Работа с обращениями граждан в управляющей компании
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Работа с обращениями граждан в управляющей компании». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Гражданин Российской Федерации имеет право обратиться в любые государственные и муниципальные органы и организации, на которые возложены функции регулирования и/или контроля определенных сфер жизни и деятельности общества, или к их должностным лицам.
Обращаться гражданин имеет право, в том числе, за защитой своих прав, свобод и законных интересов. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Обращение может быть как индивидуальным, то есть исходящим от одного человека, так и коллективным, то есть исходящим от группы лиц.
Обращение может быть либо «личным», когда гражданин приходит на прием и в устно объясняет цель своего визита, либо письменным, то есть в виде документа, отправляемого либо по почте, либо нарочным в канцелярию или секретарю. Можно также направить обращение в форме электронного документа.
По нашему мнению, письменное обращение во много раз более эффективно, чем устное.
Порядок направления письменного обращения
Письменное обращение может быть направлено любыми способами и при помощи любых средств связи, дающих возможность направить документ. Однако при этом желательно иметь подтверждение того, что это обращение было получено адресатом. Наиболее удобными и распространенными являются уже упомянутые выше способы: по почте или нарочным в канцелярию или секретарю.
Также довольно распространенным становится обращение через сайты соответствующих органов, на которых организуются для этих целей специальные разделы.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Любое обращение, официально поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Безусловно, направлять письменное обращение следует непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Однако если обращение не соответствует компетенции органа или должностного лица, которому оно поступило, такое обращение подлежит переадресации в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых решение поставленных в обращении вопросов входит. Перенаправить такое обращение должны в течение 7 дней со дня его регистрации. Гражданина, направившего данное обращение, обязаны уведомить о том, что его обращение было перенаправлено.
Также бывают случаи, когда поставленные в обращении вопросы относятся к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, т.к. нередко их компетенции пересекаются. В таком случае получивший обращение орган или лицо обязаны направить копию обращения в течение 7 дней со дня его регистрации в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
Обязанности органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающего обращение
При рассмотрении обращений граждан государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо выполняет следующие функции:
обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения;
запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Минстрой РФ разъяснил, что несоблюдение сроков ответа на обращения собственников является нарушением лицензионных требований
Ответ на обращения собственников помещений в МКД управляющая организация обязана предоставить в следующие сроки:
— любую информацию из перечня информации, подлежащей раскрытию в соответствии с п.п.31, 32 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (в том числе информация о составе ежемесячной платы за жилое помещение) — не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (обращения);
— копию акта проверки предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества — не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (п.31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).
Если запрашиваемая информация затрагивает интересы неопределенного круга лиц, является актуальной и по мнению управляющей организации раскрыта в необходимом объеме, она вправе просто сообщить место размещения информации.
Кроме того, управляющая организация обязана вести учет (пп.»к» п.31 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354):
— жалоб собственников;
— сроков и результатов их рассмотрения и исполнения.
Также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы управляющая организация обязана направить потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа (пп.»к» п.31 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).
Сроки ответов управляющих организаций
Сроки ответа управляющей компании, ТСЖ, кооператива на обращения собственников/пользователей помещений в МКД отличаются от аналогичных сроков, установленных Законом №59-ФЗ «Об обращениях граждан» для органов власти.
Для УО, ТСЖ, кооператива сроки регламентированы:
1) Правилами №491;
2) Правилами №354;
3) Правилами №416;
4) Законом о защите прав потребителей.
— периодичности оказанных жилищных услуг и (или) выполненных работ
В течение пяти рабочих дней.
В договоре управления срок может быть уменьшен
(п. 40 «а» Правил № 491)
Проверка правильности начисления размера платы, задолженности или переплаты потребителя за КУ.
По результатам проверки потребителю обязаны выдать документы, содержащие правильно начисленные платежи, заверенные по его просьбе подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии)
на личном приеме
(п.31 «д» Правил № 354)
Проверка состояния ИПУ, а также распределителей
В течение 10 дней со дня предъявления требования
(п.31 «е(2)» Правил № 354)
Возможность ознакомиться со сведениями о показаниях ОДПУ
В течение 1-го рабочего дня со дня обращения
(п. 31 «е» Правил № 354)
Сведения о показаниях ОДПУ за период не более 3-х лет
В течение 3-х рабочих дней со дня получения запроса
подпункт 3 п. 34 Правил №416)
Ответ об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием жалобы на качество КУ (отсутствие отопления, ненормативная температура горячей воды, грязная вода и т.д.)
В течение 3-х рабочих дней со дня получения жалобы
(п. 31 «к» Правил № 354)
Письменная информация за запрашиваемые расчетные периоды:
— о помесячных объемах потребленных коммунальных ресурсов по показаниям ОДПУ (при их наличии);
— о суммарном объеме соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в МКД;
— об объемах коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления КУ;
— об объемах КР на СОИ (ОДН)
В течение 3-х рабочих дней со дня получения запроса
(п.31 «р» Правил № 354, подпункт 2 п. 34 Правил №416)
Любая информация, размещенная УО на вывесках, досках объявлений в МКД и стендах в помещении УО:
— наименование (фирменное наименование) УО;
— номер лицензии, срок действия лицензии, информация об органе, выдавшем указанную лицензию;
— адрес местонахождения УО и ее представительства;
— режим работы, информация о днях и часах приема,
— адрес официального сайта в Интернете (при наличии);
— адрес официального сайта ГИС ЖКХ;
— контактные телефоны УО, ее представительства, адрес электронной почты;
— контактные телефоны аварийно-диспетчерской службы
— контактные телефоны аварийных служб РСО;
— уведомления о предстоящих работах, иных мероприятиях, которые могут повлечь неудобство для собственников/пользователей МКД либо потребовать их присутствия или их представителей в занимаемом помещении, с указанием времени проведения таких мероприятий;
— уведомления об изменении размера платы за жилое помещение и (или) КУ.
— пошаговая инструкция о порядке установки ИПУ;
— информация о сроках внесения платы за жилое помещение и (или) КУ, последствиях несвоевременного и (или) неполного внесения такой платы, об обязательных и (или) рекомендуемых сроках передачи показаний ИПУ исполнителю КУ;
— информация об органе ГЖН (функции, наименование, адрес, контактный телефон, фамилия, имя и отчество (при наличии) руководителя);
— сведения о размерах цен (тарифов), подлежащих применению при определении размера платы за жилое помещение и (или) КУ, и о реквизитах нормативных правовых актов, решений ОСС (при их наличии), которыми они установлены;
— сведения о нормативах потребления КУ и нормативах потребления КР на СОИ;
— сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений в случае принятия в субъекте РФ такого решения;
— информационная памятка о правилах безопасного использования газа в быту, информация об обязанности потребителя заключить договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования;
— информационная памятка, содержащая сведения о составе ежемесячной платы за жилое помещение и (или) КУ, контактные телефоны лиц, ответственных за начисление платы за жилое помещение и КУ;
— образцы заполнения заявок, жалоб и иных обращений граждан и организаций;
— перечень предлагаемых УО работ и услуг;
— сведения о местах накопления отходов, сбора (в том числе раздельного сбора) отходов I — IV классов опасности;
— о правилах обращения с отходами I — IV классов опасности, порядке осуществления раздельного сбора отходов;
— информационная памятка о правилах безопасного использования ртутьсодержащих ламп и приборов.
В срок не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (п.34 Правил № 416)
Любая информация, размещенная ТСЖ, кооперативом на досках объявлений в МКД:
— наименование товарищества или кооператива;
— адрес официального сайта в сети «Интернет» (при наличии);
— адрес сайта ГИС ЖКХ;
контактные телефоны товарищества или кооператива;
— аварийно-диспетчерских служб и аварийных служб РСО;
— уведомления о предстоящих работах, иных мероприятиях, которые могут повлечь неудобство для собственников/пользователей МКД либо потребовать их присутствия или их представителей в занимаемом помещении, с указанием времени проведения таких мероприятий;
— уведомления об изменении размера платы за жилое помещение и (или) КУ.
Сроки хранения обращений граждан
Сроки хранения обращений граждан (предложения, заявления, жалобы и др.) и документы по их рассмотрению (справки, сведения, переписка) в зависимости от их значимости установлены ст. 183а, б, в Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утвержден Министерством культуры Российской Федерации 25.08.2010), и составляют:
- предложения, письма творческого характера, заявления, жалобы, содержащие сведения о серьезных недостатках и злоупотреблениях, коррупции — постоянно;
- личного характера — 5 лет;
- оперативного характера — 5 лет.
Рассмотрение обращений граждан в Следственном комитете
Порядок рассмотрения заявлений, жалоб, поданных в Следственный комитет, регламентируется такими нормативными актами:
- Конституцией РФ.
- ФЗ № 59.
- ФЗ № 403 от 28.12.2010 «О Следственном комитете РФ».
- Инструкцией «О порядке рассмотрения обращений граждан в Следственном комитете», утвержденной приказом председателя Следственного комитета при прокуратуре от 19.09.2007.
Требования к тексту обращений, поданных в Следственный комитет:
- анонимные обращения не рассматриваются;
- в письменном обращении обязательно должны быть указаны такие сведения: адресат, адресант (Ф. И. О., почтовый адрес, подпись, дата);
- если в тексте обращения отсутствует конкретика, к примеру, заявитель не написал, в отношении какого органа или должностного лица он хочет обжаловать решение, тогда ответственный сотрудник Следственного комитета в течение 7 дней возвращает заявителю обращение, предлагает ему подкорректировать текст заявления и отправить его повторно;
- если человек оставляет устное обращение о преступлении, то такое обращение вносится в протокол, куда заносится информация о заявителе и документах, подтверждающих его личность;
- устные или письменные обращения граждан принимаются дежурным следователем.
Без рассмотрения остаются такие обращения:
- на которые ранее уже давался ответ по тому же вопросу;
- если текст заявления невозможно прочесть;
- если в обращении содержатся нецензурные, оскорбительные слова;
- если обращение лишено смысла;
- если после проверки устанавливается, что есть решение суда о признании человека, подавшего обращение, недееспособным или наличия у него психических отклонений;
- если при рассмотрении заявления будет установлено, что автором обращения является другое лицо.
Обращения граждан и других лиц рассматриваются в течение 30 дней с момента их регистрации.
Если человек не согласен с ответом, то он имеет право обжаловать его у руководства вышестоящего Следственного отдела или в суде.
Направить обращение в Следственный комитет на рассмотрение можно различными способами:
- лично прийти на прием;
- отправить заявление по почте;
- позвонить на телефон доверия;
- отправить заявление через интернет-приемную Следственного управления;
- положить письмо с обращением в ящик «Для обращений».
Классификация обращений граждан
Обращение граждан в государственные и общественные органы — их неотъемлемое субъективное право, обеспеченное политическими, социально-экономическими и юридическими гарантиями. Последние выражаются в специальных нормативных актах, устанавливающих определенный порядок рассмотрения письменных и устных обращений граждан.
“Обращение” — обобщающий термин. Он содержит разноплановую информацию. Как отмечается в научной литературе, обращения граждан различаются по своей юридической направленности и влекут разные правовые последствия. Понятие «обращение граждан» включает в себя предложения, заявления, жалобы, ходатайства, которые могут быть поданы несколькими гражданами (коллективные обращения) и одним гражданином (индивидуальное обращение). Классификация обращений представлена на рис. 7.1.
Предложение — это обращение гражданина, направленное на совершенствование работы органов власти и управления, решение важных вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер их деятельности, где предлагаются пути и способы решения затронутых проблем.
Заявление — это обращение гражданина по поводу реализации принадлежащих ему личных прав и законных интересов, закрепленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, не связанное с нарушением этих прав и интересов. То есть заявление гражданин пишет в том случае, когда он знает, что наделен конкретными правами и хочет эти права реализовать.
Жалоба — это обращение гражданина о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Жалоба подается гражданином, когда он хочет восстановить свои права или законные интересы, нарушенные действиями (или бездействиями) органов государственной власти и местного самоуправления, их должностными и выборными лицами, руководителями организаций и общественных объединений.
В последние годы введен еще один термин в понятие «обращения граждан» — ходатайство.
Ходатайство — это обращение гражданина, подаваемое в письменной форме, с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих. Этот вид обращения оформляется лишь в случаях и по вопросам, установленным законодательством РФ, например, при получении гражданства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Рассмотрение обращения
Рассмотрение обращения предполагает определенный порядок:
- письменное обращение регистрируется на протяжении трех последующих суток после того, как оно доходит до адресата;
- если обращение содержит темы, рассмотрение которых не входит в специализацию данного органа или сотрудника, оно перенаправляется на протяжении недели после своей регистрации;
- после перенаправления обращения, адресанта оповещает о данной процедуре;
- если решение вопросов, поставленных в обращении, относится к сферам деятельности сразу нескольких органов, то всем им отсылаются копии документа на протяжении недели;
- первоначальные адресаты, при желании, имеют право на получение информации об итогах рассмотрения обращения от органа, которому документ был передан.
Какие изменения внесены в ФЗ – 59 РФ
Внесены изменения в Федеральный закон № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральные законы № 19-ФЗ и № 20-ФЗ и другие законы о выборах в России. Создаст онлайновую систему обратной связи для мониторинга в режиме реального времени, опросов, фокус — групп и экспертных опросов как потребителей государственных услуг и государственных чиновников, так и для получения жалоб. Система может быть использована для участия в выборах, референдумах и опросах общественного мнения, чтобы высказать мнение о текущей политической повестке дня. Помимо предоставления статистической информации и решения управленческих задач, система будет способствовать разработке стратегических документов по развитию государства, опираясь на подлинно выраженное общественное мнение и позиции экспертов отрасли. Каждое сообщение, заявка или жалоба будут классифицироваться определенным образом. Такая технология уже применяется при анализе прямых вопросов и ответов «прямой линии» между российским президентом и общественностью. Результаты количественного анализа таких приложений должны выявить системные ошибки и просчеты по отдельным подразделениям в конкретных регионах. Качественный анализ должен предлагать стандартные решения проблем, с которыми сталкиваются заявители, или возможность напрямую общаться с должностным лицом. Законы будут реализованы как алгоритмические процедуры. Действительно, сам законотворческий процесс будет очень похож на разработку компьютерных программ и приложений. Бюрократам понадобятся курсы ускоренного программирования. Кстати, громкий «Мастер запросов» был экспертом по правовым вопросам, который занимался жалобами граждан на чиновников (этот пост был введен в России Петром Первым).
- Примерный план работы
Не считайте этот пример абсурдом. Еще не такие письма следует считать экспертами. И ошибаться, нарушить порядок рассмотрения невозможно в любом случае. Надо заниматься рутинной работой. Работник берет образец ответов на обращения граждан и повторяет обязательную схему. Он состоит из следующих этапов:
- Определите, компетенция какого подразделения (органа) является проблемой.
- Если есть несколько респондентов, отправьте им копии.
- Сообщите заявителю, куда была передана его апелляция.
- Поставь вопрос на контроль.
- Назначьте ответственного за оформление документа.
- Соберите все ответы и сформируйте текст, отправленный заявителю.
- Проанализируйте соответствие законодательства предоставленной информации.
- Проверьте срок для ответа на письменное обращение граждан.
- Отправьте краткую информацию заявителю.
Есть жена, но хочется других: это проблема?
Нет. Это реальность. Ограничение на полигамию, во многом, искусственно. Человек не предназначен для жизни в семье из мужа, жены и детей. Человек не предназначен для жизни в сообществе, где он оплодотворяет самок. Не предназначен он для жизни султаном, со своим гаремом. Это все плод разума, искусственные надстройки и не более того.
Предположим, жена догадывается, но сделать ничего не может. Что же делать? Самый простой способ: развестись. Или смириться. Можно обыграть это, построив свободные отношения. Правда, придётся пройти сложный путь:
- Добиться признания.
- Предложить вариант решения проблемы.
- Отстоять итоговый результат.
Сроки хранения обращений граждан
Сроки хранения обращений граждан (предложения, заявления, жалобы и др.) и документы по их рассмотрению (справки, сведения, переписка) в зависимости от их значимости установлены ст. 183а, б, в Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утвержден Министерством культуры Российской Федерации 25.08.2010), и составляют:
- предложения, письма творческого характера, заявления, жалобы, содержащие сведения о серьезных недостатках и злоупотреблениях, коррупции – постоянно;
- личного характера – 5 лет ЭПК;
- оперативного характера – 5 лет.
Этапы ведения делопроизводства по обращениям граждан
Правила делопроизводства по обращениям граждан установлены Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с измен. и доп. 29.06. 2010 и 27.07.2010).
Работа с обращениями граждан включает в себя выполнения следующих операций:
- личный прием граждан;
- прием и первичная обработка письменных обращений;
- регистрация обращений;
- рассмотрение обращений руководством;
- подготовка проекта ответа на обращение;
- уведомление заявителя о направлении обращения в другие учреждения, организации;
- уведомление заявителя о длительном рассмотрении обращения;
- контроль за сроками исполнения документов и выполнением принятых по ним решений;?
- ответ гражданину;
- информационно-справочная работа по обращениям;?
- формирование дел и текущее хранение обращений;?
- анализ поступивших обращений;
- работа с устными обращениями граждан.
Постановление Конституционного Суда РФ
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 г. №19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона „О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области»: … учитывая особенности и характер отношений, возникающих между гражданами (объединениями граждан) и возможными адресатами их обращений — организациями, деятельность которых является публично значимой и затрагивает права и свободы граждан, обязанность рассматривать такие обращения не противоречит их природе, притом что как сама эта обязанность, так и порядок рассмотрения должны быть установлены законодателем четко и определенно…
После принятия данного решения в ФЗ «Об обращениях граждан» были внесены соответствующие поправки.
Федеральный закон о сроках рассмотрения обращений граждан, прежде чем устанавливать их права и обязанности их контрагентов, возникающие на фоне обращений, определяет некоторую используемую в нем терминологию. Перечисленные в нем термины знакомы каждому человеку, но не все знают, как они трактуются именно законодателем.
Так, нормативный правовой акт определяет под понятием «обращение» действия гражданина или иного лица, который в письменной форме или путем применения электронно-цифровых носителей направил в государственный или иной орган жалобу, заявление, предложение и тому подобное. Другими словами, любой документ, требующий ответа, как бы он ни назывался, в рамках рассматриваемого закона будет считаться обращением.
Более того, под обращением понимаются и устные заявления, которые не выражены на каком-то носителе. Сроки рассмотрения обращений граждан Российской Федерации не зависят от того, в какой форме они направлены в государственный орган.
Другое понятие, вытекающее из первого и использующееся в названном нормативном документе, зачастую применяющееся в повседневной жизни, — это предложение. Под этим словом законодатель подразумевает рекомендацию, которую направил гражданин или юридическое лицо в государственный орган с целью побудить должностных лиц внести какие-либо поправки, корректировки или изменения в нормативно-правовые акты, а также с целью усовершенствования деятельности государственных органов и всего общества в целом.
Заявление как таковое с учетом понятий, определенных законодательным органом и перечисленных в законе, — это просьба гражданина или организации. Суть такой просьбы может заключаться в оказании содействия государственными или муниципальными органами в соблюдении и реализации его законных гражданских прав, конституционных прав. В заявлении может быть указано и о защите конституционных свобод других граждан, даже не являющихся родственниками заявителя. Помимо перечисленного к категории заявлений относятся обращения граждан, срок рассмотрения которых установлен законодательно, и в которых человек просит устранить какие-либо нарушения законов, обращает внимание на несовершенство государственных органов и некачественную работу должностных лиц.
Рассмотрение обращений граждан в органах государственной власти
Органы местного самоуправления обязательно рассматривают поступившие жалобы, заявления. При необходимости даже могут организовать рассмотрение обращения с выездом на место.
При необходимости орган местного самоуправления имеет право запрашивать материалы или документы в других государственных органах для рассмотрения обращения.
В письменном обращении человек обязательно должен указать наименование органа местного самоуправления или Ф. И. О. должностного лица, а также свои персональные данные. В тексте он должен четко изложить суть заявления или жалобы, в конце поставить дату и подпись.
По общему правилу письменное обращение рассматривается в течение 1 месяца с момента его регистрации.
Если человек хочет устно подать заявление, внести предложение, то он должен владеть информацией о месте, днях и часах приема граждан.