Учет по договору строительного подряда: от сметы к ПБУ 2/2008 (Диркова Е.)
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет по договору строительного подряда: от сметы к ПБУ 2/2008 (Диркова Е.)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В п. 15 ПБУ 2/2008 изложены правила учета расходов, которые осуществлены до подписания договора подряда. Их можно назвать предварительными (хотя такое определение в ПБУ 2/2008 не употребляется). Это могут быть расходы на подготовку технико-экономического обоснования, договора страхования рисков строительных работ и др. Если говорить о технико-экономической документации, то затраты на ее разработку относятся к предварительным расходам в случае, если они произведены до момента подписания договора подряда. К примеру, названная документация была нужна организации для участия в конкурсе (аукционе) с целью заключения контракта.
Предварительные расходы
Порядок учета предварительных расходов в основном зависит от степени вероятности подписания договора, в связи с которым понесены эти затраты. Их следует включить в расходы по договору при одновременном выполнении двух условий:
- в отчетном периоде, в котором понесены предварительные расходы, существует вероятность, что договор будет подписан;
- сумму предварительных расходов можно достоверно определить.
Примечание. Главное, чтобы предварительные расходы были осуществлены до даты заключения договора и непосредственно с ним связаны.
Если предварительные затраты признаны в качестве расходов по договору, их нужно отражать на счете 97 в составе расходов будущих периодов (см. пример 2).
Если хотя бы одно из указанных условий не соблюдается, предварительные расходы признаются прочими расходами того периода, в котором они произведены.
Универсальная машина для бурения ПБУ-2 имеет два поколения. К первому принадлежит техника, выпущенная до 2009 года.
Машина ПБУ-2 300-ой серии производства является модернизированной системой, которая увидела свет в 2009 году. Это, так называемое, второе поколение.
Все модификационные модели делятся на три групповых блока:
- Системы без транспортной основы, например, модель ПБУ-2-368.
- Машины, работающие на основе энергии двигателя палубного типа. Наиболее яркий пример — модели машин ПБУ-2 318, ПБУ-2 307, ПБУ-2 336, ПБУ-2 354, ПБУ-2 371.
- Машины, приводимые в рабочее состояние мотором автомобильных шасси. Типичные представители этой группы — модификационные модели ПБУ-2-346П, ПБУ-2 305П, ПБУ-2 317П, ПБУ-2 326П, ПБУ-2 372П.
Параметры | ПБУ-2 368 | ПБУ-2 318 | ПБУ-2 307 | ПБУ-2 336 | ПБУ-2 354 | ПБУ-2 371 |
Транспортная основа для монтажа | — | КАМАЗ-114 (118) | ЗИЛ-131 | Трактор ТТ-4М | Трактор Т10Б с санями | МАЗ-531605 |
Наличие лебедки | Есть | Есть | Есть | — | Есть | Есть |
Наличие балансира | Есть | Есть | — | — | — | Есть |
Наличие насоса | — | — | — | — | — | 160/6,3 |
Наличие компрессора | 2 ВУ0ПК5.25 | 2 ВУ/ПК5.25 | 2 ВУ/ПК5.25 | 2 ВУ/ПК5.25 | 2 ВУ/ПК5.25 | — |
ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»
В конце октября 2008 года Минфин выпустил новое ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда». Оно очень сильно отличается от предыдущего ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство». Рассмотрим, что изменилось и как это применить на практике:
- ПБУ 2/2008 адресовано подрядчикам и очень приближено к международному стандарту №11 «Договоры на строительство».
- Во-вторых, расширяется перечень договоров, на которые распространяется этот стандарт. К строительным договорам добавились договоры на сопутствующие строительству услуги.
- В-третьих, данное ПБУ применяется только в отношении договоров, носящих длительный характер или относящихся к разным отчетным периодам, т.е. сроки начала и окончания этих договоров приходятся на разные отчетные годы.
- В-четвертых, меняются принципы отражения договоров в бухгалтерском учете. Рассмотрим это более подробно. Также рассмотрим, как эти изменения возможно применить в программах 1С.
Новые ПБУ в 2021–2023 годах
Министерством финансов ведется глобальная разработка федеральных стандартов бухучета на 2021–2023 годы. Согласно приказу Минфина от 05.06.2019 № 83н будут разработаны новые ПБУ и внесены поправки в уже изданные положения. План разработки и внедрения новшеств приведен в таблице ниже.
№ п/п | Название проекта ПБУ | Предполагаемый срок вступления в силу для обязательного применения |
Разработка новых федеральных стандартов | ||
1.1 | Запасы | 2021 |
1.2 | Нематериальные активы | 2021 |
1.3 | ОС | 2021 |
1.4 | Незавершенные капвложения | 2021 |
1.5 | Документы и документооборот | 2021 |
1.6 | Некоммерческая деятельность | 2021 |
1.7 | Бухгалтерская отчетность | 2021 |
1.8 | Доходы | 2022 |
1.9 | Участие в зависимых организациях и совместная деятельность | 2022 |
1.10 | Финансовые инструменты | 2022 |
1.11 | Долговые затраты | 2022 |
1.12 | Расходы | 2023 |
Расхождения и налог на прибыль
Нормативы ПБУ 18/02 устанавливают, что прибыль по бухучету, умноженная на налоговую ставку (в 2021 году составляет 20%), признается условным расходом по налогу на прибыль. Соответственно, убыток по бухучету, помноженный на налоговую ставку, признается условным доходом по налогу на прибыль. Условный расход по налогу на прибыль отражают по дебету бухсчета 99 и кредиту счета 68. Условный доход по налогу на прибыль отражают обратной записью по дебету счета 68 и кредиту бухсчета 99.
Прибыль по НУ, помноженную на ставку, называют текущим налогом на прибыль. По ПБУ, отдельной проводки для отражения суммы текущего налога на прибыль не формируют.
Суммы условного дохода или расхода по налогу на прибыль выравниваются по отношении к текущему при помощи ОНА, ОНО, ПНО и ПНА.
Объект учета — договор
Как правило, учет доходов, расходов и финансовых результатов ведется по каждому договору2/2008.
Если одним договором предусматривается строительство нескольких объектов, для целей бухучета строительство каждого объекта рассматривается как отдельный договор на строительство. В ПБУ 2/2008 приводится два условия для разделения договора на несколько объектов:
1) возможность достоверно определить по каждому объекту доходы и расходы. На практике это условие выполняется, когда у бухгалтера есть какие-либо документы, в которых указаны ожидаемые доходы и расходы, связанные со строительством каждого объекта;
2) наличие технической документации на строительство каждого объекта2/2008.
На наш взгляд, второй критерий в ПБУ сформулирован не вполне удачно. Ведь техническая документация на каждый объект есть всегда.
Посмотрим, какие условия разделения одного договора на разные объекты, помимо возможности определения доходов и расходов по каждому договору, приводятся в первоисточнике — МСФО (IAS) 11.
Согласно международному стандарту все зависит от того, как проходил договорный процесс. Объекты учитываются как отдельный договор, если:
- предложения о строительстве объектов направлялись заказчику по отдельности;
- по каждому объекту переговоры велись отдельно и подрядчик и заказчик могли отказаться от исполнения части договора, относящейся к каждому объект
Рекомендуем придерживаться подхода, обозначенного в IAS 11, как более логичного. При этом подтверждением правильности решения бухгалтера о разделении может являться, например, переписка с заказчиком.
Возможна и обратная ситуация — несколько договоров могут учитываться как один, если договоры:
- тесно взаимосвязаны и по существу представляют собой части единого проекта;
- выполняются одновременно или непрерывно один за други
Решение о том, нужно ли разделять (объединять) договоры в учете, относится к сфере профессионального суждения и зависит в значительной степени от усмотрения бухгалтера.
Особенности строительства как вида бизнеса и их влияние на учет
Все предприятия РФ используют единые бухгалтерские стандарты, но с учетом отраслевых особенностей. Основной нормативный акт, который отражает особенности ведения бухгалтерии в строительстве – это ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда».
Дата начала и окончания строительных работ часто приходятся на разные периоды. Поэтому отражение результатов в учете производится «по мере готовности».
Учет в общем случае нужно вести обособленно по каждому объекту, на который есть отдельная смета или проект. Даже если заключен единый договор на весь комплекс, состоящий из нескольких объектов, бухгалтерию часто ведут раздельно по каждому из них. Для этого должны выполняться следующие условия:
- по объекту можно выделить доходы и расходы;
- на объект имеется отдельная техдокументация
Но возможна и обратная ситуация, когда для строительства одного сложного объекта заключены несколько договоров. Их можно с точки зрения учета рассматривать как единый контракт, если:
- они относятся к одному объекту, по которому согласно учетной политике установлены единые нормы;
- работы по договорам исполняются одновременно или в рамках последовательного цикла.
Особенность строительной отрасли заключается еще и в том, что объекты, принадлежащие одной компании, могут находиться в разных регионах. Поэтому по месту нахождения стройплощадок часто открывают филиалы. Головное предприятие обязано сообщить об открытии филиала в налоговые органы по месту своего нахождения в течение месяца, а о закрытии – в течение трех дней (п. 2 ст. 23 НК РФ).
Если в структуре организации созданы филиалы, следует решить ряд вопросов, связанных с организацией учета:
- определить особенности бухучета в обособленных подразделениях;
- определить перечень лиц, ответственных за своевременное составление «первички» по утверждённому графику документооборота;
- определить сроки передачи документации в головное предприятие для своевременного отражения в учете.
Изменения в ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»
Не успели бухгалтеры и аудиторы ознакомиться с новым ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», утвержденным Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н, как уже внесены изменения в этот документ. Минфин России Приказом от 23.04.2009 N 35н внес только одну поправку в п. 2 ПБУ 2/2008, касающуюся случаев его применения.
Напомним, что в первоначальной редакции ПБУ 2/2008 распространялось также на договоры оказания услуг в области архитектуры, инженерно-технического проектирования в строительстве и иных услуг, неразрывно связанных со строящимся объектом, на выполнение работ по реконструкции, модернизации, ремонту объектов основных средств, по ликвидации (разборке) их, включая связанное с ней восстановление окружающей среды, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года (долгосрочный характер) или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы.
Теперь слова «реконструкции, модернизации, ремонту объектов основных средств» заменены словами «восстановлению зданий, сооружений, судов».
Причина вносимых изменений — дальнейшее сближение российских и международных стандартов учета (МСФО 11 «Договоры на строительство»).
Обратимся к определению договора на строительство, представленному в МСФО 11:
«Договор на строительство — это договор, специально предусматривающий строительство объекта или комплекса объектов, которые взаимосвязаны или взаимозависимы по их конструкции, технологии и функциям или по их конечному назначению или использованию.
К строительным договорам относятся:
1) договоры на оказание услуг, непосредственно связанных с сооружением объектов, например на оказание услуг по управлению проектом или услуг архитектора;
2) договоры на разрушение или восстановление объектов и восстановление окружающей среды после разрушения объектов».
Перечень договоров, учет по которым регулируется МСФО 11, является закрытым.
Возможно ли с учетом последних изменений Минфина России не применять российское ПБУ 2/2008 в случае ремонта, реконструкции и модернизации? При решении данного вопроса необходимо учитывать два момента.
Во-первых, выполняются ли работы в рамках договора строительного подряда?
Согласно п. 1 ПБУ 2/2008 Положение устанавливает особенности порядка формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах организациями (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и выступающими в качестве подрядчиков либо в качестве субподрядчиков в договорах строительного подряда, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года (долгосрочный характер) или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы.
Таким образом, как только возникает договор строительного подряда, по срокам, подпадающим под действие ПБУ 2/2008, организация, являющаяся подрядчиком (субподрядчиком), должна применять указанное ПБУ.
Поскольку ПБУ 2/2008 не содержит определения договора строительного подряда, обратимся к нормам иных отраслей права. Так, согласно п. 1 ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Во-вторых, что понимается под «восстановлением»?
Так, согласно п. 26 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции. Таким образом, внесенные Приказом Минфина России N 35н изменения можно прочитать как замену слов «реконструкции, модернизации, ремонту объектов основных средств» на слова «реконструкции, модернизации, ремонту зданий, сооружений, судов». Таким образом, поменялся только сам объект: не все основные средства, а только несколько видов.
В ранее предложенной Минфином России трактовке любой договор на восстановление основного средства подлежал учету в соответствии с ПБУ 2/2008. Поскольку диапазон активов, классифицируемых в качестве основных средств, достаточно широк, подпадать под действие ПБУ 2/2008 могли договоры, далекие от строительства.
Напомним, что актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия (п. 4 ПБУ 6/01):
— объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
— объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
— организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
— объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Соответственно, в Градостроительном кодексе Российской Федерации (п. 13 ст. 1) представлено следующее определение строительства: создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Ремонтные работы
В целом работы по ремонту не относят к строительному подряду. Гражданским законодательством предусмотрена возможность применения правил о договоре строительного подряда только к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором (п. 2 ст. 740 ГК РФ).
К капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.) (п. 3.11 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279).
Таким образом, применять ПБУ 2/2008 придется в случаях:
— капитального ремонта зданий и сооружений, выполняемого по договорам, в которых нет отдельной оговорки о том, что правила строительного подряда стороны не применяют;
— выполнения ремонтных работ в отношении зданий, сооружений, судов.
Во всех остальных случаях для учета ремонта бухгалтеру необходимо руководствоваться нормами ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».
Реконструкция и модернизация
Работы по реконструкции и модернизации зданий, сооружений и судов, а также иных объектов, выполняемых по договорам строительного подряда, входят в предмет регулирования ПБУ 2/2008.
В соответствии с п. 2 ст. 740 ГК РФ договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ.
Напомним, что под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения. Объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (п. п. 10, 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
1. Настоящее Положение устанавливает особенности порядка формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах организациями (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и выступающими в качестве подрядчиков либо в качестве субподрядчиков (далее — организации) в договорах строительного подряда (далее — договор), длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года (долгосрочный характер) или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы.
2. Настоящее Положение распространяется также на договоры оказания услуг в области архитектуры, инженерно-технического проектирования в строительстве и иных услуг, неразрывно связанных со строящимся объектом, на выполнение работ по реконструкции, модернизации, ремонту объектов основных средств, по ликвидации (разборке) их, включая связанное с ней восстановление окружающей среды, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года (долгосрочный характер) или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы.
Порядок учета иных долгосрочных договоров
К иным долгосрочным договорам относятся договоры подряда (за исключением строительного подряда) и возмездного оказания услуг, заключенных на срок свыше одного года, если иное не предусмотрено учетной политикой.
В соответствии с п. 11 Стандарта после подписания иного долгосрочного договора, но не позднее месяца, следующего за месяцем, в котором он заключен, учреждение должно отразить расчеты по доходам от реализации работ (услуг) за весь срок действия заключенного договора. Далее доходы признаются в составе доходов от реализации текущего периода равномерно (ежемесячно) до истечения срока действия договора или его досрочного расторжения.
Рассмотрим применение данного положения на примере.
Пример 1.
Бюджетное образовательное учреждение заключило договор на представление платных образовательных услуг сверх государственного задания с сентября 2021 г. на срок 2 года и 10 месяцев. Полная стоимость образовательных услуг за весь период обучения составляет 77 700 руб. Услуга, предусмотренная договором, предоставляется ежегодно в сумме 25 900 руб.
В соответствии с п. 3 Методических рекомендаций по порядку применения стандарта отражаются хозяйственный операции, представленные в таблице.
Таблица 1. Отражение хозяйственных операций по иным долгосрочным договорам
Дебет Кредит Хозяйственная операция Сумма, руб. 2 507 10 131 2 504 11 131 Плановое поступление доходов текущего финансового года от оказания платных услуг 25 900,00 2 507 20 131 2 504 21 131 Плановое поступление доходов от обязательств, подлежащих исполнению в году, следующим за текущим финансовым годом 25 900,00 2 507 30 131 2 504 31 131 Плановое поступление доходов от обязательств, подлежащих исполнению во втором году, следующим за текущим финансовым годом 25 900,00 2 205 31 567 2 401 40 131 Признание доходов будущих периодов на общую сумму долгосрочного договора 77 700,00 2 401 40 131 2 401 10 131 Признание дохода от оказания платных услуг за сентябрь 2021 года доходом текущего финансового года 2 158, 33 (25 900, 00/ 12) 2 201 11 510
Забалансовый счет 17
2 205 31 667 Поступление оплаты по договору 25 900, 00
Важно:
в связи с вступлением в силу ФСБУ «Долгосрочные договоры» и отражением расчетов по доходам не ежегодно, а сразу за весь период действия договоров, у учреждений больше не будет возможности автоматически формировать сверку взаиморасчетов в разрезе года. Исходя из этого для облегчения ведения учета и формирования корректных сверок целесообразно ввести в рабочий план счетов забалансовые счета, утвердив их в учетной политике и ведя по ним расчеты по доходам ежегодно в разрезе контрагентов и договоров.
Изменения в ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»
Не успели бухгалтеры и аудиторы ознакомиться с новым ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», утвержденным Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н, как уже внесены изменения в этот документ. Минфин России Приказом от 23.04.2009 N 35н внес только одну поправку в п. 2 ПБУ 2/2008, касающуюся случаев его применения.
Напомним, что в первоначальной редакции ПБУ 2/2008 распространялось также на договоры оказания услуг в области архитектуры, инженерно-технического проектирования в строительстве и иных услуг, неразрывно связанных со строящимся объектом, на выполнение работ по реконструкции, модернизации, ремонту объектов основных средств, по ликвидации (разборке) их, включая связанное с ней восстановление окружающей среды, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года (долгосрочный характер) или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы.
Теперь слова «реконструкции, модернизации, ремонту объектов основных средств» заменены словами «восстановлению зданий, сооружений, судов».
Причина вносимых изменений — дальнейшее сближение российских и международных стандартов учета (МСФО 11 «Договоры на строительство»).
ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»
В конце октября 2008 года Минфин выпустил новое ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда». Оно очень сильно отличается от предыдущего ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство». Рассмотрим, что изменилось и как это применить на практике:
- ПБУ 2/2008 адресовано подрядчикам и очень приближено к международному стандарту №11 «Договоры на строительство».
- Во-вторых, расширяется перечень договоров, на которые распространяется этот стандарт. К строительным договорам добавились договоры на сопутствующие строительству услуги.
- В-третьих, данное ПБУ применяется только в отношении договоров, носящих длительный характер или относящихся к разным отчетным периодам, т.е. сроки начала и окончания этих договоров приходятся на разные отчетные годы.
- В-четвертых, меняются принципы отражения договоров в бухгалтерском учете. Рассмотрим это более подробно. Также рассмотрим, как эти изменения возможно применить в программах 1С.
Доходы и расходы в ПБУ 2/2008
Доходы по договору (выручка по договору) признаются организацией доходами от обычных видов деятельности в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организаций» (п. 7 ПБУ 2/2008). Они определяются, исходя из стоимости работ по цене, определенной договором. Корректировка выручки по договору возможна в трех случаях – при возникновении отклонений, при предъявлении претензий, при получении поощрительных платежей.
Для формирования расходов в бухгалтерском учете подрядные организации должны руководствоваться нормами ПБУ 10/99 «Расходы организаций» (п. 10 ПБУ 2/2008). Расходы по договору признаются расходами по обычным видам деятельности.
На расходы по договору строительного подряда распространяются общие принципы признания расходов (п. 16 ПБУ 2/2008):
- расходы признаются в том отчетном периоде, когда были понесены (принцип начисления);
- на финансовые результаты расходы списываются по мере признания выручки по договору (принцип соответствия доходов и расходов).
ПБУ 2/2008 предусматривает только один способ признания доходов и расходов по договорам строительного подряда – «по мере готовности» (п. 17 ПБУ 2/2008). Он базируется на том, что строительный подряд представляет собой непрерывный процесс производства и реализации, растянутый во времени. При этом выручка и расходы по договору накапливаются в течение действия договора строительного подряда. Прибыль подрядной организации по договору может быть распределена, по возможности, равномерно по всем отчетным периодам.
При способе «по мере готовности» выручка и расходы по договору определяются, исходя из степени завершенности работ по договору на дату составления бухгалтерской отчетности.
Вторая группа. Неверный выбор объекта учета.
В качестве основного объекта учета ПБУ 2/2008 предполагает договор, то есть доходы, расходы и финансовый результат именно в рамках договора. Кроме того, предусмотрен возможный вариант учета в тех случаях, когда договоров несколько, но они фактически относятся к одному проекту и исполняются одновременно или последовательно, тогда допустимо объединение всех этих договоров в один объект учета. Также существует исключение — если по одному договору предусмотрено строительство нескольких объектов, и на каждый объект есть документация и возможность определить доходы и расходы по каждому объекту строительства, то в таком случае учет ведется по объектам строительства.
Ошибочный выбор объекта учета ведет к неверному определению доходов и расходов методами, предлагаемыми положением и, соответственно, к неверному определению финансового результата отчетного периода.
Как делать выбор при упрощенном способе ведения бухучета
Отдельные правила предусмотрены для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать упрощенную отчетность. Напомним, что к ним относятся некоммерческие организации, участники проекта «Сколково», а также субъекты малого предпринимательства не зависимо от выбранной ими системы налогообложения (подробнее о них читайте в статье «Для организаций, применяющих упрощенные способы ведения бухучета, установлены новые правила»).
Такие компании, как и все прочие юрлица, обязаны применять способы учета, установленные федеральными стандартами, а при наличии нескольких способов выбирать один из них. Однако если в федеральных стандартах ни одного способа нет, тем, кто ведет упрощенный бухучет, разрешено формировать учетную политику исходя только из требования рациональности. Другими словами, тот, кто применяет упрощенный способ бухучета, может отказаться от последовательного применения МСФО, стандартов по аналогичным вопросам и рекомендаций в области бухучета. Данное новшество закреплено во вновь созданном пункте 7.2 ПБУ 1/2008.