Инструкция: готовим отчет о целевом использовании полученных средств

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция: готовим отчет о целевом использовании полученных средств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для удобства в обиходе его называют форма № 6 по старому наименованию, нашедшему отражение в приказе № 67н, который перестал действовать еще в 2012 году при сдаче годовой отчетности за предыдущий, 2011 год.

Кто сдает отчет о целевом использовании средств?

Форма включена в перечень, установленный приказом 66н от 22.07.10. Причем в документе нет нумерации, а только название отчета. Также в приказе № 154н нет прямых указаний, что отчет о целевом использовании денежных средств подают только НКО, эта формулировка исключена п. 1 данного приказа. Отсюда вывод: коммерческие компании от него не освобождены.

Перечень организаций, которым вменено в обязанность предоставлять приложение к балансу, определяется исходя из сущности отчета о целевом использовании средств. Его сдают вместе с балансом те компании, которые получили деньги под определенные программы на конкретные цели. Причем поступать средства могут от государства, физических и юридических лиц. К ним относятся:

  • субсидии и ассигнования от государства;
  • гранды на культуру, науку, экологию, искусство;
  • инвестиции по результатам конкурсов;
  • из фондов поддержки;
  • членские, целевые и первоначальные взносы;
  • пожертвования.

Пример заполнения отчета о целевом использовании

Рассмотрим пример заполнения отчета о целевом использовании средств на конкретных цифрах.

Пример

Для благотворительного фонда «Надежда», занимающегося помощью лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, основным источником средств, позволяющим осуществлять предусмотренную уставом деятельность, являются добровольные пожертвования юридических и физических лиц. Остаток неиспользованных на начало года средств составил 30 000 руб. За 2018 год в качестве добровольных пожертвований фонд получил 7 000 000 руб.

Кроме того, фонд организует акции просветительского характера, приносящие ему доход от продажи входных билетов на них. Чистая прибыль от этой деятельности за 2018 год составила 1 000 000 руб.

Расходы, осуществленные фондом, в 2018 году оказались следующими:

  • на благотворительные выплаты людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, — 6 400 000 руб.;
  • на оплату труда с учетом страховых взносов, начисляемых на сумму дохода работника, — 1 400 000 руб.;
  • на командировки с целью проверки реальности сложных жизненных обстоятельств у лиц, которым нужна помощь — 70 000 руб.;
  • на косметический ремонт помещения, занимаемого фондом на правах аренды, — 100 000 руб.

Аналогичным образом складывалась ситуация и в 2017 году. Те есть имели место два вида поступлений: добровольно пожертвованные суммы (5 500 000 руб.) и прибыль от предпринимательства (900 000 руб.). Использовались средства на благотворительные выплаты нуждающимся в них лицам (5 200 000 руб.), оплату труда и страховые взносы (1 100 000 руб.) и поездки в командировки (80 000 руб.). Неиспользованные на начало года средства составляли сумму 10 000 руб.

В основной таблице отчета остатки средств на начало года будут показаны по строке с кодом 6100, а остатки на конец года — по строке 6400. При этом данные строки 6100 для 2018 года (на его начало) и строки 6400 для 2017 года (на его конец) должны быть одинаковыми.

Поступления найдут отражение в строках 6230 (добровольные пожертвования) и 6240 (прибыль от предпринимательства). Общая их сумма попадет в строку 6200.

НКО предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами НКО (ст. 32 Закона N 7-ФЗ).

НКО обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Исключение составляют НКО, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких НКО в течение года составили до 3 млн руб.

Согласно пп. «а» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 N 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» отчет представляется не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным годом. НКО представляет указанные документы в уполномоченный орган (его территориальный орган) непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения. Этим же документом определена и форма отчета.

НКО должна выделить источники формирования ее имущества. В отчете предложены следующие источники:

  • членские взносы;
  • целевые поступления от российских физических лиц;
  • целевые поступления от иностранных физических лиц и лиц без гражданства;
  • целевые поступления от российских коммерческих организаций;
  • целевые поступления от российских некоммерческих организаций;
  • целевые поступления от иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
  • целевые поступления от иных иностранных организаций;
  • гранты, техническая или гуманитарная помощь от иностранных государств;
  • средства федерального бюджета, субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований;
  • доходы от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • иные источники формирования имущества (иные средства (доходы)).
Читайте также:  Удалось сохранить права при отказе от медосвидетельствования

Как правило, формирование счета 86 включает аналитику по источникам поступления, однако при заполнении статей отчета по расходам НКО могут возникнуть трудности. Детализация расходования целевых денежных средств формой предусмотрена, но выбор статей (наименование расходов) закон оставляет за НКО.

Отчет о расходовании НКО денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства требует расшифровки расходов в рамках российских и иностранных поступлений. В этом случае во избежание дополнительных расчетов и разночтения отчетности НКО мы рекомендуем воспользоваться статьями расхода, определенными в отчете о движении денежных средств Приложения к бухгалтерскому балансу. Бухгалтеру следует только разделить расходование целевых и иных денежных средств, которые, в свою очередь, также подразделяются в зависимости от источников поступления (иностранные или российские). Если НКО работает исключительно с российскими поступлениями или, напротив, с иностранными, то заполнение данного раздела отчета не составит труда. Однако на практике целевые средства поступают как из российских, так и иностранных источников, что осложняет работу бухгалтера по заполнению отчета.

Следует обратить внимание на то, что, если НКО для заполнения сведений о расходовании целевых средств за счет средств российских и иностранных поступлений использует данные отчета о движении денежных средств, бухгалтер должен помнить о возможных расхождениях с отчетом о целевом использовании полученных средств.

Отчет о расходовании НКО денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, также требует разделения на российские и иностранные поступления расходов по приобретению основных средств и иного имущества НКО. Заполнение данных разделов вызовет трудности в случае отсутствия соответствующей аналитики при ведении учета в течение отчетного года. Поэтому представляется целесообразным учитывать требования к заполнению данного отчета и заблаговременно при принятии на учет основных средств и иного имущества отражать аналитику по источнику финансирования каждого объекта, принятого на учет.

В заключение выделим наиболее важные рекомендации, которые могут помочь не только бухгалтеру при подготовке к заполнению форм отчетности НКО, но и аудитору при проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности НКО с целью выражения мнения о ее достоверности:

  • отчетность НКО взаимосвязана и не должна содержать противоречивых данных;
  • желательно разработать систему аналитического учета, позволяющую группировать расходы за отчетный год в соответствии с требованиями отчетности;
  • при правильном формировании аналитических счетов заполнение одной формы может помочь в заполнении другой;
  • в случае выполнения дополнительных расчетов по заполнению тех или иных граф, особенно, если возникают спорные ситуации, разумно, по нашему мнению, оформлять справку-расчет (бухгалтерскую справку), поскольку при формировании отчетов в следующем отчетном периоде может оказаться нарушенным принцип последовательности применения порядка заполнения форм отчетности для НКО.

Отчет о целевом использовании полученных средств или форма 6: как правильно?

В составе рекомендованных к применению актуальных форм годовой бухгалтерской отчетности (утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н) присутствует документ, названный отчетом о целевом использовании средств. Часто его также именуют формой 6, несмотря на то что порядковая нумерация форм для отчетов, приведенных в приказе № 66н, не применяется, да и бланков отчетов в этом документе дается всего пять. Откуда же взялось название, отсылающее к номеру формы, и правомерно ли его использование?
Происхождением названия форма 6 отчета о целевом использовании средств обязан приказу Минфина России от 22.07.2003 № 67н — не действующему ныне документу, которым до вступления в силу приказа № 66н (а он стал обязательным для применения с отчетности за 2011 год) утверждались рекомендуемые для использования формы бухотчетности. В приказе № 67н приводились бланки 6 отчетов, и в каждом из них под официальным текстовым наименованием присутствовало указание на порядковый номер формы. Распределялись номера так:

  • № 1 — бухгалтерский баланс;
  • № 2 — отчет о прибыли и убытках;
  • № 3 — отчет об изменениях капитала;
  • № 4 — отчет о движении денежных средств;
  • № 5 — приложение к бухгалтерскому балансу;
  • № 6 — отчет о целевом использовании полученных средств.

Бланки, утвержденные приказом № 66н, указания на номер формы не имеют, и самих форм в этом документе приводится всего пять: из их числа исключен бланк, соответствующий приложениям к бухбалансу. Однако для бухгалтеров, составлявших отчетность за годы, предшествовавшие 2011 году, привычным осталось применение нумерации составляемых форм, упрощающее указание на их наименование. Однако использоваться такая отсылка может только неофициально, поскольку в действующем документе, утверждающем бланки бухотчетности, номера отчетов отсутствуют.

ВАЖНО! При составлении отчетности за 2021 год учитывайте, что формы бухотчетности, в т.ч. формы 6, изменились. Ключевые отличия: отчетность можно составлять только в тыс. руб., миллионы в качестве единицы измерения больше использовать нельзя. ОКВЭД заменен на ОКВЭД 2. О других изменениях см. здесь.

Варианты бланка отчета о целевом использовании денежных средств

Рекомендованный к применению бланк отчета об использовании целевых средств существует не в единственном варианте. Приказом № 66н утверждены две его формы:

  • полная, приведенная в приложении № 2.1;
  • упрощенная, содержащаяся в приложении № 5.
Читайте также:  Особенности совмещения и совместительства преподавателей

Упрощение подразумевает сокращение числа строк в отчете за счет объединения данных по ряду показателей (подп. «а» п. 6 приказа № 66н) и отсутствие в бланке графы, предназначенной для указания номера пояснений.

Применять упрощенную форму могут лица, имеющие право упростить ведение бухучета и формирование упрощаемой бухотчетности. К числу таких лиц отнесены (п. 4 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • субъекты малого бизнеса, отвечающие критериям, приведенным в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ;
  • организации некоммерческой направленности, подчиняющиеся закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
  • участники проекта «Сколково», получившие этот статус в соответствии с законом «Об инновационном центре “Сколково”» от 28.09.2010 № 244-ФЗ.

Бланк упрощенной формы 6 можно скачать в КонсультантПлюс. Для этого достаточно получить пробный демо-доступ к системе К+. Это бесплатно.

Недоступно упрощение отчетности (п. 5 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • для юрлиц, обязанных проводить аудит своих бухотчетов;
  • жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
  • кредитных потребкооперативов и микрофинансовых организаций;
  • организаций госсектора;
  • политических партий;
  • объединений адвокатов и нотариусов, юридических консультаций;
  • структур некоммерческого характера, выступающих в роли иностранного агента.

Что отображает отчет о целевом использовании средств

Отчет о целевом использовании полученных средств являет собой систематизированные данные о том, какие средства получались по членским или добровольным взносам, а также остатки этих средств на счетах на ту дату, которая именуется отчетной. Причем данные показывают не только за тот период, который описывается, но и за предыдущий, что позволяет рассмотреть детальнее динамику использования средств, их количества, а также остатков по сравнению с прошлым периодом.

Стоит отметить, что данный отчет также показывает, какие средства поступили из бюджетных источников. Например, как помощь от государства. Показывают не только остатки по каждому из направлений на начало и окончание периода, но и процессы поступления и расходования в течение его.

Также надо указать, что данный отчет служит некоторым дополнением к балансу как пояснительная его часть. Некоторые структуры в законном порядке могут составлять упрощенный вариант этого документа.

Итак, можно сделать вывод, что отчетная форма №6 используется в том случае, когда у предприятия есть поступления из добровольных, членских, вступительных источников, а также от предпринимательской деятельности и даже продажи некоторого имущества. Такие поступления, а также их использование необходимо отразить не только в балансе, но и в данной форме отчетности как определенное пояснение к статьям баланса. Также данный отчет показывает, куда, как и сколько тратится этих средств.

Что необходимо исключать из доходов товарищества?

Главной особенностью бухучёта в жилтовариществе при упрощённой системе налогначисления является необходимость перераспределения доходов и расходов с целью расчёта налоговой базы.

Расходы могут быть связаны:

  1. С осуществлением уставной деятельности.
  2. С реализацией целевых программ по смете.
  3. С ведением предпринимательской деятельности.

Накладные траты следует отображать на отдельных субсчётах 26-02 и 26-03 и распределять между уставной и хозяйственной деятельностью.

При учёте доходов товарищества на УСН важно исключить из числа доходной части налоговой базы следующие поступления:

  • Взносы владельцев помещений на капитальный и текущий ремонт вне зависимости от членства в ТСЖ.
  • Субсидии из бюджета.
  • Вступительные и членские взносы.
  • Спонсорская помощь.
  • Безвозмездно полученное движимое имущество.

Бухгалтерия должна сдавать следующие виды отчётов:

Балансовый отчёт является внутренним документом товарищества и предназначается для оценки финансовой деятельности структуры и планирования сметы на будущий год. Налоговый отчёт выполняется ежеквартально и содержит информацию о текущих доходах и расходах организации, а ревизионный составляется членами ревизионной комиссии для представления общему собранию и правлению.

Основной отчёт в налоговую службу должен быть предоставлен до начала апреля каждого года, текущие отчёты необходимо отсылать в налоговый орган не позднее 30 июня, 30 сентября и 31 декабря.

Сроки и периодичность сдачи ревизионного и балансового отчётов зависят от положений устава, но не должны происходить реже, чем раз в году (п. 3 ст. 150 ЖК РФ).

  • Сдача отчётов может происходить как в бумажном, так и в электронном варианте.
  • Бумажный вариант декларации заполняется согласно форме, утверждённой приказом № 7-3/353 и предоставляется в отделение налоговой службы по месту нахождения товарищества главным бухгалтером или членом правления.
  • Форма электронных документов определяется региональными отделениями налоговой службы и размещаются на обслуживающих данные отделения электронных порталах.

Итак, упрощённая система налогообложения позволяет существенно снизить расходы товарищества на налоги. Переход на УСН требует соответствующей компетенции бухгалтерских работников товарищества и соответствующего изменения учётной политики всей организации. Чтобы избежать несоответствий при заполнении различных форм отчётов, необходимо придерживаться единых правил при заполнении документов.

В отчете о целевом использовании денежных средств заполняются два столбца, иллюстрирующие аналогичные данные за текущий и предыдущий периоды (годы).

В разделе по коду 6100 «Остаток средств на начало отчетного периода» указывается сумма денежных фондов, оставшаяся у организации на конец предыдущего и перенесенная на начало текущего периода. Эта величина находится на Кт счета 86 «Целевое финансирование». В этот показатель также включается прибыль, полученная НКО от ведения предпринимательской деятельности.

Раздел по коду 6210 «Поступило средств» отражает всю сумму финансовых поступлений за отчетный год, в том числе вступительные и целевые взносы, добровольные пожертвования, прибыль от приносящей доход деятельности, государственное финансирование, деньги, вырученные от продажи имущества.

Для отчётности НКО об использовании денег используется унифицированная форма по ОКУД 0710006. Она представлена в упомянутом выше приказе Минфина. Представляет собой двухстраничный документ. На первом листе располагаются данные о полученных и израсходованных средствах. Они представляются в виде таблицы, где построчно указываются суммы из разных направлений деятельности (на разные нужды).

На втором листе расшифровываются отдельные строки. Например, если на первом листе у автора документа были указаны поступления в строке 6250 «Прочие», на второй странице необходимо раскрыть, какой источник денег имеется в виду.

Примечательно, что каждая строка содержит данные о двух годах — текущем и предыдущем.

Форма 6 достаточно проста для заполнения: все строки подписаны, а объём документа весьма невелик.

Отчетность о целевом использовании средств: кто ее сдает?

Так кто же сдает отчет о целевом использовании средств обязательно?

В приказе № 67н ответ на этот вопрос был однозначным: форму 6 рекомендовалось составлять некоммерческим организациям (п. 4 указаний об объеме форм бухотчетности). Аналогичная рекомендация (правда, с несколько иной формулировкой, отсылающей к общественным организациям, не ведущим предпринимательскую деятельность) имелась и в исходной редакции приказа № 66н (подп. «в» п. 1). Но в настоящее время (приказ Минфина России от 04.12.2012 № 154н) указание на то, кого касается составление отчета о целевых средствах, в тексте приказа № 66н отсутствует. Таким образом, составлять эту форму надлежит всем получателям целевого финансирования, т. е. не только некоммерческим структурам, но и коммерческим организациям, получающим денежные средства целевого предназначения.

Организации, в адрес которых целевые средства не поступают, отчет о них не составляют, поскольку не имеют данных для его заполнения.

В чем необходимость данного отчета

Он в полной мере отражает поступление различного рода взносов – членских, добровольных и прочих. Составляется отчет по установленной законодателем форме, все разделы которой обязательны к заполнению.

Эта бумага вместе с бухгалтерским балансом необходима:

  • Для отчетности перед налоговыми органами;
  • Для предоставления в территориальные органы власти с целью формирования статистических данных;
  • Для раскрытия информации перед членами организации, которые выполняли финансовые вложения.

Важно: подавать форму необходимо совместно с прочими документами в положенное время. Как правильно заполнить авансовый отчет – пошаговая инструкция содержится в этой статье.

Регулируется составление данного документа соответствующими нормативными актами:

  • ФЗ РФ №402 от 2011 года;
  • Приложение Приказа Минфина РФ №4 от 2010 года.

Это итоговая строка для Отчета.

В ней отражается сумма неиспользованных средств целевого финансирования, полученных общественной организацией в отчетном и предыдущем периодах.

Показатель строки 6400 рассчитывается как сумма остатка средств на начало периода (показатель строки 6100) и сумма поступивших средств (показатель строки 6200) за минусом суммы использованных средств (показатель строки 6300).

Величина в строке 6400 должна быть равна остатку по счету 86 «Целевое финансирование» на конец периода.

Если остаток по счету 86 дебетовый, то показатель строки 6400 — величина отрицательная и его следует заключить в круглые скобки.

В пояснительной записке должны быть разъяснены причины формирования такого результата.

Отчетность о целевом использовании средств: кто ее сдает?

Так кто же сдает отчет о целевом использовании средств обязательно?

В приказе № 67н ответ на этот вопрос был однозначным: форму 6 рекомендовалось составлять некоммерческим организациям (п. 4 указаний об объеме форм бухотчетности). Аналогичная рекомендация (правда, с несколько иной формулировкой, отсылающей к общественным организациям, не ведущим предпринимательскую деятельность) имелась и в исходной редакции приказа № 66н (подп. «в» п. 1). Но в настоящее время (приказ Минфина России от 04.12.2012 № 154н) указание на то, кого касается составление отчета о целевых средствах, в тексте приказа № 66н отсутствует. Таким образом, составлять эту форму надлежит всем получателям целевого финансирования, т. е. не только некоммерческим структурам, но и коммерческим организациям, получающим денежные средства целевого предназначения.

Организации, в адрес которых целевые средства не поступают, отчет о них не составляют, поскольку не имеют данных для его заполнения.

Если вы применяете УСН, узнайте в КонсультантПлюс, какие формы бухотчетности помимо формы 6 вам нужно сдать в ИФНС. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ к системе бесплатно.

Отчет о целевом использовании средств все организации, включая НКО, получавшие и расходовавшие в отчетном году целевые средства. Отчет заполняется за 2 года: отчетный (графа 4) и предыдущий (графа 5). Структура отчет такова: остаток на начало + поступление – расход = остаток на конец. .

В Отчете нужно отразить остатки целевых средств на начало отчетного года и на конец отчетного года.

В раздел «Поступило средств» вносят данные о средствах, которые поступили в виде добровольных, членских и вступительных взносов, а также о сумме средств, которые поступили от предпринимательской деятельности предприятия и от других поступлений. К другим поступлениям относятся, в частности, материальная помощь от государства.

В разделе «Использовано средств» указывают конкретные цели, куда были направлены целевые средства (например, благотворительность или целевые мероприятия).

Если целевые средства в компанию не поступали и не использовались, отчет не составляется.

Рассмотрим, как заполнять отчет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *