Формы собственности на землю
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Формы собственности на землю». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований (ст. 16 ЗК РФ). Субъектами государственной собственности на землю являются органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ.
Разграничение государственной собственности на землю
В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственная собственность — имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъектов Российской Федерации). Таким образом, субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.
Поскольку объектами любых прав на землю могут быть только индивидуально определенные земельные участки, в настоящее время серьезные трудности связаны с определением объектов собственности публичных образований, в частности государственной собственности.
С июля 2001 по июль 2006 г. существовала самостоятельная законодательно установленная процедура разграничения публичной собственности. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществлялось в соответствии с утратившим силу Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ.
Целями разграничения публичной собственности являлись индивидуальное определение каждого земельного участка и отнесение к федеральной, региональной или муниципальной собственности путем принятия соответствующего перечня на уровне Правительства Российской Федерации. Данная процедура была крайне сложной и запутанной, а также требовала больших технических, временных и финансовых затрат, так как предполагалось индивидуально определить каждый участок на территории, составляющей примерно 70 — 80% от территории Российской Федерации, а также принять решение об отнесении каждого участка к собственности конкретного публичного субъекта. Разумеется, данная деятельность не была осуществлена, в связи с чем было принято решение об отмене разграничения государственной собственности в качестве самостоятельной процедуры.
Государственная собственность на землю и полномочия государства в области земельных отношений
В соответствии со статьей 5 «Участники земельных отношений» Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) наряду с гражданами, юридическими лицами и муниципальными образованиями участниками земельных отношений являются Российская Федерация (РФ) и ее субъекты, которым принадлежит право государственной собственности на землю. Такие земли с полным основанием можно называть «государственными». Государственные земли ─ это земли, находящиеся в государственной собственности.
Согласно Статье 214 «Право государственной собственности» Гражданского кодекса Российской федерации (ГК РФ) и Статье 16 «Государственная собственность на землю» ЗК РФ, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Это, помимо всего прочего, означает, что муниципальные и государственные земли ─ совсем не одно и то же.
Право государственной собственности на землю является совокупностью юридических норм, регулирующих имущественные отношения принадлежности земельных участков государству и обеспечивающих его возможность по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться ими. Это ─ в объективном смысле.
В субъективном смысле под правом государственной собственности на землю понимается право собственности государства, выступающего в качестве субъекта права. Субъекты государственной собственности на землю в данном случае ─ Российская Федерация (федеральные власти) и ее субъекты.
Поскольку государственный учет земель проходит этап своего становления, достаточно большой массив составляют т. н. неразграниченные государственные земли. В соответствии со Статьей 1 «Основные принципы земельного законодательства» ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю (или, точнее говоря, правовые основы и порядок ее разграничения на виды государственной собственности на землю ─ собственность Российской Федерации и собственность ее субъектов) ─ устанавливаются федеральными законами.
Формы собственности на землю
Ст. 9 Конституции РФ предусматривает: «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».
Используемое сослагательное наклонение в формулировке статьи, а также допустимость иных форм собственности, как представляется, придают ст.
9 Конституции широкий смысл, позволяющий решать вопрос о формах собственности, не будучи связанными жесткими временными, территориальными и иными критериями.
На практике представлены все три перечисленные в Конституции РФ формы собственности на землю:
-
- государственная,
- муниципальная,
- частная.
Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.
Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:
-
- федеральной собственности;
- собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).
Объект права государственной собственности на землю (презумпция права государственной собственности на землю):
-
- земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ).
Основания возникновения права государственной собственности на землю (ст. 17, 18 ЗК РФ):
-
- нормы федеральных законов;
- процедура разграничения государственной собственности на землю;
- гражданско-правовые основания;
- безвозмездная передача из федеральной собственности (для собственности субъектов федерации).
Право частной собственности на земельный участок гражданских и юридических лиц
К собственности гражданских и юридических лиц, то есть частной собственности, относятся земельные участки, которые были приобретены гражданскими и юридическими лицами по предусмотренным российским законодательством основаниям. Гражданские и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земли в собственность. Земельные участки, которые находятся в собственности государства или органов местного самоуправления, могут быть предоставлены в собственность гражданских и юридических лиц, кроме тех земельных участков, которые согласно Земельному Кодексу Российской Федерации и федеральным законодательным актам не могут находиться в частной собственности. Иностранные лица, а также лица без гражданства и иностранные юридические лица не имеют права владеть земельными участками, которые находятся на приграничных территориях, перечень которых регламентируется Президентом Российской Федерации согласно федеральному законодательству о Государственной границе РФ, а также на других установленных территориях России в соответствии с федеральными законодательными нормами.
Необходимо отметить, что согласно пункту 2 статьи 20 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные участки не предоставляются гражданским лицам в бессрочное пользование
Право бессрочного пользования земельными участками, которые находятся в собственности государства или органов местного самоуправления, возникает у граждан или юридических лиц до момента вступления в силу нового Кодекса Российской Федерации и сохраняется за ними. Земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, передаются в собственность гражданских или юридических лиц за определенную денежную сумму. Предоставление также может быть осуществлено безвозмездно в предусмотренных нормами Земельного Кодекса, федеральными законодательными нормами и законами субъектов России случаях.
Граждане с тремя и более детьми вправе приобрести земельный участок бесплатно, в частности для индивидуального строительства, которые находятся в государственной собственности без торгов и предварительного согласования места расположения объектов в тех случаях, которые устанавливаются законодательными нормами субъектов Российской Федерации.
Земля, находящаяся в собственности государства или органов местного самоуправления, на которых расположены здания, строения и сооружения, относящиеся к собственности общественных организаций инвалидов и организаций, учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов на момент вступления в действия нового Земельного Кодекса РФ, предоставляются во владение вышеуказанных организаций на бесплатной основе.
Религиозные организации, в собственности которых находятся здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках государственной и муниципальной собственности, предоставляются бесплатно; организации, во владении которых находятся земельные участки государственной собственности на праве безвозмездного пользования, получают данные участки на праве безвозмездного срочного пользования на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями.
Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица получают земельные участки в собственность за установленную Земельным Кодексом плату согласно статье 28 указанного Кодекса.
Иностранным гражданам и юридическим лицам, а также гражданам без гражданства, у которых в уставном капитале доля составляет более 50%, предоставляются земельные участки сельскохозяйственного назначения лишь на правах аренды.
Согласно статьям 15-24 Кодекса, права на земельные участки могут возникать по основаниям, которые регламентируются гражданским законодательством, федеральными законодательными актами, и подлежат обязательной государственной регистрации согласно ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Процесс государственной регистрации сделок, связанных с земельными участками, является обязательным в установленных законодательством случаях.
Предоставление земельных участков в пользование гражданским и юридическим лицам из земель государственной или муниципальной собственности, выполняется в соответствии с решениями исполнительных органов государственной власти или муниципальных органов, которые обладают правом предоставления соответствующих земельных участков в рамках их компетенции согласно статьям 9-11 Земельного Кодекса России.
Что такое федеральная собственность на землю и какие участки к ней относятся
- Правительство решает образовать заповедник в составе федеральной собственности;
- Сотрудники министерства земельных ресурсов составляют схему будущего участка;
- Схема согласовывается, утверждается и направляется в кадастровую службу для выполнения геодезических работ на местности;
- Выполненный кадастровыми инженерами межевой план будущего участка, изготовленный согласно схеме, направляется в министерство земельных ресурсов;
- Межевой план согласовывается и утверждается в министерстве. При необходимости проводятся работы по уточнению.
- Формируется проект закона о разграничении государственной собственности в федеральную;
- Отдельным постановлением инициируется проведение кадастровых работ;
- Закрепляются границы государственного участка и присваивается уникальный кадастровый номер;
- Принимается закон, определяющий принадлежность образованного участка к федеральным владениям.
Ecли yчacтoк нaxoдитcя в coбcтвeннocти мyниципaлитeтa, тo вce нeoбxoдимыe cвeдeния Baм пpeдocтaвят paбoтники aдминиcтpaции. A ecли oкaжeтcя, чтo yчacтoк являeтcя чacтнoй coбcтвeннocтью, тo зa инфopмaциeй o нeм пpидeтcя oтпpaвитьcя в Дeпapтaмeнт мyниципaльнoй coбcтвeннocти. Aдpec этoгo вeдoмcтвa Bы тaкжe мoжeтe yзнaть y coтpyдникoв aдминиcтpaции.
Чтoбы oбpaтитьcя в нaлoгoвyю зa пoлyчeниeм инфopмaции o зeмлeвлaдeнии, зaйдитe нa oфициaльный caйт ИФНC Poccии и зaпишитecь нa пpиeм к инcпeктopy. Нa cтpaницe зaпиcи Bы cмoжeтe выбpaть ближaйшee oтдeлeниe и пocмoтpeть вpeмя eгo paбoты. Oбpaтитe внимaниe, чтo пpиeм нaceлeния вeдeтcя пo нaзнaчeннoмy вo вpeмя зaпиcи вpeмeни.
В двадцатку крупнейших землевладельцев России также вошли также Андрей Гурьев, Олег Дерипаска, Вадим Мошкович, Владимир Евтушенков, братья Александр и Виктор Линники, Игорь Худокормов. Самым дорогим земельным наделом владеет семья бывшего министра сельского хозяйства Александра Ткачева: семейная фирма «Агрокомплекс» им. Н. И. Ткачева распоряжается 649 000 га стоимостью 68,5 млрд рублей. На втором месте агрохолдинг «Степь» Владимира Евтушенкова с 412 000 га (45,6 млрд рублей).
Понятие публичной собственности
Согласно законодательству России государство точно такой же самостоятельный субъект права, подобно физическим и юридическим лицам. Но конкретно правом публичной собственности являются органы власти (федеральные или муниципальные).
Однако, юридическую ответственность за имущество и земли все же несут не они непосредственно, а государство или его конкретное публично-правовое образование (муниципалитет).
Ее можно определить по компетенции органа власти, закрепленной в законах РФ. Приведем несколько примеров.
Пример №1
Одним из самых известных способов изменения статуса публичного имущества является приватизация. По всей стране прошло несколько ее этапов, и вот в очередной раз приватизируются госучреждения и их земли. Эти процессы подразумевают переход собственности в частные руки, то есть в частную собственность.
Правом на акции и доли приватизируемых государственных и муниципальных компаний обладают различные комитеты и фонды по управлению имуществом. В случае нарушений процедуры приватизации, к примеру, продажей фондами имущества умышленно по заниженной стоимости частным владельцам, ответственность несут либо государство (если объект находился в компетенции федерального центра), либо администрация муниципального образования (города, села и т.д.).
Из этой статьи вы узнаете о функция и задачах Кадастровой палаты. Читайте здесь для чего нужен проект межевания линейных объектов.
Возможно, вам будет интересно узнать, как проводить геодезическую съемку земельного участка.
Пример №2
Исторические и культурные памятники часто служат объектом отчуждения вследствие вынужденно принимаемых решений на государственном уровне.
Правом проводить процедуру купли-продажи или передачи культурных ценностей наделены комитеты Министерства культуры РФ. Ошибки, потенциально допущенные ими, будут исправляться от имени государства, а не конкретно комитетом или фондом при министерстве. Например, необоснованная безвозмездная передача картин представителю музея другого государства может повлечь прямой материальный ущерб обществу.
Основания для возникновения прав на надел
Публичная форма собственности может возникнуть у земельного участка по одному из следующих оснований:
- признание земли государственной собственность в соответствии с федеральными законами;
- полученные в результате разграничения госсобственности;
- приобретенные в результате сделок, проведенных в соответствии с ГК РФ.
В ст. 218 ГК РФ перечислены сделки, в результате которых появляется право собственности. К ним относятся:
- создание нового земельного участка, например, путем разделение одной большой площади на несколько небольших территории;
- заключение сделки купли-продажи или иного договора на отчуждение имущества;
- получение земли, не имеющей владельца, например, если собственник умер, а наследников на участок нет.
Виды государственной собственности
Российская Федерация регламентирует муниципальную и государственную форму владения, как результат масштабной передачи обществу имущественных благ. Это природные богатства, финансовые ресурсы, предметы использования, материальные и вещественные производственные средства. Эти объекты были выведены из частного владения, а права пользования частично или полностью получили управленческие органы государства. Уполномоченный владелец – российский народ. Форма владения может быть муниципальной и государственной. На ее принадлежность влияют политические, социальные обстоятельства. Некоторую роль играют экономические факторы.
Субъекты муниципального и государственного владения:
- Страна, народность страны.
- Население автономного региона.
- Территориальное, административное образование.
- Поселок, город, район.
На официальном уровне собственность муниципалитета и государства разделяют на три класса:
- Федеральные, государственные владения, принадлежащие Федерациям.
- Владения муниципалитета, которые пребывают во власти местного управленческого органа.
- Владения государства, федеративных субъектов, которые причисляются к субфедеральной собственности.
В основе государственной собственности лежат сложные, взаимосвязанные, многообразные взаимоотношения. Они выстраиваются на базе иерархии, с учетом ряда принципов:
- Государственный аппарат и госпредприятие – это реальные предприниматели и производители продукции. Между ними действует соответствующая взаимосвязь.
- Центральные и региональные органы, региональные и местные звенья связаны между собой.
- Государственная власть и принципы управленческой деятельности основываются на владении, использовании, применении имущества, которое принадлежит державе, с целью формирования государственного бюджета.
Эволюция концепции государственной собственности на землю
Законодатель признает землю и другие природные ресурсы основой жизнедеятельности народов России: соответствующие положения отображены в ст. 9 Конституции РФ. Официальная правовая доктрина советского периода относила землю, недра, воды и живую природу в их естественном состоянии к народному достоянию.
Ст. 10 Конституции СССР 1977 года декларировала неотъемлемое право народов владеть, пользоваться и распоряжаться землями, на которых они проживают. Земельный фонд находился в ведении Советов народных депутатов, наделенных полномочиями передавать их гражданам, предприятиям и учреждениям исключительно в пользование.
Постулаты советского права:
- признание земли и других природных ресурсов объектом исключительной госсобственности;
- общность земельных ресурсов, абсолютная публичность их правового режима;
- непризнание возможности нахождения земель, недвижимости, средств производства в руках частных собственников;
- изъятие земельных участков из гражданского оборота.
После смены государственного строя идеологическая концепция, в которой земля одновременно признавалась достоянием народа и собственностью государства, была подвергнута критике. Ведь очевидно, что государство и народ нельзя отождествлять. Многие цивилисты и вовсе заявляют о бессодержательности такой категории как «народное достояние».
Между тем, советский подход отражает особую значимость земельного фонда для развития государства и общества. Нельзя отрицать, что принятие решений в отношении земельных участков требует учета не только частных, но и публичных интересов. Сегодня просматриваются предпосылки к формированию качественно новой модели госсобственности и общественного достояния, не отрицающих друг друга.
Особенности права собственности на землю
Особенности права собственности на землю закрепляются Земельным Кодексом. Они не должны противоречить общим нормам в Гражданском Кодексе РФ.
- Не все земельные участки могут находиться в частной собственности. Перечень таких земель устанавливается Земельным Кодексом и другими Федеральными Законами;
- Граждане, являющиеся собственниками земель, должны обладать правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность гражданина – это его способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность). Она признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью (статья 17 Гражданского Кодекса РФ).
Для частной собственности физических лиц характерен переход права в порядке наследования, что в том числе предполагает возможность распоряжения имуществом на случай смерти путем составления завещания, приобретение права путем выплаты пая членом жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива и др. - При переходе права собственности от одного владельца к другому земельный участок участвует в обороте по принципу единства судьбы земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости. То есть, если собственник продает здание или дом, то при продаже права на земельный участок переходят покупателю.
- Собственность на земельный участок должна быть получена в результате юридических фактов, так как согласно статье 16 ЗК РФ, если земля не находится в частной или муниципальной, то она считается государственной собственностью.
- Некоторые земельные участки имеют свои особенности в части регулирования права собственности. Например, земли сельскохозяйственного назначения. Подробнее о данных особенностях вы узнаете, прочитав эту статью.
Государственный акт на право собственности на землю
Как и свидетельство о госрегистрации, рассмотренное в предыдущем пункте, государственный акт на право собственности на землю является правоудостоверяющим документом. Отличие в том, что акт – документ старого образца.
Согласно Федеральному закону № 137 «О введении в действие ЗК РФ» госакты, свидетельства и иные бумаги, подтверждающие права на земельные угодья, выданные гражданам и организациям до 1998 года, имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП.
Закон содержит полный перечень таких документов. Среди них – государственный акт на право собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.03.92 № 177. Следовательно, имеющийся на руках акт является самостотельным, достаточным и надлежащим правоподтверждающим документом. Он не подлежит обязательной замене.
Формы собственности на землю
- Государственная собственность (статья 16 ЗК РФ).
Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Субъекты права государственной собственности:
- Российская Федерация в лице органов государственной власти;
- субъекты Российской Федерации в лице своих органов власти;
- государственные предприятия и учреждения;
- предприятия и учреждения субъектов РФ.
Объекты права государственной собственности:
- земельные участки, закрепленные за государственными предприятиями и учреждениями;
- земельные участки, закрепленные за предприятиями и учреждениями субъектов Российской Федерации.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным Кодексом и другими федеральными законами.
- Федеральная собственность
В федеральной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами (например, Лесным кодексом, Водным кодексом);
- право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
- Собственность Субъектов РФ
В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
- которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.
В субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, субъекта Российской Федерации – города федерального значения Санкт-Петербурга, субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
- Муниципальная собственность
Субъекты права муниципальной собственности:
- Муниципальные образования в лице органов местного самоуправления;
- муниципальные предприятия и учреждения.
Объекты права государственной собственности – земля закрепленная за муниципальными предприятиями и учреждениями.
В муниципальной собственности находятся земельные участки:
- Признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (например, ФЗ “О введении в действие Земельного Кодекса РФ”);
- Право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- Приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством;
- Безвозмездно переданные в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Виды земельных участков. Виды собственности на землю
Земельные участки могут быть делимыми и неделимыми. Участок называется делимым, когда его можно разделить на части и образовать самостоятельные земельные участки с разрешением целевого использования. В соответствии с законодательством не допускается раздел городских земель, земель фермерских хозяйств и пр.
Земельный фонд в РФ по экономическому назначению разделен на семь категорий земель:
1. Земли сельскохозяйственного назначения имеют особый правовой статус на рынке недвижимости и используются:
– для сельскохозяйственного производства (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, многолетние насаждения, целина и другие угодья);
– для личного подсобного хозяйства;
– для коллективного садоводства и огородничества;
– для подсобных сельскохозяйственных производств;
– для опытных и научных станций.
Перевод земель из этой категории в другую осуществляется только по решению субъекта Федерации. Особо ценные земли не подлежат приватизации.
2. Земли городов и населенных пунктов занимают 4% территории страны. На этих землях размещаются жилые дома и социально-культурные учреждения, а также улицы, парки, площади, природоохранные сооружения; могут размещаться промышленные, транспортные, энергетические, оборонные объекты и сельскохозяйственные производства. Эта категория земель обеспечивает 86 % поступлений в консолидированный бюджет от всех платежей за землепользование и может использоваться только в соответствии с генпланами и проектами. Земли населенных пунктов могут быть выделены в качестве земельных участков ижс .
3. Земли промышленности, транспорта, связи, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения. Имеют особый режим использования.
4. Земли особо охраняемых территорий включают в себя заповедники; зеленые зоны городов, домов отдыха, турбаз; памятники природы, истории и культуры; минеральные воды и лечебные грязи, ботанические сады и др. Данная категория земель предназначена для оздоровления людей, массового отдыха и туризма, а также для историко-культурного воспитания и эстетического наслаждения. Такие земли охраняются особым законодательством, и вести хозяйственную деятельность на них запрещается.
5. Земли лесного фонда полностью определяются правовым режимом лесов, произрастающих на них.К этой категории земель относятся земли, покрытые лесами и предоставленные для нужд лесного хозяйства и местной промышленности.
6. Земли водного фонда.Это земли, занятые водоемами, ледниками, болотами (кроме тундры и лесотундры), гидротехническими сооружениями и полосами отвода при них.
7. Земли запаса служат резервом и выделяются для различных целей.
Продажа земельных участков, а также выделение их для предпринимательской деятельности и перевода из одной категории в другую осуществляется в соответствии с законами РФ и субъектов Федерации.