Автобусные перевозки собственных работников потребуют получения лицензии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Автобусные перевозки собственных работников потребуют получения лицензии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Лицензия на право пассажирских перевозок в автобусе в 2023 году предоставляет индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу и водителю возможность осуществлять законную деятельность. В результате процедуры в единый реестр вносятся необходимые данные о субъектах отношений, о транспортных средствах и всех показателях, контролируемых государственным органом.

Что делать, если изменился номер автобуса?

В 2023 году существует возможность заменить номера автобуса (в том числе и по желанию собственника). В этом случае следует внести изменения и в реестр лицензий.

До 31 декабря 2020 года для этого нужно было подать в Ространснадзор:

  • уведомление;
  • документы, подтверждающие изменения (копия свидетельства о регистрации);

Информация о новых номерах вносилась реестр в течение 3-х рабочих дней.

С 1 января 2021 года для изменения данных в реестре автобуса требуется заявление, содержащее следующую информацию:

  • наименование лицензиата;
  • номер ИНН;
  • номер и дата выдачи лицензии;
  • сведения об автобусе, которые нужно изменить;
  • способ направления ответа о включении автобуса в реестр (по почте, лично);
  • необходимость получения выписки из реестра.

Информация в реестре обновляется в течение 1-го рабочего дня.

Разрешение или лицензия

Отдельного федерального закона про такси нет, но основные требования к организации таких перевозок установил закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ. Чтобы контролировать деятельность такси, региональные власти обязали вести реестры перевозчиков и единиц транспорта, которые получили право на это направление деятельности.

Как называется документ, легализующий деятельность легкового такси, – лицензия или разрешение? Некоторую путаницу в этом вопросе вызывает тот факт, что лицензия на пассажирские перевозки действительно выдаётся, только к такси она отношения не имеет.

Выдача такой лицензии регулируется Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616, и по этим правилам выдаётся лицензия только на регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении. То есть это перевозки по маршрутам транспортом вместимостью более 8 пассажирских мест, которые ещё называют маршрутным такси.

А если говорить про перевозки по заказам частных лиц, то, как таковая, лицензия на такси не существует, вместо неё выдаётся разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров. Лицензия на пассажирские перевозки и разрешение на такси – это не синонимы, и не название одного и того же документа.

Если вы хотите получить легальную возможность перевозить пассажиров и багаж в легковом транспорте по индивидуальным заказам, то вам потребуется именно разрешение на перевозку пассажиров легковым такси, а не лицензия.

Вот так, например, выглядит форма для проверки выданных разрешений на такси по территории Москвы и области. Из неё можно узнать наличие сведений в реестре не только перевозчиков, но и каждой единицы транспорта, которому разрешено перевозить пассажиров. Такие же реестры есть по каждому региону.

Требования к работе легковых такси

Разрешение на применение авто как такси выдадут, если оно отвечает определенным условиям:

  • Если лицензия выдана после 1.07.2013 года, у автомобиля должен быть желтый кузов.
  • На боках или кузове нарисована разметка в виде квадратиков, выстроенных в шахматном соотношении. Квадраты должны быть контрастного цвета.

  • Крыша автомобиля «украшается» опознавательным фонарем в оранжевом цвете.

  • Обязательно наличие таксометра. Плата за проезд определяется по таксометру. На нем установлен специальный тариф. Плата зависит от расстояния, что проехал автомобиль, и времени, которое у него это заняло.

Помимо правильного внешнего вида и таксометра важно наличие таблички с определенной информацией в салоне:

  • Наименование перевозчика. Можно использовать полную или сокращенную информацию.
  • Расценки за услуги.

  • Визитка водителя с его фото.

  • Контакты органов, что ведут контроль, за правильной перевозкой пассажиров.

Лицензирование железнодорожных перевозок

Лицензированием железнодорожных перевозок занимается структурное подразделение Ространснадзора — Госжелдорнадзор.

Он выдает разрешение:

  • на перевозки пассажиров в пригородном и дальнем сообщении;
  • перевозки опасных грузов.

При этом для дальнего следования пассажирские перевозки лицензируются по видам поездов: пассажирским, скоростным и скорым.

Лицензионные требования перечислены в п. 4 положения, утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 № 221. Это:

  1. Соблюдение правил перевозок пассажиров, установленных рядом нормативных актов.
  2. Наличие собственного или арендованного ж/д подвижного состава и оборудования.
  3. Создание в структуре организации-заявителя отдела по ликвидации ЧС или заключение соответствующего договора со сторонней организацией.
  4. Обязательное присутствие в штате организатора перевозок пассажиров, соблюдающего квалификационные требования, ответственного за безопасность движения и эксплуатацию поезда лица, машинистов.

Причина изменений в законодательстве

Что послужило толчком для принятия данных нормативов? Лицензирование автобусов стало острым вопросом после ДТП, которое произошло в Забайкалье. 11.06 в 2021 году на автобусе перевозились 51 человек. По неосторожности водителя, он выехал с основной дороги, опрокинувшись в кювет, и совершил переворот. 14 пассажиров скончались на месте, 34 были травмированы в разной степени тяжести.

Читайте также:  Налоговые льготы на транспортный налог для физических лиц в 2023 году

Вопрос участившихся авариях с участием автобусных транспортных средств встал на повестку дня мгновенно. М. Соколовым, занимавшим пост главы МинТранса на тот момент, было заявлено о готовящемся законодательном проекте, который включал в себя возврат процедуры получения лицензий на пассажирские перевозки.

В настоящее время, актуальные нормативные акты запрещают деятельность предпринимателям, у которых отсутствует разрешение, если оно требуется при осуществляемом виде работ.

Им нарушение грозит административным штрафом в разном размере:

  • две/две с половиной тысячи ₽ с возможной конфискацией для граждан;
  • четыре/пять тысяч ₽ с конфискацией — должностные лица;
  • сорок/пятьдесят тысяч ₽ с конфискацией — юридические лица.

Лицензия на экскурсионные перевозки

Законодатель установил, что получать лицензию необходимо на все коммерческие перевозки: выполняемые по договору на перевозку или договору фрахтования. Экскурсионные автобусные туры относятся к перевозкам пассажиров по заказу и, согласно ст.27 Устава автомобильного транспорта, требуют заключения договора фрахтования. Быть фрахтовщиком и предоставлять транспортное средство для туристов может предприниматель или компания. Всем, кто имеет в своем распоряжении автобусы и микроавтобусы вместимостью от 8 человек, нужна лицензия на заказные перевозки.

Экскурсионные поездки могут проходить по городским, пригородным и междугородним маршрутам. Если вам требуется пассажирская лицензия на заказные перевозки туристов в другие города, необходимо установить тахограф и ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Этапы получения лицензии на перевозку сотрудников

Чтобы получить лицензию на перевозку сотрудников предприятия, организация должна выполнить требования законодателя, утвержденные постановлением Правительства №195. Процесс подготовки можно условно разбить на несколько шагов.

Соискателю лицензии необходимо:

  • назначить ответственного за ОБДД — специалист должен пройти аттестацию в УГАДН в соответствии с приказом Минтранса №106, чтобы иметь право выполнять должностные обязанности;
  • получить лицензию на медицинскую деятельность для проведения осмотров водителей перед рейсом или заключить договор с лицензированным медучреждением;
  • обеспечить парковочное место, если стоянка автобуса после рейса планируется на территории города;
  • оборудовать автобус тахографом для соблюдения Трудового кодекса и аппаратурой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (требование к наличию аппаратуры вступает в силу с 20 июня 2021 года);
  • обеспечить возможность проведения ежедневной проверки технического состояния перед рейсом;
  • подобрать водителя категории D, квалификация и профессиональные навыки которого соответствуют требованиям, установленным приказом Минтранса №287.

Если все требования выполнены, соискатель может оплачивать госпошлину, собирать и подавать в УГАДН пакет документов. Сотрудники Ростехнадзора проведут внеплановую проверку, и при отсутствии нарушений организация получит лицензию на перевозку работников.

Лицензирование автомобильных перевозок

Лицензирование автомобильного транспорта под собой подразумевает перевозки пассажиров, перевозки грузов. Лицензирующим органом является Министерство транспорта РФ. Также хочется отметить, что на каждый вид деятельности предоставляется своя лицензия.

Министерство транспорта РФ принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в срок не превышающий 30 дней с момента получения заявления с соответствующими документам, в котором прилагается опись документов. Лицензия на соответствующий вид выдается на 5 лет, в дальнейшем его можно будет продлить. Если у лицензиата происходят изменения в количестве автотранспортных средств, то он обязан будет уведомить орган в течение 15 дней об изменении. Что касается плановых проверок, то он проходят по-разному, для перевозки пассажиров-не чаще одного раза в год, а для перевозки грузов-не чаще одного раза в два года.

Проверка в рамках решения вопроса о выдачи лицензии:

Сами проверки проводятся на основании приказа руководителя лицензирующего органа. По их результату выносится акт или протокол, составленный в двух экземплярах-вам и для органа.

Если имеются нарушения, то они обязательно прилагаются к протоколу, чтобы подтвердить свои требования к соискателю лицензии. Протокол подписывается обеими сторонами, и регистрируется в журнале органа и представляется руководителю органа.

Лицензирующий орган имеет право приостановить действие в получении лицензии, пока не будут исправлены ошибки, или вовсе отказать в получении лицензии, если были выявлены неоднократные нарушения или грубые нарушения.

После того, как орган вынес решение о приостановлении, то он уведомляет в течении трех дней соискателя лицензии. Также лицензия теряет юридическую силу, если организация ликвидируется, или прекращает свою деятельность в результате реорганизации, кроме преобразования либо прекращения свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Орган может аннулировать лицензию, если в течении трех месяцев организация не оплатит сбор за предоставление лицензии. Также лицензия может быть аннулирована по решению суда, если в контролирующий орган поступали на организацию жалобы, и эти жалобы сопровождались нарушением законных прав граждан.

Для того чтобы понять разницу между перевозкой пассажиров и перевозкой грузов, мы продолжим нашу тему в следующем заголовке.

Когда обязательна лицензия на перевозку пассажиров

Лицензирование пассажироперевозок подразумевает постоянное повышение квалификации работников, соблюдение режима работы водителей, а также эксплуатационно-технического надзора за транспортными средствами. За выполнением этих требований следит Ространснадзор. Как орган, выдающий разрешения на автоперевозку людей, Ространснадзор предъявляет организаторам пассажироперевозок следующие требования:

  • водитель должен быть профессионально подготовлен (например, уметь быстро оценить дорожные условия, скоростной режим, техническое состояние транспортного средства);
  • водитель обязан иметь необходимый трудовой стаж и квалификацию;
  • организатор обязан регулярно проводить переаттестацию сотрудников и медосмотр водителей перед рейсами.

Организовать кадровый учет водителей и правильно оформить все документы можно .

Положение о лицензировании за № 280 от 02. 04. 2012 устанавливает, как получить лицензию на перевозку пассажиров автобусом или микроавтобусом, в которых предусмотрено более восьми посадочных мест. Это касается пассажироперевозок на коммерческой регулярной основе по муниципальному, пригородному, междугороднему маршрутах.

Читайте также:  Можно ли получить загранпаспорт с долгами перед ФССП?

Перевозка пассажиров без лицензии разрешается для некоммерческих поездок автотранспортом вместимостью менее 8 пассажирских мест для собственных нужд юрлица или ИП, например, доставки персонала к месту работы и обратно и иных потребностей, когда не взимается оплата за проезд.

Получение лицензии на пассажирские перевозки в 2021 году

С 1 марта 2021 года лицензированию подлежит любая деятельность по перевозке людей автобусами, в которых оборудовано свыше восьми мест (ФЗ за № 386 от 30.10.2018 г.) как по заказам, так и для собственных нужд.

Для транспорта, предназначенного для поддержания общественной безопасности и жизнедеятельности населенного пункта перевозка пассажиров осуществляется без лицензии. К нему относятся автобусы полиции, МЧС, скорой помощи, пожарной охраны, следственных органов и т. п., а также автобусы, осуществляющие перевозки, без использования автомобильных общественных дорог или по закрытой территории предприятия.

Поправки к закону по лицензированию пассажироперевозок вступят в законную силу 1 марта 2021 года. Для предпринимателей и компаний перевозчиков парламентариями дана отсрочка в получении разрешения до 29 июня 2021 года. Даже если перевозчик действует на основании лицензии, в 2021 году придется получить новую, но по облегченной процедуре без внеплановой документарной проверки.

Информация по каждому автобусу заносится в реестр лицензий Ространснадзора, поэтому отдельно получать разрешение на каждое ТС не требуется. Если в ходе проверки окажется, что сведения по автобусу не внесены в реестр, то деятельность автоперевозчика приравняют к деятельности без соответствующего разрешения и наложат штрафные санкции.

Требования к организации-перевозчику

Компаниям-перевозчикам необходимо соответствовать следующим требованиям:

  • водителям, состоящим в штате, иметь категорию водительского удостоверения «Д»;
  • стаж работы водителем не менее трех лет с подтверждением в трудовой книжке;
  • в штате предусмотрен специалист с медобразованием или должен быть заключен договор с лицензированным медучреждением на проведение медосмотров водителей до рейса;
  • технически исправный парк машин, что подтверждается талоном техосмотра;
  • технически оборудованные помещения для техосмотра и ремонта транспорта или договор на техобслуживание с соответствующими организациями;
  • у ТС должна быть в наличии лицензионная карточка, а также установлена система ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

В связи с участившимися дорожно-транспортными происшествиями по вине водителей из ближнего зарубежья, с 1 июня 2021 года юрлицам и ИП запрещено допускать к работе водителей, не имеющих российских водительских удостоверений необходимой категории.

Лицензированию подлежат следующие сферы деятельности:

  • создание, написание и продажа шифровальных (криптографических) программ, информационных и телекоммуникационных систем, которые защищены с помощью шифровальных (криптографических) средств, проработка заказов, а также оказание услуг в области кодирования информации, техническое сопровождение шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, которые закодированы с применением шифровальных (криптографических) средств (исключение — техобслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, при защите которых используются шифровальные (криптографические) средства, предназначено для удовлетворения собственных потребностей юр. лица либо ИП);
  • разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи специальных технических средств, которые предназначены для негласного получения данных;
  • деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (исключение — указанная деятельность ведется для обеспечения личных потребностей юр. лица или ИП);
  • создание и производство средств защиты конфиденциальной информации;
  • деятельность по технической защите засекреченной информации;
  • производство и реализация продукции полиграфии, которая защищена от подделок;
  • разработка, производство, испытание и ремонт авиатехники;
  • разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техобслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;
  • разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация оружия гражданского и служебного назначения, базовых элементов огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
  • разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (сюда же относят патроны для гражданского и служебного оружия, составные элементы патронов), пиротехнических изделий IV и V классов согласно национальному стандарту, применение пиротехнических изделий IV и V классов по техническому регламенту;
  • хранение и уничтожение химоружия;
  • эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов относящихся к I, II и III классам опасности;
  • деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на объектах производственного значения и инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (не относится деятельность добровольной пожарной охраны);
  • монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
  • производство лекарственных средств;
  • производство и техническое обслуживание медицинской техники (исключение составляет техническое обслуживание, осуществляемое для обеспечения личных нужд юр. лица или ИП);
  • оборот наркотических и психотропных веществ, их прекурсоров, выращивание наркосодержащих растений;
  • деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;
  • пассажирские перевозки внутренним водным и морским транспортом;
  • перевозки внутренним водным и морским транспортом опасных грузов;
  • пассажирские перевозки воздушным транспортом (не относится к деятельности, которая осуществляется для обеспечения собственных нужд юр. лица, ИП);
  • перевозки грузов воздушным транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юр. лица либо ИП);
  • пассажирские перевозки автотранспортом, которые оборудованы для перевозок свыше 8 человек (исключение составляет работа по заказам или в целях обеспечения собственных нужд юр. лица либо ИП);
  • перевозки ж/д транспортом пассажиров;
  • перевозки ж/д транспортом грузов, представляющих опасность;
  • погрузка и разгрузка опасных грузов на ж/д транспорте;
  • погрузка и разгрузка опасных грузов на внутреннем водном транспорте и в морских портах;
  • деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности;
  • деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
  • частная детективная и охранная деятельность;
  • заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных и цветных металлов;
  • содействие трудоустройству российских граждан за пределами территории России;
  • предоставление услуг связи;
  • теле- и радиовещание;
  • изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на разных носителях (исключение — деятельность самостоятельно осуществляется лицами, которые обладают правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального законодательства либо иных официальных бумаг);
  • применение источников ионизирующего излучения (генерирующих) (не касается источников, используемых в медицине);
  • образование (исключение — частные образовательные фирмы, располагающиеся на территории «Сколково»);
  • деятельность в сфере освоения космоса;
  • геодезические и картографические работы, относящиеся к федеральному назначению. Их результаты должны быть значимы на общегосударственном и межотраслевом уровнях. Не затрагивает направления, связанного с инженерными изысканиями для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства);
  • выполнение маркшейдерских работ;
  • воздействие на гидрометеорологические, геофизические явления и процессы;
  • гидрометеорология и схожие ей области (не касается аналогичных направлений работы, проводимых в процессе инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);
  • деятельность в сфере медицины (не затрагивает медицинские и иные организации, которые имеют статус частных предприятий и находятся в пределах «Сколково»)
  • реализация лекарственных препаратов;
  • сохранение объектов культурного наследия народов РФ;
  • осуществление экспертизы промбезопасности;
  • обращение взрывчатых материалов, используемых в промышленности.
Читайте также:  Пункт 14.1 ПДД – пропуск пешехода на переходе

Лицензия может быть аннулирована при:

  • игнорировании предписания лицензирующего органа;
  • приостановлении срока ее действия.

Основанием для аннулирования лицензии является исковое заявление лицензирующего органа. После вынесения судебного решения действие лицензии будет прекращено в течение 10 рабочих дней.

Действие лицензии можно приостановить добровольно, когда:

  • юридическое лицо закончило вести свою деятельность (реорганизация к данному пункту отношение не имеет);
  • физическое лицо потреяло статус индивидуального предпринимателя;
  • предоставлено заявление о прекращении осуществления работы по лицензии.

По инстанциям с документами

Для получения лицензии в первую очередь необходимо представить заявление. В нем Закон о лицензировании предписывает указывать:

  • реквизиты юридического лица: наименование, организационно-правовая форма, место его нахождения, место осуществления деятельности, данные о внесении в реестр;
  • сведения об индивидуальном предпринимателе: Ф.И.О., место жительства и осуществления лицензируемого вида деятельности, данные удостоверяющего личность документа и о внесении сведений в госреестр предпринимателей;
  • лицензируемый вид деятельности, который соискатель намерен осуществлять (перевозка пассажиров автомобильным транспортом).

К заявлению прилагаются копии учредительных документов, подтверждающих уплату госпошлины, свидетельств о регистрации, постановке на учет в налоговой инспекции.

Помимо общих документов транспортной организации (предпринимателю) следует позаботиться о копиях отраслевых документов:

  • подтверждающих наличие права собственности на ТС и их государственную регистрацию (свидетельство, ПТС, договор аренды);
  • талонов о прохождении гостехосмотра предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров ТС;
  • дипломов о высшем и среднем специальном образовании, удостоверений о повышении квалификации, подтверждающих квалификацию должностных лиц и специалистов;
  • документа об аттестации сотрудника, ответственного за обеспечение БДД;
  • документов о квалификации и стаже работы водителей, а также подтверждающих прохождение ими медицинского освидетельствования в установленный срок;
  • страховых полисов обязательной «автогражданки» владельцев ТС;
  • документов, подтверждающих возможность у организации или предпринимателя проводить техобслуживание и ремонт ТС, или договора с автотехцентрами на оказание данных услуг.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта не может потребовать иные документы, не предусмотренные Положением и Законом о лицензировании.

Документы для получения ИП или ООО лицензии-допуска на грузоперевозки

Российский автоперевозчик, либо лицо его представляющее, для получения права деятельности на осуществление международных грузоперевозок должен собрать пакет документов. Отправить сканы в электронном виде, подписав ЭЦП, через портал Госуслуг, либо передать в Роснадзорные органы копии вместе с Заявкой.

Какие сведения указывают в Заявлении

  1. Юридическое лицо (ООО): Название организации, адрес, ОГРН/ЕГРЮЛ.
  2. ИП — ФИО, адрес, паспортные данные, ОГРН.
  3. Номер налогоплательщика.
  4. Данные на ТС: тип, марка, модель, госномер, дата выпуска, экологический класс, если присвоен.
  5. Ответственное должностное лицо.
  6. Контактные данные: эл. почта, телефон, сайт (если есть).
  7. Куда отправить решение. В каком виде: электронном или бумажном.
  8. В какой форме предоставить лицензию-допуск.

Документы для лицензии на грузоперевозки

  • Копии справок, подтверждающие права собственности (эксплуатации) транспорта с госрегистрацией;
  • документы о финансовом статусе организации (бух. баланс+отчет о результатах работы за последний годовой период, или стоимость недвижимости (имущества), которой обладает компания);
  • свидетельство о профкомпетентности автоперевозчика в сфере международных перевозок;
  • копия Приказа (Распоряжения) о назначении ответственного должностного лица (искл. ИП, работающий без наемных сотрудников);
  • при подаче в бумажном виде следует добавить список-перечень, входящих в пакет документов.

В течение 3 суток проверяют комплектацию переданных сведений. Если все нормально, на проверку отводится 20 дней. После чего принимается окончательное решение о предоставлении лицензии-допуска на грузоперевозки или отказе.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *