У виновника ДТП нет ОСАГО. Как правильно поступить в этом случае
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «У виновника ДТП нет ОСАГО. Как правильно поступить в этом случае». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
После того как в вас въехали выясняется, что у виновника ДТП нет полиса ОСАГО, он просрочен или поддельный, то есть купленный за копейки и конечно же его нет в базе РСА. В такой ситуации вам придется взыскивать деньги с виновника ДТП, как раньше, по старинке когда не было полисов страхования.
Обязательно ли делать экспертизу?
Да эта процедура обязательна, если конечно вы хотите взыскать деньги на ремонт!
Видите ли, размер причиненного ущерба необходимо подтвердить, на глаз его сложно определить, так как у вас нет знаний, да и эксперты не могут определить размер ущерба на глаз, так как это не реально. Это первый момент, а второй момент, это то, что если виновник ДТП отказывается вам возмещать ущерб, то вы должны обратиться в суд, а суд обязательно запросит документальное подтверждение размера ущерба, а такое подтверждение может сделать только эксперт и отразить свое заключение в отчете, как раз по отчету судья и будет видеть, сколько он должен будет взыскать с причинителя вреда. А если у вас не будет экспертизы, то суд вам просто откажет и все же отправит вас делать экспертизу. Как видите без нее никуда.
Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:
- «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
- «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
- Электронная база стоимости запчастей.
Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:
- № 1 — требования к проведению фотосъемки;
- № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
- № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
- № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
- № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
- № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
- № 9 — коэффициенты эксплуатации;
- № 10 — коэффициенты механических повреждений.
Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.
В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.
Какие факторы могут влиять на сумму ущерба
Экспертный акт осмотра ТС после ДТП — основной документ, по которому рассчитывают сумму ущерба. По мере обнаружения скрытых повреждений или проведения дополнительных экспертиз сведения в него могут добавляться. Информация для расчета затрат на ремонт берется из этого акта.
Важные критерии для оценки состояния автомобиля:
- марка ТС;
- год его производства и постановки на учет;
- оснащение авто в момент покупки;
- город регистрации авто и где произошло ДТП;
- в каком состоянии был автомобиль до аварии;
- в каком состоянии запчасти, требующие замены.
Страховая компания для расчета стоимости ремонта использует средние показатели стоимости:
- ремонтных работ;
- материалов для произведения работ;
- запчастей для замены.
Последний показатель берут из Единого электронного справочника цен на автозапчасти, составленного РСА. Он размещен в интернете, в открытом доступе. Справочник периодически корректируют. По сути, это простой калькулятор. Чтобы рассчитать цену, нужно указать дату ДТП, марку авто, номер экономической зоны и номер запчасти.
Показатели, которые уменьшают размер компенсации:
- износ поврежденных запчастей (выражается в процентном коэффициенте);
- год выпуска ТС, время эксплуатации;
- пройденный путь в километрах.
Если ремонт невозможен или его стоимость будет больше, чем стоимость новой машины, СК обязана выплатить компенсацию в сумме, достаточной для покупки нового авто. Здесь тоже применяется методика расчета. Из предположительной стоимости новой машины вычитают цену целых запчастей. Предполагается, что владелец сможет их реализовать. Коэффициенты для расчета их стоимости тоже определены ЕМРУ.
Постановления Верховного суда в отношении отсутствия ОСАГО у пострадавшего
В июне 2016 года Президиум Верховного Суда РФ утвердил обзор практики судебных дел, которые связаны с ОСАГО. В шестом пункте документа рассматривается пример: пострадавший в аварии может обратиться к страховщику за прямым возмещением ущерба. Оказалось, что авто было куплено недавно. Пострадавший предъявил страховщику автогражданку с неограниченным количеством водителей (получил от предыдущего собственника машины), на момент ДТП документ продолжал действовать. Страховщик отказал ему в прямом возмещении потерь.
Суд занял сторону страховщика, поскольку «после подписания соглашения по ОСАГО замена авто, изменение срока страхования и страхователя не допускаются». Такой порядок устанавливает Постановление Пленума ВС РФ №58 от 26.12.17 в пункте 11. Другими словами, на дату дорожно-транспортного происшествия у пострадавшего не было действующего полиса автогражданки, поэтому он должен направить заявление о покрытии убытков страховой виновника в инциденте.
В Обзоре ВС в пункте 16 сообщается о деле о поддельной страховке у пострадавшего в аварии. Судебный орган установил, что «при отсутствии доказательств подписания соглашения автогражданки и установления факта поддельности страховая компания не обязана производить возмещение ущерба».
Как выиграть суд по ДТП без страховки?
Для того, чтобы выиграть суд по ДТП без страховки необходимо изначально позаботиться о доказательной базе, т.е собрать все необходимые документы в подтверждение своей правоты. Кроме того, в отдельных случаях требуется заключение экспертов.
Если часть доказательств истец решил не предоставлять, например, не обращаться к экспертам раньше времени, чтобы не тратить лишние деньги, тогда в процессе рассмотрения дела и при наличии возражений со стороны истца можно обратиться к суду с ходатайством о назначении экспертизы для определения, например, размера причиненного вреда.
Следует внимательно отнестись к доводам противоположенной стороны, которая возражает по заявленным требованиям и предоставить контраргументы на ее доводы.
Поможет в разрешении спора в пользу истца и судебная практика, а также различные постановления пленумов, на которые следует сослаться либо в иске, либо в дополнениях к иску или пояснениях, которые лучше оформить в письменном виде и передать суду.
По обстоятельствам ДТП можно заявить ходатайство о допросе свидетелей, если они имеются.
Активное поведение во время рассмотрения дела, т.е. пояснения по обстоятельствам дела, по существу заявленных требований, возражение на доводы второй стороны в совокупности помогут одержать победы. Однако, следует учитывать, что требования должны быть законными и подтверждаться документами.
Попал в ДТП без страховки – как себя вести?
Принцип работы страховки ОСАГО совсем несложный. Сначала стоимость ремонта поврежденной машины погашает страховщик пострадавшего автовладельца, а затем эта сумма взимается с компании, в которой покупал страховой полис виновник инцидента.
Соответственно, если страхового полиса у него нет, то он должен из своего кармана предоставить сумму, которая была потрачена на ремонтные работы автомобиля. Кроме этого, в судебных исках часто указывается, что он еще должен выплатить моральную компенсацию.
Есть три выхода из ситуации, когда в ДТП виновата машина без страховки ОСАГО:
- Произвести оплату ущерба прямо на месте происшествия.
- Направить досудебную претензию.
- Подать судебный иск.
Если у виновника ДТП нет страховки, не следует думать, что не можете рассчитывать на возмещение материального вреда. Вы вправе требовать полную компенсацию ущерба, которую обязано возместить виновное лицо.
При этом не нужно сразу бежать в суд, а попытаться урегулировать конфликт путем переговоров. Вполне возможно, что при незначительном ущербе, участник аварии согласен рассчитаться мирным путем.
Лишь при невозможности придти к соглашению стоит привлечь к разбирательству судебную инстанцию. При этом вы сможете требовать компенсацию не только имущественного вреда, но и всех понесенных расходов, связанных с этим делом.
Группа депутатов внесли в Госдуму законопроект, позволяющий в случае ДТП с виновником, не имеющим полиса ОСАГО, выплачивать страховое возмещение компании, с которой заключил договор пострадавший. Впоследствии страховая компания могла бы взыскать эту сумму с виновного лица через суд. Документ еще не утвержден, но его принятие существенно бы облегчило взыскание сумм с виновника аварии.
Гражданин К.А.Н. обратился в суд с требованием о возмещении урона, полученного в ДТП, и судебных расходов.
Он указал, что произошло дорожное происшествие с участием двух автомобилей под управлением И.Н.В. и К.А.Н., в результате чего машины получили повреждения.
Вина И.Н.В. установлена постановлением судьи, которым ответчику назначено наказание в виде лишения водительских прав сроком на 1 год.
Заключением эксперта установлена стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца в размере ….. рублей.
Страховой компанией, в которой была застрахована гражданская ответственность И.Н.В., выплачено в счет возмещения ущерба ….. рублей.
Истец просит взыскать с ответчика сумму убытков в размере ….. рублей, которая состоит из стоимости восстановительного ремонта плюс оплата эвакуатора минус сумма, выплаченная страховой компанией. Кроме того:
- государственная пошлина;
- расходы на экспертизу;
- услуги представителя;
- оплата нотариальной доверенности;
- почтовые расходы.
Всего …. рублей.
Ответчик И.Н.В. в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия.
Ранее в суде иск не признала, обосновывая тем, что:
- О проведении осмотра автомобиля она узнала за несколько часов и не присутствовала при нём.
- Считает, что размер повреждений и стоимость ремонта преувеличены.
- Считает, что менять кузов было не обязательно.
- Утверждает, что в настоящее время истец отремонтировал автомобиль за небольшую сумму и по внешнему виду ремонт сделан некачественно, кузов не менялся и требование возместить замену неправильно.
- Истец продал машину, не предоставив её эксперту для осмотра, и указанная стоимость ремонта необъективна.
Представитель ответчика считает иск не подлежащим удовлетворению в связи с тем, что стоимость ремонта автомобиля не превышает его среднерыночную стоимость. Следовательно, размер ущерба составляет ….. рублей, который сложился из размера ущерба по заключению эксперта за минусом страхового возмещения.
Указал также, что:
- Сумма возмещаемых убытков в случае полной гибели имущества потерпевшего определяется в размере действительной стоимости автомобиля в день наступления страхового случая.
- Полная гибель подразумевает невозможность ремонта, либо случаи когда стоимость ремонта равна стоимости имущества или превышает её.
- Стоимость годных остатков автотранспортного средства может рассчитываться только при полной гибели автомобиля в результате ДТП.
- Так как стоимость ремонта транспорта больше 85% от его стоимости в момент повреждения, то наступила его полная гибель и ремонт нецелесообразен.
Представитель ответчика считает, что размер ущерба, взыскиваемого с ответчика должен составить ….. рублей. Эта сумма складывается из рыночной стоимости автомобиля минус стоимость годных остатков минус сумма, выплаченная истцу по страховке.
Судом назначена экспертиза в лаборатории судебных экспертиз Министерства юстиции РФ.
Заключением экспертизы установлено, что размер ущерба составляет ….. рублей, средняя рыночная стоимость машины – …. рублей.
Эксперт поддержал истца, разъяснил, что по имеющимся повреждениям восстановительный ремонт автомашины возможен.
Суд пришёл к следующему:
Размер ущерба, причиненного К.А.Н. в результате ДТП, составляет ….. рублей (сумма по заключению эксперта минус страховая выплата по ОСАГО).
Эта сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Кроме того, взысканию подлежат:
- расходы на эвакуатор;
- государственная пошлина;
- почтовые расходы;
- заключение эксперта;
- оплата судебной экспертизы;
- расходы на представителя;
- нотариальная доверенность.
Расходы суда по рассмотрению дела в сумме ….. рублей, суд взыскивает в доход местного бюджета.
Особенности получения выплаты
Если потерпевший не застрахован, ему следует проявлять особенную осторожность, чтобы не оставить страховщику шансов отказать в выплате. Важно учитывать следующие нюансы:
- стоит подготовиться к проведению независимой экспертизы, так как страховая, скорее всего, умышленно занизит сумму выплаты;
- нужно сразу получить реквизиты страховщика у виновной стороны, так как именно потерпевшему придется иметь с ним дело;
- необходимо подготовить все документы для досудебной претензии и судебного разбирательства, так как споров со страховщиком редко удается избежать (для этого сразу на месте происшествия нужно позаботиться о получении копии протокола и справки об автопроисшествии);
- страховая может не только сразу отказать в выплате, но и умышленно затягивать с ответом для истечения сроков обращения.
Управление машиной без ОСАГО – распространенное административное нарушение. Хотя размер штрафа за него небольшой, в случае ДТП могут возникнуть определенные проблемы.
Если полис отсутствует у потерпевшего, ситуация несложная. Выплату будет производить страховая виновника в стандартном порядке. Но в подобном случае есть свои нюансы.
- Получение компенсации затруднено тем, что страховщик может отказать ее выплачивать из-за отсутствия полиса либо тянуть с ответом до истечения сроков обращения (это незаконно, но не все водители спешат в суд для защиты собственных прав, чем страховые успешно пользуются).
- Проведение независимой экспертизы обязательно, так как риск незаконного снижения выплат страховой достаточно велик.
- Оформление происшествия не имеет принципиальных отличий от ситуации, когда полисы есть у всех водителей.
- Главная задача при аварии, в которой у потерпевшего нет ОСАГО – сбор доказательств собственной невиновности.
- Оформление Европротокола невозможно. При взаимном согласии водителей виновник может на месте оплатить ущерб без составления документов.
Когда выплату произведет РСА
В случае неудовлетворительно решения вопроса по выплатам, если у виновного недостаточно средств для погашения долга, то оплатить ущерб и медицинские расходы обязан Российский Союз Автомобилистов.
Согласно «г», п. 1. Ст. 18 ФЗ №40, если виновный автомобилист не имеет полиса ОСАГО, то страховая сумма пострадавшему должна быть выплачена РСА. Эти выплаты регламентируются и Центральным Банком в Положении ЦБ №431-П. Обратиться к РСА с данными требованиями можно письменно или же по электронной почте. К заявлению прикладываются все имеющиеся документы по иску, в том числе досудебная претензия, если она есть.
Этот же метод применяется, в случае если виновник скрылся с места происшествия и неизвестен. Факт неопределённости виновника не снимает с него ответственности по исполнению обязательств. Далее сам союз автомобилистов в порядке регресса возвращает сумму выплаченного ущерба.
Этот ход событий возможен, но скорее всего выплаченная РСА сумма будет меньше той, которую обязан выплатить виновник аварии.
Что делать? Порядок взыскания без суда
При попадании в аварию, виновником которой выступает водитель без ОСАГО, потерпевшим сторонам следует произвести:
- Оформление аварии в законном порядке. В подобном случае самостоятельное оформление ДТП без оперуполномоченных сотрудников полиции невозможно.
- Выяснить, собирается ли виновник возмещать ущерб в добровольном порядке.
- Обсуждение метода оплаты убытков.
По новым правилам оформления в 2023 году, если у одного из участников нет страховки, нельзя разъезжаться без вызова сотрудников ГИБДД, так как действующие ПДД разрешают это делать только при выполнении условий для оформления по извещению европротокола.
По закону виновник имеет право оплатить убытки несколькими способами:
- Непосредственно на месте ДТП. Если у виновника при себе имеется достаточное количество денежных средств, стороны конфликта вправе уладить все претензии на месте. Для этого потерпевшему следует объявить сумму ущерба и, при получении средств, написать расписку о том, что компенсация была получена.
- Спустя некоторое время после совершения аварии. Если у виновника при себе нет необходимой суммы, он вправе выполнить оплату ущерба позднее. Для этого потерпевшим следует потребовать заключения расписки с указанием всех требований.
Важно! Для получения гарантий потерпевшим в обязательном порядке нужно затребовать расписку. Если документ не был оформлен, и виновник отказывается платить, потерпевшим придется приложить больше усилий для получения возмещения.
Часто ли встречаются виновники ДТП без ОСАГО
Как показывает практика, встретить водителя без страховки вполне реально. Основными причинами, почему водители сознательно отказываются от страховки, являются:
- Высокая стоимость полиса. Единовременно выложить такую сумму может позволить далеко не каждый владелец транспортного средства.
- Полис фальшивый. Такой вариант может спасти при проверке ГИБДД, поэтому собственники авто легко идут на обман.
- Полис просрочен. Владелец обязан следить за сроком действия страховки, но такие ситуации встречаются.
Отдельно необходимо выделить ситуации, когда нарушитель ПДД не виноват в отсутствии страховки:
- сбой при оформлении е-ОСАГО;
- обман покупателя при оформлении е-ОСАГО;
- страховая компания объявлена банкротом;
- у страховой компании отозвана лицензия.
Как получить компенсацию, если у виновника аварии нет ОСАГО
Если виновник ДТП без страховки, то к оформлению происшествия нужно отнестись более ответственно, поскольку могут возникнуть сложности с вопросом возмещения ущерба. Пострадавшему в аварии участнику нужно действовать пошагово, не пропуская ни одного этапа:
- Вызвать сотрудников дорожно-патрульной службы для оформления ДТП (по европротоколу оформить аварию не получится, поскольку его можно составлять только при наличии у обоих участников ОСАГО).
- Прийти на группу разбора, в которой определяется виновник ДТП — дату мероприятия устанавливает инспектор ГИБДД.
- Проведение экспертизы повреждений с целью определения размера понесенных убытков.
- Уведомление виновника происшествия о размере вреда, который он причинил, и требование его компенсировать в добровольном порядке.
- Обращение в суд, если попытки решить финансовый вопрос в претензионном порядке ни к чему не привели.
Как действовать виновнику ДТП без страховки
В стандартной ситуации дорожного происшествия после его расследования и определения виновного лица компенсационные выплаты осуществляет страховая компания виновника. Если же у него нет договора ОСАГО, то ни одна страховая фирма не возьмёт на себя расходы по выплатам, и тогда их взыскание потерпевшими производится с виновника на его доброй воле или через суд. Если последствия происшествия незначительны, т.е. техника получила несложные повреждения, а люди отделались лёгкими ушибами и синяками, то виновнику аварии рекомендуется действовать следующим образом:
- Не оставлять машины на трассе, если они создают помеху движению, а зафиксировать их расположение на фото и видео камеру и передвинуть на обочину, освободив проезжую часть, чтобы не получить дополнительного штрафа за создание затора на дороге;
- Обращаться вежливо с потерпевшей стороной, чтобы не давать основания ей для дополнительных требований в виде возмещения морального ущерба;
- Попытаться исчерпать инцидент на месте аварии без вызова сотрудников ГИБДД, если противная сторона согласна с таким вариантом решения проблемы и не предъявляет чрезмерно завышенных требований в вопросе материальной компенсации ущерба;
- Если последствия происшествия серьезные, технике и людям нанесён значительный вред, в определении виновника аварии есть противоречия у её участников, если они не приходят к согласию в вопросе суммы компенсации, то вызывайте работников ДПС для законного оформления происшествия и запуска официальной процедуры расследования.
Исполнительное производство в отношении виновника ДТП, у которого нет страховки
Есть вероятность, что у водителя без ОСАГО может не оказаться суммы, достаточной для погашения долга по исполнительному листу. Однако безработица, отсутствие дохода от ответственности за совершенное дорожное происшествие не освобождают, а грозят только накручиванием пени в случае неуплаты. Розыск имущества и отслеживание поступающих должникам денежных сумм – работа приставов.
Судебные приставы – исполнители имеют право как реализовать имеющуюся собственность, так и, при наличии дохода, удерживать из него в случае повреждения только имущества до 50%, а при причинению вреда здоровью – до 70 %. Но рабочая нагрузка на ФССП такова, что не до каждого исполнительного производства доходят руки, и тогда процесс возврата стоимости ремонта может затянуться надолго.
Зачем нужна страховка водителю?
ОСАГО предназначено для того, чтобы в случае наступления дорожного происшествия виновный водитель не выплачивал самостоятельно возмещение вреда, нанесённого автомобилю потерпевшего либо его здоровью (жизни). За него это сделать обязана страховая компания.
Таким образом, владелец ТС, подписывая договор ОСАГО, страхует свою гражданскую ответственность перед иными участниками дорожного движения.
Внимание! В силу своей специфики «автогражданка» не предполагает страхование имущества или жизни и здоровья водителя, будь он виновником аварии или потерпевшим. Такие объекты предусматриваются другим видом моторного страхования – КАСКО.