Резервы в налоговом учете в 2022 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Резервы в налоговом учете в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налогоплательщики нередко задаются вопросом: можно ли не переносить остаток резерва предыдущего периода на следующий налоговый период? Данный вопрос, в частности, возникает из-за необходимости учитывать в составе внереализационных доходов суммы резерва согласно описанному порядку, а также имеющегося в п. 5 ст. 266 НК РФ указания на то, что сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период.
Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете
Резерв по сомнительным долгам создается для того, чтобы отразить достоверность данных о дебиторской задолженности перед компанией в бухгалтерской отчетности.
Такой резерв в бухгалтерском учете является оценочным значением. Его создание, увеличение или уменьшение в обязательном порядке должны отражаться в составе расходов или доходов.
Порядок создания и использования резерва необходимо закрепить в учетной политике.
Основанием для создания резерва по сомнительным долгам являются результаты инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного периода.
Размер резерва определяется отдельно в отношении каждого должника. Оцениваются его реальное финансовое положение и вероятность погашения задолженности.
Простым языком, резерв является страховкой на случай расходов, которые нельзя было предусмотреть заранее.
Благодаря заранее подготовленному резерву, в учёте не образуются финансовые «дыры» из-за недополученных активов, при этом организация не переплачивает налоги.
В бухучёте резерв создаётся обязательно, если была выявлена сомнительная задолженность. В налоговом учёте — нет.
Создание резерва в налоговом учёте
Организациям с просроченными долгами выгодно в налоговом учёте создавать резерв по сомнительным долгам. Это позволяет быстрее вносить задолженности в расходы и не ждать три года исковой давности либо пока кредитора не ликвидируют.
Законодательство не обязывает компании в налоговом учёте создавать резерв по сомнительным долгам, однако и не запрещает этого делать для снижения налогообложения. Списать задолженность можно, если:
- компания работает на ОСНО;
- налог на прибыль считается методом начисления.
В налоговом учёте сомнительные долги признаются подобным образом, как и в бухгалтерском. То есть, платежи по задолженности были просрочены либо с высокой вероятностью будут просрочены.
Также отметим, что организации необходимо формировать резерв по сомнительным долгам ежемесячно или ежеквартально (в зависимости от отчётного периода по налогу на прибыль).
При формировании резерва в налоговом учёте рекомендуется закреплять данное решение в учётной политике.
Создание резерва по сомнительным долгам утверждается приказом. Проводки рассмотрим ниже. Сформированный резерв утверждается приказом.
picpicpicpcipcipic Пример приказа о создании резерва в налоговом учёте
picpicpicpicpic Схема создания резерва
ОР = сумма резерва за прошлый период – сумма безнадёжных долгов, возникших после предыдущего отчёта.
Читаем статью 266 п. 5 НК РФ:
- если сумма текущего резерва больше ОР, то разница отражается во внереализационных расходах текущего отчётного периода;
- если сумма резерва меньше ОР, то разница отражается во внереализационных доходах;
- если резерва недостаточно для покрытия безнадёжных долгов, разницу нужно отнести в состав внереализационных расходов.
Методика определения уровня платежеспособности
Задержка с оплатой за услуги или товары должна насторожить руководство кредитора. Его специалисты должны сразу же засесть за оценку финансового состояния дебитора. Сделать это можно разными путями, при этом в рамках закона:
- попросить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП на случай ликвидации юридического лица;
- запросить бухгалтерскую отчетность за последний квартал у контрагента или в Росстате. Это позволит проанализировать финансовое состояние дебитора:
- рентабельность;
- ликвидность;
- объем задолженности;
- величину активов и т.д.
- заказать анализ на портале Госуслуг, но здесь, во-первых, придется заплатить, во-вторых, правильно оформить заявку — данные отчетов являются коммерческой тайной.
Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете
Критерии определения задолженности в разряд сомнительной в налоговом учете мы уже перечислили. Остановимся на деталях, которые необходимо иметь в виду, рассчитывая сумму резерва. Несмотря на то, что инвентаризация расчетов проводится по окончании финансового года, при определении авансовых платежей по налогу на прибыль (если фирма уплачивает авансы), выполнять расчет резервов придется поквартально.
Начисляют резерв по каждому долгу, а размер определяют, ориентируясь на время просрочки:
Когда возник сомнительный долг |
% отчислений в резерв от суммы долга |
Свыше 90 дней |
100 |
В промежутке 45-90 дней |
50 |
До 45 дней |
Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете
Резерв считается оценочным значением (п. 3, 4 ПБУ 21/2008), и его вариации фиксируются в бухучете того периода, когда они происходили. Поэтому начисления в резерв производят с периодичностью предоставления финансовой отчетности. При организации резерва чаще всего предприятия придерживаются требований налогового учета, поскольку порядок его формирования в бухучете строго не определен.
Методы расчета резерва применяют разные. Избранный способ следует утвердить в УП, указав критерии, которыми бухгалтер будет руководствоваться при расчете. К примеру, при методе экспертной оценки ориентируются на показатели платежеспособности дебитора, а при расчете резерва по сомнительным долгам, зависящем от периода просрочки устанавливают соответствующий процент отчислений.
При создании резерва, соблюдают такие условия:
- В него не входят суммы полученных авансов;
- При определении величины резерва можно ориентироваться на п. 3 ст. 266 НК РФ, придерживаясь установленного 10-типроцентного размера от выручки и условий сроков резервирования. Если же порядок образования резерва будет отличным от продиктованного в НК РФ, то возникают:
- несоответствия из-за различного установления сроков резервирования, влекущие за собой возникновение временных разниц, следствием которых станет образование отложенных налоговых активов (пп. 8, 11, 14 ПБУ 18/02);
- диссонанс, если резерв превысит 10% от выручки. В этом случае резерв по сомнительным долгам (ПБУ 18/02 пп. 4,7) провоцирует образование постоянных разниц.
Условия для формирования
Приказы, указания и письма Минфина России определяют ряд критериев, необходимых для обеспечения создания резервов по сомнительным долгам:
- Фонд может быть организован в результате расчетов с гражданами и организациями: покупателями приобретенных продуктов, услуг либо оплачиваемой работы. Авансовые платежи не включены в общую стоимость резервов.
- После создания резерва управляющие либо бухгалтерские организации должны постоянно смотреть за динамикой задолженности, так как ее состояние может поменяться, а резервный фонд отражает реальное положение дел (аналитический подход).
- В бухгалтерском учете долг можно считать обреченным в согласовании с принципами ст. 266 НК РФ (как и в случае налоговых расчетов).
- Если появляется вопрос про то, какой учет резервных активов применим (бухгалтерский или налоговый), то следует учесть последующее:
- если расхождения связаны с различием во времени соотнесения сроков долгов, то эта разница является основой формирования отложенных налоговых активов;
- если сумма отчислений из резервного фонда для бухучета превосходит 10-ти процентный порог, определенный налоговым учетом, то компания будет работать с постоянными финансовыми различиями.
Когда нужно формировать резерв?
Если в ходе очередной инвентаризации дебиторских задолженностей выявлены не оплаченные своевременно суммы, этого достаточно для создания счета, откуда могут поступить средства.
Подробно установить порядок формирования и распоряжения средствами, оказавшимися в разряде сомнительных долгов, дано право собственникам и руководителям.
Учитывая сферу деятельности, прочие нюансы, положения разрабатываются применительно к каждой организации, утверждаются локальными правовыми актами внутреннего пользования.
Сформировать его нужно непосредственно после выявления неоплаченных долгов, отразив в отчетных документах за этот период.
Ограничений в способах оформления и расчетах законодатель не устанавливает.
Обязательно важно принимать во внимание перспективы получения денег полностью (или частично).
Критерии, которые служат фактором для того, чтобы объективно оценить возможные убытки, не получив причитающиеся суммы, должны быть оговорены в регулирующих эти вопросы внутренних правовых актах. Их применение обязательно при начислении резерва по сомнительным долгам.
Правовые и законодательные акты, которыми можно руководствоваться
- Налоговый Кодекс РФ с изменениями, вступившими в силу 01. 01.2020.
- Положение, определяющее порядок ведение бухучета, утвержденное Минфином (актуальная редакция Приказа № 34н от 11.04.2018)
- ПБУ 1/2008, утверждено Приказом Минфина № 106н (редакция от 28.04.2017).
- ПБУ 8/2010, согласно Приказу № 167н (с изменениями от 06.04.2015).
- ПБУ 10/99, утверждено Минфином на основании Приказа № 33н (редакция 06.04.2015).
- Методические указания как провести инвентаризацию финансовых обязательств, утверждены Приказом Минфина № 49 (действует редакция от 08.11.2010).
- Кодекс об административных правонарушениях (с изменениями от 13.01.2020).
- Постановление Президиума ВАС № 13598/12 от03.2013.
- Много разъяснений найдете в письмах Министерства финансов, ФНС.
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА. Какой порядок создания резерва по сомнительным долгам выбрать?
Согласно пункту 44 Инструкции 102 предусмотрены следующие способы создания резерва по сомнительным долгам:
- по каждому дебитору на основе анализа платежеспособности дебитора, возможности погашения им задолженности полностью или частично и других факторов (п. 44.1 )
-
по группам дебиторской задолженности на основе ее распределения по срокам непогашения. По данным инвентаризации дебиторская задолженность на конец отчетного периода распределяется по группам в зависимости от срока ее непогашения. Для каждой группы устанавливается коэффициент сомнительной задолженности группы. Распределение дебиторской задолженности по группам и установление соответствующих коэффициентов осуществляется исходя из информации, имеющейся за предыдущий период, который не должен превышать пяти лет.
Сумма резервов по сомнительным долгам для каждой группы дебиторской задолженности определяется путем умножения коэффициента сомнительной задолженности группы на сумму дебиторской задолженности соответствующей группы на конец отчетного периода. Общая сумма резервов по сомнительным долгам, определяемая путем суммирования полученных по каждой группе сумм резервов, составляет рассчитанное сальдо.
-
по всей сумме дебиторской задолженности на основе выручки от реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг за отчетный период и коэффициента сомнительной задолженности.
Коэффициент сомнительной задолженности определяется как отношение общей суммы признанной безнадежной к получению дебиторской задолженности, списанной со счетов учета расчетов, за предыдущий период, который не должен превышать пяти лет, к общей сумме выручки от реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг за соответствующий период.
----------------------------T----T----------T------------------------T---------¬
¦ Наименование показателя ¦ Код¦ На 31 ¦ Изменения капитала за ¦ На 31 ¦
¦ ¦ ¦ декабря ¦ 10 ¦ декабря ¦
¦ ¦ ¦ 09 ¦ 20-- г. ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 20-- г. +--------------T---------+ 20-- г. ¦
¦ ¦ ¦ ¦за счет чистой¦ за счет ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ прибыли ¦ иных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ (убытка) ¦факторов ¦ ¦
+---------------------------+----+----------+--------------+---------+---------+
¦Капитал - всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ до корректировок ¦3400¦ 20 010 ¦ 10 000 ¦ ¦ 30 010 ¦
¦ +----+----------+--------------+---------+---------+
¦ корректировка в связи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ с: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ изменением учетной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ политики ¦3410¦ (3 000) ¦ (6 000) ¦ - ¦ (9 000)¦
¦ +----+----------+--------------+---------+---------+
¦ исправлением ошибок ¦3420¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦ +----+----------+--------------+---------+---------+
¦ после корректировок ¦3500¦ 17 010 ¦ 4 000 ¦ ¦ 21 010 ¦
+---------------------------+----+----------+--------------+---------+---------+
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ нераспределенная прибыль ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ (непокрытый убыток): ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ до корректировок ¦3401¦ 20 000 ¦ 10 000 ¦ - ¦ 30 000 ¦
¦ +----+----------+--------------+---------+---------+
¦ корректировка в связи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ с: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ изменением учетной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ политики ¦3411¦ (3 000) ¦ (6 000) ¦ - ¦ (9 000)¦
¦ +----+----------+--------------+---------+---------+
¦ исправлением ошибок ¦3421¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦ +----+----------+--------------+---------+---------+
¦ после корректировок ¦3501¦ 17 000 ¦ 4 000 ¦ ¦ 21 000 ¦
+---------------------------+----+----------+--------------+---------+---------+
¦ другие статьи капитала, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ по которым осуществлены ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ корректировки: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ (по статьям) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ до корректировок ¦3402¦ 10 ¦ - ¦ - ¦ 10 ¦
¦ +----+----------+--------------+---------+---------+
¦ корректировка в связи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ с: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ изменением учетной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ политики ¦3412¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦ +----+----------+--------------+---------+---------+
¦ исправлением ошибок¦3422¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦ +----+----------+--------------+---------+---------+
¦ после корректировок ¦3502¦ 10 ¦ - ¦ - ¦ 10 ¦
L---------------------------+----+----------+--------------+---------+----------
Раздел 3 «Капитал и резервы» бухгалтерского баланса на 31 декабря 2011 г. будет заполнен следующим образом:
- до корректировки
--------T---------------------------------T----T-------------T-----------T-----------¬
¦Пояс- ¦ Наименование показателя ¦ Код¦ 31 декабря¦ На 31 ¦ На 31 ¦
¦нения ¦ ¦ ¦На ----------¦ декабря ¦ декабря ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 11 ¦ 10 ¦ 09 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 20-- г. ¦ 20-- г. ¦ 20-- г. ¦
+-------+---------------------------------+----+-------------+-----------+-----------+
¦ ¦ ПАССИВ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Уставный капитал (складочный ¦1310¦ 10 ¦ 10 ¦ 10 ¦
¦ ¦капитал, уставный фонд, вклады ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦товарищей) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------------------------+----+-------------+-----------+-----------+
¦ ¦Собственные акции, выкупленные у ¦1320¦ (-) ¦ (-) ¦ (-) ¦
¦ ¦акционеров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------------------------+----+-------------+-----------+-----------+
¦ ¦Переоценка внеоборотных активов ¦1340¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------------------------+----+-------------+-----------+-----------+
¦ ¦Добавочный капитал (без ¦1350¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦переоценки) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------------------------+----+-------------+-----------+-----------+
¦ ¦Резервный капитал ¦1360¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------------------------+----+-------------+-----------+-----------+
¦ ¦Нераспределенная прибыль ¦1370¦ 29 000 ¦ 30 000 ¦ 20 000 ¦
¦ ¦(непокрытый убыток) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------------------------+----+-------------+-----------+-----------+
¦ ¦Итого по разделу III ¦1300¦ 29 010 ¦ 30 010 ¦ 20 010 ¦
L-------+---------------------------------+----+-------------+-----------+------------
- после корректировки
Пример создания резерва
Учетная политика ООО «ВЕГА» содержит положения о том, что резервы по сомнительным долгам формируются на основании данных отдела продаж с помощью экспертного способа.
Контрагент | Сумма долга, млн.руб. | Срок оплаты | Вероятность оплаты |
На конец 2-го квартала | |||
Контрагент-1 | 15 | 20.07 | 100% |
Контрагент-2 | 25 | 15.06 | 20% |
Итого: | 40 | ||
На конец 3-го квартала | |||
Контрагент-1 | 20 | 20.10 | 100% |
Контрагент-2 | 25 | 15.06 | — |
Контрагент-3 | 12 | 28.09 | 75% |
Итого: | 57 | ||
На конец года | |||
Контрагент-1 | 5 | 15.01 | 100% |
Контрагент-2 | Долг списан | — | — |
Контрагент-3 | 8 | 20.01 | 100% |
Итого: | 13 |
Создание резерва в бухучете – прерогатива бухгалтера предприятия. Эта процедура должна способствовать созданию комфортного материального климата фирмы, а также привести к правильному распределению доходов, расходов, что со временем положительно отразится на оплате задолженностей: дебиторских, сомнительных и даже безнадежных. Но что подразумевается под этими понятиями?
Дебиторская задолженность – это совокупность долгов клиентов или партнеров компании, которые должны возместиться предприятию в течение конкретного периода времени. Так как в «дебиторку» входит сумма авансов подрядчиков, ее можно считать частью оборотного актива учреждения.
Если клиент вовремя не погашает собственные долги, дебиторская задолженность превращается в сомнительную, а в худшем случае – в безнадежную задолженность.
Сомнительные долги представляют собой те денежные средства, которые компания должна была получить от своих клиентов в конкретный срок, но так и не получила их, и не имеют официального документального подтверждения, залога либо гарантии от контрагента.
Безнадежной задолженностью можно считать ту, установленный срок погашения которой истек, а компания-должник была ликвидирована в рамках установленных государством законов.
Ввиду этого для благополучной работы учреждения составляется резерв по сомнительным задолженностям для ведения бухучета. Однако тот факт, что данный запас плотно переплетается с налоговыми расходами, предполагает создание резервного запаса и для налоговиков.
Создание резервов по сомнительным долгам предусмотрено как в бухгалтерском учете, так и по налогу на прибыль организаций. Особенность в том, что в бухгалтерском учете создание этих резервов обязательно (при наличии условий для создания резерва). Это прямо предусмотрено п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н.
В налоговом кодексе же создание резерва по сомнительным долгам является правом налогоплательщика (ст. 266 НК РФ).
Порядок исчисления и применения резерва в бухгалтерском учете и при налогообложении отличается. Следует отметить, что применяемый резерв по сомнительным долгам по налогу на прибыль не отражается в бухгалтерском учете. Налоговый резерв отражается только в декларации и не затрагивает бухгалтерских проводок.
Резерв по сомнительным долгам по налогу на прибыль
Создание резерва по сомнительным долгам в общем случае выгодно налогоплательщикам. Суть создания такого резерва в том, что в случае нарушения сроков оплаты реализованных товаров (работ, услуг) покупателями возникает так называемый Сомнительный долг. На сумму сомнительного долга может создаваться РСД. Если РСД не создается, то сумма долга будет признана в расходах либо на дату ликвидации должника, либо по истечении срока исковой давности такой задолженности (как правило — 3 года). В случае же создания РСД, такая задолженность будет списана на расходы в течение 3-х месяцев.
Решение о создании РСД принимается налогоплательщиком. Налогоплательщик вправе, но не обязан создавать РСД. Решение о создании резерва рекомендуется отразить в учетной политике организации.
Сомнительный долг — любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
На сумму этого долга (или его части) налогоплательщик может признавать расход в следующем порядке:
1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) — в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
Установлено ограничение — сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 % от выручки отчетного (налогового) периода. При исчислении резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период (п. 4 ст. 266 НК РФ).
Резерв по сомнительным долгам не применяется по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков. Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности (п. 3 ст. 266 НК РФ).
Пример
Организация приняла решение создать резерв по сомнительным долгам по налогу на прибыль.
1) На 31.03 по итогам проведенной инвентаризации была выявлена сумма сомнительной задолженности (просроченная по срокам оплаты дебиторка):
Со сроком возникновения 35 календарных дней – 2000 рублей;
Со сроком возникновения 60 календарных дней – 1 400 рублей;
Со сроком возникновения 100 календарных дней – 300 рублей;
Сумма резерва по сомнительным долгам 1000 рублей (1 400 * 50% + 300).
Признаем расход на 31.03 1000 рублей и начисляем резерв 1000 рублей.
2) На 30.06 по итогам проведенной инвентаризации была выявлена сумма сомнительной задолженности:
Со сроком возникновения 125 календарных дней – 2 000 рублей;
Во втором квартале за счет резерва списано 400 рублей безнадежных долгов (без признания дополнительных расходов по налогу на прибыль).
Остаток резерва составил 1 600 рублей (2 000 — 400).
Так как расход на создание резерва в размере 1 000 рублей был начислен в 1-м квартале, то следует доначислить 600 рублей расходов на резерв на 30.06.
Изменение с 01.01.2017
1) В понятие «Сомнительный долг» внесено уточнение — При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом (п. 1 ст. 266 НК РФ, Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ).
2) Изменен порядок определения предельного размера резрва:
При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 процентов от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (для банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций — от суммы доходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ, за исключением доходов в виде восстановленных резервов) (п. 4 ст. 266 НК).
При исчислении резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период (п. 4 ст. 266 НК, введено с 01.01.2017 Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ).
Важное судебное решение
Постановление Президиума ВАС РФ от 17.06.2014 N 1445/14 по делу № А55-34176/2012
Налогоплательщик списал безнадежный долг на убытки. Налогоплательщик применял РСД. Сумма безнадежного долга не учитывалась в РСД, так как не была связана с реализацией. Налоговый орган считал, что в этом случае списание безнадежного долга должно быть осуществлено за счет РСД.
ВАС РФ поддержал позицию налогоплательщика.