Конституционные обязанности гражданина России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конституционные обязанности гражданина России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Это важнейшее условие свободы, ее необходимое ограничение и фундаментальный принцип правопорядка. Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Уважение прав и свобод других лиц

Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого — закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав.

Сохранение природы и окружающей среды

Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституция РФ гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58).

Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов. Так, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (в редакции от 31 декабря 2005 г.) закреплена обязанность граждан бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать требования законодательства. Обязанность по охране лесов зафиксирована в Лесном кодексе РФ. Федеральный закон «О животном мире» вводит ряд обязанностей граждан (соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром, не допускать разрушения или ухудшения среды обитания животных, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, применять при пользовании животным миром гуманные способы и др.). Действуют и иные природоохранные акты.

За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.

Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Конституция РФ закрепляет лишь базовые принципы института гражданства (в том числе в гл. 1 «Основы конституционного строя»), детальная же регламентация этого конституционно-правового института закреплена в Федеральном законе от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» с изм. и доп. (далее – Закон о гражданстве), принятому взамен одноименного Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1. Основные новеллы нового закона сводятся к большей жесткости его норм по вопросам приобретения российского гражданства по сравнению с правилами, предусматривавшимися прежним законом, однако 11 ноября 2003 г. в Закон о гражданстве был внесен ряд изменений и дополнений, облегчающих процедуру приобретения российского гражданства для некоторых категорий заявителей, прежде всего соотечественников из государств СНГ.

Для лиц, уже имеющих гражданство Российской Федерации на 1 июля 2002 г. (день вступления закона в силу), не требуется никакой перерегистрации или переоформления гражданства.

Конституция РФ и Закон о гражданстве закрепляют следующие принципы гражданства Российской Федерации:

• Единство гражданства. В соответствии с этим принципом республики – субъекты РФ не могут устанавливать собственное гражданство, предусматривающее изъятия из общего, единого статуса гражданина Российской Федерации (Закон о гражданстве, в отличие от Закона 1991 г., о гражданстве республик в составе РФ не говорит вообще); гражданин республики одновременно является гражданином Российской Федерации; правовой статус гражданина России, проживающего в какой-либо республике является единым и на всей территории России и ничем не отличается от статуса российского гражданина, проживающего в ином субъекте РФ; установление гражданства республикой в составе Российской Федерации не порождает двойного гражданства проживающего в этой республике человека – Российской Федерации и соответствующей республики.

Равенство гражданства независимо от оснований приобретения гражданства, а также от пола, национальности, возраста, социального происхождения и положения и т. п. В частности, гражданство замужней женщины в России не зависит от гражданства мужа (и наоборот), заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц; изменение гражданства одним из супругов не влечет изменения гражданства другого супруга (ст. 8 Закона о гражданстве).

Сохранение гражданства при проживании гражданина России за ее пределами. Не существует каких-либо сроков, по истечении которых в случае проживания россиянина в другом государстве он утрачивал бы гражданство Российской Федерации. Право на изменение гражданства – неотъемлемое право любого российского гражданина, отказ в выходе из гражданства Российской Федерации может быть только мотивированным и на основании отлагательных обстоятельств, предусмотренных законом.

Невозможность лишения гражданина Российской Федерации гражданства или права изменить его. Данный принцип призван обеспечить беспрепятственное осуществление гражданином своих прав без боязни утратить российское гражданство (в частности, за инакомыслие, несогласие с политикой властей и т. п.). В случае осуществления российским гражданином какой бы то ни было противоправной деятельности к нему могут применяться различные виды ответственности и наказания, но такой санкции, как «лишение гражданства», российское законодательство не предусматривает и предусматривать не может.

Невозможность высылки российского гражданина за пределы России или выдачи иностранному государству (экстрадиции). Гражданин России не может быть выслан из страны, равно как и иметь препятствия для возвращения на Родину (при этом данный принцип не ограничивает полномочия органов государственной власти РФ по выдворению за пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства по предусмотренным законом основаниям). Россиянин также не может быть выдан другому государству в случае совершения правонарушения за рубежом и предъявления соответствующего требования этого государства о выдаче с целью привлечения к ответственности (экстрадиция других лиц, находящихся на территории Российской Федерации, возможна на основании межгосударственных договоров о правовой помощи для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение). Однако если совершенное деяние, за которое преследуется российский гражданин, является противоправным и с точки зрения российского законодательства, то этот гражданин должен быть привлечен к ответственности по нормам законодательства РФ.

Одним из элементов конституционно-правового статуса субъектов РФ является наличие собственной системы органов государственной власти.

Самостоятельность субъектов РФ предполагает, что они самостоятельно устанавливают виды (систему) органов, их компетенцию, отношения между ними и т. п. Однако самостоятельность субъектов РФ в этом вопросе существенно ограничена. Они связаны, во-первых, нормами-принципами основ конституционного строя РФ и, во-вторых, достаточно жесткими нормами Федерального закона от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с изм. и доп., а также нормами других федеральных законов.

Обязанность субъектов РФ устанавливать свои системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя РФ, в частности, означает, что при установлении такой системы и ее нормативном закреплении регионы должны исходить из представлений о демократическом федеративном правовом государстве с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ); приоритета прав и свобод человека и гражданина, социального характера государства (ст. 2, 7); определения народа в качестве единственного источника власти в регионе (ст. 3); признания суверенитета Российской Федерации на всей ее территории (включая территории субъектов РФ), верховенства Конституции РФ и федеральных законов на своей территории, государственной целостности России, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и своими органами государственной власти, равноправия всех субъектов РФ (ст. 4, ч. 3, 4 ст. 5, ч. 3 ст. 11, ст. 15); единства гражданства в Российской Федерации (ст. 6); необходимости осуществления государственной власти на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную с обеспечением самостоятельности органов каждой из ветвей (ст. 10); самостоятельности в пределах своих полномочий органов местного самоуправления и гарантии их прав (ст. 12); признания идеологического многообразия и светского характера государства (ст. 13, 14).

Государственная власть во всех субъектах РФ организована на основе принципа разделения власти, который предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность ни для одной из них подчинить себе другие, исключение сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти или должностного лица.

Читайте также:  Алименты с неработающего отца на ребенка: взыскание, размер, сумма

Система органов государственной власти субъекта РФ в общем плане включает:

1) законодательный (представительный) орган государственной власти;

2) высшее должностное лицо субъекта РФ (глава региона);

3) высший исполнительный орган государственной власти;

4) иные органы государственной власти.

Функционирующие на территории субъекта РФ территориальные органы федеральных органов государственной власти (исполнительных, судебных) в систему органов государственной власти субъекта РФ не входят.

Законодательный орган государственной власти в субъекте РФ один (высший и единственный). Он является постоянно действующим, хотя часть депутатов может работать и на непостоянной основе. Название законодательного органа определяется субъектом РФ самостоятельно – это может быть совет (государственный, верховный, областной и пр.), собрание (государственное, законодательное, народное и пр.), дума (краевая, областная, окружная, городская, губернская, государственная), хурал, суглан, парламент и т. п. Количественный состав законодательных органов субъектов РФ может значительно различаться от, например, 15 до несколько сотен депутатов (в последнее время наметилась тенденция к сокращению численного состава парламентов субъектов РФ например, в Татарстане, Башкортостане, Чувашии, Кабардино-Балкарии и др., Чувашии, Кабардино-Балкарии и др.). Структура региональных парламентов в основном однопалатная, но есть и двухпалатные (бикамеральные) законодательные органы (на региональном уровне – в Башкортостане, Кабардино-Балкарии и др. – также наметилась тенденция отказа от бикамеральности).

В двухпалатных парламентах одна из палат (обычно называемая верхней) формируется, как правило, из представителей территориальных единиц субъекта РФ, причем в отличие от другой (нижней) палаты здесь возможно отступление от принципа равного представительства. Однако в этом случае полномочия палат должны быть сбалансированы таким образом, чтобы решения нижней палаты, представляющей непосредственно население региона (формируемой путем выборов по избирательным округам с примерно равным числом избирателей), не блокировались верхней палатой, формируемой без обеспечения равного представительства (от территорий).

Формируются законодательные органы субъектов РФ исключительно путем выборов депутатов населением региона, при этом не менее 50 % депутатов парламента (или одной из его палат) должны избираться по пропорциональной избирательной системе (по партийным спискам), но при условии, что в данном субъекте РФ зарегистрированы региональные отделения не менее чем трех политических партий. Срок полномочий региональных парламентов не может превышать пяти лет. В некоторых субъектах РФ предусмотрена ротация (обновление) части состава через определенный срок после избрания. Полномочия законодательного органа субъекта РФ достаточно широки и направлены на реализацию основных его функций: представительства, законодательной и контрольной.

В отличие от законодательной власти исполнительную власть в субъекте РФ осуществляет система органов, включающая высший исполнительный орган государственной власти (правительство, администрацию) и иные органы исполнительной власти (министерства, департаменты, комитеты, управления и т. п.). Система исполнительных органов государственной власти устанавливается законом субъекта РФ, а их структура в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ и указанным законом определяется главой региона. В отличие от федеральной схемы институциональной организации государственной власти высшее должностное лицо субъекта РФ (глава региона) однозначно определен в качестве главы (руководителя) высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта.

После внесения изменений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» в декабре 2004 года (Федеральный закон от 11.12.2004 № 159-ФЗ) существенно изменился статус высшего должностного лица субъекта РФ. Теперь он не избирается населением региона, а наделяется полномочиями законодательным органом субъекта РФ по представлению Президента РФ на срок до 5 лет (при этом исключен запрет занимать должность главы региона одному и тому же лицу более двух сроков подряд). Порядок рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ установлен Указом Президента РФ от 27.12.2004 № 1603. В новой схеме наделения властными полномочиями глав субъектов РФ определяющая роль отведена Президенту РФ, так как в случае трехкратного (а в отдельных ситуациях – двукратного) отклонения региональным парламентом представленных главой государства кандидатур (представленной кандидатуры) Президент РФ вправе распустить законодательный орган субъекта РФ и назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица региона своим указом.

Высший исполнительный орган субъекта РФ формируется главой региона, но законодательством субъекта РФ может быть установлена необходимость получения согласия на назначение некоторых должностных лиц парламента субъекта РФ. Однако ситуация, при которой весь состав регионального правительства формируется с участием законодательного органа, недопустима. Полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ являются традиционными исходя из того, что он является органом общей компетенции и осуществляет управление всеми основными сферами жизнедеятельности на региональном уровне.

Разновидности конституционных обязанностей

Одна из составляющих правового статуса гражданина – декларируемые конституционные обязанности. Базовые обязанности апатрида и гражданина, которые делятся на:

  • общие конституционные обязанности;
  • частные обязанности.

Общие обязанности – строгое соблюдение федеральных законов и Конституции, безусловное уважение прав и свобод соотечественников, бережное отношение к природе своей страны, сохранение культурного, исторического наследия и памятников. Выполнение этих обязанностей обязательно для всех граждан России.

Частными обязанностями считаются только те, которые касаются определенных категорий населения – родителей, совершеннолетних детей, военнообязанных, налогоплательщиков и т. д. Например, налогоплательщики обязаны платить установленные местными и федеральными законами налоги, сборы. Конституция РФ четко определяет основные обязанности:

  • неукоснительное соблюдение Конституции, федеральных законов;
  • оборона Отечества;
  • уплата установленных законами фискальных выплат;
  • бережное отношение к окружающему миру;
  • уважение к правам и свободам других граждан;
  • стремление сохранить памятники истории и культуры;
  • патриотическое воспитание и качественное образование детей;
  • помощь престарелым родителям.

Статья 15 Конституции устанавливает за гражданами, должностными лицами, администрациями муниципального самоуправления, правительственными организациями, обязанность – соблюдение Конституции и государственных законов.

Защита Отечества от внешней агрессии – основная обязанность и священный долг граждан России. Эта обязанность направлена на обеспечение безопасности государства, защиту населения, материальных и моральных ценностей российского общества. Федеральный закон о военной службе создан на основе на ст. 59 ч.2 Основного Закона. Всеобщая воинская обязанность включает в себя следующие элементы:

  • воинский учет;
  • систему обязательной подготовки к службе;
  • компанию призыва на военную службу;
  • период прохождения службы;
  • увольнение в запас;
  • периодический призыв для граждан находящихся в запасе на переподготовку.

Уплата налогов, сборов в бюджет страны и местные бюджеты регионов. Статья 57 Конституции декларирует – каждый гражданин России обязан платить налоги и местные и муниципальные сборы. Важно, что законы, ухудшающие положение плательщиков налогов, а также вводящие новые налоги, не имеют обратной силы.

Сохранение заповедников, природы, лесов, рек и окружающей среды обитания. Статья 58 Конституции определяет, что в обязанности каждого гражданина, правительственных организаций и местного самоуправления, входит сохранение окружающей природной среды. За нарушения этой статьи, в зависимости от возникших последствий, предусмотрена дисциплинарная или административная ответственность, а в особо тяжелых случаях – уголовная ответственность.

Уважение прав и свобод сограждан. В Основном Законе зафиксировано, что при реализации своих законных прав и свобод запрещено нарушать права и свободы кого-то бы ни было. Реализуя свои права, люди постоянно взаимодействуют, и порой между ними возникают конфликты и противоречия. Важнейшей задачей считается достижение определенных компромиссов для согласования взаимных интересов. Считается недопустимым проявление эгоизма, анархии и своеволия при реализации своих прав за счет других лиц.

Обязанности гражданина по соблюдению Конституции и законов России

Условия и требования, которые прописаны в Конституции страны, обязательны к исполнению не только отдельными гражданами. Конечно, обычные люди обязаны их исполнять, но также рассматриваемые требования касаются органов, наделенных государственной властью, и работающих в области местного самоуправления. Помимо этого обязанности гражданина распространяются и на должностных лиц, в некоторой мере, даже в большей степени чем на обычного человека.

Учтите, что соблюдение норм, прописанных в Конституции, обязательно, но это правило можно трактовать более широко. Больше всего сюда подходит слово – законопослушание. Причем придерживаться нужно не только тех законов, что действуют по всех страны, но и местных. То есть, приходиться принимать во внимание не только акты, имеющие высшую юридическую силу. Причем некоторые нормы периодически меняются, потому нужно учитывать рассматриваемую изменчивость. Если были внесены какие-то изменения, они должны быть учтены при соблюдении закона.

Обязанности человека и гражданина защищать отечество

Ещё одна неотъемлемая задача россиянина – защищать свою страну. Но эти обязанности гражданина распространяются не на всех жителей страны. Они касаются только молодых мужчин (18-27 лет), если их не освобождают от призыва или не дают отсрочку. Женщины могут попасть на военную службу посредством контракта, как и мужчины, которые не хотят проходить срочную службу. Если же человек должен пройти обязательную службу, но уклоняется от неё, ему угрожает ответственность уголовного характера.

Читайте также:  Как изменят права в 2023 году и что важно знать уже сейчас

Отсрочку или освобождение могут получить такие граждане:

Защищать отечество не обязано должны отдельные лица и военные формирования, которые занимаются миротворческими миссиями в других странах.

Получить юридическую помощь по вопросам обязанностей гражданина РФ можно на нашем сайте.

Конституционные обязанности граждан в РФ: понятие, характеристика.

Основные конституционные обязанности человека и гражданина имеют всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица и закрепляются на высшем конституционном уровне. При этом одни конституционные обязанности возлагаются на каждого человека, другие — только на граждан РФ. В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом.

2. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы.

3. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Согласно статье 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом, таким федеральным законом является Налоговый кодекс РФ. Законом РФ «Об основах налоговой системы РФ» (1991) установлен закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов.

4. Обязанность сохранять природу и окружающую среду.

Статья 57 Конституции РФ устанавливает обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В эпоху научно-технического прогресса природа требует особых мер охраны государством и обществом, но в ней должен участвовать и каждый человек. В противном случае неизбежна глобальная экологическая катастрофа. Обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду связано с конституционным правом на благоприятную окружающую среду. Данная конституционная обязанность детально раскрыта в федеральном законе «Об охране окружающей среды» (2002).

5. Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

В соответствии со статьёй 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Данная конституционная обязанность связана с конституционным правом на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

6. Защита Отечества.

В соответствии со статьёй 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гражданин РФ несёт военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (1998). Федеральный закон предусматривает прохождение военной службы по призыву и по контракту. Срок военной службы по призыву в мирное время — 24 месяца. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.

7. Иные конституционные обязанности связаны с конкретным правовым статусом лица.

Так, статья 38 устанавливает обязанность родителей заботиться о детях и заниматься их воспитанием, а также обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях, эти конституционные обязанности подробно регламентируются Семейным кодексом РФ. Статья 43 Конституции РФ возлагает на родителей (лиц, их заменяющих) обеспечить получение детьми основного общего образования. Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности специальных субъектов права (например, обязанность должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить возможность граждан возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающих их права и свободы). Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности-запреты (например, запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства).

Понятие конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина

Основания и порядок прекращения гражданства РФ

Выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории РФ, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке.

Выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке.

Выход из гражданства РФ ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

Выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин РФ:

— имеет не выполненное перед РФ обязательство, установленное федеральным законом;

— привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

— не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

В результате изменения в соответствии с м/н договором РФ Государственной границы РФ граждане РФ, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить (оптация) свое гражданство согласно условиям данного м/н договора.

Конституционные права и свободы – это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.

Характеристика конституционных прав и свобод:

1.Жизненно важны и социально значимы как для конкретного человека, так и для всего общества — основные права и свободы;

2.Признаются и защищаются государством, как необходимое условие его существования;

3.Неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

4.Составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав и свобод;

5.Закрепляются за каждым человеком и гражданином;

[1]

6.Характеризуются всеобщностью — они равны и едины для всех (каждого человека и гражданина);

7.Особое основание возникновения основных прав и свобод гражданина РФ — принадлежность к гражданству РФ; не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина, принадлежат ему в силу гражданства и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства;

8.Имеют особую юридическую форму их закрепления — в Конституции (имеет высшую юридическую силу);

9.Обеспечиваются повышенной правовой охраной — конституционные нормы, их закрепляющие, не могут быть изменены в рамках действующей Конституции.

Конституционные обязанности человека и гражданина — конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Важнейшая конституционная обязанность — соблюдение Конституции и законов!

Основные обязанности человека и гражданина: имеют всеобщий характер; не зависят от конкретного правового статуса лица; закрепляются на высшем, конституционном уровне.

К обязанностям граждан РФ Конституция относит (статьи 38, 43, 44, 57, 58, 59/1):

1.платить законно-установленные налоги и сборы

2.сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным;

3.защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина;

4.обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании и образовании;

5.обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях;

6.беречь памятники истории и культуры.

Отличительная черта демократического государства — права и свободы не только провозглашаются, но и гарантируются.

Конституционные права и обязанности человека и гражданина

Конституционные права и свободы

Конституционное право гражданина — предоставленная государством и закрепленная в его конституции возможность избирать вид и меру определенного поведения (действия или бездействия). Предоставленные человеку и гражданину права и свободы всегда означают для них: (1) возможность действовать, вести себя определенным образом; (2) возможность требовать определенных действий от обязанных лиц (государства, его органов, должностных лиц и т.д.); (3) возможность обращаться за защитой своих прав к соответствующим органам государства, органам местного самоуправления. Для того чтобы названные возможности реализовались, превратились в действительность, прежде всего необходима активная, целенаправленная деятельность человека как субъекта права, а также помощь в реализации прав и свобод в первую очередь со стороны государства. Не называя конкретных видов государственной поддержки прав и свобод, Конституция содержит следующую формулировку: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется» (ч. 1 ст. 45). Кроме того, Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту нрав и свобод (ч. 1 ст. 46).

Как следует из названия гл. 2 Конституции России, законодатель оперирует двумя терминами — «права» и «свободы». Сходство между этими двумя понятиями проявляется в том, что и право и свобода есть возможность избирать вид и меру поведения, пользоваться социальными благами. С другой стороны, эти понятия различаются, поскольку право предполагает пользование чем-либо, право на получение какого-либо блага. Свобода же указывает на то, что человек независим от государства при пользовании ею. Что касается юридического значения, то понятия «права» и «свободы» в конституционном праве идентичны.

Конституционными правами и свободами в России обладают не только ее граждане, но и другие лица, находящиеся на ее территории: иностранцы, лица без гражданства, лица, получившие убежище, беженцы. Конституция РФ регулирует правовой статус человека и гражданина, используя при наделении правами разных категорий лиц выражения «каждый имеет право…», «каждому гарантируется…», «никто не может быть лишен права…». Этим она подчеркивает, что большое число прав и свобод являются исходными, они присущи всем людям, независимо от того, являются ли они гражданами государства, на территории которого проживают или находятся.

Читайте также:  Продление удостоверения охранника

В то же время, декларируя некоторые права и свободы. Конституция РФ ставит обладание ими в зависимость от наличия российского гражданства: «граждане Российской Федерации имеют право…». В такой формулировке речь идет о возможности участия в решении государственных дел, в выборах общенационального парламента или президента страны, допуска к государственной службе и др., т.е. за терминологическим различием стоит различие в правовом статусе российских граждан и других лиц.

Основные права и свободы в советском праве рассматривались с классовых позиций, т.е. считалось, что они были завоеваны трудящимися в ходе классовой, социальной и национальной борьбы. В постсоветский период дорогу себе проложила концепция естественных прав и свобод человека, в соответствии с которой человек рождается свободным, равным в правах, а задача государства состоит в юридическом оформлении его прав, их охране и защите. Существуют и другие концепции прав и свобод человека, однако ни одна из них не объясняет природы всех прав и свобод человека.

Конституционные обязанности

Взаимоотношения государства и личности выражаются не только в правах и свободах, но и в обязанностях, которые государство возлагает на человека и гражданина. Понятие обязанности раскрывается через категорию правовой необходимости. Если право гражданина всегда означает для него возможность действовать так или иначе, то обязанность означает необходимость действовать именно так, как предписано нормой права.

Конституционные обязанности — это требуемые Конституцией Российской Федерации определенные виды и объем должного повеления человека. Посредством обязанностей правовой статус личности получает вполне завершенный вид, гармонично сочетая их с правами и свободами человека и гражданина.

В отличие от Конституций СССР и РСФСР действующая Конституция РФ демонстрирует демократичный подход к установлению обязанностей. Он характеризуется тем, что прежние конституции провозглашали равенство объемов прав и обязанностей. Считалось, что каждому праву корреспондирует соответствующая обязанность. Сейчас из 48 статей главы 2 обязанностям посвящены в лучшем случае семь статей — ч. 2 ст. 15, ч. 2 ст. 38, ч. 4 ст. 43, ч. 3 ст. 44, ст. 57-59.

Закрепленные Конституцией РФ обязанности делятся на две группы. Первая группа — обязанности, установленные для всех лиц, находящихся на территории России (соблюдать Конституцию и федеральные законы, платить установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры). Вторую группу составляют обязанности, касающиеся только граждан Российской Федерации (защищать Отечество и нести военную службу в соответствии с законом).

При этом в Конституции обязанности закреплены по-разному, исходя из особенностей их реализации, характера общественных отношений, где они осуществляются и т.д. Некоторые обязанности, составляющие существенную основу деятельности общества и государства, сформулированы однозначно. Например, в соответствии с положениями ст. 57 «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы», или «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица и граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ч. 2 ст. 15). Другие же сформулированы как право и соответствующая ему обязанность. Так, в ч. 2 ст. 38 закреплено, что забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Некоторые обязанности сформулированы таким образом, ч то позволяют при наличии достаточных дня этого законных оснований осуществлять их на альтернативной основе (в частности, обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования, обязанность гражданина нести военную службу).

Исполнение обязанностей поддерживается авторитетом власти и может быть обеспечено различными средствами — от убеждения и воспитания чувства гражданского долга до принуждения в отношении тех, кто уклоняется от несения установленных государством обязанностей.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей (7 класс)

Родителей с детьми связывает не только моральная, но и юридическая связь. Но так же случается, что данная связь может быть нарушена. Следствием этого являются «социальные сироты».

«Социальные сироты» – дети, которых родители отказались воспитывать, по отношению к которым не исполняют своих обязательств. Такие дети оказываются под защитой государства. А за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязательств родители могут быть лишены родительских прав.

Это прописано в Семейном кодексе, статье 69. Лишение родительских прав. Дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся под защитой государства. Закон в нашем государстве регулирует взаимоотношения детей и родителей. Дети гораздо больше нуждаются в защите, поэтому государством разработан комплекс мер по обеспечению детей, оставшихся без родителей.

Обязанности гражданина РФ: какие они есть

Чтобы выяснить, какие обязанности лежат на каждом гражданине, необходимо ознакомиться с Конституцией. Там имеется несколько статьей, что максимально описывают каждый нюанс. Конституционные обязанности граждан перечислены и описаны во второй главе Конституции. Одним из главных постулатов является равенство каждого гражданина между собой и государством. Помимо этого можно выделить ещё несколько важных обязанностей людей, которые хотят оставаться законопослушными:

  • Во второй части пятнадцатой статьи говориться об обязательстве, связанном с соблюдением Конституции и законов страны.
  • В третьей и второй части тридцать восьмой статьи указано, что граждане должны оказывать заботу своим несовершеннолетним детям и родителям, которые стали нетрудоспособными в силу возраста или болезни.
  • В третьей части семнадцатой статьи говориться, что люди должны уважать права и свободы остальных людей.
  • В четвертой части сорок третьей статьи идет речь об обязательном получении основного общего образования.
  • Пятьдесят седьмая статья посвящена обязанности уплачивать налоги и сборы.
  • Пятьдесят восьмая статья посвящена обязанности охранять природу и окружающую среду.
  • В пятьдесят десятой статье речь о защите отечества.
  • В третьей части сорок четвертой статьи указано, что граждане должны заботиться о культурных и исторических памятниках своей родины.

Каждый пункт очень важен, потому требует более детального рассмотрения.

В качестве одной из наиболее характерных особенностей службы выступает беспрекословность подчинения, своевременность и точность исполнения отданных приказов. Согласно Уставу, одним из принципов ВС является единоначалие. В соответствии с ним устанавливается полнота распорядительной власти командира в отношении к подчиненным. На него возлагается персональная ответственность перед государством за действия каждого военнослужащего, деятельность подразделений и части. Единоначалие проявляется в возможности принимать единоличные решения, отдавать распоряжения и приказы, согласно требованиям законодательства и уставов, а также обеспечивать их исполнение. Не допускается обсуждение приказов. Неисполнение их считается преступлением против государства. Одни служащие по отношению к другим могут выступать в качестве начальников и подчиненных.

Понятие и суть гражданства

Под термином «гражданство» понимают правовые отношения между гражданином и государством. Любые правовые отношения подкрепляются совокупностью норм и правил с обеих сторон. Связь между гражданином и государством основана на соблюдении законов, норм поведения, уважении человеческой свободы и достоинства.

Человек, являющийся гражданином той или иной страны, получает данный статус из-за сложившихся отношений с государством, которые и определяют сущность гражданства. Всё эти отношения заверены в юридической форме. Понятие «гражданство» не связано с постоянным проживанием индивида на территории конкретного государства.

Гражданство каждого индивида подтверждается документально. Например, паспортом или иными справками, указывающими на принадлежность к конкретной стране.

Каковы основные обязанности российских граждан?

Думаю, что почти каждый из читающих хоть раз в жизни слышал фразу от своих соотечественников, а возможно и сам произносил: «Я имею право». И ведь действительно, в России у человека есть обширное количество самых разных прав. Как известно, правоспособность наступает в момент рождения, а прекращается лишь вместе со смертью.

Но не зря существует достаточно известная фраза: «Зная права, не забывай про обязанности!». И сегодня мы поговорим именно на эту тему, и дадим ответ на вопрос, а что же мы, граждане РФ обязаны делать?

Также как и наша прошлая статья (прочитать ее можно здесь ), мы будем обращаться к Конституционному праву и к Конституции в частности.

Для начала, думаю, стоит объяснить читающим, что основным законом нашего государства (как и многих других) является именно Конституция. Важная заметка, это именно основной закон, а не сборник законов, название всегда пишется с большой буквы.

Основными обязанностями граждан РФ являются закрепленные за ними Конституцией требования, которые охраняются соответствующей правовой базой. Все эти обязанности являются обязательными к исполнению для всех людей, проживающих на территории РФ: как граждане других государств, живущие в России, так и лица без гражданства должны в равной степени выполнять возложенные на них и граждан РФ обязанности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *