Учет ГСМ в бюджетных (автономных) учреждениях образования
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет ГСМ в бюджетных (автономных) учреждениях образования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Перед выездом транспорта (до начала работы агрегата) оформляются путевые листы (учетные листы агрегатов). Оформление путевых листов и учетных листов агрегатов выполняется специализированными документами программы или вручную, путем заполнения бланка.
Принципы работы в подсистеме «Учет ГСМ»
Работа в подсистеме основана на следующих принципах:
- настройка типового заполнения путевых листов и учетных листов агрегатов для каждого транспортного средства (указываются постоянный водитель, сопровождающие, прицеп и т.п.);
- быстрый выбор адресов в маршрутах и заданиях водителю из списка часто посещаемых объектов для транспортного средства при подготовке путевых листов;
- заполнение данных об остатках горючего и показаний спидометра (одометра) по данным предыдущего путевого листа;
- использование данных о горючем и пробеге из путевого листа при расчете нормативного расхода ГСМ;
- расчет нормативного расхода ГСМ в три клика:
заполнение исходных данных по настройкам типичного использования транспортных средств;
расчет нормативного расхода ГСМ по нормам и поправкам для нескольких видов ГСМ и маршрутов;
заполнение списка списываемой номенклатуры ГСМ по настройкам отражения списания в учете; - автоматический расчет остатков ГСМ для расчета фактического расхода ГСМ.
Расчет нормативного и фактического расхода ГСМ
Для расчета расхода и списания ГСМ в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакция 2, применяются документы таксировкиТаксировка путевого листа и Таксировка учетного листа агрегата (список документов доступен в группе команд Учет ГСМ раздела Материальные запасы).
После возвращения ТС из рейса или завершения работы агрегата создается документ таксировки. В нем вводятся данные о первичном документе, работе транспортного средства (агрегата) из путевого (учетного) листа, производится расчет нормативного и фактического расхода ГСМ, формируется Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) и Справка-расчет расхода ГСМ. При проведении документа производится списание ГСМ — формируются бухгалтерские записи по бухгалтерскому и налоговому учету. Каждому путевому листу (учетному листу агрегата) должен соответствовать один документ таксировки, учитывающий все условия эксплуатации и работы транспортного средства (агрегата).
Документы таксировки могут быть заполнены автоматически — на основании соответствующего документа Путевой лист, Рабочий лист агрегата, Учетный лист тракториста-машиниста (форма № 411-АПК). Также в них можно ввести данные вручную, по первичным документам.
В случае если списание ГСМ необходимо выполнять в конце установленного договором расчетного периода после получения документов от поставщика топлива, в документах таксировки путевых листов можно не заполнять таблицу Списываемые материалы на закладке Списание ГСМ, а создать сводный документ таксировки и заполнить его за период. Сводный документ таксировки объединит результаты расчета по всем путевым листам (учетным листам) за период.
Если путевые листы оформляются на типографских бланках, то данные путевого листа указываются в документах таксировки вручную на закладке Данные путевого листа.
В бухгалтерском учете ГСМ отражают по счету 0 105 33. Поступление по договору от продавца отражается проводкой:
- Д/т 0 105 33 343 К/т 0 302 34 374 – на сумму стоимости ГСМ.
Если приобретение топлива осуществляется водителем на АЗС за наличный расчет, т. е. на подотчетные средства, то бухгалтер сделает запись:
- Д/т 0 208 34 567 К/т 0 201 34 610 – на сумму выданных под отчет средств;
- Д/т 0 105 33 343 К/т 0 208 34 667 – на сумму приобретения ГСМ по авансовому отчету.
Списание ГСМ на текущие нужды учреждений производится по кредиту счета 0 105 33 443:
- в казенном учреждении проводкой Д/т 401 20 272 К/т 0 105 33 443;
- в бюджетном/ автономном – Д/т 0 109 60 272 К/т 0 105 33 443.
В 2005 г. продолжают действовать нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, установленные Руководящим документом Р3112194-0366-03 (далее — Руководящий документ).
———————————
Руководящий документ Р3112194-0366-03 «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утв. Минтрансом России 29.04.2003, действует до 01.01.2008.
Нормативный расход топлива определяется по формулам, которые приведены в Руководящем документе. Для каждого вида автотранспортного средства (легковых и грузовых автомобилей, автобусов, самосвалов, специальных и специализированных автомобилей) предназначена специальная формула расхода топлива.
Существует ряд условий, при работе в которых нормы расхода топлива могут повышаться. Например, при работе в зимнее время они могут быть увеличены от 5 до 20% в зависимости от климатических районов страны, при работе в городах — от 5 до 25% в зависимости от населенности (количества человек), при увеличении срока нахождения автомобиля в эксплуатации и др.
Бухгалтерский учет расходов на топливо
Сведения с карточных терминалов АЗС отправляются в процессинговый центр топливной компании, обрабатываются, и затем на их основе составляется отчет об операциях по карте.
Поставщик топлива на последний день месяца передает компании-владельцу карты: (нажмите для раскрытия)
- счет-фактуру,
- товарную накладную,
- акт сверки взаимных расчетов,
- ежемесячный отчет по операциям.
В бумагах показывается, сколько литров ГСМ было куплено фактически, сведения подлежат сверке с отчетами сотрудника, где имеется обобщенная информация из путевых листов и чеков АЗС. Товарная накладная и отчет по операциям будет являться основанием для учета топлива по с/сч 10-3 “Топливо”. Списание израсходованных ГСМ будет проходить по путевым листам.
Бухгалтерские проводки
Операция | ДЕБЕТ | КРЕДИТ |
Перечислена предоплата за ГСМ на основании выписки из банка | 60.2 | 51 |
Приняты к учету ГСМ, выданные по карте на основании договора поставки ГСМ, отчета и товарной накладной | 10.3 | 60.1 |
Учтен НДС на основании счета-фактуры | 19 | 60.1 |
Учтен НДС на основании счета-фактуры и записи в книге закупок | 68 | 19 |
Зачтена предоплата на основании бухгалтерской справки и акта сверки взаимных расчетов | 60.1 | 60.2 |
Списана стоимость заправленного топлива на основании бухгалтерской справки и путевых листов | 20, 26, 44 | 10.3 |
Законодательные акты по теме
Законодательные акты представлены следующими документами:
п. 5, 6 ПБУ 5/01 | О порядке оприходования ГСМ |
ст. 223 ГК РФ | О переходе прав собственности на ГСМ в день оплаты |
ст. 458 ГК РФ | О переходе прав собственности на ГСМ в момент фактического отпуска (в момент заправки авто) |
п. 1 ст. 172 НК РФ | О принятии НДС с покупки ГСМ к вычету только после получения счета-фактуры поставщика |
Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” | О размещении заказа путем проведения торгов или без них при сумме заказа до 100 тысяч рублей |
Методические рекомендации “Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте” (утв. Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р) | О нормах расхода топлива |
п. 52 Инструкции по бюджетному учету (утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 № 148н) | Состав затрат, которые включаются в фактическую стоимость ГСМ |
п. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 1 ст. 252 НК РФ |
О необходимости документального подтверждения израсходованных ГСМ |
Правила учета ГСМ: проводки… Нормативное регулирование
Нормы расхода топлива Фактическое количество израсходованного топлива это разница между показаниями спидометра на момент выезда и возвращения, то есть исходя из километража. В случаях работы автомобилей-самосвалов с коэффициентом полезной загрузки выше 0,5 допускается нормировать расход топлив так же, как и для бортовых автомобилей по формуле 3. |
Правила учета ГСМ обновлены – Утверждение комиссией
Как можно нормировать расходы на топливо? Два Способа В текстовой части указывается слово приказываю , а затем отображается перечень операций, которые приказаны рассчитать объемы, согласно факту измерения, применять в случае поломки определенные нормы, производить ремонтные работы в указанные сроки, обеспечить контроль расходования ГСМ в пределах нормативов. В нем приведены базовые показатели расхода газа, солярки, бензина для конкретных марок транспортных средств, дифференцированных также по классам и моделям. |
Нормы расхода топлива и смазочных материалов / Респект: Учет путевых листов и ГСМ Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью поправочных коэффициентов, регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы их значения устанавливаются распоряжениями руководителей предприятий, эксплуатирующих АТС или руководителями местных администраций. При всем этом в ходе ее определения предприятие наделено правом ориентира на нормативную часть, согласно рекомендациям Министерства транспорта от 14. |
Нормы расхода топлива
Расчет топливных расходов производится на основании утвержденных норм. Данные «лимиты» отражены в Методических рекомендациях «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденных Распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р (далее — Методические рекомендации). Сами нормы предназначены для расчетов планового расхода, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и работ, для расчетов по налогообложению предприятий и т.д.
Горюче-смазочные материалы должны расходоваться в пределах установленных норм. Отсутствие внутреннего локального акта об утверждении норм расхода ГСМ является грубым нарушением законодательства. Раньше учреждение могло разрабатывать и утверждать собственные нормы расхода топлива (Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р 3112194-0366-03), утв. Минтрансом России 29 апреля 2003 г.). Но сегодня данный документ утратил силу, а утвержденные Методические рекомендации содержат положение лишь о том, что предприятие может в случае производственной необходимости уточнять или ввести отдельные поправочные коэффициенты (повышающие или понижающие) к нормам расхода топлива при соответствующем обосновании и по согласованию с Минтрансом России (п. 6 Методических рекомендаций).
Методическими рекомендациями установлены нормы расхода топлива для различных видов транспорта — для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей, соответствующие определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса, без учета его расхода на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды.
Пунктами 5 и 6 Методических рекомендаций установлен ряд повышающих и понижающих коэффициентов. Они могут устанавливаться распорядительным документом руководителя организации и распространяться на автомобили данной организации. Если коэффициенты устанавливает орган местного самоуправления, они могут применяться всеми организациями, расположенными на данной территории. Поправочные коэффициенты к нормам расхода топлива устанавливаются в зависимости от времени года, местности, где работает автомобиль, высоты над уровнем моря и т.д.
Если необходимо применять несколько надбавок, то их значения не перемножаются, а суммируются.
Типичные ошибки бухгалтеров
Обязательное требование к путевому листу, как, впрочем, к любому документу, — его правильное оформление. Можно выделить несколько моментов, где бухгалтеры ошибаются чаще всего.
Например, нет единого правила, на какой срок оформлять путевой лист, и отсутствие такого правила вызывает много вопросов. В письме от 03.02.06 № 03-03-04/2/23 Минфин России допускает еженедельное и даже ежемесячное составление документа, в случае если этот срок позволяет организовать учет отработанного времени и расхода ГСМ. Впрочем, эта рекомендация не касается заполнения путевых листов в рамках уставной деятельности бюджетных организаций. Поэтому учреждениям рекомендуем опираться на указания Росстата. В письме от 03.02.05 № ИУ-09-22/257 Росстат указывает, что путевой лист составляется на срок в один день (одну смену). Больший период допустим только в случае командировки водителя.
Часто бухгалтеры не считают необходимым заполнять все графы оборотной стороны путевого листа. Это касается указания пунктов назначения: нередко конкретные точки заменяют общими фразами — «Поездки по городу» и пр. Они не позволяют подтвердить, что транспорт использовался в служебных целях и расходы носят производственный характер (письмо Минфина России от 20.02.06 № 03-03-04/1/129). Отсутствие в путевом листе конкретных пунктов назначения контролирующие органы признают нарушением. Ошибкой будет и отсутствие подписи водителя в каждой строке, где указаны место отправления и назначения, время выезда и возвращения машины на стоянку / в гараж.
Обратите внимание на раздел «Движение горючего». На основании граф «Расход по норме» и «Расход фактический» производится списание бензина. Фактический расход вносите строго по счетчикам. При заполнении нормативного расхода бензина на 100 км пробега возьмите за основу распоряжение Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р (в редакции от 14.07.15), где определены все нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте. Они касаются и бюджетных учреждений.
Правила получения и учета топливных карт
После заключения договора поставки топлива организацией ответственный работник бюджетного учреждения (материально ответственное лицо) получает топливную карту у поставщика нефтепродуктов на основании выписанной на него доверенности. За изготовление топливной карты продавец может потребовать уплаты ее стоимости, либо стоимость топливной карты может быть включена в стоимость топлива.
Передача топливной карты оформляется актом приема-передачи. Организация, занимающаяся сбытом нефтепродуктов, является коммерческой организаций, и ей в силу норм ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете) разрешено самостоятельно разрабатывать и утверждать формы первичных документов. Поэтому для оформления акта приема-передачи топливной карты (топливных карт) можно не использовать унифицированную форму, но в самостоятельно разработанной форме должны содержаться все обязательные для первичного документа реквизиты, перечисленные в ст. 9 вышеназванного Закона и п. 7 Инструкции N 157н .
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Примечание. Формы первичных учетных документов коммерческих организаций устанавливает их руководитель. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора определяются в соответствии с бюджетным законодательством РФ (п. 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).
При утере топливной карты покупатель — бюджетное учреждение сообщает об этом продавцу. Карта блокируется, а покупателю изготавливается новая топливная карта. Изготовление новой топливной карты взамен утерянной продавец оплачивает отдельно по стоимости, указанной в договоре поставки.
Перечисленные покупателем товара — бюджетным учреждением денежные средства в счет оплаты топлива отражаются на «карточном» счете, открытом к топливной карте. Стоимость заправки по топливной карте списывается со счета покупателя в момент обработки трансакции обслуживания, полученной при инкассации с терминала.
Топливные карты в большинстве своем программируются по двум схемам:
- суточный лимит в литрах — на топливную карту устанавливается суточный лимит определенного вида топлива в литрах, превысить который не представляется возможным. То есть каждые сутки (с 00.00.00 по 23.59.59) держателю топливной карты разрешено заправляться конкретным видом топлива в пределах установочного лимита независимо от того, заправляется он каждый день или несколько раз в месяц;
- электронный кошелек в рублях — на топливную карту программируется электронный кошелек, работающий аналогично дебетовым банковским картам. В результате каждая карта имеет свой собственный лицевой счет (электронный кошелек), остаток денежных средств на котором можно всегда узнать.
Также на топливную карту может быть установлен месячный лимит потребления топлива в рублях.
Выбор схемы программирования топливной карты производится покупателем топлива — бюджетным учреждением. В ходе использования топливной карты возможны смена одной схемы другой или изменение размера суточного лимита отпуска топлива в литрах. Изменение работы топливных карт производится на основании заявления покупателя топлива — держателя топливной карты.
Почти все спортивные бюджетные учреждения имеют на балансе или в аренде транспортные средства. При их эксплуатации используются бензин, керосин, мазут, автол, масла, тормозные и другие специальные жидкости (ГСМ).
В случае проверки финансово-хозяйственной деятельности такого учреждения приобретение и расход ГСМ являются объектом пристального внимания контролирующих органов. В данной статье мы рассмотрим бухгалтерский учет операций, связанных с приобретением и списанием ГСМ.
Приобретение ГСМ может производиться бюджетным учреждением как за наличный расчет, так и в безналичной форме. Если масла, специальные жидкости приобретаются, как правило, за наличные средства, то бензин:
- за наличный расчет;
- путем приобретения талонов на заправку ГСМ;
- путем приобретения ГСМ с использованием пластиковой карточки.
Особенности этих способов мы рассмотрим на примерах ниже.
Учет ГСМ ведется в соответствии с Инструкцией N 25н на счете 105 03 000 «Горюче-смазочные материалы». Принятие к бюджетному учету производится по фактической стоимости с учетом предъявленных поставщиком сумм НДС (при приобретении за счет бюджетных средств) и без учета НДС (при оплате за счет средств от приносящей доход деятельности, если доход последней подлежит обложению НДС). Аналитический учет ведется на Карточках количественно-суммового учета материальных ценностей. Материально ответственные лица должны вести учет ГСМ в Книге (Карточке) учета материальных ценностей по их наименованиям, сортам и количеству. Оприходование топлива и масел отражается в регистрах бюджетного учета на основании первичных учетных документов (накладных поставщика, кассовых чеков).
Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.
Приобретение за наличный расчет
При приобретении ГСМ за наличный расчет на автозаправочных станциях учреждению следует учитывать, что право на получение денежных средств под отчет, срок составления авансовых отчетов должны быть утверждены приказом руководителя и отражены в учетной политике. Наличные деньги на приобретение ГСМ должны выдаваться под отчет в размере, обусловленном производственной необходимостью учреждения. Обычно в спортивных учреждениях денежные средства на приобретение выдаются под отчет в начале месяца на срок неделю или месяц. Соответственно, по истечении этого срока водитель представляет авансовый отчет с приложенными к нему чеками и путевые листы в бухгалтерию. ГСМ приходуется и списывается на основании этих документов.
Приобретая ГСМ на АЗС за наличные денежные средства, водители должны требовать контрольно-кассовые чеки, проверять наличие в них необходимых реквизитов для представления их с авансовым отчетом в бухгалтерию.
При получении авансового отчета от подотчетного лица бухгалтер должен проверить правильность его заполнения, подсчета израсходованных сумм и отражения приобретенного ГСМ в количественном выражении в разрезе конкретных марок ГСМ.
Рассмотрим на примерах отражение в бухгалтерском учете операций по приобретению, оприходованию и списанию ГСМ за счет как бюджетных средств, так и средств от приносящей доход деятельности.
Пример 1. Спортивная школа выдала в соответствии с нормами списания водителю 01.08.2006 за счет бюджетных средств под отчет денежные средства на приобретение бензина в сумме 2500 руб. сроком на одну неделю. 07.08.2006 водитель представил авансовый отчет на сумму 2301 руб. Остаток подотчетное лицо вернуло в кассу учреждения в тот же день.
В учете операции будут отражены следующим образом:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
|
Выданы денежные средства водителю под отчет на приобретение бензина |
1 208 22 560 |
1 201 04 610 |
|
Оприходован на основании авансового отчета бензин в количестве 130 л по цене 17,70 руб. за 1 л |
1 105 03 340 |
1 208 22 660 |
|
Сдан остаток денежных средств водителем в кассу учреждения |
1 201 04 510 |
1 208 22 660 |
|
Списан бензин в количестве 130 л по цене 17,70 руб. за 1 л на основании путевых листов |
1 401 01 272 |
1 105 03 440 |
Теперь рассмотрим особенности приобретения ГСМ за счет наличных денежных средств от приносящей доход деятельности.
Пример 2. Спортивное учреждение приобрело две канистры масла по цене 564 руб. за штуку (в том числе НДС 18% — 86 руб.) за счет предпринимательской деятельности, которая подлежит обложению НДС. По договору предусмотрен аванс в размере 100%. В течение месяца масло было израсходовано и списано. Согласно учетной политике списание производится по фактической стоимости каждой единицы.
Бухгалтерский учет расходов на топливо
Сведения с карточных терминалов АЗС отправляются в процессинговый центр топливной компании, обрабатываются, и затем на их основе составляется отчет об операциях по карте. Поставщик топлива на последний день месяца передает компании-владельцу карты:
- счет-фактуру,
- товарную накладную,
- акт сверки взаимных расчетов,
- ежемесячный отчет по операциям.
В бумагах показывается, сколько литров ГСМ было куплено фактически, сведения подлежат сверке с отчетами сотрудника, где имеется обобщенная информация из путевых листов и чеков АЗС. Товарная накладная и отчет по операциям будет являться основанием для учета топлива по с/сч 10-3 “Топливо”. Списание израсходованных ГСМ будет проходить по путевым листам.
Бухгалтерские проводки
Операция | ДЕБЕТ | КРЕДИТ |
Перечислена предоплата за ГСМ на основании выписки из банка | 60.2 | 51 |
Приняты к учету ГСМ, выданные по карте на основании договора поставки ГСМ, отчета и товарной накладной | 10.3 | 60.1 |
Учтен НДС на основании счета-фактуры | 19 | 60.1 |
Учтен НДС на основании счета-фактуры и записи в книге закупок | 68 | 19 |
Зачтена предоплата на основании бухгалтерской справки и акта сверки взаимных расчетов | 60.1 | 60.2 |
Списана стоимость заправленного топлива на основании бухгалтерской справки и путевых листов | 20, 26, 44 | 10.3 |
Пример учета ГСМ по топливной карте
04.06 фирма заключила договор с АЗС на пользование топливной картой и сразу оплатила стоимость карты (118 рублей, включая НДС 18 руб.). Обслуживание карты бесплатное, право собственности на бензин переходит фирме в момент заправки авто. Карта закреплена за КамАЗ-5320, на котором доставляется товар клиентам.
05.06 карта была выдана фирме и передана водителю.
30.06 на карту был перечислен аванс (5900 рублей, включая НДС 900 рублей).
На протяжении июля водителю было выдано по карте 380 л ДТ стоимостью 15 руб./л, включая НДС 2,29 руб.:
- 07 — 180 л на 2700 руб. (НДС — 412 руб.);
- 07 — 200 л на 3000 руб. (НДС — 458 руб.).
На последний день июля (31.07) АЗС переслала фирме:
- счет-фактуру;
- акт приемки-передачи, где прописаны объем и стоимость выданного ГСМ;
- отчет по операциям с топливной картой.
Бухгалтерские проводки
Операция | ДЕБЕТ | КРЕДИТ | Сумма (руб.) |
на 04.06 | |||
Оплачена топливная карта | 60 | 51 | 118 |
Отнесена на расходы стоимость топливной карты | 44 | 60 | 100 (118 — 18) |
Отражен НДС с цены карты | 19 | 60 | 18 |
Учтена карта | 015 «Топливные карты» | — | 118 |
Принят к вычету входной НДС по купленной карте | 68 с/сч «Расчеты по НДС» | 19 | 18 |
на 30.06 | |||
Перечислен аванс | 60 с/сч «Авансы выданные» | 51 | 5900 |
на 03.07 | |||
Оприходованы ГСМ (по чекам АЗС) | 10-3 | 60 | 2288 (180 л * (15 — 2,29)) |
Учтен входной НДС | 19 | 60 | 412 |
на 17.07 | |||
Оприходованы ГСМ (по чекам АЗС) | 10-3 | 60 | 2542 (200 л * (15 — 2,29)) |
Учтен входной НДС | 19 | 60 | 458 |
на 31.07 | |||
Зачтен ранее перечисленный аванс | 60 | 60 с/сч «Авансы выданные» | 5700 (2288 + 412 + 2542 + 458) |
Принят к вычету НДС по ГСМ (по счету-фактуре) | 68 с/сч «Расчеты по НДС» | 19 | 870 (412 + 458) |
Особенности работы с топливными картами
Топливная карта — это особое платежное средство, которое позволяет приобрести ГСМ. Воспользоваться этим сервисом могут только юридические лица. Карточная оплата топлива широко используется многими крупными продавцами ГСМ. Это не совсем платежное средство — оно не позволяет оплачивать какие-либо иные товары и услуги. Воспользоваться ими можно только на определенных заправочных станциях.
Такой порядок оплаты ГСМ очень удобен любой организации: и занимающейся транспортными перевозками, и имеющей большой автопарк, и той, которая имеет только один автомобиль в собственности. Карты, в зависимости от порядка работы сервиса, могут быть:
- денежными: на них зачисляется определенная денежная сумма, которую можно расходовать на приобретение ГСМ;
- литровыми: зачисляется определенное количество топлива, доступного для заправки на АЗС.
Большее распространение получили денежные карточки для приобретения топлива. Именно такие предлагают большинство крупных сетей АЗС.