Нужно ли делать независимую экспертизу при обращении к уполномоченному по ОСАГО?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужно ли делать независимую экспертизу при обращении к уполномоченному по ОСАГО?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В каждой аварии есть лицо виновное и пострадавшее. Соответственно затраты по восстановлению пострадавших автомобилей ложится на виновника. Они покрываются в рамках обязательного страхования ОСАГО. Но следует учитывать, что страховая компания не спешит расставаться с деньгами и оценивает ущерб на свой взгляд.
Когда нужна независимая экспертиза
Сразу необходимо отметить, что экспертиза необходима не всем водителям, которые попали в аварию. Рассмотрим более детально, в каком случае автолюбители обращаются к эксперту за помощью.
- Отказ в выплате
Если страховая компания отказывает в выплате компенсации, то каждый пострадавший может обратиться в суд. Помимо претензий необходимо будет предоставить официальный документ, который отразит сумму ущерба. Для получения данного документа необходимо обратиться в офис независимой экспертизы и предоставить машину на осмотр.
- Занижена сумма
На практике многие страховые организации занижают сумму выплаты. В этом случае автолюбителю также необходимо обратиться в офис независимой экспертизы, после чего составить досудебную претензию и запросить у страховщика доплату. Если страховая компания делает отказ, то следует обращаться в суд с полным пакетом документов.
- У виновного нет ОСАГО
К сожалению, зачастую у виновной стороны нет действующего бланка ОСАГО, и он отказывается добровольно компенсировать расходы. В этом случае необходимо будет обратиться в суд. При себе необходимо иметь личные документы, претензию и акт оценки независимой экспертизы по ОСАГО.
Примерная стоимость НЭ после ДТП по ОСАГО
Прежде чем обратиться к эксперту, все автолюбители уточняют стоимость услуг. Не секрет, что в разных компаниях они могут незначительно разниться. Также на стоимость оказывает значение:
- регион проведения;
- характер повреждений;
- наличие дополнительных услуг (выезд на место).
Примерные цены на услуги:
- Москва от 3 000 до 15 000 рублей;
- Московская область от 2 500 до 12 000 рублей;
- Санкт-Петербург от 2 500 до 13 000 рублей;
- Ленинградская область от 2 000 до 6 000 рублей;
- Пермь от 1 500 до 5 000 рублей;
- Казань от 1 000 до 5 500 рублей;
- Омск от 1 000 до 5 000 рублей;
- Саратов от 1 500 до 6 000 рублей;
- Краснодар от 2 000 до 8 000 рублей;
- Волгоград от 1 500 до 7 000 рублей.
Получается, в каждом регионе своя ценовая политика, которая зачастую определяется персонально по каждому клиенту.
Подводя итог, можно сказать, что делать профессиональную оценку нужно далеко не всем водителям, которые попали в аварийную ситуацию. Помощь эксперта потребуется тем, кто получил отказ или меньшую сумму. Только при наличии официального документа можно обращаться в суд, с целью отстаивания прав автолюбителя.
Если вам приходилось обращаться к эксперту, то предлагаем поделиться своим опытом и рассказать читателям нашего портала:
- как выбрали компанию;
- сколько пришлось оплатить;
- как долго происходила вся процедура проверки;
- остались ли вы довольны итогами осмотра;
- получилось ли взыскать средства и отремонтировать автомобиль.
Для того чтобы оставить отзыв, вам необходимо написать обращение в разделе «Добавить комментарий».
Для чего нужна независимая экспертиза после ДТП?
В таких ситуациях выяснить реальный масштаб повреждений и размер компенсации ущерба может только независимая экспертиза. Инициатором проведения независимой экспертизы обычно выступает заинтересованное лицо – пострадавший.
Экспертиза ущерба после ДТП нужна в случаях:
- Когда сумма материального возмещения, рассчитанная страховой компанией, оказалась заниженной.
- Взыскание с виновника ДТП, у которого нет действующего полиса ОСАГО. Тогда восстанавливать транспорт пострадавшего он обязан самостоятельно. Если он задерживает оплату всей суммы затрат на ремонт, то пострадавший по результатам экспертной оценки может взыскать сумму компенсации в судебном порядке.
- Страховая компания, в которой застрахована автоответственность виновного закрыта. Взыскание возможно только в судебном порядке, суд обяжет страховую компанию оплатить сумму в соответствии с экспертной оценкой.
- Пострадавший обратился в страховую компанию после фактически проведенного ремонта автомобиля.
Независимая экспертиза представляет собой:
- комплексный анализ технического состояния автомобиля;
- осмотр внешнего вида;
- выявление повреждений;
- стоимостную оценку причиненного ущерба;
- выдачу документов.
Оценка причиненного вреда вследствие ДТП включает в себя:
- стоимость запасных частей, требуемых для замены поврежденных;
- стоимость расходных материалов для ремонта;
- оплату ремонтных работ.
Участие виновника ДТП в экспертизе
О том, нужно ли приглашать виновника ДТП на экспертизу, уже говорилось выше. Способ уведомления законом не регламентируется, но в любом случае у инициатора процедуры должно быть подтверждение о том, что второй участник аварии был своевременно проинформирован о дате и времени проведения экспертизы. Лучше всего это сделать посредством телеграммы или заказного письма с уведомлением.
Должен ли виновник ДТП присутствовать на независимой экспертизе в обязательном порядке – на этот вопрос действующее законодательство ответ не дает. Следовательно, инициатор происшествия сам решает, принять приглашение или отказаться. Независимо от того, присутствует виновник аварии во время проведения исследования повреждений автомобиля или нет, за ним сохраняется законное право оспорить заключение эксперта.
Цель проведения экспертизы
Как понятно из названия, автотехническая экспертиза при ДТП – это исследование автомобиля, иных объектов, участвующих непосредственно в аварии, а также причины произошедшего и его последствий, которое проводится либо частным специалистом, либо специализирующейся организацией. Иногда именно это мероприятие помогает понять и нарисовать истинную картину аварии, и вынести соответствующее наказание виновнику ситуации.
Чаще всего человека побуждают обратиться за автотехнической экспертизой суд, которому нужно объективное мнение произошедшего, а также страховая компания, требующая доказательств нюансов ДТП для выплаты денежной компенсации.
Самая главная и основная цель дорожно-транспортного исследования – это установить виновника и пострадавшую сторону, раскрыть все обстоятельства события для честного назначения наказания и компенсации за причинённый ущерб соответствующим лицам.
Кто может проводить автотехническую экспертизу?
Если вас обязали пройти экспертизу, но не сказали к кому обратиться, то это не даёт вам право выбрать первого попавшегося автомастера и пройти процедуру там. Чтобы понять, может ли конкретный специалист или организация проводить автотехническую экспертизу, нужно:
• узнать, есть ли у оценщика или учреждения соответствующая лицензия на проведение необходимого исследования, а также персональный идентификатор (только индивидуальных предпринимателей, а не юридических лиц);
• выяснить, является ли выбранное вами уполномоченное лицо независимым либо оно сотрудничает с конкретной страховой компанией. Эти обстоятельства могут отбросить на результат исследования тень собственных интересов специалиста либо организации. Поэтому, если вам требуется независимая оценка произошедшей ситуации, то следует обратиться к незаинтересованным в результатах расследования лицам;
• уточнить, является ли претендент на специалиста, проводящего осмотр, автотехником или инженером с профильным образованием (только такие лица имеют право заниматься экспертизами).
Помните, что проведённая экспертиза не у уполномоченного на это лица не имеет никакой юридической силы. Поэтому очень важно подойти к выбору независимого оценщика с должным вниманием.
Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:
- «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
- «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
- Электронная база стоимости запчастей.
Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:
- № 1 — требования к проведению фотосъемки;
- № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
- № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
- № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
- № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
- № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
- № 9 — коэффициенты эксплуатации;
- № 10 — коэффициенты механических повреждений.
Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.
В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.
Какие факторы могут влиять на сумму ущерба
Экспертный акт осмотра ТС после ДТП — основной документ, по которому рассчитывают сумму ущерба. По мере обнаружения скрытых повреждений или проведения дополнительных экспертиз сведения в него могут добавляться. Информация для расчета затрат на ремонт берется из этого акта.
Важные критерии для оценки состояния автомобиля:
- марка ТС;
- год его производства и постановки на учет;
- оснащение авто в момент покупки;
- город регистрации авто и где произошло ДТП;
- в каком состоянии был автомобиль до аварии;
- в каком состоянии запчасти, требующие замены.
Страховая компания для расчета стоимости ремонта использует средние показатели стоимости:
- ремонтных работ;
- материалов для произведения работ;
- запчастей для замены.
Последний показатель берут из Единого электронного справочника цен на автозапчасти, составленного РСА. Он размещен в интернете, в открытом доступе. Справочник периодически корректируют. По сути, это простой калькулятор. Чтобы рассчитать цену, нужно указать дату ДТП, марку авто, номер экономической зоны и номер запчасти.
Показатели, которые уменьшают размер компенсации:
- износ поврежденных запчастей (выражается в процентном коэффициенте);
- год выпуска ТС, время эксплуатации;
- пройденный путь в километрах.
Если ремонт невозможен или его стоимость будет больше, чем стоимость новой машины, СК обязана выплатить компенсацию в сумме, достаточной для покупки нового авто. Здесь тоже применяется методика расчета. Из предположительной стоимости новой машины вычитают цену целых запчастей. Предполагается, что владелец сможет их реализовать. Коэффициенты для расчета их стоимости тоже определены ЕМРУ.
Могу ли я требовать оплату экспертизы с виновника ДТП?
Да, если на момент аварии у виновника не было ОСАГО.
Отсутствие страхового полиса у одного или обоих участников ДТП делает невозможным возмещение по ОСАГО. Требовать компенсацию за ремонт машины придётся напрямую – на досудебной стадии, а если не поможет – то через суд.
Тут многое зависит от того, готов ли виновник аварии возмещать вам ущерб? Если готов, то предстоит решить, как это произойдёт. Возможно, причинитель вреда оплатит вам стоимость ремонта по чекам из автомастерской, где будут ремонтировать автомобиль. Но в таком случае стоит взять с него расписку о готовности компенсировать расходы на ремонт. Бывает, что вначале виновник согласен на возмещение ущерба, а потом идёт в отказ или вообще пропадает – составленная им расписка послужит доказательством в суде, что со стороны второго участника ДТП были обязательства, но он их не исполнил.
Если виновник изначально не готов платить, можно определять сумму убытков, подавать ему досудебную претензию, а затем идти в суд. Определить размер повреждений поможет независимая экспертиза. Плюс её проведения в том, что специалист посчитает вам ущерб не по справочникам РСА (как страховщик), а с учётом рыночных цен на запчасти. Но нужно будет уведомить виновника ДТП о проведении экспертизы, чтобы тот мог присутствовать при её проведении. Уведомлением считается телеграмма – направить её нужно не позднее, чем за 3 дня до начала процедуры.
Стоимость экспертных исследований можно будет взыскать с ответчика (виновника ДТП) в судебном порядке. Для этого к иску вам нужно приложить копию договора с экспертной организацией, копию её заключения, а также чеки и квитанции, подтверждающие оплату услуг компании.
Проведение судебно-медицинской экспертизы после дорожно-транспортного происшествия имеет ряд особенностей, которые следует учитывать при назначении и ожидании результатов:
- Экспертиза трупа возможна только после того, как будет оформлена соответствующая документация о гибели пострадавшего.
- Если один из участников аварии находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то данный факт должен быть отражен в Акте освидетельствования. Акт освидетельствования считается официальным документом и относится к доказательствам , используемым в процессе судебного разбирательства. При наличии на теле повреждений в обязательном порядке назначается СМЭ.
- Обращаться за проведением судебно-медицинской экспертизы следует только в те медицинские организации, которые имеют лицензию на предоставление данной услуги.
При ДТП не лишней станет помощь хорошего юриста, который подскажет правильный алгоритм действий и поможет защитить ваши интересы.
Вопрос | Ответ |
---|---|
Когда назначается судебно-медицинская экспертиза при ДТП? | В случаях, если у одного или нескольких пострадавших присутствует ухудшение состояния, травмы на теле. Или же произошло ДТП с летальным исходом. |
Кто может воспользоваться правом для проведения СМЭ? | Все участники ДТП (пострадавший и виновник). |
В каких случаях назначается повторная СМЭ? | Если в ходе судебного разбирательства были выяснены моменты, требующие дополнительного изучения. Или у дознавателя (судьи, обвинителя) возникают сомнения в объективности или подлинности предоставленного заключения. |
В какие сроки эксперт должен дать заключение? | Срок предоставления заключения определяет судья после консультации с экспертом. Ряд исследований выполняется в максимально сжатые сроки и занимает 1-3 дня. А некоторое исследования могут продолжаться несколько недель. |
Обязательна ли СМЭ после ДТП с пешеходом? | Даже при отсутствии у пешехода жалоб и видимых телесных повреждений по требованию уполномоченного лица он обязан пройти процедуру СМЭ. |
Услуга СМЭ: платная или бесплатная? | Если экспертиза назначена уполномоченным лицом, то ее проведение для участников ДТП бесплатно. Если же речь идет о добровольном обращении в аккредитованную организацию, которая предоставляет услугу на платной основе, то стоимость СМЭ определяется исходя из прейскуранта |
Может ли пострадавший отказаться от проведения СМЭ? | Нет. В случае отказа предусмотрено наказание в виде :
|
Как проводится независимая экспертиза оценка автомобиля после ДТП
Про саму процедуру экспертизы автомобиля после ДТП не буду рассказывать слишком подробно. Вы можете присутствовать при визуальном осмотре, давать свои пояснения, наблюдать за инструментальной диагностикой. Однако эксперт обязан сам соблюсти требования Положения ЦБ № 433-ПП, других нормативных актов. Вам можно и нужно контролировать процесс, однако непосредственно в расчетах и методиках разобраться будет сложно.
Вот как проводится оценка ущерба автомобиля после ДТП на практике:
- после заключения договора экспертам передаются документы на авто;
- назначается дата осмотра, причем всем участникам направляется уведомление (обычно телеграммой, так как это быстрее);
- в назначенную дату эксперт проводит визуальный осмотр всех внешних частей и деталей авто, фиксирует повреждения в актах, фототаблицах, других документах;
- для выявления скрытых дефектов и повреждений применяются специальные инструменты, механизмы, программное обеспечение;
- на основании полученных данных эксперт делает расчеты, определяет методику для оценки ущерба, дачи ответов на поставленные вопросы;
- после экспертизы составляется заключение или отчет, которые должны соответствовать Положению ЦБ №433-ПП;
- подписывает акт выполненных работ;
- заключение (отчет) выдается заказчику, либо направляется страховщику, в суд.
Сам процесс осмотра и диагностики автомобиля может пройти за пару часов, либо затянуться на несколько дней. Все зависит от состояния машины, характера повреждений. Если авто остается в распоряжении экспертов, не забудьте точно составить описание в акте. Когда будете забирать машину, сверьте описание с фактическим состоянием на момент возврата.
Преимущества независимой экспертизы
Основное преимущество независимой оценки заключается в том, что она действительно является независимой. Если теоретически имеется основание полагать, что эксперт от страховщика заинтересован в расчете минимальной компенсации, то независимый эксперт является в этом случае беспристрастным участником процедуры. Конечно, тоже в теории.
Остальные преимущества дает не непосредственно экспертиза сама по себе, а возможность «выбить» через суд следующие дополнительные выплаты:
- неустойку – по 1% в день просрочки выплаты (либо разницы между выплаченной суммой и рассчитанной независимым экспертом),
- штраф со страховой компании в пользу истца – 50% от суммы ущерба (или такой же разницы) + все остальные расходы, включая неустойку.
В судебной практике 2021 года, тем не менее, судьями зачастую используется статья Гражданского кодекса о разумном уменьшении обеих вышеперечисленных сумм, вплоть до самых минимальных.
Допустим, если независимый эксперт насчитал вам ущерб в размере 100 тысяч рублей, страховая компания выплатила только 50 тысяч с просрочкой в 50 дней, а за экспертизу вы заплатили 10 тысяч рублей, то по законодательству вам будут положены:
- 50 тысяч рублей – недостающая сумма ущерба,
- 25 тысяч рублей – неустойка (по 1% в день от суммы ущерба умножается на 50 дней просрочки),
- 10 тысяч рублей – компенсация затрат на экспертизу,
- 42 500 рублей – штраф в размере 50% от всех приведенных сумм.
Для чего нужна независимая экспертиза после ДТП?
В каждой аварии есть лицо виновное и пострадавшее. Соответственно затраты по восстановлению пострадавших автомобилей ложится на виновника. Они покрываются в рамках обязательного страхования ОСАГО. Но следует учитывать, что страховая компания не спешит расставаться с деньгами и оценивает ущерб на свой взгляд.
В таких ситуациях выяснить реальный масштаб повреждений и размер компенсации ущерба может только независимая экспертиза. Инициатором проведения независимой экспертизы обычно выступает заинтересованное лицо – пострадавший.
Экспертиза ущерба после ДТП нужна в случаях:
- Когда сумма материального возмещения, рассчитанная страховой компанией, оказалась заниженной.
- Взыскание с виновника ДТП, у которого нет действующего полиса ОСАГО. Тогда восстанавливать транспорт пострадавшего он обязан самостоятельно. Если он задерживает оплату всей суммы затрат на ремонт, то пострадавший по результатам экспертной оценки может взыскать сумму компенсации в судебном порядке.
- Страховая компания, в которой застрахована автоответственность виновного закрыта. Взыскание возможно только в судебном порядке, суд обяжет страховую компанию оплатить сумму в соответствии с экспертной оценкой.
- Пострадавший обратился в страховую компанию после фактически проведенного ремонта автомобиля.
Независимая экспертиза представляет собой:
- комплексный анализ технического состояния автомобиля;
- осмотр внешнего вида;
- выявление повреждений;
- стоимостную оценку причиненного ущерба;
- выдачу документов.
Оценка причиненного вреда вследствие ДТП включает в себя:
- стоимость запасных частей, требуемых для замены поврежденных;
- стоимость расходных материалов для ремонта;
- оплату ремонтных работ.
Криминальная экспертиза автомобиля
- Информация
- Криминальная экспертиза автомобиля.
В большинстве случаев в России приобретаются именно подержанные транспортные средства, которые имеют свою историю и двух или даже более хозяев на протяжении всего срока эксплуатации. Востребованность б/у автомобилей объясняется их сравнительно небольшой стоимостью и приемлимым качеством. Однако после того, как автолюбитель купил б/у автомобиль, ему приходится ставить транспортное средство на учет в отделении ГИБДД. Именно данная процедура подразумевает проведение операции, которая называется криминальная экспертиза автомобиля. Ее проводят специалисты ГИБДД, осуществляется проверка:
- подлинности номеров государственной регистрации;
- сверка идентификационных номеров в документах и на кузове и агрегатах авто;
- поиск следов перебивки, перекраски и зачистки номеров.
- Проверка имеет платный характер. В среднем её стоимость варьируется от 3 тысяч до 15, в зависимости от того, какой вид экспертизы выбран, насколько срочно требуется её проведение, сложности проводимой работы и серьёзности повреждений автомобиля. Каждый из этих факторов оплачивается отдельно, поэтому полный комплекс экспертизы может достигать 30 тысяч.
- Вопреки устоявшемуся мнению, без должной юридической помощи возместить стоимость экспертизы за счет страховщика не представляется возможным. Изначально за услугу экспертизы платит заказчик, и привлечь к её оплате недобросовестную компанию проблематично, если вообще реально.
- Если независимую экспертизу предлагает страховая компания – это один из способов вытянуть из страхователя больше денег в пользу компании. Именно поэтому не стоит идти на поводу у страховщиков, а лучше привлечь экспертов со стороны.
- Если консультация эксперта необоснованно дешевая, не стоит обольщаться, так как она окажется некачественной, да ещё и за услуги автоюриста придётся доплачивать. В таких вопросах экономить – себе дороже.
- Если проверка и вовсе бесплатная – это является тревожным звоночком. За такую экспертизу будут удерживать проценты от выплаты ущерба, так что даже на ремонт может не хватить. Это один из самых опасных видов проверки, так как страхователь может остаться без денег вовсе. Поэтому заказчик должен быть предельно внимателен при выборе экспертизы и не попасть на очередных мошенников.