческие партнёрства,
-
учреждения,
-
автономные некоммерческие организации,
- объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Статья 7 Федерального Закона «Об общественных объединениях» определяет, в каких формах могут создаваться общественные объединения:
-
общественная организация,
-
общественное движение,
-
общественный фонд,
-
общественное учреждение,
-
орган общественной самодеятельности.
Особо следует отметить, что учредителями, членами и участниками общественных объединений не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Общественные объединения также вправе создавать союзы (ассоциации общественных объединений). Дополнительно необходимо отметить, что фонд и учреждение могут быть как общественными, так и некоммерческими — это зависит от состава учредителей. Но к этому вопросу мы вернемся позже.
Перечень, который мы привели — далеко не исчерпывающий. Деятельность других НКО, не перечисленных в вышеуказанных законах, регламентируется отдельными правовыми актами.
Например, потребительские кооперативы. Помимо того, что статья 116 ГК РФ определяет понятие потребительского кооператива как некоммерческой организации, они регламентируют свою деятельность Законом РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации», правовыми актами субъектов РФ и подзаконными актами.
Итак, определившись с названиями организационно-правовых форм организаций, пора перейти к процедуре определения их сути.
Шаг 1: Определите цели создания организации — внешние или внутренние?
Чтобы правильно выбрать организационно-правовую форму организации, необходимо определить, каковы цели ее создания — внутренние или внешние? Чтобы это понять, приведём наглядный пример.
Предприниматель создаёт некоммерческое партнёрство для решения проблем её членов — это внутренние цели.
Фонд по развитию предпринимательства действует в целях развития всего бизнеса в регионе, учредители фонда объединились не только для решения своих проблем – это внешние цели.
Пример. Общество пчеловодов-любителей или союз филателистов — такие организации объединяют людей по признаку общего интереса, как правило, в них есть формальное членство, и работают они только на благо членов этого конкретного общества. В число подобных организаций могут входить и профессиональные ассоциации (например, врачей-психиатров), и общества родителей с детьми-инвалидами. Одно их делает похожими: в своих целях и задачах, в своей деятельности они не выходят за рамки членства, помогают только узкой группе людей, основавших эту организацию или вступивших в ее ряды — это внутренние цели.
Если шахматный клуб планирует предоставлять место и возможности попрактиковаться в игре своим членам — этовнутренние цели. Если же при нем будет открыта школа юных шахматистов — это уже внешние цели.
Если вся деятельность объединения мам с больными детьми — поиск и распределение гуманитарной помощи строго между членами организации — это тоже внутренние цели. Но если эти же мамы планируют создать реабилитационный центр, причем не только для детей членов организации, а для всех детей-инвалидов района — это внешние цели.
Приведём сравнительную таблицу наиболее распространённых форм НКО по отношению к целям организации.
Таблица 1. Наличие внутренних и внешних целей у различных форм организаций
Организационно-правовая форма |
Внутренние |
Внешние |
Общественная организация |
+ |
+ |
Фонд |
+ |
|
Учреждение |
+ |
+ |
Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) |
+ |
+ |
Некоммерческое партнёрство |
+ |
|
Автономная некоммерческая организация |
+ |
- Подготовка комплекта документов для регистрации ассоциации нашими специалистами.
- Разработка индивидуального Устава ассоциации в соответствии с целями деятельности, структурой управления в НКО и иными индивидуальными пожеланиями клиента. Это очень важный момент: название союза должно отражать цели деятельности, для которых он создается. Это все прописывается в Уставе.
- Заверение у нотариуса заявления о государственной регистрации союза при создании и подписание комплекта учредительных и сопроводительных документов.
- Подача комплекта документов в регистрационное Управление Министерства Юстиции РФ по г. Москве.
- Получение комплекта зарегистрированных документов в регистрирующем органе.
- Изготовление печати (при заказе данной услуги).
- Получение электронного уведомления из Мосгорстата для получения кодов статистики ассоциации.
- Получение уведомления из Пенсионного фонда РФ
- Получение уведомления из ассоциации Социального страхования РФ
Ликвидация некоммерческих партнерств
Ликвидация некоммерческой организации, как правило, занимает шесть месяцев и более. Кроме того, принятие решения о ликвидации организации является основанием для проведения проверок государственными органами (в частности, налоговым органом).
Ликвидация некоммерческого партнерства — сложный, многоэтапный процесс. Примерный перечень основных этапов этого процесса представлен в таблице.
№ |
Действие |
Сроки (нормативные) |
Примечания |
Нормативные ссылки |
1 |
Принятие решения о ликвидации НП и решения о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) и установлении порядка и сроков ликвидации |
— |
С момента утверждения ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) к ней (к нему) переходят полномочия по управлению делами НП |
Статья 62 ГК РФ. Статья 18 Закона о НКО |
2 |
Проведение инвентаризации |
— |
По результатам инвентаризации будет составлена инвентаризационная опись |
Пункт 27 приказа Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н. Пункт 22 приказа Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н |
3 |
Уведомление регистрирующего органа (ГУ Минюста России по г. Москве) о принятом решении о ликвидации НП |
3 дня (императивный) |
Форма № Р15001 (требует нотариального заверения подписи заявителя). После внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры ликвидации: – налоговый орган может инициировать налоговую проверку; – не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы НП, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает НП, или внесение в ЕГРЮЛ записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которых является НП |
Пункт 1 ст. 62 ГК РФ. Пункт 7 ст. 32 Закона о НКО. Пункт «и1» ч. 1 ст. 5, ст. 20 Закона о государственной регистрации. Письмо ФНС России от 31 января 2014 г. № СА-4-14/1645@. Приказ ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ |
4 |
Уведомление регистрирующего органа о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) |
— |
Форма № Р15001 (требует нотариального заверения подписи заявителя). Данный этап может быть совершен одновременно с уведомлением о принятом решении о ликвидации (этап № 3) |
Статья 20 Закона о государственной регистрации |
5 |
Представление в банки, в которых открыты счета НП, документов на ликвидатора (замена банковских карточек) |
— |
После внесения в ЕГРЮЛ записи о формировании ликвидационной комиссии и назначении ее руководителя (или о назначении ликвидатора) |
— |
6 |
Публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщения о ликвидации НП |
— |
Указанный в сообщении срок для заявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев со дня публикации о ликвидации |
Пункт 1 ст. 63 ГК РФ |
7 |
Письменное уведомление кредиторов НП о ликвидации |
— |
Уведомление может быть осуществлено путем рассылки заказных писем с уведомлением о вручении или передачи под роспись. Необходимо сохранить доказательства отправки и вручения уведомлений кредиторам |
Пункт 1 ст. 63 ГК РФ. Пункт 2 ст. 19 Закона о НКО |
8 |
Выявление кредиторов НП и получение дебиторской задолженности |
Не менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации (императивный) |
— |
Пункт 1 ст. 63 ГК РФ. Пункт 2 ст. 19 Закона о НКО |
9 |
Подготовка промежуточного ликвидационного баланса |
— |
Составляется ликвидационной комиссией после окончания срока для предъявления требований кредиторами. Содержит сведения о составе имущества НП, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Утверждается органом, принявшим решение о ликвидации |
Пункт 2 ст. 63 ГК РФ. Пункт 3 ст. 19 Закона о НКО |
10 |
Уведомление регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса |
— |
Форма № Р15001 (требует нотариального заверения подписи заявителя) |
Пункт 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации |
11 |
Осуществление расчетов с кредиторами НП |
— |
Выплата денежных сумм кредиторам НП производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса |
Пункт 5 ст. 63 ГК РФ. Пункт 5 ст. 19 Закона о НКО |
12 |
Закрытие счетов НП |
— |
— |
— |
13 |
Получение справки из Пенсионного фонда РФ, подтверждающей отсутствие задолженности по обязательным платежам |
— |
— |
Пункт «г» ч. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации |
14 |
Составление ликвидационного баланса |
— |
Составляется ликвидационной комиссией после завершения расчетов с кредиторами (в том числе должны быть проведены все расчеты с налоговым органом и внебюджетными фондами). Утверждается органом, принявшим решение о ликвидации НП. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами НП в соответствии с их имущественным взносом, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами НП. Имущество НП, стоимость которого превышает размер имущественных взносов его членов, направляется в соответствии с учредительными документами НП на цели, в интересах которых оно было создано, и (или) на благотворительные цели. Если использование имущества НП в соответствии с его учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства |
Пункты 5, 6 ст. 63 ГК РФ Пункты 1, 2 ст. 20 Закона о НКО |
15 |
Подача в регистрирующий орган (ГУ Минюста России по г. Москве) документов (в том числе ликвидационного баланса) для государственной регистрации НП в связи с его ликвидацией |
— |
Форма № Р16001 (требует нотариального заверения подписи заявителя). На практике лучше подавать в регистрирующий орган (ГУ Минюста России по г. Москве) экземпляр ликвидационного баланса с отметкой территориального налогового органа |
Статья 21 Закона о государственной регистрации |
16 |
Снятие НП с учета во внебюджетных фондах и органах статистики |
— |
Перечень требуемых документов и информации рекомендуется уточнять в территориальных отделениях внебюджетных фондов |
— |
17 |
Уничтожение печати НП |
— |
— |
— |
18 |
Передача документов НП в государственный архив |
— |
— |
— |
Потребительские кооперативы
Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем ооъединения его членами имущественных паевых взносов (п. 1 ст. 116 ГК)
Правовое положение потребительского кооператива (далее — кооператив) определяется ГК (ст. 116) и федеральными законами об отдельных видах кооперативов — 1) жилищных и жилищно-строительных (раздел V ЖК); 2) кредитных (ФЗ о кредитной кооперации); 3) жилищных накопительных (ФЗ о ЖНК); 4) садо-водческих, огороднических и дачных (ФЗ о садоводческих объединениях); 5) сельскохозяйственных потребительских кооперативах (ФЗ о сельхозкооперации); 6) потребительских обществ и их союзов (Закон о потребкооперации).
Из всех некоммерческих организаций потребительские кооперативы являются наиболее коммерциализованными. Им всем разрешена предпринимательская деятельность в пределах, допускаемых законом и уставом. Многие из них занимаются исключительно либо преимущественно предпринимательской деятельностью (сельскохозяйственные потребительские кооперативы и потребительские общества). А некоторые из кооперативов создаются специально для занятия строго определенным видом предпринимательской деятельности (кредитные и жилищно-накопительные кооперативы).
Потребительские кооперативы являются разновидностью кооперативных товариществ и потому имеют много общего с кооперативами производственными в институте членства, учреждении кооператива, управлении кооперативом, его имущественной обособленности и т.д. Однако основной целью их деятельности является не получение прибыли, а удовлетворение материальных и иных потребностей их членов (в жилых помещениях, финансовых средствах, товарах, работах и услугах и др.).
Вместе с тем этот признак оказывается нерешающим в отграничении потребительского кооператива от производственного. Потребительские кооперативы необычайно разноообразны. Сегодня в составе потребительских кооперативов, которые в России переживают не лучшую пору в своей истории и во всем уступают своим коллегам на Западе, можно различать, во-первых, кооперативы, которые создаются для приобретения и эксплуатации общего имущества (жилищные, жилищно-строительные, садовые, огороднические, дачные, гаражные); во-вторых, кооперативы для приобретения имущества для своих членов (жилищно-накопительные); в-третьих, кооперативы для оказания своим членам финансовой помощи — удовлетворения потребности в денежных средствах путем предоставления займов на выгодных условиях (кредитные кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные кооперативы); в-четвертых, кооперативы для продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг своим членам на условиях более выгодных по сравнению со всеми иными лицами (потребительские общества, сельскохозяйственные потребительские кооперативы).
Только кооперативы первой и второй группы можно уверенно отличать от производственных кооперативов по признаку извлечения прибыли. Они все получаемые от своих членов средства вкладывают в приобретение (строительство) имущества, которое передается в пользование, а затем и в собственность их членам. Разница между ними очень незначительная. Первые, утрачивая со временем право собственности на имущество, которое переходит к их членам, постепенно превращаются в лиц, занятых обслуживанием общих потребностей членов кооператива — эксплуатацией их общего имущества (организацией ремонта и обслуживания здания и коммуникаций, оказания коммунальных услуг, обслуживания придомовой территории, водо- и энергоснабжением садовых, огородных, дачных и гаражных хозяйств и т.д. и т.п.). Вторые (жилищно-накопительные кооперативы) ограничиваются только оказанием содействия своим членам в приобретении жилых помещений и жилых домов в собственность на льготных условиях, после чего членство в кооперативе прекращается. Однако ни первые, ни вторые, исходя из главных особенностей их организационно-правовой формы, не должны ставить основной своей целью извлечение прибыли.
Совсем другое дело кооперативы третьей и четвертой группы. Они не только заняты извлечением прибыли, но вообще не могут существовать, этой прибыли не извлекая (потребительские общества, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, жилищно-накопительные кооперативы).
Но и это еще не все. Главный признак, отличающий некоммерческие организации от коммерческих, в потребительских кооперативах перестает действовать: доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности (а значит, прежде всего прибыль), осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами (п. 5 ст. 116 ГК).
Государственные корпорации и государственные компании
Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Форма госкорпорации появилась в России в 1999 г., когда было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) для помощи проблемным банкам. Возвращение к этой форме произошло в связи с тем, что существуют сферы, в которые частному бизнесу невыгодно вкладывать свои средства, или прибыль возможна, но только в долгосрочной перспективе. А также потому, что не было иной организационно-правовой формы юридических лиц, подходящей для эффективной деятельности в выполнении функций, осуществляемых госкорпорациями: открытые акционерные общества являются коммерческими организациями и, следовательно, преследуют цель извлечение прибыли, а для государственных унитарных предприятий характерна недостаточная оперативность и гибкость в принятии решений, что не способствует эффективной деятельности.
Государственные корпорации создаются на основании федерального закона. В настоящее время в России ведущими госкорпорациями являются Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Российская корпорация нанотехнологий, Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (Олимпстрой), Государственная корпорация «Ростехнологии», Агентство по страхованию вкладов.
Организационное единство. По своему правовому статусу государственная корпорация ближе всего стоит к государственному учреждению. Но у нее нет учредительных документов. Каждая госкорпорация создается на основании специального федерального закона, устанавливающего особенности ее правового положения. Закон должен определять ее наименование, цели деятельности, место нахождения, порядок управления, в том числе органы государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения и освобождения должностных лиц корпорации, порядок реорганизации и ликвидации корпорации, порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.
Имущественная обособленность. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. В случаях, установленных законом (ст. 18 ФЗ о банке развития), за счет части имущества государственной корпорации может быть сформирован уставный капитал, который определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.
Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.
Самостоятельная имущественная ответственность. Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.
Государственные компании введены в российскую систему юридических лиц сравнительно недавно, в июле 2009 г.
Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона (ст. 7.2 ФЗ о некоммерческих организациях).
Как и государственные корпорации, государственные компании создаются на основании имущественного взноса Российской Федерации, а учреждаются на основании федерального закона. Они могут быть признаны несостоятельными (банкротами), только если такая возможность предусмотрена федеральным законом об их учреждении.
Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом.
Главное отличие государственной компании от государственной корпорации состоит в том, что государственная компания ориентирована на оказание государственных услуг. В настоящее время учреждена Государственная компания «Российские автомобильные дороги».
Реорганизация и ликвидация
Члены некоммерческого партнерства могут распустить организацию. Это же может сделать по ряду законных оснований суд. Назначается ликвидационная комиссия, устанавливаются сроки роспуска партнерства и порядок процедуры. Имущество, если учредителям не удастся договориться, распределяется пропорционально взносам. Правда, ни один из членов ликвидируемого партнерства не получит активов на сумму, большую, чем стоимость имущества, которое он вносил на общее дело.Некоммерческие партнерства можно реорганизовать посредством слияний, разделений или присоединений. Также есть вариант с преобразованием этой структуры — например, в фонд, автономное учреждение или в какой-либо вид хозяйственного общества. Важно, чтобы решение о том, что НКП будет преобразовано, поддержали абсолютно все учредители.
НКП и саморегулируемые организации
Как было сказано выше, в иерархии общественных структур статус, который имеет некоммерческое партнерство, — саморегулируемая организация или СРО. Важно понимать, когда эти два термина можно отождествлять, а когда — нет. Отсутствие у партнеров намерений делать бизнес — главный критерий создания такой структуры, как некоммерческое партнерство. Саморегулируемая организация — более широкое понятие, и в некоторых случаях структура, подходящая под это определение, все же может быть коммерческой. Например, если речь идет об объединении нескольких компаний в сфере ЖКХ, то это будет, скорее всего, консолидация бизнес-структур, которые объединяют усилия с целью обмена опытом в предоставлении своих услуг клиентам, взаимопомощи в доступе к каким-либо технологиям. Цель такой консолидации — сделать фирму более прибыльной. Цель не подходит под специфику такой структуры как некоммерческое партнерство. Таким образом, НКП — это саморегулируемая организация, где нет извлечения прибыли с целью повышения благосостояния учредителей. В свою очередь СРО, в котором люди одной профессии объединяются, чтобы обмениваться знаниями, позволяющими больше зарабатывать и эффективнее вести бизнес, не может считаться некоммерческим партнерством.
Что такое некоммерческое партнерство
Статья 8. Некоммерческие партнерства
1. Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не установлено федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.
(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Члены некоммерческого партнерства вправе:
участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;
получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;
по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;
если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;
получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.
4. Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.
(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Член некоммерческого партнерства, исключенный из него, имеет право на получение части имущества некоммерческого партнерства или стоимости этого имущества в соответствии с абзацем пятым пункта 3 настоящей статьи, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.
(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Члены некоммерческого партнерства могут иметь и другие права, предусмотренные его учредительными документами и не противоречащие законодательству.
Заключительное положение
Некоммерческое партнерство является юрлицом, и, по действующему закону РФ, имеет полное право на работу своей деятельности в согласии с ГК РФ и вдобавок к нему, с Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Такое пратнерство имеет в своем распоряжении право открывать свои личные счета в банках РФ и в других странах за границей. После того, как была пройдена регистрация в налоговых органах, организация получает статус юрлица некоммерческого партнерства.
Стоит уделить внимание тому, что только лишь с приобретением статуса юрлица данная организация может пользоваться любыми налоговыми, равно как и другими льготами. На момент вступления в организацию, все ее члены передают ей в распоряжение и владение часть личного имущества и уплачивают определенные членские взносы. С этого момента данное имущество участников переходит в частную собственность партнерства, в случае выхода из него они получают назад все свое имущество или же получают его в размере денежных средств того же размера.
Учредительным документом некоммерческого партнерства считается устав, в некоторых случаях составляется договор, создателями его могут выступать как физлица, так и юрлица. О системе в порядке приема новых участников, размере и оплате членских взносов, работе в осуществлении дел, партнерства и о регулировке деятельности членов ясно указано в документах организации.