Одеяние Божества. О том, как приобрести смирение
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Одеяние Божества. О том, как приобрести смирение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На протяжении столетий подлинными училищами смирения являлись монастыри. Принимая нового послушника в обитель, старцы ставили перед собой задачу прежде всего уничтожить в его сердце гордость и привить ему смирение. В хороших монастырях в этом отношении исключения не делались ни для кого. Какое бы высокое положение в обществе человек ни занимал, после того, как он давал обет послушания, в монастыре его подвергали традиционным методам внутреннего и внешнего уничижения.
Как смириться с ситуацией которую невозможно изменить
То, что вы оценивали как чёрное, в итоге оказалось белым, и – вы это видите на примере собственной жизни – именно так чаще всего и происходит.
Поэтому очень важно убрать оценку ситуации с позиции своего понимания о правильности, и оставить только констатацию ситуации. Да, вижу, произошла такая ситуация. Что я чувствую? Мне в ней дискомфортно, сложно, приходится напрягаться, ещё что-то.
Дальше – что я могу сделать, чтобы было иначе? Делаю.
Ситуация не вполне разрешилась, но я верю в то, что в итоге она решится наилучшим образом, поэтому просто доверяюсь миру и переключаюсь на решение других задач. Я не трачу энергию на обиды на жизнь, сетование на несправедливость и т.д., я направляю её на созидание, и тогда становлюсь настоящей хозяйкой своей жизни, а не вечной жертвой обстоятельств.
Всё просто есть, и на сегодня оно вот так, и я принимаю эту ситуацию, потому что верю, что она пришла, потому что для чего-то мне нужна. И я концентрируюсь на том, чтобы понять, для чего, а не на том, чтобы быть недовольной.
Что такое принятие ситуации
Принятие – это новый уровень понимания .
Это понимание, что все, что с вами случилось, зачем-то вам нужно.
Понимание, что проблема всегда идет изнутри вас наружу, и проявляется изнутри внешними обстоятельствами. Вы получаете то, что транслируете в Мир.
Внешний Мир сигнализирует вам, через ситуацию, на что обратить внимание в СЕБЕ .
Понимание, что принять ситуацию, это не означает согласиться с несправедливостью происходящего относительно вас, не означает подчиниться обстоятельствам.
Принять – это:
- Согласиться, что ситуация уже создана и что дальше нужно двигаться исходя из наличия данного факта.
- Согласиться, что изменить события невозможно, но можно по-другому понять их.
- Отыскать причину почему эта ситуация возникла в вашей жизни, и понять как поступать, чтобы подобного с вами не происходило.
Смирение в Православии
Смирение – это не проявление слабости, когда человек покорно принимает удары судьбы и ни к чему не стремится. Смиренный человек пребывает в Истине – он знает свое место в этом мире, стремится жить праведно. Он осознает свою ничтожность и обращается с благодарностью к Господу за все благодеяния, которые получает, несмотря на все свои слабости и прегрешения.
- Смирение означает понять правду, а не жить в том обмане, который создан вокруг нас.
Главная цель дьявола – поощрять человеческий эгоизм, который отдаляет людей друг от друга и от Бога, вызывает другие недостойные чувства – зависть, злость, неудовлетворенность жизнью. - Господь хочет, чтобы люди были смиренными и проявляли смирение в своей жизни. Это означает принимать трудности и потери с радостью и спокойствием. Скорби и лишения очищают наши души от прошлых и будущих грехов, излечивают от болезней.
Смиряться – означает подавлять свою волю, проявлять послушание. Весь эгоизм человека проявляется именно в выражении его воли, желаний, невозможности совладать с искушением.
- Первым обетом монахов при постриге является послушание – отсечение собственной воли для достижения духовного совершенства. Такое же послушание является основой брака. Если в браке человек не способен подавить свою волю, пожертвовать собой ради другого – он не сможет достичь внутреннего мира и спокойствия.
- Если человек поймет, какую огромную свободу дает отказ от собственных желаний и добровольное совершенствование ради ближнего, тогда он обретет настоящий покой и счастье.
Что такое принятие ситуации
Принятие – это новый уровень понимания .
Это понимание, что все, что с вами случилось, зачем-то вам нужно.
Понимание, что проблема всегда идет изнутри вас наружу, и проявляется изнутри внешними обстоятельствами. Вы получаете то, что транслируете в Мир.
Внешний Мир сигнализирует вам, через ситуацию, на что обратить внимание в СЕБЕ. Понимание, что принять ситуацию, это не означает согласиться с несправедливостью происходящего относительно вас, не означает подчиниться обстоятельствам
Понимание, что принять ситуацию, это не означает согласиться с несправедливостью происходящего относительно вас, не означает подчиниться обстоятельствам.
Принять – это:
- Согласиться, что ситуация уже создана и что дальше нужно двигаться исходя из наличия данного факта.
- Согласиться, что изменить события невозможно, но можно по-другому понять их.
- Отыскать причину почему эта ситуация возникла в вашей жизни, и понять как поступать, чтобы подобного с вами не происходило.
Это – стадия ложного смирения. Чтобы снять с себя ответственность за свою жизнь, птенец ищет покровительства у сильной личности, или какой-нибудь высшей силы, способной сыграть для него роль всесильного отца-защитника.
Птенец привержен чужим и потому ложным идеалам, которые сам толком не прочувствовал и не понял. Легко подчиняется, может быть послушным и трудолюбивым, пока верит, что следуя за искусственными ценностям, движется к счастью.
Не любит принимать решения, упорно избегает трудностей, ищет способы укрыться от сложного мира. Любит всевозможные в том числе духовные учения, где находит инструкции к «правильной» жизни, следуя которым, отключает мозг, давит сомнения и всецело отдается во власть победителя лоховода авторитета.
Ложное смирение птенца – это запирание в аквариуме зоны комфорта, где все более-менее понятно, знакомо, где можно спрятаться под толстым одеялом и тихо бояться жизни, наслаждаясь удушающим личность уютом, уподобившись домашнему питомцу.
Птенец любит поныть о том, как нелегка жизнь, чтобы другие уразумели, как велики его «святые» страдания, пожалели и, наконец, догадались, какого высокого уровня уважения он заслуживает.
Иногда птенец ожидает, что за свою скромность он будет замечен, и удостоен всевозможных почестей. Если жизнь упорствует, продолжая противоречить его ожиданиям, птенец становится на путь святого мученика саморазрушения, чтобы доказать миру, насколько тот был к нему жесток и несправедлив.
Со временем, если «повезет» замечает, что счастье все никак не приходит, теряет вкус к жизни, его ценности блекнут, а сухое следование коллективным ритуалам становится принужденно-вымученным. Это переходный этап, на котором птенцу становится все сложнее выжимать из себя энергию на искусственные безжизненные обряды, наигранные церемонии и натянутые улыбки.
Андрей Конанос ведет передачу на греческом радио. Каждую неделю среди слушателей проводятся испытания. Например, эту неделю без телевизора, следующую — без интернета или без сахара.
Однажды всем слушателям предлагалось задание. Первому встречному нищему нужно было отдать 10 евро. Больше 500 рублей. Не раздумывая, на что пойдут эти деньги — отдать и все.
Один молодой человек поделился своими впечатлениями от задания:
Я повстречал нищего, положил ему в руку купюру и пошел дальше. Через минуту я почувствовал, как кто прикоснулся к моему плечу. Это был нищий, который сказал, что я, должно быть, ошибся и дал ему слишком большую сумму.
Давайте я вам разменяю ваши 10 евро. Оставлю себе один или два, а сдачу верну вам?
Я был тронут тем, что в нашем мире есть такие люди. В глазах этого нищего было столько доброты, — рассказывает молодой человек.
В тот день я получил гораздо больше, чем отдал.
«Ты, чадо мое, смотри только за собой»,— говорит тебе смирение. А гордость настойчиво приносит тебе те помыслы, о которых ты пишешь. Если смиришься, если осудишь во всех соблазнах себя самого, если скажешь, что ты страдаешь по причине своей страстности и что старец и братия невиновны, то сразу же почувствуешь облегчение от этих помыслов, придет исцеление твоих ран. От других средств исцеления не жди: то есть, чтобы изменились старец и братия, дабы ты получил исцеление. Всуе трудишься. Зло нужно подавить в самом корне, а корень его — гордость, эгоизм, упрямство, своеволие, гнев и тому подобное. Все это излечивается лишь одним лекарством. Вот оно: возложение всей тяжести вины и искушения на самого себя. Всегда говори: «Я сам виноват. Все дело во мне. Я это терплю из-за своей страстности. Никто не виновен в моих страданиях, кроме меня, треокаянного».
Да, чадо мое, это и есть сущая правда, подлинная действительность. Поступай согласно моим советам, делай так и узришь настоящее душевное здравие и исцеление.
Смирение — чудная добродетель, исполняющая благоухания своего обладателя. Имеющий смирение имеет и послушание, любовь, терпение и всякую добродетель. Когда мы гневаемся, или негодуем, или осуждаем, или не слушаемся, становится ясным, что у нас есть и гордость, и эгоизм. Чем более мы преуспеваем в смирении, тем более отступают от нас злые порождения эгоизма.
Смиримся, чада мои, ради смирившегося для нашего спасения Господа. Такое смирение явил Господь, даже до Креста! Мы же, ничтожные по естеству, не желаем головы преклонить перед своим братом, но хотим, чтобы все было по-нашему!
Будем любить, будем смиряться, как Христос, если желаем, чтобы Он вселился в наше сердце. Не будем более Его огорчать проявлениями своей гордости. Не будем вновь распинать Его оскудением в нас братской любви. Да не опечалится больше святое сердце нашего сладчайшего Иисуса.
Я очень прошу Божию Матерь даровать мне смирение во всем, ибо это основная добродетель и без нее никакого дела не запечатлевает благодать Пресвятаго Духа!
Феофил, архиепископ Александрийский, посетив отцов Нитрийской горы, спросил игумена:
— Отче, что ты считаешь главным на пути такого подвижничества?
И преподобный ответил:
— Всегда укорять самого себя.
— Действительно,— воскликнул Феофил,— нет более краткого пути к Богу, чем этот!
Разве денница и Адам пали не по причине гордости и мятежа? Разве не смирение Богородицы (се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему [9]) и родившегося из Нее безмужно Сына Божия, проповедавшего и сотворившего крайнее смирение, спасли Адама? Как Он Сам сказал: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим [10].
Как только человек приходит в состояние смирения и самоукорения, он замечает в своей душе сладкий покой, мир, утешение, облегчение и надежду! В то время как, напротив, о гордости души свидетельствуют беспокойство, смущение, гнев, похвальба, склонность к высокомерию и тому подобное.
О, как легок путь смирения! Даже и без подвижнических трудов, если человек болен, он со смирением, самоукорением, также и с благодарением Богу может достичь духовных высот и восчувствовать дар усыновления! И напротив, подвижнические труды без познания собственной немощи, бессилия и жалкого состояния — это подвиг без награды, пот без оплаты, путь без надежды.
Какое горе, когда человек подвизается, не получая вознаграждения; обрабатывает землю и не пожинает плодов! Но почему? Потому, что подвиг незаконный. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться [11]. И в обычных соревнованиях, если состязание незаконно, то спортсмен не получает венцов.
Смирение это не слабость и не униженность
Смирение нельзя считать слабостью, малодушием или униженностью. Священник Валерий Духанин отмечает, что в малодушный человек хочет ответить злом на зло, но не находит для этого душевных и телесных сил. Смиренный же, напротив, имеет в себе силу не умножать зло и ответить любовью. Смиренномудрый человек – это сильная личность, которая не идёт на поводу у собственной гордыни. Религиозный философ Николай Бердяев в труде «Спасение и творчество» пишет, что смирение является отнюдь не уничтожением воли человека, а её просветлением, подчинением Истине. Это победа духа над слабостью.
Иисуса Христа после ареста привели на суд первосвященникам. Они искали повод для казни Спасителя и начали задавать вопросы о характере Его проповедей. Господь отвечал, что Он проповедовал открыто, в общественных местах, не совершая ничего тайного и противозаконного. Также Христос добавил, что это могут подтвердить все, кто был на Его проповедях. Один из служителей воспринял эти слова как дерзость и ударил Христа по щеке (Ин. 18:19-22). Господь произнёс:
«Если я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня?» (Ин. 18:23).
Христос показал нам пример смирения, полного человеческого достоинства. Всемогущий Господь мог сделать с обидчиками всё, что угодно. Но Он не ответил на зло насилием. А спокойно обличил лицемерие и жестокость первосвященников, призвал их к правде и справедливости. Сила и истина были на стороне смиренного Христа, а не гордой толпы. Этот эпизод из Евангелия развенчивает миф о христианах, как о постоянно унижаемых людях. Смирение совсем не означает потерю человеческого достоинства. Это не подчинение злу, а заповеданный Господом способ противостояния ему.
Люди стремятся к внутреннему спокойствию и гармонии с окружающим миром, ведь когда внутри царит мир и спокойствие, наступает счастье. Эгоистические натуры, всегда пребывающие в конфликте с внешним миром, мечтают о покое и благодати. И им невдомек, что достижение подобного состояния кроется в кротком поведении.
Решивший познать Бога должен придерживаться этого поведения, только тогда он готов к истинному покаянию и оставлению грехов. Проявления эгоизма не дают исправиться, ведь кроме эго ничего не слышно и не принимается. Такой послушник начинает спорить, защищая себя, находить отговорки и доказывать свою невиновность.
Людям свойственно грешить, а их эгоизму, истоком которого является дьявол, оправдываться, закрывая доступ к покаянию. Тогда ими начинают управлять страсти, перекрывая путь к изменениям и перевоспитанию.
Кроткий человек сможет беспрепятственно соединиться с Богом и стать блаженным. Таким Он покровительствует, а наградой их являются счастье и вечное блаженство. Поэтому святые старцы указывают не искать чудес, а добиваться кротости, что и является чудом из чудес.
Преп. Амвросий показал три степени смирения и, соответственно, три стадии обучения смирению:
«Ведати подобает, яко три суть совершенного смирения степени. Первая степень – покорятися старейшине, не превозноситися же над равными. Вторая степень – покорятися равным, не превозноситися над меньшими. Третья степень – покорятися и меньшим, и вменяти себя в ничтоже быти, яко единому от скотов, недостойну сопребывания человеческого»;[2, т.2, с.351].
Смирение начинается с принятия социальной нормы отношений между людьми. Что может быть естественнее утверждения, что мы должны подчиняться превосходящим нас по опыту, знаниям, нравственной силе, духовному или служебному положению, и не ставить себя выше тех, кто объективно равен нам во всех этих отношениях? Вследствие самоочевидности данной ситуации редко кто открыто оспаривает первую степень смирения. Да и сама жизнь нас заставляет признавать законность и целесообразность подобного положения: невозможно работать в организации, если мы не будем выполнять указаний начальников, невозможно жить, если мы не будем подчиняться требованиям закона и т.д.
Первая степень смирения в своей простоте и доступности для всех раскрывает важный смысл смирения: оно необходимо ради осуществимости разумного порядка жизни людей, в котором каждый может достигать своих целей, не препятствуя другим в том же. Не личная наша воля должна формировать отношения между людьми, как полагают люди несмиренные, а возможность следовать свому жизненному пути, не противопоставляя его законным интересам других.
Поэтому обучение смирению начинается с простой дисциплинированности и законопослушности (не только юридическому, но и нравственному, духовному закону). Проявлять старание в исполнении указаний тех, кто имеет право давать нам указания, внимательно и непредвзято относиться к аргументам или пожеланием наших коллег или друзей, уметь принять точку зрения правого, а не свою, когда сам оказался не прав – все это смирение. Трудно человеку, не имеющему таких обычных качеств, обосновать свои претензии на особо высокую духовность или даже святость.
Соответственно, недовольство начальниками, стычки с коллегами, неразумное навязывание своего взгляда на ту или иную проблему служат нам признаками нашей несмиренности и доказательствами того, что всем нам нужно учиться смирению. Только соответствуя вышеназванной социальной норме, можно с известной осторожностью предположить, что мы готовы делать первые шаги на пути к смирению, которое, как определяли Оптинские старцы, есть путь к Богу.
Опытно владея навыками поведения на первой степени смирения, человек способен понять смысл второй степени смирения. В самом деле, почему нужно подчиняться равным и не ставить себя выше тех, кто ниже? Здесь мы сталкиваемся с ограниченностью социальной нормы, которая не предполагает действий, соответствующих второй степени смирения. Ибо вторая степень – это уже степень главным образом духовная, находящая свое обоснование не в социальной практике людей, а в их подчиненности духовному закону.
При переходе ко второй степени человек обозначает свое движение в сторону истинного смирения, «поставления себя хуже всех и даже ниже всей твари”. Основой такого движения является вера в Бога, внутреннего же основания для этого движения в социальном порядке людей нет. Но на второй степени смирения человек сообразуется со своими силами и не ставит цели сразу достичь совершенного смирения. Он просто выявляет смысл второй степени и стремится сделать ее достоянием своей души в качестве основы для последующего движения к совершенному смирению.
Полагание себя ниже равного и равным низшему есть, по сути, «смягченный” или посильный для данных обстоятельств и уровня развития данной личности вариант совершенного смирения. Поэтому все то, что относится к задачам совершенного смирения (нейтрализация помысла о своем превосходстве, прниятия воли Бога в отношении себя такой, какая она есть, последования примеру смирения Самого Господа) присутствует и здесь. Но присутствует в посильном объеме.
Подчиняясь равному, человек учится сознавать свою непредпочтительность перед такими же, как он сам. Он также учится верить, что действиями других людей руководит Бог, а потому, подчиняясь равным, он подчиняется воле Бога и, возможно, тому уроку, который Господь преподаст всем участникам той или иной жизненной ситуации. Держась вровень с низшими, человек памятует о том, что и он сам может оказаться среди них. С другой стороны, он помнит и о том, что все люди сотворены по образу и подобию Божиему, и потому это духовное равенство людей должно признаваться и осуществляться им со всеми людьми без исключений.
Насколько формально это разделение смирения на степени, и нельзя ли перейти сразу к высшему смирению, минуя предшествующие стадии? Трезвомыслящие люди справедливо полагают, что путь духовного совершенствования есть длительный и трудный путь. Легко впасть в самообман, и принять свои мечтания о смирении за само смирение, легко мечтать о великой ноше, ленясь понести и малую. Тщательное рассмотрение даже первых степеней смирения покажет, что и их выполнить весьма нелегко, что и здесь требуется большая работа ума и приучение к дисциплине чувств и поступков. Нельзя построить здание совершенного смирения на песке, ему нужен крепкий фундамент в виде навыка жить по первым степеням.
Да и сам-то путь смирения означает познание глубокой нашей немощи во всем, в том числе и в способности к смирению. Поэтому преп. Амвросий говорит о степенях смирения еще и в другом смысле:
«…Сердечно желаю тебе духовного восхождения приличными и законными степенями, от них же первая и самая главная есть познание глубокой нашей немощи душевной и телесной. Вторая законная степень есть самоукорение, т.е. во всяком неприятном и прискорбном случае обвинение себя, а не других. Третья степень – благодарное терпение встречающихся и постигающих нас скорбных искушений. От сих трех степеней порождается четвертая – начало смирения, если первые три были растворяемы верою и молитвенным расположением и обращением ко Господу, по предписанным правилам Церкви Православной и наставлениям святых отцев, которые опытом прошли духовную жизнь и показали нам стези спасения. Впрочем, скажу проще – когда по ступеням, когда просто, по ровному или неровному пространству, а всегда надо стараться ходить во смирении, согласно заповедям Господним» [2, т.2, с.356].
Если имеем немощь во всем, то должны ее видеть; если видим, то должны и самоукорять себя за неделание должного и делание недолжного; самоукоряем, значит, и виним себя, а не других; коль скоро виноваты мы, то и скорбные искушения должны принимать с благодарностью, как лекарство, производящее в нас исцеляющее действие. И лишь от всего перечисленного рождается начало смирения, его первые и еще слабые ростки, которые нужно развить и укрепить.
Преп. Амвросий говорит еще и о парадоксальной вещи, о смирении перед своей неспособностью надлежаще смиряться. Он говорит, что надо стараться ходить во смирении, даже если не получается научиться ему по степеням, а приходится идти по ровному или неровному пространству наших жизненных обстоятельств.
Поэтому обучение смирению состоит в единстве двух процессов: (1) движения по степеням отношений с другими людьми, (2) движение по степеням осознания своей немощи и умения правильно реагировать на немощь. В этой двойственности и кроется замысловатость пути людей к смирению. Когда мы подходим к делу односторонне, допустим, учимся смиряться перед людьми и доходим, кажется, до признания себя худшими из всех, мы нередко упускаем из виду свою большую немощь в способности смиряться. Проходит некоторое время, и наш опыт неожиданно доказывает, что от смирения мы легко переходим и к крайним степеням самомнения и раздражения, которые, как известно, есть весьма греховные состояния.
Преп. Никон помогает нам понять и решить эту проблему:
«Смиренно считая себя всегда, до самой смерти, способным ко всякому греху, к малому и большому (по нашему пониманию), надо усердно молиться Господу о помощи, «да не внидем в напасть”. Самомнение не заботится о хранении себя и бывает причиной великих падений; соблазны берут верх и низлагают человека»; [2, т.2, с.343].
Веды — вымысел или реальность?
00:00:00 Мы в основном говорим не о том, откуда энергия берется, многие из вас подозревают уже наверное откуда она берется. Знают, да? Веды говорят, что одна десятитысячная диаметра волоса просто для сравнения дано, даже это очень приблизительное сравнение. Одна десятитысячная диаметра волоса. Попробуйте волос разделить на сто частей и потом ещё каждую такую часть на десять частей или получается сто на сто, одна десятитысячная. Это есть примерный размер как Веды говорят, чтоб картина какая-то была, размер того источника энергии, который двигает тела. Начиная от тела муравья и кончая телом кита. Чтобы вечер сделать в гостях у сказки вам такой для скептиков, для скептиков вечер в гостях у сказки. Веды описывают ныне существующую, я подчеркиваю, ныне существующую породу хищных рыб, которая называется тимингила. В Ведах упоминается такая рыба, называется тимингила. Вот эта рыба питается китами, это просто её обычный корм киты. Скептикам очень хорошо. Я люблю скептиков дразнить. Стоит скептику кинуть такую какую-нибудь идею, и он вообще ничего не может, не может больше вообще. Он теряет полную восприимчивость к Ведам.
00:01:14 Веды очень защищенное знание, оно доступно только для людей открытых очень, искренних и свободных от гордыни. Это ведическое знание имеет огромную силу, но оно защищено. Как деньги от подделки защищают, да? Там делают водные знаки, волоски, серебряную полосочку. Вот ведическое знание его в принципе от скептицизма легко защитить. Просто говоришь, друзья мои, до сих пор не открыто учеными, но существующая ныне, существовавшая всегда порода рыбы не скумбрия, не ставрида, называется тимингила. Основным её источником так сказать питания являются киты, которых современная наука считает самыми крупными жителями морей. Да?
00:01:56 Также Веды говорят о том, что. Это чтоб не задерживать внимание скептично настроенных людей, сразу вначале лекции как бы ошарашу, потом будем говорить об эмоциях. Известна порода определённая разновидность птиц, которые перемещаются, — в Ведах описано, которые перемещаются в межпланетном пространстве. Нет проблем. У них нет фотонных ускорителей, у них просто крылья, они двигаются в межпланетном пространстве. Кто интересуется различной как бы секретной, знаете, уфологической или там мистической изотерической информацией, то в архивах крупных обсерваторий есть фото и видеосъёмки, стаи птиц, пролетающих на фоне Луны.Ну как бы стая птиц, но они пролетают над поверхностью Луны.
00:02:43 Когда это первый, когда первые его заметили это, то как бы первое конечно впечатление было, что это какой-то просто оптический эффект. Что они где-то пролетают просто перед телескопом. Но вы понимаете, если какой-то объект пролетает мимо близко в нескольких километрах от мощнейшего космического телескопа, то эта фигура будет громадная. Ну, то есть она собой заслонит большую часть обзора. Да? Но четкие пропорции были соблюдены поверхности Луны и пролетающей над ней стаи птиц, нескольких птиц. Лучше эту тему не трогать. Называется, да?
00:03:14 Различные подтверждения Вед истории человечества, зоологические. Более того, Веды, например, говорят, что поскольку вы знаете теперь уже, теория Дарвина она отменена даже на государственном уровне. В Соединенных Штатах Америки уже обсуждается это в правительстве. По-моему, даже уже принято решение, кто за прессой следит, о том, чтобы просто изъять теорию Дарвина из учебников. Правда, никакой альтернативы нет пока, более менее вразумительной как бы, но её изъяли.
00:03:46 То есть теория эволюции потерпела крах, на которой мы с вами воспитаны, на которой многие люди защищали свою практику не вегетарианства. Потому что со многими людьми, с которыми я говорил, они мне такой аргумент выдвигали. Они говорят, но простите, наши же предки они же мамонтов ели. То есть теория потерпела крах. А имейте в виду, мы на ней построили почти всю свою жизнь. Ну как бы если у нас есть какая-то жизненная философия маленькая, то она, в том числе основана и на теории Дарвина, а её отменили в течение жизни одного поколения практически. Ну, можно сказать одного поколения. Есть образованные люди, которые впервые услышали о ней, вот прожили целую жизнь и дожили до того, что она отменена как просто абсурдная.
00:04:22 Вот не поддерживая теорию эволюции Дарвина, Веды говорят, что, например, динозавры они это живые существа, которые обитают по сей день. У них не было никакого кризиса, там вымирания, замерзания. Это я для скептиков говорю. У нас мест мало просто. Понимаете? У нас лишние места нужны. И они не живут где-то там на других планетах или где-то. Здесь. Потому что космология ведическая очень сложна. Для человека с пытливым умом это может быть занятие на всю жизнь.Это вам извиняюсь не кроссворды решать. Занятие на всю жизнь. Понять, читая Веды, как же устроена, невообразимо устроена эта Вселенная.
00:05:01 И в Ведах говорится, что мы воспринимаем реальность в трех, в трехмерной форме, 3d. Между тем эта Вселенная она имеет 64 измерения. В одной точке вы имеете как бы, одну точку можно разложить. Вы понимаете, что такое три, да? Это X, Y, Z, это в тригонометрии уже как бы объемные фигуры: конусы, кубы. Представьте теперь, что система координат составляет 64. Даже букв столько в латинском алфавите нет. X, Y, Z и так далее. 64 буквы надо, чтобы разложить систему координат. Каждая точка во Вселенной сориентирована по 64 координатам. Представляете? Не просто высота, ширина, долгота. 64.
00:05:44 Поэтому точки пересечения Вселенной с её различными областями куда мы люди, имеющие определённый тип сознания и определённый тип тел, не имеем доступа, они существуют. Готовы мы принять это или нет. И в нашей трехмерной системе трудно даже заглянуть, понять или как-то исследовать эти сферы, эти области. Поэтому очень много чудесных вещей есть даже на таком уровне как природа этой Вселенной, которую кажется, мы сколько-то уже познали. Но мы сегодня будем говорить о чудесах другого порядка. Не о таких чудесах как рыбы тимингилы, питающиеся китами, громадные птицы, пролетающие в межпланетном пространстве. Мы будем говорить о большем чуде, гораздо большем чуде, чудо смирения называется.
Итак, русские «приняли веру от грек», а значит, искать корни вопроса стоит где-то в Греции.
Слово «смирение» происходит от греческого «tapeinofrosyne» – дословно, «смиренномудрие».
Два корня уже этого термина переводятся как «покорный» и «мудрость» или «здравый смысл». Что получилось? Покорность здравому смыслу?
Семантика слова уже исключают некие «мазохистские» вариации толкований добродетели смирения. «Где же здесь знаменитое самоуничижение и самогнобление?» – удивится возмущенный читатель. Ничего необычного, пока мы просто оформили широкий перевод слова с греческого языка. Теперь посмотрим, как термин понимался предками нашей великой Древней Руси.
«Съмѣрити» – «умерить» или «смягчить». Из самого корня и старинного, и современного слов мы можем выделить два явных: «мир» и «мера».
В результате получим еще один логический виток, сделанный из анализа теперь уже нашего родного языка. Речь идет о некой внутренней мере, установленной человеком, которая позволяет обрести душевный мир.
Уверенность в Боге и себе
По мере нашего разговора суеверное смирение внезапно превратилось в… уверенность. Без приставки «само». Что это значит?
Итак, смирение в отношение к Богу есть видение своих грехов и стремление подчинить Ему волю. Все внешние испытания – как этапы соревнований, тренировка с тяжелыми весами в спортзале, возможность стать сильнее. Это достижимо только при соработничестве с Богом.
«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем»
(Мф. 11:29)
Заметим, человек в здравом уме никогда бы не назвали Иисуса Христа «слабым». Да, Он позволил Себя распять. Позволил. Ключевое слово. В поведении, образе мысли, действиях Христос – довольно основательный, твердый, последовательный, благородный и тяжеловесный мужчина. Он был уверен в себе более, чем кто-либо из людей за всю историю человечества.
Смирение – это и уверенность в Боге, в Его заботе о нас. Если с нами Бог, то нам и море по колено.
Одеяние Божества. О том, как приобрести смирение
После того, как мы приобретем смиренномудрый образ мыслей и научимся смиренному поведению, нам необходимо пройти через самый ответственный этап на пути стяжания добродетели смирения: через внешнее уничижение перед людьми. Именно на этом этапе иcпытывается и укрепляется наше смиренномудрие.
Известный богослов протоиерей Валентин Свенцицкий
в беседе с
Сергеем Фуделем
как-то сказал:
– Вот мы учим о любви и смирении, а случись, что нам в автобусе наступят на ногу, и мы тотчас же этого человека ненавидим.
Можно постоянно думать о своей ничтожности перед Богом, иметь смиренный вид и уметь кротко беседовать с людьми, но при этом быть очень далеким от истинного смирения, которое куется только под молотом внешних искушений. Зная об этом, многие подвижники сами стремились к тому, чтобы закалить себя в горниле оскорблений, клеветы и притеснений. Так, московский митрополит Филипп, принадлежа к знатному роду бояр Колычевых, в тридцатилетнем возрасте оставил службу при царском дворе и тайно ушел в Соловецкий монастырь. Здесь будущий святитель, скрыв свое происхождение и звание, с усердием в простоте сердца исполнял все, что ему повелевали делать. Он рубил дрова, копал в огороде землю, перетаскивал камни и даже выносил помои. Много раз некоторые из монахов оскорбляли его и наносили ему побои, но инок Филипп никогда не гневался и с радостью переносил все притеснения. Когда игумен дал ему послушание на кухне, он смиренно работал на братию, разжигая огонь и рубя дрова.
«Кто истинно смиренномудр, – пишет преподобный Исаак Сирин, – тот, будучи обижен, не возмущается и не говорит ничего в свою защиту, но принимает клеветы, как истину, и не старается уверять людей, что он оклеветан, но просит прощения. Ты думаешь о себе, что есть в тебе смирение. Но другие сами себя обвиняли, а ты, и другими обвиняемый, не переносишь сего и считаешь себя смиренномудрым. Если хочешь узнать, смиренномудр ли ты, то испытай себя в сказанном: не приходишь ли в смятение, когда тебя обижают?»
Некоторые праведники для постоянного совершенствования в добродетели смирения старались всегда иметь около себя человека, который подвергал бы их уничижению.
К старице Пелагее Ивановне, преемнице преподобного Серафима по духовному окормлению Дивеевских инокинь, была приставлена очень суровая послушница – Матрена. Пелагея Ивановна, взяв на себя подвиг юродства, первые годы своей жизни в Дивееве вела себя очень неспокойно: безумствовала, бегала по монастырю и бросала камни в окна. За все это Матрена била ее так сильно, что в конце концов сестры Дивеевского монастыря не вытерпели и упросили игумению отстранить Матрену от присмотра за блаженной. К Пелагее Ивановне приставили добрую и кроткую девушку Варвару. Однако такая перемена не понравилась блаженной: ведь ее лишили внешнего уничижения! Пелагея Ивановна стала всячески стараться избавиться от кроткой Варвары, и в конце концов ей это удалось.
Конечно, людям, с трудом выдерживающим мелкие обиды, почти невозможно понять, откуда черпали силы для своих подвигов праведники, подобные Пелагее Дивеевской. Завесу над этой тайной приоткрывает рассказ одного смиренного старца, который однажды был подвергнут наказанию и бесчестию. Во время перенесения позора «внезапно ощутил я, – вспоминал старец, – жар во всем теле моем и при нем какую-то необъяснимую словами мертвость, после чего вдруг запылало из сердца желание получить всенародное посрамление и заушение от палача на площади за грехи мои. При этом выступил румянец на лице; несказанная радость и сладость объяли всего; от них я пребывал в течение двух недель в восторге, как бы вне себя. Тогда я понял с ясностью и точностью, что святое смирение в мучениках, в соединении с Божественной любовью, не могло насытиться никакими казнями. Мученики принимали лютые казни, как дары, как прохладное питие, утолявшее возгоревшуюся в них жажду смирения. Смирение есть неизъяснимая благодать Божия, непостижимо постигаемая одним духовным ощущением души»
Жажда внешних поношений у праведников была так сильна, что они предпочитали их всем радостям и утехам мира.