Можно ли объезжать автобус через сплошную, если он стоит на остановке
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли объезжать автобус через сплошную, если он стоит на остановке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Объездом называют маневр, который связан с выездом с исходящей полосы на встречную, а затем последующее перестраивание. Если водитель совершает его, значит, подразумевается наличие какого-то препятствия.
Остановка транспортного средства – это намеренное прекращение движения на период до пяти минут. Если говорить о ТС, перевозящих пассажиров, то в понятие остановки может быть отнесено и время, превышающее указанный промежуток, но только если это нужно для посадки и высадки людей.
Стоянка – полное прекращение движения водителем на срок от пяти минут. При стоянке, как правило, глушиться мотор, а водитель может покинуть транспортное средство и отправиться по своим делам.
Препятствие – это дефект на дороге, т.е. ремонтные работы, авария других машин, просто остановившийся поломанный транспорт могут быть препятствием.
Объезд – маневр, направленный на огибание препятствия на дороге. Объезд может быть совершен как в рамках своей полосы движения, так и с выездом на встречную полосу. Необходимо помнить, что заезжание через сплошную полосу между потоками автомобилей, следующих в противоположном направлении, карается штрафами.
О том, что автобус, остановившийся на остановке, является препятствием понятно не с первого прочтения ПДД.
В правилах дорожного движения в определении «препятствие» сказано, что таковым является неподвижный объект, мешающий свободному проезду по своей полосе движения. В качестве примера ПДД указывают на поломанный автомобиль, поврежденный участок дороги, посторонние объекты.
Также определение уточняет, что препятствием не является затор (пробка) и ТС, остановившееся в соответствии с правилами.
Что же значит «остановившееся в соответствии с правилами»?
В правилах ДД есть пункт 12.4, который гласит что остановка, осуществленная по правилам должна происходить так, чтобы от края ТС до сплошной разметки было не менее 3 м.
Следовательно, автобус, остановившийся на остановке, не выполненной в виде кармана для заезда, но обозначенной в маршруте, нарушает правила дорожного движения.
Если от его боковой стороны и сплошной линией остается менее трех метров, то его и объезжают другие транспортные средства в качестве препятствия.
Объезд автобуса по встречке
На этой схеме изображена довольно распространенная ситуация: объезд автобуса, остановившегося на остановке (или вне ее) по полосе встречного движения. Как правило, сотрудниками ГИБДД данная дорожная ситуация квалифицируется по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ.
Однако, такая трактовка норм права со стороны инспектора не является законной. Дело в том, что ст.12.15 КоАП РФ содержит в себе еще и часть 3, которая предусматривает наказание в виде штрафа за выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия.
Сотрудники ГИБДД в такой ситуации утверждают, что автобус, остановившийся для посадки или высадки пассажиров на остановке общественного транспорта (или вне ее), не является препятствием в силу п.1.2 ПДД РФ.
Что же гласит п.1.2 Правил? А гласит он следующее:
«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
В соответствии с п.12.4 ПДД РФ, остановка запрещается во многих местах, в частности:
- в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;
- на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;
- на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;
ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии — от указателя места остановки маршрутных транспортных средств (кроме остановки для посадки или высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств);
- в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения пешеходов.
Как видим, исключение для маршрутных транспортных средств, остановившихся для посадки и высадки пассажиров, сделано лишь в одном из списка запрещенных для остановки мест. В остальных местах остановка запрещена и для автобусов, если это делает невозможным движение других транспортных средств (как правило, это и происходит в местах, где расстояние между сплошной линией разметки и остановившимся транспортным средством менее 3 м, иначе другие транспортные средства вполне способны проехать, не нарушая Правил).
Таким образом, если Вы не можете проехать между стоящим на остановке автобусом и линией разметки 1.1, то автобус остановился с нарушением п.12.4 ПДД РФ и является для Вас препятствием в силу п.1.2 ПДД РФ, а следовательно его объезд должен квалифицироваться по ч.3 ст.12.15 КоАП РФ. Пусть Вас не смущает наличие остановочного павильона – то, что данную остановку градостроители поставили без учета норм ПДД, никак не влияет на запрет остановки в этом месте.
Виды наказания за нарушение некоторых правил
- Согласно статье 12.15 части 3 если водитель, совершая объезд препятствия, выехал на встречную полосу или трамвайные пути, ему грозит административный штраф, размер которого составляет от 1 до 1,5 тысяч рублей.
- Часть 4 статьи 12.15 гласит о том, что размер штрафа за нарушение границ сплошной линии разметки может достигать 5 тысяч рублей. На усмотрение сотрудника ГИБДД у водителя могут быть изъяты водительские права сроком на 4-6 месяцев.
- Если нарушение конкретного правила дорожного движения было зафиксировано повторно, наказание применяется более строгое. Речь идет о лишении прав на управление транспортным средством сроком на 12 месяцев. В случае фиксации повторного правонарушения средствами видеозаписи или фотосъемки нарушителя обязывают к выплате штрафа в размере 5 тысяч рублей.
Правила дорожного движения сполна раскрывают каждую ситуацию на дороге, но случается, что при определении наказания необходимо водителю также внятно объяснить, в чем же его вина.
При совершении объезда автобуса, который на момент совершения маневра находился на остановке, инспектору потребуется рассказать нарушителю:
- Что выезд на встречную полосу запрещен
- Что остановивший автобус на остановке для посадки/высадки пассажиров является препятствием
- Что обгон уже начавшего движение автобуса с остановки через сплошную наказывается гораздо строже.
Маневрирование по знакам
На дороге встречаются и другие препятствия, которые обозначают знаками сотрудники ГИБДД или дорожные службы. Водителю необходимо уметь различать их и действовать в соответствии с предписанием.
Дорожный знак объезд препятствия устанавливается в следующих случаях:
- Ремонтные работы на участке дороги. Полотно может быть полностью разрушено и движение по участку опасно.
- Дорожно-транспортное происшествие, которое перекрывает одну из полос движения на длительное время.
- Остановка спецтехники коммунальных служб для выполнения определенных работ (осмотр фонарей и замена ламп). Участок с ТС огораживается и выставляется знак объезда.
Направление для водителей указывается исходя из ситуации. Табличка, на которой установлен знак 4.2.1, предписывает объезд справа.
Объезд препятствия через сплошную линию разметки: характеристика нарушения
Рассмотрим, какие действия образуют состав административного проступка при объезде препятствия.
Двигаясь в потоке, водитель обнаруживает препятствие на пути. Выходом служит движение по встречке или обочине.
Выезжая на встречную полосу движения, через сплошную линию 1.1 или 1.3, образуется состав нарушения, за которое грозит ответственность по ч. 3 ст. 12.15. КоАП РФ. Что может создать преграду в этой ситуации?
Примеры препятствий:
- Ограждение на дороге, где ведутся ремонтные работы, например, просел асфальт, настил нового.
- Авария с участием других автомобилей, объехать которых не представляется возможным иначе.
- Поломка автомобиля, с выставленным знаком и включенной аварийной сигнализацией.
- Плита, упавшее дерево и иные предметы, оставленные на дороге, проезд которых препятствует движение по прямой или объезд по полосе попутного направления.
В этих случаях ссылаются на крайнюю необходимость, которая способствовала совершению нарушения. Суды идут навстречу и прекращают дела. Данный перечень неограничен, все зависит от конкретных обстоятельств.
Обратим внимание на ситуации, при которых не удастся избежать наказания.
Не будет считаться препятствием:
- пробка, затор;
- яма, лужа;
- осколки стекла;
- мусорные мешки, бумажные коробки;
- стоящий пешеход.
В этом случае выезд на встречную полосу квалифицируется ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, и предусматривается лишение водительских прав в судебном порядке.
Возможность наказания за объезд в нарушение правил
Нередко бывает так, что возможность объехать препятствие не в ущерб ПДД отсутствует, но закон не имеет исключений и даже при наличии уважительных причин, объясняющих правонарушение, водитель все равно привлекается к ответственности. Однако надежда на избежание наказания все же есть у тех, кто сможет доказать, что причинение вреда охраняемым законом интересам произошло в условиях крайней необходимости. Имеются в виду ситуации, когда необходимо было предпринимать меры по устранению опасности. Не являются административным нарушением ситуации, когда причиненный вред оценивается как менее значительный, чем предотвращенный.
Выводы можно сделать следующие: зная о возможном привлечении к административной ответственности, от обгона автобуса с выездом на сплошную линию лучше воздержаться. Для этого нужно просто немного подождать, пока выйдут/зайдут пассажиры. Не забывайте предусматривать тот факт, что во время совершения вами маневра общественный транспорт может начать движение и столкновение с ним будет неизбежным.
Часто бывает так, что расстояние между сплошной линией разметки посередине полотна или той, что проходит по его правому краю, меньше трех метров. На таких участках дороги по правилам общественный транспорт не может делать остановки, потому что он загромождает собой большую часть полосы. В ПДД нет четкой инструкции как вести себя, если на дороге одно противоречит другому, но по умолчанию предпочтение всегда отдается знакам.
Бывают ситуации, когда водитель вынужден совершить обгон автобуса на остановке, потому что включена аварийная световая сигнализация. Но! Подобные обстоятельства нельзя назвать однозначными, не лишним будет заранее тщательно продумать, как защитить свои права.
Аварийная световая сигнализация должна быть включена:
- когда имеет место дорожно-транспортное происшествие;
- если была совершена вынужденная остановка в местах, где это запрещено;
- при ослеплении водителя светом фар;
- во время буксировки;
- при посадке и высадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки.
Если водитель понимает, что его автомобиль может создать опасные условия для движения остальных участников, он тоже включает аварийку.
Объезд автобуса по встречке
На этой схеме изображена довольно распространенная ситуация: объезд автобуса, остановившегося на остановке (или вне ее) по полосе встречного движения. Как правило, сотрудниками ГИБДД данная дорожная ситуация квалифицируется по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ.
Однако, такая трактовка норм права со стороны инспектора не является законной. Дело в том, что ст.12.15 КоАП РФ содержит в себе еще и часть 3, которая предусматривает наказание в виде штрафа за выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия.
Сотрудники ГИБДД в такой ситуации утверждают, что автобус, остановившийся для посадки или высадки пассажиров на остановке общественного транспорта (или вне ее), не является препятствием в силу п.1.2 ПДД РФ.
Что же гласит п.1.2 Правил? А гласит он следующее:
«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
В соответствии с п.12.4 ПДД РФ, остановка запрещается во многих местах, в частности:
- в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;
- на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;
- на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;
ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии — от указателя места остановки маршрутных транспортных средств (кроме остановки для посадки или высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств);
- в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения пешеходов.
Как видим, исключение для маршрутных транспортных средств, остановившихся для посадки и высадки пассажиров, сделано лишь в одном из списка запрещенных для остановки мест. В остальных местах остановка запрещена и для автобусов, если это делает невозможным движение других транспортных средств (как правило, это и происходит в местах, где расстояние между сплошной линией разметки и остановившимся транспортным средством менее 3 м, иначе другие транспортные средства вполне способны проехать, не нарушая Правил).
Обгон или объезд стоящего на остановке автобуса
Необходимо заранее разобраться с термином «обгон». В законодательстве, ПДД дается достаточно четкое и точное определение тому, что представляет собой обгон.
Данный маневр представляет собой выезд на встречную полосу дорожного движения путем перестроения и возврат на таковую.Опережение же — это движение со скоростью, превышающей скорость движения едущего рядом автомобиля.
Не менее важно понимать значение термина «объезд препятствия». Подразумевается маневр, связанный с выездом с занимаемой полосы на встречную и последующее перестроение. Обязательно наличие препятствие в таком случае.
Часто отсутствует карман на остановке для автобуса. По этой причине необходимо осуществлять объезд такового. И при отсутствии прерывистой линии разметки это будет являться серьезным нарушением.
Стоит помнить, что за объезд с нарушением не предполагается лишение водительского удостоверения. В то же время обгон через сплошную линию — 100% лишение водительских прав.
Именно поэтому работники ГИБДД обычно стараются подвести объезд под обгон. Причем делают это преднамеренно, нередко с целью вымогания денежных средств.
Потому важно заранее ознакомиться с нормативной документацией, ПДД и КоАП РФ. Водительское удостоверение? Это позволит самостоятельно осуществить защиту собственных прав. Не допустить самых разных других проблем.
Что обозначает сплошная
Сегодня на дорогах общего пользования используются различные схемы разметки.
Таковые одновременно осуществляют несколько различных функций:
- размечают допустимые траектории для движения водителей;
- обозначают возможность осуществления определенных маневров;
- иное.
Очень важно каждому водителю знать что именно обозначает та или же иная разметка. А также цвет таковой.
Так как в зависимости от него будет различаться обозначение данного типа дорожного предписания. Например, если разметка желтого цвета — таковая имеет специальное значение.
Особенно внимательно нужно быть со сплошной разметкой. Так как нарушение режима движения через неё в ряде случаев подразумевает не просто штраф, а также лишение водительского удостоверения.
Например, таковой маневр, как поворот или же разворот через сплошную линию разметки будет подразумевать лишение водительского удостоверения. Сплошная линия разметки обозначается как 1.1.
Имеет важное значение и трактуется с учетом сразу двух моментов:
- дорожная размета такового типа применяется как правило именно во «внутренней» части дорожного полотна, а не по краю;
- разметку 1.1 категорически не допускается пересекать с любой стороны — причем в любом случае, не только при повороте или же обгоне.
Именно на основании обозначенных выше моментов необходимо осуществлять «использование» таковой разметки. Причем стоит отметить, что существует ряд комбинационных вариантов сплошной разметки.
Часто бывает так, что расстояние между сплошной линией разметки посередине полотна или той, что проходит по его правому краю, меньше трех метров. На таких участках дороги по правилам общественный транспорт не может делать остановки, потому что он загромождает собой большую часть полосы. В ПДД нет четкой инструкции как вести себя, если на дороге одно противоречит другому, но по умолчанию предпочтение всегда отдается знакам.
Бывают ситуации, когда водитель вынужден совершить обгон автобуса на остановке, потому что включена аварийная световая сигнализация. Но! Подобные обстоятельства нельзя назвать однозначными, не лишним будет заранее тщательно продумать, как защитить свои права.
Аварийная световая сигнализация должна быть включена:
- когда имеет место дорожно-транспортное происшествие;
- если была совершена вынужденная остановка в местах, где это запрещено;
- при ослеплении водителя светом фар;
- во время буксировки;
- при посадке и высадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки.
Если водитель понимает, что его автомобиль может создать опасные условия для движения остальных участников, он тоже включает аварийку.
Очевидно, выбирать наименьшее из зол. Давайте начнём со случая, когда сплошная разделяет встречные потоки.
В этом случае:
- если объехать автобус через сплошную по встречке, то Вы попадаете на штраф 5 000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев по части 4 статьи 12.15 КоАП,
- если захотите объехать автобус на остановке по обочине или тротуару (с риском, сбить выходящих из автобуса, людей), то будет штраф в размере 1 500 рублей (обочина) или 2 000 рублей (тротуар), но вряд ли Вы физически сможете это сделать на остановке общественного транспорта,
- можно ещё развернуться через сплошную и поехать обратно – штраф будет 1 000-1 500 рублей по части 2 статьи 12.16 КоАП,
- если Вы будете ждать, пока автобус тронется и поедет дальше, то это будет запрещённая остановка (ближе 15 метров до остановки общественного транспорта) – карается штрафом 1 000 рублей; и именно здесь инспектор даже если и увидит нарушение, то вряд ли Вас оштрафует за это, ведь налицо отсутствие вины.
Таким образом, самое разумное в ситуации, когда автобус остановился на остановке, а объехать его можно только через сплошную – это ждать.
В случае, когда сплошная просто разделяет соседнюю полосу, меняется только один пункт из выше приведённых – пересечение сплошной может привести к штрафу всего 500 рублей за нарушение предписания разметки.
Выданное постановление, где прописан факт нарушения, следует обжаловать по установленному порядку вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий судебный орган. Срок обжалования составляет 10 дней.
Первоначально можно подать жалобу внутри Государственной инспекции, сотрудник которой выписал документ, а именно начальнику инспектора. В документе расписывается подробно ситуация незаконного наложения штрафа и прикладываются доказательства.
При невозможности подать жалобу в течение 10 дней по уважительной причине (болезнь, уход за тяжелобольным человеком, обстоятельства непреодолимой силы) возможно восстановление срока обжалования посредством предоставления ходатайства к самой жалобе.
При нежелании обжаловать документ в отделении ГИБДД можно обратиться в районный суд. Жалоба направляется в приемное отделение при посещении или посредством заказного письма.
Все действия по подаче жалобы может выполнить автоюрист. Услуги автоюриста предлагаются в каждом городе.
В результате рассмотрения поданной жалобы возможны такие варианты:
- отклонение и не изменение наложенного наказания;
- прекращение дела и отмена штрафа;
- перенаправить дело на новый уровень рассмотрения;
- направить на рассмотрение по подведомственности.
Обжалование не предполагает оплату пошлины.
Во многих случаях при наличии доказательств (свидетели, запись на диктофон, фотографии, видео) позволяют переквалифицировать нарушение по другой части статьи, предусматривающей вынесение наказания за обгон.