Новый порядок осуществления выплат работникам при ликвидации организации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый порядок осуществления выплат работникам при ликвидации организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Компания должна уведомить работников о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Именно поэтому первый этап должен начаться ранее, чем за два месяца до вступления в силу изменений в штатное расписание, в противном случае работодатель может не успеть провести мероприятия, указанные во 2-4 этапах.
Комментарий к ст. 180 ТК РФ
1. В ч. 1 ст. 180 на работодателя возлагается обязанность при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников обеспечить внутреннее трудоустройство высвобождаемого работника, предложив ему другую имеющуюся работу. Среди критериев, предъявляемых к другой работе, определено, что должна предлагаться вакантная должность. Другие требования, которым должна отвечать предлагаемая работа, закреплены в ч. 3 ст. 81 ТК.
Работодатель может предложить выполнение работы временно отсутствующего работника в связи с длительной болезнью, пребыванием в командировке, нахождением в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и т.д.
Предлагая другую работу, руководитель указывает, в чем будут состоять трудовые обязанности работника, каков размер оплаты труда. С таким предложением он обращается к работнику не только в день предупреждения о предстоящем увольнении, но и в течение всего срока предупреждения, если в организации появляются новые вакансии. Несоблюдение этого правила свидетельствует о том, что работодатель ненадлежащим образом выполняет возложенную на него обязанность по трудоустройству увольняемого работника.
2. Работник, предупрежденный о предстоящем увольнении, не вправе требовать от работодателя предоставления возможности пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку, если в организации есть соответствующие вакансии, куда он мог бы быть трудоустроен после обучения.
Однако в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда работник на основании ст. 219 ТК имеет право на дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя.
3. Каждый увольняемый работник должен быть лично письменно предупрежден о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца. Свое ознакомление он удостоверяет подписью и указывает дату, когда он был предупрежден. При отказе от подписи работодатель составляет соответствующий акт. На следующий день после ознакомления начинает исчисляться установленный ч. 2 ст. 180 срок предупреждения.
Работодатель, предупреждая работника о предстоящем высвобождении, указывает конкретную дату увольнения. Перенесение в дальнейшем по инициативе работодателя срока увольнения на более позднее время свидетельствует о продлении трудовых отношений, что повышает возможность трудоустройства работника. Правомерность таких действий работодателя обусловлена его инициативой в расторжении трудового договора. Если высвобождаемый работник к исходу срока предупреждения был болен, то работодатель расторгает с ним трудовой договор по окончании временной нетрудоспособности. Работники, которые оказались временно нетрудоспособными после предупреждения, но до истечения его срока, не вправе требовать продления срока на период временной нетрудоспособности.
4. Часть 3 ст. 180 предоставляет работодателю возможность расторгнуть трудовые отношения с работником в течение срока предупреждения о предстоящем увольнении.
В этом случае прекращение трудового договора возможно при соблюдении следующих условий:
— работник должен быть предупрежден не менее чем за 2 месяца о предстоящем увольнении;
— обращение работодателя с предложением прекратить трудовые отношения в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников должно быть направлено к работнику именно после предупреждения об увольнении, а не до предупреждения;
— от работника должно быть получено письменное согласие расторгнуть трудовой договор до истечения срока предупреждения.
Поскольку инициатива в прекращении трудовых отношений принадлежит, как правило, работодателю, следовательно, он и определяет дату прекращения трудового договора.
С предложением о прекращении трудовых отношений до окончания срока предупреждения может обратиться и работник. Расторжение трудового договора в этом случае зависит от усмотрения работодателя.
Дополнительная компенсация выплачивается работнику в день увольнения одновременно с выплатой выходного пособия.
5. При принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель — индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, — не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий (ст. 25 Закона о занятости).
Массовое высвобождение работников организации может быть обусловлено различными причинами: рационализацией производства, совершенствованием организации труда, перепрофилированием предприятия или его структурных подразделений, полной или частичной приостановкой производства и т.д.
Ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или организационно-правовой формы организации, полное или частичное приостановление производства (работы), влекущие сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза (ст. 12 Закона о профсоюзах).
Профсоюзы имеют право вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников (ст. 12 Закона о профсоюзах).
Учет мнения профсоюза.
Восьмым этапом работодателю необходимо учесть мнение профсоюза на увольнение по сокращению штата только члена профсоюзной организации. Согласно ст. 373 Трудового кодекса РФ, при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с п. 2 ч. 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.
Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.
В случае, если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда.
Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. При этом в указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).
В том случае, если производимое сокращение подпадает под критерии массового увольнения, работодатель обязан уведомить органы службы занятости и профсоюзную организацию не за два, а за три месяца до даты увольнения работников.
При этом критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.
Так, в Москве действует «Московское трехстороннее соглашение на 2019-2021 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей».
По нему критериями массового увольнения являются следующие показатели численности увольняемых работников организаций с численностью работающих от 15 и более человек за определенный период времени:
– Увольнение в течение 30 календарных дней более 25% работников организации от общей численности работающих в организации.
– Сокращение численности или штата работников организации в количестве:
- 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 500 и более человек в течение 90 календарных дней.
Особенности увольнения по сокращению
Решение о сокращении штата — скорее, вынужденная мера и зависит от успешности бизнеса и эффективности работы предприятия. Поэтому законодательство не требует от работодателя каких-то обязательных обоснований и доказательств такого решения. Сама компания вправе провести сокращение конкретных должностей или штата в любое время.
При этом руководство предприятия не нуждается в согласовании своего решения с персоналом или профсоюзными организациями. Несмотря на данные факторы, процесс увольнения при сокращении имеет ряд обязательных условий и свои нюансы, которые отмечены в законе.
Как определить лиц, важных для работы компании?
Не существует какого-то определённого перечня, на который следует ориентироваться при определении сотрудников, необходимых для функционирования организации. Для того чтобы обозначить такой круг людей, руководство компании должно собрать комиссию, которая определит преимущества ряда работников.
При определении лиц, квалификация и навыки которых нужны предприятию, комиссии следует опираться:
- на уровень производительности и квалификации труда;
- показатель выполнения задач работодателя;
- профессионализм и опыт.
Основаниями для проведения данной оценки могут служить:
- диплом или другие документы об образовании;
- отсутствие дисциплинарных взыскание;
- документы о выплате премиальных;
- сведения о трудовой деятельности.
Соблюдение положений ст. 180 ТК РФ при увольнении в период ликвидации организации
Положении ст. 180 ТК РФ довольно часто применяются вместе с положениями ст. 178 ТК РФ о выходных пособиях. При этом само увольнение может происходить по основаниям ст. 81 ТК РФ. В случае ликвидации организации незавершение конкурсного производства и отсутствие в едином государственном реестре юридических лиц сведений о ликвидации организации не препятствуют конкурсному управляющему увольнять работников.
Об этом в частности говорилось в определении СК по гражданским делам ВС РФ по делу № 48-КГ15-10, которое было вынесено 25 января 2016 г.
Его особенность в том, что суды нижестоящих инстанций возвращали в штат работницу банка, которая находилась в отпуске по уходу за ребёнком. Увольнял же её конкурсным управляющим в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», поскольку занимался ликвидацией банка.
Решения о возвращении работницы в штат были отменены высшим судом, как противоречащие нормам права и разъяснениям п. 28 постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. № 2. Последние подтверждают, что управляющий может расторгать трудовые договоры ещё до завершения процедуры банкротства и ликвидации организации.
Условие о месте работы в трудовом договоре.
Решение работодателем вопроса с работниками при прекращении деятельности обособленного подразделения будет зависеть от того, каким образом прописано в трудовом договоре условие о месте работы.
Согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ обязательным для включения в трудовой договор является условие о месте работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, – о месте работы с указанием наименования обособленного структурного подразделения и его местонахождения.
В соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Переводом на другую работу в соответствии со ст. 72.1 ТК РФ является постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем.
Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев временного перевода по причине катастрофы природного или техногенного характера, а также случаев простоя.
Не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет изменения определенных сторонами условий трудового договора. При этом необходимо иметь в виду, что под структурными подразделениями понимаются как филиалы, представительства, так и отделы, цеха, участки, магазины и т. д., а под другой местностью – местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта.
Таким образом, если в трудовом договоре с работником в качестве места работы указаны конкретное структурное подразделение и его адрес, а работодатель предлагает ему работу в обособленных подразделениях, расположенных в других городах, это будет являться переводом, а не перемещением, поскольку структурные подразделения расположены в другой местности.
Данная позиция отражена в п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 и Определении Московского областного суда от 15.06.2010 по делу № 33-11570.
Если же в трудовом договоре в качестве места работы указано только наименование организации и адрес, но отсутствуют сведения о месте работы в обособленном структурном подразделении, работа в обособленном подразделении организации, расположенном в той же местности, которая указана в трудовом договоре, не будет считаться переводом на другую работу.
Согласие работника на работу в структурном подразделении, место нахождения которого совпадает с местом нахождения организации, указанным в трудовом договоре, и изменение условий договора не требуются, так как работник будет продолжать работать в той же организации, но без указания обособленного структурного подразделения в качестве места работы.
Однако следует обратить внимание, что если работа в другом структурном подразделении будет связана с изменением трудовой функции работника или других условий трудового договора, то к таким отношениям должны применяться правила о переводе (ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ). Понятие трудовой функции определено в ст. 15 ТК РФ. Кроме того, необходимо иметь в виду, что ч. 4 ст. 72.1 ТК РФ запрещает переводить и перемещать работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.
Оповещение сотрудников
Законодатель предусмотрел, что все сотрудники персонально должны быть оповещены о грядущем прекращении деятельности компании и увольнении по сокращению. Если же компанию ожидает полная ликвидация, в таких персональных уведомлениях работнику не предлагается каких-либо должностей. Его просто информируют, что данные о ликвидации будут переданы в ближайший центр занятости.
К слову сказать, когда просто выполняется сокращение штата или численности, работодатель обязан предлагать сотруднику все имеющиеся на предприятии вакансии, которые по профессии, образованию, квалификации могут быть им заполнены. По сути, это и необходимость обязательного трудоустройства социально защищенных сотрудников является ключевой разницей между полной ликвидацией и частичным снижением численности.
Выходные пособия при ликвидации предприятий увеличены, но дополнительные выплаты не получают увольняемые сотрудники, находящиеся на момент сокращения в отпуске или на больничном. Процесс ликвидации является публичным, поэтому вместе с уведомлением сотрудников, должны быть уведомлены государственные органы. При закрытии предприятия, в случае наличия его филиалов в других городах, процедура их ликвидации осуществляется по такой же схеме.
Увольнение директоров не является процедурой, для которой в законодательстве прописаны особые нормы.
На законодательном уровне даже не установлены сроки разрыва трудовых договоров с такими сотрудниками. Поэтому не всегда понятно, как увольняют директоров. Данная процедура отличается от увольнения простого работника. Прекратить полномочия директора можно только по решению совета учредителей компании или ликвидационной комиссии.
Беременные женщины после расчета могут также получить одноразовое пособие по факту рождения ребенка и ежемесячные пособия, по уходу за ним. Данные выплаты производят органы социальной опеки. Для возможности получения соответственных денежных сумм, беременная женщина должна представить определенные документы.
Пенсионеры обладают правом получения всех тех выплат, которые полагаются и другим работником. В некоторых случаях центры занятости не дают лицам пожилого возраста возможность продолжить получение денег на третий месяц. Аргументируется это наличием пенсионных выплат. Но при доведении дела до суда, судья будет на стороне пенсионера.
Таким образом, при ликвидации компании увольнению подлежат все ее сотрудники, как простые работники, так и директора. Существует четко установленный порядок увольнений при ликвидации организаций, которого должен придерживаться работодатель. Специальные службы и работники ликвидируемого предприятия должны быть уведомлены об этом заранее. Последние имеют право на выплаты, производящиеся в день разрыва трудового договора.
Директора предприятий сокращаются в ином порядке, нежели простые работники. Беременные женщины, матери/отцы одиночки, пенсионеры, ветераны и несовершеннолетние тоже могут быть уволены. Но они имеют особенные права, которые работодатель обязан соблюдать.
Причинами сокращения численности или штата могут послужить многие обстоятельства, например, снижение рентабельности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта или перепрофилирование производства.
Если во многих случаях проблему можно решить, минуя увольнения людей, то именно в случае реорганизации и особенно ликвидации компании сокращения неизбежны.
Сокращение штата означает отказ предприятия от определённых должностей. Например, сокращение должности юрисконсульта сопровождается увольнением всех специалистов, занимающих данную вакансию.
Сокращение численности – это уменьшение количества сотрудников, выполняющих одинаковые обязанности. Например, снижение числа юрисконсультов с 4 человек до 2.
О разнице между сокращением численности и сокращением штата мы писали здесь.
Кто имеет преимущества
Помимо перечня тех, кого нельзя уволить по сокращению штата, в Трудовом кодексе существует и такое понятие как «преимущественное право». Согласно 179 статье ТК это право дает сотрудникам организаций преимущество на сохранение рабочего места при сокращении штата в зависимости от качества выполняемых ими трудовых обязанностей или социальных причин. Эти работники увольняются в последнюю очередь.
Преимущественным правом обладают работники с высоким уровнем квалификации и продуктивностью труда. Учитывается также трудовой стаж и образование. Квалификация должна подтверждаться документами об окончании учебных заведений, сертификатами о повышении уровня квалификации, выписками из протоколов комиссий о присвоении категории или разряда и т.д. Для оценки уровня квалификации сотрудников руководство предприятий может провести аттестацию, в том числе и внеплановую. Однако порядок проведения таких аттестаций должен отражаться во внутренних документах организации. Если все работники имеют равную квалификацию и производительность труда, руководитель принимает решение об увольнении совместно с профсоюзной организацией.
Преимущественным правом на сохранение рабочего места обладают и сотрудники:
- Содержащие двух и более иждивенцев (семейные обстоятельства).
- Которые самостоятельно содержат свою семью (нет другого источника дохода, кроме зарплаты данного работника).
- Получившие в период выполнения трудовых обязательств увечья или профессиональные заболевания у работодателя, проводящего сокращение.
- Инвалиды боевых действий.
- Повышающие квалификацию без отрыва от трудового процесса по направлению руководства.
В коллективном договоре также могут быть установлены иные категории сотрудников, обладающим преимущественным правом сохранения рабочего места.
Кто решает, какие должности из штата могут сократить?
- Решение о сокращении принимается руководителем или владельцем частного предприятия. Если встаёт вопрос о сокращении отдельных должностей и специалистов в структурных службах и цехах, то директор или владелец предприятия согласовывает свои решения с руководителями этих структурных подразделений.
- Директор может принять решение о сокращении конкретных должностей и единолично, без согласований. Но более правильно будет издать приказ о создании коллегиальной комиссии, которая будет заниматься всеми вопросами по сокращению конкретных работников. Приказ о создании комиссии должен быть подписан директором.
- Комиссия обследует все обстоятельства, например, правомерность увольнения по сокращению численности или штата тех или иных работников с юридической стороны, их профессионализм и полезность для производства, уровень производительности труда, образование, стаж работы, поощрения и наказания, звания, показатели аттестации и знание специфики производства.
- Формируется список конкретных работников, подлежащих сокращению, на основании этого комиссией оформляется соответствующий протокол.
- Далее руководитель предприятия издаёт приказ о сокращении штата по сформированному списку сокращаемых должностей и сотрудников. В приказе должна указываться общая численность увольнений. Кроме этого, должно быть утверждено новое штатное расписание и указана общая численность работников на предприятии после процесса сокращения. Указывается дата введения в действие нового расписания.
- Не позднее чем за 2 месяца до даты увольнения работников должны уведомить о предстоящем сокращении (ст. 180 ТК РФ). При массовом сокращении в случаях реструктуризации организации или её ликвидации уведомление вручается за 3 месяца до увольнения.
Сокращение пенсионера
ТК РФ установил определённый ряд оснований, опираясь на которые, можно разорвать деловые отношения с гражданами пенсионного возраста законным способом. Четвертая часть этого законодательного регламента поясняет, что уволить трудящегося в данной ситуации можно по инициативе нанимателя.
В статье 81 ТК РФ приведён перечень случаев, дающих право руководству предприятия по личному желанию расторгнуть трудовой контракт.
Следовательно, увольнение лиц пенсионного возраста в связи с сокращением должности допустимо, но при этом начальство организации обязательно должно соблюдать преимущественные права, которые дают возможность сохранения рабочих мест за некоторыми категориями работников. Перечень этих трудящихся изложен в статье 179 ТК РФ.
Если нанимателем принято решение о сокращении единицы, относящейся к категории пенсионеров, то следует не забывать, что физические лица пенсионного возраста имеют не только преимущественное право, но и гарантии, с различными льготами.
Права и гарантии работников при сокращении
Законодатель предусмотрел некоторые права и гарантии для работников, которые подпадают под сокращение штатов. Они в основном направлены на более планомерное увольнение, при котором существует период, который должен позволить увольняемому лицу адаптироваться к новым условиям и найти работу.
Ряд прав и гарантий предусмотрено ст 81. Здесь работодатель обязуется предложить сотруднику, который попадает под сокращение другую вакантную на предприятии должность (если таковая имеется). Если предприятие имеет филиалы либо подразделения, в том числе, и в других городах, то работнику могут предложить работу там.
Ещё одним правом сотрудник может воспользоваться (ст. 179) в случае, если ему удалось найти работу до истечения 2-месячного срока. Здесь по согласию с работодателем и на основании письменного заявления, он может быть уволен раньше, но ему выплачивается пособие в размере среднемесячного заработка.
Кроме того, при этом виде увольнения лица имеют право на выходное пособие в размере двух среднемесячных окладов и помощь по безработице от органа службы занятости на протяжении 2 месяцев (ст. 178).
К правам увольняемого относится и обязательство работодателя уведомить органы службы занятости об планируемых мероприятиях за 3 месяца. Считается, что это позволит более быстро найти работу уволенным лицам.
Увольнение сотрудников в связи с ликвидацией организации
В такой ситуации работодатель должен выплатить ему дополнительную компенсацию, размер которой составляет среднемесячный заработок работника, подсчитанный пропорционально времени, которое осталось до окончания срока предупреждения об увольнении. Уведомление службы занятости. Уведомление кадрового состава. Издание соответствующего приказа об отставке. Подсчет и выплата трудовых пособий. Внесение в трудовые книжки записи о расчете. При принятии решения об увольнении в связи с ликвидацией предприятия в обязанности работодателя входит передача соответствующей информации об этом в письменной форме в службу занятости при: увольнении в связи с ликвидацией более 15 человек; сокращении штата работников в количестве: более 50 человек в течение 1 месяца; более 200 человек в течение 2 месяцев; отставке более 1% от общего числа работников или сокращении штата в течение 1 месяца в областях с общим количеством занятости не более 5000 человек. В зависимости от особенностей территориального развития экономики, а также уровня безработицы в регионе, могут устанавливаться другие критерии для процесса увольнения кадрового состава, которые определяются органами государственной власти республик в составе РФ, автономных образований, областей, районов и городов. Данные о расформировании должны быть предоставлены за 2 месяца до начала соответствующего процесса.