Новое в страховании ответственности при перевозке грузов с 2020 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новое в страховании ответственности при перевозке грузов с 2020 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Страхование профессиональной ответственности таможенного перевозчика предполагает заключение генерального договора, который ориентирован на компании, занимающиеся перевозкой грузов под таможенным контролем.
Срок действия — от 3 месяцев до 3 лет.
- Ответственность за гибель, повреждение или утрату груза / необеспечение надлежащей сохранности груза, в случае столкновения средств транспорта с препятствиями и между собой, пожаров, опрокидываний транспортных средств, провала мостов, огня или взрыва, кражи или разбойного нападения, нарушения температурного режима.
- Ответственность за финансовые убытки, наступившие в результате просрочки в доставке груза, неправильной засылки груза, возмещения провозных платежей.
- Возмещение таможенных сборов и пошлин.
- Ответственность перед третьими лицами за вред, причиненный грузом имуществу и здоровью третьих лиц.
- Расходы по расследованию обстоятельств страхового случая.
- Расходы по предотвращению или уменьшению размера ущерба.
Воздушный кодекс России от 1997 г. предусматривает определение размера ответственности авиаперевозчика по предписаниям ГК РФ, если в страховом полисе не стоит другая сумма.
Также транспортная авиакомпания отвечает за сохранность грузовых отправлений, багажа, вещей, которые находятся при пассажире. Любой желающий может сдать багаж, заранее указав его цену, – тогда размер компенсации будет соответствовать заявленной им стоимости.
Если пассажир этого не сделал, то компенсация будет равняться стоимости багажа, но при этом максимальная цена за 1 кг будет не более 2-х МРОТ.
Возмещение за ручную кладь тоже зависит от стоимости, но если установить ее ценность не представляется возможным, выплачивается компенсация, не превышающая 10 МРОТ.
С компании-авиаперевозчика может быть снята ответственность по возмещению убытка, если она представит доказательства того, что сделала все, что необходимо для предотвращения страхового события, или что никакие действия не смогли бы предотвратить его наступление.
Также страхователь должен доказать, что имущество было утрачено или застраховано не в течение авиаперевозки, а в другое время.
Согласно Кодексу, авиаперевозчик вправе повысить лимит своей ответственности, для этого требуется заключение соглашения с отправителем груза, его получателем либо пассажирами конкретного рейса.
Обязательное страхование ответственности перевозчика предусматривает установление размера для каждого пассажира в 1000 и более МРОТ. Такая сумма выплачивается, если человек погиб или травмирован.
Что же касается компенсации за утраченное имущество, то минимальная сумма зависит от лимита ответственности авиаперевозчика.
Страхование грузов это вид имущественного страхования, рекомендуемый компанией «Лоу Кост Перевозки». Страхование каждой партии перевозимого груза приближает шанс выплаты к максимуму в связи с тем, что страхуется Нами непосредственно груз, а отправитель/получатель груза указывается в договоре страхования, как выгодоприобретатель. При таких условиях страховая компания как показывает практика производит страховые выплаты, прежде всего из расчета: убыток по выплате не превышает убытков от потери объема страхования нашей компании.
При страховании груза имеет место ряд преимуществ:
- С точки зрения арбитражной практики при страховании грузов усматривается положительная тенденция выплат, основанная на однозначности законодательной базы и нормативно-правовых актов;
- Документооборот при страховании грузов прост и легко оформляем;
- Выплаты производятся в минимальные сроки которые как правило оговариваются в договоре страхования;
- Выплаты производятся по заявленной стоимости груза.
Стоит сказать несколько слов о «Генеральном договоре», который страховые компании старательно предлагают потребителю. С чем это связано? Ни для кого не секрет что любой страховой компании выгодно создать такие условия, при которых при наступлении страхового случая в выплате страхового возмещения будет отказано со ссылкой на пункт договора страхования. Так вот «Генеральный договор» это как раз такой продукт. По условиям «Генерального договора» почти у всех страховых компаний оговаривается порядок и сроки предоставления сопроводительной документации на груз. При этом отправитель должен предоставить всю документацию перед отправлением груза, далее на эту документацию должны быть проставлены печати и подписи ответственных лиц. Только при соблюдении данных условий Вы можете считать свой груз застрахованным. А что же делать, если груз нужно отправить срочно или есть необходимость отправки в ночное время? Ответ прост. Ваш «генеральный договор» страхования не будет иметь никакой юридической силы. Мы советуем Вам страховать каждый отдельный случай перевозки.
Нельзя не упомянуть о документации запрашиваемой страховыми компаниями при наступлении страхового случая:
- Заявление страхователя (подается после наступления страхового случая);
- Заявление выгодоприобретателя (подается после наступления страхового случая);
- Страховые документы (страховой полис с приложениями, квитанции об оплате страховой премии), как правило оригиналы;
- Товарно-транспортная накладная;
- Оригиналы договоров перевозки и экспедиции, заявок на перевозку грузов;
- Оригиналы претензионных документов (правоустанавливающие документы на груз, документы, подтверждающие размер причиненного ущерба);
- Акты, составленные при разгрузке;
- Путевой лист;
- Доверенность на перевозку груза;
- Справки из ГИБДД если имело место ДТП.
Все больше транспортных компаний проявляют интерес к тендерному способу выбора исполнителей крупных поставок. Но одним из условий участия в тендере на
такие заказы является наличие страховки. И речь не только о страховании груза. Ответственность сотрудников транспортных и транспортно-экспедиторских
компаний также должна быть застрахована, если они желают побороться за прибыльный заказ.
Зачем организатору конкурса беспокоиться о финансовых интересах грузоперевозчика? С одной стороны, страхование транспортной компании (ее ответственности за груз)
интересно по большей части ей самой. Но, с другой стороны:
- тендер – серьезное мероприятие, которое требует затрат, и организатор готов в него вкладываться лишь с целью найти постоянного партнера (ему не нужно,
чтобы перевозчик разорился или снизил объемы поставок в первый же год сотрудничества из-за ошибки своего водителя); - наличие полиса страхования ответственности экспедитора и
водителя указывает на серьезность, солидность компании; - никто не хочет платить за грузоперевозчика (если груз едет в сопровождении представителя хозяина и грузовладельца можно привлечь к возмещению убытков
по договору).
Страховые суммы, предусмотренные законом
Закон Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика имеет социальную направленность. Законом предусмотрены высокие страховые суммы на каждый страховой случай.
Риски | Страховая сумма (не менее) |
Причинение вреда жизни | 2 025 000 ₽ |
Причинение вреда здоровью | 2 000 000 ₽ |
Причинение вреда имуществу | 23 000 ₽ |
Устав автотранспорта РСФРСР от 1969 г. не дает указаний насчет жизни или травмирования пассажиров. Ответственность автоперевозчика наступает лишь в соответствии с ГК РФ.
Вопрос об ответственности автоперевозчика в отношении грузовых отправлений, багажа пассажиров, их ручной клади регулируется так же, как при ж/д транспортировке.
Если транспортная компания не застраховала свою ответственность, то она будет отвечать за нанесенные ею убытки в рамках законодательства либо иного правового акта.
Автовладельцы и компании, использующие транспортные средства или ведущие другую деятельность, представляющую опасность для других, должны возместить нанесенный ими ущерб.
Исключением может стать вариант, когда инцидент произошел в силу при форс-мажоре или потерпевший умышленно допустил возникновение подобной ситуации.
Возмещать убыток обязана организация или частное лицо, владеющее транспортным средством на любом законном основании: иметь право собственности, арендовать, пользоваться по договору лизинга, по доверенности и т. д.
Если ущерб причинен одновременно несколькими транспортными средствами, то размер компенсации делится на всех владельцев поровну. Владелец не будет нести ответственности, если представит доказательство того, что он лишился своего ТС в результате незаконных действий злоумышленников.
Страхование ответственности перевозчика: виды, общие понятия
Этот страховой продукт условно классифицируется по типам средств, которые используются в для транспортировки каждом конкретном случае:
- автомобильный,
- водный,
- воздушный,
- железнодорожный.
Также классификацию проводят по категориям людей, которые могут понести убытки в результате работы транспортной компании.
Поэтому полисы могут покрывать следующие риски:
- вред здоровью человека, смерть,
- поврежденный багаж,
- утеря, неверная отправка груза, его порча,
- разные виды ущерба, причиненного посторонним (тем, кто не является пассажиром, и тем, кто не сотрудничает с компанией-перевозчиком).
Устав автотранспорта РСФРСР от 1969 г. не дает указаний насчет жизни или травмирования пассажиров. Ответственность автоперевозчика наступает лишь в соответствии с ГК РФ.
Вопрос об ответственности автоперевозчика в отношении грузовых отправлений, багажа пассажиров, их ручной клади регулируется так же, как при ж/д транспортировке.
Если транспортная компания не застраховала свою ответственность, то она будет отвечать за нанесенные ею убытки в рамках законодательства либо иного правового акта.
Автовладельцы и компании, использующие транспортные средства или ведущие другую деятельность, представляющую опасность для других, должны возместить нанесенный ими ущерб.
Исключением может стать вариант, когда инцидент произошел в силу при форс-мажоре или потерпевший умышленно допустил возникновение подобной ситуации.
Возмещать убыток обязана организация или частное лицо, владеющее транспортным средством на любом законном основании: иметь право собственности, арендовать, пользоваться по договору лизинга, по доверенности и т. д.
Если ущерб причинен одновременно несколькими транспортными средствами, то размер компенсации делится на всех владельцев поровну. Владелец не будет нести ответственности, если представит доказательство того, что он лишился своего ТС в результате незаконных действий злоумышленников.
Страховым случаем является факт наступления ответственности перевозчика:
- за полную или частичную физическую утрату груза или его повреждение при перевозке, осуществляемой в соответствии с КДПГ;
- за финансовые убытки в связи с просрочкой в доставке груза, уплатой провозных платежей и понесением прочих расходов, связанных с перевозкой груза, принятого к перевозке в соответствии с КДПГ;
- за нанесение в процессе перевозки вреда жизни (здоровью), имуществу (в том числе окружающей среде) третьих лиц перевозимым грузом;
- за понесение судебных и внесудебных (по оплате услуг экспертов, адвокатов) расходов.
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков устанавливает правила, по которым пассажир (независимо от выбранного им вида транспорта и компании перевозчика) вправе рассчитывать на компенсацию ущерба, причиненного его имуществу, жизни и здоровью вследствие несчастного случая во время поездки.
Обязательность данного вида страхования подразумевает неизбежность его для перевозчиков, а потому – отсутствие подобной страховки лишает компанию права на осуществление перевозок, а пассажира – гарантий на получение компенсационных выплат.
Поэтому пассажир может заблаговременно ознакомиться с реквизитами страховщика, а также номером, датой заключения и сроком действия договора страхования, размещенными на сайте, рекламных брошюрах и билетах.
При отсутствии таковой информации в открытом доступе перевозчик обязан предоставлять ее по первому требованию клиента.
Намеренное же сокрытие перевозчиком информации о его страховой компании и порядке действий клиента при наступлении страхового случая должно наводить пассажира на мысль о смене перевозчика.
Как пассажиру получить страховое возмещение
Самая распространенная причина наступления страхового события при поездках на общественном транспорте — ДТП. Получив травму в аварии, пассажир должен обратиться к водителю, а в случае смерти — его родственникам нужно обращаться в НССО.
Водитель обязан вызвать неотложку и представителя ГИБДД, озвучить информацию о страховщике и выдать документ о причинении вреда.
СК возмещает ущерб только после того, как будет доказано, что человек погиб или получил увечья в поездке на транспорте. Храните свой билет до окончания путешествия.
Страховая премия лимитирована законодательными нормами.
Если страхование пассажиров оформлено с нарушением действующего законодательства, компенсацию обязан выплатить перевозчик.
Оставить заявку
Страхование ответственности автоперевозчика
Страхование ответственности автоперевозчика проводится на возможное наступление страхового случая, связанного с эксплуатацией автомобильных транспортных средств как перевозочного средства. Страховым объектом является гражданская ответственность автоперевозчика, возникающая при наступлении страхового события. К страховым событиям относятся претензии со стороны лиц, заключивших договор о перевозке грузов с перевозчиком, на возмещение убытка. Объем ответственности и порядок уплаты определяются нормами международного права, законодательной базой Российской Федерации и договором страхования гражданской ответственности автоперевозчика.
Страхователями данного вида страхования могут быть лица с любой организационно-правовой формой деятельности, осуществляющие перевозку грузов по территории России и иностранных государств.
Страхование по ответственности автоперевозчика относится к добровольному виду страхования. Тем не менее, оно достаточно популярно в отрасли международного автомобильного сообщения, поскольку несет дополнительные гарантии грузовладельцу по выполнению обязательств, возложенных на себя автоперевозчиком.
Страхование ответственности автоперевозчика покрывает следующие риски:
- повреждение, утрата или гибель груза;
- финансовые убытки грузоотправителя вследствие несвоевременно доставленного груза, несоблюдение инструкции отправителя по доставке груза;
- ошибки страхователя при заполнении сопроводительной документации (неправильно заполненная транспортная накладная, прочее);
- расходы, связанные с предотвращением и уменьшением размера возможного ущерба (переупаковка, сортировка), расходы на защиту интересов в судебных органах по наступившим событиям, ответственным за которые является страхователь.
Субъекты договора страхования пассажиров транспорта
В качестве страховой фирмы по страхованию ответственности перевозчика пассажиров может быть любая организация, которая имеет лицензию на осуществление данного вида защиты.
В качестве страхователя выступает любая компания, которая занимается транспортными перевозками пассажиров.
К ним относятся компании:
- железнодорожные (пригородного и дальнего следования);
- воздушные (также и вертолетные) (см. Страхование авиаперевозок);
- морские и речные;
- внутренние водные (внутригородские, пригородные, прогулочные, местные, туристические до 24 часов, и т.д.);
- автомобильные (пригородные, городские, заказные, междугородные, маршрутные, международные);
- трамвайные, троллейбусные и автобусные;
- внеуличные (монорельс, и т.д.).
Обязательства по страхованию пассажиров общественного транспорта не распространяются на легковые такси и метрополитен. В первом случае регулирование деятельности осуществляется другими законодательными актами.