Понятие профессиональной социальной деятельности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие профессиональной социальной деятельности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Социальные профессии больше всего подходят тем, кто имеет склонность к работе с другими людьми, способен сострадать и готов посвятить свое время решению чужих проблем. Уровень владения школьными предметами зачастую отходит на второй план.

Связывая свою жизнь со служением людям, представитель любой социальной профессии должен обладать такими качествами:

  • гуманность и уважение к другим гражданам;
  • готовность выслушать и помочь;
  • честность и искренность;
  • способность мобилизовать все ресурсы для поддержки клиента;
  • справедливость;
  • умение работать в команде;
  • готовность следовать социальной этике.

В обыденном сознании с социальной работой зачастую связаны представления, которые не соответствуют действительности, но они, тем не менее, очень живучи. Возьмём, к примеру, вопрос об истоках социальной работы. Нередко можно услышать мнение, что социальная работа – это просто современный светский вариант религиозной благотворительности, уходящей корнями в средневековье. На самом деле благотворительность и социальную работу объединяет лишь общая альтруистическая установка. По всем прочим основным параметрам – целям, методам и структуре, которые связаны с особой подготовкой работников-исполнителей, – они существенно различаются.

Важнейшей движущей силой для людей, занимавшихся благотворительностью, были их чувство морального долга и стремление делать добро, обычно проистекающие из веры в бессмертие души. Акцент делался в данном случае на человека, творящего добро, а вклад его измерялся величиной и долгосрочностью оказываемой помощи. Современный же социальный работник видит свою задачу в том, чтобы человек, которому он помогает, смог обходиться без этой помощи и без социального работника, что и считается основным критерием профессионального успеха.

Процесс, посредством которого этого пытаются достичь, называют по-разному: реабилитация, нормализация, реадаптация. Но главная цель всегда состоит в том, чтобы вернуть клиенту способность действовать самостоятельно в данном социальном контексте. Для этого будущих социальных работников обучают разбираться в индивидуальной психологии клиентов, в характере связи человека с семейным и более широким социальным окружением, обучают приёмам развития у своих подопечных активности и самостоятельности. Можно сказать, что благотворительность как вид социальной активности ставит во главу угла стремления помогающих и их убеждения. В социальной работе центральной фигурой является клиент, а целью – освобождение его от нужды в социальных работниках.

Социальная работа — это профессия для тех, кто хочет помогать людям, улучшить условия жизни и изменить общество. Социальные работники помогают людям действовать лучшим образом в своем окружении, строить свои отношения с другими людьми, решать семейные и личные проблемы.

Социальные работники традиционно работали в двух уровнях помощи людям:

микроуровень непосредственной работы с людьми и макроуровень, который включает гражданскую активность, программирование общественной деятельности и развитие социальной политики. Социальные работники зачастую стараются оказывать воздействие на политику правительства путем непосредственной работы в правительстве или путем общественных выступлений с тем, чтобы улучшить экономические и социальные условия жизни маргинальных слоев общества. Эти группы могут включать пожилых людей, детей, малообеспеченные семьи, расовые и этнические меньшинства, а также инвалидов. Социальная работа как профессия служит «открытого общества» посредством борьбы за социальную и экономическую справедливость, чтобы с помощью этих усилий направить людей на борьбу за создание более справедливого и гуманного общества.

Социальные работники часто работают с клиентами, страдающими от заболеваний, опасных для жизни, либо от социальных проблем. Эти проблемы могут быть следствием неудовлетворительных жилищных условий, безработицы, недостатка профессиональных навыков, финансовых затруднений, серьезных заболеваний, инвалидности, насилия, нежелательной беременности и др. Социальные работники также помогают семьям с серьезными внутренними конфликтами, включая насилие над детьми или супругами.

Социальный работник как профессия

Социальная работа как профессия впервые обрела свой социальный статус в США, затем в странах Западной Европы в начале XX в. В настоящее время социальная работа в России переживает период активного становления и развития, анализа и обобщения собственного и зарубежного опыта. Все более широкое распространение получает как профессиональная, так и непрофессиональная социальная работа, причем ее отдельные формы и виды имеют длительное историческое развитие, традиции милосердия и благотворительности. В советский период функции социальных работников в определенной мере выполняли педагоги, практические психологи, работники культуры, спорта, здравоохранения, а также различные общественные организации. И в настоящее время в такой деятельности активное участие принимают представители различных профессий. Подобное своеобразное рождение профессиональной социальной работы в России предопределяет «размытость поля» деятельности социального работника в ее классическом понимании.

Социальная работа взаимодействует с социологией семьи: деятельность социологии семьи позволяет решить проблемы социальной работы , связанные с проведением экспертизы семейного положения клиента, а также социального положения, материального и социального положения разных семей. Без социологического осмысления социальных ситуаций, социальный работник чаще всего не может понять проблем, которые возникают у клиента, определить пути их решения.

Не менее значимо влияние на социальную работу социологии труда — отрасли социологической теории и практики, организующей целесообразность деятельности человека, социальной группы.

Характеризуя специфику положения и образа жизни различных профессиональных и должностных групп населения, характер их трудовой деятельности, социология труда дает социальному работнику возможность понять специфику влияния на решение проблем клиента его профессионально — трудовой среды, характерных черт работников различного профиля, уровня их обеспеченности как следствие труда на конкретном рабочем месте.

Читайте также:  Порядок производства работ повышенной опасности

Важно, что социология труда акцентирует внимание на профессиональных заболеваниях, стереотипах мышления, традиционных видах поведения представителей различных социально-профессиональных групп. Это позволяет социальному работнику использовать все подходы к решению проблем клиентов, выработать стратегию организации социальной помощи нуждающимся, а также воздействовать на социальную политику фирм, государственных органов управления, общественных организаций . Социология труда исследует проблемы занятости, безработицы, социальной защиты работника в трудовом коллективе. Те же проблемы решает и социальный работник.

Все большее влияние на социальную работу оказывает социология духовной жизни. Социология духовной жизни предоставляет специалистам по социальной работе данные об особенностях поведения, положения, социальных ориентаций представителей различных социокультурных групп, общностей людей, разделенных по духовно-идеологическим, нравственно-этическим, художественно-эстетическим и другим ориентациям.

Специфика деятельности работников социальной сферы

Получать образование социального направления можно во множестве вузов по всей стране. В первую очередь нужно обращать внимание на гуманитарные, педагогические или классические университеты.

  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург). Это один из ведущих вузов страны, имеющий в своей структуре институты психологии, педагогики и детства. Здесь можно получить профессии семейного психолога, способного оказать поддержку кризисной семье, социального педагога для разных учреждений, высококвалифицированного соцработника. При формировании программ применяются лучшие отечественные и зарубежные достижения.
  • Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. В этом вузе кроме стандартных специальностей есть ряд интересных программ, в частности «Педагогика и психология девиантного поведения» (работа с трудными детьми и подростками), «Социальная демография», «Конфликтология» (в корпоративном управлении, а также в этно-культурной среде). Все институты вуза сотрудничают с крупными университетами Европы, Азии и Северной Америки.
  • Московский государственный психолого-педагогический университет. На факультете социальных коммуникаций можно получить знания по социальной работе, организации работы с молодежью. Выпускники смогут поддерживать молодежные проекты, направленные на позитивные изменения в обществе, в качестве инициаторов, менеджеров и наставников. Они получают навыки использования ресурсов государства, бизнеса и других структур для решения важных проблем.
  • Северный государственный медицинский университет (г. Архангельск) в своей деятельности ориентируется на медико-социальную работу с населением. Выпускники могут трудиться в медицинских, реабилитационных, спортивно-оздоровительных учреждениях, оказывать помощь на дому. Также готовятся специалисты по адаптивной физической культуре для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры предлагает выучиться по специализации «социально-культурная деятельность». Кроме того, здесь есть профиль, готовящий квалифицированных сотрудников по психологии межнациональных отношений и поликультурному образованию молодежи, что особенно актуально в крупных городах страны.

Учеба в вузе дает не только познания в избранной специальности, но и широту мышления, понимание человеческой психологии, без которого невозможно качественно выполнять свою работу.

Основной функцией представителей социальных профессий является оказание услуг своим клиентам. Обязанности заметно отличаются в зависимости от рода деятельности, поэтому назовем лишь самые важные из них:

  • определение категорий лиц, нуждающихся в поддержке;
  • консультирование их по различным вопросам;
  • защита их прав и интересов;
  • помощь на дому;
  • реабилитационные услуги;
  • общение с целью психологической поддержки;
  • содействие в оформлении официальных документов;
  • посредничество в решении конфликтов;
  • адаптация в социуме инвалидов, подростков с девиантным поведением, выпускников интернатов, жертв насилия, лиц, вышедших из мест лишения свободы, мигрантов и др.

Существуют профессии, представители которых оказывают широкий спектр услуг, и узкоспециализированные специалисты, концентрирующие свое внимание на отдельных направлениях.

В профессии социального профиля включают социального педагога. Его деятельность связана с психологической и юридической поддержкой детей и подростков.

Группы подопечных социального педагога:

  • инвалиды;
  • сироты;
  • дети из неблагополучных семей;
  • дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, и др.

Обязанности в этой профессии социальной сферы:

  1. Защита прав ребенка
  2. Обеспечение комплексной социальной и психологической помощи
  3. Выявление физических и психических отклонений подопечного
  4. Изучение социальных и бытовых условий жизни и деятельности ребенка
  5. Помощь в получении пособий и компенсаций, льгот, жилья
  6. Профориентационная работа
  7. Разработка программ адаптации детей в обществе
  8. Консультирование родителей по вопросам развития, воспитания и обучения ребенка

Представители этой социально значимой профессии работают в:

  • частных и государственных школах;
  • колледжах, техникумах, училищах;
  • школах-интернатах;
  • детских домах;
  • учреждениях социальной сферы;
  • коррекционных и образовательных центрах;
  • благотворительных организациях.

Факторы, которые влияют на эффективное выполнение профессиональной деятельности

Каждый человек готов трудиться в том случае, если у него есть интерес к работе. Для того чтобы профессиональная деятельность была на первом месте, необходима мотивация успеха. Если человек видит смысл в будущем, тогда он будет стремиться к улучшению.

Бытует мнение, что есть два фактора, которые помогут стимулировать личность к профессиональной деятельности:

1. Материальные факторы.

  • Заключается договор о привязке материального вознаграждения. Если сотрудников стимулировать финансами, тогда эффективность работы будет повышена. Это сказывается на материальном благополучии всего предприятия в целом.
  • Премиальные для сотрудников. Если человек будет знать, что за отлично выполненную работу он получит бонус, тогда он максимально выложится в своей профессиональной деятельности.
  • Повышение зарплаты за квалификацию. Дополнительное финансирование лучших сотрудников даст стимул остальным людям работать более качественно.
  • Предоставление льгот. Каждому человеку приятней работать, если за него будет оплачиваться проезд или питание (частично или полностью), путёвки на море, турбазы.

Педагогическая деятельность

Каждый человек учится всю свою жизнь. Профессиональная педагогическая деятельность – очень важная специальность в школах, училищах, в высших учебных заведениях. Преподаватель должен каждые пять лет повышать свою квалификацию. От этого зависит его профессионализм. Цель педагога – воспитывать и обучать человека всему новому. Именно преподаватель помогает многим учащимся стать специалистом в своей области.

Профессиональная деятельность педагога организовывает воспитанников, помогает решать задачи разных видов сложности, определять цель, ради которой необходимо развиваться и обучаться. Преподаватель должен иметь эмоционально-устойчивый характер и свою позицию.

Читайте также:  Что такое военная ипотека, ее условия в 2023 году

Для того чтобы стать профессионалом, педагогу выдвигаются такие требования:

  • Психологическая готовность. Не все воспитанники являются порядочными и послушными людьми. Поэтому необходимо быть готовым к тому, что придётся даже в стрессовых ситуациях оставаться спокойным и уравновешенным преподавателем.
  • Физическая готовность. У педагога много работы, к которой выдвигаются высокие требования. Поэтому преподаватель должен быть физически здоров.

Работа истинного профессионального педагога спокойная и уравновешенная. Преподаватель должен быть мудрым и образованным. Ему нельзя отвечать своим воспитанникам или ученикам, что он чего-то не знает по своей специфике. Только в этом случае определяется профессиональная педагогическая деятельность. Только так можно заслужить авторитет.

Плюсы и минусы социальных профессий

Социальные профессии обладают рядом преимуществ и недостатков. Осознать их до поступления в учебное заведение – значит иметь шанс на взвешенный выбор. К сожалению, большинство абитуриентов одержимы желанием помогать и не способны трезво рассматривать все «за» и «против»

Постарайтесь обратить пристальное внимание на сухую аргументацию, отбросив эмоции

Преимущества специальностей:

  • актуальные, нужные, общественно значимые профессии;
  • возможность помогать людям;
  • моральное удовлетворение своей работой;
  • возможность ежедневно контактировать с множеством новых людей;
  • перспектива получения одной из профессий будущего.

Наряду с этим специальности имеют и ряд недостатков:

  • преимущественно невысокие заработные платы;
  • доминирование работодателей в лице государственных учреждений;
  • «связанные» руки из-за массы устаревших правил и бюрократии;
  • расхождения между предполагаемыми и реальными условиями труда;
  • частое отсутствие перспектив карьерного роста.

К условным преимуществам стоит отнести и низкие конкурсы на специальности социального профиля – в регионах на них в среднем претендует не более 7-8 человек на место. Дополнительно отметим и большое количество бюджетных мест – вероятность получить высшее образование бесплатно крайне высока. Другое дело, что в регионах качество образования, согласно экспертным оценкам, часто оставляет желать лучшего.

Школа перед выбором: «база» или « профиль » (видео).

Видео: Согласно новым программам все школьные дисциплины можно будет преподавать на двух уровнях. Базовые программы в разы проще профильных. По этой причине массовая школа неизбежно будет тяготеть к «базе», что предопределит её дальнейшую деградацию. Как мы уже писали , в настоящее время Минобр активно ведет разработку комплекса программ для старшей школы (ПООПСОО), который, вполне вероятно, будут внедрять в самое ближайшее время. В наше распоряжение поступила его…

Обсуждение

Никакого «базового обучения» (для «тупеньких») на государственном уровне в России никогда не было. У нас были и должны быть единые основные образовательные программы. А вот углубленное обучение регламентировать не надо. С этим вопросом без проблем разберутся сами «продвинутые» школы, имеющие признанный многолетний опыт, который Минобр охватить и осмыслить просто не в состоянии.

Задачи, цели и основные направления в социальной сфере

Социальная сфера занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения, обеспечивает потребности человека в жилье, продуктах питания, одежде, медицинском обслуживании.

Задачи, цели социальной сферы: устройство благоприятных социальных отношений между группами, индивидуумами по поводу их положения, места и роли в обществе, образа и уклада жизни.

Реализация этих целей осуществляется на основе социальной технологии — алгоритмов и процедур осуществления действий социальной практики.

Основным направлением в социальной сфере является создание оптимальных условий жизни для каждого человека, его здоровья, образования, трудовой деятельности и социальной справедливости для всех слоев населения.

Элементы социальной сферы

Социальная сфера имеет сложную структуру, состоит из разнообразных элементов: наций, этносов, классов.

К элементам социальной сферы относятся:

  • Этническая составляющая. В современности особой общностью является народ;

  • Территория. Каждая общность людей проживает на определённой территории (страна, город, посёлок);

  • Классовая составляющая. Неравенство доходов, уровня жизни, разделение труда приводят к появлению классов общества. В современном мире определение «класс» заменено на понятие «социальные группы»;

  • Экономическая составляющая. Данный элемент основывается на доходах членов общества и регулируется степенью доходов граждан страны;

  • Профессионально-образовательная составляющая. Различие между людьми проявляется по социально-профессиональному признаку (умственный или физический труд) и по уровню образования (среднее, высшее);

  • Семейно-брачная составляющая. Одним из институтов социальной сферы является семья, которая основывается на браке, общей бытовой жизни, взаимопомощи, ответственности;

  • Демографическая составляющая. К демографическому элементу относится:

Перспективы профессий

Перспективность профессий социального направления на сегодняшнем этапе не подвергается сомнению. Множество глобальных процессов происходит на наших глазах: открытие границ с расширением межнационального общения, трудовая миграция, увеличение продолжительности жизни населения. Для приспособления человека к меняющимся условиям ему все чаще нужна помощь извне. К тому же в последние годы наблюдается большая ориентация на отдельную личность, а не на общество в целом.

Автор: Алексей Кузнецов

Отзывы, комментарии и обсуждения

Ковалева Ольга Владимировна

Психолог, ведущий эксперт центра «Профориентатор».

Многие жалуются, что на работе им мало платят, не дают новых интересных задач и не повышают по карьерной лестнице.

Корни всего этого зарыты еще в нашем подростковом возрасте, когда мы выбирали свою профессию или вуз. Кто-то шел туда, где ближе всего к дому, кто-то по стопам или совету родителей, кто-то за компанию и т.д.

Список из 10 передовых профессий, которые имеют высокую степень востребованности на рынке труда

Мы составили список профессий, которые входят в ТОП самых востребованных в ближайшем будущем, по мнению специалистов и менеджеров по подбору персонала. Основная их часть уже сейчас актуальна – сотрудник органов опеки и попечительства, общественный деятель.

1. Работник социальной сферы – осуществляет обслуживание различных слоев населения. Среди них – люди с ограниченной дееспособностью, инвалиды, сироты, и другие. Главными обязанностями работника социальной сферы являются консультирование, доставка медикаментов и продуктов, контроль за неблагополучными семьями.

Цель и задачи сотрудника – обеспечение социальной безопасности и повышение качества жизни людей. Средний показатель заработной платы специалиста в России – 18 000 рублей.

Читайте также:  Налоги и страховые взносы: что изменится с 2023 года?

2. Сотрудник органов опеки и попечительства – прежде всего, специалист обеспечивает должную защищенность и охрану жизни детей. Также сюда относятся сироты, люди с ограниченными способностями, недееспособные граждане и т.п. Такой специалист реализует работу по исключению некорректных ситуаций и законодательных нарушений в отношении данных категорий граждан.

Также, он проводит государственные компании, которые должны поспособствовать повышению качества жизни всех групп людей, контролирует работу всех социальных органов, в том числе опеки и попечительства. Уровень заработной платы по России варьируется, но средняя планка установлена на 18 500 рублей.

3. Социальный педагог – организует подготовку несовершеннолетних ко взрослой жизни в обществе, взаимодействию с другими людьми и функционированием в социальных группах. Основная задача сотрудников – работа над появлением общественных навыков у ребенка, помощь во взаимодействии с членами семьи, либо упрощение вхождения в семью к новым родителям.

Также целью являются консультации и обеспечение родителей информацией социальной сферы. Важно вовремя понимать, что может навредить физическому и психическому состоянию детей и устранять данные факторы. Если наработать опыт работая по профессии, показатель заработной платы составит 18 000 рублей.

4. Социолог – исследователь общества, как целостного формирования и раздробленного на общественные процессы, группы, факторы и пр. Специалист осуществляет работу по выяснению текущего состояния общества, а также просчитывает дальнейшие события.

У такого профессионала работу заказывают органы власти, частные организации и общественные деятели. Часто ученые социальной сферы изучают редкие общественные случаи и отдельно взятые объекты. Если получить ученую степень в данной области, можно зарабатывать до 30 000 рублей.

5. Сотрудник, специализирующийся на адаптации мигрантов – специальность, которая должна появиться в 2020-м году. О нехватке профессионалов в данной сфере говорили еще в 2015 году, когда начали возникать проблемы с приспособлением приезжих трудовых мигрантов.

Их число становится все больше и больше, но нормальное взаимодействие нарушено, а попытки решить проблему практически не предпринимаются. Политические законы не ограничивают въезд мигрантов, поэтому можно говорить только о введении новой специализации.

Востребованность профессии постоянно будет возрастать из-за регулярного увеличения иностранных людей. Заработная плата, которую будут зарабатывать специалисты данной сферы – 40 000 рублей.

6. Социальный инженер – ученый в науке о действиях людей в сложных ситуациях. Исследователь изучает социологию, психологию, конфликтологию – все, что связано с человеческим поведением.

РАБОТЫ Основные принципы теории социальной работы:

1) общефилософские принципы: детерминизм, отражение, развитие;

2) общие принципы социальных (общественных) наук: историзм, социальная обусловленность, социальная значимость;

3) специфические принципы социальной работы: Содержательные. Включают гуманизм, справедливость, альтруизм, гармонизацию общественных, групповых и личных интересов, самообеспечение.

Психолого-педагогические. К ним относят модальность, эмпатию (сочувствование), аттракцию (привлекательность), доверие.

Группа методических принципов, которые составляют дифференцированный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность.

Организационные принципы, которые определяют всеобщность, комплексность, посредничество, солидарность, субсидарность (вспоможение).

В законодательных и других нормативных актах Российской Федерации сформулированы некоторые конкретные принципы: соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечение их государственных гарантий; равные возможности для граждан при получении социальных услуг; добровольное согласие граждан на получение услуг; доступность социального обслуживания; соблюдение конфиденциальности в работе; преемственность всех видов и форм социального обслуживания адресность; приоритет содействия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни; профилактическая направленность; содействие социальной реабилитации и адаптации; межведомственность и междисциплинарность; деятельностныи подход; территориальная организация социальной службы; государственная поддержка добровольной общественной деятельности по оказанию социальных услуг и помощи населению.

Объект можно трактовать как нечто противостоящее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Он не просто тождествен объективной реальности, но и выступает как такая ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом.

Если рассматриваем социальную работу как науку то имеем дело с объектно-предметными отношениями. В этом случае объект рассматривается как определенный вид практической социальной действительности. В качестве объекта социальной работы в ее широкой трактовке выступают все люди, все население.

Группы объектов социальной работы – население, которое оказалось в сложной жизненной ситуации. Когда говорят о практической социальной работе, то в первую очередь имеют в виду оказание помощи, поддержки, социальную защищенность тех групп населения, которые оказались в сложной жизненной ситуации.

Основания для классификации таких объектов:

1. Состояние здоровья, которое не позволяет в полной мере или вообще решать человеку или группе самостоятельно свои жизненные проблемы.

2. Служба и труд в экстремальных социальных условиях (войны).

3. Пожилой, пенсионный возраст людей. Сюда относятся одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям).

4. Девиантное поведение в его различных формах и видах.

5. Трудное, неблагополучное положение различных категорий семей: семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи и т.д.

6. Особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т.д.).

7. Бродяжничество, бездомность.

8. Положение женщин в предродовом и послеродовом состоянии.

9. Правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных.

Различные сферы жизнедеятельности людей Сферы жизнедеятельности как объекты социальной работы весьма многообразны. Среди них важнейшими являются:

• сфера производства, производственной и социальной инфраструктуры;

• городские и сельские, а также промежуточные формы расселения;

• сфера здравоохранения.

• сфера образования;

• сфера науки;

• сфера культуры;

• культурно-досуговая сфера;

• силовые структуры общества.

• пенитенциарная система;

• социально-этническая среда;

• сфера бытового обслуживания населения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *