Регистрация автомобильного, лодочного, самодельного, грузового прицепов в ГИБДД
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регистрация автомобильного, лодочного, самодельного, грузового прицепов в ГИБДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сложней всего зарегистрировать легковой прицеп, если он находится во владении без документов, подтверждающих факт его законного приобретения. Для этого потребуется восстанавливать хотя бы минимальный набор свидетельств на устройство.
Как поставить на учёт прицеп к легковому автомобилю без документов и без номера?
В первую очередь нужно составить договор купли-продажи на прицеп и заверить его у нотариуса. В качестве «продавца» лучше привлечь кого-то из близких (брата, сестру, маму, папу или друга), т.к. де-юре договор этот будет фиктивным, а далее с ним придется обращаться в суд.
Затем потребуется найти у себя или через интернет инструкцию по эксплуатации имеющегося вида прицепов. Если она найдена в интернете, следует распечатать.
Потом нужно в общем порядке заплатить государственную пошлину и отправиться в ГИБДД с заявлением о проведении регистрации. В проведении процедуры с большей долей вероятности отказано, т.к. у заявителя отсутствует справка-счет. На руки следует получить официальный письменный отказ, где обозначено, что владельца по имеющимся данным установить невозможно.
Следующий этап – подача искового заявления в мировой суд по месту жительства. Желательно составление иска доверить профессиональному юристу.
В назначенный день судья выслушает заявления истца и «продавца», который должен подтвердить факт продажи прицепа к легковому автомобилю. Здесь можно заявить, что бывший «хозяин» приобрел его давно и не пользовался, поэтому документация была утеряна.
Затем судья сделает запрос в ГИБДД относительно возможной постановки на учет данного прицепа ранее. Ответ придется ждать около месяца. Если в ответе будет информация, что прицеп ранее не регистрировался и правовых препятствий для его эксплуатации не имеется, суд признает истца законным владельцем.
Судебное решение вступит в силу через месяц. Далее владелец обращается в отделение ГИБДД с заявлением о постановке на учет, представляя следующие документы:
- Копию судебного решения.
- Договор купли-продажи.
- Инструкцию по эксплуатации ТС.
- Копии общегражданских паспортов обеих сторон сделки.
Процедура прохождения регистрации легкового прицепа в ГИБДД в остальном стандартная.
Этапы постановки автоприцепа на учет в ГИБДД
Прицеп может быть зарегистрирован на физическое или юридическое лицо. В первом случае он будет оформлен по месту жительства или временного пребывания гражданина, а во втором – по юридическому адресу организации. Подать заявление можно в любом территориальном подразделении ГИБДД в субъекте Федерации.
Процедура состоит из следующих этапов:
- Подача заявления о постановке на учет прицепа к ТС (форма заявления является приложением к Регламенту оказания услуги). Бланк выдается в ГИБДД.
- К заявлению приложить необходимые документы:
- паспорт собственника;
- ПТС прицепа;
- подтверждающий документ возникновения права собственности (договор купли-продажи, счет на приобретение и т.д.);
- юридическое лицо дополнительно предоставляет полис ОСАГО на прицеп;
- нотариальная доверенность, если собственник действует через представителя.
После оплаты государственной пошлины за регистрационные действия, прикладывается чек.
- В итоге после постановки на учет автоприцепа, Вы получите:
- свидетельство о регистрации;
- регистрационный номер;
- ПТС с отметкой о постановке на учет.
Обязательно ли страховать прицеп к легковому автомобилю? Освобождены от страхования ОСАГО только физические лица (в соответствии с п. 3 ст. 4 гл. 2 Закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ).
Нужно ли проходить техосмотр для прицепа? Прицепы весом, не более 3,5 тонн не обязательно проходить технический осмотр (норма действует с 1 января 2012 года).
Технический осмотр для физических лиц полностью отменен, если прицеп не относится к грузовым видам (грузовым считается прицеп с массой более 3,5 тонны). Для таких ТС не нужна и страховка, что полностью упрощает процедуру оформления и уменьшает расходы на регистрацию.
Если масса прицепа больше, то осмотр обязателен. Пройти его придется и гражданам, и компаниям. При этом юридические лица обязаны проводить ТО вне зависимости от массы ТС, требование распространяется на все типы прицепов. Плюс – 3 года после приобретения компании освобождены от ТО.
Как часто проводится ТО после завершения срока в три года:
- 1 раз в 2 года, если прицепу более 3-х лет, но не более 7 лет;
- 1 раз в год, если прицепу более семи лет.
Как зарегистрировать самодельный прицеп
В таком случае у владельца отсутствует необходимый паспорт на самодельный прицеп. Тогда следует получить свидетельство, подтверждающее безопасность конструкции данного прицепа. Для этого владелец должен обратиться в аккредитованную лабораторию, которая после подачи заявления в течение трех дней идентифицирует данное транспортное средство, проведет техническую экспертизу и испытание, проверит соответствие требованиям, предусмотренным техническим регламентом «О безопасности технических транспортных средств». Оно было заключено государствами членами Таможенного Союза. После чего на основании протокола технической экспертизы оформляется свидетельство «О безопасности конструкции ТС». Именно оно позволит поставить самодельный прицеп на учет в Госавтоинспекции.
В случае если на прицеп отсутствуют правоустанавливающие документы, необходимо подтверждать факт законного его приобретения.
Регистрация самодельного прицепа
Это не самое перспективное дело с экономической точки зрения, иногда узаконить самодельный прицеп стоит также как купить новый. Есть только один законный путь, как зарегистрировать самоделку, но по самым скромным подсчетам он обойдется в районе 20-75 тысяч рублей.
Покупаем старый б/у прицеп с документами, ставим его на учет и берем разрешение на переоборудование в Госавтоинспекции. После этого требуется пройти сертификацию ТС и получить заключение о безопасности. Занимаются данными процедурами лишь несколько институтов, фондов сертификации и НАМИ. Если все испытания вашего самодельного прицепа пройдут успешно его можно поставить на учет, а точнее зарегистрировать изменения и ездить с ним не нарушая требований законодательства.
Других способов регистрации самоделки не существует: можно сколько угодно читать форумы, где гаражные кулибины покупают поддельные документы, перебивают номера, приваривают таблички от других прицепов — этот путь заведомо ложный и предусматривает уголовную ответственность.
Как расшифровать ВИН-номер
Обычно ВИН-номер представляет собой последовательность из 17 чисел, которые условно делятся на 3 части:
- VMI: три числа, содержащие данные о производителе прицепа. Обычно первое из них — географическая зона, второе — страна и третье — компания-производитель.
- VDS: шесть чисел, содержащие данные о параметрах прицепа. Важно знать, что VDS вправе определить сам производитель, поэтому существует много вариантов расшифровки, зависящих от каждого конкретного завода.
- VIS: восемь чисел, которые «отданы на откуп» заводу. В зависимости от возможностей и специфики производства каждый завод кодирует в этом сегменте свою информацию. Полная дешифровка VIS часто производится при проверке прицепа или постановке его на учет.
Подробные разъяснения касательно категории водительских прав
При использовании прицепа тяжелее 750 кг с грузовиком или автобусом всегда требуется открывать дополнительную категорию. С легковыми автомобилями ситуация более запутанная.
Когда нужна категория BE? Если кратко, то никогда не нужна для прицепов легче 750 кг и всегда нужна для прицепов тяжелее 1750 кг. Прицепы тяжелее 750 кг можно использовать только в случае, если разрешенная максимальная масса прицепа не превышает разрешенной максимальной масса автомобиля и при этом их сумма меньше 3500 кг. Во всех остальных случаях нужно открывать специальную категорию.
Согласно новым нормам категории прав для управления тягачом с прицепом привязаны к конкретному типу тягача и не переносятся на другие типы. Например, имея категории B и CE нельзя управлять легковым автомобилем с прицепом, требующим категорию BE. Однако, при получении категорий CE и DE автоматически открываются C1E и D1E подобно тому, как C и D открывают C1 и D1.
Установка фаркопа состоит из двух частей:
Монтаж механической части и подключение электрики. На некоторых моделях необходимо снятие бампера, на других — нет.
Также на отдельные модели автомобилей кроме штатной электрики необходим блок согласования. Связано это с тем, что компьютеры некоторых автомобилей при подключении к нему прицепов «видят» изменения напряжения в проводах и аварийно отключают подачу питания на них. Блок согласования использует лишь импульс от проводки автомобиля и сам питает электрическую систему прицепа, тем самым снимая нагрузку с электроцепи.
Стоимость установки фаркопа со стандартной электрикой без снятия бампера составит 2500 руб.
Снять/поставить бампер — 1000 руб. дополнительно.
Подключить блок согласования — 1000 руб. дополнительно.
Начисляется ли транспортный налог к прицепам и полуприцепам?
Итак, прицеп является транспортным средством, но выделяют его в отдельную группу несамоходного наземного транспорта, и к нему не применяются налоговые ставки. Но может быть на него начисляется какой-то налог?
Для ответа на этот вопрос стоит обратиться к Налоговому кодексу Российской Федерации. Так, статья 358 дает строгий перечень объектов налогообложения. Среди них:
- автомобили
- мотоциклы
- мотороллеры
- автобусы
- другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу
- самолеты
- вертолеты
- теплоходы
- яхты
- парусные суда
- катера
- снегоходы
- мотосани
- моторные лодки
- гидроциклы
- несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства
Как видно, в данный список попадают транспортные средства с двигателем, способные осуществлять перевозку людей или грузов. А вот, прицепы и полуприцепы в этот перечень не входят и не являются налогооблагаемыми объектами.
Следовательно, транспортный налог на прицепы платить не требуется.
Договор прицепа имеет простую письменную форму и заключается без нотариуса. В целом процесс заключения сделки считается простым. Особое внимание следует уделить следующим моментам:
- автоприцеп может быть не только заводским, но и самодельным либо в заводскую конструкцию внесены изменения. Такое допускается, но для эксплуатации на дорогах необходимо доказать, что он является безопасным. Для этого проводится техническая экспертиза в специализированном учреждении, по окончании которой выдается соответствующий документ (свидетельство о безопасности конструкции). Для самодельных прицепов он заменяет ПТС;
- цена прицепа является результатом договоренности сторон сделки, оценку делать не обязательно.
Итак, прицеп выбран и куплен. Но эксплуатировать его пока нельзя. Можем сразу развеять сомнения по поводу того, нужно ли ставить на учет прицеп для легкового автомобиля. Обязательность процедуры и порядок ее проведения определена новыми Правилами государственной регистрации ТС, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.12.19 N 1764, и Законом № 283 от 03.08.18 (ред. от 30.07.19) “О государственной регистрации транспортных средств …”.
Регистрации подлежат любые автоприцепы, вне зависимости от массы, размера, назначения или производителя.
Это для тех автовладельцев, которые пытаются узнать, какие прицепы не подлежат регистрации в ГИБДД. Беглого взгляда на положения названных выше актов достаточно, чтобы понять одно: придется регистрировать, иначе ждут штрафные санкции.
Тип прицепного устройства не влияет на необходимость получения регистрации. Отличаются сроки прохождения технического обслуживания, так как это влияет на получение автостраховки.
Мнение эксперта
Артемьев Дмитрий
Опыт работы судебным экспертом в области автотехнической экспертизы более 2-х лет, более 3-х лет работы в области страховых споров, обжалования вины в ДТП.
Задать вопрос
Лодочные прицепы обычно по весу составляют больше 3,5 т, поэтому требуют ежегодного осмотра. Они имеют простую конструкцию, поэтому много времени подача документов и проверка состояния ТС не займет. Регистрацию прицепа для лодки в уполномоченном органе не обязательно выполнять с отдельным ОСАГО.
1 января 2012 года в силу вступили изменения, изложенные в ч.4 ст. 32 ФЗ от 01.07.2011 № 170 «О техосмотре ТС». Согласно этому пункту автоприцепы с максимальной массой до 3,5 т, которые принадлежат физическим лицам, не подлежат техническому осмотру.
Несмотря на то, что техосмотр на прицеп к легковому автомобилю необязателен, следить за исправностью устройства необходимо. Чтобы обеспечить правильное и безопасное использование автоприцепа, нужно знать обязательные правила его эксплуатации, которые зафиксированы в законодательстве.
На каждое прицепное устройство устанавливаются световые приборы. Также водитель должен иметь при себе специальные подкладные клинья, чтобы обеспечить агрегату хорошую устойчивость на склоне в случае остановки. Параметры автоприцепа не могут быть больше разрешённых габаритных размеров, которые приведены в ПДД РФ.
Документы для прицепа легкового автомобиля до 750 кг
Если данный параметр более пяти лет, тогда технический осмотр следует осуществлять каждый год. Также необходимо знать, что изделия, чей возраст составлять от 0 до 3 лет полностью освобождаются от необходимости прохождения данной процедуры.
Важно
Для остальных (тяжестью свыше 3500 кг и те, что не предназначаются для перевозки грузов класса «опасные») периодичность проведения техинспекций регламентируется федеральным законом. В техпаспорте автомобиля ставится пометка с указанием месяца / года, когда следует проходить техинспекцию в ГАИ.
С целью повышения удобства этот срок обычно идентичен сроку проведения техинспекции автомобиля. Она также может представлять собой последнюю цифру в регистрационном знаке.
Поэтапное описание процедуры
После того как автовладелец изучит, какие документы нужны для постановки на учет прицепа легкового автомобиля, ему требуется ознакомиться с этапами прохождения данной процедуры:
- Для начала нужно зарегистрировать ТС в ГАИ. Обращаться можно в любое отделение, вне зависимости от места проживания.
- Затем необходимо собрать пакет бумаг, перечень которых указан выше.
- После этого нужно оплатить государственную пошлину. Она составляет 350–1500 руб.
- Далее автовладелец предоставляет свое транспортное средство и автоприцеп для прохождения технического осмотра.
- После службы ГИБДД оформляют всю необходимую документацию.