Нуждающиеся в жилье ленинградцы теперь могут встать на учет через Госуслуги
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нуждающиеся в жилье ленинградцы теперь могут встать на учет через Госуслуги». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно статье 4 закона Волгоградской области от 01.12.2005 № 1125-ОД «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области» необходимым основанием для признания лица нуждающимся в улучшении жилищных условий, помимо отсутствия у него жилплощади или наличия жилплощади менее учётной нормы, является признание его малоимущим.
Комментарии к ст. 52 ЖК РФ
1. В социальный наем жилье предоставляется только тем гражданам, которые состоят на учете. Представляет некоторую сложность установление случаев, когда допустимо отступление от этого правила (ч. 1 комментируемой статьи).
Гражданам, не состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, по договору социального найма могут предоставляться жилые помещения, освободившиеся в коммунальной квартире (см. ч. ч. 1, 2 ст. 59 ЖК и соответствующий комментарий).
Гражданам, которые имеют право получить жилье вне очереди (ч. 2 ст. 57 ЖК), могут предоставляться жилые помещения и в случае, если они не состояли на учете.
2. На учет для получения жилых помещений в социальный наем принимаются нуждающиеся в жилых помещениях:
— малоимущие граждане;
— иные граждане, указанные в законе (федеральном, субъекта Федерации) или указе Президента РФ.
Учет ведется раздельно по каждой из этих категорий граждан. Если нуждающийся в жилом помещении гражданин является малоимущим и в то же время относится к иной категории граждан, которые в соответствии с законом имеют право получить жилье в социальный наем, то он может встать на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч. 2 ст. 52 ЖК).
3. Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами местного самоуправления. Причем эти органы ведут как учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилье, которым будут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда, так и учет других нуждающихся в жилье граждан, которые в соответствии с законом могут получить в социальный наем жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или субъекта Федерации.
Федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Федерации может быть предусмотрено, что учет тех граждан, которые не являются малоимущими, но имеют право на жилье жилищного фонда социального использования, осуществляется в ином порядке (не органами местного самоуправления), например органами юридических лиц (по месту работы таких граждан).
4. Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства граждан . Если это допускается законодательством, граждане могут встать на учет и не по месту своего жительства. Так, работникам, высвобождаемым при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющим стаж подземной работы не менее 10 лет и достигшим пенсионного возраста, предоставляется жилье по новому месту жительства .
———————————
Несомненно, что немало затруднений вызывает существующий в законодательстве понятийный и терминологический разнобой. Местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК). В ЖК РФ понятия «место жительства гражданина» и «населенный пункт, в котором проживает гражданин» отождествляются. Между тем территория муниципального образования далеко не всегда ограничивается территорией населенного пункта. Так, муниципальным образованием может быть и сельский район, включающий в себя ряд населенных пунктов. По-видимому, в таких случаях орган местного самоуправления будет вести учет граждан раздельно по различным населенным пунктам, входящим в данное муниципальное образование.
См.: ФЗ от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» // СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3033.
Как представляется, и в этих случаях ничего не мешает гражданину состоять на учете по месту жительства и одновременно в органе местного самоуправления по предполагаемому месту жительства.
5. Несовершеннолетних граждан (ими считаются лица, не достигшие 18 лет) в жилищных отношениях по общему правилу представляют их законные представители — родители, опекуны или попечители .
———————————
Исключение из этого правила составляет, например, указание, содержащееся в ч. 1 ст. 111 ЖК РФ, в силу которого членом кооператива может быть гражданин, достигший 16-летнего возраста.
Над малолетними (гражданами, не достигшими 14 лет) устанавливается опека (ст. 32 ГК). Над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет устанавливается попечительство (ст. 33 ГК).
При постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях несовершеннолетних граждан от их имени действуют (подают заявление и т.д.) родители, усыновители, опекуны или попечители.
Постановка на учет граждан, ограниченных в дееспособности, осуществляется по заявлению их попечителей.
При постановке на учет граждан, признанных недееспособными, от их имени действуют опекуны.
В большинстве случаев гражданин, обращаясь с заявлением о постановке на учет, действует от собственного имени (и в своих интересах), а также от имени других граждан (членов своей семьи, в том числе несовершеннолетних граждан, граждан, ограниченных в дееспособности или признанных недееспособными).
6. Граждане принимаются на учет на основании их заявлений. Естественно, к заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие право состоять на учете, в частности документы, подтверждающие состав семьи, свидетельствующие о том, что граждане, обратившиеся с заявлением, являются малоимущими, подтверждающие их право быть признанными нуждающимися в жилом помещении.
7. С целью максимально обеспечить права граждан в ЖК РФ включено большое число весьма детализированных норм инструктивного характера, в том числе регламентирующих отношения, возникающие по поводу принятия граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях. К ним относятся указания о выдаче расписки в получении заявления и прилагаемых к нему документов (с перечнем документов и указанием даты их получения), о том, что заявление должно быть рассмотрено и принято решение в течение 30 рабочих дней, о необходимости извещения гражданина о принятом решении в течение трех рабочих дней.
В случае отказа в принятии на учет соответствующее решение должно быть мотивировано (см. ст. 54 ЖК и комментарий к ней).
8. При установлении порядка ведения учета обычно воспроизводятся нормы ЖК РФ и, кроме того, вводится большое число норм процедурного характера (о ведении книги учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, учетных дел и т.д.) .
———————————
Приказом Минрегиона России от 25 февраля 2005 г. N 18 утверждены Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма.
Основания постановки на учет в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий
1) они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или(и) собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, не имеют иного жилого помещения на правах собственности или социального найма, проживают в квартире, занятой несколькими семьями (коммунальной квартире) и подлежащей расселению в соответствии с целевой программой Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге «, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 17 октября 2007 года N 513-101 «О целевой программе Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге «;
- инвалиды Великой Отечественной войны;
- участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
- лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
- лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
- члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
Где и как встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий
Если вышестоящие органы принимают положительное решение, заявителю приходит уведомление о том, что он поставлен на учёт. Варианты улучшений Понятие улучшения условий проживания на сегодняшний день значит некий комплекс государственных действий, которые направлены на обеспечение помощи для малоимущих граждан и лиц льготных категорий, которые в этом нуждаются.
- паспорта супругов и детей от четырнадцати лет – оригиналы и копии;
- свидетельства о рождении детей, не достигших четырнадцати лет;
- выписка из банка о том, что граждане являются кредитоспособными;
- документы, подтверждающие право семьи на улучшение условий проживания с государственной помощью.
Норма жилой площади на одного человека в ленинградской области
Нигде не могу найти размер площади ((( 1) каковы нормы Уточнение от 25 мая 2020 — 22:40(* последняя строка лишняя — просьба игнорировать !) Тематика: Ответы: 26 мая 01:04 На каждого члена семьи нанимателя должно быть не менее 9 кв.м. на человека. Если же менее, то тогда имеются основания для признания Вас нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Тематика: Ответы: 23 февраля 22:48 Учетная норма площади жилого помещения, определяющая минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается представительным органом местного самоуправления ( ч. 4 ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 26.10.2005 N 89-оз
Норма предоставления и учетная норма
Вдогонку к предыдущему …
Законодательная норма предоставления и учетная норма В части 1 статьи 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Согласитесь, уж больно мудрено сформулировали определение нормы предоставления законодатели. Это – минимальное количество квадратных метров жилья, которое предоставляется в расчете на одного человека. Например, норма предоставления в г.Лыткарино составляет 14 кв. метров общей площади на одного человека. Меньше быть не должно, больше – может быть. Размер общей площади квартиры определяется как сумма площади всех ее частей, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (часть 5 статьи 15 ЖК РФ). Согласно части 2 статьи 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма. В части 3 сказано, что федеральными законами, законами субъектов РФ, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма иным категориям граждан (о них разговор велся раньше), могут быть установлены для этих категорий граждан иные нормы предоставления.
Особые условия для многодетных семей
На сегодняшний день существует ряд государственных программ по улучшению жилищных условий, многие из них нацелены на улучшение жилищных условий для многодетных семей, которые относятся в категории первоочередников.
Для того, чтобы встать на очередь по улучшению жилищных условий многодетной семье и стать участником федеральной или региональной программы, в семье должно быть трое и более несовершеннолетних детей или детей, не достигших возраста 23 лет и обучающихся в ВУЗе на дневном отделении (последнее условие не для всех регионов). К общему списку документов будет необходимо приложить – копии свидетельств о рождении детей и справку, дающую семье статус малоимущей (оформляется в органах социальной защиты) при необходимости.
Как встать на учет нуждающихся в жилье
– Нуждающимися в улучшении жилищных условий для предоставления жилой площади на условиях социального и коммерческого найма или приобретении жилья признаются граждане, имеющие обеспеченность общей площадью на одного члена семьи ниже учетной нормы площади жилья (15 кв. м в Тюменской области). В случае наличия у граждан и членов их семей нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или принадлежащих им на праве собственности, расчет площади при принятии на учет производится исходя из суммарного размера всех занимаемых и (или) принадлежащих им на праве собственности жилых помещений.
– Мы молодая семья из трех человек (я, жена и ребенок 2,5 лет), проживаем в с. Юргинском на квартире родственников жены (жена прописана в ней, а я в доме у матери), своего жилья не имеем. До заключения брака моя жена стояла в очереди как мать-одиночка. Хотел узнать, на какую помощь от государства мы можем рассчитывать?
Александр, Юргинский район
Отвечает член Ленинского филиала Тюменской областной коллегии адвокатов Вадим Александрович Грач (тел. 8-912-396-65-61):
Требуемая документация
Для регистрации в статусе нуждающегося в помощи в улучшении жилищных условий потребуется подготовить пакет определенных документов. Постановка в очередь осуществляется после представления следующего перечня документов:
- Заявление установленной формы;
- Гражданский паспорт обратившегося лица;
- Технический план помещения, составленного БТИ;
- Справка о наличии задолженности по внесению платежей за коммунальные услуги;
- Информация из домовой книги о прописанных лицах;
- Справочные сведения, подтверждающие статус малоимущего;
- Выписка, подтверждающая либо опровергающая наличие прав собственника на недвижимый объект;
- Справки, подтверждающие наличие тяжких заболеваний, статуса сироты, удостоверения участников всевозможных войн и другое.
Определение понятия «учетная норма площади жилого помещения»
Учетная норма площади жилого помещения — это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4 ст. 50 ЖК РФ).
Вместе с тем, в литературе справедливо отмечается, что вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (о том, что учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, перешагнув который граждане не считаются нуждающимися в жилье.
Следует обратить внимание, что понятие учетной нормы площади жилого помещения, установленное в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ, предполагает, что этот норматив используется исключительно в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма, как и норма предоставления жилья, устанавливается органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК РФ). Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Теоретически возможно их совпадение по размеру, однако на практике, как правило, норма предоставления выше учетной нормы.
Правило о том, что размер учетной нормы не может превышать размер нормы предоставления, не должно применяться в случаях, когда специальные учетные нормы устанавливаются федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 6 ст. 50 ЖК РФ.
При установлении учетной нормы учитывается достигнутый в соответствующем муниципальном образовании уровень обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, степень остроты жилищной проблемы, состояние и структура имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.
Установленные органами местного самоуправления учетные нормы даже в границах одного субъекта РФ могут существенно отличаться друг от друга. Такие примеры приведены ниже.
Очередь на жилье в Санкт-Петербурге
Содействие в улучшении жилищных условий оказывается в порядке очередности. Уполномоченный орган ежегодно составляет списки граждан, которым планируется оказание содействия. На основании сводного реестра уполномоченный орган составляет план оказания содействия (далее — годовой жилищный план).
Перечень документов, подлежащих рассмотрению при принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями, членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также детей, родившихся в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении, и граждан, являющихся нанимателями и(или) собственниками (членами семьи нанимателей и(или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах, утверждается уполномоченным органом.
Условия и порядок постановки на очередь на улучшение жилищных условий
При этом, если гражданин был снят с учета без его согласия в виду нарушения правил пребывания на очереди, у него есть право в течение 3-х месяцев обжаловать решение местных органов уже в местном суде. Кстати, наиболее распространенным поводом для снятия является получение наследства, которое может состоять из нескольких долей даже в разных квартирах, которые в рамках закона суммируются и таким образом дают основание считать, что гражданин жильем обеспечен, хотя на самом деле это не так.
- граждане, признанные малоимущими в установленном законом порядке, при условии соблюдения вышеперечисленных оснований;
- дети-сироты, которым по окончании интерната либо выпуска из детского дома нужно где-то жить;
- многодетные семьи, также не имеющие возможность купить другую квартиру в виду отсутствия средств;
- молодые семьи при условии, что в соответствующем регионе принята программа по оказанию помощи молодоженам.
Порядок постановки в очередь на получение жилья
В соответствии с Жилищным Кодексом, снятие с очереди может осуществляться только тем органом, решение которого явилось основанием для первоначальной регистрации в оной. Решение приводится в действие спустя 30 дней, как семья была уведомлена о выявленных обстоятельствах. Документ подлежит вручению в течение 3-х дней с момента его принятия. Кстати, именно в этой бумаге должна содержаться подробная информация о причинах снятия.
- гражданин-защитник Родины;
- ребенок-сирота, у которого так и не появились опекуны;
- лицо, местом проживания которого является жилое здание, признанное ветхим или аварийным в установленном порядке;
- ветеран ВОВ;
- ликвидатор последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
- лицо при наличии хронического заболевания, опасного для окружающих людей;
- переселенец, которого к подобным действиям подтолкнули обстоятельства;
- малообеспеченное семейство;
- семья, занимающаяся воспитанием 3-х и более детей;
- мать-одиночка (при наличии документального подтверждения).