8 болезней, при которых не дадут справку на права
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «8 болезней, при которых не дадут справку на права». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Не все наши физические недостатки являются врожденными или приобретенными в детстве. Ситуация, когда абсолютно здоровый водитель вдруг терял зрение или слух, получал тяжелую травму ног или же позвоночника, не является такой уж редкостью. К подобным изменениям здоровья особенно внимательно следует отнестись гражданам, осуществляющим управление ТС.
При каких болезнях можно ездить?
А теперь давайте перечислим перечень заболеваний, о которых часто спрашивают водители и которых, тем не менее, нет в официальном списке ни в качестве противопоказаний, ни в качестве особых показаний или ограничений.
При следующих состояниях ездить точно можно:
- экстрасистолия
- болезнь Бехтерева,
- ВИЧ (но зависит от его последствий),
- гепатит,
- киста головного мозга (если не влияет на психические отклонения),
- лунатизм (если не сопровождается психическими отклонениями),
- мигрень и любые головные боли,
- неврозы сами по себе также не являются противопоказанием, но если они сопровождаются психическими расстройствами, то могут таковыми стать),
- любая грыжа (позвоночника, паховая и другие),
- остеохондроз,
- реватоидный артрит,
- синдром Туретта (могут быть особые показания при нарушениях двигательных функций),
- синдром Фукса,
- тахикардия,
- тонус матки,
- цирроз,
- аппендицит,
- ишемическая болезнь сердца,
- инсульт (если нет опасных последствий),
- пневмония,
- гипотония,
- варикоз,
- грипп,
- гастрит,
- язва.
Медицинские показания и рекомендации
Если имеются конкретные предписания по данному виду заболевания, водителю требуется соблюдать определенные условия для получения разрешения на вождение транспортного средства. Так, например, одно из самых частых показаний врачей – требование использовать очки во время вождения, если у гражданина плохое зрение. Данные требования обусловлены необходимостью соблюдения всех условий с целью обеспечения безопасной дорожной обстановки.
Основные показания, отмечаемые в ВУ:
- требуется ручное управление;
- эксплуатация транспорта с АКПП;
- наличие парктроника в ТС;
- езда допускается только при наличии очков/линз;
- необходимость использования слухового оборудования.
Ответственность за игнорирование ограничений
К сожалению, такое сейчас не редкость. Человек с показаниями носить очки или линзы в повседневной жизни, пренебрегает этим требованием и садится за руль, не применяя данные приспособления. Случается, что слепой на один глаз водитель не торопится производить ремонт неисправной акустической парковочной системы.
Многие автолюбители из числа тех, кто имеет ограничения, считают требования голословными, поскольку убеждены, что наличие или отсутствие слухового аппарата или линз никак не влияет на качество управления автомобилем. При остановке сотрудником патрульно-постовой службы такие водители часто ссылаются на ПДД, как на основополагающий нормативный акт, регулирующий вопросы безопасной езды.
Во втором разделе этого документа, в котором перечисляются обязанности водителя, ни слова не говорится о необходимости применять те средства, которые позволят автомобилисту компенсировать физические недостатки, отличающие его от полностью здорового водителя.
Однако это обстоятельство не отменяет ограничивающую отметку в правах и сам факт того, что шофер этим требованием пренебрег. Что же грозит водителям, когда они игнорируют требования законодательства в области безопасности дорожного движения?
Дело в том, что в уже упоминавшейся 23 статье Федерального закона «О безопасности дорожного движения» прописывается, что при наличии определенных заболеваний водитель обязан применять технические средства («медицинские изделия», «специальные приспособления») или же оборудовать свое авто специальными техническими средствами, облегчающими вождение (акустическая парковочная система).
Таким образом, становится ясно, что управление ТС водителем, пренебрегающим предписанные ему ограничения, приравнивается к вождению без права управления машиной. Необеспечение требований регламентировано статьей 12.7 Кодекса об административных правонарушениях (управление ТС водителем, не имеющим права управления).
Данное правонарушение карается, равно как и езда без водительского удостоверения, административным штрафом от пяти до пятнадцати тысяч рублей.
[3]
Избежать штрафа будет весьма затруднительно. Доказать патрульному наличие акустической системы или слухового аппарата, при их отсутствии в авто, невозможно. А вот водители с плохим зрением имеют больше шансов «отделаться» малой кровью – очки, как правило, возят при себе. Да и проверять наличие линз у шофера вряд ли кто будет.
Медицинские показания, противопоказания, ограничения для водителей
Для начала давайте раскроем смысл вышеперечисленных требований:
- Медицинские показания представляют собой заболевания, которые требуют особых условий при использовании транспортного средства. К примеру, к таким показаниям относится обязательное ношение водителем очков или контактных линз, если у последнего существует отклонение остроты зрения.
- Медицинские противопоказания представляют собой болезни, которые прямо противопоказаны и запрещены при вождении автомобиля. Это значит, что при противопоказаниях медицинскую справку водитель просто не получит.
- Медицинские ограничения представляют собой болезни, которые не позволяют водителю управлять каким-либо определенным транспортным средством конкретной категории/подкатегории. Ограничения указывает на параметры заболевания, при несоблюдении которых человек не получит медицинскую справку.
Далее мы рассмотрим каждую из вышеуказанных групп подробнее.
В эту группу входят достаточно серьезные болезни, которые категорически не позволяют получить медицинскую справку. Когда речь идет, к примеру, о полной слепоте обоих глаз, об эпилепсии или шизофрении и тому подобных тяжелых диагнозах. Детальный перечень противопоказаний можно узнать ниже.
«Мне вынесли вердикт „не годен“, это можно оспорить?»
Да, оспорить можно, также как и заключение любой другой медицинской комиссии. Основным вопросом будет критерий негодности — по одним основаниям, имеющим объективные критерии (например, зрение или электроэнцефалограмма) оспаривать легче, по другим (например, психиатрической диагноз), которые имеют больше оценочный характер суждений, оспаривать сложнее, но в любом случае это возможно.
Кто подтверждает здоровье иностранных водителей, мигрантов — будут ли они тоже в базе?
Иностранные водители должны подтверждать свои права, по сути, менять их на российские. Соответственно, они обязаны проходить все те же медицинские процедуры, что и российские автомобилисты, а значит они также будут в этой базе.
Не будет ли возможности двояко толковать какие-то пункты и создавать поле для взяток за «хорошее» заключение?
Возможности для коррупционных действий будут всегда, пока есть люди. И наличие базы ничего не изменит. Хотя проконтролировать, кто выдал подложный документ, станет легче. Только от социальной зрелости, подкрепленной ответственностью за подлог, и определяется выдача «правильных» заключений. Врача любой специальности можно заподозрить в этом, но, к счастью, это не столь распространенное явление.
Перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации, занятому на работе в качестве водителя, запрещается управлять транспортными средствами, содержится в Приложении 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.
Категория В .
1) Медицинские противопоказания, изложенные в п. 3-25 настоящей графы подпункта 28.1.
2) Понижение остроты зрения ниже 0,5 на лучшем глазу и ниже 0,2 – на худшем глазу (с коррекцией).
3) Отсутствие зрения на одном глазу при остроте зрения ниже 0,8 (без коррекции) на другом.
4) Для водителей такси и водителей транспортных средств оперативных служб (скорая медицинская помощь, противопожарная служба, милиция, аварийно-спасательная служба, военная автомобильная инспекция), – острота зрения с коррекцией ниже 0,8 на одном глазу, ниже 0,4 – на другом. Допустимая коррекция при близорукости и гиперметропии 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D.
По пункту 1, в котором есть указание на подпункт 28.1 необходимо сделать пояснение. В самом документе этого подпункта не существует. Никаких официальных разъяснений Минздравсоцразвития не выпускало. По этой причине возник правовой вакуум. Список противопоказаний для категории В меньше, чем для категории А.
Врачи, в своей практике, при проведении медкомиссий, исходят из того, что в документе опечатка и читать «подпункт 28.1» следует как подпункт 27.1 (список для категории А). С юридической точки зрения это не корректно. Однако именно так и поступают повсеместно. Ниже приведен список ограничений подпункта 27.1.
Категория А
1) Острота зрения с коррекцией ниже 0,6 на лучшем глазу, ниже 0,2 – на худшем. Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D.
2) Отсутствие зрения на одном глазу при остроте зрения ниже 0,8 (без коррекции) на другом.
3) Центральная скотома абсолютная или относительная (при скотоме и наличии изменений зрительной функции не ниже значений, указанных в п.1 настоящей графы подпункта — допуск без ограничений).
4) Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке (кератотомия, кератомилез, кератокоагуляция, рефракционная кератопластика). Допускаются к вождению лица через 3 месяца после операции при остроте зрения с коррекцией не ниже 0,6 на лучшем глазу, не ниже 0,2 – на худшем.
5) Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D, при отсутствии осложнений и исходной (до операции) рефракции – от +8,0 до -8,0 D. При невозможности установить дооперационную рефракцию вопросы профессиональной пригодности решаются положительно при длине оси глаза от 21,5 до 27,0 мм.
6) Искусственный хрусталик, хотя бы на одном глазу. Допускаются стажированные водители при остроте зрения с коррекцией не ниже 0,6 на лучшем глазу, не ниже 0,2 – на худшем. Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D(сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D, нормальное поле зрения и отсутствие осложнений в течение полугода после операции.
7) Хронические заболевания оболочек глаза, сопровождающиеся значительным нарушением функции зрения, стойкие изменения век, в том числе и их слизистых оболочек, парезы мышц век, препятствующие зрению или ограничивающие движение глазного яблока (после оперативного лечения с положительным результатом допуск осуществляется индивидуально).
8) Хроническое, не поддающееся консервативному лечению воспаление слезного мешка, а также упорное, не поддающееся лечению слезотечение.
9) Паралитическое косоглазие и другие нарушения содружественного движения глаз.
10) Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
11) Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70° от среднего положения.
12) Ограничение поля зрения более чем на 200° в любом из меридианов.
13) Нарушение цветоощущения.
14) Заболевания сетчатки и зрительного нерва (пигментный ретинит, атрофия зрительного нерва, отслойка сетчатки и др.).
15) Глаукома
В разделе нашего форума вы можете задать интересующие вас вопросы врачам-офтальмологам на тему зрения и прохождения медкомиссии для управления транспортными средствами.
Без прав ни один водитель не имеет права выезжать на дорогу. Но перед тем как он их получит, ему понадобится пройти обследование у ряда специалистов, которые после получения результатов огласят свое решение. Обязательно требуется проверить, насколько хорошо работает зрительный аппарат, ведь иначе можно спровоцировать серьезное ДТП. Хотя даже при наличии определенных нарушений права выдаются. Но есть и такие противопоказания, при которых за руль садиться нельзя. Какие же существуют ограничения по зрению при получении водительских прав?
Ежегодно все больше людей приобретают личное транспортное средство. Но одного лишь умения водить автомобиль недостаточно. Понадобятся водительские права определенной категории. А их, в свою очередь, выдадут, если результаты медкомиссии будут положительными.
Поскольку орган зрения для водителя является основным, понятно, что к глазным патологиям приковано самое пристальное внимание. В частности, применительно к самым многочисленным категориям ВУ (А/А1, В/В1, ВЕ, М) прямыми противопоказаниями к вождению автомобиля являются следующие состояния:
- болезни глазной оболочки хронического характера, существенно ухудшающие остроту зрения;
- если один глаз вообще не видит, а у второго острота зрения составляет менее 0.8;
- при сниженной остроте глаза до 0.6 на одном и 0.2 на другом;
- если на глазу менее 30 дней назад была проведена рефракционная операция;
- при присутствии такой патологии, как спонтанный нистагм, если оба зрачка отклоняются от центральной линии на 70º;
- если поле зрения в направлении любого меридиана ограничено углом, превышающим 20º.
Другие заболевания, относящиеся к противопоказаниям
Мы перечислили только самые многочисленные группы патологий (по зрению и психического плана), не позволяющие стать водителем. Но этот перечень гораздо шире и включает множество состояний, препятствующих получению ВУ на законных основаниях. К ним относятся:
- пороки сердца (приобретённые или врождённого характера);
- некоторые патологии позвоночника;
- ряд нарушений слуха;
- выраженное отставание в развитии на физиологическом уровне;
- неправильно сросшиеся после получения переломов кости;
- хронические патологии дыхательных путей, затрудняющие дыхание;
- операция на миокарде, перенесённая менее 90 дней назад;
- отсутствие нескольких фаланг;
- патологии, влияющие на вестибулярный аппарат;
- ряд эндокринных заболеваний, включая диабет и патологии щитовидки в тяжёлой форме;
- некоторые сердечные патологии – ишемия, тахикардия и др. (перенесённый инсульт или инфаркт, если они не спровоцировали появление других болезней, в перечень не входят);
- гипертензия;
- желудочные патологии;
- болезни роста, включая нанизм и карликовость.
Имеются ли противопоказания при наличии инвалидности
Строго говоря, сама постановка вопроса некорректная. В правительственном перечне перечислены заболевания и их конкретные проявления, не дающие право управлять автотранспортом. Инвалидность – это не болезнь, это диагноз, состояние организма, при котором человек имеет ограниченные возможности, сказывающиеся на качестве жизни.
Разумеется, инвалидность даётся на основании определённых показаний, в числе которых могут оказаться и патологии, входящие в перечень медицинских противопоказаний по управлению автомобилем.
В частности, при отсутствии ступни или кисти, не говоря об отсутствии нескольких пальцев, сохраняется возможность управления транспортным средством, но только если оно оборудовано автоматической трансмиссией. Проблемы со слухом также не являются абсолютным противопоказанием, если они корректируются применением слуховых аппаратов.
Инвалид, успешно прошедший медкомиссию, не будет испытывать проблем при поступлении в автошколу с целью подготовки к сдаче государственных экзаменов на общих основаниях. Хотя в определённых случаях придётся обучаться в специализированных заведениях подобного плана, парк которых содержит автомобили с ручным управлением. Обычно такие автошколы формируются и функционируют при местных организациях людей с ограниченными возможностями, часто работая на голом энтузиазме неравнодушных к инвалидам людей.
Какие ставятся отметки на водительских правах?
При наличии ограничений в водительские права выставляются соответствующие пометки. При проверке документов инспектор ГИБДД отмечает для себя факт исполнения или неисполнения обязательных условий для вождения транспорта при наличии ограничений.
Отметки подразделяются на несколько типов:
- AS – автолюбителю запрещено управлять транспортным средством с мотоциклетной посадкой;
- МС – езда должна осуществляться на автомобиле с ручным управлением;
- АТ – водитель может управлять ТС исключительно с автоматической трансмиссией;
- APS – транспортное средство должно быть оборудовано парктроником;
- GCL – автолюбитель обязан при вождении использовать приборы, улучшающие зрение;
- НА/CF – для безопасного вождения гражданину требуются приборы, улучшающие качество слуха.
Если в правах присутствует отметка «Медицинская справка обязательна» водитель должен предоставить соответствующий документ инспектору ГИБДД.
Медицинские противопоказания для управления автомобилем
Главная › Документы
04.01.2020
Новый список болезней и противопоказаний для вождения автомобилем или другим транспортным средствой, той или иной категории.
Итак, поехали. Перечень медицинский противопоказаний к управлению транспортным средством.
- Органические, включая симптоматические, психические расстройства
- Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства
- Расстройства настроения (аффективные расстройства)
- Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства
- Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте
- Умственная отсталость
- Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ
- Эпилепсия
- Ахроматопсия
- Слепота обоих глаз
Это список заболеваний, при которых кандидата в водители не допустят к вождению на автомобиле. Теперь, перейдем к списку показаний для вождения авто с ручным управлением.
- Деформация стопы, значительно затрудняющая ее движение.
- Укорочение нижней конечности более чем на 6 см (за исключением случаев, когда конечность не имеет дефектов костей, мягких тканей и суставов, объем движений сохранен, длина конечности от пяточной кости до середины большого вертела бедра составляет более 75 см).
- Ампутационные культи обоих бедер.
- Ампутационные культи обеих голеней.
- Культя бедра или голени одной конечности при значительном нарушении двигательных или статических функций другой нижней конечности (ампутационная культя стопы, деформация, сосудистое заболевание, поражение крупных периферических нервных стволов и др.).
- Стойкая деформация или заболевание нижних конечностей, таза или позвоночника, значительно затрудняющее стояние и ходьбу (анкилозирующий полиартрит нижних конечностей, тяжелый кифосколиоз и спондилит с явлениями компрессии, псевдоартроз, эндартериит II и III степени, слоновость и др.).
- Паралич и парез нижних конечностей при возможности сидения.
- Повреждение нервно-сосудистого пучка одной нижней конечности со значительными трофическими нарушениями (обширные незаживающие язвы).
Теперь, список показаний к управлению автомобилем с «коробкой автомат».
- Отсутствие верхней конечности или кисти.
- Отсутствие нижней конечности или стопы.
- Деформация кисти или стопы, значительно затрудняющая движение кисти или стопы.
- Культя бедра или голени при одновременном отсутствии одной из верхних конечностей.
- Отсутствие пальцев или фаланг, а также неподвижность в межфаланговых суставах:
а) отсутствие 2 фаланг большого пальца на руке; б) отсутствие или неподвижность 2 или более пальцев на правой руке или полного приведения хотя бы одного пальца;
в) отсутствие или неподвижность 3 или более пальцев на левой руке или полного приведения хотя бы одного пальца.
Показания для вождения автомобилем, оборудованным акустической парковочной системой.
Показания для управления автомобилем с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для коррекции зрения.
- Аномалия рефракции, снижающая остроту зрения ниже разрешенной, при условии повышения остроты зрения в очках или контактных линзах до разрешенного уровня.
Законодательство РФ о медицинских ограничениях для водителей
Согласно законодательству РФ, управлять транспортным средством может любой человек, который успешно сдает экзамены в автошколе и сотрудникам ГИБДД. Но к экзаменам допускаются только те, кто успешно прошел медицинскую комиссию, не имеет физических ограничений к управлению ТС.
Федеральный закон от 1995 года в статьях 23 и 23.1 четко указывает алгоритм прохождения медицинской комиссии и частоту осмотров для каждой категории водителей. Например, управляющие общественным транспортом обязаны проходить в сжатые сроки осмотр перед каждым выходом на линию. В этом же законе указан перечень болезней, которые относятся к ограничениям.
Врачебную комиссию обязаны проходить:
- получающие водительское удостоверение впервые – до сдачи экзаменов в автошколе;
- восстанавливающие права после их изъятия – например, если было лишение по причине управления транспортным средством в нетрезвом виде;
- продлевающие срок действия водительского удостоверения.
Полный перечень медицинских противопоказаний, применимых к управлению автомобилем, который приводится в указанном документе и других подзаконных актах, принятых позже, можно разделить на несколько больших групп:
- патологии, которые при определённых условиях всё же позволяют управлять автотранспортным средством. Например, при плохом зрении нужно обязательно быть в очках или других средствах корректировки зрения;
- болезни, при которых нельзя управлять транспортом, относящимся к определённой категории;
- заболевания, при которых противопоказано находиться за рулём любого автотранспортного средства, независимо от категории.
При выявлении медкомиссией у обследуемого противопоказаний, препятствующих вождению ТС, в медицинской справке прямо указывается, что данное лицо не может управлять автотранспортными средствами, на основании чего ему откажут в получении ВУ.
Ознакомиться с действующим списком таких противопоказаний можно в статье 23.01 ФЗ196. Отметим, что в законе оговариваются и случаи, когда данное ограничение может иметь временные рамки, после окончания которых нужно проходить медкомиссию повторно.
Имеются ли противопоказания при наличии инвалидности
Строго говоря, сама постановка вопроса некорректная. В правительственном перечне перечислены заболевания и их конкретные проявления, не дающие право управлять автотранспортом. Инвалидность – это не болезнь, это диагноз, состояние организма, при котором человек имеет ограниченные возможности, сказывающиеся на качестве жизни.
Разумеется, инвалидность даётся на основании определённых показаний, в числе которых могут оказаться и патологии, входящие в перечень медицинских противопоказаний по управлению автомобилем.
В частности, при отсутствии ступни или кисти, не говоря об отсутствии нескольких пальцев, сохраняется возможность управления транспортным средством, но только если оно оборудовано автоматической трансмиссией. Проблемы со слухом также не являются абсолютным противопоказанием, если они корректируются применением слуховых аппаратов.
Инвалид, успешно прошедший медкомиссию, не будет испытывать проблем при поступлении в автошколу с целью подготовки к сдаче государственных экзаменов на общих основаниях. Хотя в определённых случаях придётся обучаться в специализированных заведениях подобного плана, парк которых содержит автомобили с ручным управлением. Обычно такие автошколы формируются и функционируют при местных организациях людей с ограниченными возможностями, часто работая на голом энтузиазме неравнодушных к инвалидам людей.
Возрастные ограничения для получения прав
Российское законодательство устанавливает ограничения по возрасту для открытия в водительском удостоверении разных категорий. Подкатегории А1, М разрешены в 16-летнем возрасте. В 18 лет можно получить права категорий A, B, В1, C и С1, для управления легковыми и грузовыми автомобилями небольшой массой. ВЕ, С1Е, СЕ разрешено открывать с 19 лет. С 21-летнего возраста разрешается получать права на микроавтобус, автобус, троллейбус и трамвай.
Управлять машинами с прицепами можно лишь спустя год после открытия основной категории. То есть у водителя должен быть стаж вождения автомобилем от одного года, чтобы он мог получить право на управление транспортом с прицепом.
Подростки в возрасте 17 лет могут пройти обучение в автошколе на категории В и С. Но после сдачи экзаменов они не смогут самостоятельно водить машину, права выдаются лишь с 18 лет.
Открытие дополнительных категорий
Если водитель захочет открыть новые категории в правах, ему придется пройти обучение в автошколе и сдать квалификационные экзамены по теории и практике. Для каждой предусмотрены разные экзамены. Самостоятельно подготовиться к сдаче экзаменов нельзя, для допуска на экзамен требуется свидетельство от автошколы об окончании курса.
Чтобы открыть категории A, А1, М и B1, необходимо пройти теоретический экзамен и сдать вождение на автодроме:
- выполнить габаритную восьмерку, змейку, продемонстрировать скоростное движение;
- сдать парковку и выезд с парко-места;
- правильно остановить транспорт для посадки или высадки пассажиров.
Для открытия категории В необходимо дополнительно выполнить упражнение «Регулируемый перекресток» на автоматизированном автодроме, инструктор попросит проехать по эстакаде, тронутся «под горку», сдать задним ходом в условный гараж, припарковаться, выполнить повороты под 90 градусов, развернуть авто в ограниченном местности.
Чтобы открыть C, D и подкатегории C1, D1, кроме теории, требуется продемонстрировать навыки езды на грузовом транспорте на площадке и в реальных городских условиях: выполнить стандартные упражнения на учебном транспорте запрошенной категории, сцепление и расцепление, парковку у платформы на разгрузку.
Если вы учились в автошколе на машине с АКПП, но возникла необходимость управлять автомобилем с «механикой», придется пересдавать экзамен по вождению на автодроме. Только после успешной пересдачи, вы получите права без отметки АТ.