Страхование ответственности перевозчиков
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страхование ответственности перевозчиков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основной нормативный документ, связанный со страховкой ОСГОП, — это Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».
Какая может быть страховая защита?
Страховым случаем является возникновение обязательств перевозчика по возмещению вреда, причиненного при перевозке жизни, здоровью, имуществу пассажиров в течение срока страхования.
Договором страхования покрываются следующие риски:
- причинение вреда жизни;
- причинение вреда здоровью;
- причинение вреда имуществу.
Минимальные размеры страховых сумм по каждому страховому случаю согласно Закону №67-ФЗ:
- за причинение вреда жизни потерпевшего ─ не менее 2 025 000 рублей на 1 пассажира;
- за причинение вреда здоровью потерпевшего ─ не менее 2 000 000 рублей на 1 пассажира;
- за причинение вреда имуществу потерпевшего ─ не менее 23 000 рублей на 1 пассажира.
При этом в договоре страхования по желанию страхователя может быть предусмотрен больший размер страховой суммы, по риску причинения вреда имуществу потерпевшего может быть установлена безусловная франшиза.
Исключения из страхового покрытия:
- воздействие ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения*;
- последствия военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий*;
- гражданская война, народные волнения или забастовки*;
- наступление страхового случая из-за умысла выгодоприобретателя.
* По желанию страхователя может быть включено в договор страхования в качестве дополнительного покрытия.
Страховой тариф устанавливается (в диапазоне, утвержденном Указанием ЦБ РФ) по каждому риску в расчете на 1 пассажира в зависимости от вида транспорта, вида перевозок, а также в зависимости от выбранных страхователем условий по франшизе и по включению в договор страхования дополнительного покрытия.
Страховая премия по каждому риску (по видам транспорта и видам перевозок) = количество пассажиров х страховая сумма по каждому риску х страховой тариф по каждому риску.
Страховые суммы, предусмотренные законом
Закон Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика имеет социальную направленность. Законом предусмотрены высокие страховые суммы на каждый страховой случай.
Риски | Страховая сумма (не менее) |
Причинение вреда жизни | 2 025 000 ₽ |
Причинение вреда здоровью | 2 000 000 ₽ |
Причинение вреда имуществу | 23 000 ₽ |
Обязанность перевозчика страховать свою гражданскую ответственность и информировать об исполнении данной обязанности
1. Гражданская ответственность перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном) подлежит страхованию в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом. Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована.
2. В случае, если указанные в части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона имущественные интересы перевозчика при осуществлении им международных перевозок, а также перевозчика, являющегося владельцем судна, зарегистрированного в Российском международном реестре судов, при осуществлении им перевозок в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж) и перевозчика при осуществлении им международных и (или) внутренних воздушных перевозок застрахованы по договорам страхования, заключенным в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации, национальными требованиями иных государств или их союзов, являющимися условием осуществления деятельности по перевозкам пассажиров, или в добровольном порядке (в том числе в соответствии с договорами страхования, заключенными за пределами Российской Федерации) по страховым рискам и со страховыми суммами в размере не менее чем указанные в настоящем Федеральном законе, обязанность, установленная частью 1 настоящей статьи, считается исполненной такими перевозчиками.
3. Перевозчик, не исполнивший возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, фактически осуществляющие перевозки физических лиц автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанные перевозки осуществляются физическим лицом для личных, семейных, домашних нужд), при отсутствии договора обязательного страхования несут ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.
4. Суммы, неосновательно сбереженные перевозчиком вследствие неисполнения возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, взыскиваются по иску федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта (далее — орган транспортного контроля и надзора), в доход Российской Федерации с начислением на эти суммы процентов в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
5. Утратил силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 251-ФЗ.
6. Перевозчик обязан предоставлять пассажирам информацию о страховщике, с которым у него заключен договор обязательного страхования (наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона), и договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия) путем размещения указанной информации в местах, доступных для пассажиров (в местах продажи билетов, на информационных стендах, в транспортном средстве), на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на билете, в раздаточных информационных материалах, путем транслирования посредством звуковых информационно-справочных систем либо иными способами и поддерживать указанную информацию в актуальном состоянии.
7. При наступлении страхового случая перевозчик немедленно обязан проинформировать каждого потерпевшего, персональные данные которого имеются у перевозчика, о:
1) правах потерпевших, вытекающих из договора обязательного страхования и настоящего Федерального закона, а также порядке действий потерпевших для получения возмещения причиненного вреда;
2) страховщике, с которым перевозчиком заключен договор обязательного страхования, наличии его филиалов и представительств в субъектах Российской Федерации (наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона, адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», режим работы), в которые следует обращаться за разъяснением условий обязательного страхования и возмещением вреда;
3) договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия).
8. Информацию, предусмотренную частью 7 настоящей статьи, перевозчик также обязан сообщить иным лицам, обратившимся к перевозчику за предоставлением информации в связи с наступлением страхового случая.
9. При причинении вреда жизни потерпевшего, тяжкого вреда его здоровью перевозчик обязан сообщить родственникам потерпевшего, иным выгодоприобретателям, обратившимся к перевозчику за предоставлением информации в связи с причинением вреда жизни, здоровью, имуществу потерпевшего, о вытекающих из договора обязательного страхования и настоящего Федерального закона правах выгодоприобретателей. Риск последствий неисполнения перевозчиком этой обязанности лежит на перевозчике.
Законодательный регламент по ОСГОП
Фундамент для введения обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика был заложен в 2012 году, а уже в 2013 ФЗ 67 вступил в силу. Дело в том, что нормативно-правовой акт начал регулировать любые отношения, которые связаны с гражданской ответственностью на транспорте. Исключением стали таксомоторные службы и метрополитен. Ответственность предусмотрена за:
- Повреждение имущества.
- Нанесения вреда здоровью.
- Причинение вреда жизни.
Естественно, ответственность накладывается на перевозчика. В случае, если с пассажирами произошел несчастный случай.
Перевозка людей на транспорте урегулирована другими законодательными актами, и эта система страхования является лишь еще одним подтверждением. Компания, занимающаяся перевозками, обязана страховать ответственность, в независимости от типа используемого транспорта.
Страховая защита действует минимум 12 месяцев. Страховое покрытие предполагает внесение всего перечня транспорта в договор. Федеральный закон охватывает практически все его разновидности:
- Городской электротранспорт.
- Внутренние перевозки на воде.
- Морская перевозка пассажиров.
- Железнодорожные перевозки.
- Воздушный транспорт и т.п.
Страховым случаем является факт наступления ответственности перевозчика:
- за полную или частичную физическую утрату груза или его повреждение при перевозке, осуществляемой в соответствии с КДПГ;
- за финансовые убытки в связи с просрочкой в доставке груза, уплатой провозных платежей и понесением прочих расходов, связанных с перевозкой груза, принятого к перевозке в соответствии с КДПГ;
- за нанесение в процессе перевозки вреда жизни (здоровью), имуществу (в том числе окружающей среде) третьих лиц перевозимым грузом;
- за понесение судебных и внесудебных (по оплате услуг экспертов, адвокатов) расходов.
Базовые страховые тарифы:
Базовые годовые страховые тарифы для одного транспортного средства, евро
Количество |
Лимит ответственности на один страховой случай, евро |
|||||||
15 000 |
25 000 |
50 000 |
100 000 |
200 000 |
230 000 |
260 000 |
300 000 |
|
1-3 |
236 |
263 |
305 |
347 |
388 |
395 |
402 |
412 |
4-5 |
225 |
251 |
291 |
331 |
370 |
377 |
384 |
394 |
6-10 |
216 |
242 |
280 |
318 |
356 |
363 |
369 |
378 |
11-20 |
203 |
227 |
263 |
299 |
335 |
341 |
347 |
356 |
21-50 |
190 |
213 |
246 |
280 |
313 |
319 |
325 |
333 |
51-100 |
177 |
198 |
229 |
261 |
292 |
297 |
302 |
310 |
Свыше 100 |
162 |
181 |
210 |
239 |
267 |
272 |
277 |
284 |
Размер выплат по страховке ОСГОП
Рассмотрим статью 8 Федерального закона:
2. В договоре обязательного страхования страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:
1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на одного пассажира;
2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем два миллиона рублей на одного пассажира;
3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем двадцать три тысячи рублей на одного пассажира.
Итак, закон не устанавливает единых тарифов по выплатам для страховых компаний. То есть каждая фирма вправе предложить перевозчику собственные условия. Однако минимальные цифры в законе обозначены.
Например, жизнь каждого пассажира может быть застрахована на сумму, которая больше или равна 2 025 000 рублей.
Выше речь шла о том, что при отсутствии страховки перевозчик (в том числе физическое лицо) должен оплатить такую сумму за гибель каждого пассажира из собственного кармана. Так что в случае отсутствии страховки затраты на возмещение ущерба могут оказаться весьма значительными и привести к банкротству небольшой организации.
Страхование ответственности перевозчика: виды, общие понятия
Этот страховой продукт условно классифицируется по типам средств, которые используются в для транспортировки каждом конкретном случае:
- автомобильный,
- водный,
- воздушный,
- железнодорожный.
Также классификацию проводят по категориям людей, которые могут понести убытки в результате работы транспортной компании.
Поэтому полисы могут покрывать следующие риски:
- вред здоровью человека, смерть,
- поврежденный багаж,
- утеря, неверная отправка груза, его порча,
- разные виды ущерба, причиненного посторонним (тем, кто не является пассажиром, и тем, кто не сотрудничает с компанией-перевозчиком).
Страхование ответственности компании экспедитора – это подвид гражданской ответственности. Имеет такие особенности:
- Направлено на защиту имущественных интересов страхователя при наступлении страхового случая.
- Объектами страхования становятся жизнь и здоровье людей, сохранность груза.
- Страхование ответственности осуществляется при заключении генерального договора.
- Услугами страхования ответственности пользуются транспортные, экспедиционные и логистические компании.
- Страховка покрывает возможный ущерб, возникший по любой причине (включая случайную ошибку сотрудников).
- Страховые риски: повреждение или потеря груза, финансовые убытки, ответственность перед другими людьми, компенсацию дополнительных расходов;
- Гражданская ответственность экспедитора наступает при мошеннических или других умышленных действиях, выполнении обязанностей в алкогольном или наркотическом опьянении, отказе выполнять доставку груза.
- Договор может сочетать два отдельных вида: страхование ответственности и страховка груза самим экспедитором.
Ответственность перевозчиков перед пассажирами
ОСГОПП — это обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров.
Введение ОСГОПП в Российской Федерации предусмотрено Федеральным законом от 14.06.2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», который вступил в силу с 1 января 2013 г. Этот нормативный акт регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (за исключением метрополитена и легковых такси) за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.
Договор ОСГОПП заключается сроком не менее, чем на 1 год и в отношении всего парка ТС перевозчика;
Виды перевозок, которые подлежат страхованию:
Железнодорожный транспорт пригородного сообщения и дальнего следования, включая международные перевозки;
Воздушный транспорт: самолеты внутренних и международных линий и вертолеты;
Внутренний водный транспорт;
Автобусные перевозки, включая внутригородские, пригородные, междугородние и международные перевозки;
Независимо от вида транспорта перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность.
Перевозчик, не исполнивший возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, фактически осуществляющие перевозки физических лиц автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанные перевозки осуществляются физическим лицом для личных, семейных, домашних нужд), при отсутствии договора обязательного страхования несут ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.
Суммы, неосновательно сбереженные перевозчиком вследствие неисполнения возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, взыскиваются по иску федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта (далее — орган транспортного контроля и надзора), в доход Российской Федерации с начислением на эти суммы процентов в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
Единая стоимость. Разная надежность
Минимальные и максимальные ставки страховых тарифов по ОСГОПП установлены Указанием Центрального Банка РФ и являются едиными для всех перевозчиков в зависимости от вида транспорта и вида перевозок.
Несмотря на то, что купить полис ОСГОПП можно во многих компаниях, нужно иметь в виду, что от надежности выбранной страховой компании будет зависеть, насколько простой будет процедура урегулирования убытка при наступлении страхового события.
Страховые выплаты
Действующим законодательством установлены лимиты страховых выплат при наступлении ответственности перевозчика в результате причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в пределах установленных договором ОСГОПП страховых сумм:
Риск | Страховая сумма (минимальная) |
---|
Размер выплат по страховке ОСГОП
Рассмотрим статью 8 Федерального закона:
2. В договоре обязательного страхования страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:
1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на одного пассажира;
2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем два миллиона рублей на одного пассажира;
3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем двадцать три тысячи рублей на одного пассажира.
Итак, закон не устанавливает единых тарифов по выплатам для страховых компаний. То есть каждая фирма вправе предложить перевозчику собственные условия. Однако минимальные цифры в законе обозначены.
Например, жизнь каждого пассажира может быть застрахована на сумму, которая больше или равна 2 025 000 рублей.
Выше речь шла о том, что при отсутствии страховки перевозчик (в том числе физическое лицо) должен оплатить такую сумму за гибель каждого пассажира из собственного кармана. Так что в случае отсутствии страховки затраты на возмещение ущерба могут оказаться весьма значительными и привести к банкротству небольшой организации.
Полиция и скорая помощь
Если в ДТП есть погибшие или раненые, всегда вызывают спецслужбы: полицию и скорую помощь. Сотрудники полиции фиксируют ДТП и возбуждают административное дело, а медики оказывают помощь пострадавшим.
Правила дорожного движения обязывают всех водителей вызывать спецслужбы под страхом административного или уголовного наказания — в зависимости от размера вреда, причиненного пострадавшим.
Если бы водитель автобуса был без сознания и его положение было опасно для жизни и здоровья, мотоциклиста в такой ситуации могли бы и отправить в тюрьму.
Сам пострадавший не обязан дожидаться медиков и полицию. Можно пойти в поликлинику самостоятельно. При ДТП обращаться к медикам нужно как можно скорее, чтобы зафиксировать вред здоровью. Если в будущем возникнет спор с перевозчиком, надо будет доказать, что травмы получены в результате ДТП, а не где-то еще. Чем больше времени пройдет, тем сложнее будет установить связь между происшествием и травмой.
Дальше сотрудники полиции сами приедут к пострадавшему в больницу или домой, чтобы выяснить обстоятельства ДТП для правильной квалификации правонарушения. Если полиция по каким-то причинам не приехала, следует позвонить в ГИБДД и сообщить о себе: сотрудники ГИБДД должны зафиксировать, что пассажир — потерпевший в ДТП.
Объяснения пострадавшего оформляются протоколом об административном правонарушении. Его сотрудники ГИБДД забирают, чтобы приобщить к материалам дела об административном правонарушении. В конце документа потерпевшему нужно расписаться, предварительно проверив его. В протоколе должно быть отражено, что вы пострадали в данном ДТП, — это нужно, чтобы получить документы для компенсации вреда.
Объем страхового покрытия и виды защиты
Страховой случай в контексте ОСГОП это не только крупномасштабная катастрофа на транспорте. Это любой вред, нанесенный вашим пассажирам или их имуществу.
Обязательное страхование удобно тем, что оно жестко регламентировано действующим законодательством. Следовательно, страховая сумма по любой программе страхования не может быть менее 23 тысяч рублей. Это сумма, начисляется за причинение вреда имуществу. Она минимальная. Закон рассматривает и другие ситуации:
- Минимум 2 млн. рублей за причинение вреда здоровью.
- Минимум 2 миллиона 25 тысяч рублей за причинение вреда для жизни.
Номинальная сумма рассчитана на 1 человека. Страховая выплата может быть больше, но ниже установленного предела в законе об обязательном страховании, сумма быть не может. В объем страхового покрытия не входят ситуации, когда авария на транспорте была спровоцирована в корыстных целях. Кроме того, есть стандартный список исключений (забастовки, военные действия, радиационное загрязнение или заражение и т.п.).
При необходимости вы можете добавить исключения в список рисков. Стоимость полиса увеличится. Программа страхования не предполагает выплат за инсценировку ДТП. Все остальные риски включить в пакет страхового покрытия можно.