Иностранные работодатели в РФ: новые требования
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Иностранные работодатели в РФ: новые требования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с российским законодательством иностранные организации, а также структуры без образования юридического лица(ИСБОЮЛ), которые являются собственниками налогооблагаемой недвижимости на территории России, обязаны наряду с предоставлением налоговой декларации сообщать в налоговую инспекцию еще некоторые сведения. Так, иностранные компании должны сообщать о своих участниках, а структуры без образования юридического лица – о бенефициарах, учредителях, управляющих. Форма сообщения предоставляется в электронном формате. Сведения передаются по состоянию на 31 декабря актуального налогового периода.
Как сообщать об участниках иностранной организации
Кого необходимо указывать в сообщении в качестве участника? Если физическое лицо или публичная компания прямо или косвенно участвуют в иностранной компании или структуре без образования юридического лица в размере более пяти процентов, тогда о таких участниках следует отчитываться.
Налог КИК или из чего формируется налоговая база?
Для реализации целей НК РФ прибыль определяется посредством учета следующих доходов:
- получаемые КИК дивиденды;
- средства, которые получены в процессе распределения прибыли и иных имущественных ценностей организаций и иных лиц;
- проценты от облигаций и других долговых облигаций;
- доходы, полученные в результате использования прав на объекты интеллектуальной собственности. Например, оплата за пользование любым авторским и смежным правом на произведения искусства, литературы, науки, в том числе кинематографические произведения, телевизионные, радиовещательные и компьютерные программы, а также вознаграждение за предоставление в пользование товарного знака, патента, а также объектов промышленного права таких, как чертежи, модели, планы, секреты производства и др.;
- доходы от реализованных акций, уступок прав в иностранные организации, которые не являются юридическими лицами согласно личному закону;
- средства, полученные от операций на фондовом рынке при помощи финансовых инструментов, используемых в срочных сделках, а также их производных;
- доходы, полученные в результате операций с недвижимым имуществом;
- доходы от арендных и субарендных сделок, исключая договоры об аренде морских и воздушных судов, а также контейнеров, используемых в морских перевозках;
- доходы, полученные от реализованных инвестиционных паев ПИФов;
- вознаграждения, полученные в сфере оказания услуг, среди которых юридические, аудиторские, маркетинговые, информационные, консультационные, а также доход, полученный в результате проведенной научно-исследовательской и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
- доходы от реализации трудовых ресурсов, например, услуги по предоставлению персонала;
и другие доходы.
Значение выводов суда: освобождение от ответственности и отсутствие события правонарушения
Как указано в тексте рассматриваемого решения, в данном деле суд разграничивает освобождение от ответственности за правонарушение и отсутствие события правонарушения следующим образом:
- сам факт подачи только специальной декларации без каких-либо приложений уже означает невозможность привлечения налогоплательщика к ответственности за неподачу в срок уведомления на основании статьи 129.6 НК РФ. В данном случае суд руководствовался пунктом 3 части 1 статьи 4 ФЗ-140.
Примечательно, что по мнению суда в случае подачи специальной декларации налогоплательщик освобождался бы от ответственности в виде штрафа и в случае непредставления уведомления об участии в иностранных организациях вовсе, а не только в случае просрочки его подачи (это один и тот же состав правонарушения, предусмотренный пунктом 2 статьи 129.6 НК РФ). - факт подачи просроченного уведомления при наличии специальной декларации исключает само событие правонарушения (пункт 3.1 статьи 25.14 НК РФ).
Гипотетически, если данный вывод получит свое развитие в практике и будет применяться исключительно в формальном понимании, то сама по себе специальная декларация с указанием иностранных компаний может послужить инструментом для освобождения от штрафов за непредставленные вовсе (ни одновременно со специальной декларацией, ни после нее) уведомления об участии и, возможно, уведомления о КИК.
Значение выводов суда: единовременность подачи документов
Необходимо в первую очередь отметить, что в тексте решения суда по рассматриваемому делу не анализировалась и не толковалась формулировка о представлении уведомлений об участии и уведомлений о КИК вместе со специальной декларацией. Она используется в упомянутом ранее пункте 3.1 статьи 25.14 НК РФ:
«Уведомление о контролируемых иностранных компаниях и (или) уведомление об участии в иностранных организациях не считаются представленными с нарушением срока, установленного пунктом 2 или 3 настоящей статьи, в случае, если такие уведомления были представлены вместе со специальной декларацией, представленной в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и информация о таких иностранных организациях и (или) контролируемых иностранных компаниях содержится в этой специальной декларации». |
24 Марта 2020
ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года
Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается
ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая
Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ
Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ
18 Марта 2020
Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок
На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!
Как заполнить уведомление об участии в иностранных организациях в 2019 году
Все разделы формы обязательно заполняются, страницы нумеруются сквозным способом. Применяющиеся специальные коды расшифровываются в приложениях к Порядку заполнения.
Заполнить бланк уведомления можно шариковой ручкой черного или синего цвета, либо сформировать электронный вариант. Текстовые значения заполняют заглавными печатными буквами.
Состоит уведомление из 7-ми листов, в которых необходимо указать:
-
в 1-м (титульный лист) – данные о налогоплательщике юрлице (реквизиты фирмы, полное название, правовой статус) или ФИО физлица, № корректировки («000» — первичное), коды ИФНС, налогоплательщика («1» — юрлицо, «2» — физлицо), основание для подачи формы. В нижней части листа указывают код уведомителя с расшифровкой, его персональные и контактные данные, дату заполнения. Им же лист подписывается;
-
во 2-м – ФИО и персональные данные физилица, контакты и подпись. При этом уведомитель-физлицо может быть гражданином РФ, иметь двойное гражданство, или не иметь его вовсе;
-
лист «А» аккумулирует сведения об иностранной компании – название (на русском и английском языках), код страны ее регистрации, номер, присваиваемый заявителем самостоятельно, адрес и др. В нижней части листа – сведения об отношении к компании уведомителя, год возникновения участия, размер доли и дата окончания (если формируется уведомление о прекращении участия). Если заявляется об участии сразу в нескольких компаниях, заполняется соответствующее число листов «А»;
-
лист «Б» информирует о российской фирме-участнике (по учредительным документам), если участие в иностранном юрлице происходит через российскую компанию;
-
лист «В» – содержит сведения об участии в иностранной СБОЮЛ (например, трасте, фонде, партнерстве);
-
лист «В1» указывает, кем является участник иностранной СБОЮЛ – учредителем, получателем доходов или контролирующим лицом;
-
лист «Г» – раскрывает этапы косвенного участия заявителя: все звенья цепи, которая начинается с иностранной фирмы, где участвует уведомитель. Указывают порядковый № его участия и размер принадлежащей ему доли.
Правовое положение иностранных компаний
Анализ законодательства РФ показывает, что квалификация компании как иностранной может происходить по различным правовым нормам, исходя из сферы ее деятельности и характера правоотношений, в которых она участвует. Главное условие – это создание ее по законам иностранного государства.
Согласно ст. 2 ГК, правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации определяется в первую очередь отечественным законодательством.
При этом, согласно ст. 1202 ГК, главным условием квалификации компании как юридического лица является такая же ее квалификация в стране происхождения.
Иностранные компании уравниваются в правах с российскими организациями, поэтому они вправе заниматься практически всеми видами хозяйственной деятельности, право на которую имеют и российские юр. лица.
Национальность и личный статут иностранных юридических лиц
При характеристике юридических лиц в международном частном праве традиционно используются две категории – личный статут и национальность. В терминологии российского законодательства под личным статутом понимается понятие «личный закон», которым, согласно ст. 1202 ГК, является право страны, где было создана такая организация. Для ее определения необходимо подтверждение места нахождения иностранного юридического лица.
Этой же статьей определен перечень вопросов, решаемых на основе применения личного закона, а именно:
- сам статус юрлица и его организационно-правовая форма;
- требования к его наименованию;
- порядок создания, реорганизации и ликвидации;
- правоспособность и правосубъектность;
- отношения между участниками;
- ответственность учредителей и самой организации.
Соответственно, актуальным становится вопрос национальности юридического лица, который является доктринальным и в законодательных актах не упоминается. Правовая литература трактует национальность юрлиц как принадлежность их к тому или иному государству, в которых они были учреждены. Отметим, что в остальных вопросах обязательным является применение российского законодательства к иностранным компаниям, если законом не предусмотрено иное.
Особенности налогообложения иностранных организаций по транспортному налогу
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства. Объектом налогообложения признаются автомобили, самолеты, яхты, и другие водные и воздушные транспортные средства.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства. Налоговый период – календарный год, отчетный период — первый квартал, второй квартал, третий квартал.
Налоговые декларации представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Срок представления отчетности по итогам отчетного периода — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предоставления налоговых деклараций.
Постановка на учет и снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им транспортного средства осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, которые осуществляют регистрацию транспортных средств и которые обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных у них и об их владельцах в налоговые органы в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.
Налогообложение некоторых видов операций иностранных организаций в РФ
Вид операции |
Ставка налога |
Ставка налога |
Ставка налога |
Необходимость |
Отделение |
24% |
- |
- |
Нет |
Дочерняя |
24% |
15% |
5 - 10% |
Нет |
Заем |
- |
20% |
- |
Нет |
Аренда |
- |
20% |
20% |
Есть |
Лицензионный |
- |
20% |
- |
Есть |
Простое |
- |
20% |
- |
Нет |
Открытие и регистрация представительства иностранной компании в России
Представительство зарубежной фирмы — это одно из ее подразделений, обладающее следующими отличительными признаками:
- расположено вне места нахождения иностранного юридического лица (ИЮЛ);
- предназначено для представления интересов ИЮЛ и осуществления их защиты;
- не обладает полномочиями на осуществление коммерческой деятельности;
- не является юридическим лицом на территории РФ.
Процедуру открытия представительства зарубежной фирмы на российской территории регламентирует закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ об иностранных инвестициях в РФ. В п. 1 ст. 21 указанного закона определено следующее:
- для открытия представительства зарубежная фирма должна принять решение;
- госконтроль за открытием представительства ИЮЛ производится посредством его аккредитации;
- аккредитацию представительства ИЮЛ (кроме представительств иностранных кредитных организаций) производит Межрайонная ИФНС России № 47 по г. Москве (приказ ФНС России от 22.12.2014 № ММВ-7-14/668@);
- подтверждением факта аккредитации является документ о внесении записи в реестр аккредитованных филиалов и представительств ИЮЛ, ведение которого регламентировано порядком, утв. приказом ФНС от 26.12.2014 № ММВ-7-14/683@.
Как налоговики борются за качество и достоверность информации в госреестре юрлиц, расскажут размещенные на нашем сайте сообщения:
Закон № 160-ФЗ (п. 2 ст. 21) уточняет процедуру открытия представительства ИЮЛ по срокам и составу сообщаемых сведений следующим образом:
- ИЮЛ обязано представить заявление об аккредитации в течение 12 месяцев после принятия решения об открытии представительства;
- заявление об аккредитации включает в себя:
- заверенные ТПП РФ (Торгово-промышленной палатой РФ) сведения о численности иностранных граждан — работников представительства;
- документы для аккредитации.
К подаваемым для аккредитации иностранным документам предъявляются следующие требования:
- обязательное наличие на них подлинных отметок о консульской легализации (или заверение их апостилем) — если освобождение от этих процедур не предусмотрено международными соглашениями РФ;
- перевод их на русский язык должен быть заверен нотариально или в консульском загранучреждении и является действительным в течение 1 года с даты заверения.
После того как все необходимые действия по аккредитации представительства ИЮЛ произведены, потребуется осуществить еще ряд процедур:
- учетного характера (представительства встают на учет в органах госстатистики, налоговых и др.);
- организационного характера (представительства открывают счет в банке, при необходимости изготавливают печать и осуществляют иные организационные действия).
По завершении всех аккредитационно-организационно-учетных действий представительство ИЮЛ на законных основаниях начинает свою деятельность.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерное общество (АО) – организационно-правовые формы юридического лица, которую ведут свою деятельность по собственному уставу. Многие моменты, связанные с регистрацией ООО и АО, одинаковы. Поэтому рассмотрим условия, сроки и стоимость открытия общества на примере ООО, как наиболее распространенной формы ведения бизнеса в России. ООО отвечает самостоятельно по своим обязательствам, имеет отдельный баланс и самостоятельно ведёт бухгалтерскую отчётность. Схема функционирования ООО во многом будет знакома и понятна иностранному инвестору.
Преимущества: Участник общества не отвечает по долгам всего общества – его ответственность ограничена размером его доли как участника. ООО имеет возможность применять упрощённую систему налогообложения (УСН), которая выгодна малому и среднему бизнесу, так как государство предусмотрело для такого типа организации льготный режим налогообложения. Для открытия ООО иностранный гражданин или иностранное юридическое лицо может быть 100% участником, т.е. единоличным собственником.
При создании ООО «с нуля» иностранный учредитель может быть уверен, что развитие и деловая репутация общества будет всецело зависеть именно от него.
Условия: Для открытия нужен юридический адрес, уставный капитал (не менее 10 тыс. рублей), а также генеральный директор и главный бухгалтер.
Иностранный гражданин, собирающийся стать учредителем ООО, должен законно пребывать на российской территории, т.е. должен обладать деловой визой, разрешением на проживание или видом на жительство.
Процедура открытия занимает 5 рабочих дней с момента подачи документов до получения свидетельства. В расходы (в среднем 10-15 тысяч рублей) включаются затраты на перевод, заверение и пересылку документов, а также госпошлина 4 тыс. рублей.
Если одним из учредителей ООО является иностранная компания, то дополнительно понадобится предоставить легализованные документы из страны инкорпорации, содержащие основную информацию о компании. Документы должны быть переведены на русский язык и заверены российским нотариусом.
Нюансы: иностранному гражданину, если он планирует занимать какую-либо должность в ООО, необходимо разрешение на работу. Получение такого разрешения в общем порядке является продолжительным по времени: вначале требуется оформление квоты и/или разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, после чего можно подать заявление на разрешение на работу, его можно получить через 30 календарных дней с момента подачи документов. Однако эти сроки и условия не распространяются на высококвалифицированных специалистов, получающих не менее 167 тыс. рублей в месяц до налогообложения. При найме такого специалиста также не потребуется получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, размещать вакансию в Центре занятости, предоставлять документ, подтверждающий владение русским языком, и медицинские сертификаты.
Оптимальным юридическим решением для ускорения регистрации ООО является назначение гражданина РФ генеральным директором, который может быть заменён иностранным гражданином после получения им всех разрешительных документов.
Деятельность иностранных компаний в РФ
Для того, чтобы иностранная компания могла осуществлять деятельность в РФ, ей необходимо осуществить регистрацию в виде своего представительства, подразделения или филиала. Особенностью налогового статуса иностранных юрлиц является то, что полномочия РФ по обложению налогами предусматривается международными соглашениями об избежании двойного налогообложения.
При рассмотрении вопроса о налогообложении иностранных организаций в РФ, возникает также такое понятие, как постоянные представительства иностранных компаний на территории нашей страны. Под постоянными представительствами понимают любое обособленное подразделение, которое на постоянной основе осуществляет деятельность в РФ. Другими словами, это может быть и подразделение, и филиал, и представительство. Выделяют 3 основных признака постоянного представительства (306 НК РФ):
- наличие обособки или иного постоянного места ведения деятельности в РФ;
- осуществление в РФ на постоянной основе предпринимательской деятельности иностранной компанией.
Налогообложение иностранных организаций в РФ
Вид налога | Порядок уплаты |
Налог на прибыль | Под прибылью иностранной организации в РФ понимают доход, полученный от осуществления деятельности через постоянные представительства в РФ, уменьшенный на величину экономически обоснованных расходов, понесенных данными представительствами. Налоговая ставка по налогу на прибыль установлена в размере 20%, из которых 2% перечисляется в федеральный бюджет, а 18% – в бюджет субъекта РФ, в котором осуществляется деятельность. |
Если у иностранной компании нет в РФ представительств, но она получает доход от каких-либо российских источников, то налог за нее уплачивает налоговый агент.