Не электронные способы закупок. Неторговые способы закупки: достоинства и особенности
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Не электронные способы закупок. Неторговые способы закупки: достоинства и особенности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Важно отметить, что указанная выше статья ГК РФ содержит формулировку “наиболее высокую цену”, описывающую аукцион только как торги на продажу. На таком аукционе победитель определяется путем пошагового повышения цены на товар. Перед началом торгов объявляется «шаг аукциона» – денежный интервал, на который увеличивается цена предмета торгов на аукционе. Шаг аукциона устанавливается преимущественно в процентном соотношении к начальной (стартовой) цене. В подобном аукционе каждая последующая оферта по цене превышает предыдущую, и выигрывает последний оферент.
Чем отличается аукцион от редукциона?
В каких областях торги организуются как аукцион? Активный аукцион чаще всего используется в сфере исполнительного производства, поскольку основной целью продажи имущества (недвижимости) должника является получение судебным приставом-исполнителем наибольшей суммы для покрытия задолженности по исполнительным листам. Также активные аукционы являются распространенным способом приватизации государственного и муниципального имущества, продажи земельных участков для жилищного строительства.
Обоснование для неконкурентного способа закупки (у единственного поставщика)
Ранее при заключении контракта с единственным поставщиком заказчики должны были включить обоснование в план-график. Федеральным законом от 1 мая 2019 № 71-ФЗ заказчики были освобождены от этой обязанности — с июля 2019 года обосновывать невозможность использования конкурентных видов процедур при закупке у единственного поставщика больше не требовалось.
Тем не менее это не значит, что можно выбирать любой способ определения поставщика — санкции за неверный выбор способа закупки остались прежними.
Законом о контрактной системе предусмотрены случаи, когда заказчик обязан обосновать НМЦ сделки, которая была заключена с единственным поставщиком (ч.4 ст. 93).
Обоснование НМЦК необходимо, если заказчик приобретает ТРУ у единственного поставщика в следующих случаях:
- заказ на услуги по мобилизационной подготовке;
- закупка товаров, работу или услуг у органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений;
- заключение контракта на выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию зданий и сооружений;
- закупка ТРУ у предприятия уголовно-исполнительной системы;
- закупка материалов (сырья, комплектующих) для производства ТРУ в рамках трудоустройства осуждённых;
- заказ на услуги по продаже билетов и абонементов на культурные мероприятия;
- приобретение услуг по управлению многоквартирным домом и др.
Полный перечень перечислен в ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ.
Таким образом, несмотря на то, что в обосновании выбора единственного поставщика больше нет необходимости, заказчик по-прежнему обязан обосновывать цену контракта с ним.
Закупка у единственного поставщика
Федеральным законом 223-ФЗ предусмотрен такой вид закупки, как закупка у . Данный способ закупки может быть предусмотрен в Положении о закупке.
Единственный поставщик – это лицо, с которым заказчик готов заключить договор без проведения процедуры конкурентных видов закупки.
Для закупки у единственного поставщика заказчиком должны быть определены условия, когда может применяться подобный вид закупки, например, пределы цены договора.
С 1 июля этого года закупки по 223-ФЗ станут проходить по новым правилам. Порядок проведения торгов с участием естественных монополий, публично-правовых и госкомпаний, ГУП и МУП был изменен Законом от 31.12.17 № 505-ФЗ.
Аукцион – это способ закупки, по результатам которого победителем признается лицо, предложившее более выгодную цену. не устанавливает случаи и условия проведения аукциона, данные нормы должны быть отражены в Положении о закупке. Чаще всего аукционы проводятся, когда характеристики закупаемого товара, работы или услуги определены и теперь необходимо получить их по наименьшей цене.
В срок, определенный в Положении о закупках, организатор должен разместить о проведении аукциона, чаще всего он составляет не менее 20 дней. Далее следуют торги, на которых участники торгуются, предлагая свой вариант цены. Снижение цены должно происходить с учетом шага аукциона – денежного интервала, на величину которого предыдущее предложение отличается от настоящего.
Изменениями 2019 года
Далее расскажем о последних изменениях в 223-ФЗ. В частности, они коснулись обеспечения заявок — это сумма, которую участник вносит при подаче заявки, чтобы подтвердить серьезность намерений. Требовать обеспечение заявки заказчики могут, если начальная цена договора превышает 5 млн руб. Его размер не может превышать 5% от начальной цены договора.
В положении заказчики должны указать, какие способы конкурентных закупок будут использовать, а также прописать, в каких случаях применяют неконкурентные типы процедур. Все закупки в электронной форме по умолчанию. Однако в положении заказчик вправе указать, какие процедуры останутся бумажными. Что касается конкурентных закупок среди МСП, они в обязательном порядке проводятся в электронном виде.
Неторговые способы закупки: преимущества и принципы работы
Преимущества неторговых способов закупки:
- Больше возможностей для поставщиков. Неторговые способы позволяют расширить круг поставщиков и привлечь новые компании, которые могут предложить более выгодные условия.
- Более гибкие условия сотрудничества. Компании могут договариваться об условиях закупки напрямую, без необходимости соблюдения стандартных торговых процедур.
- Экономия времени и ресурсов. Неторговые способы позволяют сократить сроки закупок и упростить процесс, так как они не требуют организации сложной торговой процедуры.
- Более выгодные цены. Конкуренция между поставщиками в неторговых способах закупки может привести к улучшению цен и условий сделки.
- Стимулирование инноваций. Некоторые неторговые способы закупки, такие как конкурсы или гранты, способствуют развитию новых идей и инноваций.
Принципы работы неторговых способов закупки:
- Отбор поставщиков. Компании проводят отбор поставщиков на основе их предложений и квалификации, а также собственных критериев.
- Оценка предложений. Компании оценивают предложения поставщиков в соответствии с заданными параметрами, включая цену, качество и условия сотрудничества.
- Выбор поставщиков. На основе оценки предложений компании выбирают оптимальных поставщиков, которые будут заключать контракты.
- Заключение контрактов. После выбора поставщиков компании заключают контракты, которые регламентируют взаимодействие и условия сотрудничества.
- Управление закупками. После заключения контрактов компании осуществляют управление закупками, включая контроль качества, сроки поставки и выполнение условий контракта.
Неторговые способы закупки предоставляют широкие возможности для компаний выбирать оптимальные условия сотрудничества и получать более выгодные предложения от поставщиков. Они стимулируют конкуренцию и инновации, а также способствуют эффективному использованию ресурсов и оптимизации процессов закупок.
Ограничение конкуренции по 223-ФЗ и перспектива применения к закупкам 44-ФЗ
Способы закупки устанавливаются положением о закупке, утвержденным высшим органом заказчика. В соответствии с ч. 3 ст. 3 закона № 223-ФЗ могут быть установлены любые, в том числе неконкурентные способы закупки. Обязательным является только установление соответствующего порядка. Неконкурентные способы применяются очень часто. Суды следуют норме о свободе установления способов закупки и редко применяют принцип недопущения ограничения конкуренции.
Так, в упомянутом постановлении АС СЗО отказано в жалобе на правило о заказе услуг мобильной связи у единственного поставщика. Верховный суд РФ в определении от 08.09.2015 № 305-ЭС15-12265 признал соответствующей закону закупку в виде открытого запроса предложений, в условиях которой было указано, что комиссия принимает решение на основании ранжирования заявок, однако она может принять любое самостоятельное решение. При этом оно будет только предложением о переговорах с победителем.
ВАЖНО! С 01.01.2017 в закон №223-ФЗ внесены изменения. Основная масса сделок государственных и муниципальных предприятий переводится под действие закона №44-ФЗ. По закону №223-ФЗ будут совершаться сделки, перечисленные в п.5 ч.2 ст.1 закона №223-ФЗ (закупки за счет грантов, для исполнения заключенных контрактов).
Заказчики, работающие по Закону №223-ФЗ, применяют в своей деятельности торговые и неторговые способы закупки (рис.1).
Рисунок 1. Возможные способы закупки по Закону №223-ФЗ
Обязательными способами закупки, которые должны быть предусмотрены положением о закупке заказчика, являются конкурс и аукцион (ч.3 ст.3 Закона №223-ФЗ). Конкурс и аукцион — это формы торгов (ч.4 ст. 447 ГК РФ). Кроме «торговых» способов закупки заказчик в своем положении о закупке имеет право предусмотреть так называемые «неторговые» способы (ч.3 ст.3 Закона №223-ФЗ). Такие способы закупки могут быть любыми. Главное, о чем следует помнить при разработке положения о закупке в части определения способов закупки, это необходимость соблюдения принципов и требований Закона №223-ФЗ, Закона №135-ФЗ, ГК РФ.
Наибольшее распространение среди заказчиков получили такие неторговые способы закупки, как запрос предложений, запрос котировок (цен), закупка у единственного поставщика.
Таблица 1 — Основные способы закупки
Способ закупки | Победителем признается | Обязанность заключить договор по результатам закупочной процедуры | Нормативная база |
Конкурс | Победителем в конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке (ч.2 ст.3 223-ФЗ). Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия (п.4 ст.447 ГК РФ). | Заключение договора — обязанность в соответствии с ч.5 ст.448 ГК РФ | Ст.447 — 449 ГК РФ Ст.3 — 4 Закона №223-ФЗ Положение о закупке |
Аукцион | Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора (ч.2ст.3 223-ФЗ). Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену (п.4 ст.447 ГК РФ). |
||
Запрос предложений | Как правило, победителем запроса предложений признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в закупочной документации на основании положения о закупке | Порядок заключения и исполнения договора устанавливает сам заказчик в своем положении о закупке (ч.2 ст.2 Закона №223-ФЗ) | Ст. 3 — 4 Закона №223-ФЗ Положение о закупке |
Запрос котировок | Как правило, победителем запроса котировок признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора. Порядок определения победителя при проведении запроса котировок устанавливается закупочной в документации на основании Положения о закупке. | ||
Закупка у единственного поставщика | Победитель не определяется, т.к. закупка осуществляется у конкретного лица по основаниям, предусмотренным положением о закупке |
Правила выбора конкретного способа осуществления отдельной закупки заказчик устанавливает в своем положении о закупке (ч.2 ст.2 Закона №223-ФЗ).
Запрос предложений заказчики обычно проводят в том случае, если необходимо оценить заявки участников по нескольким критериям, а конкурс проводить нецелесообразно.
Алгоритм проведения запроса предложений, как правило, совпадает с алгоритмом проведения конкурса. При этом минимальный срок приема заявок в запросе предложений законодательно не установлен и должен быть определен в положении о закупке.
Как правило, заказчики отводят 7 — 10 дней на прием заявок на участие в запросе предложений.
Поскольку проведение запроса предложений не регламентировано ни Гражданским кодексом РФ, ни Законом №223-ФЗ, заказчику необходимо дать ему определение в положении о закупке.
Например, можно включить следующую формулировку: «Запрос предложений является конкурентной процедурой выбора поставщика. Выигравшим запрос предложений признается участник, который предложил лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в документации на основании положения о закупке».
Хотя Закон №223-ФЗ не требует от заказчиков обязательного создания комиссии по закупкам, при проведении запроса предложений такую комиссию имеет смысл создавать для оценки предложений участников в соответствии с документацией.
Основные виды и способы закупок по 223-фз
Наряду с нормами, эти акты формулируют случаи, которые расцениваются как исключения. Субъекты неконкурентной закупки В первую очередь государство определяет, кто может быть заказчиком (то есть, кто осуществляет закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика):
- Те организации, деятельность которых относится к регулируемым видам (связаны со сферой электроснабжения, водоснабжения и другими).
- Предприятия, которые более чем на 50% принадлежат государству.
- Естественные монополисты (предприятия, добывающие и обрабатывающие газ или нефть).
- Организации, которые финансируются из бюджета, в том случае, когда они планируют оплатить закупку внебюджетными средствами (полученными грантами, собственной прибылью).
Исполнителем (поставщиком) считается любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Какие есть неторговые способы закупок?
Теперь, когда у нас есть общее представление о том, что такое неторговые способы закупок, давайте рассмотрим несколько конкретных примеров.
- Бартер: В этом случае товары или услуги обмениваются напрямую без использования денег. Например, вы можете договориться с другим бизнесом о бартерной сделке, в рамках которой вы предоставите им услугу в обмен на товар или услугу, которую они предлагают.
- Системы обмена: Существуют специальные платформы, которые связывают разные компании или бизнесы, чтобы они могли обмениваться товарами или услугами между собой.
- Взаимозачет: Это когда две стороны заключают сделку, в результате которой они начисляются на счета друг друга и компенсируют свои задолженности.
Какие процедуры может проводить заказчик?
В положении о закупке заказчик прописывает конкурентные и неконкурентные способы закупок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика. Конкурентные закупки можно проводить в виде:
- конкурсов,
- аукционов,
- запросов предложений,
- запросов котировок.
По сути заказчик может проводить любые закупки, которые не противоречат 223-ФЗ, но если объявляет любую из четырех указанных процедур, то соблюдает правила торгов из Гражданского кодекса:
- Отвечает на запрос предложений в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса.
- Может отменить закупку, только пока не закончился срок приемки заявок и при форс-мажоре.
- Продлевает срок подачи заявок, если что-то изменилось в документации.
- Обязательно заключает контракт с победителем. При этом не раньше 10 дней и не позже 20 дней с момента публикации протокола.
Организация вправе закупать товары, работы и услуги любыми способами, прописанными в ее положении, например:
- закупка у единственного поставщика (или прямая закупка)
- запрос цен (открытый, закрытый)
- запрос предложений (открытый, закрытый)
- закупка иного способа размещения (конкурентные переговоры, неконкурентные закупки, котировочная сессия и т д.)
Большая часть закупок проводится иными способами. На втором месте — закупки у единственного поставщика. Но постепенно заказчики склоняются к конкурентным процедурам, когда несколько поставщиков борются за контракт.
При проведении торговой процедуры (аукцион, конкурс, запрос предложение и запрос котировок) заказчик обязан заключить контракт с победителем. В остальных случаях он может не подписывать договор с победителем без объяснения причин. Он также не обязан обосновывать закупку, начальную минимальную цену контракта и в любой момент может отменить закупку.