Что такое налоговый агент?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое налоговый агент?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии со ст. 9 комментируемого Кодекса к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, отнесены в том числе организации и физические лица, признаваемые в соответствии с законодательством о налогах и сборах налоговыми агентами. Установлению правового статуса указанных участников налоговых правоотношений и регламентации их деятельности посвящена комментируемая статья.
Ответственность налогового агента за неисполнение обязанностей
Если налоговый агент не исполняет свои обязанности, он рискует попасть под административную или уголовную ответственность. Административная ответственность подразумевает штрафы за небольшие нарушения.
Например, ст. 126.1 гл. 16 НК РФ предусматривает штраф в 500 рублей за предоставление документов, содержащих недостоверную информацию. За несоблюдение сроков удержания и перечисления НДФЛ может быть наложен штраф в 20% от неперечисленной суммы.
За нарушения в крупном и особо крупном размере, когда налоговый агент причинил материальный вред государству более чем на 5 млн рублей, полагается уголовная ответственность. Хотя законодатель здесь предусмотрел возможность не прибегать к столь жестким мерам, если виновник покроет весь ущерб и оплатит все налоги, пени и штрафы.
Меры ответственности налоговых агентов
Привлечение к ответственности налоговых агентов возможно, если:
- не были выполнены обязательства по удержанию налогов из доходов третьих лиц (налогоплательщиков);
- отказ от перечисления в бюджет удержанных с налогоплательщиков сумм;
- задержка в реализации денежного расчета с бюджетными структурами;
- частичное удержание налогов, погашение налоговых обязательств в неполном объеме.
При выявлении одного или нескольких правонарушений к налоговому агенту могут быть применены следующие формы материальных взысканий:
- штрафные санкции, величина которых привязана к объему средств, недополученных бюджетом по вине субъекта хозяйствования (20% от суммы налога, подлежащего уплате – обоснование нормы приведено в ст. 123 НК РФ);
- пени, рассчитываемые за каждый день просрочки платежа по налогам (регламентация вопроса осуществляется через положения п. 7 ст. 75 НК РФ).
Если налоговый агент допустил ошибки при составлении отчетной документации, представляемой в ФНС, за каждый некорректно оформленный бланк будет выписан штраф (п. 1 ст. 126.1 НК РФ). За игнорирование необходимости представлять в ФНС обязательный набор сведений или документов на налогового агента налагается штраф:
- размер взыскания равен 200 руб. за каждую непереданную налоговикам справку 2-НДФЛ;
- при просрочке 6-НДФЛ взыскание будет равно 1000 руб. за каждый задержанный месяц (штраф начисляется даже за неполные месяцы).
В общем случае на налогового агента возложены следующие обязанности (п. 3 ст. 24 НК РФ):
- правильно исчислять, своевременно удерживать и перечислять налоги;
- письменно сообщать налоговикам о невозможности удержать налог. На это агенту отводится один месяц со дня, когда он узнал о таких обстоятельствах;
- вести учет доходов каждого налогоплательщика, а также удержанных налогов;
- представлять в налоговую инспекцию документы, необходимые для контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
- в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.
Сразу скажем, что этот перечень не исчерпывающий. В каждом конкретном случае на агента возлагаются и другие обязанности. Например, налоговые агенты по НДФЛ обязаны выдавать физическим лицам по их заявлениям справки о полученных доходах и удержанных суммах налога (по форме № 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@).
То…
Налоговые агенты: их права и обязанности
Налоговый агент уплачивает налоги за других лиц, а не за себя, при этом он имеет ровно те же права, которыми наделен налогоплательщик, если налоговое законодательство не предусматривает иное (ст. 24 НК РФ).
Права налоговых агентов обеспечиваются в соответствии со ст. 21 и 22 НК РФ, согласно которым они, в частности, могут:
- получать в ИФНС информацию о налогах, сборах, актуальных нормативных актах о налогообложении, отчетные формы по налогам и т.п., а от Минфина РФ и региональных органов — разъяснения по возникающим вопросам применения налогового законодательства,
- пользоваться налоговыми льготами при их наличии,
- получать отсрочку, рассрочку, инвестиционный налоговый кредит, если на то имеются основания,
- своевременно получать зачет/возврат переплат по налогам (пеням, штрафам),
- проводить сверку с налоговыми органами, получать акты сверки с ИФНС,
- представлять в ИФНС пояснения по начисленным/уплаченным налогам, а равно по актам налоговых проверок,
- лично присутствовать при проведении выездной налоговой проверки, получать копии актов проверки и решений налоговиков, налоговые требования и уведомления,
- не выполнять неправомерные требования налоговиков, а также обжаловать акты ИФНС.
Главные обязанности, возложенные на налоговых агентов НК РФ — правильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление налога за налогоплательщика. Кроме этого, налоговый агент обязан (ст. 24 НК РФ):
- письменно сообщить в ИФНС о сумме налоговой задолженности налогоплательщика, которую невозможно с него удержать — сделать это необходимо в месячный срок,
- вести по каждому налогоплательщику учет начисленных и выплаченных ему доходов, удержанных с него налогов,
- представлять налоговикам документы, позволяющие контролировать правильность исчисления налогов,
- минимум 4 года хранить документы, требующиеся для начисления, удержания, перечисления налогов.
Приведенный перечень не исчерпывающий, поскольку всех, кто является налоговым агентом, касаются и иные требования, предусмотренные налоговым законодательством: обязанности налоговых агентов по отчетности НДС предусмотрены п. 5 ст. 174 НК РФ, особенности удержания агентами НДФЛ – ст. 226 НК РФ и т.д.
Удержание налога на доход (прибыль) с юридических лиц, которым предприятие — налоговый агент перечисляет дивиденды
Дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.
В соответствии с Законом о налоге на прибыль иностранные юридические лица подлежат налогообложению у источника выплаты в РФ по следующим доходам:
- дивиденды, выплачиваемые российскими резидентами, а также доходы от распределенной в пользу иностранного участника прибыли созданного в Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями;
- доходы, получаемые от долевого участия иностранных партнеров в деятельности товариществ;
- дополнительные вознаграждения акционеров в денежной или иной форме.
Акционерное общество, самостоятельно выплачивающее дивиденды, или выплачивающий их банк — агент выступают налоговыми агентами и выплачивают дивиденды акционерам за вычетом соответствующих налогов.
Налоговые агенты, в большинстве случаев, это лица, которые выплачивают другим субъектам доходы: работодателям; банкам, которые занимаются выплатой доходов физическим лицам; российским организациям, которые осуществляют выплаты иностранным физическим и юридическим лицам; депозитариям, которые ведут учет прав по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением, при осуществлении выплат доходов физическим лицам.
Замечание 1
Институт налоговых агентов обуславливается тем, что государству необходимо осуществлять текущий финансовый контроль за тем, как осуществляют свою деятельность налогоплательщики. У налоговых органов нет ресурсов на оперативный и постоянный контроль финансово-хозяйственной деятельности тем, кто платит налоги и сборы, по этой причине лица, которые являются источником доходы, получают права и обязанности налоговых агентов.
Какие налоги агентируются в РФ
Организации приобретают статус агента по нескольким видам обязательств перед государством — основные данные в обзорной таблице.
Вид фискального обязательства | Кто признается НА |
НДФЛ | |
Прибыль | |
НДС | |
Дивиденды и другие доходы от источников в РФ. «Налог на Google» при посредничестве в реализации электронных услуг российским покупателям | |
Доходы от услуг иностранного предпринимателя в электронной форме, реализованных в РФ |
Закрепленные законом и действующие права, обязанности и ответственность налоговых агентов определяются положениями НК и УК. Ответственность медленно дрейфует в сторону повышения штрафов и ужесточения санкций.
Уплата НДФЛ за счет средств налогового агента
Может ли работодатель заплатить НДФЛ за своего работника из собственных средств?
До 1 января 2020 года в Налоговом кодексе был прямой запрет на перечисление НДФЛ за счет средств организаций и ИП, которые производили выплаты физическим лицам. С 1 января 2020 года уплата НДФЛ за счет средств налогового агента разрешена в случае доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки при неправомерном неудержании (неполном удержании) налога налоговым агентом (п. 9 ст. 226 НК РФ). Указанная норма может применяться в т.ч. и в рамках ст. 226.1 НК РФ.
При этом норма п. 9 ст. 226 НК РФ обратной силы не имеет (п. 2 ст. 5 НК РФ). Поэтому у налоговых органов нет оснований для взыскания с налогового агента сумм доначисляемого НДФЛ, обязанность по удержанию, исчислению и перечислению которого возникла до 1 января 2020 года.
Права налоговых агентов
В функции налогового агента входит перечисление налога, высчитанного у налогоплательщика, а никак не оплата налога за счет своих средств.
Если же налоговый представитель провел несвоевременную выплату необходимой суммы налога по НДФЛ, в таком случае по единому закону с него нереально взимать не высчитанную им сумму налога по НДФЛ. В этой ситуации распоряжение об уплате налога обязано являться предоставлено налогоплательщику, а никак не налоговому агенту.
Этот факт сопряжен с тем, что в данном случае обязанным лицом не прекращает быть плательщик. В соответствии с нормами НК Российской Федерации его обязательство по уплате налога является невыполненным, поскольку налоговый агент не высчитал суммы налога.
В том случае, если денежных выплат по НДФЛ в налоговом периоде лицу, выплачивающему налоги, никак не производилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговый агент должен только рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и известить налоговый орган о неосуществимости высчитать налог.
Эта позиция базируется на том, что обязанным лицом считается плательщик, к которому имеет возможность быть предъявлено надлежащее требование об уплате налога в случае неисполнение обязанностей налогового агента.
При этом Пленум ВАС России показал, что тезис о неисполнение обязанностей налогового агента неприменим, деньги выплачивает иностранный гражданин, в связи с неучетом его в российской налоговой и неосуществимостью его налогового администрирования.
Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента
Если же выплат в налоговом периоде налогоплательщику не проводилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговые агенты обязаны только лишь рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и проинформировать налоговый орган о неосуществимости удержать налог и необходимую сумму налоговой задолженности соответствующего налогоплательщика.
Установленный судебный орган затем указывает, что принудительное выполнение обязательств налогового агента посредством взыскания с него неперечисленных сумм налога, а кроме того определенных сумм пеней допустимо только лишь в том случае, если налоговым представителем сумма налога была все же высчитана у налогоплательщика, однако не перечислена в госбюджет. Исключение из этого правила Высший Арбитражный Суд усматривает в том случае, если налог не был высчитан налоговым представителем при выплате денег иностранному гражданину, не состоящему на налоговом учете в России. В данных условиях аргументированным является взимание с налогового агента не только лишь пеней, однако и суммы самого налога по НДФЛ.
Правила, определенные для налогоплательщиков, имеют все шансы использоваться к налоговым представителям лишь в случаях, непосредственно определенных законом.
В этой связи интерес представляют несколько правовых позиций разных судебных организаций.
Таким образом, Высший Арбитражный Суд России советовал нижестоящим судам принимать во внимание то, что так как вероятность приостановления операций по счетам в банках связывается с несвоевременным представлением налоговых деклараций, а налоговая декларация может быть показана только лишь налогоплательщиком, надлежащая обеспечительная мера никак не способна быть использована к налоговому агенту в случае нарушения им сроков представления расчетов.
Налоговые органы вправе (ст. 31 НК РФ):
– требовать от налогоплательщика или налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
– проводить налоговые проверки;
– производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента;
– вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой;
– требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
– взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени;
– контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
– требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
– привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
– создавать налоговые посты;
– предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски и др.
Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
В свою очередь, по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.
Процедура (порядок) проведения органами внутренних дел проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, а также перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных выносить постановления о проведении таких проверок закреплены в Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, утв. Приказом МВД России от 16 марта 2004 г. № 177.
Проверки проводятся сотрудниками подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям, в должностные обязанности которых входит предупреждение, пресечение, выявление и документирование соответствующих преступлений и административных правонарушений.
В случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверках привлекаются специалисты, а также сотрудники правовых подразделений органов внутренних дел.
Проверка организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах проводится в срок не более 30 дней.
Началом срока проведения проверки является день вынесения постановления о ее проведении.
По результатам проведения проверки проверяющими составляется акт проверки организации или физического лица в 3 экземплярах.
Окончанием срока проведения проверки является день подписания акта о ее проведении.
При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных налоговым законодательством к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.
Органы внутренних дел и их должностных лица несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Причиненные налогоплательщикам при проведении выездных налоговых, убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами.
За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов внутренних дел несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.