Расшифровка моторного масла (полезная информация)
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расшифровка моторного масла (полезная информация)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На канистре можно увидеть маркировку от известных автобрендов. Она указывает на то, что средство прошло сертификацию у определённого производителя автомобилей, то есть компания разрешает его использование на своих двигателях.
Различие по области применения
Классификация по области применения, изложенная выше имеет 3 типа (дизельные, бензиновые, турбированные).
Однако тенденция последнего времени привела к появлению подгруппы собственных типов масел. Это связано с массовым производством двигателей с турбонаддувом (бензин, дизель).
Данная классификация масла для двигателей различает между собой составы, у которых применены различные присадки. Они создают условия для эффективной работы масла на моторах с определенным типом топлива. Эти присадки предотвращают загустение и вспенивание масляного состава в турбо-моторах. Соответствующий показатель указан в регламенте международного стандарта API (разработка 1947 года американским нефтяным институтом).
Две буквы на латинице после названия стандарта указывают на масло для определенного типа мотора:
- буква S («Service») – бензиновые моторы;
- С («Commercial») – дизельные.
Вторая после данных буква отвечает за наличие турбины, а также указывает на период времени производства силовых агрегатов — для них и предназначено масло.
Еще в дизельных маслах присутствует цифра 2 либо 4, обозначающая двух/четырехтактный мотор.
Универсальное моторное масло применяется на бензине, и дизеле – классификация при таком раскладе имеет двойной стандарт. Пример: SF/CC, SG/CD и так далее.
Какова роль масла в автомобиле
Первоначально функцией моторного масла было смазывание шеек коленчатого вала, избавление от побочных продуктов износа и снижение температуры путем вывода жидкости в поддон двигателя.
В современной автоиндустрии функции моторных жидкостей стали заметно шире и изменился состав под осуществление новых функций.
Базовые функции машинного масла:
- защита деталей и рабочих поверхностей от трения за счет образования на них тонкой устойчивой пленки;
- предупреждение появления коррозии;
- охлаждение мотора путем отвода рабочей жидкости в поддон, находящийся в самом низу двигателя;
- удаление из мест повышенного трения отходов механического износа;
- удаление продуктов сгорания топливной смеси, таких как нагар, сажа и других.
Как выбрать подходящее масло для двигателя
Посмотреть, получило ли оно допуск от производителя, который выпустил автомобиль. Информация об этом указана в технических документах. Определить, к какому виду по составу относится продукт: минеральному, синтетическому либо полусинтетическому. Установить вязкость по SAE, выбрать летнюю, зимнюю или всесезонную категорию смазочных средств. Установить класс качества по классификации API, АСЕА и ILSAC. На этикетке канистры производитель указывает класс в виде буквенно-цифрового обозначения.
Допуски моторного масла
Это обусловлено тем, что на одном моторе смазка может работать отлично, а для другого стать причиной износа и поломок. Технологии и стандарты изготовления двигателей у каждого производителя разные, а в маслах применяют различные присадки, которые непредсказуемо взаимодействуют с применяемыми в производстве авто материалами.
Препарату, который в ходе проведённых испытаний доказал соответствие требованиям автобренда, производитель даёт код или допуск. Поэтому целесообразно покупать средство, успешно прошедшее сертификацию. Допуск масел, которые разрешено заливать в свой автомобиль, можно найти в технической документации.
Как выбирать моторное масло?
Основными критериями при выборе технические показатели:
- тип – синтетические, полусинтетические и минеральные;
- сертификация моторных масел по степени вязкости (SAE);
- классификация по эксплуатационным качествам (API и ACEA);
- классификация по стандартам качества ILSAC.
В нашей статье вы подробно узнаете об особенностях и преимуществах жидкостей различных категорий и научитесь читать этикетку смазочного материала правильно.
«Синтетика», «полусинтетика» или «минералка»?
Синтетические моторные масла считаются одними из лучших, а минеральные – более доступными. Полусинтетические сочетают в себе сильные стороны масел двух предыдущих категорий. Но при выборе важно учитывать не известность бренда и стоимость, а другие, более важные технические параметры.
Сравнительная таблица классификации смазочных материалов поможет разобраться, какой вариант подходит именно вашему автомобилю:
Минеральные | Полусинтетические | Синтетические |
Получены из базовых масел, обогащены химическими присадками для повышения производительности двигателя. | Смесь минеральных и синтетических материалов с повышенной стойкостью к окислению. Работают в сложных температурных условиях. | Получены в результате переработки или в условиях лабораторий с добавлением присадок высокого качества. |
Подходят для автомобилей, которые используются ежедневно для регулярных поездок за пределы города на умеренной скорости. | Подходят автомобилям и всем типам транспортных средств, работающих в городской среде и в условиях скоростной езды. | Разработаны для улучшения защиты и продления срока службы двигателя. Снижают трение и понижают расход топлива. |
Подобрать оптимальное моторное масло просто, если вы знаете, как изучать этикету и на что смотреть в первую очередь. Главное – не ошибиться в основных моментах. Вот что мы рекомендуем:
- Выбирайте масло с вязкостью, рекомендованной производителем. Не ниже и не выше. Если выберете вариант с низкими значениями, получите высокий расход материала и увеличение нагара. А если решите залить масло с высокими значениями, то обеспечите маслосъемным кольцам преждевременный износ.
- Какая спецификация моторного масла правильная? Безошибочный выбор по API такой: для дизеля – не ниже СL-4 PLUS или СJ-4, для б/у иномарки с бензиновым мотором – SМ или SN. Но стоит обращать внимание на допуски производителей.
- Следите, чтобы смазочные материалы были оригинальными. Иначе на механизме образуются отложения, что спровоцирует сбои в работе, преждевременный износ, дорогостоящий ремонт или затраты на покупку и установку нового ДВС. Последнее особенно неприятно, если у мотора небольшой пробег.
Чтобы окончательно разобраться в кодах и цифрах на канистрах, изучайте расшифровки спецификации моторных масел и требования производителя вашего автомобиля к смазочным материалам. Вы быстро научитесь определять продукты с необходимой вязкостью, оптимальными допусками по API, ACEA, ILSAC и другими параметрами.
Делаем правильный выбор моторного масла
Для правильного выбора моторного масла, кроме информации на этикетке смазочного материала и параметров температуры, используемого автотранспорта, рекомендуется обращать внимание на следующие данные:
-
Если новый двигатель не отработал четверти от заявленного ресурса, то необходимо использовать масло 5W30 /10W30 (SAE);
-
Силовая установка с ресурсом работы в 25-75% является намного лояльнее. Поэтому рекомендуется применять масло типа 15W40/5W30/10W30 в зимний период, а при стандартном использовании 5W40;
-
А вот уже с отработанным ресурсом в 75% и выше, стоит использовать масло 15W40 /20W40 (SAE) – летний период, 5W40 /SAE 10W40 (SAE) – зимний период, 5W40 (SAE) – стандартное применение.
Учитывайте тот факт, что использовать моторное масло для вашей силовой установки стоит только от проверенной торговой марки. Только в данном случае ваш двигатель прослужит много лет, без неожиданных поломок и “сюрпризов”.
Виды вязкости моторных масел по-разному определяются в мировой практике. Проблема их стандартизации появилась практически на заре автомобилестроения. В 1911 году была создана организация автомобильных инженеров SAE, которая и создала классификацию масел по классу вязкости. Сегодня он определяется по стандарту SAE J300 с учетом рекомендаций производителя автомобиля, а подбирается конкретный продукт в зависимости от режима и условий работы.
Основные группы масел по этой классификации и их маркировка указаны в таблице.
Сезонность | Свойства | Маркировка |
---|---|---|
Зимние | Низкая вязкость, могут применяться при отрицательных температурах | Маркируются буквой W, например, SAE W0, SAE 15W и т.д., где цифры отвечают за низкотемпературные свойства масла-прокачиваемость и проворачиваемость. Чем ниже цифра- тем ниже вязкость масла при отрицательных температурах и легче пуск двигателя |
Летние | Высокая вязкость, могут использоваться в жаркую погоду | Не имеют специальной буквенной маркировки, например, SAE 20 или SAE 60. Чем выше цифра, тем гуще масло при рабочих температурах и тем ниже износ двигателя |
Всесезонные | Удовлетворяют одновременно двум критериям, то есть могут работать при низкой и высокой температуре | Для них используется двойное числовое значение, и температуры, и вязкости, например, SAE 15W-40 |
Классификация моторных масел по ACEA
Эта классификация была разработана организацией европейских автопроизводителей. По этой классификации все масла делятся на несколько классов.
Предназначение масла | Категории | Применение |
---|---|---|
Для бензиновых и легковых дизельных двигателей | A3/B4 | Устойчивые к деструкции масла для удлиненных интервалов замены в легковых и легконагруженных бензиновых и дизельных двигателях с прямым впрыском |
A5/B5 | Устойчивые к деструкции масла для удлиненных интервалов замены в легковых и легконагруженных бензиновых и дизельных двигателях с прямым впрыском, требующих применения масел с низким значением HTHS вязкости | |
A7/B7 | Устойчивые к деструкции масла для удлиненных интервалов замены в легковых и легконагруженных бензиновых и дизельных двигателях с прямым впрыском, требующих применения масел с низким значением HTHS вязкости с дополнительными требованиями по предотвращению LSPI эффекта | |
Для бензиновых и дизельных установок, при условии, что они оснащены нейтрализаторами отработанных газов | С2 | Устойчивые к деструкции масла со средним уровнем сульфатной золы Mid SAPS для совместимости с устройствами нейтрализации отработавших газов. Используются для удлиненных интервалов замены в легковых и легконагруженных бензиновых и дизельных двигателях с прямым впрыском, требующих применения масел с низким значением HTHS вязкости (не менее 2.9 сП) |
С3 | Устойчивые к деструкции масла со средним уровнем сульфатной золы Mid SAPS для совместимости с устройствами нейтрализации отработавших газов. Используются для удлиненных интервалов замены в легковых и легконагруженных бензиновых и дизельных двигателях с прямым впрыском | |
С4 | Устойчивые к деструкции масла с низким уровнем сульфатной золы Low SAPS для совместимости с устройствами нейтрализации отработавших газов. Используются для удлиненных интервалов замены в легковых и легконагруженных бензиновых и дизельных двигателях с прямым впрыском | |
С5 | Топливосберегающие устойчивые к деструкции масла со средним уровнем сульфатной золы Mid SAPS для совместимости с устройствами нейтрализации отработавших газов. Используются для удлиненных интервалов замены в легковых и легконагруженных бензиновых и дизельных двигателях с прямым впрыском, требующих применения масел с очень низким значением HTHS вязкости (не менее 2.6 сП) | |
С6 | Топливосберегающие устойчивые к деструкции масла со средним уровнем сульфатной золы Mid SAPS для совместимости с устройствами нейтрализации отработавших газов. Используются для удлиненных интервалов замены в легковых и легконагруженных бензиновых и дизельных двигателях с прямым впрыском, требующих применения масел с очень низким значением HTHS вязкости (не менее 2.6 сП) с дополнительными требованиями по предотвращению LSPI эффекта в бензиновых двигателях и защитой турбины от отложений в дизельных двигателях | |
Для высоконагруженных дизельных двигателей | E4 | Устойчивые к деструкции масла, обеспечивающие превосходную чистоту двигателя, защиту от износа и шлама. Используются в высоконагруженных дизельных двигателях Евро-1…Евро-5 с EGR системами, не оснащенных сажевыми фильтрами DPF, а также для части двигателей с каталитическими SCR системами для длительных интервалов замены и тяжелых условий эксплуатации |
E6 | Устойчивые к деструкции масла, обеспечивающие превосходную чистоту двигателя, защиту от износа и шлама. Используются в высоконагруженных дизельных двигателях Евро-1…Евро-6 с EGR системами, оснащенных сажевыми фильтрами DPF или без них, а также для двигателей с каталитическими SCR системами для длительных интервалов замены и тяжелых условий эксплуатации | |
E7 | Устойчивые к деструкции масла, обеспечивающие высокую чистоту двигателя, защиту от износа и шлама. Используются в высоконагруженных дизельных двигателях Евро-1…Евро-5 и большинства EGR системам, не оснащенных сажевыми фильтрами DPF, а также для большинства двигателей с каталитическими SCR системами для длительных интервалов замены и тяжелых условий эксплуатации | |
E9 | Устойчивые к деструкции масла, обеспечивающие высокую чистоту двигателя, защиту от износа и шлама. Используются в высоконагруженных дизельных двигателях Евро-1…Евро-6 и большинства EGR системам, оснащенных сажевыми фильтрами DPF или без них, а также для большинства двигателей с каталитическими SCR системами для длительных интервалов замены и тяжелых условий эксплуатации |
Минералка, синтетика, полусинтетика — что это значит
Речь идет о базовой основе для моторных масел. Минеральное масло получают непосредственно из нефти путем ее перегонки и очистки. Его себестоимость ниже прочих, поэтому и конечный продукт получается относительно недорогим.
Синтетическое масло, как видно из названия, делают путем синтеза из органических соединений. Существуют различные технологии — к примеру, сверхчистая и отлично взаимодействующая с присадками основа получается из природного газа по технологии GTL (Gas-to-Liquids).
Полусинтетика содержит как минеральную основу, так и синтетическую, чаще в соотношении 70/30.
Синтетика считается самым высокотехнологичным в производстве маслом, обладающим наиболее стойкими характеристиками и высокими потребительскими качествами. Цена у него, соответственно, тоже самая высокая. Это масло рекомендуют для современных двигателей с особо точной подгонкой деталей, которые нередко работают в сложном ритме движения (например, городском), в условиях перепада температур, особенно в морозы.
Минеральное масло образует устойчивую пленку, с пакетом качественных присадок оно хорошо справляется с очищением, однако заметно теряет вязкость с понижением температуры и чаще нуждается в замене. Обычно его рекомендуют для автомобилей с пробегом и не самой современной конструкцией двигателя и для эксплуатации в мягком климате.
Полусинтетика по рекомендациям подразумевает промежуточный вариант. Однако для окончательного подбора следует учитывать больше параметров.
Существуют ли «чудодейственные» присадки
Это один из наиболее частых вопросов, порожденных навязчивой рекламой всевозможных добавок, которые обещают сделать двигатель чистым как после конвейера, создать невероятно скользкий слой, позволяющий проехать хоть сотню километров после полной утечки масла, и «нарастить» истертые детали до состояния новых. Этот вопрос автор на технических семинарах не раз переадресовывал представителям известных производителей масел, и ответы были примерно одинаковыми.
Свойства присадок должны быть оптимально сбалансированы, где одно качество не мешает другому. Действительно, можно добавить стороннюю «сверхскользкую» присадку, но губительно повлиять на характеристики вязкости или, скажем, моющие свойства состава. Цель химиков — не насыпать «всего и побольше», а обеспечить необходимый баланс характеристик для конкретного мотора и синергию компонентов масла. Словом, в качественном масле от известного производителя все необходимое и так уже есть.
В сегодняшней статье нам удалось разобраться в том, что такое автомобильное моторное масло и какие разновидности оно имеет. Поэтому вопросов с расшифровкой маркировок на канистрах смазывающих жидкостей больше возникать не должно. Главное, помните – функциональность вашего средства передвижения напрямую зависит от выбранной топливной смеси.
Мало того, что вы должны соблюдать требования автопроизводителя о параметрах масла, вы должны внимательно следить за его своевременной заменой. Никогда не используйте летнее масло в зимний период, и наоборот. Всегда проверяйте его уровень перед поездками на дальние расстояния и не видитесь на рекламные слоганы.
Для того чтобы продлить срок службы автомобиля, внимательно подходите к вопросу выбора смазочного материала.
Какое масло купить: популярные производители
В вопросе о том, какие моторные масла стоит выбирать, интернет-списки топовых производителей с советами по использованию могут быть очень полезны. Однако стоит понимать, что, покупая масло определенной фирмы, не всегда удается приобрести именно оригинал. Вот почему рекомендуется выбирать продукцию производителей, которые проводят активную политику в сфере защиты от подделок. Способов вычисления подделок много, к ним относятся: приложения на смартфоне, сайты с проверкой одноразового кода на канистре, СМС-сообщения или ультрафиолетовые маячки. Заказывая продукцию в интернете, следует почитать отзывы о моторном масле.
В рейтингах моторных масел часто присутствует продукция следующих производителей:
-
Shell;
-
Total;
-
Elf;
-
Petronas;
-
Comma;
-
Eni;
-
Mobil;
-
Лукойл;
-
Eurorepar;
-
Rheinol;
-
Kroon Oil.
Лучшие производители моторных масел
По отзывам автолюбителей и работников СТО мы выделили производителей самых качественных масел:
- MobiL – всемирно известный американский бренд корпорации Exxon с дочерними предприятиями, разбросанными по всему миру. Благодаря мощнейшей рекламе, наиболее узнаваемая и признанная торговая марка. Используется крупнейшими автомобильными концернами и производителями, как для автомобилей массового спроса, так и для спортивных моделей. Продукция MOBiL совместима с аналогами практически всех сертифицированных масел других производителей.
- SHeLL – транснациональная компания, имеющая более 2000 филиалов в 143 странах мира, находится на вершине мирового рынка нефтепродуктов. Брендовый товарный знак этой компании можно встретить в любом уголке нашей планеты, даже в Арктике и Антарктиде.
- Liqui Moly – бренд компании из Германии – страны, традиционно лидирующей во всём, что связано с автотехникой. Масла этой компании популярны среди владельцев спортивной автотехники и обладателей VIP автомобилей.
- Сastrol – торговая марка, которая принадлежит всемирно известной корпорации British Petrolium. Благодаря торговой стратегии трейдеров, которые держат низкие цены, продукт популярен на российском рынке.
- Лукойл – российский бренд, ГСМ которого сертифицированы по международным стандартам. Они имеют на рынке широкий спрос за счет низких цен по сравнению с зарубежными аналогами.
Российский автолюбитель безусловно знаком с французской торговой маркой Total, которая давно присутствует на рынке. Продукция южнокорейского фирмы ZiC появилась сравнительно недавно, но постепенно все более востребованна.
Продукция американских компаний Motul, General Motors не нуждается в дополнительной рекламе.
Рекомендации по выбору масла в двигатель
Прежде чем правильно подобрать моторное масло необходимо ознакомиться с техническими характеристиками транспортного средства. На что необходимо обратить внимание при выборе качественного моторного масла?
О качестве автомобильного нефтепродукта не судите по его консистенции. Цвет может изменяться зависимо от входящих в него добавок. Кстати, добавление присадок сказывается на свойствах описываемого нефтепродукта. Можно улучшить одни свойства, но в то же время ухудшить другие. В нем уже содержится набор присадок, необходимых для нормальной работы мотора.
Потемнение материала говорит о прекрасных моющих способностях. При этом он прекрасно удерживает продукты неполного сгорания топлива.
На упаковке указываются лишь наставления по режиму температурного использования, а не наставления.
Нельзя смешивать автомобильные нефтепродукты на разных основах.
Если необходимо заменить масло – промойте двигатель.
Сегодня изготавливается большое количество моторных нефтепродуктов отечественного и зарубежного производства. Опасайтесь подделки! Приобретайте материал у производителя или его официальных представителей.
Допустим, если самостоятельный выбор описанного материала для автотранспорта невозможен, то можно воспользоваться специальными службами, которые специализируются на его подборе по марке авто. Таких служб на просторах Интернета огромное количество.
Также помните, что современные моторы очень чувствительны к нефтепродуктам, поэтому к их подбору следует отнестись со всей ответственностью.
Этот и подобные ему вопросы интересуют многих автолюбителей. Ответ на первый – к сожалению, нет, даже если это масла фирм «с мировым именем» (Shell, Mobil, British Petroleum). Каждая фирма производит товарные масла, добавляя к масляной основе целый комплекс присадок, химический состав которых держится в большом секрете. Поэтому, много качественных масел одинакового назначения, изготовленных по требованиям относительно экплуатационно-технических свойств международной классификации API и европейской спецификации ССМС-АСЕА, но по технологиям различных фирм, при смешивании способны создавать смеси низкого качества вследствие взаимодействия и взаимоуничтожения присадок, то есть «несовместимости» присадок. Масла разных фирм взаимозаменяемы, о возможности использования таких масел часто указывают моторостроители. Но это не значит, что их можно смешивать. Классификация API и спецификация АСЕА предполагают обязательные одинаковые методы испытания (лабораторные, стендовые – моторные и т. д.) масел разных фирм. При желании (или необходимости) моторостроители могут вводить дополнительные испытания (или более жесткие условия) к этим классификациям.
То же относится к смешиванию минеральных или синтетических масел (иногда – даже одной фирмы). Масла синтетические могут иметь состав углеводородного характера (в таких случаях масла одной фирмы можно смешивать, на что дает рекомендации фирма производитель масла и за что она несет ответственность), другого химического состава. К сожалению, нередки случаи, когда при смешивании масел ухудшается их качество. В результате этого может «застучать» двигатель, поскольку смесь несовместимых масел превращается в «желе».
Еще более отрицательный ответ на вопрос о возможности смешивания импортных и отечественных масел, особенно тех, которые изготовлены с добавкой «отечественных» присадок. Ни продавец, ни потребитель не знают состава присадок, которые есть в маслах. Некоторые масла «отечественного происхождения» производятся «фирмами», не имеющими даже элементарных знаний по нефтепродуктам. Иногда такими «специалистами» используются отработанные масла (даже без надлежащей регенерации) к производству «товарных». При этом и соответсвующее качество. Поэтому советы по поводу возможности смешивания масел надо давать очень осторожно!