Кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Отношения в сфере развития МСП регулируются нормами закона «О развитии…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. В ч. 1 статьи 4 указанного нормативного акта устанавливается, что к субъектам МСП относятся лица (хозобщества, партнерства, компании по производственной кооперации, сельхозфермы и ИП), прошедшие госрегистрацию в соответствии с действующим законодательством и отвечающие ряду требований.

Законодательство, регулирующие вопросы малого и среднего бизнеса, критерии отнесения к таковым

Перечень условий, соответствие которым дает право относиться к субъектам МСП, установлен в ч. 1.1. ст. 4 закона № 209-ФЗ и состоит из 4 показателей (о них мы расскажем чуть позже).

Изменить численность по отраслям

Бизнес-объединение «Деловая России» сейчас готовит свой пакет предложений для правительства РФ о критериях отнесения компаний к субъектам МСП. В частности, предлагается учитывать занятость людей в различных отраслях, сообщил ТАСС сопредседатель организации Антон Данилов-Данильян.

«Основная идея выглядит следующим образом: всерьез подумать над тем, чтобы выделить какое-то количество отраслей, где труд явно превалирует. То есть, несмотря на высокое число занятых, по доходам они все равно остаются микропредприятиями. Например, уборка помещений: у них маленькие затраты на основные средства (ведра, швабры, пылесосы и так далее), а основное — это труд уборщиков или мойщиков стекол», — пояснил собеседник агентства.

Увеличение показателя численности поможет «все разумно маленькие и разумно средние компании вовлечь в учет», хотя сейчас они вынуждены ради сохранения льгот по налогам дробиться, что невыгодно государству, сказал Данилов-Данильян.

Государственный реестр и категории МСП: основные критерии

Единый перечень малого и среднего бизнеса существует с середины 2016-го, когда и были приняты соответствующие законодательные акты. Посмотреть его без труда каждый может на портале Федеральной налоговой службы (ФНС). В него включены все зарегистрированные на территории Российской Федерации представители такого предпринимательства.

Вносятся в него все позиции автоматически, после того как они регистрируются в ЕГРИП, ЕГРЮЛ, а также по подаче отчетности налоговикам. Информация, которая обычно имеется в свободном доступе:

  • Данные о кодах деятельности по ОКВЭД.
  • Полное имя любого ИП или же название юрлица.
  • ИНН налогоплательщика.
  • Место жительства или нахождения.
  • Наличие лицензии, если подкатегория занятости относится к лицензируемым.

Однако это только обязательные пункты. По желанию самого лица или организации в реестр могут быть внесены также иные сведения:

  • Полная контактная информация, по которой можно легко связаться с руководством.
  • Описание производимых товаров (продуктов), в соответствии критериям инновационных и/или высокотехнологичных показателей.
  • Контракты по госзакупкам.
  • Партнерства с государственными заказчиками.

Добавляется информация только после прохождения процесса авторизации на специальном сервисе для передачи, для чего необходимо иметь квалификационную усиленную электронную подпись.

Особенности деятельности предприятия: подведем итоги

В отличие от других государств, в России малый бизнес имеет свои характерные особенности, которые необходимо учитывать заранее:

  • Низкая легитимность. Огромное количество таковых до сих пор находиться в «тени» и используют «серые схемы» в своей работе.
  • Незначительная доля венчурной специализации. Инновации занимают всего 6% от общего производства, остальное отходит к коммерции и торговле.
  • Значительная неустойчивость, возникающая ввиду нехватки финансов и жесткой конкуренции.
  • Небольшой индивидуальный капитал, который приводит к плохому финансированию бизнеса.

Таким образом, мы разобрались, что значит расшифровка терминов, имеющих отношение к объектам и субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), а также ознакомились со списком особенностей таковых. Развиваться им приходится в достаточно непростых условиях, поэтому государственный аппарат и предусмотрел вышеописанные льготы, чтобы сделать такое дело намного более конкурентоспособным и привлекательным для множества людей.

Читайте также:  А будет ли пенсия? Как проверить отчисления в ПФР работодателем

Дополнительные критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства

Дополнительные параметры отнесения предприятия к малому бизнесу рассчитаны на ООО и АО и касаются суммарной доли участия других компаний в уставном капитале. Здесь значения следующие:

  • доля участия иностранных субъектов и юрлиц (без учета субъектов малого и среднего предпринимательства) — не более 49%;
  • доля от участия РФ, региональных субъектов и НКО — не более 25%.

Льготы для субъектов малого предпринимательства

На государственном уровне для организаций и ИП, отвечающих критериям микропредприятия, предусмотрен ряд льгот, а именно:

  • Возможность применения упрощенного бухгалтерского учета;

  • Возможность составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность;

  • Упрощенный порядок кассовых операций. Так малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У);

  • Минимум кадровой документации;

  • Приоритет при участии в госзакупках (на долю микропредприятий должно приходиться не менее 15% общего годового объема госзакупок).

  • Право на субсидии и гранты;
  • На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС).

Понятие среднего бизнеса

С развитием рыночных отношений в России стали появляться и предприятия: мелкие, средние, крупные. Попутно в научной литературе за ними закрепились термины: «малый бизнес», «средний», «крупный».

Интересно, что в законодательных актах, в публикациях чаще встречаются понятия «малый и средний бизнес» (МСБ), «средний и крупный», а о среднем бизнесе как об отдельном субъекте отношений говорят реже. В то же время он оказывает большое влияние на развитие национальных рынков мира. Предприятия, которые к нему относятся, создают рабочие места, занимаются производством новых видов товаров, стимулируют конкуренцию, а та, в свою очередь, способствует экономическому росту.

Выделяют и особенности среднего предпринимательства, а именно:

  • стремление к инновациям;
  • постоянное повышение качества предоставляемых товаров и услуг;
  • склонность к медленной адаптации на постоянно меняющемся рынке.

Есть данные, согласно которым около 30% мирового ВВП формируется именно в среднем бизнесе. В России этот показатель в 2018 году составлял около 20,2% для МСБ, но государство планирует увеличить цифру к 2025 году.

Предприятия среднего бизнеса чаще всего занимаются:

  • торговлей;
  • строительством;
  • производством товаров.

Также к этому сектору относятся: частные медицинские центры, компании, которые предоставляют различные услуги, в том числе в сфере IT.

Как правило, все они работают на внутреннем рынке, так как выход на мировые имеет всё же крупный бизнес.

Чтобы средний бизнес стал крупным, необходимо внедрить систему. Многие владельцы боятся систематизировать свои компании, потому что имеют ложные представления об устройстве системных компаний. Мы развенчали все мифы в новой статье.

Как организации попасть в реестр субъектов МСП

Сведения о юрлицах и ИП вносятся в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно. 10 — го августа текущего календарного года. На основе сведений, имеющихся у налоговиков по состоянию на 1 июля текущего календарного года. Требование в отношении суммарной доли участия юриц, не являющихся субъектами МСП. В уставном капитале ООО в целях внесения сведений о таких обществах в Реестр учитывается при внесении сведений в Реестр. Начиная с 2017 года.

Если до момента актуализации сведений Реестра 10 августа 2017 года участник ООО не являлся субъектом МСП. Сведения о нем до указанного момента не могли быть включены в Реестр. Условия по суммарной доле участия, не считаются соблюденными.

Таким образом, если ООО по состоянию на 1 июля 2017 года не соответствовало условию по суммарной доле участия юрлиц, не являющихся субъектами МСП. То сведения о нем в Реестре не содержатся.

Субъекты предпринимательской деятельности: средние, малые и микропредприятия

В мировой экономике сложилась классификация предприятий, которые по установленным критериям подразделяются на крупные, средние и малые. К числу последних отнесены и микропредприятия.

Малые и средние предприятия играют особую роль в экономике страны и отдельных ее регионов. В бизнесе , отнесенном к этой категории, в мире занято около половины трудоспособного населения, не него, по данным ООН, приходится от 30 до 60% национального продукта.

Читайте также:  Агентский договор — все, что нужно знать

Средние, малые и микропредприятия в развитых странах оказывают влияние на экономику за счет:

  • создания большого количества рабочих мест по месту своего расположения;
  • развития и индустриализации сельских и удаленных районов;
  • использования местных ресурсов;
  • справедливого распределения доходов за счет менее формального администрирования.

В силу этого становится понятно, почему в России деятельность средних, малых и микропредприятий регулируется отдельным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», принятым 24 июля 2007 года. Правовым актом установлены характеристики, по которым различаются эти виды бизнес-деятельности.

Малое предприятие – критерии отнесения 2021

Чтобы понимать, что такое малые предприятия, критерии 2021 года необходимо изучить по действующему Закону № 209-ФЗ от 24.07.07 г. (далее – Закон). В соответствии с п. 1 стат. 3 субъекты МСП – это отнесенные по критериям микро, малые и средние предприятия, включая ИП и юрлиц, хозобщества, КФХ и кооперативы потребительского и производственного вида. Преимущества ведения деятельности в качестве субъекта МСП является очевидным для уже опытных бизнесменов.

По Закону № 402-ФЗ от 06.12.11 г. – это возможность использования упрощенной методики ведения учета и формирования отчетности. По Указаниям ЦБ № 3210-У от 11.03.14 г. – это отсутствие необходимости утверждения лимита наличного остатка в кассе. А по Закону № 294-ФЗ от 26.12.08 г. – это «налоговые каникулы» по проверкам планового типа в общих случаях вплоть до конца 2021 г. Кто же может наименоваться субъектом СМП?

Основной критерий отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства заключается в численности (среднесписочной) персонала компании. Полный перечень обязательных условий для получения статуса МСП содержится в стат. 4 Закона. Кроме уже обозначенного критерия, среди других необходимых условий поименованы показатели доходов и доли от участия учредителей в уставнике. Далее приведены действующие критерии для предприятия малого и среднего бизнеса.

Отчетная документация

В последнее время государственный аппарат принял указ о разрешении предоставлять отчетную документацию в виде упрощенного бухгалтерского баланса для микропредприятия. Но заранее был оговорен факт того, что подобный «легкий» отчет могут сдавать лишь представители малого предпринимательства.

Подобное решение было положительно принято небольшими организациями, потому что отчетные величины организаций за 2021 год имеют небольшие отличия от величин, полученных несколькими годами ранее. Организация имеет право самостоятельно принимать решение в каком виде предоставить отчет: в полном объеме или в упрощенном виде.

Обычно, микропредприятия выбирают второй вариант. Подобный вид деятельности привносит в малый бизнес большое значение, поскольку даже такие малые предприятия заносятся в общий налоговый реестр. Получается, что подобный реестр может выступать в качестве юридического подтверждения при спорных ситуациях с микропредприятиями.

Преимущества крупного бизнеса

  1. Масштабы производства в крупном бизнесе внушительны. Фирмам-гигантам удается удерживать этот показатель на высоком уровне за счет снижения издержек на единицу продукции. Для этого устаревшее оборудование незамедлительно меняют или перераспределяют ресурсы производства, что позволяет получать больше прибыли.
  2. Выгодность капиталовложений.
  3. Крупный бизнес обладает высокой конкурентоспособностью и мобильностью.
  4. Предприятия крупного бизнеса имеют представительства и филиалы в разных городах, штат сотрудников фирмы-гиганта исчисляется тысячами, что повышает престиж компании.
  5. Благодаря стабильно высокому доходу владельцы этой формы бизнеса могут себе позволить рекламировать свою продукцию на популярных телеканалах.
  6. Крупный бизнес способен оказывать существенное влияние на экономическое состояние не только одного региона, но и всей страны в целом благодаря своей высокой эффективности.
  7. В России крупные предприятия являются основными налогоплательщиками, и именно они обеспечивают стабильность экономической системы.
  8. Именно через крупный бизнес осуществляется внедрение новых технологий производства.

Недостатки крупного бизнеса

  1. Отсутствие у предпринимателя достаточного стартового капитала. Крупные компании на начальных этапах становления в любой отрасли экономики требуют серьезных финансовых вложений. Кроме того, могут возникнуть непредвиденные расходы при развертывании общенациональных операций, особенно во время кризиса в стране.
  2. Престиж компании в глазах потребителей повышается, если ее продукция сертифицирована. Однако получение патентов и лицензий часто связано с определенными трудностями и проверкой продукции на соответствие международным стандартам качества.
  3. В случае брака товара уровень доверия к производителю резко падает. В этом случае компания рискует обанкротиться: уходят высококвалифицированные специалисты, а банки отказывают компании в выдаче кредита.
  4. В крупной торговле существует большая вероятность нехватки оборотных денежных средств.
  5. Хозяйственные отношения в крупных предприятиях четко локализованы. Горизонтальные экономические связи возможны только в пределах компании.
  6. В плане управления крупные предприятия гораздо тяжелее, нежели мелкий или средний бизнес. В большинстве случаев взаимодействие между структурными подразделениями фирмы затруднено: экономическая гибкость в этом случае невысока. Контроль за исполнением инструкций и делегированием полномочий в крупных компаниях усложнен. Кроме того, отдельные структурные подразделения фирмы могут преследовать собственные цели, не соответствующие концепции фирмы.
  7. Излишняя концентрация экономической деятельности.
  8. В условиях сегодняшней российской действительности ключевая роль в развитии экономики принадлежит все же малому бизнесу. Крупные формы бизнеса, по сути, помогают переправлять денежные средства в казну государства, не занимаясь производством чего-либо.

Учет на микропредприятиях

Большинство микропредприятий имеет право вести бухгалтерский учет по упрощенному варианту (информация №ПЗ-3/2016 Минфина от 29-06-16). Применение упрощенной системы БУ зависит, прежде всего, от того, какой метод учета применяет предприятие – «микро»: кассовый или метод начисления.

При кассовом методе обязательно применять двойную запись. Если на предприятии совершается менее 30 операций за месяц, то их можно отражать в книге учета фактов хозяйственной деятельности, ведомости по зарплате и на счетах двойной записью. Если операций более 30, следует применять специальные ведомости в сочетании с методом двойной записи и планом счетов БУ (см. информацию Минфина ПЗ 3/2012 п. 4.1). Формы документов и учетных регистров применяются согласно приказу Минфина от 21-12-98 №64-н.

Метод начисления позволяет отказаться от использования в учете корреспонденции счетов и двойной записи как таковой. Микропредприятия в этом случае используют для учета самостоятельно разработанные учетные регистры, на основе которых и заполняют бухгалтерскую отчетность. Если при использовании метода начисления применяется метод двойной записи, необходимости в разработке собственной документации нет: заполняются унифицированные формы и, как обычно, хозяйственные операции отражаются двойной записью.

О мерах по расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам компаний с государственным участием

30 мая 2017 06:45

Постановление от 20 мая 2017 года №608. В соответствии с приоритетным проектом «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Направлено на расширение перечня крупнейших заказчиков в целях увеличения объёма закупок отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В частности, изменены критерии отнесения организаций к конкретным заказчикам регионального уровня – годовой объём выручки (величины активов) уменьшен с 2 млрд рублей до 500 млн рублей.

Также изменены критерии отнесения организаций к отдельным заказчикам, в отношении которых АО «Корпорация “МСП”» и органы исполнительной власти субъектов Федерации проводят мониторинг соответствия, – годовой объём выручки (величины активов) уменьшен с 50 млрд рублей до 40 млрд рублей (для заказчиков федерального уровня) и до 10 млрд рублей (для заказчиков регионального уровня).

  • Справка
  • Внесено
    Минэкономразвития России в целях реализации приоритетного
    проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»
    (паспорт проекта утверждён по итогам заседания президиума Совета при Президенте
    России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 ноября 2016
    года).
  • В
    соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ
    «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
    Правительством России были установлены особенности закупок отдельных заказчиков
    у субъектов малого и среднего предпринимательства (утверждены постановлением Правительства от 11 декабря 2014 года №1352),
    а также порядок проведения оценки и мониторинга планов, проектов планов и
    вносимых в такие планы изменений конкретных заказчиков федерального и
    регионального уровней, проводимых акционерным обществом «Федеральная корпорация
    по развитию малого и
    среднего предпринимательства» (далее – АО «Корпорация “МСП”») или органами исполнительной власти
    субъектов Федерации (утверждён постановлением Правительства от 29 октября
    2015 года №1169).
  • В целях
    увеличения доли закупок заказчиками у субъектов малого и среднего
    предпринимательства подписанным постановлением в эти нормативные правовые акты
    внесены изменения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *