Как правильно отмечать день рождения умершего
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно отмечать день рождения умершего». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Стол на эту дату можно накрыть по желанию. Блюда выбирайте на ваш вкус, однако, лучше отдать предпочтение традиционному поминальному меню и отказаться от алкоголя. Православная церковь выступает против присутствия алкогольных напитков на такого рода трапезах.
Можно ли ходить на кладбище в этот день?
Один из вариантов почтения памяти усопшего в эту дату – посещение его могилы. На ней следует убраться, положить или посадить цветы, отремонтировать надгробие или как-то дополнить мемориальную композицию, например, заказав лавочку или столик. На погосте также можно провести службу в память о почившем. Каких-то дурных примет, связанных с посещением кладбища на день рождения умершего нет.
Однако некоторые православные священнослужители придерживаются мнения, что посещение могилы усопшего в дату его появления на свет – неуместно. Они аргументируют эту позицию следующим образом: в день рождения душа приобретает земной облик, а при смерти его теряет. Таким образом, посещать могилу усопшего стоит в день его смерти, а не в дату появления на свет.
В этом вопросе лучше слушать себя. Если у вас есть желание посетить могилу почившего в дату его появления на свет, сделайте это. Самое важное сейчас – это возвращение душевной стабильности. Главное: откажитесь от употребления алкоголя возле могилы вашего близкого. Вам может казаться, что, выпивая рядом с ним, вы становитесь немного ближе к временам, когда дорогой вам человек был жив. Это иллюзия. Стоит поискать другие способы выхода для тоски.
Как поминать умершего в день его рождения
Исторические справки рассказывают, что встарь день рождения покойного не считался поводом для поминок. Даже у наших современников иногда можно встретить мнение, что для поминания умерших по православному обычаю отведено всего лишь несколько специальных поминальных дней. Но так ли это? На самом деле церковь не ограничивает даты поминовения какими-либо жесткими временными рамками. У христиан принято поминать своих умерших близких в ежедневных молитвах. Существуют для этого и специальные даты, дни особого поминовения. В современном поминальном календаре поминки в день рождения умершего человека занимают важное место, как еще один повод для искренних молитв о почившем и добрых воспоминаний о нем. В этот день стоит заказать поминальную службу в храме. Можно сходить на кладбище и собраться с близкими людьми усопшего для воспоминаний и молитв за поминальным столом.
Можно ли поминать умершего раньше?
Да, поминать умершего можно раньше установленных поминальных дней.
В Церкви нет четких рамок и установок, когда молитва может считаться «сильнее», «действеннее» и т. д. Никакая дата не делает нашу молитву особенно сильной. Церковь призывает сугубо молиться за умершего с момента его смерти и в течении 40 последующих дней. Это связано не с тем, что в эти 40 дней молитва какая-то более действенная, а с особенным периодом загробной жизни души: прохождением мытарств, восхождением к Богу на поклонение и др. В эти дни душе более всего необходима наша поддержка молитвой, милостыней и делами милосердия. И великая радость для души, если с первого дня отхождения в иную жизнь, близкие и родственники собираются в единой молитве о ее спасении. Поэтому наша молитва никогда не будет «лишней» или «неправильной» только потому, что была вознесена раньше третьего дня или других поминальных дней.
Как правильно поминать умершего
В день смерти читается канон «За единоумершего» или другое его название «Проследование по исходе души от тела, читаемое мирянином». Этот текст легко можно найти в интернете. Читается он единожды — в день смерти. После канона можно начинать читать Псалтирь. Существует специальное издание Псалтири и молитв по усопшим. На Руси издревле распространена традиция чтения Неусыпаемой (Непрерывной) Псалтири с первого дня смерти. Неусыпаемой она называется потому, что непрерывно читается и днем, и ночью. Хорошо, если в чтении принимают участие все родственники и близкие умершего поочередно сменяя друг друга. Если такой возможности нет или вы по состоянию здоровья не можете сразу приступить к полноценному чтению Псалтири, то можно почитать отдельно 17-ю кафизму, в народе ее называют еще «поминальной». Чтение Псалтири по одной кафизме в день можно продолжать до сорокового дня.
Когда нужно поминать умерших
Время поминовения умерших строго не регламентируется в Церкви и не может быть привязано к определённому часу или времени суток. Поэтому вопрос того, когда нужно поминать умерших — вопрос личного характера. Церковь не ставит здесь четкого регламента, поскольку обстоятельства жизни у всех разные и кому-то просто будет сложно следовать четкому плану. Поминать умершего в келейной (дома) молитве можно в любое время суток.
В православной традиции есть свои особые поминальные даты: третий, девятый, сороковой, годовщины. Первые сорок дней особенно важны для отошедшей ко Господу душе. Это время, когда душа проходит испытания, мытарства, которые заканчиваются частным судом (на сороковой день). Период, когда определяется место пребывания души до Страшного суда. Поэтому поминовение в третий, девятый и сороковой дни не только желательно, но даже необходимо. Это этап, когда душа особенно нуждается в поддержке своих близких людей. А поддержать мы ее можем только молитвой. Подробнее об этом можно почитать в разделах с соответствующими названиями.
Иисус Христос взял на себя греховное бремя, удаляющее людей от Бога. Он дал ключ к бессмертию души:
«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь» (Ин. 5,24).
Слушающий Христа — это тот, кто старался соблюдать Его заповеди. Дарил любовь, совершал дела милосердия, участвовал в Таинствах и раскаивался в своих грехах. Человека, на земле непрестанно идущего навстречу Господу, в загробной жизни встретит Христос.
«Тщательно подвизающиеся в добродетели, переселяясь от здешней жизни, поистине как бы отпускаются на свободу от страданий и уз» (святитель Иоанн Златоуст).
Душа же, которая в земной жизни пряталась от Божественного Света, будет ослеплена, оказавшись с Ним лицом к лицу. Ее будет притягивать привычный мрак страстей и греховных наклонностей.
«Подобно тому, как слепцы, не видящие сияющего солнца, хотя и всецело, со всех сторон бывают освещаемы им, однако являются вне света, будучи удалены от него чувством и зрением. Так и Божественный свет Троицы есть во «всём». Но грешники, заключённые во тьме, и среди него не увидят его и совершенно не имеют божественного познания и чувства, но опаляемые и осуждаемые своею собственною совестью, они будут иметь неизреченное мучение и невыразимую скорбь во веки» (преподобный Симеон Новый Богослов).
Однако окончательная участь души не решена до дня Страшного Суда. Именно тогда грешные люди навсегда будут отделены от праведников и удалены от Господа.
«Покой праведников и скорбное состояние грешников, до дня всеобщего суда, не есть мздовоздаяние полное, но каждая отшедшая душа, после предуготовительного суда над нею, остается еще в ожидании или полного обилия вечных радостей или более тяжких вечных мучений» (митрополит Сергий (Ляпидевский).
После расставания с телом душа уже не может принести плоды покаяния. Но сделать это за усопших родных может наша молитвенная память о них.
Как помянуть умершего в день его рождения
В православной Церкви нет каких-то ритуалов или «магических» действий. Нет также и строгого регламента поведения в тех или иных случаях. Есть церковное предание, традиции. Поэтому можно сказать, что начать столь памятный для родственников день стоит с молитвы за усопшего. Особого чина тоже нет, поэтому можно почитать Псалтырь. Это прекрасное подспорье душе, находящейся у Бога в вечности.
Хорошим способом помянуть умершего в день его рождения является лития или панихида в церкви или, если есть потребность, на кладбище. По возможности, стоит прийти в храм еще накануне, помолиться на Всенощном богослужении, исповедоваться, а на следующее утро подать записки об упокоении и причаститься самому на Литургии.
В этот день можно еще раздавать милостыню людям с просьбой помолиться. В целом, дела милосердия служат нам большим утешением, ведь не случайно в Деяниях Святых Апостолов сказано: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). А в такие памятные дни можно совместить и дела милосердия и просьбы о молитве, ведь чем больше искренних молитв будут возносится за душу, тем большую радость она испытает.
Ну и конечно, не стоит забывать о личной молитве за усопшего. Например, в разделе о третьем, девятом и сороковом днях указано, что читается 17-я кафизма. Ее также можно читать и в день рождения умершего, а также в дни особого поминовения усопших (родительские субботы). Главное, что должен воспитать в себе человек, это не слепое следование «ритуалам», а стяжать в себе искреннюю любовь к ближним, не только живым, но и ушедшим от нас в мир иной. Тогда молитва будет легкая, светлая и ежедневная. Ведь душе нужна пища, а лучшая пища для нее — это молитва. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы молитва за усопших была лишь не только в памятные или установленные Церковью особые даты, но стала ежедневной потребностью человека.
Можно ли поминать умершего на Пасху
Праздник Пасхи — это главное торжество христианина. В этот день все мы радуемся Воскресению Христа и Его победе над смертью. В храмах в этот день совершается ночная праздничная Литургия с особыми пасхальными песнопениями. И поэтому было бы лучше прийти в этот день в храм, помолиться и причастится.
В день Пасхи не полагается ездить на кладбище, служить панихиды. Вопреки распространённой традиции посещения кладбищ в день Пасхи, Церковь не рекомендует затмевать радость Христова Воскресения своим горем по усопшим людям. «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1-коринф. 15-55). Эти слова звучат на Литургии. О чем они? О том, что смерти больше нет! Для православного христианина смерть — это действительно лишь переход в мир иной, но не конец, как это считают люди неверующие. Стоит помнить об этом, а также о том, что ничего не может быть выше великой вести о том, что Христос Воскрес, что диавол посрамлен, что смерть упразднена. Все радуются этому! А у Бога нет мертвых, есть только живые. Поэтому стоит искренне помолиться, сделаться сопричастником пасхального торжества полностью, отпустив скорбь из сердца. Все поминовения, все панихиды и литии откладываются до Радоницы — ближайшего дня, который Церковь специально выделила для поминовения ушедших от нас в мир иной людей. Радоница всегда бывает в первый вторник после Светлой Седмицы. В этот день уже можно служить панихиды как в церквях, так и на кладбищах.
Однако, из этого не следует, что на время Пасхальных дней Церковь совершенно прекращает молитвы о усопших. Это не так, потому что продолжается поминовение на проскомидии, священнических тайных молитвах. Так что мы также можем в своей личной молитве помянуть усопшего в любое время. Просто необходимо помнить, что Светлое Христово Воскресение принесло людям спасение от смерти, даровало вечную жизнь, поэтому для верующего человека было бы несколько нелогично предаваться в этот день горю по умершим людям.
Как поминать умершего младенца
Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно сказать про то, почему и для чего мы молимся об умерших. Как уже было сказано в предыдущем ответе, центральной темой поминальных молитв является просьба Бога об отпущении грехов умершему. Но младенец безгрешен. Соответственно, молитвенное прошение о прощении прегрешений, в данном случае, не имеет смысла. Другое дело, когда родственники хотят таким образом выразить свою любовь умершему ребенку. Нужно поминать его на Божественной литургии, можно заказать панихиду, литию.
Часто встречается мнение, что на всех людях лежит первородный грех, поэтому просить отпущения и помилования нужно для всех, включая младенцев. Это в корне противоречит православному богословию. Христос своей Крестной Смертью искупил первородный грех, он больше не лежит ни на ком из нас.
Таким образом, о крещенных младенцах можно молиться на Литургии, можно служить панихиды, литии. Разумеется, нисколько не возбраняется келейная молитва. Это очень сильная поддержка родителям и родственникам младенца. Но нужно молиться с умом. Просить отпущение грехов умершему младенцу не нужно, так как он безгрешен. Молится нужно о том, чтобы Господь послал утешение, просить сил, ведь нужно огромное смирение для того, чтобы принять смерть своего ребенка, не обвинить в этом Бога, а сказать: «Господи, не моя воля, но Твоя да будет».
Существует молитва об умерших детях, но отдельной молитвы для поминовения именно младенцев нет, поэтому в ней есть просьба о прощении грехов как ребенка, так и родителей. На что важно обратить здесь внимание? На родительскую просьбу о прощении их грехов, ведь в церковной традиции принято, что дети страдают за грехи родителей. Так что поминать крещенного умершего младенца можно на Литургии, попросить священника отслужить панихиду или литию, можно читать указанную молитву, Псалтырь. Более подробно с молитвами можно ознакомиться в разделе «Молитвы, чтобы помянуть умершего». Главное, чтобы родители вели благочестивую жизнь, прося утешения у Господа, и не забывали о делах милосердия к ближним.
Сложнее обстоят дела с теми случаями, когда младенца не успели крестить даже мирским чином. В церковной практике есть устоявшееся правило, что за некрещеных Церковь не возносит свои молитвы, так как они не являются членами Церкви. Если для взрослых умерших это правило вполне обоснованно, так как человек, будучи еще живым, сам не пожелал стать частью Церкви, то для младенцев, чья жизнь могла оборваться в первые часы после рождения, оно выглядит не вполне справедливым. Поэтому Священный Синод в 2018 году утвердил «Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения». Это чин, который может отслужить священник. Создан он в утешение родителям, потому что для христианской семьи нет ничего страшнее, чем оставить ушедшего в мир иной без молитвы. Однако, поминать имя на Евхаристии все равно нельзя. Поэтому остается личная — келейная молитва. Но, как и в случае с крещенными младенцами, в ней нет необходимости просить отпущения грехов ребенку. Стоит просить у Бога утешения скорби и помилования души младенца несмотря на то, что он не был крещен.
Как не стоит отмечать день рождения покойного
Если родственники уже нашли для себя ответ на вопрос, отмечают ли день рождения умершего в России (при желании это можно сделать), на следующем этапе решается, как необходимо организовать это событие. Запреты в день рождения усопшего:
- устраивать веселье;
- приносить алкоголь, сигареты или еду к могиле (можно только кутью);
- оставлять подарки для умершего: вещи душе не нужны, все, что необходимо – молитвы;
- сильно проявлять скорбь: у многих посещение кладбища ассоциируется с горем, поэтому люди не позволяют себе ощутить покой рядом с могилой близкого, не следует горевать, когда наступает день рождения умершего.
Стихи погибшим близким, другу, сыну, отцу
Всем нам так будет не хватать, Но это жизнь, куда же деться. Теперь читать и почитать.
***
НЕТ. НЕ НАЙТИ НИ В ЧЕМ МНЕ УТЕШЕНЬЯ, ТЕРЗАЕТ БОЛЬ, КАК ДИКИЙ ЗЛОБНЫЙ ЗВЕРЬ. ПРЕСЛЕДУЮТ, КАК ТЕНЬ, ТЯЖЕЛЫЕ Сом неНЬЯ, В ДУШЕ РАСТЕТ ПРОТЕСТ: НЕ ВЕРЬ, НЕ ВЕРЬ.
***
Показать полностью НЕ ВЕРЮ СЕРДЦЕМ Я И НЕ ХОЧУ ПОВЕРИТЬ, ЧТО ТЫ УШЛА. ПРЕКРАСНЫЙ МОЙ ЦВЕТОК. ТОСКУ МОЮ, ПЕЧАЛЬ. НИчем не ЛЬЗЯ ИЗМЕРИТЬ. МИР БЕЗ ТЕБЯ СТАЛ ПУСТ И СТРАШНО ОДИНОК.
***
ХОЖУ, КАК ТЕНЬ, ДУШЕВНОЙ СКОРБЬЮ ИСТЕКАЯ. СЛЕЗАМИ, ЗНАЮ, ГОРЮ ПРОСТО НЕ ПОМОЧЬ. МОЛЮСЬ, РОДНОЙ ТВОЙ ОБРАЗ К ЖИЗНИ ПРИЗЫВАЯ, И СДЕРЖИВАТЬ РЫДАНЬЯ Я, ПОВЕРЬ, НЕ В МОЧЬ.
***
К ТЕБЕ, МОЯ ЛЮБИМАЯ ДОЧУРКА, ОБРАЩАЮСЬ: «КАК ДАЛЬШЕ ЖИТЬ? ТОБОЙ НЕ БРЕДИТЬ НАЯВУ? Я ОТ ТВОЕЙ МОГИЛКИ УХОЖУ, НО НЕ ПРОЩАЮСЬ. И ЗА ОТВЕТОМ ВСКОРЕ ВНОВЬ К ТЕБЕ ПРИДУ.
Как отмечаю день рождения умершего в современности
В современном же мире православные традиции разрешают поминать дату рождения усопшего человека. Православная церковь не только говорит, что можно проводить этот день на кладбище, но и в некоторой мере нужно. Особенно хорошо в день рождения умершего человека на кладбище раздавать милостыню. Конечно не принято и не рекомендуется устраивать посиделки и употреблять спиртные напитки на могиле усопшего.
Как утверждают служители церкви, такими посиделками можно нанести душе погибшего только вред и большие страдания. На гроб можно принести сухие или искусственные цветы и свечку или лампадку. Старайтесь в этот день не плакать, а идти к покойному с молитвами и хорошими намерениями.
Лучшая статья для Вас, переходите: Вход Господень в Иерусалим, двунадесятый праздник
Многие священнослужители считают, что если в этот день плакать на могиле, то тем самым вы нарушаете покой души усопшего. И она начинает мучатся и маяться.
«День смерти лучше дня рождения»
Это известное и на первый взгляд парадоксальное утверждение содержится в ветхозаветной «Книге Екклесиаста или Проповедника». Полностью, в современном русском переводе фраза звучит так: «Доброе имя лучше благовонного масла, день смерти лучше дня рождения».
Смысл высказывание таков: при рождении человек, подобно драгоценному благоухающему маслу, существует только телесно. Его естественный потенциал, как и благовоние, может быть израсходован на самые разные цели и улетучивается столь же неотвратимо и быстро, как аромат масла. Но если человек в течение своей жизни приобретёт доброе имя, оно останется навсегда, пребудет с ним в день смерти и определит благополучие его души.
Таким образом, итог жизни оказывается более ценным и значимым, чем её начало. По-прежнему отмечать день рождения умершего — значит сосредотачиваться на воспоминании о посеве, забывая о том, что урожай уже собран.
Как сейчас относятся к таким поминаниям?
В современном мире традиции немного упрощены, но есть церковные рекомендации, которыми не стоит пренебрегать в день, когда родился отошедший.
- Разрешается поехать на место вечного упокоения, давать милостыню нуждающимся. Категорически запрещается организовывать застолья, и пить алкоголь.
- Необходимо контролировать свои эмоции, можно принести искусственные или живые цветы, зажечь свечу.
- Не стоит рыдать на могиле умершего, это может растревожить усопшего и вынудит его душу страдать.
- Поминать сына или дочь, отца или мать можно в какой угодно день. По этому поводу нет никаких ограничений, это близкие и родные люди.
- Если же речь идет о не таком близком родстве, то лучше всего проводить поминальные обряды в отведенные для этого дни памяти.
- Если потеря случается у женщины в положении, то ей разрешается отсутствовать на церемонии похорон, даже если усопший являлся ей близким родственником или супругом. Беременность это важное и ответственное время, не стоит заряжаться негативными эмоциями. Разрешается позже пойти в храм, произнести моление и поставить свечу за душу покойного.
Раздумывая над тем, нужно ли каким-то образом отмечать день рождения покойного лучше следовать поверьям предков и советам церкви, тогда вы сможете получить аргументированные ответы на подобные вопросы.
Молитва за упокой усопшего
Есть множество заупокойных молитв. Они разделяются по времени прочтения. Есть молитвы, которые принято читать до истечения сорока дней. Есть те, которые читают по истечению сорока дней. Есть разновидность молитв, именуемая акафистами – это молитвы, которые читают первые девять дней после смерти человека. На год читают молитвы из тропаря.
Рекомендуем ознакомиться с некоторыми подобными молениями:
Данная молитва читается до истечения сорока дней.
«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), имярек, и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имярек, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.»
Эта молитва читается после сорока дней.
«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда.
Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»
Данная молитва читается на год со дня смерти.
«Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных в междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися, и верных, погребения христианскаго лишенных (имя рек) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя – правда во веки, и слово Твое – истина.»
Молитва умершему мужу
Любой умершей душе можно помочь своей молитвой. Муж не является исключением. Рекомендовано заучить слова молитвы наизусть. Обращаться нужно к Иисусу Христу – он покровительствует над мужьями.
«Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя),прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя – правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.»