Стажировка водителя при приеме на работу
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стажировка водителя при приеме на работу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В данном случае возникает интересный вопрос. Что делать организации, в которой нет водителя, соответствующего приведенным требованиям? Еще более интересная ситуация — организация, где берут на работу первого водителя.
Кто имеет право проводить испытание водителей?
Для проведения стажировки должен быть назначен наставник, отвечающий следующим требованиям:
10. Испытание водителей проводится под руководством водителя-наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых работодателем:
- не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
- имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при испытании на легковом такси или грузовом автомобиле);
- имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при испытании на автобусе, трамвае или троллейбусе).
Требования к наставнику:
- За последний год он не был виновником ДТП;
- Он имеет необходимый стаж работы (по трудовой книжке).
Отмена собеседования при приеме водителя на работу
БЫЛО:
9. В случае подтверждения соответствия представленных работниками документов установленным требованиям юридическое лицо или индивидуальный предприниматель проводит собеседование с такими работниками.
Порядок прохождения профессионального отбора водителей, действующий до 31 декабря 2021 года, требует, чтобы при приеме водителя на работу работодатель провел собеседование. В новом порядке аналогичное требование отсутствует.
Также исключены и другие пункты, связанные с собеседованием. Например, с 2021 года не требуется оформлять лист собеседования.
При приеме на автобусный маршрут
Стажировка водителей автобусов – это отдельный разговор, так как такая работа связана с риском для жизни пассажиров, от шофера зависит не только его жизнь, но также жизни многих людей. Стажер начинает водить автобус по установленному маршруту, закрепленному за его транспортным средством и обязательно под руководством наставника.
Стажировка при приеме на работу водителей состоит из предмаршрутной и маршрутной частей, независимо от того, имеется ли допуск соответствующей категории. Предмаршрутное стажирование – это прохождение теории, занятия при помощи специализированных тренажеров, занятия на учебной площадке. Целью таких занятий является закрепление полученных знаний, выявление пробелов в теории и устранение их для безопасного и комфортного управления транспортным средством. Перед проведением предмаршрутного стажирования, учащихся группируют в соответствии с категориями. Теорию преподают работники служб безопасного движения совместно с наставниками.
Сколько должна длиться стажировка?
Продолжительность стажировки определяется характером работы, которую должен выполнять принимаемый на работу водитель. Например, по отношению к водителям автобусов действуют следующие правила:
- для ранее не работавших в качестве водителя, получивших в ГИБДД водительские права категории D, — 61 час перед маршрутом + 163 часа на маршруте;
- для прошедших переподготовку с категории B или C на D — 30 часов предмаршрутной практики + 72 часа на маршруте;
- для водителей, которые ранее не работали на автобусе, — 18 часов перед маршрутом + 32 часа на маршруте;
- для тех, кто уже работал на автобусе, но имеет перерыв в водительской практике длительностью более 6 месяцев — 8 часов предмаршрутной стажировки + 16 часов на маршруте;
- при 3 месячном перерыве в работе — 8 часов перед маршрутом + 24 часа на маршруте;
- при смене модели автобуса — 32 часа маршрутной стажировки (предмаршрутную можно не проводить);
- при смене маршрута — 4 часа на маршруте (в сложной местности — 8 часов с наставником, который уже работал на этом маршруте).
Испытание водителей транспортных средств при приеме на работу
БЫЛО:
9. В случае подтверждения соответствия представленных работниками документов установленным требованиям юридическое лицо или индивидуальный предприниматель проводит собеседование с такими работниками.
Порядок прохождения профессионального отбора водителей, действующий до 31 декабря 2021 года, требует, чтобы при приеме водителя на работу работодатель провел собеседование. В новом порядке аналогичное требование отсутствует.
Также исключены и другие пункты, связанные с собеседованием. Например, с 2021 года не требуется оформлять лист собеседования.
Возьмите у кадровиков штатную расстановку и распределите, какие должности и профессии можно освободить от инструктажей на рабочем месте, а для кого инструктаж обязателен. При этом руководствуйтесь здравым смыслом и пунктом 13 новых Правил обучения.
Отсейте из списка работников, подлежащих инструктажам на рабочем месте всех, у кого низкий риск и чей труд связан с работой на офисной оргтехнике. Ключевое слово при этом – персональный компьютер. Если компьютер или ноутбук не завязан в технологический процесс, работающего на нем можно освободить без колебаний.
Пример
Есть юрист, бухгалтер, менеджер по продажам, кадровик, оператор ПК. Их можно освободить от инструктажей на рабочем месте. А вот если работник трудится на технологическом компьютере, который является управляющим звеном конвейерной линии, подстанции линии электропередач, с него управляются процессы запуска и остановки станков, делать этого нельзя категорически.
Перечень должностей и профессий работников, освобожденных от инструктажей на рабочем месте, утвердите у руководителя организации, и при наличии, согласуйте с вашим представительным органом работников. Ознакомьте работников, чьи интересы затронуты, с этим перечнем.
Некоторые инспекторы труда берут штатную численность на конкретную дату с указанием даты приема и проверяют, проводились ли с работником все виды инструктажей. Вклейте этот перечень в журнал регистрации инструктажей на рабочем месте для того, чтобы при проверке ГИТ инструктирующее лицо могло сослаться на № и дату приказа об освобождении.
До 1 января 2021 года порядок прохождения стажировки водителями отдельно оговаривался приказом Минтранса РФ от 11 марта 2016 года № 59.
Приказом Министерства транспорта РФ от 29 июля 2020 года № 264 утвержден Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, в котором доселе применявшееся слово «стажировка» заменено словом «испытание» и прикреплено, таким образом, к статье 70 ТК РФ, которая и оговаривает испытание при приеме на работу.
Так, Порядком оговорена в числе прочего обязанность работодателя организовать прохождение испытания для всех принимаемых на работу водителей. Без прохождения испытания водители к самостоятельной работе не допускаются.
Однако несмотря на то, что понятие стажировки из вышеупомянутого документа исчезло, сама стажировка из законодательства никуда не делась. Так, в общем виде стажировка оговаривается ст.ст. 212 и 225 ТК РФ как часть обеспечения безопасности труда при работе с вредными и опасными условиями труда.
Кроме того, существует Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», которым оговаривается обязанность работодателя провести обучение и стажировку на рабочем месте не только вновь принимаемых работников и работников, имеющих перерыв в работе более 1 года, но и работников, переведенных с одного места работы на другое (в случае с водителями — с одного транспортного средства на другое).
Таким образом, обязанность проводить стажировку с водителями не отменена и не заменена испытанием, которое ввел Минтранс.
Унифицированной формы приказа о прохождении водителем стажировки не существует. На нашем сайте имеются бланк и образец приказа, с которыми можно ознакомиться и которые можно применять для собственных нужд. В приказе потребуется указать:
- ФИО, подразделение водителя-стажера.
- ФИО, подразделение водителя-наставника.
- Дату начала и дату окончания стажировки.
С приказом оба водителя должны быть ознакомлены под подпись до начала стажировки.
Особенности инструктажа
Перед тем как поговорить о видах журналов регистрации инструктажей по БДД, остановимся на тонкостях проведения самого мероприятия.
Лекции для шоферов – это обязательное требование, закрепленное в ряде законов Российской Федерации. Инструктажи помогают свести к минимуму аварийность на дорогах страны, обеспечить безопасность сотрудников.
За ведение мероприятия отвечает сертифицированный специалист, назначенный руководством фирмы. Занятия проводятся для всех работников, оформленных на должность водителя.
На лекциях шоферов знакомят со спецификой организации, требованиями начальства, базовыми правилами безопасности и нюансами поведения в экстренных ситуациях на маршруте.
Явиться на семинар обязан каждый, независимо от водительского стажа и типа управляемого автотранспортного средства.
Стажировка водителей должна осуществляться на автомобилях той марки, на которой они затем будут работать. Перед началом проводится инструктаж. Водитель-стажер в течение всего срока занимается грузоперевозками (перевозкой пассажиров) под надзором наставника, исполняет все его требования и указания. Если работа на линии подразумевает знание пунктов и мест погрузки-разгрузки, заполнение маршрутных листов, оформление транспортных накладных, он учится ведению документации. Контролирует и следит за состоянием технического средства перед выездом из гаража во время движения и по завершению работы. Соблюдает необходимые правила перевозки людей и грузов, осваивая безопасные методы труда. Не допускает нарушения ПДД. Проходит обязательные предрейсовые медосмотры.
Спорный ответ Минтранса о стажировке и испытании.
Ниже в разделе «ИТОГИ» я вам дам ссылку на ответ Минтранса в скане, который мне предоставил Леонид.
Вы сами можете посмотреть этот очень интересный ответ.
Итак, цитирую ответ Минтранса:
«…Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ рассмотрел Ваше обращение от 11.03.2021 № 66879 и в рамках своей компетенции сообщает.
Согласно пункту 9 порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29.07.2020 № 264 (далее – Порядок), испытание водителей проводится на транспортных средствах того типа и модели, на тех маршрутах (при их наличии), на которых он будет в дальнейшем самостоятельно работать.
Требование к водителям автотранспортных средств по проведению испытания при перерыве в трудовой деятельности законодательством Российской Федерации не установлено.
Пунктом 11 Порядка установлено, что информация о проведенных испытаниях содержится в листах испытаний. Пунктом 12 Порядка определены обязательные сведения, которые должен содержать лист испытаний. Форма такого листа Порядком не установлена, соответственно работодатель может самостоятельно дополнить указанный лист необходимыми ему сведениями.
Согласно пункту 13 Порядка, лист испытаний и лист стажировки является одним и тем же документом.
Трудовой кодекс Российской Федерации предоставляет работодателю право самостоятельно определять штатное расписание, наименование подразделений, наименования должностей (профессий рабочих) и трудовых функций работников, устанавливать категории (разряды) с учетом сложности и объема выполняемой работы (трудовых функций).
По мнению Департамента, необходимое количество часов стажировки при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другое должен определять работодатель.
Одновременно сообщаем, что допуск работников к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, осуществляется после прохождения испытания у работодателя. Данный вопрос регулируется внутренней хозяйственной деятельностью организации и может быть закреплен внутренним локальным актом.
Кроме того, по мнению Департамента, проведение стажировки при переходе с одного типа транспортного средства на другой может производится в соответствии со ст. 212 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедщих в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами трудового законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного транспорта
В.В. Луговеко.»
Разница стажировки и испытания? А листы одинаковые. Вот чудо!
Как такое может быть, что «…лист испытаний и лист стажировки является одним и тем же документом…», если это две разные вещи?
Еще раз даю определения.
Испытание и Стажировка.
Испытание — это период, в течение которого претендент на должность проходит испытания с целью проверки соответствия поручаемой работе и определения его профессиональной пригодности.
Стажировка — это более широкое понятие и согласно новому ГОСТУ – это одна из форм обучения безопасности труда. И Работодатель обязан обеспечить обучение лиц, принимаемых на работу, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте. Причем на время стажировки составляется конкретный план ее прохождения.
Более подробно я дал свои аудио-комментарии в специальном подкасте на Новый Приказ Министерства транспорта РФ от 29 июля 2020 г. N 264 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения»
Давайте подведем итог.
С каждым новым ответом минтранса я узнаю что-то новое!
Как такое может быть, что есть два абсолютно разных мероприятия, у которых разные цели, разные задачи, разные сроки, разные программы, а вот лист испытаний и лист стажировки является одним и тем же документом?
Я не понимаю. А вы?
Программа проведения стажировки на рабочем месте для водителя погрузчика
Стажировка проводится под непосредственным руководством опытных и квалифицированных
работников и специалистов предприятия,которые назначаются приказом по предприятию.
Работник в процессе стажировки должен выучить:
— основные знания о строении обслуженных погрузчиков и погрузочно-разгрузочных механизмов и их агрегатов;
— инструкцию по их эксплуатации, монтажа, пуска, регулирование и обкатывание;
— характеристику масел и смазочных материалов;
— причины неисправностей и методы их устранения.
Работник в процессе стажировки,под руководством квалифицированного работника должен усвоить:
Руководит тракторными погрузчикам и разгрузителями, вагонозагрузителями и всеми специальными грузовыми устройствами и устройствами во время погрузки; отгрузка, перемещение и заключение в штабеле разных грузов под руководством водителя высшей квалификации.
Принимает участие в планово-предупредительном ремонте погрузочно-разгрузочных и грузозахватных механизмов и устройств.
Комиссия создаётся на основании приказа руководителя организации, членами которой проводится проверка усвоенных знаний. В число её членов входят: должностное лицо, ответственное за грузоперевозки (если таковое имеется), начальник автобазы (колонны), инженер (инспектор) по охране труда или начальник отдела по безопасному вождению. Комиссионная группа заканчивает проверку, опираясь на результаты контрольной поездки по произвольно выбранному маршруту и последующему собеседованию.
Стажировка: практические вопросы
До того, как начинаются практические занятия в рамках стажировки, водитель должен пройти проверку теоретической базы. Причем он должен проявить компетентность и в вопросах технического устройства транспортных средств, и в особенности их эксплуатации.
Мониторинг теоретической подготовки будущего сотрудника не должен ограничиваться вопросами только о том транспортном средстве, на котором ему предстоит работать. Теоретическая часть должна содержать примерно 20 вопросов и охватывать все нюансы работы.
Водитель должен продемонстрировать, что он владеет полным комплексом сведений:
- по правилам вождения;
- по сервисному обслуживанию транспортного средства;
- по особенностям поведения в дороге;
- по способам экспресс-ремонта, если на маршруте возникла непредвиденная ситуация.
Когда наставник, закрепленный работодателем, подводит водителя к практической части, то его ученик должен продемонстрировать уверенные профессиональные действия на спецплощадке. До того, как водитель выедет на городскую автомагистраль, он должен продемонстрировать практический минимум именно на этом участке. К самостоятельной работе водитель не может быть допущен, если не проходит данный этап.
Прохождение маршрута, как обязательная часть стажировки, включает в себя:
- Наличие наставника. За ним остается право отстранения стажера от руководства транспортным средством при прохождении участка со сложным рельефом.
- Контрольный рейс. Данный этап можно сравнить с контрольной работой студента. При его выполнении обязательно наличие пассажиров или груза. При этом наставник не имеет права корректировать способ вождения, но он должен контролировать процесс с последующей фиксацией своей оценки в карточке.
- Заполнение карточки стажировки. Обо всех случаях отстранения на сложных участках трассы и о времени их протяженности должна иметься специальная отметка. Здесь же фиксируются все положительные и отрицательные моменты прохождения маршрута.
Работодатель имеет право дополнить этапы стажировки водителей автобусов при приеме на работу заданием по устранению какой-либо дисфункции в устройстве транспортного средства. Это объясняется тем, что на маршруте может возникнуть опасность для жизни пассажиров, и от степени подготовки водителя зависит многое на трассе.
Способность соискателя должности водителя справиться с неисправностью (или неспособность) также вносятся в карточку. По завершении всех этапов на основании записей и комментариев наставника принимается решение.
Наставник должен иметь не менее 5 лет профессионального стажа, если его прикрепляют к стажеру, который впоследствии будут вводить автобусы. Если речь идет об управлении грузовиком или такси, то наставник должен иметь стаж от 3 лет. При этом для наставника является обязательным владение теоретической базой в сфере не только вождения, но и в области технического обслуживания машины.
Документы для организации и проведения стажировки на рабочем месте
Что нужно сделать работодателю, чтобы организовать стажировку по новым правилам?
- Утвердите перечень профессий и должностей работников, которым необходимо пройти стажировку (Обязательно включите в перечень тех, кто выполняет работы повышенной опасности).
- Составьте и утвердите программы стажировки, сроки и порядок проведения. Единственное требование новых правил – продолжительность стажировки должна составлять не менее 2 смен.
- Составьте и утвердите Приказом или пропишите в Положении о СУОТ, как будет организовываться и проводиться стажировки работников, где пропишите детально, кто составляет и корректирует Перечни работников, подлежащих стажировке, кто её назначает, какие документы оформляются при этом, как выбираются стажирующие, как проверяется сформированность навыков безопасного труда у стажёров, в какой форме фиксируются результаты и кто отвечает за документооборот.
Контроль полиса ОСАГО в России в 2023 году
Президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев, в 2023 году контролировать наличие полиса ОСАГО начнут при помощи дорожных камер. При этом штраф за его отсутствие может увеличиться до пяти тысяч рублей — соответствующий законопроект внесен в Госдуму. На рассмотрении парламента находится законопроект, вводящий новые разновидности полисов «автогражданки». Предполагается, что автомобилисты смогут выбирать: привязывать полис к водителю или к автомобилю.
В Государственную думу внесены сразу два законопроекта, согласно которым водители, употребившие лекарственные средства, будут освобождены от ответственности за управление автомобилем в состоянии опьянения. Как ожидается, эти документы будут рассмотрен депутатами в ближайшее время. На согласовании в правительстве находятся поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие отказ от штрафов за незначительные проступки (например, за невыключенный сигнал поворота или забытые дома права).
Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней
Утвердите перечень профессий и должностей работников, которым необходимо пройти стажировку на рабочем месте, и составьте ее программу. В Положении о СУОТ пропишите, каким образом будете отбирать наставников и фиксировать результаты стажировки. Неплохо заранее предусмотреть в бюджете организации статью на материальное стимулирование наставников.
Разработайте программу обучения оказанию первой помощи. Руководствуйтесь примерными темами, приведенными в приложении № 2 к проекту.
Если нет возможности проводить обучение своими силами: нет инструктора, тренажеров, места, — найдите и заключите договор со сторонней организацией. А для этого необходимо определить, сколько человек должны быть обучены.
Профессиональный отбор включает в себя:
- подтверждение соответствия представленных работником документов Профессиональным и квалификационным требованиям;
- испытание.
Профессиональный отбор водителя состоит из двух частей. На первом этапе, также как и раньше, работодатель проверяет водительское удостоверение и документы об образовании работника.
Что касается второго этапа, то его традиционное название «стажировка» заменили на новый термин «испытание».
9. В случае подтверждения соответствия представленных работниками документов установленным требованиям юридическое лицо или индивидуальный предприниматель проводит собеседование с такими работниками.
Стажировка или испытание. Ответ Минтранса (официальный).
Сначала кандидат на должность проходит ряд инструктажей: вводный инструктаж, по охране труда, по БДД в конкретной рабочей среде. Затем выходит на маршрут и отрабатывает стажировку за рулем.
Инструктажи проводятся привлеченными или штатными сотрудниками организации, имеющими подтвержденное соответствующими квалификационными документами право проводить их.
Обязательный вводный инструктаж для стажера включает в себя:
- Информацию об организации, в которой он собирается трудиться.
- Требования к безопасности управления ТС.
- Режим труда и отдыха в организации, его особенности.
- Прохождение предрейсового осмотра автомобиля и медицинского осмотра водителя.
- Информацию о нормах грузоподъемности автомобиля, нормах перевозки пассажиров в салоне. Работа с льготными, особыми категориями граждан при перевозке пассажиров, инвалидов.
- Информирование об аварийных участках маршрута, знакомство со статистическими данными об авариях, во избежание их повторений.
- Обучение работе с рейсовой документацией, приемами корректного заполнения путевых листов и других документов.
Теоретический разбор маршрута проводит компетентный сотрудник, как правило, водитель-наставник, на которого возложена обязанность проведения стажировки. Далее под руководством наставника осуществляется и выезд на линию.
Навыки вождения отрабатываются в различных практических ситуациях, с которыми может столкнуться водитель. Учитываются такие факторы, как:
- Время суток.
- Погодные условия.
- Сложность (напряженность) потока на трассе в разное время дня, дни недели.
- При перевозке пассажиров берется во внимание интенсивность пассажиропотока, способность соискателя работать в тех или иных ситуациях, психологическая стабильность в работе с большим количеством людей.