Штрафы за несвоевременную сдачу отчетности в 2021 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за несвоевременную сдачу отчетности в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.
Комментарий к ст. 119 НК РФ
Комментируемая статья устанавливает ответственность за непредставление налоговой декларации.
Согласно пункту 1 статьи 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб. Однако согласно предыдущей редакции указанного положения, действовавшей до 01.01.2014, сумма штрафа исчислялась исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации.
При этом словосочетание «неуплаченная сумма налога» интерпретировалось в правоприменительной практике неоднозначно. Словосочетание трактовалось как: «не уплаченная на день вынесения решения», «не уплаченная на день принятия акта», «не уплаченная на дату представления декларации», «не уплаченная в срок», что вызывало разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Позиция, согласно которой при расчете штрафа необходимо учитывать сумму налога, не уплаченную в установленный законодательством срок, высказывалась, в частности, в письмах Минфина России от 21.10.2010 N 03-02-07/1479, от 29.04.2011 N 03-02-08/48.
Иное мнение, согласно которому при несоблюдении срока подачи декларации штраф по ст. 119 НК РФ подлежит исчислению исходя из суммы, не уплаченной на момент вынесения решения, излагалось, например, в письме ФНС России от 26.11.2010 N ШС-37-7/16376@ (в настоящее время утратившем силу согласно письму ФНС России от 30.09.2014 N СА-4-7/19945).
Однозначная позиция по рассматриваемому вопросу не была выработана и в судебной практике (см., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2011 N 09АП-29306/2011-АК).
Вместе с тем по вопросу применения пункта 1 статьи 119 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2014) пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер неуплаченной суммы налога надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями НК РФ для уплаты соответствующего налога.
Как указано в письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», разъяснения, представленные в пункте 18 вышеуказанного Постановления Пленума ВАС РФ, фактически указывают на необходимость формального подхода к определению факта совершения правонарушения и на необходимость привлечения к ответственности при наличии неуплаченной суммы налога на момент истечения срока уплаты вне зависимости от факта последующей уплаты налога.
Неоднозначность толкования нормы устранена с 01.01.2014 посредством вступления в силу Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ, которым в пункте 1 статьи 119 НК РФ словосочетание «неуплаченной суммы налога» заменено словосочетанием «не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога».
На устранение неоднозначности толкования пункта 1 статьи 119 НК РФ при исчислении налоговым органом суммы штрафа также указала ФНС России посредством направления письма от 30.09.2014 N СА-4-7/19945 «О признании утратившим силу письма ФНС России от 26.11.2010 N ШС-37-7/16376@».
В письме Минфина России от 14.08.2015 N 03-02-08/47033 отмечено, что статьей 119 НК РФ установлены максимальный штраф в зависимости от неуплаченной суммы налога и минимальный штраф в фиксированной сумме, которая не ставится в зависимость от суммы неуплаченного налога.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный статьей 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере — 1000 рублей.
Минимальный размер штрафа, предусмотренный статьей 119 НК РФ, был увеличен со 100 до 1000 рублей Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ.
В связи с изложенным финансовое ведомство заключило, что пункт 1 статьи 119 НК РФ не содержит противоречий, в том числе относительно установленных размеров штрафов.
В пункте 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 разъяснено, что из положений пункта 3 статьи 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, то есть предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.
Соответственно, из взаимосвязанного толкования указанной нормы и пункта 1 статьи 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.
В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной статьей 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй Кодекса.
Штраф за несдачу налоговых расчётов
К налоговым расчётам относят:
- промежуточную декларацию по прибыли;
- налоговый расчёт о доходах, выплаченных иностранной организации;
- справку 2-НДФЛ;
- сведения о среднесписочной численности сотрудников.
Вид наказания | Последствия | Основание |
Штраф для организации | 200 рублей за каждый несданный документ | п. 1 ст. 126 НК |
Ответственность должностных лиц | от 300 до 500 рублей | ст. 15.6 КоАП |
Дополнительное последствие | Инспекторы не вправе заблокировать счёт за несданный расчёт авансовых платежей | определение Верховного суда от 27.03.2017 № 305-КГ16-16245; письма Минфина от 19.08.2016 № 03-11-03/2/48777, от 12.07.2007 № 03-02-07/1-324 и ФНС от 11.12.2014 № ЕД-4-15/25663 |
Штраф за несдачу 6-НДФЛ
Вид наказания | Последствия | Основание |
Штраф для организации | 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц, со дня для подачи справки 6-НДФЛ | п. 1.2 ст. 126 НК |
Ответственность должностных лиц | от 300 до 500 рублей | ст. 15.6 КоАП |
Дополнительное последствие | Несдача справки ведёт к блокировке банковского счёта, если со дня срока предоставления 6-НДФЛ прошло 10 рабочих дней | п. 3.2 ст. 76 НК |
Штраф за непредставление декларации по уплате за загрязнение окружающей среды
Вид наказания | Последствия | Основание |
Штрафы для организации | Несвоевременная сдача декларации — от 20 тыс. до 80 тыс. рублей | ст. 8.5 КоАП |
Ответственность должностных лиц | Несвоевременная сдача декларации — от 3 тыс. до 6 тыс. рублей |
Кратный рост взносов при несдаче декларации: на каком основании?
Индивидуальные предприниматели, которые работают без штата — то есть, без осуществления выплат другим физическим лицам, обязаны уплачивать обязательные взносы в социальные фонды — ПФР, ФСС и ФФОМС. С 1 января 2017 года за их сбор отвечает ФНС (но впоследствии переводит полученные от хозяйствующих субъектов суммы на счета в указанных фондах).
Размер фиксированных взносов в ФСС и ФФОМС не зависит от доходов ИП. В свою очередь, взносы в ПФР делятся на 2 части:
- строго фиксированные;
- начисляемые на доход предпринимателя свыше 300 тыс. рублей.
До 2017 года действовал Закон «О страховых взносах» № 212 — ФЗ, в соответствии с которым ПФР имел право увеличить «строгую» часть взносов в 8 раз в случае несообщения ИП сведений о полученных доходах. То есть — при непредоставлении налоговой декларации в ФНС (откуда ПФР в порядке межведомственного обмена данными запрашивал сведения о доходах плательщиков взносов).
Таким образом, те индивидуальные предприниматели, которые до 2017 года по каким — либо причинам не представляли декларации в ФНС (вне зависимости от наличия или отсутствия доходов), могли становиться обязанными уплачивать взносы в ПФР в сумме, увеличенной в несколько раз относительно их стандартной величины. Теоретически, сумма к уплате могла доходить до 154 852 рублей (действовавшая в 2016 году фиксированная ставка, умноженная на 8).
Разумеется, не всех ИП устраивало подобное положение дел. В ходе взаимодействия бизнеса и государственных ведомств сформировались 2 противоположные позиции (одна из которых, отметим, характеризуется уклоном в пользу предпринимателей и, более того, в принципе, может рассматриваться как основная). Речь идет о позициях:
- ПФР;
- ФНС России.
Взимать ли увеличенные взносы с ИП: позиция ПФР
В Письме от 10.07.2017 года № НП – 30 — 26/9994 Пенсионный Фонд указывает, что норма Закона № 212 — ФЗ о взыскании с ИП взносов, в несколько раз превышающих стандартные, не предполагает возможности пересчета обязательств ИП, возникших вследствие непредоставления декларации. Фонд считает правомерным истребовать с предпринимателя — пусть и с нулевыми доходами, социальные взносы — по фиксированной их части, в максимальном объеме.
Вместе с тем, ПФР отмечает, что при предоставлении ИП налоговой декларации пусть и с опозданием, но в пределах расчетного периода, за который исчисляются взносы, пересчет обязательств все же возможен. Очевидно, что такая позиция все же выходит за рамки Закона № 212 — ФЗ или, по крайней мере, отражает попытку ПФР определенным способом трактовать нормы данного закона. В данном случае — трактовка не в пользу предпринимателей.
Иную точку зрения по вопросу пересчета взносов имеет ФНС России.
Непредставление расчета по страховым взносам: что грозит страхователю
Налоговая служба разъяснила какие санкции будут применены к работодателю не сдавшему вовремя новый единый расчет по страховым взносам Письмо ФНС от 30.12.2016 № ПА-4-11/25567
В случае несдачи или просрочки представления расчета по страховым взносам в ИФНС нерасторопного страхователя оштрафуют Размер денежного наказания установлен п.1 ст.119 НК РФ С нарушителя будет взыскан штраф в размере 5% неуплаченной вовремя суммы страховых взносов подлежащей уплате на основании данных расчета за каждый месяц просрочки При этом сумма штрафа не может быть более 30% от суммы подлежащих уплате взносов но и не может быть меньше 1 000 рублей То есть если взносы по расчету уплачены в срок то штраф составит 1 000 руб.
А вот заблокировать банковский счет из-за того что отчетность по взносам не была представлена вовремя налоговики не вправе.
В первый раз сдать новый единый расчет по страховым взносам страхователям предстоит по итогам I квартала 2017 года Сделать это нужно не позднее 2 мая Причем этот срок установлен как для бумажной отчетности по взносам так и для расчетов представляемых в электронном виде.
Правовые последствия непредоставления отчетности
Размер санкций, предписанных за несоблюдение сроков предоставления декларации и неуплаты налога, равняется 5% от его суммы за каждый месяц, в котором имела место просрочка. Граничным пределом штрафных начислений является планка в 30%: начисленная сума к оплате не может превышать этот показатель, так же как и не может быть меньше 1 000 рублей.
Еще сравнительно недавно при прочтении соответствующих статей налогового законодательства, посвященных этому вопросу, у налогоплательщиков возникали некоторые разногласия касательно ее трактовки в части определения даты наступления штрафных санкций.
Новая формулировка вносит необходимые разъяснения: если налог оплачен своевременно и в полном размере, однако декларация была подана с опозданием, сумма штрафа равняется 1 000 рублям.
Если была оплачена лишь часть налога при несвоевременной подаче отчетности, штраф следует рассчитывать, опираясь на разницу, получившуюся между суммой налога к оплате, и суммой, поступившей в государственную казну в предписанный термин.
За непредставление отчетности или ее подачи позже прописанного налоговым законодательством срока судебные органы на основании заявления, поданного ИФНС, имеют право привлечь руководящих лиц, работающих в компании, к ответственности через вынесение предупреждения или применения штрафных санкций в размере от 300 до 500 рублей. За правонарушения, сроком давности от 3 лет, санкции не предусмотрены.
Штрафы за несдачу отчетности в налоговую в 2020 году
Случаи не сдачи отчетности в ИФНС не так уж редки. Они могут быть обусловлены разными причинами. Возможно, просто забыли, либо не отследили изменения в законодательстве, а быть может, начали заниматься новым видом деятельности.
Например, вновь созданные организации зачастую забывают сдать Сведения о среднесписочной численности.
Для вновь созданных организаций срок сдачи таких сведений – не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем регистрации (создания) организации.
В дальнейшем такая организация обязана представлять Сведения о среднесписочной численности раз в год (не позднее 20 января), как и все давно действующие организации.
Вне зависимости от причин санкции со стороны контролирующих органов все равно последуют. Разберемся, какие они могут быть ( статью ⇒ Штрафы за не предоставление отчетности в ФСС в 2020).
Если не подана нулевая декларация
Нулевая декларация — это отчетность, по которой не требуется выплачивать сборы, например, когда вычет полностью покрывает полученный доход.
Если говорить проще: вы получили в прошлом году деньги, которые должны задекларировать, но налог по ним вы платить не будете, так как он весь укладывается в размер положенного вам налогового вычета. И хотя в этом случае никаких денег государству платить не нужно, но отчитаться перед налоговой стоит обязательно.
По статье 119 НК РФ штраф за неподачу декларации 3-НДФЛ составит 1 000 рублей. ФНС требует предоставления «нулевок», чтобы подтвердить отсутствие НДФЛ к уплате – так они контролируют происходящее.
В каких случаях налоговики блокируют счет из-за отчетности:
- Не сдали налоговую декларацию в установленный срок
- Не исполнили правила электронного документооборота
- Не сдали 6-НДФЛ
- Не сдали Расчет по страховым взносам
Решение о блокировке счета из-за несданной вовремя декларации ИФНС принимает через 10 рабочих дней по истечении срока, установленного для сдачи отчетности. Подпункт 1 пункта 3 статьи 76 НК РФ.
Налоговая вправе заблокировать все деньги на счетах, включая электронную валюту и электронные кошельки.
Сроки сдачи отчетности в 2020 году
Сроки сдачи отчетности УСН фирм в 2020 году
Если организация, которая должна отчитываться в электронном виде в течение 10 рабочих дней с даты появления этой обязанности не обеспечит электронный документооборот с ИФНС, налоговая может заблокировать расчетный счет.
Обратите внимание, что с 2020 года сдавать отчетность на бумаге могут только те компании, у которых численность персонала не превышает 10 человек. Ранее этот ограничитель был больше. Разрешалось сдать отчетность на бумаге фирмам, у которых численность работников не более 25 человек.
Если вы, как налоговый агент, не представите в налоговую инспекцию расчет сумм исчисленного и удержанного НДФЛ по форме 6-НДФЛ, в течение 10 рабочих дней после срока, установленного для сдачи 6-НДФЛ, налоговая вправе заблокировать расчетный счет на основании пункта 3.2 статьи 76 НК РФ.
Срок сдачи 6-НДФЛ за 2019 год– до 2 марта 2020 года.
Налоговики могут блокировать счета за несвоевременную сдачу Расчета по страховым взносам. Блокировка возможна через 10 дней после окончания срока подачи Расчета на основании пункта 3.2 статьи 76 НК РФ.
Срок сдачи РСВ за 2019 год – до 30 января 2020 года.
Кроме этого, счет фирмы могут заблокировать, если вы не подтвердите прием и не ответите на требование ИФНС.
ИФНС принимает решение о блокировке счета в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи фирмой квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 76 НК РФ.
Правовые последствия непредоставления отчетности
Размер санкций, предписанных за несоблюдение сроков предоставления декларации и неуплаты налога, равняется 5% от его суммы за каждый месяц, в котором имела место просрочка. Граничным пределом штрафных начислений является планка в 30%: начисленная сума к оплате не может превышать этот показатель, так же как и не может быть меньше 1 000 рублей.
Еще сравнительно недавно при прочтении соответствующих статей налогового законодательства, посвященных этому вопросу, у налогоплательщиков возникали некоторые разногласия касательно ее трактовки в части определения даты наступления штрафных санкций. Новая формулировка вносит необходимые разъяснения: если налог оплачен своевременно и в полном размере, однако декларация была подана с опозданием, сумма штрафа равняется 1 000 рублям. Если была оплачена лишь часть налога при несвоевременной подаче отчетности, штраф следует рассчитывать, опираясь на разницу, получившуюся между суммой налога к оплате, и суммой, поступившей в государственную казну в предписанный термин.
За непредставление отчетности или ее подачи позже прописанного налоговым законодательством срока судебные органы на основании заявления, поданного ИФНС, имеют право привлечь руководящих лиц, работающих в компании, к ответственности через вынесение предупреждения или применения штрафных санкций в размере от 300 до 500 рублей. За правонарушения, сроком давности от 3 лет, санкции не предусмотрены.
Основные правила, которые необходимо соблюдать при составлении уточненной декларации по НДС
То есть, чтобы составить декларацию по НДС, уточняющую значения уже ранее поданной декларации по НДС, надо составить новую декларацию с правильными суммами. При этом в уточненную декларацию по НДС вносятся все значения полностью, а не отображается разница между декларациями, ошибочно поданными и правильными.
Таким образом, образец уточненной декларации по НДС — это обычная декларация, только содержащая правильные (уточненные в сравнении с ранее сданным документом) цифры.
Что касается налоговых агентов, то в уточненной декларации по НДС они отображают сведения лишь по тем налогоплательщикам, по которым были обнаружены ошибки.
Признаком уточненного документа является специальный код (номер корректировки), который в декларации по НДС необходимо указать на титульном листе в отдельном поле.
Номер корректировки соответствует порядковому номеру подаваемой уточненной декларации по НДС за налоговый период, в котором были обнаружены ошибки.
Здесь следует обратить особое внимание на один момент, отличающий уточненную декларацию по НДС, а именно:
При уточнении разд. 7 налоговой декларации по НДС в разд. 8 — 12 необходимо указать признак актуальности.
Кроме этого в разд. 8 — 12 заполняют такой реквизит, как признак актуальности (строка 001).
Код актуальности уточненной декларации по НДС имеет 2 значения:
- 1 — Если сведения, представленные ранее, актуальны (то есть, не требуют корректировки данных), то проставляют цифру «1», во всех остальных строках разделов ставятся прочерки.
- 0 — Если ранее (в исходном варианте декларации) сведения по разделам 8 и 9 не представлялись (то есть не заполнялись), либо изменились (то есть, в них вносятся изменения), проставляют «0» (п. п. 45.2, 46.2, 47.2, 48.2, 49.2 и 50.2 Порядка заполнения декларации по НДС).