Законы РФ о тахографах для грузовых авто в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законы РФ о тахографах для грузовых авто в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Остановить автомобиль на дороге могут только сотрудники ДПС. Проверить оснащение ТС и соблюдение времени управления и перерывов, кроме представителей ГИБДД, имеют право органы Ространснадзора при совместном рейде. Об этом говорится в Законе №196-ФЗ (10/12-95 г.) ст. 30 п. 2.1.
Кто имеет право проверять тахограф с режимом труда и отдыха водителя в рейсе
О том, что водитель обязан предоставить органам Госнадзора аппарат к осмотру, выдать, если требуется, карту и распечатку времени пребывания за рулем с перерывами, упоминается в Постановлении Правительства РФ №1090 (23/10-93 г.). Следовательно, выписать штраф на дороге могут как сотрудники полиции, так и УГДН.
Обратите внимание: Приказ Минтранса №36 (13/02-13 г.), где содержалась информация о тахографах, утратил силу. На его замену вышел новый: №438 (26/10-20 г.), в котором регламентирован Порядок оснащения ТС приборами для контроля режима труда и отдыха. Правила эксплуатации, технического обслуживания СКЗИ приведены в Приказе №440 (28/10-20 г.).
О чем водитель должен знать, чтобы избежать штрафа
О модели, технических характеристиках тахографа, контролирующего режим труда и отдыха, находящегося в кабине, нужно знать все. Согласно Приложению 3 Приказа №440, если необходимо оснастить автомобиль, то запрещено пользоваться прибором или выходить в рейс:
- На ТС с заблокированным, неработающим, модифицированным, сломанным оборудованием, контролирующим режим труда и отдыха.
- Без карты водителя.
- Если закончился срок эксплуатации аппарата или блока СКЗИ.
- Когда авто оснащено конструкцией неизвестного происхождения.
- В случае изменения модификации, предусмотренной производителем.
- Так же запрещается: корректировать, уничтожать или фальсифицировать данные, полученные в результате контроля РТО.
- Вводить в эксплуатацию модуль, не прошедший испытания на пригодность с занесением результатов в паспорт с оформлением свидетельства о проведении тех. поверки.
- Пользоваться модулем, если его регистрационные данные отсутствуют в единой системе измерений на соответствие требуемым стандартам РФ.
Поэтому прежде чем сесть за руль, изучите информацию о приборе, находящемся в кабине для соблюдения времени работы и отдыха. Соответствует ли он требуемым параметрам, можно ли, не рискуя получить штраф, отправляться в рейс. Инструкция на СКЗИ и техническая документация всегда должна находиться в салоне.
Кто должен ставить тахограф в 2023 году
Несмотря на целый ряд изменений в законодательстве, основной список транспортных средств, которые обязаны иметь тахографы, остался прежним. Тахографами должны быть оборудованы следующие автомобили.
- Автобусы — транспортные средства, имеющие более восьми мест для сидения и используемые для перевозки пассажиров.
- Все автомобили категории «С» тяжелее 3,5 тонн, которые принадлежат юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям.
- Грузовые автомобили тяжелее 3,5 тонн, которые принадлежат физическим лицам.
- Грузовые автомобили, которые перевозят опасные грузы.
С 2023 года согласно Приказу Минтранса №440 из оснащения тахографами исключены:
- транспортные средства дипломатических представительств и консульских учреждений;
- транспортные средства ГУСП РФ и подведомственных ему учреждений.
Какова Актуальность Данного Материала?
Конечно, законодательство в области тахографии регулярно меняется. Тематика для России относительно новая и только развивается. В этой связи, достаточно часто изменяются (откладываются) сроки оснащения тахографами для различных категорий автомобилей. Также постоянно сокращается список исключений — кому не надо ставить тахограф! Политика выстроена таким образом, чтобы планомерно и поэтапно оснастить устройствами контроля режимов труда и отдыха все коммерческие типы автомобилей. Если Вы хотите получать объективную и актуальную информацию по вопросам кому нужно устанавливать тахограф, а кому не надо его ставить — рекомендуем сохранить ссылку на эту статью. Мы будем постоянно следить за нововведениями в нормативно-правовых документах и регулярно обновлять материал этой страницы.
Актуальность материала на данный момент: Февраль 2020 года.
Это электронное устройство находится в кабине транспортного средства. Его назначение – регистрация различных параметров движения автомобиля, а также действий водителя в течение рабочей смены. Бортовой самописец фиксирует данные в цифровой форме. Доступ к информации ограничивается кругом лиц, имеющих специальные смарт-карты идентификации (водителя, контролера, мастера-настройщика, владельца ТС).
Данные регистрируются в зашифрованном виде, чтобы предотвратить их намеренное искажение или использование в неблаговидных целях.
Информация хранится во внутренней памяти устройства и на водительской карте. По мере необходимости сведения можно распечатать на бумажную ленту или скачать на сторонний носитель (диск, флешку). Подлинность данных подтверждается ЭЦП водителя, поэтому распечатка является юридически значимым документом.
С помощью тахографа производится:
- аутентификация карт водителя и других лиц, имеющих допуск к работе с данным устройством;
- регистрация времени езды и остановок ТС, переключение (ручное или автоматическое) рабочих режимов;
- контроль скорости перемещения транспорта, расхода топлива, маршрута движения, преодоленного расстояния;
- фиксация сбоев в работе ТС и неполадок в отдельных элементах самого устройства (принтера, карты, блока шифрования и т. д.).
Тахографы на грузовые автомобили: зачем это нужно
Тахограф — это бортовой самописец, который работает и днем, и ночью, без праздников и выходных. Он ежесекундно фиксирует всю информацию о скоростном режиме, времени в пути, маршруте и главное, в его задачу входит фиксация времени, проведенного водителем за рулем и времени, потраченного на отдых. Водительский организм не железный и он может нормально функционировать только определенное время, после чего ему нужен отдых. Тахограф четко фиксирует количество часов, которые водитель потратил на работу и на отдых. Пресечь нарушения устройство пока не может, но доложить куда положено тахограф обязан. В случае нарушения водителем скоростного режима или режима работы, работник будет наказан либо органами дорожного надзора, либо в своей организации. А она обязана контролировать данные тахографа после каждого рейса.
Изначально тахографы были аналоговыми и снимали всю информацию, необходимую для составления полной информации о рейсе, с аналоговых датчиков. Носителем информации в таких устройствах был картонный диск, тахошайба, которую готовил к рейсу и заполнял сам водитель. Точность выходной информации с таких приборов была посредственной, да и после ДТП считывание данных было зачастую невозможным — устройство могло повредиться. К тому же за длительный срок использования таких приборов водители научились запросто изменять показания, поскольку дату и время они проставляли сами. В Европе аналоговые тахографы запрещены еще с 2006 года. С этого же периода все новые грузовики, выпущенные в ЕС, стали оборудовать цифровыми тахографами, которые соответствуют европейским нормам учета данных.
Тахограф — специальный прибор, который контролирует соблюдение режима труда и отдыха водителями транспортных средств.
Изначально установка тахографов преследует хорошую цель — предотвращение ДТП, вызванных усталостью водителей, работающих без перерыва в течение десятков часов.
Однако на практике владельцы транспортных средств пытаются избежать установки контрольного оборудования. Связано это с тем, что стоимость установки тахографа на грузовой автомобиль достигает нескольких десятков тысяч рублей и это весьма внушительная сумма.
В этой статье Вы узнаете:
Ниже Вы узнаете, на какие автомобили можно не устанавливать тахографы на вполне законных основаниях. Приступим.
Документ, который регламентирует вопрос установки тахографов — приказ министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», приложение №2 «Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами».
Сроки оснащения разных категорий ТС цифровыми тахографами
В 2020 году основной перечень ТС, которые нужно оснащать контрольными приборами, остался неизменным. В список попали категории N2/N3 (грузовики, весящие 3500 кг или более), а также М2/М3 (автобусы и микроавтобусы, предназначенные для транспортировки восьми или более пассажиров).
При этом крайние сроки оснащения контрольными устройствами транспортных средств теперь рассчитываются с учетом не только категории, но и экологического класса:
- До 1 ноября 2019 нужно было смонтировать бортовой тахограф на ТС категории М3 с не определённым экологическим классом.
- До 1 февраля — на М3 с классом от 0 до 3.
- До 1 мая — с классом 4 и более.
Для категории М2 ситуация иная:
- 1 августа 2020 — не определённый экологический класс.
- 1 ноября — класс 0-3.
- 1 февраля 2021 — класс 4 и выше.
Сроки установки для грузовиков категории N3
- До 1 марта — не определённый экологический класс.
- До 1 июня — класс 0-3.
- До 1 сентября — класс 4 и выше.
Владельцам техники категории N2 нужно уложиться в такие сроки:
- До 1 декабря нынешнего года — не определённый экологический класс.
- До 1 марта 2021 — класс 0-3.
- До 1 июня 2021 — класс 4 и выше.
Самая большая отсрочка предоставлена для оснащения тахографами пассажирских микроавтобусов категории М2, которые используются для перевозки многодетных семей. В этом случае крайний срок установлен 1 января 2022 года: чтобы не получить штраф, до этой даты на микроавтобус нужно обязательно поставить тахограф установленного образца.
Требования к самим приборам, которым должна оборудоваться техника, не изменились. В РФ допускается эксплуатация цифровых тахографов, непрерывно фиксирующих информацию о перемещении транспортного средства. Для идентификации лица, которое управляет ТС, должно использоваться индивидуальная тахографическая карточка (отсутствие карты также наказывается штрафом).
Информация, которую фиксирует прибор, обязательно защищается от удаления или корректировки. Поэтому на внутренних маршрутах применяются только тахографы с криптографическим модулем СКЗИ. Для выполнения международных рейсов машину оборудуют тахографом европейского образца ЕСТР.
Кто должен ездить с тахографом в 2022 году?
устанавливает определенные нормы, касающиеся установки и эксплуатации тахографов. Согласно правилам и нормам, в 2022 году устройства должны быть установлены во всех транспортных средствах, чья масса равна от 3,5 до 12 тонн. К данным видам относятся:
- М2 – транспорт для перевозки пассажиров не более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- М3 – транспорт для перевозки пассажиров более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- N2 – транспорт грузового назначения, массой от 3,5 до 12 тонн;
- N3 – транспорт грузового назначения, массой более 12 тонн.
Теперь нужно разобраться для каких видов транспортных средств тахографы в 2022 году при езде не требуются:
- Автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров, категорий M2, M3, N2 и N3, осуществляющие каждодневные перевозки в пределах города и обеспечивающие пригородное сообщение.
- Транспортные средства международных перевозок, получившие специальные лицензии и оснащенные заводскими системами контроля и безопасности.
- Строительные автомобили, используемые на объектах.
- Частные транспортные средства, предназначенные для личных перевозок.
- Учебные транспортные средства, в том числе большегрузные фуры и автобусы.
- Автомобили, проходящие испытания.
- Старые ТС, выпущенные более 30 лет назад.
- Машины военного назначения.
- Автомобили, ведущие оперативную работу в рамках задач поставленных МВД или ФСБ РФ.
Технические требования
Установка тахографа на грузовики в 2024 году требует соблюдения определенных технических требований. В соответствии с действующим законодательством, тахограф должен быть установлен на грузовое транспортное средство и соответствовать определенным характеристикам:
- Тахограф должен быть сертифицирован и иметь подтверждение о соответствии требованиям законодательства.
- Устройство должно быть установлено профессиональным техническим обслуживающим персоналом и находиться в исправном состоянии на протяжении всего времени эксплуатации.
- Тахограф должен иметь возможность регистрации и хранения данных о расстоянии, скорости, времени работы водителя и других параметрах, в соответствии с требованиями законодательства.
- Устройство должно быть защищено от несанкционированного доступа и вмешательства.
- Тахограф должен быть правильно настроен и калиброван для обеспечения точности и надежности регистрации данных.
- Устройство должно быть обеспечено функцией считывания данных, которая позволит контролировать соблюдение требований законодательства.
В случае несоблюдения вышеуказанных требований, грузовое транспортное средство может быть признано непригодным для эксплуатации или быть подвержено штрафным санкциям со стороны соответствующих контролирующих органов.
Специалисты по установке тахографов
Специалисты по установке тахографов должны быть знакомы с законодательством, которое регулирует требования к установке и эксплуатации тахографов. Они должны быть в курсе последних изменений и требований, связанных с установкой тахографов на грузовики.
Кроме того, специалисты должны иметь опыт работы с различными моделями тахографов и быть знакомы с их особенностями. Они должны уметь подобрать наиболее подходящую модель тахографа в соответствии с требованиями заказчика и особенностями транспортного средства.
При установке тахографа специалисты должны следовать процедурам и инструкциям производителя, чтобы гарантировать правильную работу устройства. Они должны уметь провести все необходимые подключения и настроить тахограф в соответствии с законодательными требованиями и требованиями заказчика.
Важным навыком специалистов по установке тахографов является умение обучать водителей правильной эксплуатации тахографа и его функциональности. Они должны объяснить водителям правила использования тахографа, правила работы с картами и считывателями, а также научить правильному заполнению журнала работы водителя.
Обеспечить правильную установку и эксплуатацию тахографа на грузовиках важно для соблюдения законодательных требований и обеспечения безопасности дорожного движения. Поэтому важно обращаться за помощью к профессиональным специалистам, которые имеют опыт и квалификацию в области установки тахографов.
Грузовики, на которые требуется установка тахографа
Согласно изменениям в требованиях, начиная с 2024 года все грузовики, вес которых превышает 3,5 тонн, обязаны быть оснащены тахографом. Многие грузовые автомобили, используемые в коммерческих целях, попадают в эту категорию.
Вот некоторые из самых распространенных типов грузовиков, на которые требуется установка тахографа:
Тип грузовика | Примечание |
---|---|
Фургон | Грузовые фургоны, используемые для перевозки различных товаров. |
Самосвал | Грузовики-самосвалы, используемые для перевозки сыпучих грузов, таких как песок, гравий или щебень. |
Бетономешалка | Грузовики, предназначенные для транспортировки свежего бетона. |
Специализированные грузовики | Это включает грузовики, адаптированные для определенных типов перевозок, такие как рефрижераторы для перевозки продуктов питания или автовозы для перевозки автомобилей. |
Обратите внимание, что это только некоторые примеры. Все грузовые автомобили, вес которых превышает 3,5 тонн, должны быть оснащены тахографом, независимо от их типа и назначения.
Влияние требования на грузоперевозки
Введение обязательного установления тахографа в грузовиках с 2024 года оказывает значительное влияние на грузоперевозки. Это требование представляет собой важную меру для повышения безопасности и контроля на дорогах.
Тахограф — это устройство, которое записывает и анализирует информацию о перевозке груза, такую как скорость, время работы водителя и пройденное расстояние. Обязательное использование тахографа помогает бороться с нарушениями закона о рабочем времени водителей, а также снижает риски усталости и превышения скорости водителей грузовиков.
Внедрение требования обязательной установки тахографов в грузовиках означает, что водители и компании, занимающиеся грузоперевозками, должны будут следить за своими рабочими часами и соблюдать установленные нормы. Это может повлечь за собой изменения в планировании маршрутов и времени доставки груза.
Однако внедрение требования также принесет свои плюсы для грузоперевозок. Установка тахографов поможет компаниям повысить эффективность и точность учета времени работы водителей, что позволит улучшить планирование и оптимизацию маршрутов, а также более точно прогнозировать сроки доставки грузов.
Кроме того, обязательное использование тахографа может повысить прозрачность и ответственность в грузоперевозках. Водители будут более осведомлены о своих рабочих часах и ограничениях, что поможет улучшить их безопасность на дороге. Компании, соблюдающие требования по использованию тахографов, будут более конкурентоспособными и надежными для клиентов.
В целом, требование обязательной установки тахографа в грузовиках с 2024 года оказывает положительное влияние на грузоперевозки, принося множество преимуществ в области безопасности, эффективности и ответственности. Эта мера поможет сделать грузоперевозки более устойчивыми и профессиональными, а также повысит доверие к этой отрасли.
Категория «Н1»: Грузовики массой менее 3,5 тонн
В соответствии с требованиями «Проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении организационных и технических условий для транспортных средств,
которые не подлежат оборудованию тахографами», грузовики, относящиеся к категории «Н1» и имеющие массу менее 3,5 тонн, освобождаются от установки тахографа.
Параметр | Значение |
---|---|
Категория | Н1 |
Масса грузовика | менее 3,5 тонн |
Требование по установке тахографа | Не требуется |
Категория «TM»: Грузовики используемые в международных перевозках
Грузовики, входящие в категорию «TM» (транспортно-магистральные), часто используются для осуществления международных перевозок. В отличие от других категорий грузовиков, где обязательно требуется установка тахографа, в некоторых случаях в этой категории можно обойтись без данного устройства.
Согласно Правилам дорожного движения, в которых описаны требования к установке тахографов, грузовики категории «TM» освобождаются от этого обязательства в следующих случаях:
- Масса транспортного средства не превышает 3,5 тонн;
- Транспортное средство используется для перевозки грузов по регламентированным перевозочным линиям в пределах территории Российской Федерации;
- Транспортная обстановка требует частой смены пунктов погрузки и разгрузки;
- Перевозка грузов осуществляется на небольшие расстояния или внутри города;
- Транспортное средство используется для перевозки строительных материалов.
При выполнении данных условий водители грузовиков категории «TM» могут получить освобождение от обязательной установки тахографа. Однако, при совершении международных перевозок, где требуется преодолевать длительные расстояния, водители все равно должны соблюдать ограничения по рабочему времени и отдыху.